Модель «Вуз - удаленный ресурсный центр» строится за счет объединения всех ресурсов окружающей образовательной среды, т.е. вокруг наиболее сильного, обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом учреждения объединяются несколько образовательных учреждений. Каждое образовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, остальную профильную подготовку может взять на себя, как базовая школа, так и учреждения, кооперированные с базовой школой. Кооперация позволяет открывать классы, укомплектованные школьниками из нескольких школ. Административный район, в котором реализуется данная модель, разрабатывает программу оптимизации сети образовательных учреждений района, в которой рассмотрены такие направления, как: введение нормативно-подушевого финансирования; демографические процессы; предъявление новых требований к качеству образования. Программой предусмотрено, что для организации профилизации старшеклассников создается профильный школа-ресурсный центр на базе старших классов крупной средней школы районного центра. Концентрация кадровых и материальных ресурсов в одном центре позволяет сэкономить финансовые затраты на профильное обучение. Помимо этого, в них сконцентрирован большой интеллектуальный потенциал, служащий основой для накопления наиболее ценного педагогического опыта.
Эффективность модели «Вуз - удаленный ресур-сный центр» обусловлена большой степенью ее устойчивости к внешним факторам, а также планомерной реализацией программ обмена педагогическим опытом, расширению и увеличению профессиональных контактов педагогов, достижению школой позиции открытой к инновациям.
Модель «Обеспечение внутришкольной дифференциации», сущность которой заключается в консультационно-методическом сотрудничестве вуза и школы по основным вопросам обеспечения учебного процесса. С целью углубленной подготовки абитуриентов к ЕГЭ, организации профориентации и в соответствии с ежегодно утверждаемым графиком, преподаватели академии проводят занятия с учащимися лицейских классов.
В целом, основное преимущество данной модели обусловлено низкой ресурсной затратностью по ее обеспечению для вуза. Ее востребованность и эффективность возможны в условиях значительной географической удаленности школы и вуза, наличия в школе высокопрофессионального кадрового состава, значительной материально-технической базы как основы обеспечения учебного и воспитательного процессов.
Таким образом, каждая из описанных выше моделей является практически действенной и эффективной в приложении к специфичным для отдельного сельского муниципального образования условиям. Одновременно ни одна из моделей не является универсальным средством развития системы профориентационной работы как средства обеспечения очередной приемной кампании в вуз. Комплексное и вариативное рассмотрение вузом предложенных моделей как инструментов оптимального приложения имеющихся и привлекаемых ресурсов позволяет рассчитывать на достижение им высоких показателей эффективности деятельности и развития, выходящих за пределы собственно системы довузовского образования и охватывающего социокультурную среду сельских районов региона.
Раздел 7.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ТЕНДЕНЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ СТРАТЕГИИ И РИСКИ
7.1. Республика Беларусь
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ А.С. Сайганов, д.э.н., проф., зам. дир. Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
Прежде всего необходимо отметить, что развитие агропромышленного комплекса Республики Беларусь в настоящее время происходит в рамках проведения последовательной аграрной политики. При этом целесообразно выделить несколько эта -пов её претворения в жизнь. Так, первым этапом явилось создание в 1995 г. республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей, продовольствия и аграрной науки. Именно эта мера стала тем первым шагом, который сделало отечественной сельское хозяйство на пути повышения эффективности его функционирования.
Вторым этапом выступает реализация Программы совершенствования агропромышленного комплекса на 2001-2005 гг., в которой были определены основные направления интенсификации производственной сферы и пути решения таких насущных проблем, как кадровые и жилищные. По мере
повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, стали увеличиваться инвестиции в АПК, в том числе за счет лизинговых отношений при поставке селу наиболее сложной техники с привлечением не только собственных и бюджетных средств, но и льготированных за счет фонда поддержки кредитов банков. Это позволило добиться положительных результатов практически по всем направлениям развития аграрного комплекса страны. Например, урожайность достигла в среднем по республике 30 ц/га, а валовой сбор 7 млн т, надой на корову 3700 кг, более эффективно стали работать комплексы по производству говядины и свиней. За период реализации этой программы валовая продукция во всех категориях хозяйств возросла на 25,1%. В сельскохозяйственных организациях прирост составил 35,6%. Сократилось количество убыточных сельхозорганизаций с 1200 до 150. Однако,
по-прежнему, нерешенными оставались социально-бытовые проблемы сельского населения.
