Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности на уроках экономики как способ развития творческого потенциала личности'

Организация исследовательской деятельности на уроках экономики как способ развития творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1541
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / МОТИВАЦИЯ УЧЕНИКОВ / ОСОЗНАННОЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунов Олег Петрович

Автор делится уникальным опытом организации исследовательской деятельности учащихся на уроках экономики, моделируя различные жизненные ситуации, влияющие на развитие личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности на уроках экономики как способ развития творческого потенциала личности»

При оформлении окончательного варианта портфеля необходимо включить туда все то, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении. Каждый элемент должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. При оформлении окончательно варианта портфеля необходимо включить туда:

• сопроводительное письмо с описанием целей обучения по курсу и краткой характеристики портфеля;

• оглавления портфеля;

• лист самооценки с указанием своих удач и трудностей в процессе изучения данного курса или отдельных его тем и разделов.

Оценивание портфолио осуществляется учителем, самооценкой учащегося, взаимоценкой, а возможно и родителями.

Критерии оценки отражают:

1. сформированность качеств, отраженных в целях обучения данному предмету;

2. развитость коммуникативных умений: умение сотрудничать, выступать с докладом, четко и аргументировано излагать свои мысли и т.д.

3. сформированность оргдеятельностных умений: формулировать цели, проявлятьустойчивость в их достижении, планировать деятельность, прогнозировать ее результаты, сопоставлять результаты с целями и т.д.

Для оптимизации процесса оценки «Портфелей» их содержание делится на следующие категории:

• обязательные работы - требуемые учебной программой по предмету и необходимостью усвоения базовых знаний и умений;

• поисковые работы - проекты, решения проблемных, исследовательских задач;

• ситуативные работы - разработки ненаглядных пособий, настенных и дидактических материалов, решение прикладных задач;

• описательные работы - эссе, аннотации, листы целей, листы самоконтроля и самооценки;

• внешние материалы: отзывы и рецензии на работы, листы взаимооценки, характеристика портфеля учителем.

Мы считаем, что для определения общей оценки каждая категория имеет разный вес: обязательная категория - 40%общей оценки; поисковая - 30%; ситуативная - 15%; описательная - 10%; внешняя - 5%.

Оценочная самостоятельность, которая воспитывается средствами школьного обучения, включает две составляющие: ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы, принимаемые в ходе коллективного обсуждения, и владение способов оценивания, принятым в данном социуме.

Предметная диагностика уровня сформированно-сти оценочной самостоятельности основана на выявлении следующих параметров:

• Психологической готовности и потребности ученика в осуществлении самостоятельной контрольно-оценосчной деятельности (методика «Разноцветные поправки» и «Самоконтроль по собственной инициативе» А.К. Марковой).

• Способность к взаимоконтролю и взаимооценке (прием «Рецензирование ответа ученика»),

• Адекватность самооценки (методика «Исследование адекватности самооценки учащихся» А.В.Захаровой).

Учебное портфолио - модель аутентичного оценивания (процедуры оценивания, разработанной для того, чтобы ученики могли продемонстрировать все свои способности, полученные в процессе обучения в реальных жизненных ситуациях), получающего оформление в документах трех типов:

1. Портфель достижений - коллекция работ учащегося всесторонне демонстрирующая прогресс в учебной деятельности школьника как в определенной предметной области, так и в целом по всем предметам за учебный год.

2. Портфель - отчет - собрание индивидуальных текущих работ учащегося по предмету в соответствии с планом заданным изначально учителем, имеющее целью выявление степени прохождения школьником программы обучения.

3. Портфель - самооценка - совокупность обязательных и творческих работ учащегося по разным предметам с соответствующими комментариями преподавателей, включающими оценку их выполнения с характеристикой и объяснениями

«Портфель ученика», представляемый в данной статье является интегрированным типом, соединяющим в себе черты портфеля - достижений и портфеля - отчета. Его единицу сбора и структуру определяет учитель, а наполнение осуществляет учащийся, консультируясь с учителем. «Портфель ученика» имеет три основных раздела: портрет - самохарактеристика ученика, коллектор - папка, куда отбираются материалы и затем сортируются, и достижения - материалы, непосредственно подлежащие оценке.

Технология «Портфель ученика» является эффективным способом рефлексивной работы школьника на этапе основной школы, так как она способствует формированию умений анализировать собственную учебную работу, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достижения более высоких результатов. Их учебная деятельность при этом становится более осознанной. В ходе учета и оценки собственных достижений учащимися у них формируется ответственность за свой труд. Чрезвычайно важно, что в этом процессе активное участие могут принимать родители, другие учителя, одноклассники. Эта технология позволяет представить целостную картину объективного продвижения ученика в той или иной предметной области за определенный период.

Основными преимуществами «Портфеля ученика», с точки зрения формирования оценочной самостоятельности школьников среднего звена, являются:

• интеграция преподавания, учения, контроля и оценивания;

• объединение количественной и качественной оценки посредством анализа разнообразных

продуктов учебно-познавательной деятельности;

• сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении последнего;

• смещение акцентов от жестких нормативов к гибким условиям альтернативной оценки;

• близость данного способа оценки к оценке, принятой в профессиональной сфере, что позволяет раньше начать формирование профессионально значимых умений учащихся.

В то же время нельзя не отметить следующие проблемы и трудности, возникающие в процессе применения технологии «Портфель ученика»:

• требуется отведение определенного количества учебного времени на работу по формированию и анализу «Портфелей», подготовке их презентации;

• высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности;

• сложность в определении критериев оценки элементов состава «Портфеля», доступных для осознания и принятия учащимися;

• трудоемкость процесса проверки и оценки «Портфелей»;

• организационные трудности по хранению «Портфелей.

