личной: при ГБО - за счет напряжения регуляторных механизмов функций организма, при сочетании ГБО и ВИЭТ - за счет насыщения организма кислородом при снижении периферического сосудистого спазма и расширении дыхательных путей. Предложенный способ позволяет в 4 раза сократить длительность сеанса ГБО, увеличить пропускную способность барокамеры, в 4 раза уменьшает расход кислорода и приводит к значительному сокращению затрат на проведение сеанса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитрук, А.И. Физическая работоспособность : методы оценки и способы коррекции / А.И. Дмитрук, Д. С. Меньшиков. - СПб. : [б.и.], 2007. - 48 с.
2. Физическая работоспособность человека : оценка и коррекция, биоритмологические аспекты / В.Н. Ильин, Ю.А. Попадюха, Ю.А. Бородин, А.И. Дмитрук, Д.С. Меньшиков. - Киев : ООО «Полипром», 2008. - 132 с.
3. Каструбин, Э.М. Применение центральной электроаналгезии в спортивной медицине : методические рекомендации / Э.М. Каструбин, В.К. Величко, В.И. Шапошникова. - М. : Изд-во М-ва здравоохранения РСФСР, 1981. - 11 с.
4. Кулешов, В.И. Выбор метода баротерапии - периодической гипобарической или гипербарической оксигенации / В.И. Кулешов, И.В. Левшин. - СПб. : Ювента, 2001. - 208 с.
5. Правила водолазной службы ВМФ (ПВС ВМФ-2002). Ч. II. - М. : Воениздат, 2004. - 192 с.
6. Поликарпочкин, А.Н. Гипербарическая оксигенация как способ улучшения адаптации спортсменов к физическим нагрузкам / А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин // Гипербарическая физиология и медицина. -2009. - № 3. - С. 41-42.
7. Сапова, Н.И. Регуляция сердечного ритма человека в комфортных и экстре-мальнх условиях : дис. ... д-ра мед. наук / Сапова Н.И. - СПб., 1992. - 578 с.
8. Солодков, А.С. Функциональные состояния спортсменов и способы их восстановления / А.С. Солодков ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 33 с.
9. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М. : Советский спорт, 2008. - 620 с.
10. Сохранение работоспособности плавающего состава ВМФ : руководство. - М. : Воениздат, 1990. - 192 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.07; 796.034.2
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
Владимир Львович Веретенников, соискатель,
Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург),
Олег Евгеньевич Пискун, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбСПУ)
Аннотация
В статье обосновано применение мониторинга физического и психического состояния на основе современных информационных технологий. Мониторинг реализован на базе платформы тоо<Ие. Для анализа адаптации студентов к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности предложен интегральный показатель адаптации, представляющий собой совокупность показателя соматического здоровья по Апанасенко и личностного адаптационного потенциа-
ла Маклакова.
Ключевые слова: мониторинг, физическое и психическое состояние студента, информационные технологии, адаптация студента.
ORGANIZATION AND MONITORING OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF STUDENTS BY MEANS OF INTERNET TECHNOLOGIES Vladimir Lvovich Veretennikov, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Oleg Evgenevich Piskun, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The St.-Petersburg State Polytechnic University
Annotation
The article grounds the application of monitoring of physical and mental condition based on modem information technologies. Monitoring has been realized on the basis of the platform moodle. The integrated indicator of adaptation representing by itself a set of indicators of somatic health on Apanasenko and personal adaptable potential of Maklakov has been offered for the analysis of adaptation of students for education in higher school and further professional work.
Keywords: monitoring, physical and mental condition of student, information technologies, adaptation of student.
Провозглашение стратегической задачи - восстановление здоровья нации, вызвало к жизни, как соответствующие законотворческие инициативы, так и общественные движения. Так, например, был организована и успешно действует общественная организация «Лига здоровья нации», в составе которой ведущие ученые, политические деятели, спортсмены. В программном документе лиги провозглашается «Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту его прав и свобод - обязанностью государства. Одним из основных прав каждого гражданина является право на воспитание и образование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государство призвано обеспечить физическое и духовно-нравственное здоровье человека, его экологическое и санитарноэпидемиологическое благополучие, развивать физическую культуру и спорт, формировать достойный образ жизни.
Принятое Правительством Российской Федерации Постановление № 916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» подтверждает своевременность анализа состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности населения [2].
Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (далее — мониторинг) представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу.
