Научная статья на тему 'Коррекция психофизического состояния студентов на основе интегрального показателя адаптированности к обучению в вузе'

Коррекция психофизического состояния студентов на основе интегрального показателя адаптированности к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / КОРРЕКЦИЯ / ADAPTATION OF FIRST YEAR STUDENTS / PSYCHOPHYSICAL CONDITION / COMMUNICATIVE TRAINING / CORRECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Веретенников Владимир Львович

Нами была разработана и апробирована программа коррекции психофизического состояния студентов вуза средствами физической культуры. Программа была апробирована в вариативной части курса и включала в себя групповой коммуникативный тренинг, который проводился в заключительной части первых 6 занятий. Контроль уровня адаптации проводился с применением интернет-технология на основе вычисления интегрального показателя адаптированности в течение учебного года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Веретенников Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction of psychophysical condition of students Based on the integrated indicator of adaptedness to training in higher school

We have developed and approved the program of correction of psychophysical condition of students of higher school by the physical training means. The program has been approved in variative parts of the course and included group communicative training, which was held in the final part of the first six lessons. Control of level of adaptation has been done with application of internet technology based on calculation of the integrated indicator of adaptedness within the academic year.

Текст научной работы на тему «Коррекция психофизического состояния студентов на основе интегрального показателя адаптированности к обучению в вузе»

Таблица 2

Показатели Контрольная группа Р0,05

Ноябрь 2009 (п=10) Апрель 2011 (п=10)

Показатель Балл Показатель Балл

Масса/рост (г/см) 486,54±0,04 -1 489,50±0,04 -1 -

ЖЕЛ (мл/кг) 40,68±4,50 0 41,34±4,51 0 -

Динамометрия кистевая(%) 49,56±1,60 1 52,96±1,80 2 +

ЧСС х АД сист(%) 99,40±3,44 0 96,80±3,57 0 +

Время восстановления после нагрузки (сек) 260,5±15,28 -2 240,4±10,0 -2 +

Общая сумма баллов -2 -1

Уровень здоровья низкий низкий

Примечание: + Р<0,05

Таким образом, организация оздоровительных занятий с использованием дополнительной аэробной нагрузки на занятиях с применением силовых тренажеров и кардиотренажеров способствует повышению уровня здоровья и положительно влияет на функциональное состояние сердечнососудистой системы. Экспериментальная тренировка с дополнительным использованием аэробной нагрузки на занятиях с применением силовых тренажеров и кардиотренажеров у ЭГ положительно повлияла на уровень здоровья занимающихся (р<0,05) улучшились показатели как ЖЕЛ, время восстановления после нагрузки и кистевая динамометрия по сравнению с КГ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология. -2002. - № 3. - С. 27-31.

2. Астранд, П.О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П.О. Аст-ранд, И.В. Муравов // Валеология. - 2004. - № 2. - С.64-70.

3. Виноградов, Г.П. Атлетизм : теория и методика тренировки : учебник / Г.П. Виноградов. - М. : Советский спорт, 2009. - 328 с.

4. Иващенко, Л.Я. Программирование занятий оздоровительным фитнесом / Л.Я. Иващенко, А. Д. Благий, Ю.А. Усачев. - Киев : Науковед, 2008. - 197 с.

5. Петров, В.К. Ваш помощник - тренажер / В.К. Петров. - М. : Советский спорт, 1991. - 46 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07; 796.034.2

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ АДАПТИРОВАННОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В

ВУЗЕ

Владимир Львович Веретенников, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Нами была разработана и апробирована программа коррекции психофизического состояния студентов вуза средствами физической культуры. Программа была апробирована в вариативной части курса и включала в себя групповой коммуникативный тренинг, который проводился в заключительной части первых 6 занятий. Контроль уровня адаптации проводился с применением интернет-технология на основе вычисления интегрального показателя адаптированности в течение учебного года.

Ключевые слова: адаптация студентов младших курсов, психофизическое состояние, ком-

муникативный тренинг, коррекция.

CORRECTION OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF STUDENTS BASED ON THE INTEGRATED INDICATOR OF ADAPTEDNESS TO TRAINING IN HIGHER

SCHOOL

Vladimir Lvovich Veretennikov, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

We have developed and approved the program of correction of psychophysical condition of students of higher school by the physical training means. The program has been approved in variative parts of the course and included group communicative training, which was held in the final part of the first six lessons. Control of level of adaptation has been done with application of internet technology based on calculation of the integrated indicator of adaptedness within the academic year.

Keywords: adaptation of first year students, psychophysical condition, communicative training, correction.

Адаптация к обучению есть непрерывный процесс, реализуемый в системе высшего образования: на младших курсах - социально-психологическая адаптация, на старших курсах - адаптация к будущей профессиональной деятельности.

Основным критерием успешности адаптационного периода на младших курсах мы будем считать успешность сдачи студентами сессии. В этой связи мы будем отслеживать динамику интегрального показателя адаптированности (уровня соматического здоровья по Апанасенко - физическая адаптация и личностного адаптационного потенциала по Маклакову - психологическая адаптация) [1,2].

