Организация методической работы педагогов Южного Урала во второй половине ХХ в.
Г.В. Кораблева, д.ист.н, профессор, Л.А. Кривцова, аспирант, Оренбургский ГАУ
Важной составной частью повышения квалификации учителей являлась методическая работа, цель которой — обеспечение профессионального роста и развития личности педагога. Эта работа проводилась руководителями школ и органами народного образования совместно с институтами усовершенствования учителей (ИУУ), педагогическими учебными заведениями, партийными, государственными, профсоюзными организациями.
Структура методической работы педагогов Южного Урала была обширной и включала профессионально-образовательные институты: ИУУ (с 1990-х гг. ИПК); методические службы при территориальных органах управления (городские и районные методические кабинеты (ГМК/РМК), научно-методические и учебно-методические центры (НМЦ, УМЦ); территориальные методические объединения; кустовые методические объединения; методические объединения в образовательных учреждениях (школьные, межшкольные, районные, межрайонные); педагогические учебные заведения [1]. В свою очередь, указанные звенья находились в непосредственном подчинении об-лоно, роно (областных ГлавУО), Министерства просвещения РСФСР (Министерства образования РФ). Таким образом, методическая работа педагогов находилась под влиянием руководящих органов и осуществлялась из центра.
На протяжении пятидесяти лет были традиционными общешкольные формы методической работы: педагогический совет школы, методические объединения (МО), наставничество, самообразование, школы передового опыта, открытые уроки и внеурочные мероприятия, лекции, теоретические и школьные конференции по обмену опытом, районные и городские педагогические чтения, научно-практические конференции. Многие из них претерпели изменения в своем содержании и организации в последнее десятилетие ХХ в. Работа методических объединений в 1950—1980-е гг. носила больше теоретический характер, в 1990-е гг. — прикладной и направлялась на усиление практических занятий (деловые игры, рассмотрение педагогических ситуаций, опережающее изучение сложных тем программ, проведение практикумов и т.д.).
Главные функции методических кабинетов за исследуемый период заключались в проведении систематической работы по ознакомлению педагогических и руководящих кадров с новыми программами, многообразием учебников, учебно-ме-
тодических комплектов, современных концепций обучения и воспитания учащихся; обобщении и распространении передового опыта, оказании помощи школам в проведении научно-исследовательской, экспериментальной работы. Анализируя деятельность региональных методических кабинетов, можно констатировать, что они изучали потребности учителей и руководителей в профессиональной информации, планировали и организовывали повышение квалификации педагогов и руководителей. Примерами являются методические кабинеты Оренбургской области (гг. Бугурус-лан, Новотроицк, районы Бузулукский, Домба-ровский, Матвеевский, Тюльганский, Яснен-ский) [2].
Последнее десятилетие ХХ в. характеризовалось появлением новых форм методической работы. Например, создавались творческие микрогруппы учителей на добровольной основе для освоения нового передового опыта, его изучения и реализации на практике (педагоги-математики С.П. Седова, Т.И. Извекова, В.С. Казанцева Увельского района Челябинской области). В таких микрогруппах главное внимание уделялось поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой знакомился весь коллектив на общешкольных форумах [3].
Одной из самых основных форм организации работы по совершенствованию теоретической, педагогической и методической подготовки учителей являлась и является самостоятельная работа. Она осуществлялась по индивидуальным планам, которые разрабатывались каждым учителем с учетом его потребности в совершенствовании своей квалификации, в соответствии с его интересами и склонностями. Руководители школ и методических объединений знакомились с планами самостоятельной методической работы учителей, оказывали им помощь в выборе материала, подборе необходимой литературы, проведении консультаций, установочных и обзорных лекций для групп учителей, работающих над одним и тем же или близким по содержанию материалом, в проведении теоретических собеседований по итогам самостоятельной работы учителей над отдельными темами.