Поэтому, закономерным третьим этапом аграрной политики стала реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. [1], которая впитала наряду с новыми и многие принятые ранее решения по строительству жилья на селе (техническому переоснащению АПК, развитию материально-технической базы животноводства, восстановлению мелиоративной сети и т.д.), а также были скорректированы целевые установки дальнейшего развития агропромышленного производства, направленные на повышение экономической отдачи ресурсов, используемых в сельском хозяйстве.
Заметим, что программа стала принципиально новым документом, не только предусматривающим концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях развития села, но и связывающим значительную часть средств территориально в рамках новых типов сельских поселений, так называемых, агрогородков.
Агрогородок это, прежде всего, качественно новый тип сельского поселения, то есть благоустроенный населенный пункт, в котором созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий, а именно:
- центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;
- центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);
- улицы с твердым дорожным покрытием;
- сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания;
- пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;
- объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи;
- торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;
- филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания;
- структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;
- дошкольные учреждения и школы;
- спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;
- амбулатории врача общей практики;
- пожарные аварийно-спасательные депо и
посты ;
- объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);
- учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т.д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;
- юридические услуги населению, включая нотариальные.
Следует подчеркнуть, что Государственной программой возрождения и развития села на 20052010 гг. предусматривалось выполнение системы мероприятий, которые представляли собой комплекс взаимоувязанных мер и механизмов, направленных на улучшение социально-экономической ситуации на селе и повышение жизненного уровня сельского населения. При этом работа велась в
двух направлениях как по развитию социальной, так и производственной сфер.
Главным достижением в социальной сфере является преобразование 1481 сельского населенного пункта в агрогородки, что обеспечило переход к качественно новому уровню в развитии социальной инфраструктуры в сельской местности. Равномерное распределение агрогородков по регионам страны позволило существенно улучшить положение сельских тружеников, обеспечить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но в определенной мере и жителям прилегающих территорий. При этом подчеркнем, что условия труда и уровень социального обеспечения в агрогород-ках приближены к городским.
Необходимо отметить, что имеющийся в настоящее время социально-экономический потенциал сельских территорий республики позволил значительно повысить эффективность функционирования производственной сферы АПК [2]. Так, в 2010 г. производство валовой продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях (в текущих ценах) на одного работающего составило 56 млн руб., при задании Программы - 30-35 млн руб. Несмотря на сложные погодно-климатические условия в 2010 г. было собрано около 7 млн т зерна, произведено 6,6 млн т молока и почти 1,4 млн т мяса скота и птицы в живом весе.
Вместе с тем в социально-экономическом развитии сельских территорий Беларуси имеется и ряд нерешенных проблем, связанных в первую очередь с улучшением демографической ситуации в стране, поскольку за период с 2005 по 2010 гг. сельское население сократилось на 322,1 тыс. человек или 11,8% (с 2744,2 до 2422,1 тыс. чел.). Поэтому наряду с мероприятиями, направленными на развитие производственной и социальной сферы сельских территорий, планируется реализовать меры, обеспечивающие стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья сельского населения, а также создание условий для закрепления населения в сельской местности.
В условиях инновационного развития сельского хозяйства остро встает также вопрос обеспечения аграрного производства квалифицированными компетентными кадрами, повышения уровня занятости населения, сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия по дальнейшему развитию социальной сферы сельских территорий будут направлены на развитие уже созданных агрогородков, также зон их влияния (близлежащие села - в части инженерно-транспортных коммуникаций и других социально значимых объектов). Реализация данных мероприятий будет осуществляться в рамках разработанной новой Государственной программы развития сельских территорий на 2011-2015 гг.
В соответствии с данной Программой ставятся задачи произвести к 2015 г. 12 млн т зерна, сахарной свеклы, молока, скота и птицы в живом весе соответственно - 5,5, 10,7 и 2,0 млн т. Увеличить экспортные поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия до 7,2 млн долл. США с выходом на положительное сальдо в 4 млрд долл. США. Создать условия для достижения уровня среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в эквиваленте до 750 долл .США.
Как видно, поставленные задачи во многом имеют амбициозный характер, но являются вполне реальными. Достижение намеченных параметров позволит обеспечить среднеевропейский уровень интенсивности производства сельскохозяйственной продукции, а по некоторым показателям превзойти.
