4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Москва: Инфра-М, 1999.
5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. Москва: Академия, 2004.
6. Руденский Е.В. Генезис, феноменология и онтология дефекта социализации личности учащегося в образовательном процессе российской школы. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Караганда, 2004.
7. Серых А.Б. Формирование профессиональной готовности педагога к взаимодействию с виктимными младшими школьниками. Диссертация доктора педагогических наук. Калининград, 2001.
8. Фурманов И.А. Виктимизация школьников со стороны одноклассников как индикатор социально-психологической дезадаптации. Адаптация личности в современном мире. Саратов: Научная книга, 2011.
9. Шульга Т., Олиференко Л. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. Прикладная психология и психоанализ. Москва, 1998; 2.
References
1. Andronnikova O.O. Viktimnoe povedenie podrostkov: faktory vozniknoveniya iproilaktika. Novosibirsk: NGI, 2005.
2. Blinova Yu.L. Sub'ektnaya poziciya pedagoga: teoriya i psihologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie. Kazan': TGGPU, 2010.
3. Markova A.K. Psihologicheskie kriterii i stupeni professionalizma uchitelya. Pedagogika. 1995; 6.
4. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika. Moskva: Infra-M, 1999.
5. Mitina L.M. Psihologiya truda iprofessional'nogo razvitiya uchitelya. Moskva: Akademiya, 2004.
6. Rudenskij E.V. Genezis, fenomenologiya i ontologiya defekta socializacii lichnosti uchaschegosya v obrazovatel'nom processe rossijskoj shkoly. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Karaganda, 2004.
7. Seryh A.B. Formirovanie professional'noj gotovnostipedagoga k vzaimodejstviyu s viktimnymi mladshimi shkol'nikami. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2001.
8. Furmanov I.A. Viktimizaciya shkol'nikov so storony odnoklassnikov kak indikator social'no-psihologicheskoj dezadaptacii. Adaptaciya lichnosti vsovremennom mire. Saratov: Nauchnaya kniga, 2011.
9. Shul'ga T., Oliferenko L. Psihologicheskie osnovy raboty s det'mi «gruppy riska» v uchrezhdeniyah social'noj pomoschi i podderzhki. Prikladnaya psihologiya ipsihoanaliz. Moskva, 1998; 2.
Статья поступила в редакцию 05.01.15
УДК 159.922.76:616
Voroshnina O.R., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Head of Special Pedagogy and Psychology Department,
Perm State Humanities Pedagogical University (Perm, Russia), Е-mail: [email protected]
THE STUDY OF FEATURES OF GENERAL PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT IN PRETERM INFANTS. The article presents research on questions of the studyof the general mental development of prematurely born babies. In works by Russian researchers this problem is presented from medical positions. At the same time the early birth of a child, a child's early development is an extremely important problem from the psychological and pedagogical point of view. In this article the author defines the psychological meaning of a phenomenon of prematurity. It is understood as a considerable period of isolation and separation, which significantly breaks and even distorts the functioning of a developing "mother-child" system. The author of the research work reveals and describes features of the general mental development of prematurely born babies. The psychological analysis of the general mental development of prematurely born and full-term children of the first year of life allowed the author to allocate the general tendencies inherent in the development of prematurely born babies. The description of possible types and options of the mental development of prematurely born children is also presented in the work.
Key words: mental development, baby, prematurely born child, features of mental development, mother child system, interaction with an adult, types and options of mental development.
О.Р. Ворошнина, канд. психол. наук, доц., зав. каф. специальной педагогики и психологии Пермского государственного
гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ
Статья посвящена вопросам изучения общего психического развития недоношенных младенцев. В отечественных исследованиях данная проблема представлена с медицинских позиций. В то же время досрочное рождение ребенка, его раннее развитие - исключительно важная проблема с психологической, педагогической точки зрения. В данной статье автор определяет психологический смысл феномена «недоношенность»: значительный период изоляции и сепарации, который существенно нарушает и даже искажает функционирование складывающейся системы «мать - дитя». Автором статьи выявлены и описаны особенности общего психического развития недоношенных младенцев. Психологический анализ общего психического развития недоношенных и доношенных детей первого года жизни позволил автору выделить общие тенденции, присущие развитию недоношенных младенцев. В статье также представлено описание возможных типов и вариантов психического развития недоношенных детей.
