тер модели. Студенты имеют право в обоих случаях инсталлировать в придуманное окружение подходящие детали, атрибуты времени и стиля, подчеркивающие историческую целостность придуманной для заданного образа композиции.
Мы избегаем большого количества задач, стараемся предостеречь студентов от иллюстративности и переизбытка смыслов. Задание на первых порах пугает студентов своей сложностью, но в процессе работы фантазия, приобретенные знания помогают преодолеть неуверенность, у многих получаются интересные композиции с античными, барочными или символистскими реминисценциями. Многообразие тематических и психологических трактовок поощряется, игра фантазии и артистизм художника должны обрести четкую смысловую определенность и приблизить создание обжитого Пространства, «где веши и человек связаны незримыми нитями привычек» [2, с. 38].
На экзаменационном просмотре наш эксперимент был одобрен коллегами, несмотря на скромные оценки обучающихся: оценку «отлично» получили единицы, были и слабые работы, авторы которых не справились с задачей, ограничились копированием натуры.
Опыт поступления наших выпускников в течение трех последних лет в столичные художественные учреждения высшего образования показал, что сильно изменились требования приемных комиссий: на вступительных испытаниях внимание уделяется именно композиции. Мы все больше убеждаемся, что для обучающихся 4-го курса специальности «живопись» такие задания необходимы, так как они, во-первых, позволяют осуществлять междисциплинарную связь (рисунок, живопись, композиция, история мировой культуры, живопись на природе — пленэр) в исполнении живописного портрета — картины; во-вторых, они дают установку на креативность, самостоятельную реализацию задуманного проекта, достижение результата в рамках профессиональной компетентности; в-третьих, помогают студенту психологически настроиться на работу над дипломным проектом — эскизом картины.
1. Гавриляченко С. А. Композиция в учебном рисунке : научно-методическое издание. — М.: Издательство СканРус, 2010. - 192 с.
2. Соколов М. Н. Интерьер в зеркале живописи. Заметки об образах и мотивах в русском и советском искусстве. — М.: Советский художник, 1986. — 231 с.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМБИНИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Г. В. Белозерцева, преподаватель ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»
В российской системе образования, в том числе и системе профессионального образования, происходит переориентация понятий. Понятия «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» уступают место таким понятиям, как «компетенция» и «компетентность» обучающихся.
Переход на систему компетентностного образования является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности специалиста, который мог бы бесконфликтно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Ее, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области.
С точки зрения компетентностного подхода цели образования заключаются в необходимости научить учиться, т. е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути решения профессиональных (ситуационных) задач, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
В рамках реализации компетентностного подхода в Томь-Усинском энерготранспортном техникуме созданы экспериментальные группы преподавателей. Целью работы экспериментальной
группы «Освоение и реализация технологии порт-фолио компетенций» является определение путей решения проблемы формирования и оценивания уровня компетенций у обучающихся. В техникуме разработаны и успешно используются программы мониторинга учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, оценочные листы, карты критериев оценки сформированности компетенций.
Программы мониторинга содержат показатели и индикаторы общих и профессиональных компетенций для каждой специальности. Показатели и индикаторы используются для разработки карты критериев оценки сформированности компетенций на комбинированных занятиях, при выполнении практических и лабораторных работ, на семинарских занятиях и т. д.
При планировании урока особое внимание преподаватель уделяет постановке целей занятия. Цель занятия включает предвидение возможных результатов учебно-воспитательного процесса, а также содержит программу действий преподавателя и обучающихся, направленных на достижение результата. Цель учебного занятия состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.
Приведем пример целей комбинированного занятия по теме «Общие правила маркировки товаров» МДК.02.01 «Участие в проведении работ по стандартизации, подтверждению соответствия продукции, процессов, услуг, систем управления и аккредитации»:
- образовательная — содействовать тому, чтобы обучающийся мог соблюдать техническое законодательство (компоненты компетенций ПК 2.2), выбирать методы решения производственных ситуаций и оценивать их эффективность (компоненты компетенций ОК 2);
- развивающая — способствовать формированию умений осуществлять анализ производства (компоненты компетенций ПК 2.3), поиска и качественного использования профессиональной информации, презентации информации (компоненты компетенций ОК 4);
- воспитательная — воспитывать устойчивый интерес к решению профессиональных задач и оценки их эффективности и качества (компоненты компетенций ОК 2); обеспечить развитие навыка принимать решения и нести за них ответственность (компоненты компетенции ОК 3); формировать навыки анализа и синтеза информации на соответствие возможностям решения поставленных задач (компоненты компетенций ОК 5).