Приведенные недостатки отражают реальные трудности и противоречия во внедрении любой инновации в традиционный образовательный процесс. Вместе с тем опыт применения технологии «Портфель ученика» показывает появление у школьников потребности в самоконтроле и самооценке своих учебных результатов, развитие способности к содержательной рефлексии.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого сам о развития.-2-е изд. Казань, 2000.

2. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированно-сти учебной деятельности, Томск, 2001.

3. Сиротин В.И. Диагностика уровня овладения учащимися основными компонентами содержания базового географического образования.// География в школе. - 2001. -№ 1.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.

Автор делится уникальным опытом организации исследовательской деятельности учащихся на уроках экономики, моделируя различные жизненные ситуации, влияющие на развитие личности

Горбунов Олег Петрович,

учитель экономики МОУСОШ №2 г. Салехард

Головокружительные события XX века коренным образом изменили окружающий нас мир. Не многие из них могут соперничать по своей важности с переходом к рыночной экономике в России. Надежды и опасения, связанные с переходом к рынку, скоротечность реформ, возникновение новых, подчас уродливых реалий, понятны не всем. Мы вступили на трудную дорогу, где каждый наш шаг сопряжен с организационными трудностями, с необходимостью глубокого переосмысления подходов к развитию экономики, с отказом от догм прошлого и личного отношения каждого ко многим экономическим категориям.

Сегодня мы понимаем, что экономика - это особый мир со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен, но главное -открыт для каждого, кто хочет в него войти.

Практика - критерий истины. Об этом свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой. Хозяйствование, основанное на использовании рыночного механизмы в этих странах, в необходимых условиях, оправдано потребностями сегодняшнего дня. Только независимые и свободные, стремящиеся к экономической самостоятельности люди, готовы собственными усилиями строить свое материальное и духовное

благополучие, не уповая на государство. С желания стать такими людьми начинается переход к цивилизованным эффективным рыночным механизмам хозяйствования. Начавшаяся экономическая революция в нашем сознании сегодня, более всего необходима нам самим. Начало этой революции - изучение учащимися школ экономических дисциплин.

Сегодня, когда, наконец-то и в нашей стране «идет процесс» активного формирования рыночного механизма, вопрос «Нужно ли изучать экономику?» уже не является спорным, так как быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, новые экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека.

Есть ли польза от экономического образования? Конечно, если не забывать, что экономическая наука открывает нам экономическую логику конкретного хода развития общества, а экономическое знание есть средство спасения от социального суеверия, разорительного невежества и повторения, уже совершенных ошибок.

Изменение содержания школьного образования вызванное изменением социально-экономических потребностей общества поставило перед школой ряд задач по подготовке и воспитанию молодого человека, адаптированного к современным условиям, личности с развитым экономическим мышлением. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он практически до выпускника из школы оставался в стороне от них, то сегодня это уже не возможно. Он должен представлять, что его личное благосостояние зависит от того, насколько качественным будет его образование, что знание основ экономики позволит ему активно включиться в экономическую жизнь общества.

Актуальность экономического образования подтверждается следующими целями:

• изучением основ социального опыта человечества, связанного с его экономической деятельностью;

• приобщением учащихся к высокой этике экономических отношений, т.к. разумная и эффективная экономика может быть только нравственной

- такой, в которой ценятся порядочность, профессионализм и гражданские чувства;

• формированием основ интеллигентности, т.к. познание воспитывает культуру социального мышления;

• ориентацией учащихся на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право собственности, право на свободный

труд;

• приобщением к цивилизованным формам экономической деятельности, где эффективное производство обеспечивает максимальное создание материальных ценностей.

Определяя цели экономического образования, мы исходим из понимания того, что переход к новой экономике затруднен и невозможен без активного участия в этом процессе школы. Школа должна подготовить учеников к восприятию происходящих перемен, научить их мыслить по-новому, широко применять по-

лученные знания на практике. Необходимость получения экономических знаний диктуется самой жизнью, временем, в котором мы живем: обществом, которому не хватает грамотных специалистов-рыночников и просто экономически грамотных граждан.

Мы все должны понять, что наши беды: кризисное состояние экономики, убыточность многих предприятий, отсутствие надежды на спасительную роль рыночных отношений, тесно связанны с нашей экономической безграмотностью.

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продуктивных технологий в сфере образования как части процесса модернизации. Возможности пути развития образования, при котором повышение образованности, социальной устроенно-сти, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек, исчерпаны. При экстенсивном пути - развитие образования понималось нами преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. В настоящее время образованность осознается обществом как владение технологией работы с информацией, совершенствование навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий в противовес широко распространённым сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Эти технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности. Они должны опираться на мыслительную деятельность, основанную на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном структурировании знаний и направлены на решение поставленных проблем и достижение истины. Изменение методического и дидактического подхода к созданию образовательной программы требует нового стиля мышления учителя и ученика и соответствующих подходов к их формированию.

В настоящее время основными являются четыре универсальных типа мыслительной деятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. Главная цель исследования - поиск истины, «того, что есть на самом деле». Методологически исследование является основой для дальнейшего проектирования, конструирования, которые направлены на преобразование окружающей действительности. Формирование исследовательских навыков учащихся является важнейшей задачей образования и воспитания, как средства оценки деятельности, её возможных последствий.

