Принцип интегративности предполагает интеграцию отдельных школьных и вузовских предметов.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить цели обучения (достижение учащимися функциональной грамотности, информированности, овладение ими общекультурной и допрофессиональной компетентностью), виды деятельности, необходимые для достижения этих целей; определить содержание обучения в процессе довузовской подготовки учащихся для поступления в технические вузы.
На основании изложенного была построена трехуровневая структурно-функциональная модель довузовской подготовки учащихся, ориентированных на технические вузы (рисунок), которая включает следующие компоненты: целеполагающий, функциональный, дидактиче-
ский и организационные связи.
Целеполагающий компо-
нент модели довузовской подготовки определяет цель довузовского образования, включающего непосредственное образование и допрофессиональ-ную подготовку учащихся
Дидактический компонент модели реализуется через разработку программ, учебных пособий, методических материалов по дисциплинам довузовской подготовки.
Функциональный компо-
нент модели включает обучающую, пропедевтическую и профессиональную функции.
Указанные компоненты объединены организационными связями, которые определяют организационно-педагогические принципы довузовской подготовки: общие и специфические (таблица).
Изменения, происходящие в системе школьного образова-
ния, его усиливающаяся дифференциация, а также переход на многоуровневую структуру высшего образования открывают новые возможности взаимодействия средних образовательных учреждений с вузами, способствуют совершенствованию и развитию системы непрерывного технического профессионального образования. При этом средние образовательные учреждения подстраиваются не под потребности конкретных вузов, а под потребности и способности учащихся. А само взаимодействие сводится не к координации в определенных областях знаний, а ориентируется на партнерство в разработке основных принципов совместной работы образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность школьного и вузовского образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузбасс. - 2001. - № 128.
2. Бухарина Т.Л. Педагогические основы профессиональной ориентации молодежи на медицинскую профессию: Дис... докт. пед. наук. - М., 1998. - 315 с.
3. Чеканова Э.Е. Социальная роль довузовского образования: Дис. канд. пед. наук. - Саратов, 1998. - 143 с.
4. Мазаева Л.Н. Преемственность довузовской и вузовской подготовки как фактор формирования мотивов профессиональной педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 1997.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Прил. к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.
6. Белецкая В.А. Роль, эффективность, перспективы развития системы «школа-вуз» // ИМиДЖ. -2002. - № 2.
УДК 371.2+373.54+378.662
В.Н. Бобриков
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО
ВУЗА
В начале 90-х годов прошлого столетия в России была разработана новая концепция высшего образования и соответствующая программа ее реализации. В ходе реформы высшей школы введена многоуровневая система подготовки специали-
стов, разработан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, предусмотрено улучшение гуманитарной подготовки специалистов. Образование в современных условиях рассматривается не только как
средство получения знаний и не сводится лишь к интеллектуальным аспектам, оно становится общекультурным условием воспроизводства человеком своей жизнедеятельности, своего образа жизни, обеспечивая ему возможность деятельности в
Структурные подразделения Центра довузовской подготовки университета: гимназии, лицеи, школа с углубленным изучением предметов, общеобразовательные школы, колледжи
Технический
профиль
обучения
Экономический
профиль
обучения
Физико-
математический
профиль
обучения
Кузбасский государственный технический университет
Химико-
биологический
профиль
обучения
Одноступенчатая система «-
Многоступенчатая система
Получение незаконченного высшего образования
1 уровень образования
2 уровень образования
Получение профессионального высшего образования
Дипломированный специалист
Бакалавр
3 уровень образования
Магистр
Производство и бизнес
Аспирантура ——
Кандидат наук
Сфера управления и обслуживания
Послевузовское образование
Вторая специальность
Докторантура
Образование и наука
Курсы повышения квалификации
Доктор наук
Рис. 1. Организационная структура системы непрерывного профессионального образования
в КузГТУ
меняющихся условиях труда и образования - не подготовка развитие личности каждого че-
производства. узких специалистов для кон- ловека, расширение его профес-
Цель современного высшего кретной области деятельности, а сиональной и социальной ком-
петентности, повышение общей культуры. В этих условиях главная задача высшей школы -научить будущего специалиста ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески.