Для реализации поставленных целей на занятии перед обучающимися ставится профессиональная задача: завод-изготовитель ООО «Учебная группа» выпускает продукцию (тип продукции и тип производства определить самостоятельно). Необходимо разработать требования к маркировке и носителям маркировки, вид маркировки продукции.
В ходе выполнения задания обучающиеся осваивают новые знания, у них формируются умения, определенные в цели занятия.
Для оценки сформированности компетенций на занятии применяются карты компетенций. В зависимости от типа занятия показатели деятельности обучающихся могут изменяться. Наличие (отсутствие) показателя деятельности обучающегося позволяет оценить уровень сформированности компетенции: высокий, средний, низкий. Отметка в журнал учебных занятий ставится либо на основании критериев оценки знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом, либо на основании использования шкалы перевода уровней освоения в оценки: 2,6-3 балла — «отлично»; 1,8-2,5 балла — «хорошо»; 1-1,8 балла — «удовлетворительно»; Например, для формирования компонентов компетенции ОК 2 «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» на комбинированном занятии применяются следующие показатели деятельности обучающихся, скомпонованные в карту критериев.
Наименование компетенции Показатели деятельности обучающихся Уровни усвоения
В С Н
ОК 2 • Понимать тему занятия + + +
• Участвовать в дискуссии + + -
• Формулировать вопросы на понимание + - -
производственной ситуации
• Выбрать и обосновать способы решения + - -
производственной ситуации
• Принять решение производственной ситуации + + +
Использование карты критериев имеет ряд преимуществ как для преподавателя, так и для обучающихся:
• прозрачная и объективная процедура оценивания обучающихся;
• самооценка уровня личностного и профессионального развития;
• определение путей самосовершенствования как личности и как специалиста.
Оценка уровня сформированности компетенций обучающихся позволяет определить разницу между реальным уровнем сформированности компетенции и установленным ФГОС по специальности. Это помогает определить поэтапный план развития каждого обучающегося, динамику этого развития, а также оценить, над какими компетенциями ему следует работать в дальнейшем.
О РОЛИ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИКУМЕ
т. А. Лесникова, преподаватель ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»
В соответствии с ФГОС в области иностранного языка основной задачей является развитие иностранной коммуникативной компетенции, а основной целью — формирование и развитие языковых навыков и умений: говорения, аудирования, чтения, письма.
Задача преподавателя — создать условия практического овладения иностранным языком, что мы и делаем на наших уроках.
Постоянно встает вопрос, как повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. На мой взгляд, решению этой задачи способствует внеклассная работа. Она позволяет обучающимся более глубоко овладеть языком, содействует их творческому развитию.
В практике преподавания иностранного языка все более ощущается необходимость обучать не только языковым структурам, но и тому, что и «лежит за языком», т. е. культуре страны изучаемого языка.
Современный уровень развития методики предлагает много различных форм внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка.
В данной статье описывается опыт успешной организации внеаудиторной работы среди студентов Междуреченского горностроительного техникума, изучающих английский язык. Зачастую нам приходится сталкиваться с нежеланием ребят уделять достаточное количество времени на подготовку классических домашних заданий, связанных с чтением, переводом, подбором правильных грамматических конструкций и т. п. Ссыла-
ясь на разные причины, студенты часто пропускают занятия, т. к. недостаточно осознают важность изучения иностранного языка. Обучающиеся, приходящие после школы с низким, а иногда почти нулевым уровнем владения языком (а таких с каждым годом все больше), часто не верят в возможность достичь больших результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации, обучаясь иностранному языку в техникуме только на занятиях. Поэтому они уделяют мало внимания изучению иностранного языка, перераспределяя свое время в пользу профильных предметов. Перед нами встает задача привлечь их осознанно уделять больше времени изучению английского языка, приучить их к систематическому выполнению поставленных задач курса и, конечно же, дисциплине.
Работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. В нашем образовательном учреждении преподаватели иностранного языка стараются проводить не менее двух-трех открытых внеклассных мероприятий по английскому языку в течение учебного года. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию создает положительную мотивацию у студентов. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке, формирует положительную самооценку, студент рас-