УДК 371.1.11(091)
Л. А. Зорькина
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ (60-70-е годы ХХ века)
Исследуются вопросы повышения профессионального уровня учительского состава в условиях реформирования школьного образования. Рассматриваются особенности функционирования структур повышения квалификации учителей — институтов усовершенствования учителей, методических кабинетов. Анализируется проблема дифференциации содержания и формирования курсов повышения квалификации педагогических кадров с учетом уровня их подготовки, стажа, интересов и потребностей.
This article addresses the issues of increasing teachers' professional performance during reforms in school education. The author examines the functioning of teacher's advanced training institutions. The article analyses the problem of content differentiation and development of advanced training courses for teachers in view of their education level, experience, interests, and needs.
Ключевые слова: народное образование, институт усовершенствования учителей, повышение квалификации, учительский состав, методический кабинет.
Key words: public education, institute of advanced training for teachers, advanced training, teaching staff.
Первая половина 1960-х гг. для Калининградского областного института усовершенствования учителей (далее — ИУУ) — основного элемента системы повышения их квалификации — характеризовалась напряженной и весьма объемной деятельностью с педагогическим составом и работниками народного образования, направленной на повышение их профессионального уровня.
Деятельность института строилась путем проведения курсов и семинаров. Так, с 1960 по 1963 г. на курсах прошли переподготовку около 400 руководителей школ и работников районных и городских отделов народного образования и 4,5 тыс. учителей и воспитателей. Всего на курсах занималось около 70 % всей численности учительского состава. Причем в основном на курсы приглашались учителя 1 — 8-х классов — в связи с введением нового учебного плана и новых программ. Занятия проводились не только на базе ИУУ, Калининградского пединститута, Калининградского технического института рыбной промышленности, но и в районах (в городах Советске, Черняховске, Зеленоградске, пос. Большаково) на базе лучших школ и педучилищ. К чтению лекций, проведению семинаров и практикумов привлекались работники областных органов партийной и государственной власти, преподаватели пединститута, работники библиотек и Дома пионеров, учителя и руководители школ [1, л. 4].
© Зорькина Л. А., 2015
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 36 — 43.
Значительное внимание в деятельности ИУУ уделялось организации и проведению семинаров с различными категориями учителей, что отвечало требованиям времени. Например, в 1962/63 уч. г. главные усилия направлялись на проведение семинаров с учителями истории и обществоведения, педагогами опорных школ. На семинарах и практикумах ежегодно занимались около 5 тыс. учителей и работников образования. Такое количество повышающих свой уровень педагогов сформировалось еще в 1950-х гг. и сохранялось достаточно долго, что говорило о стабильности складывающейся системы курсовых занятий [2, с. 124].
В то же время исследования показывают, что сложившаяся система месячных курсов и краткосрочных семинаров постепенно перестала удовлетворять потребности в повышении квалификации многих учителей, так как они не получали глубоких знаний по теории предмета, методике его преподавания, по педагогике и психологии. В ИУУ начало складываться мнение: выход может быть только в увеличении длительности курсов. Причем не в механическом увеличении, а возвращении к системе очно-заочного обучения на курсах (от 1 года до 2 лет), с периодическим вызовом учителей на установочные и заочные сессии. Намечалась система мер по изучению, обобщению и внедрению в учебно-воспитательный процесс опыта передовых педагогических коллективов и учителей [1, л. 5 — 6].
В тот же период становилось все более очевидным, что создать политехническую, с производственным обучением одиннадцатилетнюю школу по ряду причин, прежде всего экономического характера, не удалось. В ноябре 1966 г. выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В нем отмечалось, что действующие учебные планы и программы не соответствуют современному уровню знаний, подчеркивалась необходимость укрепления учебно-материальной базы, говорилось о недостатках в воспитательной работе, преодолении перегрузок учащихся. Намечались и конкретные сроки перехода на новое содержание образования [3, с. 219—224].
