Образовательные системы и технологии
А. И. Жилина
(Санкт-Петербург)
системно-деятельностный подход к управлению
знаниями на уроке в соответствии с требованиями фгос
system-activity approach to managing knowledge at lesson in accordance with requirements of federal state educational standarts
Статья содержит описание алгоритма применения системно-деятельностного подхода учителем для достижения результатов, обозначенных требованиями ФГОС. Этот подход исследован автором как современная методология профессиональной деятельности учителя на уроке по развитию личности каждого учащегося в ходе обучения
Ключевые слова: система, деятельность, урок, управление знаниями на уроке, системно-дея-тельностный подход как новая методология профессиональной деятельности учителя на уроке
The article describes the algorithm for applying the system-activity approach by the teacher to achieve the results indicated by the requirements of Federal state educational standarts at each lesson. The system-activity approach is studied as a modern methodology of the teacher's professional activity at the lesson on the development of each student's personality
Keywords: system, activity, lesson, knowledge management at the lesson, system-activity approach as a new methodology of teacher's professional activity at the lesson
Системно-деятельностный подход, обозначенный в качестве современной методологии реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [10], требует от каждого педагога глубокого осознания своей профессиональной деятельности по обучению и воспитанию сегодняшних школьников.
Главным требованием ФГОС является тезис о непременном достижении результата в учебно-воспитательном процессе. Ориентация на результат образования выступает в качестве системообразующего фактора совместной профессиональной деятельности учителя и учебной деятельности учащегося. Результат в стандартах представлен в виде системы конкретных требований к освоению учащимися предметных знаний, умений и навыков, способов и алгоритмов выполнения универсальных учебных действий на основе каждого конкретного предмета. Предметные знания и умения, универ-
сальные учебные действия и алгоритмы их практического применения являются основой формирования метапредметных (мыслительных) операций [1, 2, 3].
Все вместе они определяют возможность достижения главного требования стандартов: развитие личности обучающегося, то есть таких его личностных качеств, как внимание, память, воображение, воля, характер, мотивация и интерес к обучению, ориентация на общественные, моральные ценности и установки и др. [3].
Как показывает анализ реальной практики работы учителя, достигают запланированного результата на уроке от 30 до 60% учащихся. Эти низкие результаты образованности и воспитанности учащихся современной школы хорошо осознаются системой образования, педагогической общественностью и самими педагогами. Поэтому усиленно на всех уровнях рекомендуются к применению на уроке разные технологии
(в основном зарубежные, «экзотические»), проектные и исследовательские методы в качестве панацеи от всех бед и многое другое. Однако результаты продолжают оставаться невысокими.
Появились претензии к самим стандартам. Идёт подготовка к их замене на новые. Однако дело скорее не в том, каковы стандарты, а в том, на какой методологической основе сегодня должен работать педагог.
Провозглашённый действующими стандартами системно-деятельностный подход только назван в текстах ФГОС, но не раскрыт ни с теоретических, ни тем более с практических позиций его применения педагогами в своей профессиональной работе.
Начнём с того, что сама профессиональная деятельность педагога - это очень сложная система. И сегодня, когда в мировом сообществе формируется общество знаний, на его основе создаётся экономика знаний, цифровая экономика в связи с мощным воздействием развивающихся информационных технологий, эта система педагогической работы значительно меняет главные ориентиры в деятельности педагога по подготовке нового поколения к жизни и труду в совершенно новых условиях.
Очевидно, следует разобраться, что входит в систему профессиональной деятельности педагога, в систему учебной деятельности учащегося. Это означает: определить конкретные цели взаимодействия этих сложных систем, профессионально определить средства достижения цели каждым учеником на каждом уроке, на основании использования в процессе освоения знаний систем личностных качеств учащихся создать систему условий для успешного достижения цели.
При этом мы не должны упустить из виду специфику образовательно-познавательной деятельности, основанной на знании объективно существующей теории познания, теории поэтапного формирования умственных действий, теории управления знаниями в процессе познания на уроке или других формах взаимодействия педагога с учащимися.
Представляется правильным начать описание понятия «системно-деятельностный
подход» в работе учителя с объяснения таких понятий, как «система», «деятельность», «профессиональная деятельность», «учебная деятельность», «управление знаниями на уроке» и др.
Из многочисленных определений понятия «система» вычленим главные её составляющие - это целостная совокупность взаимодействующих в определенных условиях элементов, совместная деятельность которых направлена к достижению единой (общей) цели [5].
Здесь мы обратим внимание на единую цель - конкретные требования ФГОС к результату на данном уроке. Вычленим взаимодействующие подсистемы на уроке, которые выступают в единстве: учащиеся и педагог со своими личностными особенностями, содержание образовательного процесса на данном уроке, средства, методы, технологии достижения поставленных целей в пределах выделенного на урок содержания, управление знаниями как процессом познания в созданных педагогом условиях, необходимая деятельность педагога и учащихся и др. Все названные компоненты обязаны взаимодействовать в интересах достижения поставленной цели урока.
