УДК 378.147.88
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУРСАНТОВ МВД РФ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФГОС 6
Н. И. Мусина, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний Новгород, Россия) e-mail: ravilmusin@mail.ru.
Резюме. В данной статье рассматриваются дидактические условия подготовки курсантов к научно-исследовательской деятельности в рамках реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов ведомственного профессионального образования. Определены сущностные характеристики и структурные компоненты научно-исследовательского потенциала как результата подготовки курсантов.
Ключевые слова: подготовка курсантов МВД РФ, креативность, дидактические условия, научно-исследовательский потенциал, научно-исследовательская деятельность.
Государственный заказ на подготовку курсантов ведомственных учебных заведений министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД РФ) обоснован требованиями модернизации правоохранительных структур в целом. Подготовка будущих офицеров к научно-исследовательской деятельности - одна из основополагающих задач современного профессионального образования, определяемых действующими ФГОС.
Приоритетным направлением профессионального образования являетсясоздание особых дидактических условий, направленных на
6 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент Т.Г. Мухина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедра педагогики и психологии, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Нижний Новгород, Россия).
формирование научного потенциала, т.е. «совокупностикачеств, обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность, предрасположенность обучающегося к самостоятельной научно-исследовательской деятельности»[5].
Можно выделить следующие структурные компоненты научно-исследовательского потенциала курсанта: мотивационно-целевой компонент, включающий согласованные мотивы, ценности, цели будущего сотрудника органов внутренних дел, отражающие понимание социальной значимости продуктов профессиональной деятельности и осознание индивидуальных целей и возможностей саморазвития; когнитивно-содержательный компонент, предполагающий наличие профессиональных знаний, умений и навыков, способствующих успешной научно-исследовательской деятельности; рефлексивно-творческий компонент, обусловливающий саморегуляцию научно-исследовательской деятельности.
Мы разделяем концепцию В.В Гунькова, о том, что научно-исследовательский потенциал не является набором постоянного числа характеристик. Разные сферы деятельности предъявляют различные требования к исследователю, что означает потребность в специалистах с различными наборами качеств. Самым важным качеством исследователя, независимо от внешних условий, является способность к творчеству (рефлексивно-творческий компонент деятельности)[1]. В нашем понимании творчество рассматривается как «способность к продуктивной научной деятельности; личностное качество индивида, выраженное в его предрасположенности и готовности создавать, т.е. делать реально существующими, социально значимые новые продукты своей деятельности» [4].В связи с этим научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа требует активации самостоятельной творческой деятельности и развитие творческих способностей курсантов.
Анализ научной литературы, опыта практической работы позволил обосновать следующие дидактические условия формирования научно-исследовательского потенциала курсантов:
1. обучение научно-исследовательской деятельности должно носить поступательный характер на всех этапах обучения,от учебно-исследовательской до научно-исследовательской деятельности в процессе проведения практик, стажировок и т.п.;
2. создание образовательной среды, на основе университетских традиций и научных школ;
3. использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий;
4. обеспечение доступа к разнородным информационным, в том числе электронным документам в базе данных библиотек образовательного учреждения;
5. разработка индивидуальных образовательных маршрутов в контексте научно-исследовательской работы;
6. осуществление своевременной диагностики развития мотивационно-целевого, когнитивно-содержательного, рефлексивно-творческого компонентов научного потенциала курсантов.
Ведущими формами и технологиями организации образовательного процесса, обеспечивающими внедрение разработанных нами дидактических условий, являются научные кружки, семинары, факультативы, конференции по различным видам правоохранительной деятельности. Данные формы организации обучения позволяют реализовывать следующие виды научно-исследовательской деятельности курсантов, обучающихся в ведомственных вузах системы МВД РФ:участие в выполнении плановыхнаучных работ вуза, реализациязадач исследовательского содержания в период ознакомительной стажировки и служебной практики в органах внутренних дел;подготовка научных докладов, статей, тезисов, рефератов по актуальным вопросам служебной деятельности ОВД; информационные сообщения на заседаниях научных кружков, форумов, круглых столов, олимпиадах, конференциях с применением новейших компьютерных технологий; участие в конкурсах, в том числе всероссийских, на лучшие научные работы в различных областях знаний.
Эффективное развитие научной деятельности как дидактического направления в процессе подготовки курсантов в современных условиях базируется на следующих видах ресурсах: кадровом, материальном и научно-методическом и, как подчеркивалось, инновационном, что имеет актуальное значение для осуществления любого вида правоохранительной деятельности. Современные требования к выпускнику ведомственного учебного учреждения МВД РФ, такие как профессиональная компетентность, потребность в самообразовании, гибкость мышления, выраженность личностных качеств определяют и основные цели в развитии научного потенциала личности в целом.
Литература:
1. Гуньков В.В. Научно-исследовательский потенциал студентов как актуальное направление развития системы образования в условиях становления информационного общества // Вестник ЧГПУ . -2014. №4. С.42-49.
2. Ермилова А.В. Место науки в жизни и планах студентов (на примере ННГУ им. Н.И. Лобачевского) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 2. С. 61-72. URL: http://pem.esrae.ru/7-51
3. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. «Формирование креативности студентов дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе». //Приволжский научный журнал Н.Новгород, ННГАСУ. 2014. №1. С.200-225.
4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268с.
5. Остапенко В.С. Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009.- 235с.
Musina N.I. FORMIROVANIE nauchno-ISSLEDOVATEL"SKOGO POTENCIALA KURSANTOV MVD RF v uslovijah REALIZACII NOVYH FGOS / N. I. Musina // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 3. - 2015.
© Н. И. Мусина, 2015.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015. — • —
Abstract. In this article didactic conditions of training of cadets for research activity within implementation of new federal state educational standards of departmental professional education are considered. Intrinsic characteristics and structural components of research potential as result of training of cadets are defined.
Keywords: training of cadets of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, creativity, didactic conditions, research potential, research activity.
— • — Сведения об авторе
Наталья Ивановна Мусина, аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина - Мининский университет (Нижний Новгород, Россия)
— • —
Подписано в печать 15.11.2015. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2015.