Причиной становления данного опыта является стремление разрешить ряд проблем и противоречий, наиболее остро проявившихся в практической деятельности за последние годы. Эти проблемы можно условно разделить на общепедагогические и частные, т.е. касающиеся преподавания экономики.

Общепедагогические проблемы:

• Реализация Концепции модернизации российского образования.

• Увеличение требований к выпускнику средней школы.

• Создание модели современного выпускника.

• Формирование навыков самообразования.

• Гуманизация и гуманитаризация образования.

• Развитие и распространение знаний, направленных на человека, его деятельность, механизм познания, уважение личности и человеческого достоинства.

• Распространение научных подходов к решению проблем возникающих в обществе.

Частные проблемы:

• Разнообразие программ по экономике.

• Большой объём экономической информации.

• Слабое развитие сформированных общеобразовательных навыков, позволяющих перерабатывать и усваивать довольно сложную информацию за ограниченные отрезки времени.

Анализ данных проблем позволил сформулировать ключевое противоречие: между имеющейся системой преподавания, основанной на знаниевой парадигме, на всё возрастающем объёме экономической информации о развитии общества, и необходимостью формирования исследовательского мышления, как основы активизации творческого потенциала личности, основы формирования компетентностной парадигмы.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и навыков, лежащих в основе творческой исследовательской деятельности, через организацию этой деятельности учащихся на уроках экономики; выход на уровень формирования компетентностей ученика. Ведущей идеей опыта является мысль о том, что творческая исследовательская деятельность в целом или использование её отдельных элементов позволяют мотивировать ученика на осознанное и самостоятельное приобретение знаний. Такое приобретение можно организовать через систематическую работу по формированию интеллектуальных умений, что даёт возможность получения нового знания, характеризующегося актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью. В данном случае сама исследовательская деятельность выступает более доступным средством мотивации ученика к познанию мира экономики, себя и себя в этом мире. Исследовательскую деятельность учащихся определяется учителем как творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения возникающих проблем, в ходе которого осуществляется трансляция между субъектами общечеловеческих ценностей, результатом которой является формирование готовности учащихся «познавать мир». Учитель, в данном случае, выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутрен-

няя мотивация подходить к любой возникающей перед ним жизненной, в том числе и экономической, проблеме с исследовательской, творческой позиции (табл. 1). Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач становится разрешение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, т.е. перевод внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность. Важнейшей идеей опыта является мысль о том, что все усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни в науке, не на получение специальных предметных знаний, а на формирование креативного мышления, на заинтересованность к самостоятельному постижению действительности.

В основе опыта лежат идеи Выготского Л.С. о теории развития мышления, Давыдова В.В. о теории развивающего обучения, Амонашвили Ш.А. о принципах гуманистической педагогики, Якиманской И.С. о личностно-ориентированном подходе, Давыденко Т.М.

о рефлексивном подходе, Леонтовича А.В., Обухова

А.С., Алексеева Н.Г. об исследовательской деятельности как основе формирования мировоззрения, творческого потенциала.

Теоретическая основа опыта - «Концепция развития исследовательской деятельности учащихся», разработанная творческим коллективом под руководством Алексеева Н. Г. Под исследовательской деятельностью учащихся авторы концепции понимают процесс решения задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью научных методов, в ходе которого происходит трансляция общекультурных ценностей (табл. 2).

В общественном сознании существуют представления об исследовании как установлении, обнаружении и познании окружающего нас мира. В общественном смысле это означает «искать», изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении этого процесса отражается момент субъективной значимости этого процесса, способствующего созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного.

Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Ценность установки на истину в исследовательской деятельности имеет две особенности: во-первых, её конструктивнодеятельностный характер, т. е. истина должна быть обнаружена самим учеником через организацию своей собственной деятельности; во-вторых, учитель сам выбирает наиболее удобный путь нахождения истины.

Основным методологическим подходом в организации исследовательской деятельности в рамках школы является разделение научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Разделение это весьма условно, поскольку оба эти вида служат одной цели - формированию готовности учащихся к исследовательской работе, в том числе выработке у них исследовательских умений, творческой актив-

Таблица 1

Общая схема алгоритма исследования

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

• Обоснование актуальности выбранной темы.

• Постановка цели и конкретных задач исследования.

• Определение объекта и предмета исследования.

• Выбор метода (методики) проведения исследования.

• Описание процесса исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Обсуждение результатов исследования.

• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. В применении к учебноисследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: выбор и формулировка темы характеризует научную зрелость и компетентность исследователя.

Объяснение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости — главное показать суть проблемной ситуации. Формулировка проблемной ситуации — важная часть введения. Любое исследование проводится для того, чтобы преодолеть трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии проблема» более подробно.

Проблема возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.

Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем имеют большое значение. Они если не целиком, то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Не случайно принято считать, что сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

Отдельные исследования ставят целью развитие положений, выдвинутых той или иной научной школой. Темы таких исследований могут быть очень узкими, что отнюдь не умаляет их актуальности. Цель подобных работ состоит в решении частных вопросов в рамках той или иной уже достаточно апробированной концепции. Актуальность таких научных работ в целом следует оценивать с точки зрения концептуальной установки, которой придерживается исследователь, или того научного вклада, который он вносит в ее разработку.

Начинающие исследователи часто избегают брать узкие темы. Это в корне неверно. Работы, посвященные широким темам, часто бывают поверхностными и мало самостоятельными. Узкая же тема прорабатывается более глубоко и детально. Вначале кажется, что и писать не о чем. Но по мере ознакомления с материалом это опасение исчезает, исследователю открываются такие стороны проблемы, о которых он раньше и не подозревал.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет — то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.

Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.

Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.

Существенный этап научного исследования — обсуждение его результатов, которое проходит на заседаниях научных групп, ученых советов, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности исследовательской работы и коллективный отзыв.

Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические

ности, самостоятельности, качеств. Различие между учебно- и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности обучаемых при выполнении исследования и уровне новизны полученного результата (табл. 3).

Учеб но-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностноориентированного подхода в образовании. Именно поэтому в основе опыта лежат идеи и принципы педагогической деятельности И. С. Якиманской. Это опора на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организация субъект-субъектных связей на уроке, создание условий для

раскрытия личностного потенциала учащихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его чётко определёнными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта, сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

Новизна опыта состоит в создании системы работы, основанной на использовании приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного постижения знаний в ходе исследова-

Таблица 2

Методы научного познания

Методы научного познания принято делить на общие и специальные.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:

1 - методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2 - методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3 - методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Методы эмпирического исследования.

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются: 1) планомерность; 2) целенаправленность; 3) активность; 4) систематичность.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.

Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Преимущества:

1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Эксперимент может осуществляться с моделью. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровнях исследований: абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Абстрагирование имеет универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению результата, т. е. к абстракции.

Анализ - метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части.

Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Прямые (эмпирические) анализ и синтез применяются на стадии поверхностного ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, обнаружение его свойств, простейшие измерения, фиксация непосредственно данного, лежащего на поверхности общего.

Возвратные или элементарно-теоретические анализ и синтез широко используются как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Здесь операции анализа и синтеза осуществляются не механически. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых могут выступать предположения о причинно-следственных связях различных явлений.

Структурно-генетические анализ и синтез этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное в них, их «клеточку», оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении.

Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного «анатомирования» объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности кабстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него - к конкретному в мышлении.

тельской деятельности, сформировать интеллектуальные умения лежащие в основе научно-исследовательского мышления учащихся. Особенным является формирование системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только экономические проблемы, но и, обнаружив

межпредметные связи, выходить на уровень над-предметного решения проблемы. Появляется способность к рефлексии, способность «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаём внешние нам предметы» т. е. ученик уже «не просто знает, а знает, что он знает; не просто делает, а знает, как он это делает».

Таблица 3

Сравнительный анализ научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности

Линия сравнения Н ауч н о-и сследо вател ьс кая дея тел ь н ость Учебно-исследовательская деятельность

Цель исследования Производство новых знаний в общекультурном значении. Приобретение учащимися навыков исследования как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является самостоятельное приобретение новых, личностно-значимых знаний

Направленность исследования Исследование - как способ получения результата, продукта. Исследование - как средство ориентации в окружающем мире

Организация деятельности Опирается на нормы, выработанные в сфере науки за несколько последних столетий. Жёстко нормируется выработанными научным сообществом традициями. Может моделироваться учителем с опорой на научные традиции, но с учётом специфики учебного заведения, предмета и объекта исследования, личности исследователя. Нет жёстких норм.

Субъект-объект-ные связи Связь непосредственная: учёный - объект исследования. Связь опосредованная: ученик - учитель - объект исследования. Субъект-субъект-объектная связь, передача навыков практической деятельности от учителя ученику.

Методология Наличие стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от предметной области: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, обобщение, собственные выводы, представление результата.

Трудоёмкость работы заключается в переосмыслении опыта с позиций творческой самореализации личности ученика и учителя, в отборе оптимальных методов, приёмов и средств для организации мотивированной исследовательской деятельности с учётом развития индивидуальных творческих и учебнопознавательных способностей ученика. Кроме того, формирование исследовательско-операционных умений: гностических, организационных, коммуникативных, прогностических требует достаточно много времени. Сложность заключается в необходимости полного переосмысления собственной системы работы учителем. Систематическая работа по реализации ведущих идей темы в рамках классно-урочной системы требует обязательного выхода на уровень рефлексии самообразования учеником.

Результативность опыта включает в себя:

• сформированность у учащихся навыков исследовательской деятельности: анализировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать и опровергать утверждения;

• формирование ряда компетентностей ученика (информационной, самообразования, решения проблем);

• способность управлять своими умениями и навыками, оценивать эффективность собственной деятельности;

• результативность самостоятельного решения поставленных проблем.

Положительным результатом опыта будет эффективное решение проблем, которые возникнут перед учащимися «когда-то» и «где-то» и их спо-

собность перевести компетентность из потенциальной зоны в актуальную и успешно её реализовать,

Система работы, направленная на реализацию основных задач, представляет собой совокупность различных видов деятельности позволяющих качественно организовать учебный процесс. К ним относятся:

1. Диагностика уровня сформирован ноет и основных элементов исследовательской культуры, как совокупности мотивов, интеллектуальных умений и навыков, стремления к самореализации в исследовательской деятельности.

2. Постановка целей и задач.

3. Отбор содержания.

4. Выбор методов, приёмов и средств, позволяющих сформировать необходимые умения через учебно-исследовательскую деятельность.

5. Создание психолого-педагогических условий, способствующих наиболее эффективной организации деятельности учащихся.

6. Рефлексия результативности деятельности учащихся и учителя.

