Научная статья на тему 'Формирование профессионально важных качеств на уроках охраны труда'

Формирование профессионально важных качеств на уроках охраны труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально важных качеств на уроках охраны труда»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ОХРАНЫ ТРУДА

В.ф. Лубенец, преподаватель ГБОУ СПО «Киселевский горный техникум»

Опрос обучающихся в Киселевском горном техникуме показал, что они практически не могут применить свои теоретические знания непосредственно на рабочих местах, затрудняются в решении практических вопросов, ситуаций, не обладают умением, навыками использовать теоретические знания в конкретной производственной деятельности. Современное информационное общество XXI века требует специалистов, которые могут оценить сложную ситуацию, моментально взвесить свои возможности и немедленно принять единственное правильное решение, чтобы не возникли аварийные ситуации с последующими случая-

ми производственного травматизма. Для этого и необходимы обширные теоретические знания и определенный опыт при ведении подземных горных работ.

Современный специалист горной промышленности обязан в совершенстве знать, применять на практике правила безопасности. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, ответственность, способность постоянно повышать свой уровень профессиональных знаний, учиться новому как в жизни, так и на производстве, применять нужную информацию в трудовой деятельности.

Для подготовки таких специалистов необходимо использовать законодательные основы охраны труда:

• Конституция РФ, принцип охраны труда определен в статье 37: «... Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ...»;

• «Кодекс законов о труде РФ» (глава X «Охрана труда»);

• Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности, государственное управление и координация деятельности, государственный надзор и контроль за соблюдением требований, установление единых нормативных требований, обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов, гарантирование компенсаций за вред, причиненный работникам);

• Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ»;

• Коллективный договор/контракт.

Охрана труда — обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой и вопросы защиты от негативных производственных факторов. Изучением дисциплины достигается формирование у выпускников представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями ее безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, обеспечивает рост производительности и эффективности труда.

Учебная дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой подготовки выпускников горных специальностей в области безопасности труда. Она базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин по следующим темам:

• анализ производственного травматизма и профзаболеваемости на угольных предприятиях;

• изучение паспортов выемочных участков проведения и крепления подземных горных выработок;

• проветривание горных выработок шахт, приборы контроля расхода воздуха и оценки качества шахтного воздуха;

• изучение мероприятий по безопасному ведению работ на рудничном транспорте;

• изучение практических мероприятий при работе с электрооборудованием;

• практическое применение аппарата искусственного дыхания (самоспасателя) и оказания первой помощи пострадавшему;

• изучение причин возникновения подземных пожаров и их тушение на практике;

• составление отдельных позиций плана ликвидации аварий по заданным ситуациям и принятие правильных решений при ликвидации аварий (на примере плана ликвидации аварий отдельной шахты).

Для формирования профессиональных компетенций у студентов по дисциплине «охрана труда» необходимо решать следующие задачи:

- формирование мотивов активной деятельности студента;

- расширение и закрепление теоретических знаний при прохождении практики;

- умение использовать полученные теоретические знания в практических ситуациях;

- умение анализировать полученные результаты.

В Киселевском горном техникуме отрабатываются и формируются новые формы производственной практики студентов. Это изучение новых современных средств механизации очистных и подготовительных работ, транспортных работ на примере учебных комплексов ОАО «СУЭК-Кузбасс» «Шахтоуправление «Талдин-ская-Западная», ООО «Шахтоуправление Кара-гайлинское» (проходческие комплексы «JOY», комплекс DBT, транспортные средства, системы вентиляции, дегазации и снижения уровня запыленности выработок и др.).

В кабинете «Охрана труда» для формирования практических навыков студентов имеются необходимые приборы контроля воздуха для замера его расхода и оценки качества, приборы контроля ядовитых газов, а также современные приборы контроля газов (метана, углекислого). На практических занятиях каждый студент учиться пользоваться этими приборами и практически применять их в действии, решать сложные ситуационные задачи, т. к. основная задача практических занятий — это преодоление противоречий между теоретическим обучением и практическим междисциплинарным характером реальной профессиональной деятельности.

Практическая подготовка студента по программе «Охрана труда» предлагает его готовность к выполнению всех основных профессиональных компетенций. Кабинет «Охрана труда» служит для демонстрации работы всех необходимых приборов отработки в нем приемов пользования приборами и получения практического опыта при проведении указанных работ.

Основная цель курса «Охрана труда» — вооружить будущих выпускников теоретическими и практическими знаниями, необходимыми:

• для идентификации негативных факторов производственной среды;

• защиты человека от вредных и опасных производственных факторов;

• создания комфортных условий для трудовой деятельности;

• обеспечения условий для безопасного труда;

• оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

Наиболее эффективными технологиями ком-петентностно-ориентированного обучения по преподаванию охраны труда стали методы деловой игры, решения производственных ситуаций (производственных задач), мозгового штурма.

Приобретение практических навыков вместе теоретической подготовкой позволяет подготовить высококлассных специалистов для горнодобывающих предприятий Кузбасса.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

О. П. Иванчук, Г. В. Белозерцева, преподаватели ГОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум»

При реализации требований ФГОС в профессиональном образовании применяются различные педагогические технологии, одной из которых является технология интегрированного обучения.

Интеграция — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках основной профессиональной образовательной программы с целью формирования общих и профессиональных компетенций.

Содержание интегрированного обучения требует слияния учебных дисциплин при сохранении самостоятельности выполнения каждой из них своих функций, в силу чего достигается возможность формирования у обучающихся целостной картины будущей профессиональной деятельности.

Понятие «интеграция» не ново. Педагоги разных эпох и стран — Я. А. Каменский, К. Д. Ушин-ский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский — подчеркивали необходимость взаимосвязи между учебными дисциплинами для создания правильного мировоззрения, а также необходимость обобщенного познания и целостности познавательного процесса.

Одной из форм интегрированного обучения является организация и проведение бинарных занятий. На бинарных занятиях предполагается деятельность двух педагогов. Происходит обобщение теоретических знаний, применение этих знаний при решении практических задач — проблемных ситуаций, производственных задач и т. д.

Бинарные занятия требуют большой подготовки как педагога, так и студентов, поэтому их

О. П. Иванчук

Г. В. Белозерцева

невозможно проводить часто. Но такое занятие, проведенное не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, является важным этапом в формировании мировоззрения студентов, развитии его мышления. Противопоказаниями в применении бинарных занятий является несогласованность, несовместимость педагогов.

При подготовке бинарного занятия выполняется следующий алгоритм действий:

• анализ рабочих программ на наличие взаимосвязанных тем;

• поиск наиболее рациональной формы проведения занятия (урок-театр, урок - пресс-конференция, урок-исследование, урок - заседание редколлегии и т. д.). Бинарное занятие можно провести и в традиционной форме, когда изучение нового материала предваряется постановкой проблемного вопроса, фронтальным опросом по изученному материалу, лекцией преподавателей;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.