äk
ЧИППКРО
УДК 371.12
Проектирование траектории профессионального роста педагога в процессе непрерывного профессионального развития
В. Д. Ячменев, Е. Г. Квашнин
Trajectory design of professional growth of teacher in the process of continuous professional development
V. D. Yachmenev, E. G. Kvashnin
Аннотация. В статье рассматриваются организационные и методические аспекты проектирования траектории профессионального роста педагога в процессе непрерывного профессионального развития. Актуализируется система работы с педагогами, предполагающая создание интегрированного методического сопровождения. Обозначены условия, позволяющие обеспечить непрерывный профессиональный рост педагога в зависимости от выявленных профессиональных дефицитов. В частности, представлена модель курсов повышения квалификации педагогических работников по дополнительной профессиональной программе.
Приведено описание организационного, диагностического, теоретико-практического и итогово-аналитического этапов курсов. Представлен макет программы совершенствования индивидуального педагогического роста учителя, включающей инвариантный и вариативный разделы и их взаимосвязь с курсами повышения квалификации.
Разработана многоуровневая технология адресной методической поддержки учителей. Обозначены и охарактеризованы разные уровни методической поддержки учителей, включающие региональный, межмуниципальный, муниципальный, институциональный уровни.
Abstract. The article deals with the organizational and methodological aspects of designing the trajectory of professional growth of a teacher in the process of continuous professional development. The system of work with teachers, involving the creation of an integrated methodological support, is updated. The conditions allowing to provide continuous professional growth of the teacher
depending on the revealed professional deficits are designated. In particular, the model of advanced training courses for teachers for additional professional program is presented. The description of the organizational, diagnostic, theoretical and practical, and the final analytical stages of the courses. The model of the program of improvement of individual pedagogical growth of the teacher including invariant and variable sections and their interrelation with professional development courses is presented. A multi-level technology of targeted methodological support for teachers is developed. Different levels of methodological support for teachers, including regional, inter-municipal, institutional levels, are identified and characterized.
Ключевые слова: квалификации, этапы курсов повышения квалификации, индивидуальная программа совершенствования учительского роста, многоуровневая система работы, адресная методическая поддержка учителей.
Keywords: trajectory of professional growth of teacher, model of advanced training courses, stages of advanced training courses, individual program of improvement of teacher growth, multilevel system of work, targeted methodological support for teachers.
За последнее время в образовании произошли колоссальные изменения. Как и любая другая профессиональная деятельность, работа педагога подверглась стандартизации. Были разработаны и приняты профессиональный стандарт педагога, федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней общего образования, которые формулируют требования к работникам образовательных учреждений [1]. Современной школе для ее
развития и функционирования в соответствии с современными требованиями необходимы учителя, соответствующие требованиям профессионального стандарта и способные решать задачи, определенные федеральными государственными образовательными стандартами общего образования: обладающие творческим потенциалом, аналитическими и коммуникативными способностями, умениями самообразовываться и непрерывно профессионально развиваться, что, как ожидается, ведет к профессиональному росту.
Стандартизация общего образования и введение профессионального стандарта предполагают системное переосмысление существующей практики деятельности педагогических работников. Профессиональный стандарт [2] выступает в условиях профессионального развития учителя нормой, образцом (мерилом) современных требований к педагогу, своего рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности [3; 4].
Проблемам профессионального развития педагога посвящены исследования К. А. Абульха-новой-Славской [5], Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьминой [6], А. К. Марковой [7], В. А. Сластенина, В. Д. Шадрикова [8] и др.
Анализ научных работ ученых показывает, что имеются различия относительно понимания профессионального развития педагога. Одни исследователи рассматривают профессиональное развитие с позиций профессионально-психологического развития личности, другие - как развитие профессиональной деятельности, обеспечивающей профессиональные достижения.
По мнению В. А. Сластенина, профессиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях [9, с. 15].
Под профессиональным развитием Э. Ф. Зеер понимает изменение в психике в процессе освоения и выполнения профессионально-образовательной, трудовой и профессиональной деятельности [10, с. 22].