В новых социальноэкономических условиях меняются также требования к личностным и деловым качествам специалистов: навыки труда
сохраняют свое значение, но все больше на первый план выходят фундаментальность знаний, умение анализировать, оценивать нестандартные ситуации и принимать нужные решения.
Все сказанное в максимальной степени относится к высшему техническому образованию, так как произошли объективные изменения в характере и содержании производственной деятельности инженеров. В рамках профессиональной деятельности они сталкиваются с новыми критериями качества продукции, ее экономической эффективности и социальной ценности. Им приходится активно сотрудничать с новыми службами - маркетинга, рекламы, дизайна, социальных проблем и т.д. В связи с этим возникает задача в более раннем возрасте определить профессионально важные качества школьника, необходимые для технического образования и создавать условия для их развития, чему способствует система непрерывного образования.
Безусловно, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и рабочей силы, выпускникам технических вузов уже недостаточно иметь высокий уровень профессиональной подготовки, они должны также обладать какими-то новыми, необычными «товарными свойствами». Таким новым свойством, на наш взгляд, может оказаться владение дополнительными профессиональными качествами и навыками, которые не обеспечиваются подготовкой в рамках
стандартных программ, но которые способствуют расширению профессиональных возможностей специалистов, и, следовательно, повышают их шансы трудоустройства.
Этому во многом способствует система непрерывного технического профессионального образования, которая была нами разработана и внедрена в условиях университетского комплекса. Она позволила простроить организационную структуру и траекторию получения и реализации непрерывного профессионального образования в Кузбасском государственном техническом университете (рис.1).
Особенностью данной структуры является учет произошедших в системе среднего образования диверсификацион-ных1 процессов, которые способствуют удовлетворению потребностей четырех основных потребителей:
■ личности при опережающем характере общего образования в виде профильного обучения;
■ общества в творческом развитии и образованности своих членов, что способствует укреплению его демократических и гуманистических позиций;
■ экономики как страны в целом, так и конкретного региона с учетом специфики развития, конкретных заказчиков профессиональных кадров;
■ самой системы образования, которая будет развиваться более эффективно.
Диверсификационная педагогическая система представлена различными видами учреждений среднего образования: гимназиями, лицеями, школой с углубленным изучением пред-
1 В образовании термин «диверсификация» связан со структурным реформированием образовательных систем и подразумевает разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов предоставленных услуг, приобретение новых видов деятельности, не свойственных ранее (прим. автора).
метов, общеобразовательными школами, колледжами. Она основывается на следующих исходных положениях: много-
уровневости, ступенчатости,
вариативности, гибкости и многофункциональности.
Многоуровневость (многоступенчатость) системы обеспечивает развитие непрерывного образования, превращая его в «образование через всю жизнь». Это позволяет разрабатывать разнообразные образовательные программы с учетом возраста и особенностей организма личности, как на довузовском этапе, так на вузовском и послевузовском.
Вариативность и гибкость обеспечивают широкий выбор профильного обучения на довузовском этапе (технический, экономический, физико-математический, химико-
биологический) и профессиональных знаний, профессий, направлений подготовки и специальностей (специализаций) по всему профессиональному полю.
Многофункциональность системы обеспечивается широким спектром функций образовательных учреждений и широким спектром подготовки профессиональных кадров в техническом университете.
В основу системы непрерывного технического профессионального образования мы положили:
1. Системный подход к организации профессионального обучения на основе модернизации содержания образования и оптимизации методов обучения с учетом процессов преемственности и интеграции в профессиональном обра-
зовании с целью создания целостной, оптимально действующей и динамично развивающейся системы. Создание органически целостной системы непрерывного технического профессионального образования, на наш взгляд, предполагает организационную и упорядоченную систему, в которой существуют
как внутренние связи, так и целенаправленные внешние, обладающие новыми интегральными качествами, которых не было во взаимосвязанных подсистемах. Под динамичным развитием такой системы мы понимаем педагогически целесообразное движение системы к органически целостному ее состоянию, которому присущи интеграционные связи всех ее компонентов.