Переход на новые учебные планы и программы естественным образом потребовал совершенствования методов обучения, стимулирования познавательных способностей учащихся. В условиях научно-технической революции резко ускорился процесс «старения» знаний. Понятие «законченное образование» в значительной мере теряло свой смысл. Представителю любой профессии, чтобы идти в ногу со временем, необходимо было периодически повышать свой образовательный уровень, практически большую часть своей трудовой деятельности учиться (см., напр.: [4, с. 123 — 124]).
Анализируя условия педагогической деятельности учительского состава, ученые пришли к выводу, что на этапе перехода к всеобщему среднему образованию возникло четко выраженное противоречие «между возрастающим потоком информации и реальными возможностями ее усвоения, между объективной потребностью в постоянном повышении квалификации и временем, которым учитель располагал для занятий» [4, с. 129].
37
38
Разрешение этого противоречия, как показал последующий опыт, стало возможно только в условиях дальнейшего развития системы повышения квалификаций учителей и педагогических работников.
Изменения начались с разработки нового типового положения об институте усовершенствования учителей. На создание «Положения о республиканском, областном, межрайонном, окружном, городском институте усовершенствования учителей» ушло два года. Новое Положение, принятое в сентябре 1969 г., определило основные направления деятельности институтов: повышение квалификации учителей и других работников народного образования; изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта, достижений педагогической науки; организация экспериментальной работы; изучение состояния учебно-воспитательной работы школ и эффективности повышения квалификации; оказание помощи районным и городским методическим кабинетам в организации методической работы и самообразования педагогических кадров [5, с. 437—440]. Одновременно было разработано типовое «Положение о районных, городских методических кабинетах», в котором уточнялись их задачи и направления их деятельности [5].
Внедрение этих документов в педагогический процесс осуществлялось с учетом грандиозной задачи: во второй половине 1960-х гг. нужно было осуществить переподготовку всех учителей в связи с переходом на новые учебные планы и программы и изменением целевых установок повышения квалификации. Было принято решение организовать переподготовку опережающего характера: педагог должен был закончить курсы до перехода на новые программы. Опыт Калининградского областного ИУУ показал: сразу подготовить (приобрести) большое количество учебников и методических пособий по всем предметам и классам не удалось, поэтому учителей приходилось вызывать на курсы в Калининград и кустовые центры от двух до четырех раз. Уже в 1970-х гг. было подсчитано, что за пятилетие на различных семинарах по важнейшим проблемам содержания и методики преподавания побывало свыше 38 тыс. человек [6, л. 1].
Особое внимание сотрудниками ИУУ было уделено переподготовке учителей 1-х классов. Подготовительная работа была начата еще в 1966/67 уч. г. Она заключалась в ознакомлении педагогов с общими принципами построения новых программ. На семинарах и курсах читались лекции о них, давались рекомендации по использованию и применению отдельных элементов новых программ в работе по действующим программам. В соответствии с инструктивным письмом Министерства просвещения РСФСР была организована предкурсовая самостоятельная работа учителей начальных классов по повышению их научно-теоретических знаний. К чтению лекций по теоретическим вопросам на кустовых методических объединениях привлекались учителя-предметники средних и восьмилетних школ. Затем в течение 1967/68 уч. г. на годичных курсах при ИУУ прошли подготовку около 100 учителей начальных классов школ Калининграда. В 1968/69 уч. г. все школы Черняховского района (46 классов) и 9 школ Калининграда
приступили к работе по новым программам в 1-х классах [7, л. 4 — 5]. Это был, образно говоря, старт учебного процесса по новым планам и программам.
Для массового перехода предстояло сделать еще достаточно много. Анализ отчетных документов показал, в частности, что в октябре 1968 г. уже были определены учителя, которые в 1969/70 уч. г. станут вести 1-е классы. ИУУ получил списки этих педагогов, были составлены графики прохождения ими переподготовки. Летом 1969 г. проведены трехнедельные курсы для учителей 1-х классов при ИУУ и Черняховском педагогическом училище. Эти курсы прослушали 775 преподавателей, хотя по плану их должно было быть 685 человек. Каждый район, стремясь надежнее обеспечить начало весьма сложного процесса, определял и готовил несколько большее количество учителей, чем того требовалось по расчетам [7, л. 5].
