Vaganova Olga Igorevna, Koldina Margarita Igorevna, Abramov Oleg Nikolaevich ORGANIZATION OF MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT .
pedagogical sciences
УДК 378.147
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0051
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2019
Ваганова Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Колдина Маргарита Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами» Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (603004, Россия, Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9, e-mail: ritius@mail.ru) Абрамов Олег Николаевич, кандидат технических наук, доцент Тюменское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск А.И. Прошлякова Министерства обороны (625051, Россия, Тюмень, ул. Л.Толстого, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)
Аннотация. Согласно требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов, неотъемлемой частью современного высшего образования является использование электронных ресурсов, благодаря которым возможности студентов значительно расширяются. Авторы отмечают, дистанционные курсы повышают мобильность студента, дают ему определенную свободу в выполнении заданий, активизируют его творческую составляющую и позволяют работать самостоятельно. Однако, главным вопросом остается контроль за выполнением заданий, обеспечивающий качество подготовки студентов и конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда. Поэтому статья посвящена изучению организации контроля результатов освоения электронных образовательных ресурсов. Представлены рекомендации, на основе которых преподаватель может создать электронный курс, который позволит грамотно выстроить обучение студента по конкретной дисциплине и проконтролировать результаты ее освоения. Раскрыта сущность входного, текущего, рубежного и итогового контроля в системе электронного обучения. Также были предложены меры, которые необходимо осуществлять для проверки достоверности предоставляемых студентами результатов. Поскольку самым распространенным инструментом для контроля является тест, авторами был отмечен ряд принципов, на которые должен опираться разработчик электронного тестирования. Описание входного тестирования было представлено на примере дисциплины «Концепции развития профессионального образования».
Ключевые слова: Learning Management System, студент, выпускник, высшее учебное заведение, контроль результатов обучения, электронные образовательные ресурсы, Moodle, тестирование, компетентностный подход, самостоятельность.
ORGANIZATION OF MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
© 2019
Vaganova Olga Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Koldina Margarita Igorevna, candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the department of «Professional Education and Management of Educational Systems» Kozma Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university (603004, Russia, Nizhny Novgorod, Chelyuskintsev street, 9, e-mail: ritius@mail.ru) Abramov Oleg Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor Tyumen Higher Military Engineering Command School named. Marshal Engineering Troops A.I. Proshlyakova, Ministry of Defense of the Russian Federation (625051, Russia, Tyumen, L. Tolstoy street, 1, e-mail: glamarin@rambler.ru)
Abstract. According to the requirements of the new Federal State Educational Standards, an integral part of modern higher education is the use of electronic resources, thanks to which the opportunities of students are greatly expanded. The authors note that distance courses increase student mobility, give him a certain freedom in performing tasks, activate his creative component and allow him to work independently. However, the main issue remains control over the implementation of tasks, ensuring the quality of student training and the competitiveness of future graduates in the labor market. Therefore, the article is devoted to the study of the organization of monitoring the results of the development of electronic educational resources. The recommendations are presented, on the basis of which the teacher can create an electronic course that will allow you to intelligently build a student's training in a particular discipline and monitor the results of its development. The essence of the input, current, boundary and final control in the e-learning system is disclosed. Measures were also proposed that should be implemented to verify the accuracy of the results provided by students. Since the test is the most common control tool, the authors noted a number of principles on which the developer of electronic testing should rely. The description of the input testing was presented on the example of the discipline «Concepts of the development of vocational education».
Keywords: Learning Management System, student, graduate, higher education institution, monitoring learning outcomes, electronic educational resources, Moodle, testing, competence-based approach, independence.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день процесс развития системы образования характеризуется появлением множества различных образовательных технологий, быстрыми темпами техно-логизации и информатизации. Благодаря требованиям новых Федеральных государственных образовательных стандартов на первое место выходит электронное обучение. Его инструменты значительно расширяют возможности студентов в условиях сокращения аудиторных часов и увеличения самостоятельной нагрузки, однако,
среди множества преимуществ электронных ресурсов появляется вопрос контроля образовательных результатов студентов. Недостатки в системности организации дистанционного учебного курса и четко регламентированных процедур контроля часто приводят к снижению качества подготовки. От решения обозначенной проблемы зависит конкурентоспособность будущих выпускников на рынке труда. Электронные ресурсы применяются как при очном обучении, так и заочном, с выполнением студентами заданий полностью в дистанционном формате [1].