Деятельность - это тоже сложная система. С одной стороны, она рассматривается как «форма истинного отношения человека к окружающему миру с целью его преобразования и включает цель, средство, результат и форму самого процесса» [5]. С другой стороны, следует вычленить специфические характеристики учебной деятельности. Ведь частью системы «деятельность» обучающегося является подсистема-процесс «учебная деятельность».
Учебная деятельность определяется как «целенаправленный процесс, посредством которого человек осваивает новые знания и умения, обогащает понимание жизни и свои творческие способности. Её целесообразность выражается в направленности на осмысление разного рода проблем практического и познавательного плана, а также в ориентации на благоприятные изменения в социальном статусе, связанные с повышением образовательного уровня» [6].
Профессиональная педагогическая деятельность как система включает знания и умения учителя работать с множеством подсистем, профессионально определять суть их взаимодействия в познавательной деятельности ученика и педагогической деятельности учителя.
В этом случае взаимодействующими подсистемами, направленными к единой цели в профессиональной деятельности учителя, в частности на уроке, окажутся следующие подсистемы:
- знания учащихся и самого учителя (содержание обучения на данном уроке, виды, формы урока);
- психобиосоциальные системы учащегося и учителя (личностные особенности учащихся; особенности учителя);
- взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- процесс познания окружающего мира;
- специально организованный учебно-воспитательный процесс на уроке как система;
- методы, способы, технологии обучения и воспитания как системы [8];
- поэтапное формирование умственных действий учащихся и др.
Особое внимание в условиях системно-де-ятельностного подхода на уроке следует обратить на системный процесс управления знаниями учащихся.
Процесс управления знаниями учащихся является сложной многомерной системой, включающей целый ряд взаимосвязанных компонентов: анализ (уровень) подготовленности учащихся к освоению содержания урока здесь и сейчас; определение цели урока на основе этого анализа и анализа содержания урока, предназначенного к изучению; планирование процесса обучения на уроке в соответствии с требованиями ФГОС результатов на данном уроке; организацию познавательной деятельности учащихся на уроке (методы, приёмы, технологии обучения и воспитания); деятельность учащихся и учителя на уроке, включающую коррекцию, исправление ошибок, помощь в «присвоении» изучаемого материала и предложенных ал-
горитмов выполнения учебной деятельности; перевод при помощи профессиональных методов и способов внешней деятельности учащихся во внутреннее осмысление учебных операций, формирование умственных действий («метапредметных» умений познавательной деятельности); организацию осмысления, понимания и развития интеллектуальных возможностей учащихся на предложенном к изучению предметном материале данного урока; подведение итогов усвоенного на уроке материала; контрольный тест самоконтроля учителя.
Системный процесс профессиональной деятельности учителя включает также действия, которые совершаются непосредственно на уроке, и те, которые необходимо осуществить педагогу при подготовке к нему.
К этим системным действиям учителя до начала урока следует отнести определение темы и цели урока на основе ранжирования цели: от цели общего образования к цели изучаемого предмета, цели раздела в предмете, цели урока в изучаемой теме раздела. Этот системный подход к определению цели урока даёт возможность учителю самостоятельно и профессионально выйти на определение конкретных требований ФГОС к цели-результату данного урока, определив его место в теме, разделе, предмете в данном классе, значимости предмета в курсе школьного обучения, в требованиях ФГОС к конечному результату подготовки личности выпускника школы.
Если цель урока и его тема определены правильно, учитель сможет правильно отобрать содержание предмета познания на уроке.
Урок как система является маленькой частицей целого системного процесса познания данного предмета [4]. Процесс познания изучаемого предмета в условиях классно-урочной системы - процесс дискретный, то есть разделённый на логически завершённые отрезки, основным и самым ограниченным из них по времени является урок. Учитель обязан (с помощью программы и учебника в том числе) так выстроить систему управления знаниями учащихся на уроке,
чтобы достичь требуемого ФГОС результата к концу урока у каждого из них.
Систему управления знаниями на уроке учитель обдумывает при его подготовке. Если он правильно определил цель и содержание материала на урок, следует продумать и подобрать заранее систему средств и технологий обучения, воспитания и развития мыслительной деятельности детей в соответствии с целью, содержанием предмета познания на уроке и личностными качествами обучающихся [3].
Учитель должен заранее продумать систему условий усвоения знаний на уроке. Это означает, что на основе темы, содержания, цели урока, личностных особенностей детей надо организовать деятельность учащихся и взаимодействие в диалоге учителя и учащихся на уроке, определить формы и методы взаимодействия учащихся между собой. Создание благоприятного психологического климата на уроке, атмосферы творческого и уважительного взаимодействия всех участников процесса обучения на уроке - это первостепенная задача учителя и одна из сложнейших систем, владение которой характеризует учителя как человека и профессионала.
На самом уроке системно-деятельност-ный подход должен быть реализован в деятельности учащихся и учителя на основе применения подобранных заранее учителем методов, способов, алгоритмов учения и приобретения знаний, умений, навыков учащимися по изучаемой теме.
