педагогическая копилка
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
О. П. Иванчук, Г. В. Белозерцева, преподаватели ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»
При реализации требований ФГОС в профессиональном образовании применяются различные педагогические технологии, одной из которых является технология интегрированного обучения.
Интеграция — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках основной профессиональной образовательной программы с целью формирования общих и профессиональных компетенций.
Содержание интегрированного обучения требует слияния учебных дисциплин при сохранении самостоятельности выполнения каждой из них своих функций, в силу чего достигается возможность формирования у обучающихся целостной картины будущей профессиональной деятельности.
Понятие «интеграция» не ново. Педагоги разных эпох и стран — Я. А. Каменский, К. Д. Ушин-ский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными дисциплинами для создания правильного мировоззрения, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.
Одной из форм интегрированного обучения является организация и проведение бинарных занятий. На бинарных занятиях предполагается деятельность двух педагогов. Происходит обобщение теоретических знаний, применение этих знаний при решении практических задач — проблемных ситуаций, производственных задач и т. д.
Бинарные занятия требуют большой подготовки как педагога, так и студентов, поэтому их
О. П. Иванчук Г. В. Белозерцева
невозможно проводить часто. Но такое занятие, проведенное не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, является важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развитии его мышления. Противопоказаниями в применении бинарных занятий является несогласованность, несовместимость педагогов.
При подготовке бинарного занятия выполняется следующий алгоритм действий:
• анализ рабочих программ на наличие взаимосвязанных тем;
• поиск наиболее рациональной формы проведения занятия (урок-театр, урок - пресс-конференция, урок-исследование, урок - заседание редколлегии и т. д.). Бинарное занятие можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом по изученному материалу, лекцией преподавателей;
педагогическая копилка
• совместное тщательное планирование с учетом специфики дисциплин (занятие делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования).
Проведение бинарных занятий позволяет:
• оценивать роль и место дисциплины для будущей профессии;
• находить причинно-следственные связи;
• формировать целостные знания и умения их использовать в профессиональной деятельности;
• готовить студентов к участию в производственных процессах;
• формировать умение сравнивать, обобщать и делать выводы.
Проведение бинарных занятий способствует формированию адекватной оценки у обучающихся значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.
Студенты систематизируют знания по интегрированным дисциплинам, лучше усваивают содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Бинарные уроки повышают потенциал обучающихся, ведут к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В рамках реализации технологии интегрированного обучения в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме был проведен обучающий семинар. Преподаватели, использующие технологию интегрированного обучения в своей педагогической деятельности, делились опытом организации и проведения бинарных занятий.
Был представлен опыт интеграции дисциплин ОГСЭ «английский язык» и ОПД «метрология, стандартизация и сертификация».
Технологию интегрированного обучения можно применять не только при изучении теоретического материала. Так, проводилось бинарное практическое занятие на дисциплине ЕН «компьютерное
моделирование» с использованием материала междисциплинарного курса «Теоретические основы управления качеством технологических процессов, систем управления, продукции и услуг».
ПI ЛМ»Г П(м иртлпшг 1гч Л|ртин»
фррипрт. сии? ийШ1СТСМЦ|111
IV ОВИКП II С4И11Я 1М1> № ■||аг11|чикгь.^1К1Илли1*:11 профгс^ип. приявлмь
К »*С#1 у кТГСИЧКГ-ЬШ 11НТС|КС
МЮ Оргшш шилигь собстшснкп и лсапчьность
■ икнешь Iшынмь' Ы1,-|1К*ь1 II ■-«иЧ'Шдь! 1ЫП:< 1Ммп1 П]Кн|<ъЧ'ПС1Ь1.и11НХ ИДИ, йКНШгГЬ ЫХ »^|<кП11НКРЬ И НЧГГ11К*
ПК Нсщцысцать «1вяите и:тгл.и П[ИЯКН111 ичес поты
ПК! ’ ) (^1.ш!»11рми.1рь «I чсрнцпнтм
м«1\ш'Н11и»и1т11 пропиши лр^икгссн || слч к. ‘спгтсы ■' прар.тснн 1
Ь.щнио к ификтшчегклй |ипиир:
Постройте диаграмму 11арсго, нспо.чь^уя сшдсммя 1) 1К)СТ$й№ и количеств^ ,и:н|)ск I иы\ образцов, 1кнг;1С1шм\ и каждом ич Ш1 Исходные данные простаилсш.! В таблице I МУ к ИЗ № 32
Актуальность организации и проведения бинарных занятий обусловлена интеграцией теоретических основ и профессионального опыта.
Например, интеграция дисциплин естественно-научного и общеобразовательного циклов с междисциплинарными курсами профессиональных модулей позволяет способствовать формированию ОК 1 «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес».
Бинарные занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, формируют убеждение в связанности дисциплин, позволяют интегрировать знания из разных областей для решения профессиональных задач. Эти занятия дают возможность активизировать мышление обучающихся, применять полученные знания в ходе учебной, производственной практик и дальнейшей профессиональной деятельности.