УдК 37.016: 811.161.1 ББК Ч 426.131
Лариса Витальевна Черепанова,
доктор педагогических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: cherepanovalara@mail.ru
Технология «Языковой портфель» в контексте перехода на ФГоС по русскому языку второго поколения основной школы1
В статье представлено описание одного из возможных путей реализации целей ФГОС по русскому языку для основной школы второго поколения. Этот путь - использование инновационной технологии обучения русскому родному языку «Языковой портфель».
Статья содержит описание универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), развитие которых - одна из важнейших задач не только обучения русскому языку, но и всей системы школьного основного и среднего образования. Выделены и охарактеризованы наиболее эффективные в обучении русскому родному языку типы языковых портфелей по ведущей цели: папка достижений по русскому языку; рефлексивный языковой портфель, проблемно-исследовательский и тематический языковой портфель. Раскрыты возможности каждого типа портфеля в развитии универсальных учебных действий и обоснованы условия, при которых использование данной технологии с целью развития у школьников умения учиться, которое составляют универсальные учебные действия, будет эффективным.
Ключевые слова: ФГОС второго поколения, универсальные учебные действия, инновационная технология обучения русскому языку, технология «Языковой портфель», папка достижений по русскому языку, рефлексивный языковой портфель, проблемноисследовательский языковой портфель, тематический языковой портфель.
Larisa Vitalyevna Cherepanova,
Doctor of Pedagogy, Professor, Zabaikalsky State University (Chita, Russia), e-mail: cherepanovalara@mail.ru
“Linguistic Portfolio” Technology within the Transition to the Second Edition of the Federal State Educational Standard (FSES) in the Russian Language for the Secondary School
The article describes one of the ways to achieve the goals stated in the 2nd edition of the FSES in the Russian Language for the secondary school. This way is the use of the innovative technology “Linguistic Portfolio” while teaching the Russian language. The paper also presents some general learning acts (personal, communicative, cognitive, and regulative ones) whose development is one the major tasks not only for teaching the Russian language but for the secondary education system as a whole. The most efficient types of the linguistic portfolios have been pointed out and characterized in terms of the leading aim of teaching Russian as a native language. They are files of the achievement in learning the Russian language, a reflective linguistic portfolio, a research and thematic linguistic portfolio. Every type of the given portfolios is presented in terms of their capability to develop the general learning acts, which constitute students’ learning skills. The conditions under which these skills might be successfully developed have been also pointed out and founded.
Keywords: the 2nd edition of the FSES, general learning acts, an innovative technology of teaching Russian, a “linguistic portfolio”, files of the achievement in learning the Russian language, a reflective linguistic portfolio, a research linguistic portfolio, a thematic linguistic
portfoli°. поколения). Особенность данного стандарта со-
Современный этап развития школьного об- стоит в том, что в его основе лежит «Концепция
разования ознаменован переходом на Федераль- фундаментального ядра содержания общего об-
ный государственный стандарт общего среднего разования» - документ, в котором определены
образования второго поколения (ФГОС второго базовые национальные ценности, основные эле-
1 Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6. 3687. 2011.
© Л. В. Черепанова, 2012 83
менты научного знания, универсальные учебные действия, составляющие в совокупности стратегическую основу стандарта. Основополагающим в стратегии является определение целей обучения в целом и изучения учебных предметов.
В соответствии с выделенными базовыми национальными ценностями, основными элементами научного знания, универсальными учебными действиями изучение русского языка как учебного предмета должно быть направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях её функционирования на современном этапе;
- обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
- овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными учебными действиями [2, с. 12].
Данные первые три цели не являются новыми, они традиционны и в качестве целей обучения русскому языку были в проектах государственных образовательных стандартов 1993, 1996, 1998, 2002, 2004 гг.
Однако четвёртая цель - овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными учебными действиями - является новой и заслуживает особого внимания.
Цель данной статьи - обосновать возможность и правомерность использования инновационной технологии «Языковой портфель» для развития УУД при обучении русскому языку; раскрыть возможности каждого типа портфеля в развитии УУД и обосновать условия, при которых использование данной технологии будет эффективным.
Универсальные учебные действия (далее УУД) - «совокупность способов действия учащегося, а также связанные с ними навыки учебной работы, обеспечивающие его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [2, с. 53].
