Научная статья на тему 'Актуализация социальных компетенций педагогического работника СПО'

Актуализация социальных компетенций педагогического работника СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДЕКВАТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РЕФЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСПЕРТЫ / ЭКСПЕРТНЫЕ ПОЗИЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ADEQUACY / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION CONTENT / SOCIAL COMPETENCIES / REFERENTIVENESS / EXPERTS / EXPERT POSITIONS / EDUCATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейникова Людмила Сергеевна

В статье обсуждается версия использования методик формирования и оценивания социализованности для: а) фиксации востребованных студентами социальных компетенций преподавателей и б) целенаправленного вмешательства в их формирование. Кроме того, анализируются возможности использования итогов компаративного анализа экспертных позиций педагогов и студентов для построения их эффективных социально-образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штейникова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL TEACHERS'' SOCIAL COMPETENCIES ACTUALIZATION

The article discusses the usage of socialization formation and assessment methods for a) fixation of teachers’ social competencies demanded by the students and b) purposeful interference into their formation. In addition to it the authors analyse the usage possibilities of the comparative analysis results of the teachers and students’ expertise for building their effective social and educational relations.

Текст научной работы на тему «Актуализация социальных компетенций педагогического работника СПО»

For citation: Podshivalova, E. N. Innovations in students' social competence formation and assessment [Text] / E. N. Pod-shivalova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 108-114.

INNOVATIONS IN STUDENTS' SOCIAL COMPETENCE FORMATION

AND ASSESSMENT

E. N. Podshivalova

The article describes the innovative methods of formation and assessment of students' social competences, ways of data receiving and processing, possible education strategies and tactics in the work of deputy director, class teacher, psychologist, social pedagogue, additional education pedagogue.

Key words: education component, socialization, competency, competence.

References

1. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya so-tsializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p. (In Russian)

2. Molchanov S. G. Chelyabinskii gumanitarii, 2011, No. 3 (16), pp. 52-63. (In Russian)

3. Askarova T. I. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 2 (14), pp. 72-81. (In Russian)

4. Podshivalova E. N. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 72-81. (In Russian)

5. Podshivalova E. N. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2016, No. 3, pp. 133-152. (In Russian)

6. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow: Eksmo, 2013, 208 p. (In Russian)

7. O gosudarstvennoi programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody», available at: http://www.consultant.ru.

Подшивалова Елена Николаевна, заместитель директора ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», Челябинская обл., Коркинский муниципальный округ, пос. Первомайский, e-mail: [email protected]

Podshivalova E. N., deputy director, Pervomais-kiy technical school of building materials industry, Chelyabinsk region, e-mail: [email protected]

Сведения для цитирования: Штейникова, Л. С. Актуализация социальных компетенций педагогического работника СПО [Текст] / Л. С. Штейникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 114-122.

УДК 377 ББК 74.57

АКТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА СПО

Л. С. Штейникова

В статье обсуждается версия использования методик формирования и оценивания социализо-ванности для: а) фиксации востребованных студентами социальных компетенций преподавателей и б) целенаправленного вмешательства в их формирование. Кроме того, анализируются возможности использования итогов компаративного анализа экспертных позиций педагогов и студентов для построения их эффективных социально-образовательных отношений.

Ключевые слова: адекватность, социализация, содержание социализации, социальные компетенции, референтность, эксперты, экспертные позиции, воспитание, социально-психологический климат.

Позитивная социализованность и эмоциональная безопасность.

На сегодняшний день очевидно, что достижение нового качества образованности и социализованности [1] обучающихся (по ФЗ «Об образовании...» — «учебных и внеучебных достижений» [2, с. 168]) невозможно без обновления «профессиональной и социальной компетентности педагога, без включения всего педагогического персонала в систему непрерывного профессионально-педагогического образования и социализации» [3, с. 125]. В нашем исследовании мы намерены сделать акцент именно на системе непрерывной позитивной социализации педагогического работника.