В отличие от текущего педагогического контроля, система мониторинга имеет четко заданный для всех типов и видов образовательных учреждений набор тестовых упражнений, анкет и форм сдаваемой отчетной документации. При правильно организованной работе эти данные преподаватель может представить из системы текущего педагогического контроля, включив тесты системы мониторинга в план-график прохождения учебного материала. Использование в общероссийской системе мониторинга тестов, единых для ДОУ, школ, средних специальных учебных заведений (ссуз) и вузов и входящих практически во все программы педагогического контроля, позволяет избежать дублирования этих мероприятий.
Системное исследование мониторинга физического развития и физической подготовленности было проведено в докторской диссертации С.И Изаак [3], однако вопросы коррекции физической подготовленности населения остались за скобками исследования, хотя термин «коррекция» был использован в заглавии диссертации.
Следует отметить, что закон о мониторинге, принятый еще в 2001 г., в контексте сбора и обработки информации безнадежно устарел. Подготовка входной информации на бумажных носителях, передача протоколов в районные, а затем в региональные центры, требовали значительных финансовых затрат и людских ресурсов.
Лавинообразное развитие Интернет, успешное применение его при проведении ЕГЭ показало, что огромные объемы информации могут и должны собираться и обрабатываться с применением современных информационных технологий. Следовательно, назрела настоятельная необходимость разработки и внедрения Интернет сайта, осуществляющего мониторинг физического развития населения.
Различные обследования здоровья, физического развития и подготовленности школьников проводятся в ряде территорий страны уже довольно длительное время. Кроме того, во многих школах учителя физической культуры сами разрабатывают подобные тесты. Однако всюду работают по-разному. Всероссийский же мониторинг подразумевает проверку всех по одним и тем же показателям. На межведомственном совещании был оглашен «Временный перечень тестов и процедур по оценке физического развития и физической подготовленности дошкольников, учащихся, молодежи». Физическое развитие обследуемых предложено определять длиной и массой тела, окружностью грудной клетки, динамометрией левой и правой кисти, жизненной емкостью легких.
Концепция первичной профилактики заболеваний, основанная на количественной характеристике уровня соматического (физического) здоровья индивида, предложена Г.Л. Апанасенко [1]. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерва организма), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (когда исчерпаны резервные возможности) вначале действуют эндогенные факторы риска, а затем развиваются и хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.
Если с мониторингом физического развития и физической подготовленности, все более или менее ясно - измеряемые параметры закреплены законодательно, то мониторинг психического состояния требует дополнительного обсуждения.
Применение самооценочных тестов психического состояния нужно проводить достаточно осторожно, и критично относиться к получаемым на их основе результатам.
Основная цель любого мониторинга - сбор и анализ информации для проведения дальнейших исследований.
Мониторинг физического и психического состояния студентов мы проводим с целью разработки комплекса мер по адаптации студенческой молодежи к обучению в вузе и последующей профессиональной деятельности.
Наличие батареи тестов психического состояния, конечно, важная задача, но для решения задачи адаптации студента к обучению в вузе необходим некий интегральный показатель, характеризующий уровень его адаптированности.
«При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию. При этом психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации, прежде всего, имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме»» [А.Г. Маклаков, Общая психология. - 2001, С.453] и, далее, там же «Психолог должен различать сферу
своей компетенции и сферу компетенции психиатра».
В качестве такого интегрального показателя адаптированоости можно рассматривать личностный потенциал социально-психологической адаптации» (ЛАП). [5]. Достаточно подробный анализ этого понятия представлен в статье Т.О. Паршиной [6].
Таким образом, окончательно, для определения уровня психической адаптации к обучению мы будем использовать ЛАП.
В [5] разработан многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», который мы будем использовать в качестве интегральной характеристики психической адаптации.
Соматическое здоровье по Апанасенко является обобщенным показателем физического здоровья, а личностный адаптационный потенциал Маклакова может служить обобщенным показателем психологической адаптации к обучению. Это позволяет нам ввести интегральную характеристику психофизической адаптации к обучению и последующей профессиональной деятельности, представляющей собой совокупность показателя соматического (физического) здоровья и личностного адаптационного потенциала
А.Г. Маклакова. Эти характеристики обладают определенной общностью, а именно, по результатам тестирования студент относится к определенной группе, характеризующей его психофизическое состояние. Данный факт проиллюстрирован на рис.1.