В составе основных УУД разработчики ФГОС выделили 4 блока:
- личностные;
- коммуникативные;
- познавательные;
- регулятивные.
Личностные УУД включают:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
-действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации, а также ориентации учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные УУД составляют умения:
- владеть всеми видами РД;
- строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- адекватно воспринимать устную и письменную речь;
- точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения;
- соблюдать в процессе коммуникации нормы речи и речевого этикета.
Познавательные УУД включают умения:
- формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
- осуществлять библиографический поиск;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- определять основную и второстепенную информацию;
- осмысливать цель чтения, выбирать его
вид;
- применять методы информационного поиска, в т. ч. с помощью компьютерных средств;
- перерабатывать, систематизировать и предъявлять информацию разными способами.
Регулятивные УУД составляют следующие умения:
- ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
- планировать деятельность и при необходимости изменять её;
- осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию деятельности.
Нетрудно заметить, что данные УУД представляют собой умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2, с. 53]. Развитие такого умения невозможно лишь средствами традиционных приёмов, методов и технологий обучения. Поэтому сегодня совершенно определённа необходимость в разработке и внедрении таких технологий, которые бы соответствовали запросам и потребностям общества, содействовали достижению поставленных во ФГОС второго поколения целей.
Одной из таких инновационных технологий в обучении русскому языку считается «Языковой портфель». Он представляет собой одну из раз-
новидностей «Портфеля ученика», или портфолио.
В педагогической литературе портфолио описано с разных точек зрения. Это обусловило выделение его видов. Так, портфолио может представлять собой коллекцию работ учащихся, всесторонне демонстрирующую не только учебные результаты, но и усилия, приложенные школьником для получения результатов. Его могут составлять работы, свидетельствующие об учебных достижениях школьника. Наконец, портфолио может включать задания, направленные на обучение рефлексии, самооценке, самодиагностике, т. е. регулятивных УУД.
В нашей концепции [3; 4; 5] технология «Языковой портфель» понимается как средство углубления и оформления познавательных интересов школьника, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, особенно самооценки, средство комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения. Таким образом, «Языковой портфель» направлен на развитие у школьников всех вышеперечисленных групп УУД.
На современном этапе по ведущей цели выделяют несколько типов портфолио и соответственно «Языковых портфелей»: папка достижений по русскому языку; рефлексивный языковой портфель, проблемно-исследовательский и тематический языковой портфель. Охарактеризуем каждый из них и раскроем их возможности в развитии УУД.
1. Портфель «Папка достижений по русскому языку».
Цель такого портфеля: показать достижения учащегося в изучении русского языка. В неё могут входить табели успеваемости, почётные грамоты и дипломы, сертификаты (например, участия в игре «Русский медвежонок»), свидетельства об окончании курсов и т. п. Материалы, помещённые в «Папку достижений», могут храниться на протяжении всех лет изучения русского языка, а могут обновляться. Полезно при «ревизии» папки отслеживать, что будет сохранено, а что нет. Такое «отслеживание» развивает у школьников критическое мышление, самооценку, рефлексию.
Материалы, помещаемые в такой языковой портфель, должны быть структурированы. Принципы структурирования могут быть различными: например, материалы, разложенные по классам («5 класс», «6 класс» и т. д.); по рубрикам (например: «Мои творческие достижения», «Достижения в освоении лингвистики» и т. д.). Для того чтобы такой языковой портфель развивал УУД, в него должны быть обязательно включены
определенные разделы (страницы). Например, «Зачем мне нужен языковой портфель». Эта страница может содержать варианты ситуаций, в которых ученику будет необходима такая папка достижений по русскому языку. Обдумывая их, ученик приходит к осознанию того, для чего он будет собирать эту папку, как она поможет ему в изучении предмета и в дальнейшей жизни.
Страница «Зачем мне нужен такой портфель»:
- чтобы зафиксировать свою успеваемость по русскому языку;
- чтобы зафиксировать свои успехи в изучении русского языка;
- чтобы улучшить свои знания и умения по русскому языку;
- чтобы реально оценить свои достижения в изучении русского языка;
- чтобы спланировать свою работу по устранению пробелов в изучении русского языка и т. д.