Заметим, что отсутствие адекватных социальных компетенций приводит педагога к сопротивлению новациям и инновациям в образовании и подчас их полному неприятию. Но педагоги, прежде чем принять новшества, стараются понять их смысл и тогда уже «освоить компетенции, необходимые для работы. Это заставляет их интенсивно осваивать современные технологии и методики воспитания и обучения, внедрять новые способы деятельности из актуальных психологических, социологических и педагогических практик» [3, с. 125].

Вместе с тем Н. А. Колганова, М. Д. Кузнецова, С. Г. Молчанов, А. А. Яшина справедливо утверждают, что на фоне всего этого могут возникнуть социально-профессиональная напряженность, взаимное неприятие, интриги. И это снижает уровень «эмоциональной безопасности»1 в социально-образовательном пространстве, ухудшает аффективно-психологическую среду и приводит к уменьшению эффективности и педагогического персонала, и менеджмента организации [3]. Все перечисленное, конечно, неблагоприятно сказывается на «учебных и внеучебных достижениях обучающихся» [2, с. 168].

Поэтому в актуальной социально-образовательной ситуации функционирование служб сопровождения должно быть ориентировано не только на профессионально-образовательные и методические, но и на социальные компетен-

ции. В исследованиях их называют «личностными профессионально-значимыми компетенциями»2 [3, с. 125; 4, с. 121]. Но сегодня они остаются вне сферы внимания служб сопровождения (психологической, методической, социальной) [4].

При этом в нашем исследовании зафиксировано, что обучающиеся всех курсов Первомайского техникума видят в педагоге наставника, ожидают от него понимания, помощи и эмоциональной поддержки. Не получая этого, они легко утрачивают интерес к активному участию в образовательном процессе, теряют позитивную мотивацию. Таким образом, позитивная социализованность педагога выступает как фактор эмоциональной безопасности и аффективного комфорта обучающегося.

Компетенции современного педагога.

При этом у исследователей «профессиональных стандартов педагога» [4, с. 113] есть понимание того, что должны обновиться «и социально-профессиональные, и социально-статусные, и личностные (но, конечно, только профессионально-значимые) компетенции. И возникает вопрос: как же социально подготовить педагога, а, тем более, измерить его социальную подготовленность (т. е. компетентность)?

Во всяком случае, становится ясно, что внедрение НОВОГО требует обновленных социальных (социально-профессиональных, социально-статусных, личностных профессиональ-но-значимых)3 компетенций» [3, с. 126]. Эти же группы компетенций исследуются в работе Т. Н. Садыковой [4].

Наличие позитивных социальных компетенций педагога является важным фактором, влияющим на процессы воспитания и обучения не меньше, чем его профессиональные компетенции. Так, В. А. Мейдер отмечает, что обучающийся воспринимает преподавателя в первую очередь как человека, как личность [5]. Описывая бельгийский «профессиональный стандарт педагога», В. А. Мейдер называет три группы компетенций: 1) педагог как личность (доброта, ответственность, эмпатийность, эмоциональная

1 Термин введен Жаном Овидом Декроли.

2 Термин введен в 1997 г С. Г. Молчановым.

3 Их рассмотрение требует специального исследования, начатого в ЧИРПО в 2012 г. под руководством С. Г. Мол-

устойчивость и др.); 2) педагог как специалист в предметной области (академическое образование, глубокие знания наук, лежащих в основе преподаваемой дисциплины, эрудированность в смежных и других областях науки, культуры, искусства); 3) педагог как профессиональный преподаватель (владение методами и средствами обучения и воспитания) [5].

Отметим, что в первой группе перечисляются именно позитивные социальные компетенции.

Подобно тому как педагог ожидает от обучающихся проявления качеств, необходимых в образовательном процессе (трудолюбие, активность, ответственность и т. д.), обучающиеся также имеют определенные ожидания по поводу качеств личности своего педагога. Подчеркнем, что сама личность педагога (его личностные профессионально-значимые качества) становится в образовательном процессе инструментом. Педагог — субъект, а его личность — орудие (средство, инструмент, способ) педагогического воздействия.