Ключевые слова: психическое развитие, младенец, недоношенный ребенок, особенности психического развития, система «мать-дитя», взаимодействие со взрослым, типы и варианты психического развития.
На фоне резкого падения рождаемости увеличивается частота патологии беременности и родов, невынашивания. Увеличение числа недоношенных детей, а также относительно неблагоприятный прогноз их развития в дальнейшем побудили нас обратить внимание на эту категорию детей, относящуюся, по мнению многих исследователей, к группе «высокого риска».
Рождение недоношенного ребенка, процесс его раннего выхаживания и оздоровления - серьезная проблема, интенсивно
изучаемая в медицинской практике [1; 2; 3; 4; 5]. Вместе с тем, преждевременное, досрочное рождение малыша и его раннее развитие - исключительно важная проблема с психологической точки зрения.
Анализ литературы по проблеме недоношенности показывает, что в отечественных исследованиях она представлена исключительно с медицинских позиций. В этом контексте нервно-психическое развитие досрочно родившихся детей часто
оценивается как благоприятное и значительно компенсированное к году, либо к концу раннего возраста. Вместе с тем, анализ отдаленного развития показывает противоречивость между данными раннего (первый год жизни) и более поздних (10 - 14 лет) этапов, когда развитие уже оценивается как проблемное, тревожное, с выраженными отклонениями в эмоциональной сфере, с проблемами школьной дезадаптации и другими нарушениями.
Зарубежные исследователи обращают внимание на следующие специфические черты поведения недоношенных детей, характеризующие ранние этапы жизни: напряжение при взятии на руки, тенденцию к отстранению от взрослого, к избеганию зрительного контакта, отсутствие постуральной адаптации [6; 7]. Отмеченные психологические черты позволяют характеризовать преждевременно родившихся детей как «особенных», прежде всего, в плане их взаимодействия с близкими взрослыми.
На наш взгляд, психологический смысл недоношенности заключается, прежде всего, в том, что значительный период изоляции и сепарации существенно нарушает и даже искажает функционирование складывающейся системы «мать-дитя». По мнению Т. Brazelton, Haith et al, M.Main and D.Weston, Papoushek and Papoushek, F. Pedersen, Р Trad, L. Vedeler и др., на некоторое время женщина оказывается лишённой возможности полноценного контакта с новорождённым именно в тот момент, когда «запускаются» многие поведенческие паттерны реального материнства
В то же время преждевременно родившийся ребенок проявляет меньшую активность и результативность в процессе взаимодействия со взрослым в силу своей физиологической незрелости, соматических проблем, некоторых поведенческих особенностей. Очевидно, что изучение процесса психического развития преждевременно родившихся детей позволит глубже понять проблемы обозначенной категории детей, фиксируемые в более поздние сроки их жизни и подойти к решению вопросов их психологической профилактики и коррекции, а также более целенаправленно решать вопросы помощи семьям, имеющим «особенных» детей.
В связи с этим целью исследования является изучение особенностей психического развития преждевременно родившихся детей первого года жизни, затрудняющих становление и развитие эмоциональной связи ребенка и матери и осложняющих процесс функционирования системы «мать-дитя» как ключевого условия личностного развития ребенка. Нами определены критерии оценки особенностей психического развития преждевременно родившихся детей.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе отделения недоношенных детей, участков №3,8 поликлиники детской городской клинической больницы № 13 г. Перми. Группа недоношенных детей (48 чел) в нашем исследовании называется экспериментальной (ЭГ). Для сравнения результатов исследований была подобрана контрольная группа (КГ) - доношенные младенцы (17 чел). Данная группа была исследована с целью выявления значения фактора недоношенности в общем психическом развитии ребенка первого года жизни и фактора отрыва ребенка от матери в ранний период его развития. Дети из экспериментальной группы непосредственно после рождения и в ранний период своего развития были разлучены с матерью. Дети из контрольной группы с матерями не разлучались.
При анализе общего психического развития мы опирались на количественно-качественные показатели, разработанные О.В. Баженовой (1983). Для выявления специфики общего психического развития недоношенных детей первого года жизни мы выбрали два критерия: уровень психического развития; динамика психического развития.