Необходимо отметить, что в новой Программе впервые ставится вопрос о развитии сельских территорий, что соответствует принятым в мире концепциям устойчивого развития. Предусмотрены специальные разделы по улучшению экологии, безопасности жизнедеятельности. В частности, намечается разработка (по образцу ЕС) регламентов использования сельскохозяйственных земель, обеспечивающих сохранение почвенного плодородия, предотвращение водной и
ветровой эрозии, смыва минеральных удобрений в водоемы и грунтовые воды, осуществление локального внесения удобрений.
Таким образом, реализация Государственной программы развития сельских территорий на 20112015 гг. позволит сделать сельское хозяйство Беларуси в основном экспортноориентированным, то есть непосредственно объектом агробизнеса.
Источники
1. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
2. Возрождение и развитие села. Мониторинг - 2008 / Гусаков В.Г. [и др.]. - Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2009. - 172 с.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
П.В. Расторгуев, к.э.н., доц., зав. сектором Института системных исследований в АПК НАН Беларуси
В настоящее время обеспечение производства качественного и безопасного продовольствия является приоритетным направлением государственной аграрной политики и стратегической задачей социально-экономического развития Республики Беларусь. Система обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции выступает важнейшим элементом, гарантирующим производство конкурентоспособных продуктов питания, направленным на обеспечение продовольственной безопасности Беларуси, а также способствующим равноправной интеграции республики в международные торговые отношения, которые во многом обусловливают формирование национальной политики регулирования качества и безопасности продукции. Как показали исследования, основными направлениями совершенствования аграрной политики Беларуси в области обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции являются следующие.
Формирование комплексной национальной системы правового регулирования качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. К одной из первоочередных задач по совершенствованию правового обеспечения качества следует отнести пересмотр и уточнение действующих в данной области законов с целью устранения несоответствий и дополнения ряда положений. В частности, необходимо на законодательном уровне уточнить статус санитарных правил и норм. В настоящее время ветеринарно-санитарные требования и правила производства продукции АПК регламентируются подзаконными актами - Постановлениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Учитывая важную роль данных требований для обеспечения качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, возникает необходимость принять их в качестве отдельного закона, который будет регулировать общие вопросы обеспечения санитарно-гигиенических условий производства на протяжении всей пищевой цепи. Это будет отвечать международной практике решения данного вопроса: в ЕС аналогичные требования содержатся в регламентах 852/2004/ЕС, 853/2004/ЕС.
Требует уточнения перечень органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации. Так, на законодательном уровне не отражены требования к метрологическому обеспе-
чению качества и безопасности продукции, к лабораторному контролю, как это принято в Европейском союзе (882/2004/ЕС).
Совершенствование системы нормативного регулирования качества и безопасности продукции. В соответствии с международной практикой, в отечественной системе технического нормирования безопасности сырья и продукции также предусмотрено разделение функций оценки риска (Минздрав) и управления риском (Минсельхозпрод, Госстандарт). В то же время Минздрав, кроме установления нормативов содержания вредных веществ в продукции, проводит контроль их содержания, а также санитарных условий производства. Это противоречит мировой практике, в соответствии с которой функциями оценки риска занята специальная служба, которая, как правило, контролирующих функций не выполняет.
Для обеспечения доступа отечественной продукции АПК на внешний рынок необходима гармонизация документов, определяющих требования к безопасности сельскохозяйственного сырья и продукции с современными международными требованиями. Как показал анализ, отдельные критерии оценки безопасности продукции, установленные в Беларуси, являются более жесткими по сравнению с европейскими требованиями. При этом номенклатура контролируемых показателей безопасности продукции, как правило, значительно меньше.
В свою очередь эффективная реализация технических регламентов предусматривает создание соответствующей правовой и организационно-методической базы, включающей: определение органов государственного управления, ответственных за разработку, внедрение и контроль соблюдения требований технических регламентов; формирование базы нормативных документов, обеспечивающей соблюдение требований технических регламентов; разработка методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований технических регламентов в организациях, метрологическому обеспечению и др.
Формирование эффективной системы контроля качества и безопасности продукции и процессов ее производства. С целью обеспечения эффективного функционирования системы контроля продуктов питания одной из важнейших задач является организация скоординированной работы всех государственных учреждений. Одним из существенных недостатков отечественной системы контроля