Если рассматривать педагогический процесс как взаимодействие педагога и обучающегося, то основным средством воздействия, конечно же, является сама личность первого. Она выполняет важную роль в процессе профессионального становления специалиста и в особенности его социально-профессиональных компетенций. Преподаватель, выступая как компетентный носитель содержания научной дисциплины, одновременно привносит в процесс обучения и воспитания качества своей личности. Соответственно, авторитет педагога определяется как его научно-предметной эрудицией, так и личностными качествами. Организуя освоение содержания образования, педагог оказывает непосредственное воздействие не только на качество образовательных компетенций, но и на отношение обучающихся к самому предмету изучения.

В фокусе социализационно-образователь-ного процесса традиционно находится обучающийся, а реализует этот процесс педагог, ведь именно на него возложены функции трансляции обучающемуся образовательных и позитивных социальных компетенций. Феномен «взаимодействие педагога и студента» активно обсуждается в педагогической психологии, но в аспекте только что делать педагогу, а не в аспекте какими социальными компетенциями он должен обладать для этого делания.

Процедуры и методики.

Для определения совокупности социальных компетенций, на которые ориентируются и педагоги, и обучающиеся техникума, было проведено экспертное оценивание по методике отбора содержания социализации [6]. С этой целью было организовано анонимное экспертное оценивание, в котором приняли участие 126 обучающихся I—V курсов в возрастном диапазоне от 16 до 20 лет и 18 педагогов. Им было предложено выступить в позиции экспертов.

В рамках процедуры экспертного оценивания обучающимся был предложен «перечень личностных качеств или социальных компетенций» [6, с. 23], причем только позитивных.

«В предложенном перечне отобранные в него слова фиксируют универсальные качества (компетенции)... Совершенно естественно, что все эти слова из предложенного перечня несут в себе смыслы накопленных веками общественно-исторических, общечеловеческих представлений о позитивных качествах, которыми должен обладать нормально социализованный человек» [7, с. 149] и, конечно, педагог.

Задачу перед участниками оценивания мы сформулировали так же, как и в исследовании И. М. Черновой [8]: «Отобрать из предложенного перечня слова, фиксирующие позитивные социальные компетенции (качества), которыми должен обладать педагог». Заметим, что такое единообразное формулирование задачи, на наш взгляд, обеспечивает не только чистоту эксперимента, но и сравнимость результатов нашего исследования и исследований Н. А. Колгановой, М. Д. Кузнецовой, И. В. Мавлоновой, С. Г Молчанова, И. М. Черновой, А. А. Яшиной [3; 8; 9], и, кроме того, обеспечивает валидизацию и проверку надежности используемых методик [3; 4; 6; 9; 10].

Из предложенного перечня обучающиеся должны были выбрать как эксперты те качества (социальные компетенции), которые они хотели бы видеть в педагоге [6]. Задание предусматривало выбор только десяти качеств из ста семи предложенных в перечне [6, с. 23], т. е. самые важные из важных, или референтные4 для обучающихся.

На основании результатов экспертного оценивания были выявлены компетенции, которые студенты хотели бы видеть в педагоге, и проведено ранжирование по основанию «важность компетенции педагога для обучающегося».

4 Под референтностью принято понимать значимость чего-то, кого-то для субъекта. В нашем случае это компетенции педагога, имеющие социально позитивный смысл для обучающегося.

Наиболее востребованной оказалась компетенция «вежливость» — 82 %, т. е. важнейшая из важных, самая референтная.

Далее — «доброта» (75,5 %), «выдержка» (62,5 %), «чувство юмора» (59 %). На пятом месте по востребованности оказались дидактические компетенции: «владение педагогическим мастерством» — 49,5 %. На шестом — предметные компетенции: «знание предмета» — 43,5 %. А потом опять были названы позитивные социальные компетенции: на седьмом месте — «справедливость» (40 %), на восьмом — «общительность» (38,5 %), на девятом — «активность» (21 %), на десятом — «оптимизм» (20 %).

Отметим, что наша гипотеза получила предварительное подтверждение уже тем, что из десяти компетенций, избранных обучающимися, только две можно отнести к профессиональным, остальные восемь — социальные, социально-профессиональные и личностные, но профессионально значимые.