В зависимости от уровня психического развития мы наблюдали следующие типы психического развития детей младенческого возраста: нормальное психическое развитие; легкое нарушение психического развития; умеренное нарушение психического развития; тяжелое нарушение психического развития.
Первый тип - нормальное психическое развитие. К году у детей оказываются сформированными практически все двигательные, голосовые, эмоциональные реакции, а также взаимодействие со взрослым и действия с предметами. К году у детей с нормальным психическим развитием происходит становление практически всех сенсорных реакций: детям доступна локализация и прислушивание к звуку, дифференциация тона и ритма звуков. Дети достаточно активно осуществляют поиск наполовину и полностью спрятанного предмета, рассматрива-
ние двух объектов и т.д. Сформированность сенсорных реакций позволяет детям к году овладеть действиями с предметами на достаточно высоком уровне. В предметных действиях дети наряду с неспецифическими манипуляциями появляются специфические (разбирают пирамидку, пользуются ложкой, вкладывают мелкие предметы в коробку и т.д.). В эмоциональных реакциях к концу года у детей данной группы проявлялись выраженные отрицательные реакции на неудачу, ласку. К году у детей ярко проявлялась избирательность эмоциональных реакций, выражавшихся в настороженном отношении к незнакомому, в увеличении времени для установления контакта с чужим взрослым, в отказе идти к нему на руки и т.д. В сфере взаимодействия со взрослым дети овладевали различными способами: слежением за направлением взгляда взрослого, появлением пауз в плаче для восприятия реакции взрослого, требованием и возвращением игрушки. К году у детей, имеющих нормальное психическое развитие, происходило становление понимания значения слова «дай», предметной соотнесенности слов и т.д.
Таким образом, в соответствии с критерием - уровень психического развития - все дети данной группы в возрасте 12 месяцев имеют нормальное психическое развитие.
Анализ динамики психического развития недоношенных и доношенных младенцев позволил выявить существенные различия между детьми экспериментальной и контрольной групп. Развитие доношенных младенцев (КГ) можно охарактеризовать как нормальное в течение всего первого года жизни. Развитие недоношенных детей (ЭГ) в первой половине первого года жизни по количественным показателям соотносимо с уровнем умеренного нарушения психического развития. Особенно пострадавшими оказывались двигательные, сенсорные, эмоциональные реакции, а также взаимодействие со взрослым и действия с предметами.
Первое полугодие жизни недоношенных младенцев характеризуется значительным отставанием от нормы. В сфере развития движений к концу первого полугодия дети овладевают подъёмом головы, привстают на локтях, появляются реакции направления ручек к объекту, захват и удерживание игрушки. Во втором полугодии жизни ребенок активно овладевает переворачиванием со спины на живот, на бок. Наибольшие затруднения у детей вызывают реакции вставания, стояния, самостоятельного сидения, ходьбы. В развитии сенсорных реакций в первом полугодии жизни отмечается запаздывание появления и их качественное своеобразие, которое проявляется в том, что дети длительное время (до 3,5 - 4 мес.) прослеживают траекторию движения предмета скачкообразно. В возрасте до 4,5 мес. у ребёнка отсутствуют реакции прослеживания невидимой траектории и предвосхищения. Чаще всего дети фиксируют взгляд на том месте, где исчез предъявляемый предмет, либо очень быстро теряют к ситуации интерес. Во втором полугодии жизни дети более активны в ситуациях поиска наполовину и полностью спрятанного предмета. При рассматривании двух объектов дети не «теряют» ни одного из них, сохраняют к ним внимание только в возрасте около года. В плане развития действий с предметами в первом полугодии длительное время оказывается недостаточной активность рук, дети плохо удерживают игрушку, часто теряют, не захватывают её. Во втором полугодии жизни действия с предметами значительно оформляются: ребёнку требуется меньшая стимуляция для захвата, манипуляций с предметами, после полугода ребенок удерживает две игрушки, к году появляется захват третьей игрушки.
Особенно яркие отличия в развитии недоношенных и доношенных младенцев наблюдаются при изучении взаимодействия со взрослым. При изучении обозначенной линии развития типично развивающихся детей (КГ) было выявлено, что для их поведения в эксперименте «Формальное общение» характерно:
а) в 2 - 3 мес. - постоянное снижение числа улыбок, отсутствие попыток инициировать контакт, выраженная фиксация внимания на взрослом;
б) в 4,5 - 6 мес. - резкое снижение числа улыбок в первых сериях эксперимента, что показывает на дифференциацию ситуации «формального общения», попытки инициировать контакт, активный протест против формальности общения, яркая положительная реакция на эмоционально-речевое воздействие взрослого в конце эксперимента.