2. Рефлексивный языковой портфель.
Цель этого портфеля: отслеживание самим учеником, учителем или даже родителями результативности учебно-познавательной деятельности ученика как в количественном, так и в качественном плане. Он раскрывает динамику личностного развития ученика. Такой портфель может в определённом смысле называться языковым портфелем достижений.
Рефлексивный языковой портфель составляют следующие части: «Досье», «Языковая биография» и «Языковой паспорт». В «Досье» ученик помещает сведения о себе: в какой(их) школе(ах) изучал русский язык, у какого(их) учителя(ей), по каким учебникам. Могут быть помещены итоговые (за четверть и за год) оценки по русскому языку и многое другое. «Языковая биография» раскрывает содержательный и деятельностный аспекты изучаемого предмета. Например, «Языковая биография» в аспекте лингвистической компетенции может включать в себя такие разделы: 1) содержание изученной темы (раздела): «Русистика, её разделы и учёные-лингвисты», «Язык, единицы языка», «Учебная деятельность»; 2) самооценку ученика владения каждым компонентом содержания,
3) оценку учителя.
«Языковую биографию» по каждой теме или разделу учитель разрабатывает сам с учётом содержания этого раздела и требований к результатам обучения, представленных в конкретной программе и учебнике. Так как известно, что имеющиеся сегодня программы (В. В. Ба-байцевой, М. М. Разумовской и П. А. Леканта, С. И. Львовой и др.) и учебные комплексы к ним различаются как своим содержанием, так и не-
которыми требованиями к результатам изучения русского языка.
После изучения раздела или темы учащиеся на уроке под наблюдением учителя заполняют «Языковую биографию». Они оценивают своё знание/понимание и владение умением, выбирая соответствующий критерий и ставя условный знак (например, «V» или «+» ) в соответствующую этому критерию колонку. Критерии оценивания могут быть различными. Например: «затрудняюсь (не могу) /затрудняется (не может)», «могу, приложив усилия / может, приложив усилия», «могу легко, без затруднений/
1. русистика, её разделы и учёные-лингвисты
может легко, без затруднений» [3]; «выполнить ни самостоятельно, ни обратившись к подсказкам не смог(ла)», «выполнил(а), обратившись к подсказкам», «выполнил(а) без подсказки» [6; 7; 8]. Важно то, что учащиеся должны научиться подводить своё знание, действия под определённый критерий и на основе этого оценивать самих себя.
Приведём пример «Языковой биографии» рефлексивного языкового портфеля по разделу «Морфология. Глагол » (5 класс) программы по русскому языку С. И. Львовой (табл. 1).
Таблица 1
Содержание 1 2 3 1 2 3
Знаю/ понимаю V Что такое морфология. V Какие лингвисты изучали части речи русского языка
Умею/ могу V Дать определение морфологии. V Назвать 1- 2 учёных-морфологов. V Рассказать о жизни и научной деятельности учёных, изучавших части речи
2. Язык, единицы языка
Содержание 1 2 3 1 2 3
Знаю/ понимаю V Что такое часть речи. V Что такое глагол. V Общее грамматическое значение глагола. V На какие вопросы отвечает глагол. V Какие признаки у глагола являются постоянными. V Почему эти признаки являются постоянными. V Какие признаки у глагола являются непостоянными. V Почему эти признаки являются непостоянными. V Какими членами предложения могут быть глаголы. V Как определить синтаксическую функцию глагола. V Что такое инфинитив. V На какие вопросы отвечает инфинитив. V Какими членами предложения может быть инфинитив. V Как определить синтаксическую функцию инфинитива. vЧто такое изъявительное наклонение глагола. V Что такое условное наклонение глагола. V Что такое повелительное наклонение глагола. V Какие глаголы называются переходными. V Какие глаголы называются непереходными. V Какие глаголы называются возвратными. V Какие глаголы называются безличными. V Какие глаголы называются разноспрягаемыми. V Для чего нужны глаголы в речи
Умею/ могу V Определить понятие «часть речи». V Определить понятие «глагол как часть речи». V Определить у глаголов общее грамматическое значение. V Подобрать к глаголу вопрос. V Определить у глагола постоянные признаки. V Объяснить, почему эти признаки являются постоянными. V Доказать, почему эти признаки являются постоянными. V Определить у глагола непостоянные признаки. V Объяснить, почему эти признаки являются непостоянными V Доказать, почему эти признаки являются непостоянными. V Определить синтаксическую функцию глагола. V Объяснить, как я определял(а) синтаксическую функцию глагола в предложении.