На начальном этапе учеб но-исследовательской деятельности с учащимися 10-х классов проводится диагностическое исследование, позволяющее выявить уровень сформированности исследовательских умений и навыков. Для этого применяется анкета, направленная на выявление самооценки владения учащимися указанными умениями (табл. 4). Инструкция заполнения анкеты: оцените уровень вла-

Таблица 4

«Исследовательская культура учащихся 10-11-х классов»

Компоненты исследовательской культуры Самооценка учащихся Оценка учителем Общий балл

1. Мыслительные умения и навыки:

- анализ разносторонней информации в учебной работе; - умение самостоятельно устанавливать в ответе межпредметные связи; - выделять главное с помощью схем, алгоритмов, опорных конспектов; - делать выводы из сравнения, давать оценку сравниваемым объектам; - обобщать данные, полученные в процессе сравнения; - понимать предложенную проблему; - оценивать проблемную ситуацию; - формулировать проблему, аналогичную данной; - на основе наблюдений, опытов, анализа различной информации формулировать и обосновывать гипотезу; - осуществлять доказательство сформулированной гипотезы; - строить план решения задачи; - сравнивать различные способы решений, осуществлять поиск новых; - переносить добытые знания и способы деятельности на решение проблем в повседневной жизни.

2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации:

- самостоятельно изучать рекомендованную литературу; - выполнять задания творческого характера; - устанавливать межпредметные связи; - использование приемов анализа и синтеза; - умение выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа; - владение приемами доказательства; - умение определять структуру учебного материала; - использование различных форм фиксирования материала (план, конспект, таблицы, графики).

3. Умения и навыки, связанные с культурой речи:

- владение навыками диалогической речи; - излагать отобранный и систематизированный материал; - участвовать в коллективном обсуждении; - ставить встречные вопросы; - анализировать смысл и характер вопросов; - развивать мысль в логике поставленного вопроса; - аргументировать свою позицию; - умение строить доказательство и опровержение; - применять ТСО во время ответа; - готовить рефераты; - делать выписки; - вести записи за докладчиком, учителем; - пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма).

дения вами исследовательскими умениями и навыками,

По каждому из перечисленных ниже умений и навыков постарайтесь определить: владеете - 3, частично владеете - 2, не владете - 1, затрудняюсь ответить - 0.

Результаты диагностики - учащиеся имеют различную степень мотивации к учебно-исследовательской деятельности и различный творческий потенциал. В частности, по результатам исследования учащихся 10а класса в 2007/2008 учебном году значения отличались от 26% до 42%; в 106 - от 29% до 62%. Из 24 учащихся 10 хотели бы заниматься различного рода исследованиями, но лишь 8 человек оценили свои способности как дающие им возможность организовать и довести до конца какое либо исследование. И

только 6 человек показали такой уровень сформиро-ванности умений, который позволил бы им провести исследование при поддержке учителя. В том же году было проведено исследование сформированности основ исследовательской культуры в 10 «Б» классе, которое показало интересные результаты: из 24 учащихся были мотивированы на исследовательскую деятельность 14 человек и все были уверены в успешности этой деятельности, хотя владение умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности было невысоким - 7 человек.

Диагностическое исследование, проведенное в сентябре 2009 года в 11а, 116 классах показало, что мотивация учащихся заметно снизилась, это объясняется усложнением программы по экономике в 11-м

Таблица 5

Основные понятия научно-исследовательской работы

Аналогия рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам

Актуальность темы степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задач и, вопроса)

Аспект угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования

Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений

Дедукция вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев

Идея определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п.

Индукция вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам

Исследование научное процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью

Исследовательское задание элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы

Категория форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов

Концепция система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения

Метод исследования способ применения старого знания для получения нового. Является орудием получения научных фактов

Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научное исследование целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий

Научное познание исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний

Объект исследования процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения

Предмет исследования все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения

Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними

Проблема крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований

Рефлексия размышление, полное сомнений и колебаний; самонаблюдение, самопознание.

Суждение мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается

Теория учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы

Умозаключение мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным

Формула открытия описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности

классе и дополнительной нагрузкой учащихся, а показатель владения умениями увеличился, но не настолько, что бы работа по формированию учебноисследовательских умений и навыков в данном классе была неактуальна.

Вывод: таким образом, проведённая диагностика подтверждает, что учебно-исследовательская деятельность является значимой для учащихся, но уровень владения навыками этой деятельности у них довольно низкий.

Это позволило определить цели и задачи по реализации данного направления учебной деятельности.

Цели:

• Создать условия для формирования научно-исследовательского мышления учащихся.

• Формировать навыки учеб но-исследовательской деятельности учащихся на уроках экономики.

• Развивать умения применять научно-исследовательские методы познания в повседневной жизни.

• Учить анализировать причины проблем и находить пути их решения.

Задачи:

• Отобрать и проанализировать учебный материал, позволяющий организовывать различные

виды учебно-исследовательской деятельности на уроках экономики.

• Разработать систему приёмов, направленных на формирование интеллектуальных умений у учащихся.

• Применять исследовательские методы познания в процессе обучения.

• Использовать механизм рефлексии, для отслеживания осознанности и результативности деятельности учащихся.

При отборе содержания акценты были сделаны на фактическом материале лежащем в основе вводных уроков, позволяющих создать целостное представление об учебных темах или разделах. Личностноориентированный подход, применяемый на уроках, основан на привлечении субъектного опыта учащихся и создания условий, при котором ученик осознано выбирает пути достижения цели. Именно поэтому фактический материал должен быть вариативным, позволяющим использовать его применительно к позиции каждого отдельного ученика, но не должен выходить за рамки изучаемой темы. Отобранное содержание должно давать возможность полной реализации творческих наклонностей учащихся, быть теоретической основой для организации учебно-исследовательской деятельности.