Обращает на себя внимание дифференцированный характер курсовой подготовки. Естественно, основное внимание на курсах для преподавателей 1-х классов уделялось научно-теоретическим основам русского языка и математики — главным предметам школьной программы. Учителя не только прослушали лекции по теории и методике, но и сдавали зачеты, составляли конспекты уроков, а на годичных курсах посещали уроки в 1-х классах, где обучение уже велось по новым программам. Значительное время отводилось практической работе с учебниками, правильному использованию дидактического материала и наглядных пособий. Читали лекции и проводили практические занятия на курсах преподаватели Калининградского госуниверситета, Черняховского педучилища, методисты ИУУ, лучшие учителя школ, или, как их тогда называли, общественные методисты [7, л. 5 — 6].
Анализ условий работы сотрудников ИУУ показал, что деятельность по переходу на новые учебные планы и программы не стала «одноразовой». В ней присутствовал и своеобразный «параллелизм»: когда шел переход на новые программы первых классов школ области, методисты ИУУ уже работали соответствующим образом со вторыми классами школ Черняховского района и пяти школ Калининграда. Такой характер деятельности сохранился и в последующие годы. Только в 1969/70 уч. г. переподготовку прошли 1110 учителей 1 —3-х классов. Массовая переподготовка преподавателей 1-х и 2-х классов, несмотря на определенный «вал», когда трудно добиться столь же масштабного улучшения качества работы, тем не менее сказалась в повышении качества преподавания и уровня знаний учащихся. В целом по области при выполнении годовых контрольных работ отличные и хорошие знания по русскому языку и математике показали от 70 до 80 % учащихся 1-х и 2-х классов [8, л. 6—7].
Сложнее всего было осуществить описываемый переход в малокомплектных начальных школах. На 1 сентября 1970 г. 1108 учащихся 4-х классов этих школ были переведены для дальнейшего обучения в средние и восьмилетние учебные заведения; 302 школьника 4-х классов остались в 36 начальных сельских школах в составе комплекта с учащи-
39
40
мися других классов. Первые итоги обучения в 4-х классах по новой программе дали некоторое снижение успеваемости (в целом по области на 0,4 % по сравнению с предыдущим учебным годом), но устойчивая тенденция снижения не сформировалась. Начальные результаты были вызваны, скорее всего, издержками организационного плана. После перехода на новые учебные программы успеваемость в начальных классах в течение трех лет подряд неизменно росла, причем ее повышение шло по всем предметам, городам и районам [9, с. 198 — 199].
Переход на новые планы и программы, по замыслу министерства просвещения, должен был стать делом всеобщим, не только учительского состава. Поэтому особое внимание, наряду с подготовкой педагогов, органам системы усовершенствования учителей предстояло уделить организаторам и работникам народного образования. Исходя из такого посыла, летом 1968 г. началась деятельность руководящих работников народного образования по изучению содержания и методики обучения по новым программам в начальной школе. В частности, были организованы трехнедельные курсы заместителей директоров средних и восьмилетних школ (обучались 70 человек). В течение 1968/69 уч. г. проведены семинары с заведующими и инспекторами районными и городскими отделами народного образования, заведующими методическими кабинетами, директорами школ и их заместителями. В рамках этих семинаров кроме лекций было организовано посещение уроков в 1-х классах, уже работавших по новым программам [7, л. 6].
Следует также отметить, что деятельность методистов ИУУ не заканчивалась только организацией и проведением семинаров по переподготовке учителей и работников народного образования. Как и в любой системе, важнейшим принципом ее функционирования выступала обратная связь. Основной упор в работе кабинета начальных классов ИУУ делался на изучение состояния дел, прежде всего в опытных школах Черняховского района. Это было естественно, ибо положительные моменты опытного процесса тут же трансформировались и внедрялись в учебно-воспитательный процесс уже всех школ области, а негативные подвергались анализу. В помощь методистам ИУУ привлекались специалисты Черняховского педучилища. Совместными усилиями они не только организовали систематический контроль занятий, но и ежемесячно проводили семинары с учителями, выявляли «слабых» педагогов, устанавливали над ними шефство. По итогам 1968/69 уч. г. была организована конференция всех учителей начальных классов с привлечением студентов старшего курса педучилища [7, л. 7].