Тематику самообразования учителей на местах разрабатывали облоно и институты усовершенствования учителей. В основном в 1950—1960 гг. в нее входили следующие пункты: повышение идейнополитического уровня; работа над изучением программы и объяснительной записки; разработка методической темы; ознакомление с методической литературой; участие в общественной работе; чте-
ние художественной литературы, посещение кино и лекций; подписка на газеты и журналы для личной библиотеки.
Педагоги отдаленных однокомплектных школ работали в основном по личным планам самообразования. Им оказывали помощь кустовые методические объединения (КМО), отделы пропаганды и агитации РК КПСС, заврайпедкабине-тами и школьные инспектора. Методисты ИУУ проводили беседы с учителями по вопросам их самообразования, но посещали школы редко. Так, например, в кабинете начальных классов Челябинского ИУУ работал один методист, а между тем в этой области насчитывалось 1128 начальных школ.
При райпедкабинетах исследуемого региона организовывались консультации и обзорные лекции для учителей, занимающихся самообразованием. На предметных секциях методических объединений освещались доклады лучших учителей, проводились семинары, изучались программы, методические указания к ним (Челябинская область — г. Копейск, г. Коркино, г. Катав-Ива-новск и др.) [4].
Необходимый контроль над всеми указанными видами работы по повышению квалификации учителей со стороны облоно, ИУУ осуществлялся недостаточно. Например, в 1950 г. из 3600 учителей Челябинской области, занимающихся самообразованием, только 300 представили свои доклады. О работе остальных педагогов данных не было. Соответственно, это снижало успешность предпринятой в области разнообразной работы по повышению квалификации учителей [5]. Подобное положение наблюдалось в других областях региона.
В 1960—1970-е гг. социально-экономическое развитие страны требовало приведения в соответствие содержание образования. В исследуемые области было направлено циркулярное письмо МП РСФСР «Об организации самостоятельной работы учителей начальных классов по подготовке их к работе по новым программам» (1964 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» (1966 г.). В соответствии с этими документами облоно, ИУУ, директора школ, руководители рай(гор)методка-бинетов, кустовых методических объединений организовывали изучение вопросов творческого применения на практике теории и методики достижений педагогической мысли. Значительное внимание уделялось организации самостоятельной работы учителей. В помощь им разрабатывались примерные тематики занятий и рекомендательные списки литературы, проводились групповые и индивидуальные консультации, их информировали о новой педагогической и методической литературе.
В связи с завершением переподготовки учителей к работе по новым программам, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.), усилилось внимание со стороны облоно, гороно, районо, ИУУ к самообразовательной работе учителей и повышению уровня методической подготовки учителя через школьные и межшкольные методические объединения.
С этой целью отделы народного образования, институты УУ, методкабинеты давали рекомендации по организации и содержанию самообразовательной работы, примерные темы методической работы по всем предметам, вопросы по изучению произведений классиков «марксизма-ленинизма» и партийных документов о задачах учителей по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Основные направления этой деятельности излагались в перспективных планах социально-политического развития коллективов, которые составлялись во всех школах (например, Березовская, Козулинская средние и Борисовская начальная школы Курганской области). Регулярно проходили семинары руководителей районных методических кабинетов и предметных объединений по разным темам (например, «Овладение ленинским стилем в работе — залог успешного выполнения решений XXV съезда КПСС», «Сочетание на уроке руководящей роли учителя с самостоятельной работой учащихся»), издавали специальные методические бюллетени институтов («Состояние преподавания, качества знаний, умений и навыков, состояние воспитательной работы, руководства и контроля в учреждениях народного образования области», «Сборник материалов по вопросам организации методической работы с учителями»), методические письма («Внеклассная работа по русскому языку», «Методы повышения стилистической грамотности»), распространяли передовой педагогический опыт [6]. К оказанию помощи учителям привлекались методисты педагогических училищ, пединститутов. Они читали циклы лекций по теории предмета учителям-кон-сультантам.
Самообразование педагогов в 1950—1980-е гг. носило формальный характер и сильное идеологизированное влияние, что сказывалось на неподготовленности учителей к этому процессу, неопределенности требований к нему, несоответствии самообразовательной работы личным потребностям учителя (в силу неосознанности самих потребностей). В работе по самообразованию учителей большое внимание уделялось партийным документам.