V Привести примеры: - глаголы в форме инфинитива; - глаголы совершенного вида; - глаголы несовершенного вида; - переходные глаголы; - непереходные глаголы; - глаголы 1-ого спряжения; - глаголы 2-ого спряжения; - разноспрягаемые глаголы; - возвратные глаголы; - невозвратные глаголы; - глаголы совершенного вида; - глаголы несовершенного вида; - глаголы в единственном числе; - глаголы во множественном числе; - глаголы I лица; - глаголы II лица; - глаголы III лица; - глаголы настоящего времени; - глаголы прошедшего времени; - глаголы будущего времени. V Объяснить, почему я привёл(а) как пример именно такой глагол. V Найти в тексте: - глаголы в форме инфинитива; - глаголов совершенного вида; - глаголов несовершенного вида; - переходные глаголы; - непереходные глаголы; - глаголы I спряжения; - глаголы II спряжения; - разноспрягаемые глаголы; - возвратные глаголы; - невозвратные глаголы; - глаголы совершенного вида; - глаголы несовершенного вида; - глаголы в единственном числе; - глаголы во множественном числе; - глаголы I лица; - глаголы II лица; - глаголы III лица; - глаголы настоящего времени; - глаголы прошедшего времени; - глаголы будущего времени; V Обосновать, почему я нашёл(а) именно это слово. V Изменять форму глагола: - время глагола; - наклонение глагола; V Сделать морфологический разбор глагола. V Объяснить, как и в какой последовательности выполнял(а) морфологический разбор глагола. V Объяснить, для чего нужны глаголы в речи. V Использовать глаголы в своём тексте. V Определить, каким членом предложения является инфинитив. V Рассказать, как определить синтаксическую функцию инфинитива. V Объяснить, как я определял(а) синтаксическую функцию инфинитива
3. Учебная деятельность
Содержание 1 2 3 1 2 3
Знаю/ понимаю V Где могу найти дополнительный материал о глаголе как части речи. V Куда нужно обратиться при затруднениях в морфологическом разборе глагола. V Куда нужно обратиться при затруднениях при приведении примеров.
Умею/ могу V Рассказать, где найти дополнительный материал о глаголе как части речи. V Рассказать, куда нужно обратиться при затруднениях в морфологическом разборе. V Показать, как определять тот или иной признак слова как части речи. V Объяснить, какую информацию содержит план и образец морфологического разбора глагола
Колонка 1 соответствует критерию «затрудняюсь (не могу) /затрудняется (не может)»; колонка 2 - «могу, приложив усилия / может, приложив усилия»; колонка 3 - «могу легко, без затруднений/ может легко, без затруднений». Первые три колонки для ученика, следующие три - для учителя.
Анализ заполненных таблиц самооценивания как учителем, так и учеником может служить приёмом отслеживания развития у школьника регулятивных УУД, а также образовательных приращений. Личностные приращения могут заключаться в овладении каким-либо умением, углублении его за счёт работы с более сложным языковым материалом и т. д. Систематический анализ таких приращений, недоработок помогает ребёнку осознать КПД собственной учебнопознавательной деятельности, определить собственные пробелы и, может быть, даже наметить с помощью учителя шаги по их устранению. Учитель, анализируя самооценку учащегося, планирует индивидуальную работу, направленную на повышение уровня знаний и умений. Такая работа формирует рефлексивные знания и умения школьника, без которых трудно представить
сегодня субъект учения. Таким образом, анализ «Языкового паспорта», заполненного школьником, даёт возможность учителю в дальнейшем организовывать индивидуальную работу с учеником, постепенно повышая уровень сложности материала и степень самостоятельности ученика в выполнении задания.