К решению задачи внедрения новых учебных планов и программ привлекались все структуры системы повышения квалификации учителей. Это было особенно заметно при анализе работы низших звеньев системы.
В Калининградской области в тот период работало 17 методических кабинетов. Во время подготовки к переходу на новые программы для их заведующих в ИУУ было проведено пять семинаров, участники которых в первую очередь знакомились с результатами изучения сотруд-
никами Института состояния методической работы в их районах и городах. Районные методические объединения собирались по три раза в год (как правило, в дни каникул). На их совещаниях шло изучение новых программ и учебников; заслушивались доклады теоретического содержания; обсуждались новинки научной и методической литературы; анализировалось состояние того или иного предмета за учебный год; составлялись и обсуждались методические разработки по наиболее трудным темам; обсуждались первые итоги работы по новым программам. Примерно в таком же ключе, но более конкретно велась работа в школьных предметных секциях: их заседания дополнялись проведением и посещением открытых уроков, во многих школах появились традиции организации конференций, проведения педагогических чтений. Наконец, для помощи в самообразовательной работе сотрудниками ИУУ были составлены примерные тематики такой работы по предмету (с указанием литературы), а также докурсовые задания для преподавателей тех предметов, по которым планировался переход на новые программы [7, л. 16 — 17].
В целом успехи по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых учебных планов и программ были заметны. Так, в 1970/71 уч. г. учащиеся общеобразовательных школ занимались по 54 новым программам и учебникам, а до полного завершения перехода оставалось ввести еще 39 таких программ. Широкое распространение в школах получили факультативные курсы, которые при всех недостатках, имевшихся в организации и методике их проведения, оказывали безусловное положительное воздействие на углубление знаний и развитие способностей учащихся старших классов. В 1970/71 уч. г. впервые за много лет калининградские школьники заняли призовые места на всесоюзных математической и физической олимпиадах [9, л. 20].
Однако была и обратная сторона такого успеха. Дело в том, что, как справедливо отмечал еще П. В. Худоминский, «массовая подготовка, когда во главу угла было поставлено изучение каждым учителем содержания новых программ, естественно, временно отодвинула на второй план планомерное повышение квалификации, осуществляемое один раз в пять лет» [4, с. 132].
Естественно, система повышения квалификации учителей, за два десятка лет своего существования сумевшая выработать правила и принципы своей деятельности, создать организационно-административную структуру, в течение двух-трех лет измениться не могла. В результате многие составляющие этой системы оставались инерционными. В частности, это относится к разделу деятельности, который в отчетных документах ИУУ выделяется как «Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта». Еще в 1967 г. ИУУ, органы народного образования и школы области начали интенсивную работу над проблемой «Активизация познавательной деятельности учащихся». Организовывались годичные семинары учителей истории и обществоведения, был проведен трехдневный семинар руководителей секций по этим дисциплинам; подобные семинары прошли в районах области, в средней
41
42
школе № 32 Калининграда. Проблемные вопросы темы обсуждались на семинарах учителей-предметников, тематических консультациях, конференциях и педагогических чтениях [7, л. 11 — 12].
Однако все эти действия, объединенные одной рубрикой «Распространение передового опыта», велись без учета особенностей другого процесса — перехода на новые учебные планы и программы. Опыта проведения занятий по новым программам и новым учебникам еще не было, а он, без сомнения, мог внести существенные коррективы в формирование познавательных способностей учащихся.