Для недоношенных детей характерно ослабление развития мотивационно-потребностной сферы: дифференциация ситуации выражена слабее; попыток инициировать контакт значительно меньше, они менее ярко окрашены, уровень внутренней
активности снижен; протест на формальное общение носит пассивный характер. При этом ребёнок «возвращается» к взрослому, эмоционально выразительно реагирует на восстановление эмоционально-речевого взаимодействия.
Среди детей, имевших к году нормальный уровень психического развития, мы наблюдали 15 недоношенных (ЭГ), 12 доношенных (КГ). У доношенных детей (КГ) развитие мотива-ционно-потребностной сферы можно диагностировать как нормальное. У 10 недоношенных младенцев наблюдается ослабление развития мотивационно-потребностной сферы. Таким образом, фактор разлучения с матерью является важным в плане развития мотивационно-потребностной сферы недоношенного младенца
Второй тип психического развития - легкое нарушение психического развития. Для детей этой группы характерно отставание от нормы, которое проявляется в незначительном отставании от нормального психического развития. Дети к 10 месяцам овладевают контролем головы, рук, туловища. Захват игрушки долгое время плохо координирован, движения пальцев мало дифференцированы, двигательная активность низкая. Дети сидят с округлой спиной, плохо выражены реакции подтягивания и ползания. В сфере «взаимодействия со взрослым» у детей этой группы оказывается несформированной потребность в общении: дети слабо дифференцируют ситуацию, нет яркого протеста на её формальный характер; отмечается малое количество обращений ко взрослому, неяркость улыбок, слабость вокализаций. Отмечается слабая заинтересованность детей в играх с идентичными и неидентичными ролями.
В группе обследуемых нами детей лёгкое нарушение психического развития было диагностировано у 3 младенцев из КГ; у 14 младенцев из ЭГ (недоношенных).
Уровень психического развития всех младенцев данной подгруппы можно было классифицировать как лёгкое нарушение. Показатели психического развития колебались в пределах от 6 до 8, опускаясь до 4 единиц по отдельным линиям развития (двигательные и действия с предметами). На наш взгляд, это объясняется тем, что дети данной группы имели в анамнезе диагноз пре- и постнатальная энцефалопатия разного генеза (травматического, гипоксического, смешанного). В исследовании М.В. Колосковой указывается, что негрубая постгипоксическая энцефалопатия не изменяет общей логики психического развития младенца, но сказывается на формировании операциональной структуры его предметной деятельности [8]. Таким образом, в соответствии с критерием уровня, все дети относятся к группе с легким нарушением психического развития (по данным исследования в 12 мес.).
Однако динамика психического развития детей первого года жизни в группе преждевременно родившихся значительно отличается от таковой у доношенных. Недоношенные дети этой группы в ранние периоды младенчества (до 6 мес.) по количественным и качественным показателям относятся к умеренному и тяжёлому типам психического развития. В ранний период жизни многие реакции (двигательные, сенсорные, предметные) появляются со значительным запаздыванием на 2 - 4 мес. На более поздних этапах развитие до определенной степени компенсируется. Дети к 10 месяцам практически овладевают контролем головы, рук, туловища. В двигательных реакциях долгое время отсутствуют ползание, подтягивание. Данные реакции появляются после 8 - 10 месяцев. В целом двигательная активность низкая. Дети начинают садиться в возрасте около 9 мес. Захват игрушки длительное время плохо координирован, движения пальцев рук мало дифференцированы.
У недоношенных детей этой группы также оказывается несформированной потребность в общении. Анализ ситуации «формальное общение» позволяет констатировать следующее:
а) отмечается малое число улыбок на протяжении всех серий эксперимента;
б) отмечается задержка развития мотивационно-потреб-ностной сферы в возрасте 4,5 - 6 мес., которая проявляется в значительном отставании появления способов взаимодействия со взрослым: ребёнок мало улыбается, мало гулит, сигналы, посылаемые взрослому очень слабы, стерты. Отмечается слабая заинтересованность детей в играх с идентичными и неидентичными ролями. К году индекс взаимодействия со взрослым колеблется в пределах от 4 - 6 единиц.