Ещё одной разновидностью рефлексивного языкового портфеля является «Дневник достижений учащегося по русскому языку». Сегодня эта разновидность представлена «Дневниками...» к 5, 6, 7 классам учебников по русскому языку С. И. Львовой и В. В. Львова, выпущенными в издательстве «Мнемозина» [6; 7; 8]. Эти Дневники входят в учебный комплект по русскому языку. Главное назначение данного портфеля - научить школьника анализировать свою учебно-познавательную деятельность, свои образовательные приращения (рефлексировать) и давать самооценку этих достижений.
«Достижения» ученика при работе с этим портфелем заключаются в развитии комплекса знаний, умений и способов действия, прежде всего УУД (табл. 2).
Таблица 2
результаты освоения технологии «Дневник достижений по русскому языку»
Компоненты компетенций, составляющих цели обучения русскому языку результаты освоения технологии «Дневник достижений учащегося по русскому языку»
Мотивация, ценностные ориентации (личностно-смысловой компонент компете-ций). Личностные УУД - наличие познавательного интереса; - наличие понимания учеником смысла работы с «Дневником достижений»; - наличие желания оценивать свои достижения по русскому языку; - наличие желания преодолевать возникающие при решении заданий, при ответах на вопросы ступенек, при самооценивании собственной работы трудности; - наличие желания использовать подсказки не только при затруднении, возникшем при решении задания или ответе на вопрос, но и для самопроверки правильности решения задания или ответа на вопрос
Знания, умения и владение способами действия получения и переработки информации (когнитивный компонент компетенций). Познавательные УУД - ориентировка в структуре учебной задачи (задания «Дневника»); - определение оптимальной последовательности действий для решения учебной задачи (задания «Дневника»); - выполнение задания (решение задачи) по образцу и самостоятельно; - определение причины возникших затруднений и преодоление их самостоятельно или с обращением к подсказкам каждой ступеньки «Дневника достижений»; - осознание правильности/неправильности, полноты/неполноты выполнения задания на основе сопоставления с образцом, данным в самом задании или подсказке
Знания, умения и владение способами действия рефлексии, самооценки, самоанализа, самокоррекции действий (регуляторный компонент компетенций)
Регулятивные УУД
- оценивание своей учебно-познавательной деятельности на основе критериев, данных в «Дневнике достижений»;
- самопроверка учебно-познавательной деятельности на основе подсказок «Дневника достижений»;
- самокоррекция учебно-познавательной деятельности;
- осмысление (рефлексия):
- содержания и последовательности умственных действий, операций,
- возникших трудностей и их причин,
- достижения или недостижения поставленных целей и задач (в решении задания, ответе на вопрос, использовании подсказок, самооценивании); -определение на основе таблиц самооценивания своих образовательных достижений (приращений)
Структуру «Дневника» составляют ступеньки, которые соотносятся с разделами и темами, изучаемыми школьниками в каждом классе. Это как бы те ступени, по которым ученик поднимается к новым знаниям, умениям, в том числе к умениям анализировать свою учебную деятельность, корректировать свои действия и оценивать их.
Например, в 6 классе «Дневник» составляют следующие ступеньки:
1.«Родной язык. Орфография». 2. «Синтаксис. Пунктуация». 3. «Текстоведение». 4. «Морфология. Имя существительное». 5. «Морфология. Имя прилагательное». 6. «Морфология. Глагол». 7. «Морфология. Деепричастие». 8. «Морфология. Причастие». 9. «Морфология. Имя числительное». 10. «Морфология. Местоимение».
На каждой ступеньке задания объединены в 3 раздела: «Как я усвоил лингвистическую теорию», «Как я научился использовать лингвистическую теорию», «Как я научился действовать».
Задания первого раздела «Как я усвоил лингвистическую теорию» направлены на оценивание теоретических знаний, которые являются ориентировочной основой деятельности, а также комплекса общепредметных умений, связанных с оперированием школьником этими знаниями. Эти задания проверяют, в первую очередь, лингвистическую и коммуникативную компетенции. Способы действий, посредством которых ученик оценивает свои знания, разнообразны и в целом представляют собой систему, являющуюся одновременно и обучающей. Так, на оценивание действий с лингвистическими и речеведческими понятиями направлены задания: Прочитай данные определения. Вместо многоточия вставь подходящие по смыслу термины. (Смысл этого задания не только в том, чтобы соотнести определение с термином, значение которого он раскрывает, но и овладеть разными моделями и языковыми средствами научного определения лингвистического понятия. Важно то, что определения не дублируют определений этих понятий учебника). Ответь на вопросы; Продолжи данные предложения (Эти задания направлены на создание определений лингвистических понятий); Прочитай один раз
текст и перескажи его. Проверь, удалось ли тебе пересказать текст. Для этого ответь на вопросы (поставь знак «+» или «-»). Прочитай текст. Заполни пропуски так, чтобы получился рассказ о правописании приставок и др. Прочитай текст. Дополни его части, чтобы получился рассказ о деепричастии. (Данные задания направлены на создание фрагментов лингвистических текстов, овладение текстовыми моделями как образцами в продуцировании текстов).