Важнейшей системой на уроке является развитие метапредметных (надпред-метных) мыслительных умений и навыков учащихся на основе изучаемого материала: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений, фактов, делать выводы и т.д. Умение определять понятия, делать обобщение, систематизацию, осуществлять классификацию, доказательство, комбинировать известные способы деятельности с новыми и т.п. - вот это и есть метапредмет-ные знания и умения [1].
Именно об этом идёт речь в теории поэтапного формирования умственных действий, созданной П. Я. Гальпериным и Н.
Ф.Талызиной [9]. Эта теория пока нашла слабое применение в практике современного образовательного процесса. В её основе лежит методология системного управления процессом познания, управления знаниями на основе системно-деятельностного подхода.
Методология системно-деятельностно-го подхода требует коренной перестройки традиционных представлений педагогов о переводе внешнеучебной деятельности ученика (форм, методов, технологий, содержания обучения) в процессы, протекающие в умственных действиях, в сознании обучающегося человека (осознание, понимание, конкретизация, дифференциация, обобщение и т.д.). То есть именно так идёт формирование тех самых метапредметных (над-предметных) знаний, умений и навыков, получаемых, присваиваемых личностью в ходе освоения всех других предметных, межпредметных, общеучебных знаний, умений и навыков [1].
Формирование интеллекта учащихся, их мышления, системного мировоззрения на основе знаний, умений, навыков, приобретаемых в учебной деятельности, является ведущим фактором развития личностных качеств учащихся. Личностные качества включают особенности внимания, памяти, воображения, представлений, воли, характера, социально правильного поведения на основе усвоенных норм и правил взаимодействия учащихся в процессе освоения предметных знаний и умений.
Система управления знаниями учащихся на уроке включает организацию системы учебно-воспитательного процесса. Это означает организацию деятельности учащихся и учителя и их взаимодействие в ходе урока.
Системно-деятельностный подход к достижению результатов обучения на уроке, определяемых требованиями ФГОС, требует изменения методологии профессиональной деятельности учителя. Эта методология -системная организация его профессиональной деятельности.
Она предполагает изменения не только алгоритма деятельности учителя, освоения им новых и новейших технологий обучения. Деятельность учителя на уроке по организации усвоения учащимися предметных, ме-
тапредметных знаний и умений, развитию их личностных качеств - это современная методология профессионального владения сложнейшей системой педагогической деятельности [2].
Учитель осуществляет полный цикл управления знаниями учащихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС. При этом он профессионально создаёт атмосферу высокого взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса на уроке, строит свои действия и деятельность учащихся на интересе к познанию, создаёт условия творческого решения проблем изучаемой темы.
Системно-деятельностный подход к организации урока требует от учителя точного знания достигнутого результата на каждом уроке. Эту роль выполняет профессиональный самоконтроль учителя. Он обязан заканчивать урок коротким тестом на 3-5 минут, чтобы учащиеся выполнили задание на применение полученных знаний по предмету. Этот тест учитель составляет самостоятельно при подготовке к уроку. Тест включает только те предметные знания и умения, которые изучались на данном уроке. Оценок учащимся за выполненный тест учитель не ставит. Анализ тестов даёт учителю возможность узнать, достигли его педагогические усилия 100% результата или
нет. Если учащиеся выполнили все задания без ошибок по данному материалу, значит, материал усвоен, мыслительные операции (метапредметные умения) сформировались, память, воля, личностные качества продолжают успешно своё развитие.
Заключительный тест на каждом уроке для учителя - это профессиональный самоконтроль для немедленного анализа освоения темы каждым учеником на закончившемся уроке, чтобы, выявляя пробелы в усвоении знаний и умений учащихся, профессионально скорректировать свою деятельность и деятельность учащихся по их преодолению на следующем уроке.
Системно-деятельностный подход - это профессиональное освоение и знание учителем всех тонкостей тех подсистем, с которыми он имеет дело на каждом уроке. Сегодня учителя должны владеть навыками системного мышления, знать тонкости названных выше систем своей профессиональной деятельности. И только в том случае, когда учитель действительно сможет работать, применяя системно-деятельностный подход, урок станет современным, инновационным, соответствующим требованиям ФГОС, а результаты обучения будут соответствовать требованиям развивающегося информационного общества знаний.
Литература
1. Жилина А. И. Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Научн. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2015. - №3. - С. 41-47.
2. Жилина А. И. Требования ФГОС к развитию интеллекта, мышления и личности обучающегося // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина: науч. журн. - Т. 3. Педагогика. - 2016. - №2. - С. 170-181.
3. Жилина А. И. Аналитический взгляд на универсальные учебные действия в федеральных государственных образовательных стандартах и их интерпретация // Человек и образование. - 2016. - №4. - С. 15-21.
4. Кочережко С. Современный урок: мифы и реальность // Учительская газета. - 2017. -№7.
5. Новейший философский словарь. - Ростов-н/Д: Феникс, 2008.
6. Онушкин В. Г, Огарёв Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб., Воронеж: ИОВ РАО, 1995.
7. Педагогика / под ред. Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. - М.: Юрайт, 2012. - 232 с.
8. Сорокин Н. А. Дидактика. - М.: Просвещение, 1974. - 222 с.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1975. - 240 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.