В связи с этим необходимо отметить ряд особенностей этапа отбора содержания, существенно влияющих на результат:

• Использование нормативных документов (Концепция экономического образования в общеобразовательной школе, Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике, Нормативно-правовые и учебнометодические материалы по обеспечению экономического образования в общеобразовательных учреждениях) для отработки интеллектуальных умений и навыков учащихся.

• Знакомство учащихся с нормативно-правовыми (Конституция РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, Развитие социальной компетентности школьников) и учебно-методическими материалами для реализации воспитательных целей, создания условий формирования экономической культуры учащихся.

• Отбор, систематизация и структурирование учебного материала при составлении календарно-тематического планирования.

• Формирование понятийного аппарата путем отбора содержания.

• Знакомство с понятиями и терминами, применяемыми в учебно-исследовательской работе, разбор их этимологии, научного смысла (табл. 5).

• Межпредметное взаимодействие учителей истории, обществознания, географии, математики по вопросу отработки единого механизма использования научных терминов и понятий.

Разработка конкретных приёмов производится с целью формирования у учащихся научно-

исследовательского мышления. Эта форма мышления понимается нами как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном структурировании фактического материала, направленная на решение возникающих проблем и достижение истинного знания. Именно поэтому разработанные приёмы направлены на формирование, прежде всего, интеллектуальных умений и навыков.

Существующая система приёмов применяется на всех типах уроков, но более всего подходит для вводных и повторительно-обобщающих. К таким приёмам относим следующие:

• Построение схемных и знаковых моделей учебного материала.

• Межпредметное сравнение сложившейся ситуации, фактов и событий.

• Системно-функциональный анализ проблем.

• Анализ текстов, документов, статей.

Приём построения схемных и знаковых моделей учебного материала необходим всем ученикам (схема 1). Как отмечается в работах Беспалько

В.П., Меженко О.Н., Салмина Л.Г., Фридмана Л.М., Шаталова В.Ф., способным и хорошо успевающим ученикам схемы помогают выстроить знания в систему, обеспечивают выделение и осознание главного в учебном материале. Большинству учащихся они помогают ориентироваться в учебной информации, структуре знаний, их систематизации; способствуют эффективному и прочному запоминанию знаний. Слабоуспевающим ученикам схемы и знаковые модели необходимы как логическая опора -это знания для зоны его ближайшего развития. При построении структурно-логической схемы учащимся предлагается набор основных понятий, раскрывающих содержание темы и позволяющих представить логику изучения. В данном случае отрабатываются умения:

• устанавливать внутренние и внешние связи;

• синтезировать, т. е. создавать целостную систему из отдельных элементов.

Основной формой познания при отработке приёма является рациональное или логическое мышление, позволяющее соединять понятия в суждения, находить связи между ними (закономерности) и делать умозаключения. В зависимости от способностей, объёма имеющихся знаний, уровня мотивации учащиеся могут выбрать различные пути работы со схемой. Двумя распространёнными вариантами являются построение схемы от частного к общему или, наоборот, - от общего к частному. Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

• устанавливать внутренние и внешние связи между фактами и событиями;

• синтезировать, т. е. создавать целостную схему из разрозненных элементов материала;

• обобщать материал для получения целостного представления об изучаемой теме;

Схема 1

Банковская система

«С начала времен человечество сделало три великие открытия: огонь, колесо и центральная банковская система»

Уилл Роджерс (1879-1935)

МАРЖА

ВКЛАДЧИКИ

депозит

пассивные операции

плата за пользование вкладом

БАНК

кредит

ктивные операции

ЗАЕМЩИКИ

шата за пользование кредитом

Банк сокращает до минимума издержки кредитования и получения кредитов.

Банк берет риск за выдачу кредитов на себя.

Банк предлагает высоколиквидные активы инвесторам.

«НЕЛЬЗЯ КЛАСТЬ ВСЕ ЯЙЦА В ОДНУ КОРЗИНУ»

Изучать

Думать

Сотрудничать

Делать

Рефл е кси ро ват ь

Причины возникновения банковской системы.

Находить причины связи между вкладчиками и заемщиками, находить логическое объяснение этим связям.

Размышлять над современной тенденцией развития банковской системы, об основных направлениях развития.

Уметь при работе в группе договариваться, идти на компромисс, обсуждать возникающие проблемы

Построить струк-турно-логическую схему. Разместить элементы так, что бы были ясны связи между ними.

Уметь самостоятельно анализировать, находить решения, понимать

- как использовать данный материал в другой предметной области.

Таблица 6

Таблица многоуровневого межпредметного сравнения трёх типов общества

Науки Предмет Традиционное общество Индустриальное общество Информационное общество

Обществен- ные Экономика Аграрный тип, натуральное хозяйство, ручной труд, примитивные технологии, решение основных экономических вопросов с опорой на мифологическое мышление и традиции. Промышленный тип, автоматизация производства и управления, опора на научно-технический прогресс, направленность на широкий рынок, интеграционные процессы в производстве. Доминирование третичной сферы экономики - сферы услуг и информации, высокие и точные технологии, развитие информационных сетей и мобильных систем управления технологическими процессами.

История

География

Естественные Физика

Химия

Астрономия

Точные Математика

Информатика Отсутствует как предметная область. Изобретение процессора, переход от ЭВМ к высокотехнологичным ПК. Внедрение компьютера в производство. Активное создание и широкое распространение программных продуктов. Резкий скачок в развитии программного обеспечения и ПК. Активное использование глобальной информационной сети. Создание высокоточных и мобильных систем способных заменить разум человека. Внедрение информационных технологий в быт человека.