в) в эксперименте «формальное общение» наблюдается:
- дифференциация ситуации выражена слабо, количество улыбок практически не снижается от серии к серии процент
времени отвлечения внимания не растет, остается стабильным (ок.40-50%);
- инициация контакта: дети малоактивны, улыбки слабые, не выраженные, вокализаций мало, к концу эксперимента дети «затухают». Сигналы, подаваемые ребенком очень слабые;
- протест на «формальное общение» практически не выражен; в течение всего эксперимента дети сохраняют ровное, доброжелательное отношение к ситуации.
При повторном исследовании в возрасте 6 мес. динамики в отношении к ситуации «формальное общение» и в поведении младенцев практически не наблюдалось.
Таким образом, анализ психического развития, характеризующегося легкими нарушениями, и его сравнение в экспериментальной и контрольной группах позволили говорить о специфике развития недоношенных детей. На наш взгляд, можно выделить следующие устойчивые тенденции:
а) значительное отставание всех линий развития в 2 - 3,5 месяца с постепенным выравниванием психического развития к концу первого года. Раннее развитие недоношенных детей диа-гносцируется как тяжело и умеренно нарушенное, к году развитие классифицируется как легко нарушенное;
б) несформированность линии взаимодействия со взрослым.
Третий тип - умеренное нарушение психического развития. Третья группа детей сохраняет общую с предыдущей группой тенденцию прогрессивного поступательного развития основных линий. Различия в этих группах наблюдаются в том, что:
а) ранние этапы развития (2 - 3, 5 - 4,5 мес.) характеризуются как психическое развитие с тяжёлыми нарушениями;
б) дальнейшее развитие носит скомпенсированный до определённой степени характер и может быть отнесено к психическому развитию с умеренными нарушениями (особенно страдающими оказываются следующие линии развития: двигательные, сенсорные, действия с предметами, взаимодействие со взрослым, эмоциональная сфера, голосовые реакции);
в) у детей этой группы наблюдается выраженная задержка формирования потребности в общении, связанная, скорее всего, с несформированностью эмоциональной сферы, с достаточно тяжелыми последствиями преждевременного рождения (у всех детей в анамнезе ПЭП средней степени, морфофункциональная незрелость, СДР), а также с отсутствием контакта с матерью в ранний период развития до 1,5 - 2,5 мес.
В двигательной сфере наблюдается асинхрония появления моторных навыков: большинство реакций развивается со значительным опозданием - на два-четыре месяца. Остальные не заканчивают своего формирования в течение первого года жизни (самостоятельное сидение, ходьба с поддержкой, умение ползать, стоять). В сфере действий с предметами наблюдается непродолжительность, кратковременность интереса к предметам, слабость реакций на новизну, низкий уровень активности при попадании предмета в поле зрения младенца, слабая степень активизации рук при активном тактильном стимулировании ребенка игрушкой или предметом. К году у этих детей оказались практически не сформированными такие действия с предметами как специфические, не специфические манипуляции с предметами. Дети не проявляют интерес к нескольким игрушкам, быстро роняют их, внимание переключается с одного объекта на другой. В процессе кормления дети также проявляют низкую активность.
В эмоциональной сфере отмечается запаздывание в появлении улыбки - после 3 - 4 месяцев. В основном яркие эмоциональные проявления наблюдаются при тактильной стимуляции, менее яркие - при взаимодействии с «говорящим лицом», практически отсутствуют на «одно лицо». У детей отмечается запаздывающее развитие избирательности эмоциональных реакции (иногда она появляется в возрасте 10 - 12 мес.). У всех недоношенных детей в этой группе наблюдалась частая смена эмоций, с преобладанием отрицательных, до 8-10 мес. К особенностям эмоционального статуса можно отнести также: наличие стереотипных движений (раскачивание из стороны в сторону - 1 случай), появление к году реакций страха (собаки, яркой шумной игрушки - 4 случая). Проявление подобных патологических наклонностей отмечается в группе детей, контакт с матерью которых был прерван до 2,5 мес. (госпитализация матери -2 случая, переезд семьи из одного города в другой - 1 случай, постродовая депрессия матери - 1 случай).