Г. Л. Апанасено
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
А.Г. Маклаков Группа хороших адаптационных способностей
Группа удовлетворительной адаптации
Группа сниженной адаптации
Рис.1 Интегральный показатель психофизической адаптации (низкий, средний, высокий)
Стрелкой на рис.1 показано направление коррекции психофизического состояния студентов. Для решения поставленной задачи нами разработан сайт мониторинга психофизической адаптации студентов к обучению в вузе (рис.2), базирующийся на хорошо зарекомендовавшей себя платформе moodle [4]. «Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) (http://moodle.org/) Moodle - это среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных дистанционных курсов. Этот программный продукт используется более чем в 100 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями. По своим возможностям Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами управления учебным процессом, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытых исходных кодах - это дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта, дополнить новыми сервисами» [4]. Таким образом, предлагаемая нами система мониторинга позволяет вести единую базу данных в масштабах, как отдельного вуза, так и целых регионов, кроме того, обладая всеми возможностями платформы moodle, имеется возможность организации дистанционных образовательных курсов, например «Культура здоровья студентов».
1. Существующая в настоящее время система мониторинга физического здоровья населения, в контексте сбора и передачи информации на бумажных носителях устарела. Мониторинг необходимо осуществлять с применением современных информационных технологий - интернет.
2. Адаптация к обучению есть непрерывный процесс, реализуемый в системе высшего образования: на младших курсах - социально-психологическая адаптация, на
старших курсах - адаптация к будущей профессиональной деятельности
3. Решение задачи организационно-педагогического управления адаптацией студентов осуществляем путем изменения в желаемую сторону следующих интегральных показателей: физического состояния - на основе показателя соматического здоровья по Апанасенко; психологического состояния - на основе личностного адаптационного показателя Маклакова.
О Мониторинг психофизического состояния студента - Mozilla Firefox
Файл Правка Вид Журнал Закладки Инструменты Справка
1 Тя Мониторинг психофизического состояния... 1 + -
& \ Тг1 http:Mimop-pFs.ruy •Й- - с] [Щ/- Яндекс / *
Вы зашли псдимене !н Владимир Чистяков (Выход!
Jgj^nernv) МОНИТОРИНГ IrPie МГ «ГХТГТ 1 ,С ИХОФИ 1,|ЧЕСК01 ° СОСТОЯ н 11Я JXlMOil] СТУДЕНТОВ | Русский (ru)
пуск ■'> о Г: ■’> Мониторинг психоф... ^ Веретннннков дисс ,,, [”®| СтатьяБ.doe - Micros... RL 11:23
Рис.2 Скриншот первой страницы сайта
На рис.3 показан ввод информации для последующей оценки соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко.
Рис.3. Пример ввода информации, необходимой для расчета соматического здоровья по
Г.Л. Апанасенко
ЛИТЕРАТУРА
1. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л. Апанасенко. - СПб. : Петрополис, 1992 - 137 с.
2. Давыдов, В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин ; Волгоградский гос. ун-т. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2004. — 92 с.
3. Изаак, С. И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Изаак Светлана Ивановна. - СПб., 2006. -344 с.
4. Информационные технологии дистанционного обучения : учебное пособие /
В.А. Чистяков [и др.]. - Йошкар-Ола : Изд-во Марийского гос. ун-та, 2009. - 237 с.
5. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал : его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А.Г. Маклаков // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
6. Паршина, Т.О. Структурная модель социально-психологической адаптации человека / Т.О. Паршина // Социс. - 2008. - № 8. - С. 100-106.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796:338.28; 796.078
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Светлана Евгеньевна Гонсалес, старший преподаватель,
Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация
В статье представлены основные компоненты коррекции содержания занятий физической культурой в вузах. Предложен комплекс контрольных упражнений для оценки двигательных и психологических способностей российских и иностранных студентов из разных регионов мира.
Ключевые слова: образовательный процесс, иностранные студенты, двигательные способности, умственные способности, комплексная оценка, структура готовности.
DIFFERENTIATED CORRECTION OF THE PHYSICAL TRAINING CONTENT FOR THE STUDENTS STUDYING IN HIGHER SCHOOLS
Svetlana Evgenevna Gonsales, the senior teacher,
Peoples’ Friendship University of Russia Moscow
Annotation
The basic components of physical training lessons correction for the university students have been presented. The complex of the test exercises for the estimation of physical and psychophysical readiness of the Russian and foreign students has been offered.
Keywords: educational process, foreign students, motor abilities, mental abilities, complex estimation, structure of readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Авторы многих работ по изучению вопросов подготовки студентов на занятиях по физической культуре отмечают тенденцию снижения уровня физической, психологической или психофизиологической подготовленности в процессе обучения в вузе