Задания второго раздела «Как я научился использовать лингвистическую теорию» направлены на оценивание способности использовать знания в разнообразных учебно-познавательных ситуациях при выполнении разнообразных действий с языковым материалом: Дополни своими примерами; Определи, правильно ли указаны признаки. Если нет, то исправь; Выбери и запиши слово, соответствующее каждой из данных схем; Выбери правило, по которому пишутся окончания данных существительных, и др. Данные задания не могут выполняться механически, они требуют понимания теоретического материала и знания того, как они помогут действовать при решении задачи. Это более высокий уровень владения знаниями.
Задания третьего раздела «Как я научился действовать» направлены на оценивание разнообразных умений и способов действий. В нём даны как традиционные задания, типа: Проведи разбор; Составь текст; Преобразуй; Найди ошибки в использовании причастий; Напиши предложения, заменяя неудачно употреблённые глаголы подходящими по смыслу; Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, - так и задания, нечасто встречающиеся в практике обучения: Найди в словарике «Словообразовательные цепочки однокоренных слов» цепочки, соответствующие схемам; Объясни лексическое значение слов, используя разные способы; Определи, правильно ли даны нормы употребления (поставь знак «+» или «-»). Проверь себя по словарику «Говорите правильно» и др.
Весь дидактический материал «Дневника достижений учащегося по русскому языку» направлен на развитие у школьников умений само-
коррекции и самооценки своих знаний и умений. Самоанализу учебных действий, имеющихся знаний, их достаточности или недостаточности помогают научить т. н. подсказки. Это действительно лишь подсказки, помогающие школьнику найти опорный материал с тем, чтобы, во-первых, определить, правильно или нет он выполнил то или иное задание, ответил на тот или иной вопрос, и, во-вторых, скорректировать свои действия. Характер подсказок разный. Например:
- Обратись к упражнениям, к страницам, к схеме учебника.
- Посмотри такие пары слов в упражнении ...
- Используй признаки описания, повествования и рассуждения, данные на странице... и в упражнении .
- План и образец записи разбора посмотри на с.3-4 «Справочных материалов».
- Приёмы определения описаны в задании к упражнению... учебника.
- Такой приём описан на странице ... учебника.
- При преобразовании предложений в предложения с прямой речью меняется форма второй части предложения. Например: Мама предупредила, чтобы мы были готовы к приему гостей. - Мама предупредила нас: «Будьте готовы к приёму гостей».
- Обрати внимание на слова, обозначающие время.
- Нужно обратить внимание на то, какое слово больше подходит и по лексическому значению, и по употреблению.
В отдельных случаях (если материала нет в учебнике или справочных материалах) даются развёрнутые справки. И лишь в некоторых слу-
результаты освоения технологии «,
чаях подсказки содержат ответы. Это делается в том случае, когда отсылка к материалам учебника не даст ученику ответа.