Действительно, полученные данные свидетельствуют, что общие личностные качества преподавателя (вежливость, доброта, выдержка, чувство юмора) вошли в первую пятерку ожидаемых от педагога проявлений у 100 % обучающихся 1—У курсов. Таким образом, проявление общечеловеческих качеств ожидается студентами от преподавателя в первую очередь.

Совпадение выборов и их место педагогов и

Но мы при этом также попытались получить экспертную оценку референтных качеств педагога и со стороны самих педагогов на основе рекомендаций, содержащихся в исследованиях С. Г. Молчанова: «из имеющихся в перечне слов каждому педагогу как эксперту было предложено из этих слов, как из элементов, сложить некий набор социальных компетенций, опираясь, с одной стороны, на общечеловеческие, а с другой стороны, на свои субъективные представления. Далее, на основе экспертной оценки (еще раз подчеркнем, что в качестве экспертов выступили сами педагоги) был произведен отбор наиболее важных, значимых (с точки зрения экспертов) компетенций для оценки человека, личности. При этом речь идет, совершенно конкретно, только о педагогах-коллегах» [7, с. 149].

У педагогов компетенции разместились в следующей иерархии: 1) «владение педагогическим мастерством»; 2) «знание дисциплины»; 3) «коммуникабельность»; 4) «ответственность»; 5) «способность защищать свои взгляды»; 6) «справедливость»; 7) «тактичность»; 8) «вежливость»; 9) «дисциплинированность»; 10) «требовательность».

Совпадение выборов педагогов и обучающихся произошло по пяти компетенциям (табл. 1).

Таблица 1

в иерархии экспертных оценок

№ п/п Наименование компетенции Место в иерархии экспертных оценок

педагогов обучающихся

1 2 3 4

1 Владение педагогическим мастерством Первое Пятое

2 Знание дисциплины Второе Шестое

3 Вежливость Восьмое Первое

4 Справедливость Шестое Седьмое

5 Коммуникабельность (общительность)5 Третье Восьмое

тивное отношение к преподавателю». Заметим, что если некий объект оценивается не менее чем пятью экспертами, то оценка его состояния квалифицируется как достоверная. При этом она все равно не может быть объективной — только объективизированной [3], т. е. приближенной к объективной. Заметим, что экспертное суждение относительно вероятностного воздействия конкретного педагога или его отдельной компетенции на увеличение выраженности со-циализованности обучающегося высказывается относительно основания «наборы компетенций,

5 Педагоги выбрали термин «коммуникабельность», а обучающиеся — «общительность». Образованному читателю понятно, что это частичные синонимы, отражающие различные аспекты одного и того феномена.

Эти данные еще раз подтверждают нашу гипотезу, что студент ищет в педагоге прежде всего личность, позитивные социальные компетенции, которые делают общение с ним комфортным для обучающегося и обеспечивают его эмоциональную безопасность.

Мы убедились в достоверности полученных данных в ходе проведения дополнительного экспертного опроса, в рамках которого нужно было ответить на вопрос «причины пропуска занятий»: только 5 % обучающихся ответили «нега-

значимых для этих обучающихся и выбранных ими самими из позиции эксперта». Но об этой части нашего исследования мы расскажем в следующей публикации, поскольку эти данные находятся в стадии обработки.

Интерпретация данных.

Наше исследование было выстроено в логике, избранной в исследовании И. М. Черновой6 [8], и мы также остановимся пока только на обсуждении данных, полученных по методике оценивания отбора содержания социализации [3; 11], о наборах качеств, которые хотели бы видеть в своих коллегах участники экспертного оценивания: в нашем исследовании не только педагоги, но и обучающиеся.

Как и в исследовании И. М. Черновой, мы тоже суммировали числовые значения субъективных оценок всех участников экспертного оценивания и разделили это полученное числовое значение на количество всех экспертов. В итоге мы получили числовое значение важности каждой компетенции для всех экспертов.

Таким способом предполагалось объективизировать все эти «экспертные оценки относительно социальных компетенций, которые участники экспертного оценивания хотели бы видеть в своем коллеге» [8, с. 150], а обучающиеся — в своем педагоге.