Изучение особенностей функционирования системы повышения квалификации учителей и работников просвещения Калининградской области показало, что по мере завершения перехода на новое содержание образования в работе ИУУ стал возрастать удельный вес курсов повышения квалификации. Руководство Института, предвидя скорое завершение своего рода «аврального» периода работы по массовой переподготовке педагогов, стало искать новые пути совершенствования своей деятельности и в целом системы повышения квалификации учителей.
Переход, точнее, возвращение в плановый пятилетний цикл работы по повышению квалификации педагогов ставил задачу совершенствования прежде всего содержательного компонента процесса «обучения» учителя. Необходимо было разработать учебно-тематические планы и программы курсов для преподавателей начальных классов, учителей-предметников, руководителей школ и сотрудников органов народного образования. Требовалась создание программ самообразования преподавателей.
Базой для такой работы стали примерные учебно-тематические программы курсов повышения квалификации учителей, введенные в 1977 г. [10]. Примерными они назывались потому, что органам народного образования, по сути, впервые в их истории предоставлялась возможность вносить в эти программы изменения и дополнения с учетом специфики конкретных субъектов Российской Федерации.
Переход на повышение квалификации учителей с помощью учебно-тематических программ неожиданно выявил слабое звено в системе, которым оказались районные методические кабинеты. Причем недостатки их деятельности проявлялись в плохом изучении и подборе учительского состава, которому требовалась подготовка на курсах в ИУУ. В кабинетах велись картотеки, но истинное положение дел они не отражали и не соответствовали данным институтской картотеки. Очень часто именно по этой причине учителя просто отказывались от занятий. Например, в 1974 г. очень плохой оказалась явка на курсы учителей русского языка и математики восьмилетних школ.
В повестку дня работы ИУУ с начала 1970-х гг. была поставлена проблема дифференциации содержания и формирования курсов повышения квалификации педагогических кадров с учетом уровня их подготовки, стажа, интересов и потребностей. Комплекс мер, предпринятых для решения этой проблемы, в ряде случаев (чаще для отдельных предметов) позволял создавать своего рода подсистемы или систе-
мы более низкого уровня (т. е. приближенного к школе) общей системы повышения квалификации учителей. Они могли включать летнюю курсовую подготовку; годичные семинары для руководителей факультативных курсов; кустовые семинары для определения категории учителей; однодневные семинары для преподавателей, имевших свободный день; тематические и индивидуальные консультации [11, л. 20 — 22]. При этом надо отметить тщательную подготовку органов народного образования, и особенно ИУУ, к распространению и внедрению опыта передовой педагогической деятельности. Только после многократной апробации и признания разными категориями работников образования опыт деятельности педагогических коллективов начинал внедряться в практику школ [12, с. 194 — 195]. Таким образом, система повышения квалификации учителей имела возможность адаптироваться к постоянно меняющимся и все более усложняющимся условиям реформирования образования в целом и регионального в частности.
Список литературы
1. Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 127. Оп. 1. Д. 43.
2. Кретинин Г. В., Фуксон Л. М. Повышение квалификации учителей в 1950-х гг. в Калининградской области // Вопросы истории. 2014. № 12. С. 38—44.
3. Народное образование в СССР : сборник документов 1917—1973 гг. М., 1974.
4. Худоминский В. П. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917 — 1981 гг.). М., 1986.
5. Справочник работника народного образования. М., 1973.
6. ГАКО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 101а.
7. ГАКО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 85.
8. ГАКО. Ф. 462. Оп. 3. Д. 675.
9. ГАКО. Ф. 462. Оп. 3. Д. 761.
10. Справочник директора школы : сборник законодательных, руководящих и инструктивных материалов. М., 1983.
11. ГАКО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 149.
12. Кретинин Г. В., Забоенкова А. С., Маслов В. Н., Фуксон Л. М. Общее образование в Калининградской области (1951—1991) : монография. Калининград, 2006.
Об авторе
Лилия Алексеевна Зорькина — ректор Калининградского областного института развития образования, Калининград.
E-mail: [email protected]
About the author
43
Liliya Zorkina, Rector of the Kaliningrad Regional Institute of Education Development.
E-mail: [email protected]