Научная статья на тему 'Организация досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха'

Организация досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4069
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SUMMER HEALTH REST FOR CHILDREN AND TEENAGERS / THE EXPERIENCE OF ORGANIZATION / THE PEDAGOGICAL ESSENCE / THE SPECIFY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / THE PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Д. В.

Летний оздоровительный отдых детей и подростков это особая педагогическая система, которая характеризуется особенностями организации и самореализации личности. В РТ особое внимание уделяется организации этого вида деятельности. Теоретико-методологическая разработка содержания социально-культурной деятельности детей и подростков будет способствовать реализации гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества саморазвития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of children`s and teenager`s leisure under summer health rest

Summer health rest for children and teenagers is special pedagogical system, which is marked by the features of leisure organization and self-realization. In Tatarstan specially is paid attention to this kind of activity. Theoretic and methodological development of children's and teenager's social and cultural activity will promote realization of human, personally oriented communication, self-development.

Текст научной работы на тему «Организация досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха»

Д.В.Шамсутдинова

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕТНЕГО

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА.

Летний оздоровительный отдых детей и подростков - это особая педагогическая система, которая характеризуется особенностями организации и самореализации личности. В РТ особое внимание уделяется организации этого вида деятельности. Теоретико-методологическая разработка содержания социальнокультурной деятельности детей и подростков будет способствовать реализации гуманного, личностно ориентированного общения, сотрудничества саморазвития личности.

Ключевые слова: летний оздоровительный отдых детей и подростков, опыт организации, педагогическая сущность, специфика социально-культурной деятельности, педагогические условия.

D. V.Shamsutdinova The organization of children's and teenager's leisure under summer health rest.

Summer health rest for children and teenagers is special pedagogical system, which is marked by the features of leisure organization and self-realization. In Tatarstan specially is paid attention to this kind of activity. Theoretic and methodological development of children’s and teenager’s social and cultural activity will promote realization of human, personally oriented communication, self-development.

Key words Summer health rest for children and teenagers, the experience of organization, the pedagogical essence, the specify of social and cultural activity, the pedagogical conditions.

Работа по сохранению, развитию системы отдыха, оздоровления детей и молодежи ведется в Казани в течение многих лет и является одним из приоритетных направлений социальной политики города.

В этом году организация летнего отдыха претерпела значительные изменения. Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» с 2010 года был введен в действие новый механизм организации и финансирования оздоровительной кампании. С Фонда социального страхования сняты функции по обеспечению организации детского отдыха, эти полномочия возложены на субъекты Российской Федерации, которые в Казани выполняет Муниципальное учреждение «Городской центр “Ял”» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани.

Данные функции включают: 1)

организацию и проведение открытого конкурса среди предприятий, имеющих детские оздоровительных учреждения, на право проведения оздоровительных смен в стационарных лагерях и заключение муниципальных контрактов; 2) обработка заявок, поступающих от предприятий и учреждений, с их последующей корректировкой и повторной обработкой; 3) распределение детей в оздоровительные учреждения по муниципальному заданию и

муниципальному заказу, согласно

представленным заявкам и графикам открытия лагерей; 4) ежемесячный сбор и формирование оперативной и итоговой информации об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, об использовании средств бюджета Республики Татарстан.

В 2010 году из бюджета Республики Татарстан на летнюю оздоровительную кампанию по городской программе было выделено более 110 млн. рублей.

Помимо республиканских средств были также привлечены средства предприятий в размере более чем 16 млн.руб. и средства родительских взносов - порядка 29 млн.руб.

Таким образом, общая сумма финансирования оздоровительной кампании за летний период 2010 года составила 156 млн. руб.

Всего летом 2010 года функционировали в Казани 157 лагерей с дневным пребыванием (пришкольных) и 31 загородный оздоровительный лагерь, в которых в общей сложности прошло около 80 смен.

Из них: 14 муниципальных загородных оздоровительных лагеря (ДОЛ «Заречье», ДОЛ «Молодежный» - Комитет по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани; СОЛ «Экран», СОЛ «Молодая гвардия» - Комитет

физической культуры и спорта ИКМО г.Казани; ДОЛ «Пионерия Татарстана», ДОЛ «Ново-Юдино», ДОЛ «Огонек», ДОЛ «Березка», ДОЛ «Бригантина», ТКЛ

«Юнитур», ДООЛ им.Ю.Гагарина, ДОЦ «Спутник», ДОЛ «Восток», ДОЛ «Нармонка» - Управление образования ИКМО г.Казани); 11 лагерей предприятий (ДСОЛ «Васильевский», СОЛ «Вита», ДОЛ «Дзержинец», ДОЛ «Меша», ДОЛ им.О.Кошевого, ДСОЛ «Ливадия», ДОЛ «Полет», ЦКО «Родничок», ДОЛ

«Солнечный», СОЛ «Сосновый бор», ДОЛ «Яльчик»); 6 палаточных лагерей («Природа и мы», «Софит», «Юный турист», «ТРАМПлиновое лето», «Ирбис» -

Управление образования ИКМО г.Казани; «Возрождение» - Комитет по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани).