Отметим, что обучающиеся и педагоги выбрали различные наборы социальных компетенций для педагога. При этом все эксперты (и педагоги, и обучающиеся) выбрали пять одних и тех же социальных компетенций для педагога техникума (табл. 1), т. е. проявили согласованность на 50 %.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что увеличение эффективности процесса социализации будет зависеть от согласованности экспертных позиций педагогов и обучающихся. Следовательно, воспитание должно иметь своим приоритетным объектом согласованность экспертных позиций педагогов и обучающихся относительно социальных компетенций, ожидаемых как от первых, так и от вторых.

Мы получили, таким образом, согласованную экспертную позицию 126 обучающихся одного образовательного учреждения относитель-

но желаемых социальных компетенций педагога. Вышеприведенные перечни (табл. 1) могут быть квалифицированы как некие стохастические, но эталонные модели социальных компетенций педагога Первомайского техникума.

Новые ответы на старые вопросы.

Наше исследование подтверждает, что используемая методика С. Г. Молчанова «.. .обеспечивает формирование и формулирование содержания социализации» [11, с. 5], то есть отвечает на вопрос: «Какие социальные компетенции эксперты хотели бы видеть в педагоге и студенте?». И это ответ на вопрос для педагога (родителя и т. д.): «ЧТО воспитывать?» и «ЧТО формировать?». Это и есть содержание социализации.

Для руководства техникума это ответ на вопрос: «В каком направлении повышать социальную компетентность педагога в рамках работы методической, психологической и социальной служб?».

А для обучающихся? И их классных руководителей? Это и есть, по существу, социали-зационный7 план, т. е. план содержания воспитания, обеспечивающий освоение содержания социализации. Это как бы аналог учебного (или, лучше сказать, образовательного) плана, который содержит описание содержания образования. Социализационный же план8 описывает содержание социализации, и этот термин С. Г. Молчанов уже давно предлагает ввести в профессиональный обиход.

Многомерность экспертного оценивания.

Таким образом, нам удалось зафиксировать трехмерное отношение участников образовательного процесса к тому, какими качествами должен обладать педагог: во-первых, из позиции обучающегося (снизу), во-вторых, из позиции коллеги (рядом), в-третьих, из позиции государства (сверху). И эта третья позиция слабо представлена в нынешнем «профессиональном стандарте педагога» [4].

Заметим, что позиция снизу может быть дополнена оцениванием со стороны родителей в рамках социализационного занятия9 в виде родительского собрания. И тогда социальная компетентность будет представлена в четырехмерном социальном пространстве образования.

6 Исследование проводилось на базе СКОУ (для детей с ментальными нарушениями) № 60 г. Челябинска под научным руководством профессора С. Г. Молчанова.

7 Постепенно в научный обиход вводится термин «образовательный план» вместо устаревающего «учебный план», и назрела необходимость введения термина «социализационный план» для обозначения и фиксации содержания социализации.

8 Термин предложен в 2014 г.

9 Несколько таких занятий было проведено профессором С. Г. Молчановым, а также классным руководителем Т. И. Аскаровой.

И это будут качества (компетенции) исключительно из числа позитивных. Формирование же этих качеств потребует создания социоразви-вающего пространства.10

Предварительные суждения.

Наверное, исследователям, стремящимся к большой точности и глобальности выводов, может показаться не слишком репрезентативной выборка в нашем локальном институциональном исследовании. Ведь в нем приняли участие 126 обучающихся и 18 педагогов.

И мы понимаем, что наши предположения нуждаются в экспериментальном подтверждении в рамках специального исследования с большей выборкой.

При этом некоторые предварительные суждения можно сделать уже на основе нашего исследования, которое подтверждает выводы и гипотезы исследований И. М. Черновой [8].

Во-первых, педагоги при выборе социальных компетенций для коллеги чаще выбирают универсальные, чем гендерные компетенции. Таким образом, можно видеть, что реализации принципа гендерности в воспитании (социализации) уделяется недостаточно внимания.

Во-вторых, для формирования портрета коллеги педагоги выбирают преимущественно профессиональные, а не социальные компетенции, а обучающиеся, напротив, отдают предпочтение социальным, а не профессиональным.

