Научная статья на тему 'Культурные и педагогические традиции в организации воспитания обучающихся колледжа'

Культурные и педагогические традиции в организации воспитания обучающихся колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОБУЧАЮЩИЕСЯ КОЛЛЕДЖА / КУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / EDUCATION / CULTURAL APPROACH / COLLEGE STUDENTS / CULTURAL AND PEDAGOGICAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Шельпова Елена Владимировна

В профессиональной педагогике на протяжении последних лет прослеживается тенденция к использованию потенциала культурных и педагогических традиций в организации профессионального воспитания обучающихся. это актуализирует развитие идей культурологического подхода как одного из условий становления нового направления гуманитарного знания культурологии образования. В статье раскрываются сущность, содержание и потенциал культурных и педагогических традиций как эффективных средств воспитания обучающихся колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Шельпова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and educational traditions in organizing education of college students

In recent years, there is a tendency in professional pedagogy to use the potential of cultural and pedagogical traditions in vocational education of students. This updates the development of ideas of cultural approach as one of the conditions for the formation of a new direction in Humanities, i.e. culturology of education. The article reveals the essence, content and potential of cultural and pedagogical traditions as effective means of educating college students.

Текст научной работы на тему «Культурные и педагогические традиции в организации воспитания обучающихся колледжа»

УДК 377.5

https://doi.org/10.24158/spp.2017.3.16

Петьков Валерий Анатольевич

Petkov Valeriy Anatoliyovych

доктор педагогических наук,

профессор кафедры педагогики и психологии

Кубанского государственного университета

Шельпова Елена Владимировна

доцент кафедры общей и социальной педагогики и психологии филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Железноводске

КУЛЬТУРНЫЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

D.Phil. in Education Science, Professor, Education Science and Psychology Department, Kuban State University

Shelpova Elena Vladimirovna

Assistant Professor, General and Social Education and Psychology Department, Zheleznovodsk branch of Stavropol State Pedagogical Institute

CULTURAL AND EDUCATIONAL TRADITIONS IN ORGANIZING EDUCATION OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация:

В профессиональной педагогике на протяжении последних лет прослеживается тенденция к использованию потенциала культурных и педагогических традиций в организации профессионального воспитания обучающихся. Это актуализирует развитие идей культурологического подхода как одного из условий становления нового направления гуманитарного знания - культурологии образования. В статье раскрываются сущность, содержание и потенциал культурных и педагогических традиций как эффективных средств воспитания обучающихся колледжа.

Ключевые слова:

воспитание, культурологический подход, обучающиеся колледжа, культурные и педагогические традиции.

Summary:

In recent years, there is a tendency in professional pedagogy to use the potential of cultural and pedagogical traditions in vocational education of students. This updates the development of ideas of cultural approach as one of the conditions for the formation of a new direction in Humanities, i.e. culturology of education. The article reveals the essence, content and potential of cultural and pedagogical traditions as effective means of educating college students.

Keywords:

education, cultural approach, college students, cultural and pedagogical traditions.

Процесс воспитания личности молодежи требует создания условий, способствующих сохранению природной цельности человека, развитию новых социально значимых качественных образований, обеспечивающих успешную социализацию личности. Такие условия предоставляет культурная среда, в которой личность развивается целостно (B.C. Библер, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, И.Я. Яковлев, В.А. Ясвин). Создание такой среды реализуется в русле традиций гуманистической педагогики.

В современной теории и практике профессионального образования четко прослеживается тенденция поиска не только новых подходов к его организации, но и адекватного современной культуре понимания его особенностей и механизмов. В профессиональной педагогике на протяжении последних лет неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования. Следствием этого является развитие идей культурологического подхода как одного из условий становления нового направления гуманитарного знания - культурологии образования [1].

Гуманизация образования невозможна без использования средового и культурологического подходов, обеспечивающих гуманитарную и культурную направленность образовательного пространства [2]. Учет и реализация этих подходов позволяют наилучшим образом раскрыть взаимосвязь и полноценно реализовать педагогический потенциал культуры в условиях образовательной среды учебного заведения.

Используем в качестве базового понятие «культурная среда образовательного учреждения», введенное в научный оборот Н.Б. Крыловой. Ученый определяет данное понятие как «пространство культурного развития учащихся и их общности, вбирающее основные параметры среды: отношения, ценности, символы, вещи, предметы» [3].

Эффективным средством развития культурной среды образовательного учреждения может быть использование национальных, культурных, образовательных и профессиональных традиций, сложившихся в учреждениях системы среднего профессионального образования [4].

В Кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани традиция (лат. traditio - 'передача') характеризуется как «разновидность (или форма) обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения». Для традиции характерны бережное отношение к сложившемуся в обществе укладу жизни как к культурному наследству прошлого, внимание не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой.