• применять в качестве способа деятельности дедуктивный или индуктивный метод работы с материалом.

Приём межпредметного сравнения основных типов экономических систем (таблица 6). Новизной и особенностью данного приёма является возможность проследить как горизонтальные, так и вертикальные линии сравнения, которые одновременно могут являться объектами сравнения.

В первом случае линиями сравнения является проявление развития той или иной науки или предметной научной области на конкретном этапе развития общества. В конечном итоге сравнивается общество во всём его многообразии.

Во втором случае линиями сравнения становятся этапы развития общества, а объектом - науки, т. е. степень развития предметной научной области. В конечном итоге проводится сравнительный анализ развития наук на разных этапах существования общества. Многоуровневое межпредметное сравнение даёт, прежде всего, целостное представление об изучаемых объектах и позволяет увидеть предмет во всех его многообразных связях.

Используя данный приём на уроке, учитель предлагает учащимся таблицу, в которой заполнено только две строки. Производится совместный анализ развития экономики как науки и как сферы жиз-

недеятельности людей на этапе традиционного, индустриального и информационного общества. Учителем объясняется факт, что в жизни общества можно найти проявление предметной области любой науки. Данное объяснение иллюстрируется ещё одной линией сравнения - информатика. Совместно с учащимися учитель ставит цели и задачи, оговаривает гипотезу, основные этапы планируемого исследования,

Дальнейшая работа производится учащимися самостоятельно. Большой объём сравниваемого фактического материала позволяет говорить о более эффективном использовании данного приёма.

Использование данного приёма на уроке требует значительной подготовки, связанной, прежде всего, с подбором фактического материала, позволяющего учащимся проиллюстрировать имеющуюся гипотезу. Практика подтверждает, что временных рамок одного урока на данный вид работы не хватает и для полной реализации целей целесообразно использовать самостоятельную работу учащихся во внеурочное время,

Предполагаемый результат систематического использования приёма выражается в сформированно-сти следующих умений:

• проводить сравнительный анализ фактов и событий;

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алгоритм анализа текста

Учащимся предлагается проана- Под локальным лизировать текст по алгоритму, обоб- разделов, глав) тек щить полученные данные и сделать го вывода по конкр вывод о реализации конкретных идей в анализа, нормативно-правовом акте Целостный анат направленности и р в системе других дс Локальный анализ текста анализом понимается анализ конкретных частей (статей, зта или общий анализ текста с целью создания обобщён но-этной, узкой, специфичной проблеме, которая задаётся для из позволяет сделать вывод об общем значении текста, его оли в том или ином общественном явлении процессе, месте кументов. Целостный анализ текста

1. Внимательно прочти содержание задания. 2. Подумай, почему важно выполнить это задание лично для тебя. 3. Определи главную проблему. 4. Найди ассоциации, которые помогут тебе раскрыть содержание вопроса. 5. Прочти текст, пытаясь выявить содержательное сходство проблемы с тем, что ты читаешь. 6. Выдели нужные места текста. 7. Прочти их ещё раз. 8. Выпиши основные идеи, касающиеся твоей проблемы. 9. Установи логическую связь между этими идеями. 10. Сравни содержание темы в тексте с теми знаниями, которые ты имел по этой проблеме до изучения документа. 11. Сделай вывод об отражении этой проблемы в тексте. 1. Внимательно прочти содержание задания. 2. Подумай, почему важно выполнить это задание лично для тебя. 3. Определи ключевую проблему задания. 4. Прочти текст, пытаясь понять его общий смысл. 5. Вспомни, читал ли ты когда-либо подобные или похожие тексты. 6. Найди аналогии, которые могли бы помочь соединить прочитанный текст с уже известными тебе знаниями по этой теме. 7. Прочти текст, выделяя главные моменты. 8. Выпиши главные мысли в тетрадь и проанализируй их. 9. Подумай, к каким сферам жизни общества относится этот текст, для чего он создан и что регулирует. 10. Сделай вывод об общем значении текста в целом.

• устанавливать закономерности в экономическом развитии сквозь призму основных научных дисциплин;

• систематизировать материал;

• анализировать факты, обобщать их и делать выводы.

Приём системного анализа принятия экономических решений органами исполнительной власти РФ. Учащимся предлагается самостоятельно составить схему взаимосвязи исполнительной власти РФ с другими органами государственной власти (схема 2).

Результат использования приёма выражается в формировании конкретных умений:

• анализировать текст Конституции РФ (глава 6. Правительство РФ);

• обобщать материал и формулировать проблему принятия решения;

• вычленять деятельностный аспект в связях элементов системы и наполнять его содержанием;

• сравнивать функции различных органов государственной власти.

Так при изучении вопросов курса «Право и экономика» Кашаниной Т.В., Кашанина А,В,, большое внимание уделяется анализу нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую жизнь в нашей стране. Приём анализа нормативно-правовых документов (табл. 7) является одним из тех, что позволяет выработать у учащихся навыки работы с текстами,

Учащимся предлагается сделать анализ документа с целью создания обобщённого вывода по конкретной, специфичной проблеме, которая задаётся для анализа. Работа позволяет сделать вы-

вод об общем значении документа, его направленности и роли. Для анализа учащимся предлагается алгоритм, который поэтапно определяет их деятельность, позволяет самостоятельно организовать работу и добиться необходимого результата, Говоря о мотивации, необходимо отметить, что в самом алгоритме обязательным является этап обдумывания значимости выполнения данного задания для самого ученика.