2. Приоритет лично -сти в выборе и построении своей образовательной траектории с учетом своих особенностей, возможностей, способностей, потребностей рынка труда, как на государственном уровне, так и на уровне региона или муниципалитета.
3. Целостность про-
фессиональной подготовки, которая обеспечивается взаимосвязями основных компонентов системы непрерывного технического профессионального образования на основе ведущих принципов обучения: пре-
емственности, интеграции, единства воспитания и обучения, мотивации учения и труда и др.
4. Приоритет ключевых компетенций в организации образовательных процессов, создании структур на основе единой целевой направленности на конечные результаты при управлении процессом профессиональной технической подготовки.
5. Адекватность компонентов системы (целей и задач, содержания, средств и методов обучения; деятельности педагогов, учащихся и студентов) интересам личности, общества и государства.
6. Направленность на непрерывное целостное развитие субъектов воспитательнообразовательного процесса в условиях системы непрерывного технического профессионального образования.
Опыт и проведенные исследования позволили нам определить ряд педагогических требо-
ваний, предъявляемых к воспитательно-образовательному процессу в условиях системы непрерывного технического образования:
■ целесообразность воспитательно-
образовательного процесса;
■ соответствие содержания и педагогических технологий стандартам уровней образования;
■ определенная завершенность каждого этапа обучения в структуре непрерывного технического профессионального образования;
■ соответствие педагогических кадров требованиям подготовки специалистов технического профиля;
■ социальная и психологическая поддержка всех субъектов воспитательнообразовательного процесса.
В ходе исследования мы установили, что педагогическая система в условиях непрерывного технического образования проявляется в следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентах: личностном, содержательном и организационном.
Личностный компонент системы непрерывного технического профессионального образования был обусловлен особенностями воспитательнообразовательного процесса, в котором участвуют две стороны: обучающие и обучаемые. В связи с этим мы считали, что система непрерывного технического профессионального образования создается для того, чтобы отдельная личность (обучающаяся) могла построить образовательную траекторию в соответствии со своими возможностями, способностями и интересами (рис. 1).
Разработанная в КузГТУ система непрерывного технического профессионального образования в процессе реализации не только учитывает особенности формирования и становления личности, которые при многоуровневой системе обучения
при переходе с одной ступени подготовки на другую проявляются в совершенствовании функциональных механизмов психики, типологических
свойств личности, приобретая ярко выраженную индивидуальность, но и способствует формированию индивидуального стиля деятельности, что в конечном итоге позволит личности в соответствии со своими возможностями, потребностями и способностями выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Определяя цели непрерывного технического профессионального образования, мы учитывали, что прогресс в обществе, углубление и расширение сферы социального познания, развитие педагогической науки оказывают влияние на их содержание, особенности и характер изменений. Цели не остаются постоянными, а значит и результат, зафиксированный в педагогической цели, тоже выражается в сдвигах, переменах. Содержание, средства, формы и методы непрерывного технического профессионального образования на каждом этапе образования обусловлены как общей целью, стоящей перед системой образования в целом, так и целями базового образования и профессионального развития.
Управление непрерывным образованием в отечественной науке представлено в виде сложной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов. Такой подход соответствует, на наш взгляд, и управлению непрерывным техническим профессиональным образованием, к числу компонентов которого мы отнесли: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, субъект и объект управления, функции, принципы и факторы, обусловливающие деятельность субъекта управления.