Культурные и педагогические традиции являются педагогическими средствами и структурными элементами культурной педагогической среды. Они выступают, с одной стороны, как противоположность новации, с другой - как ее естественное продолжение. Внедренная новация постепенно становится традицией этой среды. Однако взаимодействие педагога и обучающихся остается неизменным условием ее существования, то есть образовательно-воспитательной традицией культурной образовательной среды.

Педагогический потенциал культурной образовательной среды учебного заведения заключается в использовании и распространении накопленных национально-культурных и образовательных ценностей творческими организациями, познавательными и профессиональными сообществами, научно-исследовательскими и методическими объединениями. Также к объектам и средствам распространения указанных ценностей следует отнести формы организации учебных занятий, студии, кружки, секции, территорию участка образовательного учреждения, средства информации (газета, стенды), эстетику одежды, особенности взаимодействия педагогов и обучающихся и т. д.

В образовательном учреждении, как и в государстве, необходим здоровый консерватизм, закрепленный в традициях как элементах культуры, помогающих выстоять, развиваться образовательному сообществу, сохранить все лучшее и разумное.

Особое значение в педагогических традициях учреждения среднего профессионального образования принадлежит развитию коллектива как основного компонента становления и успешного функционирования ученического и профессионального сообщества. В становлении коллектива обучающихся наиболее значимыми являются такие яркие по своему содержанию традиции, как «День встречи первокурсников», «Последний звонок», праздник «День рождения колледжа», «Конкурс мастеров», «Лучший по профессии», праздник знаний, неделя науки, неделя экскурсий по музеям, предметные декады и др.

Во многих учебных группах складываются и поддерживаются традиции коллективных творческих дел. Широкое распространение получили традиции шефства старших обучающихся над младшими. Все эти традиции, ставшие позитивными нормами уклада жизни колледжа, развивают ученическое и педагогическое сообщество, повышают ценности и смыслы его жизни, расширяют границы общественной деятельности обучающихся, что оказывает большое воспитательное воздействие на личность, способствует укреплению и сплоченности коллектива, поддерживает у студентов чувство гордости за свой колледж.

Для того чтобы традиции стали средством профессионального развития и саморазвития, необходимо их целенаправленное использование в процессе педагогического проектирования. Успешность проектировочной деятельности зависит от уровня проектной и педагогической культуры педагогического коллектива.

Готовность к развитию традиций является частью педагогической культуры коллектива преподавателей профессионального образовательного учреждения, которую можно классифицировать по следующим основаниям:

- по подходу к личности обучающихся;

- основным сферам жизнедеятельности обучающегося - традиции физического развития и оздоровления: «Олимпийские игры», дни и недели здоровья, спартакиады и т. д.; участие в социальной работе: помощь инвалидам и ветеранам, выступления в госпитале, «Встреча трех поколений» - беседы с педагогами-ветеранами; развитие общих и профессиональных способностей: умственных, коммуникативных, организаторских, эстетических, физических, экологических, экономических и т. д. во время традиционных профессиональных праздников, деловых игр; участие в деятельности органов студенческого самоуправления;

- специфике форм и методов воспитания (наиболее часто использовавшийся подход в советской профессиональной школе) - традиции развития мировоззрения: праздники, трудовые акции, акции помощи ветеранам; упражнения в поведении, выполнении норм, организации мероприятий: Конституция учащихся колледжа, Устав колледжа, праздники; стимулирование и коррекция действий и отношений - награждение и наказание: линейки обучающихся колледжа, линейки по параллелям, вызов на «Суд чести», фотография на «Доске почета», фотографирование на фоне фасада колледжа, внесение имени в «Книгу почета», стипендии, благодарности, грамоты и т. д.;

- средствам воспитания: вербальные и практические.

Педагогический эксперимент, проведенный на базе технического колледжа города Лермон-тово Ставропольского края, показал, что широкое использование культурных и образовательных традиций в практике профессиональной подготовки обучающихся обогащает культурную среду образовательного учреждения, значительно улучшает показатели профессиональной воспитанности, способствует повышению успеваемости, позитивному отношению к профессии, умению работать в коллективе, развитию профессиональной компетентности педагогов и оказывает позитивное влияние на морально-психологический климат в коллективе [5].

Таким образом, учет рассмотренных положений в реализации педагогического потенциала культурных и педагогических традиций как средств воспитания обучающихся колледжа позволил обеспечить эффективность этого процесса и обогатить теорию и практику профессиональной подготовки обучающихся колледжа.

Ссылки:

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

2. Extra-curricular activities [Электронный ресурс] / Harrold Priory. URL: http://www.harroldpriory.co.uk/extracurricular-activ-ties/44.html (дата обращения: 28.03.2017).

3. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2006. 272 с.

4. Синько В.М., Петьков В.А. Проектирование культурно-воспитательной среды учреждения начального профессионального образования // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 31. С. 41-43.

5. Шельпова Е.В., Петьков В.А. Организация и управление воспитательной системой учреждения профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 9. С. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.