В Казани много творчески одаренных и социально активных детей, в том числе

занимающихся в учреждениях

дополнительного образования, в спортивных школах и секциях. Специально для таких ребят разрабатываются уникальные по своей сути профильные смены со специальными тематическими программами, которые помогают реализовывать творческий и

интеллектуальный потенциал, развивать способности детей и подростков -участников и победителей различных конкурсов, олимпиад, спортивных

соревнований, активистов детских общественных организаций.

В муниципальных загородных лагерях успешно прошли 45 профильных смен различной направленности1.

Среди военно-патриотических смен можно особо отметить профильные смены, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне («Наследники Великой победы», «Россия - родина моя», «Мы -патриоты России», «Растим патриотов России», «Свеча памяти»)

Символом Казани сегодня является Универсиада 2013 года, которая не осталась без внимания и в период летнего отдыха. В целях развития волонтерского движения

1(из них по линии Управления образования ИКМО г.Казани - 29, Комитета по делам детей и молодежи ИКМО г.Казани - 11, Комитета физической культуры и спорта ИКМО г.Казани - 5)

были организованы специальные спортивно-оздоро-вительные смены «Навстречу Универсиаде» («На старт», «Спорт против наркотиков», «В олонтеры-2013», «Новая цивилизация», «Выбор»).

Также было организовано несколько смен на развитие познавательных интересов детей и изучение родного края («Планета здоровья», «Экология и мы», «Бэхетле балачак» и «Юный турист-краевед»).

Значимое место в ряду муниципальных профильных смен занимают смены для творческих и интеллектуально-одаренных детей («Одаренные дети», «Город мастеров», «Ини-циатива», «Лига.ру», «Спектр-1» и «Спектр-2», «Лето в стиле КВН», «Школа одаренного ребенка», «Танцевальный

марафон», «Овация»).

Заложена хорошая традиция проведения смены для одаренных детей «Интеллект», где помимо обычного отдыха в оздоровительном лагере «Заречье» дети могли обучаться в секциях на выбор: астрономия, информатика, математика, физика.

В период летних каникул 2010 года было разработано и успешно реализовано

несколько интересных новых программных мероприятий.

С целью повышения качества предоставляемых лагерями услуг, стимулирования педагогического мастерства коллективов и поиска новых подходов и форм организации летнего отдыха впервые проводился городской смотр-конкурс

загородных оздоровительных лагерей «Мой лагерь-2010».

В мае прошла акция «Ура! У нас каникулы!». В рамках данной акции в оздоровительных лагерях города смогли отдохнуть более 200 детей, состоящих на учете в КДН.

Большим воспитательным потенциалом обладает программа палаточного лагеря «ТРАМПлиновое лето» со сплавом по рекам Татарстана и Марий Эл. Она ориентирована на подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершивших различные правонарушения и состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних города и республики.

Социальная работа с детьми и подростками, оказавшимися в трудной

жизненной ситуации, проводилась и по линии Управления социальной защиты населения города 574 детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, из многодетных, малообеспеченных и неполных семей отдохнули в лагерях «Регина», «Свияга» и «Ливадия».

Также за счет финансовых средств Попечительских Советов школ,

благотворительных фондов и спонсорской помощи в пришкольных и загородных оздоровительных лагерях отдохнули более 1000 детей и подростков, состоящих на учете в Комиссиях по делам несовершеннолетних и на внутришкольном учете в школах и гимназиях.