К числу субъектов управления системой непрерывного технического профессионального образования относятся педа-
Управление системой непрерывного технического профессионального образования
Внутреннее
Управление воспитательнообразовательным процессом в техническом вузе
Управление формированием контингента абитуриентов технического вуза
Управление воспитательнообразовательным процессом в средних образовательных учреждениях
ҐҐ л
Внешнее
ч- У
Общее
Косвенное
Федеральные
органы
управления
образованием
Учащиеся и студенты
Региональные
органы
управления
образованием
Профессорско-преподавательский состав
Муниципальные
органы
управления
образованием
Материальные
ресурсы
Финансовые
средства
Информационное обеспечение
Рынок труда —
Рис. 2. Структурная схема управления системой непрерывного технического профессионального образования
гоги, обучающиеся, администраторы, родители. Деятельность субъектов непрерывного технического профессионального образования реализуется на разных уровнях: обучающийся; класс или группа; образовательное учреждение.
В связи с этим система управления формируется с учетом этих уровней и отношения между собой субъектов управления: между педагогами и обучающимися; между педагогами и родителями; между администрацией и педагогами; между обучающимися; между педагогами. Основой деятельности субъектов управления является их педагогическое, социальнопедагогическое, социальноэкономическое взаимодействие. Такое взаимообусловленное взаимодействие требует исследования всех факторов, оказы-
вающих влияние на эффективность управления. К примеру, среда формирует потребности, потребности выделяют индивидуальное сознание, далее -мотивы, цели, поведение.
Рассматривая вопросы управления системой непрерывного технического профессионального образования, следует выделить внешнее и внутреннее управление системой. Структурная схема управления системой непрерывного технического профессионального образования представлена на рис. 2.
Сущность внутреннего управления системой непрерывного технического профессионального образования мы определили как управление формированием контингента абитуриентов технического вуза и воспитательно-образова-
тельным процессом в образовательных учреждениях. Контингент абитуриентов составляют выпускники общеобразовательных учреждений и колледжей системы непрерывного технического профессионального образования, обладающие определенным уровнем знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного плана и рабочих программ довузовского образования.
Во внешнем управлении нами выделено общее управление, осуществляемое (прямо или косвенно) федеральными, региональными и муниципальными органами управления образованием, и косвенное управление, осуществляемое институтами социально-
экономической среды.
Общее управление системой непрерывного технического профессионального образования в основном заключается в формировании целей системы через государственные образовательные стандарты. Косвенное управление представляет собой следующие потоки внешней социально-
экономической среды, воздействующие на систему непрерывного технического профессионального образования:
■ учащиеся общеобразовательных учреждений и студенты вуза и колледжей;
■ профессорско-
преподавательский состав вуза, колледжей и общеобразовательных учреждений, обеспечи-
вающий воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений и деятельность всей системы;
■ материальные ре-
сурсы, необходимые для обеспечения воспитательно-образовательного процесса (учебное оборудование, технические
средства обучения, компьютерная техника и т. д.);
■ финансовые средства (бюджетные и внебюджетные);
■ информационное
обеспечение воспитательно-
Управление системой непрерывного технического профессионального образования
Внутреннее
Управление воспитательнообразовательным процессом в техническом вузе
Управление формированием контингента абитуриентов технического вуза
Управление воспитательнообразовательным процессом в средних образовательных учреждениях
ҐҐ л
Внешнее
ч- У
Общее
Косвенное
Федеральные
органы
управления
образованием
Учащиеся и студенты
Региональные
органы
управления
образованием
Профессорско-преподавательский состав
Муниципальные
органы
управления
образованием
Материальные
ресурсы
Финансовые
средства
Информационное обеспечение
Рынок труда —
Рис. 2. Структурная схема управления системой непрерывного технического профессионального образования
образовательного процесса (новые технологии обучения, учебная и научно-техническая литература, программное обеспечение и т.д.);
■ рынок труда, опре-
деляющий потребность в специалистах инженерных специальностей.
С учетом специфики системы управления непрерывным техническим профессиональ-
ным образованием следует более подробно остановиться на характеристике основных ее компонентов на довузовском этапе, т.к. это являлось для нас серьезной предпосылкой и основным условием разработки и реализации собственной системы управления.
Выделяя проблему довузовского образования в системе непрерывного технического профессионального образования
как ключевую, мы, тем самым, подчеркиваем ее значимость для эффективного функционирования и развития системы вузовского образования. Проводя исследования в этом направлении, мы пришли к пониманию необходимости различать понятия «довузовское обучение» и «довузовское образование».