В-третьих, заметим, что полученные нами данные практически совпадают с данными, приведенными в исследовании И. М. Черновой [8]. При этом «доброта», «вежливость», «ответственность», «справедливость» оказались референтными компетенциями и для педагогов, и для обучающихся.

В-четвертых, появляется основание полагать, что именно эти социальные компетенции востребованы в сегодняшнем российском обществе. Именно они — фундамент для формирования позитивного социоразвивающего пространства в образовании, а также — базис для формирования именно социальной готовности персонала к внедрению новых ФГОСов.

В-пятых, предлагаемые к широкому11 использованию методики позволяют «...зафиксировать позиции педагогов и воспитанников относительно референтных социальных компетенций. Таким образом, появляется возможность корректировать воспитательное воздей-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствие педагогов, делать его более адекватным социальному заказу» [8, с. 156]. И мы поддерживаем эту точку зрения, выраженную в исследовании И. М. Черновой.

Что же касается педагогов, то становится, наконец-то, возможным не только фиксировать их экспертную оценку относительно значимых и важных для них социально-профессиональных качеств, но и оказывать целенаправленное воздействие на их формирование. Компаративный же анализ выбора социальных компетенций обучающимися и педагогами позволяет адекватно выстраивать их социально-образовательные отношения. И это то, что мы никогда не учитывали и не принимали во внимание при организации и определении содержания работы педагогов с обучающимися и их родителями.

Варианты использования методики.

Наше исследование показало, что на сегодняшний день мы апробировали новый вариант использования методики. Оказалось, что ее можно использовать для изучения проблемы, которая существует в любой организации, — «педагог глазами обучающегося в аспекте его социальных компетенций». Полученные данные представляют собой социальный портрет педагога.

Второй вариант использования методики представлен в исследованиях И. В. Мавлоно-вой (Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осадчего) и Л. И. Дятловой (Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А. В. Яковлева): для оценивания социализо-ванности и фиксации а) состояния позитивных социальных компетенций и б) их позитивной (негативной) динамики [9].

Третий вариант предоставляет возможность получения экспертных позиций: а) «социальный портрет педагога глазами родителей»; б) «социальный портрет педагога глазами коллег» в дошкольной образовательной организации. Описание этого способа использования методики представлено в исследовании Н. А. Колгановой, М. Д. Кузнецовой, С. Г. Молчанова, А. А. Яшиной [3].

Четвертый вариант — получение экспертных позиций «педагог коррекционного образовательного учреждения глазами коллег а) с учетом гендерной принадлежности и б) с учетом возрастного диапазона» — апробирован в исследо-

10 Термин предложен С. Г. Молчановым.

11 Решение Областного совета по научно-методической и инновационной деятельности в системе профессионального образования Челябинской области от 29.05.2017.

вании И. М. Черновой [8], проведенном в СКОУ № 60 г. Челябинска.

Пятый вариант может обеспечить: 1) отбор содержания социализации, т. е. фиксацию социального портрета мальчика/девочки а) глазами сверстников и б) глазами родителей12; 2) фиксацию социального статуса обучающегося в классе (социальной группе) и его динамику в течение года и всего периода нахождения в образовательной организации. Кроме того, он может обеспечить еще и оценивание выраженности позитивной социализованности в группе (классе), а также на этой базе — оценивание эффективности работы каждого классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе. Такое использование методики было реализовано в исследовании Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанова в школе-интернате № 11 г. Челябинска [12].

Шестой вариант может ориентироваться на: а) формирование позитивных социальных компетенций, б) оценивание социализованности и в) определение вектора и содержания дальнейшей социализации, т. е. объектов воздействия. Описание этого варианта представлено в исследованиях Т. И. Аскаровой [13], Е. П. Ковязиной [14], С. Г. Молчанова [1; 6; 10; 11], Е. Н. Подши-валовой [15; 16].

Седьмой вариант может служить для: а) фиксации содержания социализации в период летней лагерной смены; б) формирования способов аутоанализа сформированности компетенций; в) крауд- и аутсорсинга позитивной социализо-ванности каждого воспитанника; г) фиксации дельт увеличения/уменьшения выраженности позитивной социализованности; д) рейтингова-ния индивидуальной социализованности воспитанников в социальной группе относительно их социального статуса. Описание возможностей использования методик в летней оздоровительной организации представлено в исследовании Е. Г. Маркина [17].