Помимо летнего отдыха одной из задач в летний период являлась организация полезной трудовой занятости

несовершеннолетних. Центром занятости населения города на 1 сентября 2010 года трудоустроены на временные и постоянные рабочие места более 15 тыс. человек из числа детей и молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, из них боле 8500 человек это подростки.1

Таким образом, обобщение

статистического материала и методического опыта организации летнего оздоровительного отдыха детей и молодежи подвели нас к выводу о том что в РТ, в частности г.Казани создана стройная система новых форм и моделей летнего оздоровительного отдыха. Проведенный анализ опыта организации социально-куль-турной деятельности в процессе летнего оздоровительного отдыха детей и подростков выявили ряд противоречий между развивающимися структурами, видами отдыха детей и недостаточной разработанностью

содержания педагогической деятельности, направляемый на обеспечение растущих потребностей, интересов и запросов, как детей, так и самих родителей в дополнительных образовательных

программах. Разработка, осмысления инновационных решений и путей совершенствования СКД в условиях летнего оздоровительного отдыха детей и подростков является приоритетной задачей для

1 (ООО «УК «Новое Заречье» (257), МУ «УОИКМО г.Казани (230), ООО «Посад» (67), ООО «Семь хлебов» (60), ООО «КПД-3» (60))

организаторов и педагогов разных уровней.

Педагогическая сущность досуга детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха определяется тем, что в особых условиях временного детского коллектива досуг становится сферой активной самоактуализации личности ребенка (реализации потребностей в свободе и независимости; самосовер-шенствовании; преодолении социально-пси-хологических и индивидуально-личностных, возрастных

проблем, творческого самоутверж-дения и т.д.); актуализации целенаправленного

воспитательного воздействия педагогов-ор-ганизаторов социально-культурной

деятельности; творческого взаимодействия участников временного детского коллектива.

Специфика социально-культурной

деятельности детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха определяется принципами организации и самоорганизации детского досуга, которые находят отражение в содержании и технологиях социально-ку-льтурной

деятельности; в различных формах реализации социально-культурной

активности, обеспечивающих социально-адап-тив-ную, рекреативно-оздоровительную, культуротворческую, образовательно-

воспитатель-ную и коммуникативную

функции.

Условиями организации социальнокультурной деятельности детей и подростков в процессе летнего оздоровительного отдыха являются:

а) общие педагогические условия, которые определяются особенностями субъектов социально-культурной

деятельности:

■ ребенка как главного субъекта

педагогического процесса, с его

индивидуально-лично-стными характеристиками;

■ временного детского коллектива с

точки зрения характеристики

количественных процессов (количественный состав, уровень /стадия/ развития коллектива) и качественной характеристики социально-психологического взаимодействия (характер взаимодействий; психологический климат - атмосфера доверия, товарищества);

■ педагога-организатора детского досуга,

как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих эффективность взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;

б) частные педагогические условия определяются содержанием социально-культурной деятельности и особенностями ее организации в процессе летнего

оздоровительного отдыха:

■ наличие педагогической программы социально-культурной деятельности в условиях летнего оздоровительного отдыха, основанной на сочетании принципов организации и самоорганизации детского досуга и ее направленность на развитие творческих способностей детей и подростков, а также партнерство педагога, ребенка и временного детского коллектива;

■ интеграция деятельности

администрации, вожатых, воспитателей-педагогов, психологов, обслуживающего персонала к осуществлению педагогической программы социально-культурной

деятельности в условиях летнего

оздоровительного отдыха;

■ педагогически организованная система жизнедеятельности детей и подростков с учетом особенностей их физического, когнитивного, эмоционально-личностного развития, уровня социально-культурной активности;

■ эффективность анализа, контроля и оценки реализуемой программы социальнокультурной деятельности в условиях летнего оздоровительного отдыха.

Педагогическая эффективность

программы летнего оздоровительного отдыха может быть обеспечена при реализации общих и частных педагогических условий социально-культурной деятельности детей и подростков как многоуровневой,

полифункциональной, динамической

системы, которая обеспечивает интеграцию культурных ценностей, различных видов творческой деятельности детей и подростков в условиях временного детского коллектива. Программа летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, построенная на возрождении духовного наследия русского народа, создает оптимальные условия для социализации личности ребенка; реализации потребностей в самосовершенствовании,

самоактуализации и творческого взаимодействия временного детского коллектива.

Литература

1. Просолупова, О.П. Преобразуя открытую социальную среду в воспитательное пространство / О.П. Просолупова // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области - 2006. - № 2. - С. 37-40

2. Фришман, И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции / И. Фришман // Народное образование - 2003. - № 3. - С. 33-42

3. Фришман, И. Программа подготовки педагогов-организаторов летнего отдыха детей и подростков / И. Фришман, С. Кузьмин // Народное образование - 2005. - № 3. - С. 97-104

4. Шмаков, С.А. Идеология каникул: смысл и значение / С.А. Шмаков // Дополнительное образование - 2008. - № 4. - С. 12-17

5. Юриков, А. Воспитательный потенциал общения в летнем лагере / А. Юриков // Народное образование - 2007. - № 3. - С. 71-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.