Если первое ставит своей целью соответствие уровня знаний и умений обучающихся требованиям вступительных экзаменов, то второе, на наш взгляд, - это процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний, познавательных интересов, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей в особом воспитательно-
образовательном процессе, спо-
собствующему формированию профессионального самоопределения учащихся.
Довузовский этап образования имеет свои собственные цели развития, но нас он интересует как подэтап, который необходим для организации подготовки дипломированных специалистов с высшим техническим образованием - инженеров. Профессиональная инженерная деятельность сложна и многогранна. Успешность овладения профессией инженера зависит от:
■ знания обучающимися требований, предъявляемых к человеку;
■ технической направленности воспитательнообразовательного процесса образовательных учреждений;
■ сформированности представлений о будущей профессии;
■ представлений о профессионально важных качествах, необходимых для работы по выбранной профессии;
■ понимания своего соответствия избранной профессии.
Все это включает в себя осознание значимости инженерного труда, интерес к технической деятельности, склонность заниматься ею. Наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что зачастую многие студенты-
первокурсники не имеют четких представлений о своей будущей профессии вообще или не совсем ясно представляют свою будущую работу. Студенты не всегда выбирают вуз, чтобы получить специальность и работать по ней. Если бы они полностью отдавали себе отчет в том, что составляет сущность их будущей специальности, каких знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств это от них требует, то не возникало бы проблемы формирования профессиональной мотивации.
Не отвергая идеи отбора абитуриентов, мы большее вни-
мание уделили тем факторам, которые содействуют решению проблемы разностороннего развития студентов и воспитанию их профессиональной мотивации. Среди многочисленных факторов мы выделили четыре наиболее значимых:
■ влияние образования и профессии родителей на выбор будущей профессии;
■ влияние трудового опыта школьников на профессиональную мотивацию;
■ влияние процесса обучения в школе на профессиональную мотивацию;
■ влияние интереса к учебным предметам школьного курса на выбор будущей профессии выпускника средней школы.
Из рассмотренных четырех факторов наибольшее влияние на мотив выбора профессии инженера, как показало наше исследование, оказывают только те из них, которые усиливают установку на высшее образование. Таким мотивирующим фактором является наличие познавательных и профессиональных интересов у обучающихся.
Выбор будущей инженерной профессии учащимися старших классов содержит в себе противоречие между тем, что хочет получить учащийся, и тем, что он фактически может получить. Разрешение этого противоречия возможно было только на основе организации воспитательнообразовательного процесса вуза, направленного на формирование мотивов профессиональной деятельности. Таким образом, возникла необходимость организации специальной довузовской подготовки, имеющей мотивационно-стимулирующую направленность.
Мы считали, что довузовскую подготовку необходимо рассматривать как систему, так как она представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, то есть основных базовых характеристик педаго-
гической системы, совокупность которых образует факт ее наличия и отличает от всех других систем. В связи с таким пониманием мы определили следующие универсальные системообразующие компоненты системы довузовского образования: педагогическую цель;
содержание образования; наличие субъектов образовательной деятельности и др.
Педагогическая цель определялась нами как создание условий, позволяющих будущему студенту войти в социокультурное пространство вуза.
Важной составной частью системы довузовского образования является также содержание образования, направленное на формирование знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для быстрой адаптации и успешности обучения выпускников образовательных учреждений в техническом вузе.
Следующий компонент тесно связан с наличием контингента людей, испытываю-
щих потребность в определенной подготовке, образовании и воспитании. К субъектам довузовского образования мы причислили школьников 10-11-х классов, выпускников средних общеобразовательных учреждений, выпускников технических колледжей, работающую молодежь.
Кроме того, еще одной базовой характеристикой системы довузовского образования являются профессионально подготовленные преподавательские кадры смешанного, школьновузовского характера.
Оценивая довузовское образование как одну из форм реализации гуманитарной направленности непрерывного образования, в том числе и технического, мы считали, что одним из условий эффективного функционирования системы довузовского образования является включенность ее в качестве подсистемы в систему высшего образования.