Особую роль в формировании умений самооценки играют «Таблицы самооценивания», заполнением которых завершается работа на каждой ступеньке. В них помещены критерии самооценивания. Это очень важная часть, где подчёркивается, о чём должен знать и учитель, и ученик. На первом этапе формирования умений самооценки (в 5 классе) школьникам предлагаются, на наш взгляд, достаточно простые критерии: «Выполнить ни самостоятельно, ни обратившись к подсказкам не смог», «Выполнил, обратившись к подсказкам», «Выполнил без подсказки». Начиная с 6 класса, работа по обучению самооценке продолжается. Шестиклассник должен не только соотнести результаты работы с соответствующим знакомым ему критерием, но и оценить себя. В качестве критериев оценки выступают такие оценочные умозаключения: «Справился самостоятельно, молодец!», «Справился хорошо, но мог бы лучше», «Неплохо, но многому нужно учиться», «Ещё многое не получается». При заполнении второй таблицы ученик должен определить, какому критерию соответствует сумма знаков из таблицы самооценивания, и в колонке «Мой результат» поставить знак «+». Завершается работа с «Дневником достижений» в 9 классе. После того, как ученики заполнят итоговые таблицы самооценивания и осознают свои образовательные личностные приращения, им можно предложить ответить на вопрос, к каким результатам при работе с «Дневником достижений по русскому языку» пришёл он. Сориентироваться учителю при подведении итогов работы поможет следующая таблица (табл. 3):
Таблица 3
ик достижений по русскому языку»
Компоненты содержания обучения Содержание компонента
Знания: Я знаю - как оценить свою учебно-познавательную деятельность; - как осуществить самопроверку учебно-познавательной деятельности; - как осуществить самокоррекцию учебно-познавательной деятельности; - как определить свои образовательные достижения (приращения); - чему научил меня «Дневник достижений»; - чему мне ещё необходимо учиться
Умения: Я способен - оценивать свою учебно-познавательную деятельность на основе критериев, данных в «Дневнике достижений.»; - осуществлять на основе подсказок «Дневника достижений.» самопроверку учебно-познавательной деятельности; - осуществлять самокоррекцию учебно-познавательной деятельности; - на основе таблиц самооценивания определять свои образовательные достижения (приращения); - рассказать: • как я учился оценивать свою учебно-познавательную деятельность на основе критериев, данных в «Дневнике достижений»); • осуществлять на основе подсказок «Дневника достижений» самопроверку учебно-познавательной деятельности;
• осуществлять самокоррекцию учебно-познавательной деятельности; • на основе таблиц самооценивания определять свои образовательные достижения (приращения)
Способы действия - использовать подсказку «Дневника достижений» для ответа на вопрос при решении задачи; - использовать таблицы самооценивания для определения того, чему я научился, чему не научился
Ещё одной формой подведения итогов работы над «Дневником достижений» может быть сочинение-рассуждение (эссе).
Примерная тематика:
1) Чему меня научил «Дневник достижений учащихся по русскому языку».
2) Самооценивание: нужно ли оно мне в жизни?
3) Три причины, по которым я посоветую другим работать с «Дневником».
4) В чём я убедился, работая с «Дневником достижений по русскому языку».
5) Что бы я пожелал автору «Дневника достижений по русскому языку».
6) О чём бы я спросил автора «Дневника достижений по русскому языку».
Проблемно-исследовательский портфель может включать дневник работы над рефератом (докладом, сообщением, исследовательской работой), в котором ученик не только описывает, что и как он делал, но и объясняет, для чего и зачем сделать это было необходимо [5].
Таким образом, можно говорить о рефлексивном характере такого языкового портфеля.
4. Тематический языковой портфель.
Цель портфеля: организация самостоятельной работы над определённой темой, изучаемой на уроках русского языка. Тематический «Языковой портфель ученика» создаётся в процессе изучения какого-либо большого раздела, курса, темы. Он может содержать:
- набор индивидуальных заданий, вопросов разного уровня сложности, отражающих различные уровни мышления и познания (репродуктивного характера, частично-поискового, проблемного, исследовательского и т. д.), развивающие знания, умения, навыки и способы деятельности: эти вопросы и задания ученику предлагает учи-
3. Проблемно-исследовательский языковой портфель.
Цель этого портфеля: организация научноисследовательской деятельности ученика (работа над исследовательским проектом, написание исследовательской работы, подготовка реферата, доклада, сообщения, выступления и т. д.). Работа с таким портфелем формирует личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД в комплексе. Их развитие осуществляется за счёт того, что такой языковой портфель, помимо материалов, помогающих школьнику провести исследование, содержит материалы, которые помогают школьнику овладевать УУД. Например, схема ориентировочной основы деятельности [3, с. 260-261]. Представим в статье её фрагмент :
тель для самостоятельной работы. Количество вопросов и заданий, их характер может быть обусловлен несколькими факторами:
- пробелами в знаниях и умениях школьника;
- желанием учителя или самого ученика глубже изучить тему или повысить отметку по изучаемой теме и др.;
- работы ученика (решения проблемных и исследовательских задач, выполнение заданий и т. д.), которые он подбирает и выполняет самостоятельно. Такие задачи, упражнения, вопросы он может брать из других учебников русского языка, сборников, научно-учебной литературы. В этом случае ученик проявляет самостоятельность не только в выполнении заданий, но и в их подборе. Портфель в данном случае будет являться формой отчёта ученика, а для учителя -формой контроля.