педагогические науки
Ваганова Ольга Игоревна, Колдина Маргарита Игоревна, Абрамов Олег Николаевич ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ...
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Система дистанционного обучения является сложным механизмом, ядром которого выступает система управления учебным процессом (Learning Management System LMS). LMS позволяет контролировать учебный процесс с большим количеством студентов [2]. Особенность LMS состоит в возможности сохранения характеристик пользователей, а также задача LMS состоит в отслеживании затраченного времени и количества доступов, которое было сделано обучающимся при выполнении какого-либо задания [3].
Дистанционное обучение имеет следующие элементы:
- средства общения и доставки учебного материала;
- системы управления обучением;
- учебный контент [4];
- система управления учебным контентом (для разработчиков электронных курсов) [5].
Для начала необходимо выделить основные принципы контроля обучающихся в электронной системе. Н.В. Ломовцева выделяет следующие:
- объективность (познавательная деятельность студентов должна оцениваться при минимальном воздействии субъективных факторов) [6];
- демократичность (обучение в электронной среде должно проходить в равных для всех студентов, проходящих контроль, условиях);
- кратковременность (организовать контроль так, чтобы за короткое время проверить знания у большого количества испытуемых).
Вопросы контроля качества обучения при использовании электронных образовательных ресурсов поднимались в работах таких ученых как А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, Д.Е. Гавриков, Е.С. Полат, А.В. Хуторский.
Дистанционное обучение представляет собой особую систему, состоящую из цепи элементов: содержание материала, его закрепление, прохождение контроля, фиксация успехов [7].
В основе разработки дистанционных курсов лежит модульный подход, о котором говорит исследователь П. Юзявичене. Для изучения модуля должен быть разработан сценарий, в котором указана последовательность учебно-методических мероприятий:
- консультации педагога [8]
- время для проведения вебинаров и тестирований;
- структура выполнения самостоятельной работы [9];
Формирование целей статьи (постановка задания).
Цель статьи заключается в рассмотрении организации контроля результатов освоения электронных образовательных ресурсов. Необходимо также решить следующие задачи:
- определить основные принципы контроля образовательных достижений обучающихся в электронной среде;
- выявить меры для проверки достоверности результатов обучения, предоставляемых студентами.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Все модули, имеющиеся на курсе, должны содержать мероприятия для проведения контроля и самоконтроля [10]. В качестве технической основы для проведения курсов мы выбрали электронную платформу Moodle. Среди рекомендаций для преподавателя мы выделяем следующие. Поскольку в высшем образовании неотъемлемым элементом является компетентностный подход, то для организации контроля необходимо следовать следующим процедурам:
- установить критерии сформированности компетенций;
- сделать проверочные задачи;
- выбрать формы контроля;
- установить порядок и частоту проведения контрольных процедур.
Педагогический контроль обычно подразделяют на входной, текущий, рубежный и итоговый. Благодаря входному контролю педагог определяет готовность студентов к изучению учебного модуля дисциплины, дифференцирует обучающихся по уровню подготовки [12].
Проведение текущего контроля дает возможность обучающимся увидеть то, насколько хорошо ими был изучен материал и подобрать удобный темп обучения
[13].
Сущность рубежного контроля состоит в определении факта готовности перехода студента к следующей ступени обучения. Текущий и рубежный контроль определяют достижения каждого отдельного студента [14].
Итоговый контроль позволяет преподавателю увидеть степень освоения содержания учебной дисциплины в соответствии с целями, которые соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту [15].
При дистанционном обучении появляется вопрос проверки достоверности предоставляемых студентом результатов. Поэтому должны применяться следующие меры:
- доступ к учебным ресурсам должен осуществляться по индивидуальным паролям и идентификаторам;
- установка преподавателем количества времени, отводимого на ответ [16];
- использование индивидуального пароля [17];
- обнаружение подлога с помощью использования специальных алгоритмов многомерного анализа [18].
Для оценки результатов познавательной деятельности могут быть использованы следующие формы контроля:
- письменные отчеты (например, эссе, которое преподаватель проверяет в индивидуальном порядке);
- web-конференции;
- групповые и индивидуальные проекты;
- тестирование [19].