Ранее было получено, что физические кондиции прямо не влияют на успешность сдачи сессии. Влияние физических кондиций на успешность адаптации происходит опосредованно - отсутствие заболеваний, меньшая утомляемость, работоспособность и т.п. [1,2]. В адаптации ведущую роль играют психологическое состояние обучаемого и, в первую очередь, стрессоустойчивость. Необходимость повышения стрессоустойчивости организма студентов определяется недостаточной идентификацией со студенческой средой на начальном этапе обучения.

Формирующий педагогический эксперимент проводился на базе кафедры биомеханики и валеологии Института международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета на занятиях со студентами по программе дисциплины «Физическая культура» с февраля по май 2011 года (2010-11 учебный год). Целью эксперимента было выявить влияние физкультурно-оздоровительных технологий, базирующихся на методиках оздоровительной гимнастики, спортивных игр, стретчинга и коммуникативного тренинга.

В педагогическом эксперименте принимали участие студенты 17-18 лет, обучающиеся на первом курсе. Были сформированы две группы: 32 человека - контрольная (КГ) и 30 человек - экспериментальная (ЭГ) по признаку принадлежности к академической группе.

Кроме того с ними проходила апробация и предлагаемого нами системного мониторинга: определение интегрального показателя адаптации к обучению (сумма показателя соматического здоровья по Апанасенко и интегрального показателя адаптированности по Маклакову) [2,3]. Измерения интегрального показателя проводилось в начале и конце 1-го и 2-го семестров обучения.

Занятия в контрольной и экспериментальной группе имели традиционную структуру и имели общие по содержанию, продолжительности и нагрузочной стоимости части. Разминка и заключительная часть занятий в группах по содержанию были одинаковые. В контрольной группе в основной части занятий использовался практический материал Программы «Физическая культура» по разделу «Спортивные игры: Волейбол».

В основной части занятий экспериментальной группы дополнительно к разделу «Спортивные игры: Волейбол» на первых 6-ти занятиях (последние 10 минут занятия) проводился групповой коммуникативный тренинг [5]. На занятиях по коммуникативному тренингу проводилось формирование команд, выборы лидера (капитана), совместные тренировки. В экспериментальной группе были проведены неформальные соревнования, что способствовало ускоренному развитию коммуникативных качеств и, как следствие, успешной адаптации. Необходимость формирования коммуникативных компетенций, как важной составляющей адаптации была выявлена в результате предварительного тестирования студентов по тесту «Адаптированность» по А.Г. Маклакову [3]. В основной части занятия после игры в волейбол предлагался к выполнению комплекс упражнений на растягивание по системе «Стретчинг» - антистрессовая гимнастика [4].

Результативностью деятельности студента вуза считается по успешности сдачи экзаменационной сессии. По данным зимней сессии результаты в группах практически одинаковые и средний балл составил 4,1±0,9: отлично 29,0±0,6%; хорошо - 53,2±0,1% и удовлетворительно - 17,6±1,0%. На фоне изменения психологического состояния в результате занятий по физическому воспитанию отмечено улучшение итоговых оценок весенней сессии (р < 0,05). Успешность наиболее значимая отмечена у студентов экспериментальной группы (таблица 1.).

Таблица 1

Успешность сдачи сессий студентами КГ и ЭГ 1-го курса________________

группа Оценки Контрольная группа (п=32) Экспериментальная группа (п=30)

зимняя весенняя зимняя весенняя

Отлично 9 10 9 13

Хорошо 17 18 16 15

Удовлетворительно 6 4 5 2

Результаты, представленные в таблице 1, подтверждают эффективность разработанной программы.

Системный мониторинг (Таблица 2), проводимый в течение учебного года показал, что статистически значимые отличия в экспериментальной группе обнаружены только в группе с низким уровнем соматического здоровья (снижение на 4 чел.) и средним уровнем соматического здоровья (возросла на 5 чел.).

Таблица 2

Динамика изменения соматическое здоровье по Апанасенко студентов КГ и ЭГ в

2010/2011 г. (кол-во студентов)

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

начало осеннего семестра

КГ/ЭГ 9/10 14/11 7/6 2/3 0/0

конец осеннего семестра

КГ/ЭГ 8/10 15/10 8/7 1/3 0/0

начало весеннего семестра

КГ/ЭГ 8/10 15/10 8/7 1/3 0/0

конец весеннего семестра

КГ/ЭГ 7/6 12/9 11/12 2/3 0/0

Ра<0.05 + - + - -

Таким образом, в результате включения в экспериментальную программу по коррекции физических кондиций и функционального состояния дыхательных гимнастик и методик стретчинга произошла коррекция соматического здоровья студентов с «низким» и «ниже среднего» в сторону «среднего» показателя. Улучшение соматического здоровья достигнуто в основном за счет показателя «время восстановления», т. е. включение в разминочную часть занятий оздоровительного бега оправдано. В то же время следует констатировать, что количество студентов со значением соматического здоровья «выше

среднего» и «высокий» не изменилось, так как ожидать резкого скачка в качественном улучшении соматического здоровья по результатам одного семестра не следует.