По мнению Л. М. Митиной, интегральные характеристики личности учителя - педагоги-
ческая направленность, гибкость - детерминируют эффективность труда и являются объектом профессионального развития [11, с. 15].
Проблеме непрерывного профессионального развития педагога, построению его траектории профессионального роста посвящены работы Т. А. Файн, Н. А. Криволаповой, Н. Н. Войтке-вич, которые под целью непрерывного профессионального образования понимают формирование разносторонне развитой, гармонично, свободно мыслящей, творческой личности учителя [12; 13].
Однако в последнее время наиболее часто выделяется позиция, объединяющая личностный и деятельностный аспекты в профессиональном развитии педагога.
Нам наиболее близка позиция П. Г. Щедро-вицкого, который рассматривает профессиональное развитие педагога как процесс направленных, закономерных личностных и деятельностных изменений, проявляющихся в способности профессионала (человека, владеющего определенной технологией деятельности) изменять собственную деятельность (ломать прежнюю и строить новую) за счет смены средств деятельности [14, с. 57-58].
В статье мы рассматриваем профессиональное развитие учителя с позиций проектирования его профессионального роста как развитие деятельности, направленной на профессиональные достижения, рост профессионализма и достижение качества образования.
Если раньше образование рассматривалось с позиций «знаниевой» парадигмы, то теперь приоритетными становятся задачи развития творческой личности в процессе «деятельностной» парадигмы. Необходимо активное включение педагога, учителя в педагогическое творчество, исследовательскую и проектную деятельность, участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации, освоение и применение современных психолого-педагогических технологий; использование и апробация специальных подходов в обучении в целях включения в образовательную деятельность всех обучающихся; освоение способов формирования у обучающихся универсальных учебных действий, высокой мотивации к обучению и многое другое. Без соответствующей квалифицированной профессиональной поддержки с таким объемом педагогической деятельности
учителю справиться сложно. Своевременная поддержка педагога и грамотно спланированная система информационно-методического сопровождения создает условия для успешного овладения профессиональными компетентностями. Актуальной становится задача, направленная на изменение подходов к организации повышения квалификации и методической работы с учителями, поиск новых точек профессионального роста учителя. Наряду с другими организациями, занимающимися вопросами профессионального роста педагога, образовательная организация - центральное звено, в котором обеспечивается профессиональный рост учителя и ее задача - помочь педагогу осознать в себе способность показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества.
Задача образовательной организации - эффективная консультативная поддержка, направленная на стимулирование профессионального роста педагога.
Важным условием, обеспечивающим успешность процесса повышения качества образова-
ния, является разработка многоуровневой системы комплексной поддержки учителей.
Для осуществления системности в работе с педагогами целесообразно выделить основные взаимосвязанные направления этого вида деятельности:
- повышение научной, предметно-теоретической, практической, психолого-педагогической, методической подготовки;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки.
Система работы с педагогами предполагает создание интегрированного методического сопровождения на всех уровнях (региональном, межмуниципальном, муниципальном и институциональном) и сочетается с принципами индивидуальных и групповых форм профессионального развития, тьюторского сопровождения профессионального развития педагога, сетевого межмуниципального и муниципального взаимодействия. Она включает: курсы повышения квалификации и технологию методической поддержки учителей.
1 ве5инар (дистанционный режим) Организационный этап
г Самостоятельное изучение материалов (инвариантная часть) к ■ - + Г \ Самостоятельное изучение материалов (вариативная часть)
Днагностический этап
* *
1 очный выезд
1 Теоретический. практический этапы
Г Изучение теоретического материала, выполнение практических заданий (дистанционный режим) V
\ 2 вебинар (дистанционный режим) —- -------
Г "Л Изучение теоретического материала, выполнение практических заданий (дистанционный режим) «
*
2 очный выезд
1
С ^ Подготовка к выполнению итоговой контрольной работы (дистанционный режим)
+
3 очный выезд
Итог ое о- ан алнтнческнй этап
. .. 3 вейинар (дистанционный режим)
Рис.1. Модель курсов повышения квалификации учителей
Современные требования к профессиональным компетентностям педагогических работников образовательных организаций, определенных в профессиональном стандарте педагога, связанные с изменениями в подходах к организации учебного процесса, использованию образовательных технологий, владению предметным содержанием, обеспечиваются на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация индивидуальных программ совершенствования учительского роста». Модель курсов представлена на рис. 1.