Восьмой вариант может обеспечить взаимное оценивание социальных компетенций и формирование позитивной социализованно-сти при помощи методики video-self-teach [18]. В рамках этой методики используется повторяющаяся (дублированная) экспертная анкета, позволяющая измерить мгновенно возникающий результат педагогического (глубоко эмоционального) видеовоздействия. А. С. Макаренко называл этот прием «методом взрыва». В исследовании Л. А. Григорьевой названные методики дополняют все вышеперечисленные варианты ее применения [18].

Девятый вариант представлен как инструментальное обеспечение мониторинга (ГБПОУ «Катав-Ивановский индустриальный техникум»), в котором используются методики для отбора содержания социализации и оценивания социализованности обучающихся в каждой академической группе не менее трех раз в течение учебного года. И это проходит в виде социализа-ционных занятий под названием «психологический час». Из этого следует, что данная методика может быть включена в перечень стандартных методик психолога учреждения СПО, обеспечивающий его рабочее место (инструментальную мастерскую психолога).

Десятый вариант описан в диссертационном исследовании А. А. Сухановой (ГБПОУ «Миасский машиностроительный колледж») как инструментарий для оценивания граждан-ско-патриотических компетенций в рамках вовлечения обучающихся в музейную деятельность [19].

Таким образом, процесс использования методик профессора С. Г. Молчанова [13] в образовательных организациях не только продолжается, но углубляется и расширяется в виде различных версий их применения, обеспечивая высокий уровень информативности при минимальных трудозатратах.

Библиографический список

1. Молчанов, С. Г. Мониторинг «внеучебных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 4 (12) — С. 91-96.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : фе-дер. закон : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 дек. 2012 г.] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации».— М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

3. Колганова, Н. А. Адекватность социальной и гендерной компетентности педагогического персонала и родителей [Текст] / Н. А. Колганова, А. А. Яшина, М. Д. Кузнецова, С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2017. — № 5. — С. 124-134.

12 Такие же исследования ранее были проведены в школах №№ 5, 11, 35, 63, 141, ДОУ № 65 г. Златоуста, всех ДОУ г. Копейска и пос. Первомайский.

4. Садыкова, Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности [Текст] / Т. Н. Садыкова, С. Г. Молчанов // Социум и власть. — 2018. — № 1 (69). — С. 113-126.

5. Мейдер, В. А. Личность педагога в образовательном пространстве [Текст] / В. А. Мейдер // Стратегия развития университетского образования в регионе : материалы науч.-практ. конф. — Волгоград : Волгогр. науч. изд-во, 2007. — С. 89-96.

6. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования [Текст] : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013. — 64 с.

7. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении [Текст] : учеб.-метод. пособие для кл. рук. / С. Г. Молчанов. — Челябинск, 2010. — 96 с.

8. Чернова, И. М. Содержание социализации в учреждении специального (коррекционного) образования [Текст] / И. М. Чернова, С. Г. Молчанов // Специальное образование. — 2012. — № 2. — С. 148-156.

9. Мавлонова, И. В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. Осад-чего [Текст] / И. В. Мавлонова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 87-91.

10. Молчанов, С. Г. Управление социальными, профессионально значимыми производственными компетенциями работников организации [Текст] / С. Г. Молчанов // Вестник факультета управления ЧелГУ. — 2017. —№ 2. — С. 139-145.

11. Молчанов, С. Г. Феномен «поступок» как объект мониторинга в дошкольном образовании [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2016. — № 6 (84). — С. 6-12.

12. Войниленко, Н. В. Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи [Текст] / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов // Специальное образование. —

2017. — № 4. — С. 55-71.

13. Аскарова, Т. И. Проведение родительского собрания по методике «^ео^е!НеасЬ> [Текст] / Т. И. Аскарова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 2 (14). — С. 72-81.

14. Ковязина, Е. П. Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. П. Ковязина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-87.

15. Подшивалова Е.Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивание социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-81.