Таблица 3

Динамика изменения личностного адаптационного показателя по Маклакову сту-__________дентов КГ и ЭГ в весеннем семестре 2011 г. (кол-во студентов)___________

группа сниженной адаптации группа удовлетворительной адаптации группа хороших адаптационных способностей

начало осеннего семестра

КГ/ЭГ 9/9 21/18 2/3

конец осеннего семестра

КГ/ЭГ 7/8 23/19 2/3

начало весеннего семестра

КГ/ЭГ 6/6 20/17 6/6

конец весеннего семестра

КГ/ЭГ 4/1 21/19 7/10

Ра<0,05 + - -

Как следует из таблицы 3 сразу после зимней сессии в КГ и ЭГ произошло незначительное улучшение личностного адаптационного потенциала. Т.е. студенты, прошедшие сессию улучшили свои адаптационные характеристики, другими словами сессия является управляемым стрессом, способствующим ускоренной адаптации.

К концу семестра в результате применения антистрессовой гимнастики (стрет-чинг) и коммуникативного тренинга группа со сниженной адаптацией практически ликвидирована (остался один человек - возможный кандидат на отчисление). Можно констатировать, что к концу второго семестра в результате применения разработанной нами экспериментальной программы произошла практически полная адаптация студентов к учебной деятельности - статистически достоверное улучшение в группе со сниженной адаптацией. В КГ также отмечается положительная динамика, однако статистически значимых изменений нет, т. е. можно констатировать, что в контрольной группе происходит «естественная адаптация», за счет длительного - в течение года нахождения студента в вузе.

По данным таблиц 2 и 3 был вычислен интегральный показатель адаптированно-сти (табл. 4). Статистически значимые изменения в ЭГ произошли в группе сниженной адаптации и в группе хороших адаптационных способностей

Таблица 4

Динамика количества студентов КГ и ЭГ, имеющих различный уровень интеграль-

ной психофизической адаптированности

низкий | средний I высокий

начало осеннего семестра

КГ/ЭГ 24/22 1 6/6 1 2/2

конец осеннего семестра

КГ/ЭГ 23/21 1 8/7 1 1/2

начало весеннего семестра

КГ/ЭГ 23/20 1 8/7 | 1/3

конец весеннего семестра

КГ/ЭГ 19/15 | 11/12 | 2/3

Статистически значимые изменения в ЭГ на начало и конец семестра обнаружены в группах с низкой и средней адаптированностью. По сравнению с КГ в экспериментальной группе статистически значимо уменьшилось количество студентов в группе с низкой адаптированностью. Таким образом, разработанная нами экспериментальная программа коррекции психофизических качеств позволяет осуществлять коррекцию психофизического состояния студентов на начальном этапе обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веретенников, В. Л. Организация и проведение мониторинга психофизического состояния студентов средствами интернет-технологий / В. Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 35-40.

2. Веретенников, В.Л. Исследование процесса психологической адаптации студентов вуза средствами интернет-технологий / В.Л. Веретенников, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 19-23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маклаков, А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.

4. Освальд, К. Стретчинг для всех / К. Освальд, С. Баско. - М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001. - 192 с.

5. Рудесташ, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудесташ. - М. : Прогресс, 1990. - 220 с.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:338.28; 796.078

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Татьяна Николаевна Власова, кандидат педагогических наук, доцент,

Галина Михайловна Казантинова, доктор медицинских наук, профессор, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВГСХА)

Аннотация

В статье рассматривается проблема совершенствования преподавания физической культуры студентам специальной медицинской группы с учетом результатов комплексной оценки здоровья.

Ключевые слова: оценка здоровья, физическая подготовленность, методика преподавания.

INTEGRATED ASSESSMENT OF HEALTH STATUS OF FIRST-YEAR SPECIAL

DEPARTMENT STUDENTS

Tatyana Nikolaevna Vlasova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Galina Mikhailovna Kazantinova, the doctor of medical sciences, professor, Volgograd State Academy of Agriculture

Annotation

The article considers the problem of improving the physical education for the students of special medical group, taking into account the results of comprehensive health assessment.

Keywords: assessment of health, fitness, teaching methodology.

ВВЕДЕНИЕ

Условия современной жизни способствуют снижению двигательной активности у человека, особенно заметное и опасное у студенческой молодежи. Характер обучения в вузе, построенный на самоконтроле и сознательном отношении к процессу обучения, требуют от студента совершенствования структуры его личности [5]. Снижение двигательной активности у студента обусловлено увеличением затрат времени на учебную деятельность. Дефицит двигательной активности закономерно приводит к снижению физической работоспособности. Между тем, посильная, научно обоснованная двигательная активность является у них залогом здорового образа жизни и эффективной учебы. Это актуально, если учесть, что результаты исследований последних лет указывают на рост заболеваемости у студентов, в развитии которых нельзя исключить и роль особенностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.