На первом (организационном) этапе курсов определяется тема курса и состав слушателей, проводится обзор литературы, до сведения обучаемых доводится перечень обязательных заданий, учителя слушают лекцию «Индивидуальная программа совершенствования учительского роста педагогического работника». Лекция проводится в форме вебинара (дистанционный режим) с использованием видеоконфе-ренцсвязи. Материалы первого этапа курсов размещаются в «Сообществе учителей» на официальном сайте обучающей организации -института развития образования (далее - ИРО) для самостоятельного изучения учителями.
Для усвоения содержания программы разрабатывается индивидуальная образовательная траектория повышения квалификации для каждого слушателя. Самостоятельная работа учителей под руководством преподавателей ИРО предполагает проектирование индивидуальных программ совершенствования учительского роста на основе результатов входного контроля.
Диагностический этап включает входную диагностику - пробный тест по заданиям базового уровня в формате ЕГЭ без ограничения времени прохождения и количества попыток с автоматической обработкой результатов, который позволяет оценить каждому слушателю уровень своих знаний и компетенций в начале курсовой подготовки, и промежуточная диагностика - проверочные работы в конце каждой темы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ и ответами для самоконтроля; собеседование со слушателями по итогам диагностических мероприятий с обсуждением индивидуальной траектории повторения, углубление теоретических знаний, что позволяет выявить профессиональ-
ные затруднения педагогов и провести корректировку дополнительных профессиональных программ повышения квалификации.
На втором (теоретическом и практическом) этапе курсов реализуется вариативный раздел дополнительной профессиональной программы «Проектирование и реализация индивидуальных программ совершенствования учительского роста».
Раздел включает изучение вопросов теории и методики преподаваемого предмета: технологию выполнения и методику изучения наиболее проблемных заданий из содержательных разделов программы учебного предмета как в очном, так и в дистанционном режиме. Например:
1) возможности электронных образовательных ресурсов и сервисов интернета для организации урока;
2) перечень образовательных сервисов интернета, обеспечивающих организацию образовательной деятельности;
3) регистрация на образовательных сервисах интернета по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации;
4) предметный практикум по выполнению и методике изучения проблемных заданий по преподаваемому предмету и др.
По ходу работы организованы индивидуальные дистанционные консультации в режиме оШпе на странице сообщества учителей-предметников или по электронной почте.
После изучения каждой темы проводится электронное тестирование (проверочная работа). Таким образом, создается банк информации об уровне профессиональных (предметных и методических) компетенций учителей для дифференциации дальнейшей работы. На завершающей стадии реализации раздела проводится электронное тестирование (проверочная работа) по изученному материалу.
По мере выполнения заданий выявляются педагогические и методические затруднения учителя-предметника, которые служит основанием для включения в аналитический раздел индивидуальной программы совершенствования учительского роста.
Практический этап предусматривает проведение очных семинаров, практикумов, во время которых отрабатываются теоретические навыки, проводится коррекция знаний слушателей, разбираются технологические карты уроков с
о сОД^сгд^
ЧИППКРО
аттестации обучающихся (заполняется учителем)_
в) при выполнении входного тестирования затруднений не возникло.
Рекомендации (заполняется администрацией образовательной организации):_
Цель индивидуальной программы:
Задачи:
Срок реализации программы_
1. Самообразовательная деятельность (заполняется учителем совместно с администрацией образовательной организации):
а) источники самообразования;
б) направления самообразовательной деятельности: изучение литературы, разработка методических материалов и др.
Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательной организации. Осуществление контроля проводится в соответствии со следующими критериями: соблюдение запланированных сроков, выполнение всех запланированных видов работ, динамика преодоления профессиональных затруднений и степень роста профессиональных компетентностей.
Таблица 1
№ Тема Форма контроля Результат Рекомендации (заполняется преподавателем на курсах)
1. Инвариантный раздел «Индивидуальная программа совершенствования учительского роста»
2. Вариативный раздел «Технология выполнения и методика изучения наиболее проблемных заданий из содержательных разделов рабочей программы по учебному предмету
3. Итоговая аттестация. Зачет
Таблица 2
№ Виды выполняемых работ Сроки Результат
1. Повышение профессиональных компетенций
2. Трансляция педагогического опыта
3. Обобщение опыта
описанием методических приемов и формируемых у обучающихся действий.
Педагогические и методические затруднения учителя-предметника, наряду с результатами анализа промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся, внутреннего контроля и внутренней оценки качества образования, служат основой для написания администрацией образовательной организации учителю рекомендаций по составлению индивидуальной программы, работе по ней и контролю за ее реализацией. На основе выявленных затруднений учитель определяет цель и задачи индивидуальной программы совершенствования учительского роста на определенный период времени, составляет план по разделам:
1. Методическая работа.
2. Прохождение курсов повышения квалификации по теме «Проектирование и реализация индивидуальных программ совершенствования учительского роста».
Результаты курсов заполняются по схеме:
а) методические проблемы по результатам диагностики (заполняется учителем)_
б) педагогические и методические затруднения по результатам промежуточной и итоговой
Технология адресной методической поддержки учителей (рис. 2) представляется многоуровневой (региональный, межмуниципальный, муниципальный, школьный).
Адресная методическая поддержка учителей включает деятельность регионального координатора, муниципальных методических служб, межмуниципальных информационно-методических центров, образовательных организаций. Деятельность осуществляется в различных организационных формах.
Региональный координатор (преподаватель профильной дисциплины ИРО или методист):
- проводит диагностику затруднений педагогов на основе выполнения контрольных заданий (очно, дистанционно);
- проводит согласование тем методических мероприятий, содержательных разделов дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с учетом выявленных затруднений;
- организует проведение обучающих семинаров и/или вебинаров по выявленным затруднениям: по использованию методов и форм оценки качества образования (стандартизированные устные и письменные работы схожие по структуре и заданиям ВПР и ГИА, проекты, практические работы, самооценка и др.);
- организует консультации в виртуальной школе учителя-предметника;
- реализация программы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации.
Муниципальные методические службы:
- организуют согласование с руководителями школ тем методических мероприятий;
- осуществляют составление заявки в ИРО на методическое обеспечение на следующий год;
- создают методический совет из администрации образовательных организаций (методическое объединение) по согласованию интересов администрации школ и педагогов;
Региональный координатор {преподаватель, методист)
Диагностика затруднении. Система обучающих семинаров _н вебинаров_
Руководители муниципальных методических служб и или межмуницип альных методических центров
Система практикумов н консультаций (очных
и онлайн), «каникулярные школы»
т
Руководители муниципальных методических служб и объединении: координация занятий с учителями на муниципальном уровне, проведение мониторинга
Предметные тьюторы муниципального уровня
1.
Индивидуальные н групповые консультации по темам,
вызывающим _затруднения_
Индивидуальная самообразовательная деятельность
Администрация 00: внутренний контроль качества _преподавания и результатов обучения_
-
,—..