Самообразование же должно базироваться на социальных потребностях в систематической и самостоятельной деятельности учителя, быть на-
правлено на приобретение новой информации, обновление, расширение, углубление ранее полученных знаний, на внедрение в практику новых педагогических концепций и технологий, на совершенствование профессиональных умений и навыков.
В конце 1980-х — 1990-е гг. самообразование вошло в систему непрерывного повышения квалификации педагогов. Оно являлось средством индивидуализации содержания занятий с учетом интересов и потребностей каждого учителя. К наиболее существенным мотивам данного процесса относилось: обновление знаний, их роль в улучшении общественно-педагогической и учебновоспитательной практики учителя, значимость самообразовательной деятельности для развития личности педагога, повышения его статуса (мотивы самоутверждения), возможности самореализации, включение в творческую деятельность, развитие познавательных интересов.
Одним из средств стимулирования самообразовательной деятельности стало ориентирование педагогов на творческое развитие посредством их участия в педагогических чтениях, научно-практических конференциях, «круглых столах» по обмену опытом, а также подготовки ими квалификационных работ, целью которых являлось обобщение лучшего педагогического опыта.
В институтах повышения квалификации (бывших ИУУ) специально готовили учителей к самообразованию через разнообразные формы учебных занятий: лекции, практические занятия, семинары по обмену опытом, самостоятельную работу над темой, индивидуальные консультации, выполнение заданий по проблеме. Предпочтение отводилось лекциям с элементами репродуктивности, эвристики и исследования, которые в своей совокупности давали учителю знания системы методических идей и закономерностей, определяющих современный уровень развития наук [7].
Положительного результата в самообразовательной деятельности в 1990-е гг. добились педагоги школы № 1 г. Челябинска. В указанном образовательном учреждении в основу организации учебного процесса легла программа развития личности каждого учителя. Для этого административный совет школы разработал модель структуры методической службы образовательного учреждения. Направляющим и регулирующим центром являлся педагогический совет, он определял стратегию и тактику развития школы. Важнейшим звеном выступил методический совет школы (МСШ), который координировал работу предметных методобъединений (ШМО), планировал и осуществлял комплекс методических мероприятий, повышающих педагогическое мастерство учителя.
Работа ШМО, система планирования и анализа учебно-методической деятельности учителя,
анализ результатов обученности-обучаемости учащихся, использование результатов диагностик личности ребенка в практике своей деятельности — все это стимулировало процесс самообразования педагога, формировало и развивало творческую активность учителя.
Каждый педагог школы имел индивидуальную методическую тему, над которой он сам тщательно работал, ликвидировал пробелы, ставил новые задачи, вырабатывал новые приемы в изменяющихся условиях преподавания. В этом процессе формировалась готовность к творческой деятельности, накапливался опыт творческих решений конкретных профессиональных задач.
Позитивным моментом стала организация группы творчески работающих педагогов, возглавивших инновационную деятельность педагогического коллектива; каждый педагог имел индивидуальный план повышения квалификации, направленный на рост профессионального уровня, исследовательскую работу; увеличилось количество педагогов, повысивших свой профессиональный уровень [8].
Особенностью методической работы, отличающей ее от других форм повышения квалификации, являлась более прочная связь с повседневной педагогической деятельностью и оперативным решением выдвигаемых практикой вопросов. В отличие от более раннего периода, когда на первое место выдвигалось идейно-политическое совершенствование педагога, в 1990-е гг. одной из основных задач методической работы стало профессиональное и личностное развитие каждого учителя, улучшение его научно-методической деятельности.
Модернизация в системе образования привела к появлению новых форм методической работы. Одна из них — групповое проектирование с последующей совместной реализацией проекта. Коллективная проектная деятельность включала в себя несколько этапов — от создания индивидуального продукта до творческого отчета подгрупп о полученных результатах. В режиме коллективного проектирования в течение нескольких лет организовалась методическая работа учителей в школах гг. Златоуста, Миасса, Челябинска. Создавались проекты отдельных мероприятий, годовых планов работы и программ развития образовательного учреждения [9].