Результат систематического использования приёма выражается в сформированности следующих умений:

• делать анализ текстов нормативно-правовых документов;

• сравнивать содержание текстов с уже имеющимися знаниями;

• устанавливать логическую связь между фактами, проблемами;

• обобщать материал и самостоятельно делать выводы.

Успешность исследовательской деятельности прямо пропорциональна педагогическим условиям, которые способствуют формированию креативного мышления. Реализуя основные идеи личностноориентированного обучения, на всех этапах урока создаются необходимые психолого-педагогические условия, способствующие успешной деятельности учащихся и психологически безопасной ситуации на уроке. Применяемый стиль педагогического общения на уроке не ущемляет прав учащихся. Организация совместной деятельности проведена так, что ученик не испытывает чувства страха, адекватно реагирует на происходящее в классе, ограждён от внешних раздражителей, чувствует свою личност-

Схема 2

Системно-функциональный анализ взаимосвязи органов государственной власти РФ

Конституция РФ

V

ПРЕЗИДЕНТ

г

Федеральное

собрание

ГД

СФ

т

Правительство

і

Министерства

Высшие суды

КС

ВАС

ВСФ

Функ-

ция

???

Функ-

ция

???

Функция

Функ-

ция

???

Функ-

ция

???

Функ-

ция

???

С опорой на имеющуюся схему и текст Конституции РФ (гл. 4-7) учащимся предлагается провести системно-функциональный анализ, т. е. по тексту определить функции каждого элемента системы органов государственной власти и сделать вывод о функциональных связях между органами. Грамотное выполнение задания позволит сделать вывод о наличии системы и чётких связях органов через выполняемые

властные функции.

Изучать Искать Думать Сотрудничать Делать Рефлексия

Взаимосвязь органов власти РФ, предмет ведения и объём обязанностей Находить в тексте нормативного акта, конкретные примеры; искать связи органов через их деятельность. Над связью элементов системы, о её целостности, конструируемой через единство основных направлений реализации власти. Взаимодействовать с учителем, найти аналогии работы системы органов власти с работой над этим заданием в группе. Проанализировать документ, структурировать функции, обсудить результат работы с учителем. В ходе работы находить ассоциации в смысловой системе «Я и власть».

Педагогическая мастерская

Таблица 8

Оценка результативности деятельности

Я изучаю тема урока Я ищу в чем проблема Я думаю каким способом решается проблема Я сотрудничаю чья помощь необходима мне для решения проблемы Я делаю виды деятельности Рефлексия мое осознание деятельности

ную значимость и осознает свою роль в общем деле. Подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, обязательно проводится актуализация личностного смысла учащихся, их социальноценностного отношения к изучаемой теме. Данная работа позволяет замотивировать на деятельность и, как следствие, актуализировать субъектный опыт учащихся, знания, умения и способы деятельности уже известные им. С опорой на субъектную базу и организуется деятельность на уроке. Именно это позволяет определить значимость достигнутых на уроке результатов. Перевести эти результаты во всё тот же субъектный опыт, показать насколько он расширился за время урока или за весь период изучения темы.

В работе учитываются возрастные особенности учащихся с опорой на положение, что ведущим видом деятельности в данном возрасте является деятельность, направленная на профессиональное самоопределение. Именно поэтому упор делается на осознанное освоение материала, на выделение его значимости для профессионального самоопределения.

Одной из методологических основ обучения, применяемых на протяжении последнего времени работы, является использование опорной таблицы, позволяющей ученику организовывать свою деятельность. Содержание табл. 8 даёт возможность оценить результативность своей деятельности, получить по-

мощь, направить и подтолкнуть к решению задачи. Так ученик оценивает:

• что он изучает (предмет исследования, когнитивный компонент);

• что он ищет (истина, пути ведущие к ней);

• о чём он думает (относительно содержания и способов деятельности);

• с кем сотрудничает (сам с собой, с учителем);

• что он делает (конкретные виды деятельности);

• что он осознаёт в отношении своего «Я» (рефлексия).

Данная опорная таблица является способом рефлексии, которая применяется на этапах обучения. «Рефлексия должна служить совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания». Цель учителя, стремящегося достичь результата, сводится к тому, что бы сознание ученика не выходило из актуальной зоны урока ни на секунду. Кроме этого, по результатам рефлексии, вносятся изменения в планирование совместной деятельности на уроке.

Опрос старшеклассников, по отслеживанию их участия и результативности в различных видах научно-исследовательской деятельности, показал, что 12 учеников старшей школы связаны с научно-исследовательской деятельностью, занимаются изучением научной литературы и реализацией различных локальных исследований, осуществляют свою деятельность непосредственно под руководством учителей-предметников.

Результативность учебно-исследовательской деятельности в части сформированности умений, лежащих в основе творческого мышления позволяет делать самые разнообразные выводы, но зачастую, не показывает главного - выхода на уровень исследовательской компетентности.

Статистический анализ результативности участия в предметных олимпиадах показал, что существует положительная динамика побед учащихся в городских и окружных олимпиадах.

В заключение, хотелось бы отметить, что организация экономического обучения в школе, условия, созданные для исследовательской деятельности на уроках экономики, развитие творческого потенциала личности, способствовали не только стимулированию интереса к изучению экономики, но и дают высокие результаты (табл. 9).

Таблица 9

Качественная успеваемость учащихся за 2004 - 2008 учебные годы:

Годы 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008

Качественная успеваемость 52,73% 48,94% 57,14% 55,2%

112

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.