г? 5
Г; я
§ Я
=
X СЕ
с ^
£
1Т £
ЕЕ
£
^ Н; (X
п-
^
+
р:
К
£ £
&
[я £
Рис. 2. Технология адресной методической поддержки учителей
ЧИППКРО
- организуют планирование обучающих, аналитических, проектных мероприятий на муниципальном уровне по укреплению кадрового потенциала (проведение семинаров-практикумов по распространению лучшего опыта (в рамках работы муниципальных или межмуниципальных методических объединений));
- планируют работу муниципальных профессиональных методических объединений учителей-предметников по формированию профессиональных компетенций учителей, содержания собственной деятельности по обеспечению качества образования;
- организуют привлечение высококвалифицированных специалистов, организуют обобщение и изучение успешного опыта;
- для оказания адресной методической помощи по наиболее сложным темам учебных предметов организуют работу тьюторов из числа наиболее подготовленных педагогов;
- организуют наставничество для молодых учителей, испытывающих затруднения (взаимодействие между образовательными учреждениями муниципального образования);
- проводят разработку индивидуальных планов стажировок, «каникулярных школ», консультаций для молодых педагогов;
Межмуниципальные информационно-методические центры отвечают:
- за межмуниципальное взаимодействие по вопросам профессионального роста педагогов;
- создание и организацию работы проблемных группы как на уровне образовательной организации, так и на муниципальном и межмуниципальном уровнях, объединяющие педагогов, заинтересованных в освоении, развитии компетенций, которые помогут достичь лучших результатов через решение конкретной профессиональной проблемы;
- проведение межмуниципальных мероприятий по заявкам педагогов на всех уровнях (лекции, тренинги, консультации, практикумы, стажировки, методические объединения учителей-предметников), на которых обсуждаются результаты обучения и воспитания учащихся и проблемы, влияющие на их достижения, представляется опыт педагогов и др.;
- организацию работы стажерских площадок для педагогов, «каникулярных школ», создаваемых на базе успешных школ.
Образовательные организации:
- организуют индивидуальную образовательную деятельность педагогов по выявленным проблемам;
- организуют разработку индивидуальных программ совершенствования учительского роста (технологических карт);
- организуют наставничество;
- организуют разработку системы обучающих школьных или муниципальных семинаров и мастер-классов, педагогических проектов с педагогами, испытывающими затруднения;
- обеспечивают участие педагогов в стажировке на базе успешных школ, «каникулярных школы» для учителей.
Администрация осуществляет внутренний контроль качества преподавания и результатов обучения.
По результатам внутреннего контроля и мониторинговых исследований администрация принимает различные управленческие решения:
- с целью повышения эффективности работы учителя провести диагностику профессиональной компетентности учителя;
- посещение уроков учителей, испытывающих профессиональные дефициты;
- в план-график внутреннего контроля включается классно-обобщающий контроль за работой учителей и др.
Таким образом, грамотное проектирование траектории профессионального роста педагога в зависимости от выявленных психолого-педагогических и методических дефицитов приводит к совершенствованию профессиональных компетентностей педагога, которые формируются только в процессе непрерывного профессионального развития.
Система работы с педагогами, включающая интегрированное методическое сопровождение: курсы повышения квалификации по выявленным проблемам, адресную методическую поддержку, планирование самообразовательной деятельности и многоуровневый контроль на всех уровнях организации (от регионального до институционального), в сочетании с разными формами повышения профессионального мастерства, обеспечивает планируемый результат.
Внедренная интегрированная модель курсов повышения квалификации позволяет обеспечить предметно-теоретическую и психолого-педагогическую подготовку учителей.
Разработанная педагогом индивидуальная программа совершенствования учительского роста на основе результатов входного контроля способствует совершенствованию практической и методической подготовленности.
Построенная система работы с учителями формирует у педагогов опыт непрерывного образования, профессионального общения, в том числе в предметных сетевых сообществах.
Важным является и то, что деятельность всех служб, направленных на поддержку учителя, становится скоординированной и нацеленной на достижение конечного результата - ликвидацию профессиональных дефицитов учителя.
Библиографический список:
1. Профстандарт педагога [Электронный ресурс] // Менеджер образования. - Режим доступа: https://www.menobr.ru/article/65401 -qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения 07.09.2018).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Профессиональный стандарт „Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс] // Сайт системы «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001 .pdf (дата обращения 12.09.2018).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Электронный ресурс] //Сайт системы «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/ 70440506/ (дата обращения 10.09.2018).