Для того чтобы тематический языковой портфель развивал, например регулятивные УУД, необходимо перед работой над языковым
1. Проблема исследования - требующий решения вопрос, который возникает тогда, когда имеется противоречие.
2. Цель - желаемый результат деятельности, достигнутый за определённый промежуток времени.
3. Задачи - желаемые результаты деятельности, конкретизирующие цель и указывающие на то, в каком направлении должно быть проведено исследование.
4. Гипотеза-это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки.
5. Метод- совокупность (набор) способов и приёмов проверки гипотезы, исследования.
Методы: анкетирование, опрос, анализ (литературы, состояния), наблюдения, беседа
1. Определи проблему исследования.
2. Сформулируй цель работы.
3. Исходя из цели, определи задачи работы над проектом.
4.Сформулируй предварительную гипотезу.
5. Реши, какими методами ты будешь пользоваться, чтобы проверить выдвинутую гипотезу
портфелем дать ученикам критерии оценивания этой работы. Зная эти критерии, учащиеся руководствуются ими при работе над тематическим портфелем, что помогает им организовать свою работу на всех этапах деятельности: ориентировки и планирования (ознакомление с критериями), реализации (соблюдение критериев при составлении языкового портфеля) и контроля (самооценивания).
Таким образом, «Языковой портфель» как современная инновационная технология обучения русскому родному языку представляет собой эффективное средство обучения, направленное на формирование ученика как субъекта учения -личности, знающей, как учиться, и умеющей учиться, т. е. владеющей УУД. Которые, в свою очередь, являются, согласно ФГОС второго поколения, индикаторами функциональной грамотности выпускника средней школы.
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.
М.: Просвещение, 2011.112 с.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова,
А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 59 с.
3. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.
4. Черепанова Л. В. Формирование рефлексии при обучении русскому языку. Чита: ЗабГПУ, 2004. 91 с.
5. Черепанова Л. В. Инновационные технологии обучения русскому языку: рефлексивное обучение. Чита: ЗабГГПУ, 2012. 116 с.
6. Черепанова Л. В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 5 класс. М.: Мнемозина, 2010. 72 с.
7. Черепанова Л. В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 6 класс. М.: Мнемозина, 2010. 109 с.
8. Черепанова Л. В. Дневник достижений учащегося по русскому языку. 7 класс. М.: Мнемозина, 2012. 134 с.
Spisok literatury
1. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Russkij jazyk. 5-9 klassy: proekt. M.: Prosvewenie, 2011.112 s.
2. Fundamental’noe jadro soderzhanija obwego obrazovanija / pod red. V. V. Kozlova,
A. M. Kondakova. M.: Prosvewenie, 2011.59 s.
3. Cherepanova L. V. Formirovanie lingvisticheskoj kompetencii pri obu-chenii russkomu jazyku. Novosibirsk: Nauka, 2006. 324 s.
4. Cherepanova L. V. Formirovanie refleksii pri obuchenii russkomu jazy-ku. Chita: Zab-GPU, 2004. 91 s.
5. Cherepanova L. V. Innovacionnye tehnologii obuchenija russkomu jazyku: refleksivnoe obuchenie. Chita: ZabGGPU, 2012. 116 s.
6. Cherepanova L. V. Dnevnik dostizhenij uchawegosja po russkomu jazyku. 5 klass. M.: Mnemozina, 2010. 72 s.
7. Cherepanova L. V. Dnevnik dostizhenij uchawegosja po russkomu jazyku. 6 klass. M.: Mnemozina, 2010. 109 s.
8. Cherepanova L. V. Dnevnik dostizhenij uchawegosja po russkomu jazyku. 7 klass. M.: Mnemozina, 2012. 134 s.
Статья поступила в редакцию 18.04.2012 г..