Положительный эффект от данной формы организации методической работы заключался в том, что педагоги получали новый опыт взаимодействия в коллективной творческой деятельности и использовали его при организации образовательного процесса. Участие в совместной проектной работе стимулировало профессиональный и личностный рост учителей.
На протяжении всего исследуемого периода самообразование являлось неотъемлемой частью
всей системы по повышению квалификации учителей. Применение прогрессивных методов обучения в школах на основе изучения и внедрения передового педагогического опыта являлось характерной тенденцией второй половины XX в.
В 1950—1990-е гг. структура и формы методической работы отвечали потребностям педагогов Южного Урала и зарекомендовали себя с хорошей стороны. Ведущим направлением в системе непрерывного педагогического образования была работа над самообразованием каждого педагога, способствующая повышению его статуса, включению в творческую деятельность, развитию познавательных интересов.
Существенные изменения произошли именно в организации самостоятельной работы учителей. Это связано было с переходом на реализацию концепции модернизации образования. В результате на передний план выдвинулась задача повышения научно-методического уровня педагогов. Проведение опытно-экспериментальных исследований, инициирование новых и реализация имеющихся технологий обучения начали давать свои первые результаты по совершенствованию и развитию творческой деятельности учителей общеобразовательных школ. За исследуемые полвека работа педагогов Южного Урала наполнилась новым содержанием и новыми подходами, что обеспечило непрерывный рост их профессионального уровня, педагогического и методического мастерства.
Литература
1 О методической работе учителей общеобразовательных школ. Оренбург: Южный Урал, 1960. 28 с; Модернизация методической работы в регионе: управленческий аспект: учебнометодическое пособие для заведующих РМК, НМЦ, УМЦ, руководителей, директоров по НМР / под ред. Л.И. Ямщиковой. Оренбург: Изд-во ОО ИПК РО, 2004. С. 5.
2 Галкина, Р.Д. Организация методической работы с педагогическими кадрами в школе. Абдулино Оренбургской области / Методический кабинет управления образованием администрации г. Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области, 1998. С. 9.
3 Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф.Р.-1000. Оп.З. Д.7. ЛЛ.З, 61.
4 Витлин, Л. В чем недостатки работы Челябинского облоно // Народное образование. 1950. №11. С. 23.
5 ОГАЧО. Ф.Р.-1000. Оп.З. Д.108. ЛЛ.61, 62; Там же. Д.192. Л.4; Там же. Д.15. ЛЛ.36,37; Д.20. ЛЛ.16,17; Кораблева, Г.В. Опыт и уроки школьной политики Российской Федерации в 1970—1980-е гг.: на материалах Уральского региона. М.: МПГУ, 2001. С. 126.
6 Елагина, В.С. Подготовка учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей // Обновление методической и на-учно-методической работы: организация и содержание повышения квалификации педагогических работников в областной образовательной системе: материалы региональной научно-практической конференции 24 февраля 2000 г. / под ред. С.А. Репина, С.Г. Молчанова, Д.Ф. Ильясова. Челябинск: ГлавУО: ИДПОПР, 2000. С. 97-101.
7 Каримова, Н.Г. Управление методической работой в системе повышения квалификации педагогических работников // Указ. соч. С. 143—146.
8 Овсяник, Е.С. Коллективные формы организации проектирования содержания методической работы в образовательном учреждении // Указ. соч. С. 94—97.
9 Зотова, Н.К. История образования: институту усовершенствования учителей — 60 лет // Ученые записки Оренбургского института усовершенствования учителей. Т. 1. Оренбург, 1995. С. 7, 39; ОГАЧО. Ф.Р.-1000. Оп.З. Д.7. ЛЛ.61, 62; Там же. Д.20. ЛЛ.16, 17; Д.15. ЛЛ.36, 37; Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф.25. Оп.15. Д.123. Л.243; ОГАЧО. Ф.Р.-1000. Оп.З. Д.192. ЛЛ.4.