Нарушение формирования сенсорной сферы проявляется у этой группы детей в том, что у них со значительной задержкой формируются элементарные реакции типа фиксации и прослеживания - к 3,5 - 4,5 мес. Характерно невыполнение более сложных проб («предвосхищение», «прослеживание невидимой траектории движения объекта», «реакция на исчезнувший объект» и др.). Многие сенсорные реакции прослеживаются только при предъявлении определенных игрушек (ярких, громких). В целом интерес к объектам внешнего мира значительно снижен.
В сфере «взаимодействия со взрослым» у всех детей данной группы была обнаружена задержка формирования потребности в общении. В зависимости от характера реагирования на ситуацию формальное общение выделяется несколько вариантов взаимодействия со взрослым.
I вариант:
а) дифференциация ситуации не выражена, характерен стойкий интерес к экспериментатору, ровная эмоционально-положительная реакция;
б) инициация контакта - попытки инициировать контакт практически отсутствуют (пассивная позиция ребенка);
в) протест на ситуацию практически не выражен, только в конце появляется хныканье.
Данный тип реагирования наблюдается у недоношенных детей и сохраняется на протяжении всех повторных экспериментов.
II вариант:
а) дифференциация ситуации: отсутствие эмоционально-положительной реакции на взрослого;
б) инициация контакта: отсутствие попыток инициировать контакт (пассивная позиция);
в) протест не выражен.
III вариант:
В целом характерна негативная реакция на взрослого. За весь эксперимент ребенок ни разу не улыбнулся. В его поведении наблюдалось раздражение, хныканье. После четырёх серий эксперимент пришлось прервать, так как ребенок крайне негативно реагировал на ситуацию. Успокоился после взятия мамой на руки, но ни разу не улыбнулся. Мать отмечает преобладание отрицательных реакций на многие стимулы.
Таким образом, у детей этой группы наблюдается значительное отставание в развитии сферы «взаимодействия со взрослым», которое проявляется в неумении ребенка устанавливать зрительный, эмоциональный контакт, прослеживать взгляд взрослого, играть со взрослым и т.д.
Четвертый тип - тяжёлое нарушение психического развития. Данный тип представлен в нашем исследовании двумя вариантами психического развития.
Первый вариант психического развития можно характеризовать как тяжелое нарушение, которое никоим образом не компенсируется к году. К 12 месяцам у детей оказываются несформированными все виды реакций. У них практически не компенсируется развитие двигательной сферы: не овладевают сидением, ползанием, хождением, не пытаются сесть, встать, переступать ногами. В сенсорной сфере эти дети практически не проявляют интереса к предметам окружающего мира. Реакции фиксации и прослеживания вызываются только к 10 месяцам. Реакции предвосхищения, прослеживания невидимой траектории не появляются совсем. Глубокая несформированность действий с предметами проявляется в том, что у младенцев на протяжении практически всего года невозможно вызвать даже малой активности в кистях рук. Ребёнку оказываются практически недоступными все виды манипуляций с предметами. Обычно манипуляции с предметами ограничиваются кратковременным удержанием пассивно вложенной в руку ребенка игрушки или засовыванием её в рот. Глубокое недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в неумении ребенка вступать со взрослым в зрительный и эмоциональный контакт. Эту группу детей характеризует:
- позднее появление улыбки в возрасте после 8 - 10 месяцев (все дети группы);
- неизбирательность эмоциональных реакций: дети практически не различают «своих» и «чужих» (4 наблюдения);
- отсутствие контроля отрицательных и положительных эмоций, которое проявляется либо в неадекватных ситуации эмоциях - плач, когда ребенку дают любимую игрушку, улыбка, когда мать выходит из комнаты, оставляя ребенка один на один с чужим, либо в чрезмерно легком возникновении выраженных отрицательных эмоций без очевидных причин (3 наблюдения);
- отсутствие социальной улыбки, адресованной взрослому (2 наблюдения);
- частые улыбки без видимых причин (2 наблюдения).
Во взаимодействии со взрослым у всех детей данной группы выявляется грубое недоразвитие и задержка потребности в общении со взрослым. Дети очень длительно (до 10 - 12 месяцев) не вступают в контакт о взрослыми, человеческая речь и голос не являются для них раздражителями, дети практически не замечают их долгое время. Ребенок не смотрит в глаза взрослому, не прослеживает его взгляд.