4. Файн Т. А. Компетентностная парадигма в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров : монография / Т. А. Файн. - Ульяновск : Зебра, 2016. - 97 с.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с.
6. Кузьмина Н. В. Проблема повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. - М., 1989. - 127 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 308 с.
8. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М. : Наука, 1982. - 185 с.
9. Сластенин В. А. Профессиональная педагогика: акмеологический подход / В. А. Сла-стенин // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 4. - С. 10-22.
10. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006.- C. 22.
11. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учебное пособие / Л. М. Митина. - М., 2004. - C. 15.
12. Криволапова Н. А. Организация повышения квалификации в системе непрерывного педагогического образования Курганской области / Н. А. Криволапова, Н. Н. Войткевич // Методист. - 2018.- № 3. - C. 8-13.
13. Криволапова Н. А. Организационно-функциональная модель поддержки школ по повышению качества образования в Курганской области /Н.А. Криволапова // Методист. -2018.- № 3. - C. 18-24.
14. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий - М., 1993.- C. 57-58.
References:
1. Teacher's professional standard [Prof-standart pedagoga] [Web resource], access mode: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (accessed date: 09/07/2018).
2. Order of the Ministry of labor and social protection of the Russian Federation 10/18/2013 No. 544n "Professional standard "Teacher (pedagogical activity in preschool, primary General, basic General, secondary General education) (teacher)" [Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii "Professionally) standart "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel')"] [Web resource], access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/ 01.001.pdf (accessed date: 06/12/2018).
3. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 06/12/2013
äk
ЧИППКРО
No. 499 "About approval of the order of organization and implementation of educational activities for additional professional programs" [Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Fed-eracii "Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam"] [Web resource], access mode http://base.garant.ru/ 70440506/ (accessed date: 06/10/2018).
4. Fain T. A. Competence paradigm in professional retraining and advanced training of teachers: monograph [Kompetentnostnaya paradigma v professional'noj perepodgotovke i povyshenii kvalifikacii pedagogicheskih kadrov: monografi-ya], Ulyanovsk, 2016. 97 p.
5. Abulkhanova-Slavskaya K. A. The Strategy of life [Strategiya zhizni], 1991. 299 p.
6. Kuzmina N. B. The Problem of increasing professionalism and productivity of pedagogical activity [Problema povysheniya professionalizma i produk-tivnosti pedagogicheskoj deyatel'nosti], 1989. 127 p.
7. Markova A. K. Psychology of professionalism [Psihologiya professionalizma], 1996. 308 p.
8. Shadrikov V. D. Problems of systemogenesis of professional activity [Problemy sistemogeneza professional'noj deyatel'nosti], 1982. 185 p.
9. Slastenin V. A. Professional pedagogy: ac-meological approach [Professional'naya pedagogi-ka: akmeologicheskij podhod], Siberian pedagogical journal, 2006, No. 4, pp. 10-22.
10. Zeer E. F. Psychology of professional development [Psihologiya professional'nogo razviti-ya], 2006. 22 p.
11. Mitina L. M. Psychology of labor and professional development of teachers: textbook [Psi-hologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: uchebnoe posobie], 2004. 15 p.
12. Krivolapova N. A. Voitkevich N. N. Organization of training in system of continuous pedagogical education of Kurgan region [Organizaciya povysheniya kvalifikacii v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya Kurganskoj ob-lasti], 2018, No. 3, pp. 8-13.
13. Krivolapova N. A. Organizational-functional model of support for schools to improve the quality of education in Kurgan region [Organi-zacionno-funkcional'naya model' podderzhki shkol po povysheniyu kachestva obrazovaniya v Kur-ganskoj oblasti], 2018, No. 3, pp. 18-24.
14. Shchedrovitsky P. G. Essays on the philosophy of education [Ocherki po filosofii obrazovaniya], 1993,pp.57-58.