16. Подшивалова, Е. Н. Методики проведения социализационных занятий [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. — № 3. — С.133-152.

17. Маркин, Е. Г. Опыт социализации и воспитания русских ценностей подрастающего поколения по методике профессора Молчанова [Текст] / Е. Г. Маркин // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2015. — № 4 (117). — С. 107-115.

18. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО [Текст] / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 61-65.

19. Суханова, А. А. Способы формирования гражданско-патриотической позиции студентов ПОО [Текст] / А. А. Суханова // Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Ч. II (30 марта 2018 г.). — Новосибирск : ЭНСКЕ,

2018. — С. 140-148.

For citation: Shteinikova, L. S. Vocational teachers' social competencies actualization [Text] / L. S. Shteinikova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 114-122.

VOCATIONAL TEACHERS' SOCIAL COMPETENCIES ACTUALIZATION

L. S. Shteinikova

The article discusses the usage of socialization formation and assessment methods for a) fixation of teachers' social competencies demanded by the students and b) purposeful interference into their

formation. In addition to it the authors analyse the usage possibilities of the comparative analysis results of the teachers and students' expertise for building their effective social and educational relations.

Key words: adequacy, socialization, socialization content, social competencies, referentiveness, experts, expert positions, education, social and psychological climate.

References

1. Molchanov S. G. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2016, No. 4 (12), pp. 91-96. (In Russian)

2. Novyi Zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii», Moscow: Eksmo, 2013, 208 p. (In Russian)

3. Kolganova N. A., Yashina A. A., Kuznetsova M. D., Molchanov S. G. Detskii sad ot A do Ya, 2017, No. 5, pp. 124-134. (In Russian)

4. Sadykova T. N., Molchanov S. G. Sotsium i vlast', 2018, No. 1 (69), pp. 113-126. (In Russian)

5. Meider V. A. Strategiya razvitiya universitetskogo obrazovaniya v regione. Proceedings of scientific conference, Volgograd: Volgogr. nauch. izd-vo, 2007, pp. 89-96. (In Russian)

6. Molchanov S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i otsenivaniya so-tsializovannosti yunoshei i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya, Chelyabinsk: Entsiklopediya, 2013, 64 p. (In Russian)

7. Molchanov S. G. Formirovanie i otsenivanie sotsial'nykh kompetentsii v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Chelyabinsk: Chelyabinskii gumanitarii, 2010, 96 p. (In Russian)

8. Chernova I. M., Molchanov S. G. Spetsial'noe obrazovanie, 2012, No. 2, pp. 148-156. (In Russian)

9. Mavlonova I. V. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 3 (15), pp. 87-91. (In Russian)

10. Molchanov S. G. Vestnik fakul'teta upravleniya ChelGU, 2017, No. 2, pp. 139-145. (In Russian)

11. Molchanov S. G. Detskii sad ot A do Ya, 2016, No. 6 (84), pp. 6-12. (In Russian)

12. Voinilenko N. V., Molchanov S. G. Spetsial'noe obrazovanie, 2017, No. 4, pp. 55-71. (In Russian)

13. Askarova T. I. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 2 (14), pp. 72-81. (In Russian)

14. Kovyazina E. P. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 3 (15), pp. 80-87. (In Russian)

15. Podshivalova E. N. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 72-81. (In Russian)

16. Podshivalova E. N. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2016, No. 3, pp. 133-152. (In Russian)

17. Markin E. G. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya, 2015, No. 4 (117), pp. 107-115. (In Russian)

18. Grigor'eva L. A. Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya, 2017, No. 1 (13), pp. 61-65. (In Russian)

19. Sukhanova A. A. Pedagogicheskaya nauka: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Proceedings of the scientific conference, Novosibirsk: ENSKE, 2018, pp. 140-148. (In Russian)

Штейникова Людмила Сергеевна, педагог-психолог ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов», Челябинская обл., Коркинский муниципальный округ, пос. Первомайский, e-mail: pervomaika_ [email protected]

Shteinikova L. S., pedagogue-psychologist, Pervomaiskiy technical school of building materials industry, Chelyabinsk region, e-mail: pervomaika_ [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.