При реализации системы
довузовского образования мы столкнулись с большим количеством структур, решающих как прагматические задачи подготовки абитуриента к поступлению в вуз, так и поиска, обучения одаренной молодежи в преломлении к требованиям высшего образования. В связи с этим мы выделили три вида организационных форм довузовского образования.
К первой относятся системы довузовского образования, созданные внутри вуза (подготовительные курсы и т.п.).
Вторую (наиболее распространенную) форму представляют системы, входящие в структуру среднего образования и ставящие своей целью подготовку к продолжению обучения в техническом вузе (естественно-техническая гимназия, лицеи, школа с углубленным изучением предметов, научные общества учащихся, школы одаренных детей и т.д.).
И, наконец, третью категорию образуют совместные структуры, в которых часть функций возложена на учреждения среднего образования, а часть - на вузы.
Реализация принципа непрерывного технического профессионального образования в системе взаимодействия «среднее образовательное учреждение - технический вуз» была построена нами на основе преемственности, она обеспечивалась непосредственно целенаправленной подготовкой будущих студентов вуза через определенные образовательные учреждения. Процесс взаимодействия школы и технического вуза предполагает решение личных и общественных проблем через сотрудничество, доверие, взаимное обогащение, признание индивидуальности и самобытности учащихся. Школа в этой системе обогащается за счет интеллектуального фонда вуза, вуз подготавливает стартовый потенциал будущих студентов (здесь и в дальнейшем под термином «школа» подра-
Рис. 3. Организационная структура управления общеобразовательным учебным заведением с профильной подготовкой учащихся в системе непрерывного технического профессионального образования
зумеваются все виды средних образовательных учреждений).
Мы пришли к выводу, что взаимодействие образовательного учреждения и технического вуза является определяющим фактором в процессе непрерывного технического профессионального образования. Элементы, входящие в это взаимодействие (школа и вуз), выполняют присущие им функции, которые в рамках профильного обучения старшеклассников реализуются путем взаимосвязи между их отдельными компонентами. И школа, и вуз характеризуются открытостью и, осуществляя профильное обучение совместными усилиями, имеют связи с другими окружающими их системами. На основе такого понимания роли процесса взаимодействия школы и вуза на современном этапе нами было разработано и внедрено управление системой непрерывного образования старшеклассников, поступающих в технический вуз. Целью такого взаимодействия в рамках непрерывного образования является подготовка социально-адаптированного, профессионально-ориентированного, имеющего потребность в совершенствовании образовательного уровня выпускника школы.
Мы определили взаимодействие школы и технического вуза как совокупность организующих, обеспечивающих и реализующих воспитательно-
образовательный процесс субъектов и объектов педагогического управления, совокупность взаимосвязанных между собой научно-методических, кадро-
вых, профориентационных и других форм работы, образующих устойчивое единство и целостность использования педагогического потенциала. Отношения между отдельными элементами (компонентами,
структурными единицами) данного взаимодействия строилось на паритетной основе, в духе партнерства, сотрудничества.
Организационно-
педагогические функции взаимодействия школы и технического вуза мы видим в подготовке учащихся к освоению содержания образования в рамках технического профиля, развитии духовных потребностей, приобретению учащимися начальных технических навыков, осознанного профессионального самоопределения в мире инженерных профессий.
Мы рассматривали процесс взаимодействия школы и технического вуза в общем, теоретическом смысле как нелинейный процесс. Во взаимоотношениях вуза и школы по организации обучения ничто не предопределено, кроме общих правил взаимодействия. Эти правила носят характер требований вуза к профильной подготовке старшеклассников, однако пути
осуществления этой подготовки школы выбирают сами. В результате совместной деятельности происходит строительство процесса управления непрерывным образованием обучающихся, причем это управление находится под влиянием, как самой школы, так и под влиянием вуза. Такое взаимодействие строилось нами на прямой и обратной связи между школой и вузом, между администрацией и педагогическим коллективом, между учителем и учеником.