Реакция на ситуацию «формальное общение»:
а) дифференциация ситуации отсутствует. Ребёнок практически не вступает в контакт. В двух случаях фон поведения ребенка был ровным. Младенец не реагировал на необычность ситуации. Время отвлечения от взрослого колебалось до 70-80 % во всех сериях эксперимента;
б) инициация контакта отсутствует. Ребёнок продолжает заниматься «своими делами», не обращая внимания на взрослого;
в) протест на ситуацию отсутствует.
Таким образом, дети не видят «необычности» ситуации, взрослый не является для ребенка стимулом, побуждающим к вступлению в контакт. У детей этой группы наблюдается грубая несформированность способов взаимодействия и недоразвитие потребности в общении со взрослым.
Для второго варианта тяжелого нарушения психического развития характерна общая для раннего этапа развития недоношенных детей тенденция - соответствие ранних (2 - 3,5 месяца) этапов уровню тяжелого нарушения развития. Однако дальнейшее развитие идет по особому пути. В возрасте после 4,5 месяцев у этих детей происходит сначала остановка, а затем, некоторый регресс в становлении отдельных психических функций. В данной группе нами описаны и выделены подобные отклонения у двух детей.
Развитие всех психических сфер в возрасте 2 - 3,5 месяцев соответствовало умеренному и тяжело нарушенному. В возрасте после 4,5 месяцев мы могли наблюдать регресс многих функций: особенно двигательной - ИРд в возрасте 2 месяцев составляет 2 единицы, в 4,5 месяца - 5,1 ед., в 8 - 0,6 ед., в 12 месяцев - 0,2 ед. Значительно пострадало развитие действий с предметами: ИРп в 2 мес. - 2 ед., в 6 мес. - 1,1 ед., в 8 мес. - 0,9 ед., в 10 мес. - 0,8 ед. Пострадало также взаимодействие со взрослым: ИР в в 2 мес. - 4 ед., в 4,5 мес. - 1,1 ед., в 12 мес. - 1,3 ед. Остальные сферы психического развития пострадали в значительно меньшей степени. Вероятно, что снижение индексов развития у ребенка связано с нарастанием неврологической симптоматики. В год ребенку был поставлен диагноз: детский церебральный паралич. Раннее развитие ребёнка протекало в целом благоприятно, однако возраст 4,5 мес. стал переломным в психическом развитии девочки в связи с нарушением неврологического статуса.
Таким образом, психологический анализ общего психического развития недоношенных и доношенных детей первого года жизни позволил выделить некоторые общие тенденции, присущие развитию недоношенных младенцев:
1. Общее психическое развитие недоношенных детей носит в целом прогрессивный поступательный характер.
2. Ранние периоды психического развития недоношенных младенцев характеризуются значительным отставанием от нормально развивающихся доношенных сверстников, что может объясняться морфофункциональной незрелостью первых, психическое развитие недоношенных младенцев на ранних (2 - 4,5 мес.) этапах развития может классифицироваться как развитие с умеренными и тяжёлыми нарушениями.
3. Для большинства недоношенных младенцев характерна несформированность эмоциональной сферы, которая проявляется в неяркости положительных эмоциональных проявлений; позднем появлении улыбки, доминировании в первом полугодии жизни отрицательных эмоций; отсутствии или значительной задержке в появлении избирательности эмоциональных реакций; избегании эмоционального контакта в ранние периоды развития ребенка.
4. У всех недоношенных детей в той или иной степени оказалось нарушенным взаимодействие со взрослым, что может объясняться несформированностью эмоциональной сферы и длительной разлукой (сначала изоляцией, затем сепарацией) с матерью.
С учётом результатов экспериментальной работы (в том числе представленных в настоящей статье) была составлена и реализована программа психологической помощи семьям, воспитывающим недоношенных детей.
Библиографический список
1. Бомбардирова Е.П. Нервно-психическое развитие недоношенных детей первых шести лет жизни в зависимости от некоторых биологических и социальных факторов. Диссертация ... кандидата медицинских наук. Москва, 1979.
2. Волгина С.Я. Состояние здоровья детей, родившихся недоношенными. Педиатрия. 1996; 5.