Так как самым распространенным инструментом контроля на электронном курсе является тестирование, мы рассмотрим именно его. Тесты должны разрабатываться по каждому уровню усвоения опыта [20]. Одним из самых лучших вариантов тестов является тот, в котором заложено широкое содержание, охватывающее более глубокие уровни знаний. Разрабатывая тест, необходимо учесть следующее:
- соответствие теста поставленным целям;
- обеспечение взаимосвязи содержания и формы теста [21];
- правильность поставленных задач определяется с точки зрения содержания;
- соблюдения соответствия теста содержанию учебного предмета [22];
- соблюдение соответствия теста современному уровню науки [23];
- обеспечение комплексности и сбалансированности содержания теста;
- соблюдение системности и вариативности содержания теста [24].
Перед каждым тестированием должно быть необходимое описание, которое поможет студенту определить его сущность [25].
Например, для входного контроля по дисциплине «Концепции развития профессионального образования» на электронной платформе Moodle размещено соответствующее описание.
Рисунок 2 - Описание входного контроля по дисциплине «Концепции развития профессионального обра_зования» на электронной платформе Moodle_
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
201
Vaganova Olga Igorevna, Koldina Margarita Igorevna, Abramov Oleg Nikolaevich ORGANIZATION OF MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT .
pedagogical sciences
Чем подробнее представлено описание тестов, тем студент более осведомлен о результатах, которых от него ожидают. Как показывает практика, выявление реальных результатов студентов проходит тем интенсивнее, чем более грамотно составлен курс.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Электронное обучение в современном высшем образовании играет важную роль. Грамотно выстроенные на курсе методы и формы контроля позволяют выявить реальную подготовку студента, определить недочеты и своевременно восполнить пробелы в обучении. В процессе работы нами была рассмотрена организация контроля результатов освоения электронных образовательных ресурсов. Представлены рекомендации по созданию электронного курса и средств контроля на данном курсе. Благодаря выявленным и предложенным положениям студент может получить возможность обрести востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ilyashenko L.K., ProkhorovaM.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/23071281-2018-6-3-2
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы //Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3.С.3. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-3
4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
5. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
7. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chanchina A.V. Structure and content of the electronic school-methodical complex on the discipline "Mechanics of soils, foundations and foundations" //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1088-1096.
8. Прохорова М.П., Ваганова О.И., Алешугина Е.А., Тростин В.Л. Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 21-25.
9. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Prokhorova M.P., Gladkova M.N. Forming the competence of future engineers in the conditions of context training // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1001-1007.
10. Гладков А.В., Прохорова М.П., Ваганова О.И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию// Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 77-80.
11. Ilyashenko L.K., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Sedykh E.P., Shagalova O.G. Implementation of heurist training technology in the formation of future engineers //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1029-1035.
12. АбрамоваН. С., Ваганова О. И., Трутанова А. В. Формирование коммуникативных умений магистрантов при изучении дисциплин профессионального цикла//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 17-20.
13. Smirnova, Z., Vaganova, O., Shevchenko, S., Khizhnaya, A., Ogorodova, M., Gladkova, M.: Estimation of educational results of the bachelor's programme students. IEJME. Math. Educ. 11(10), 3469-3475 (2016)
14. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.
15. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24
16. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.
17. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Mukhina M.V., Kutepov M.M., Kutepova L.I., Chernysheva T.L. The organization of the test control of students' knowledge in a virtual learning environment MOODLE // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Т. 20. № 3.
18. Петровский А.М., СмирноваЖ.В., Ваганова О.И. Формирование
профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения//Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 213-216.
19. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Активизация познавательной деятельности обучающихся средствами информационной образовательной среды//Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. №1. С. 43-48.
20. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54.
21. Колдина М.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Управление самостоятельной работой студентов вуза//Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 39-42
22. Лапшова А.В., Ваганова О.И., Тюмина Н.С., Румянцева Н.А. Личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-5. С. 201-207.
23. Угодчикова, Н. Ф. Иностранный язык как индикатор качества подготовки современного специалиста/Н. Ф. Угодчикова, Г. К. Крюкова, Н. В. Патяева, Е. А. Алешугина//Приволжский научный жур-нал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2007. -№ 2. -С. 149-154.
24. Кутепов М.М. Формирование профессиональных компетенций судей-секретарей по баскетболу//Инновации и инвестиции. 2015. № 8.
Статья поступила в редакцию 12.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019