Вуз и школа, решая задачи непрерывной инженерной подготовки обучающихся, усиливали влияние образовательной деятельности друг друга при организации и реализации непрерывного образования
школьников и студентов.
Основными субъектами управления рассматриваемой нами системы непрерывного технического профессионального образования являлись общеобразовательные учебные заведения с профильными классами, осуществляющие образовательный процесс старшеклассников и несущие ответственность за принятие решений, а также технический вуз, участвующий в подготовке управленческих решений в форме экспертного совета, методической и консультационной помощи педагогическому коллективу таких учебных заведений (рис. 3).
Организационная структура управления непрерывным техническим образованием старшеклассников в процессе взаимодействия школы и технического вуза включает сферу внешнего управления. Она представлена взаимодействием школы с территориальными органами управления образованием и техническим вузом.
Технический вуз участвует в управлении непрерывным образованием через такие свои структуры как ректорат, центр довузовской подготовки, факультет, кафедра. Вуз, используя различные формы совместной деятельности, имеет возможность участвовать в образовательном процессе внутри школы, а, используя различные формы деятельности в территориальных органах управления образования (например, городской научно-методический центр управления образования, методические объединения учителей в районах, аттестационные комиссии учителей, совещания руководителей органов управления образованием) оказывать влияние на другие субъекты сферы внешнего управления профильным обучения. Между внешней и внутренними сферами управления установлено тесное взаимодействие.
Сфера внутришкольного управления представлена четырьмя основными уровнями
управления: уровень руководителя образовательного учреждения, уровень заместителей директора образовательного учреждения, уровень учителей и воспитателей образовательного учреждения и уровень учащихся. Каждому уровню управления соответствуют субъекты управления, между которыми существуют горизонтальные и вертикальные связи взаимодействия.
Анализ практического опыта общеобразовательных учреждений, входящих в систему непрерывного технического образования КузГТУ с классами, в которых реализуется профильное обучение, а также научных исследований ряда ученых позволило нам преодолеть существующие противоречия путем теоретического обоснования управленческих действий коллективного субъекта управления непрерывным образованием обучающихся. Характеризуя компоненты управления непрерывным образованием обучающихся в процессе взаимодействия школы и технического вуза, мы использовали системный подход.
Предлагаемое нами управление непрерывным образованием старшеклассников в системе взаимодействия «образовательное учреждение - технический вуз» предусматривает рассмотрение организационной структуры управления с указанием: звеньев, уровней, субъектов такого управления и определения связей между всеми субъектами управления; функциональных полномочий субъектов управления непрерывным образованием и описанием механизмов управления с указанием функций и методов управления непрерывным образованием. Организационная структура управления непрерывным образованием обучающихся отражает в себе самые разные группы людей, которые проходят периодическую модернизацию в результате контрольно-корректирующей деятельности.
Основные этапы управленческой деятельности раскрываются через организационный механизм управления, функции управления и методы управления. В качестве организационных механизмов управления непрерывным образованием обучающихся мы включили следующие составляющие:
■ управленческие действия образовательного учреждения и технического вуза, направленные на реализацию каждой функции управления непрерывным образованием в рамках данной системы взаимодействия;
■ методы и средства выполнения этих действий;
■ внешние и внутренние
связи взаимодействия между
субъектами управления непрерывным образованием обучающихся.
В разработке учебных планов, программ, содержания непрерывного образования, плана реализации образовательного процесса при постановке задачи осуществления профильного характера обучения участвует весь педагогический коллектив образовательного учреждения и представители технического вуза. Такой субъектный подход в управлении рассматривается как партисипативный (участвующий). Технология реализации такого подхода в управлении осуществлялась нами через управленческие действия, представляющие собой виды целенаправленной совместной деятельности участников, объединяющей их усилия на достижение общих целей.
Модель управления непрерывным образованием старшеклассников в процессе взаимодействия общеобразовательного учреждения и технического вуза предусматривала тесное взаимодействие субъектов управления. Технический вуз по отношению к образовательному учреждению находился в сфере внешних взаимоотношений,
которые реализовывались через различные формы их совмест-
ной деятельности по обеспечению непрерывного образования.