3. Коваленко Ю.Б. Психиатрические аспекты профилактики патологии у детей, родившихся недоношенными. Социальная и клиническая психиатрия. 1992; 2.
4. Схотхорст П.Ф., Энгеланд Х. Долговременные поведенческие последствия недоношенности. Социальная и клиническая психиатрия. 1996; 23.
5. Хазанов А.И. Недоношенные дети. Москва, 1977.
6. Brazelton Т.В. Infants and mothers. N.Y.: Delta Book, 1983.
7. Trad Р. Infantpreviewing. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.
8. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.
References
1. Bombardirova E.P. Nervno-psihicheskoe razvitie nedonoshennyh detej pervyh shesti let zhizni v zavisimosti ot nekotoryh biologicheskih i social'nyh faktorov. Dissertaciya ... kandidata medicinskih nauk. Moskva, 1979.
2. Volgina S.Ya. Sostoyanie zdorov'ya detej, rodivshihsya nedonoshennymi. Pediatriya. 1996; 5.
3. Kovalenko Yu.B. Psihiatricheskie aspekty profilaktiki patologii u detej, rodivshihsya nedonoshennymi. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 1992; 2.
4. Shothorst P.F., 'Engeland H. Dolgovremennye povedencheskie posledstviya nedonoshennosti. Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 1996; 23.
5. Hazanov A.I. Nedonoshennye deti. Moskva, 1977.
6. Brazelton T.V. Ipfants and mothers. N.Y.: Delta Book, 1983.
7. Trad R. Ipfantpreviewing. N.Y.: Springer-Verlag, 1990.
8. Koloskova M.V. Psihicheskoerazvitiemladencevspovyshennymriskomzabolevaniyashizofreniej. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.
Статья поступила в редакцию 07.12.14
УДК 37.013.77
Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), professor, Department of Pedagogy and Psychology of Professional
Education, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
Gorbachyova T.V., Director of Stavropol Children's Music School No. 5 (Stavropol, Russia), Е-mail: [email protected]
MUSICAL PSYCHOTHERAPY AS A MEANS OF HEALTH CARE. The article discusses the possibility of using methods of music psychotherapy in work with students. Musical therapy is an integral scientific discipline that was born in the second half of the twentieth century. This sphere of research continues to develop in a close interaction with other scientific fields such as medical psychology, music psychology, philosophy, pedagogy, physics, biophysics, etc. The work with a recipient in the process of using means of musical psychotherapy is conducted through his or her involvement in various kinds of musical activity: perception, performance and creativity. The objective of the course is the development and correction of the emotional sphere of children, strengthening their physical health, formation and correction of communicative skills. The article provides recommendations to psychologists and teachers on how to use modern technical means in the process of conducting musical and psychotherapeutic practice.
Key words: music therapy, emotional, physical health, communication quality.
С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. педагогики и психологии профессионального образования
Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
Т.В. Горбачева, директор Ставропольской детской музыкальной школы № 5, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются возможности использования методов музыкальной психотерапии в работе с учащимися. Музыкальная терапия - интегральная научная дисциплина, рожденная во второй половине XX столетия, продолжает развиваться в союзе с такими науками, как медицинская психология, музыкальная психология, философия, педагогика, физика, биофизика и другие. Работа с реципиентом средствами музыкальной психотерапии осуществляется через его вовлечение в различные виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнение и творчество. Цель занятий - развитие и коррекция эмоциональной сферы детей, укрепление их физического здоровья, формирование и коррекция коммуникативных качеств. В статье даются рекомендации психологам и педагогам по использованию современных технических средств в процессе проведения музыкально-психотерапевтических занятий.
Статья выполнена при поддержке Гранта Президента Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 5 марта 2014 г. № 53-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержания творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»
Ключевые слова: музыкальная психотерапия, эмоциональная сфера, физическое здоровье, коммуникативные качества.
Рост стрессогенных факторов в обществе, вызывающих психологическую нестабильность и дезорганизацию, ведёт к невротизации как детей, так и взрослых. Следствием этого становится рост различного рода психосоматических заболеваний.
Разработка приемов борьбы с этими негативными явлениями среди детей и взрослых - важная задача практической психологии. Музыкальная терапия может здесь оказаться незаменимой помощницей. Музыка традиционно считается одним из мощней-