Взаимодействие общеобразовательных учреждений, в состав которых входят профильные классы, с техническим вузом в рамках профильного обучения включает следующие направления совместной работы:
■ учебно-методическое представлено деятельностью по обновлению и адаптации содержания профильного обучения в соответствии с особенностями избранной образовательной ориентации; подготовку и апробацию учебных и дидактических пособий для учащихся и преподавателей, работающих в профильных классах; руководство учебной деятельностью по профильным дисциплинам; непосредственное общение преподавателей вуза с учащимися профильных классов;
■ научно-методическое характеризуется проведением предметных олимпиад; осуществлением экспертной оценки и методической помощи при разработке учебных программ по профильным дисциплинам; рецензированием научно-исследовательских работ учителей; составлением экспертных документов при аттестации образовательного учреждения; проведением научнопрактических конференций преподавателей; работой с методическими объединениями и предметными кафедрами образовательных учреждений;
■ кадровое содержит в себе подготовку специалистов для различных типов образовательных учебных заведений; семинаров организаторов профильного обучения в школах; направление специалистов вуза в образовательные учреждения для обеспечения учебного процесса; обеспечение учебного процесса высококвалифицированными педагогическими кадрами для препода-
вания профильных дисциплин.
Особое место в структуре управления образовательного учреждения с профильным обучением играет научно -методический совет. В его состав входят методические объединения, предметные кафедры, проблемные лаборатории, основной задачей которых становится совершенствование воспитательно-образовательного процесса с целью повышения качества образования обучающихся.
Кафедра, как и методические объединения в образовательном учреждении, представляют собой сообщество преподавателей одного или нескольких предметов. Основное отличие кафедры от методического объединения заключается в том, что кафедры обязательно планируют, организуют, осуществляют руководство и контроль за исследовательской (опытноэкспериментальной, ин-
новационной) деятельностью входящих в нее членов.
К деятельности кафедр образовательных учреждений с профильными классами мы отнесли организацию деятельности ученических научных обществ, осуществление кураторства ученических исследовательских проектов и т.д. Такой подход позволил КузГТУ в рамках системы непрерывного образования на протяжении 6 лет реализовывать Российскую научно-социальную программу для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
Показателями эффективности управления непрерывным образованием обучающихся в процессе взаимодействия образовательного учреждения и технического вуза выступают: полнота выявления и удовлетворения образовательных запросов учащихся профильных классов; наличие дифференцированных подходов в обучении на основе расширения сферы образова-
тельных услуг в классах профильного обучения; проведение психолого-педагогических мониторингов учащихся; системность; технологичность; личностная направленность ситуационных управленческих решений.
К группе критериев, оценивающих участие технического вуза в организации системы непрерывного образования обучающихся, нами отнесены показатели возможностей процесса взаимодействия образовательного учреждения и технического вуза на избранном уровне. Критерием качества управления их взаимодействием в рамках непрерывного образования служит деятельность каждого субъекта управления: как самого технического вуза, например в лице кафедры, так и образовательного учреждения, которое регулярно привносит качественные изменения в функционирование этой системы. Критериями качества управления непрерывным образованием обучающихся также выступают уровень их знаний, демонстрируемый на вступительных экзаменах в технический вуз и количество выпускников профильных классов, поступивших в технический университет. Реализация системы управления непрерывным образованием обучающихся в процессе взаимодействия образовательного учреждения и технического вуза привела нас к пониманию, что она должна проектироваться на основе: образовательной политики образовательных учреждений в режиме диалога с техническим вузом, согласия, взаимопонимания с учетом опыта и традиций совместной деятельности, внешних и внутренних условий их деятельности; воспитательно-образовательных, научно-методических, кадровых, информационных, управленческих, материальнотехнических,
□ Автор статьи:
Бобриков Валерий Николаевич -канд. техн. наук, доцент, исп. директор Центра довузовской подготовки