УДК 1174
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ
ORGANIZATION OF PRE-SCHOOL EDUCATION IN FRANCE: FROM HISTORY TO NOWADAYS
© М.Ю. Основина Ясли «Les Diablotins» (Франция, Лион)
© M.Y. Osnovina Childem's Care Centre «Les Diablotins» (France, Lyon)
В статье анализируется опыт дошкольного образования Франции с XVIII в. и по настоящее время. Приводятся примеры дошкольных заведений и особенности их работы. Автор делится опытом работы воспитателя в ясельных группах, уделяя внимание режиму дня и организации работы.
The author analyses the French system of pre-school education, from the 18th century till nowadays. Various examples of pre-school institutions are given and their special features are described. The author shares her experience of working in a pre-primary school paying special attention to the organization of the work with young children and the day schedule.
Ключевые слова: французская система дошкольного образования; типы дошкольных заведений; профессиональная подготовка воспитателя; режим и организация работы.
Keywords: French system of pre-school education; types of pre-school institutions; professional background of kindergarten teachers; day schedule and work organization.
«Сто стран, сто обычаев», - учит бретонская пословица. К этому можно было бы добавить: «Сто культур, сто методов воспитания», так как, без сомнения, каждая культура и каждое общество по-своему видит воспитание будущих поколений. История образования и воспитания связана с историей страны и с педагогами, оказавшими влияние на становление образовательной системы этого общества.
Будучи профессиональным педагогом, я заинтересовалась сравнением методов воспитания детей раннего возраста во Франции и в России. Такое исследование позволяет задуматься над «привычными» методами и, возможно, заимствовать что-то из опыта зарубежных воспитателей.
Французская система дошкольного образования имеет ряд существенных отличий от российской в силу исторических условий ее формирования. Первые детские учреждения появились во Франции в 1769 г. [1]. Это были так называемые «школы вязания», в которые пастор Оберлен из Альзаса (на востоке Франции) собирал бедных деревенских детишек, чтобы обучать их простым ручным работам, основам Библии, а главное, дать им возможность находиться в тепле и накормить. С течением времени,
претерпев всевозможные трансформации как по форме, так и по содержанию, эти «школы вязания» превратились в «материнские школы» (écoles maternelles) и с 1881 г. стали частью национального образования.
Под влиянием немецкого педагога Фридриха Фребеля в начале ХХ в. во Франции были открыты первые детские сады. Они использовали методики самого Фребеля (раздаточный материал, наблюдение за ребенком), Марии Монтессори, Овида Декроли, а позже - Рудольфа Штайнера и Селестена Френе.
«Материнские школы» в силу своей доступности широким слоям населения (они были бесплатными) затмили по своей популярности детские сады, которые оставались платными и, следовательно, доступными в основном привилегированным слоям.
Сегодня «материнские школы», оставаясь по-прежнему необязательными (начальная школа становится обязательной лишь с 6 лет), принимают 90% детей от 3 до 6 лет, они являются частью школьной образовательной системы и курируются инспекторами национального образования.
Однако педагогический подход и методики работы, сложившиеся в детских садах, не исчезли, а воплотились в различных дошкольных детских учреждениях, относящихся к социальному сектору.
Все детские дошкольные учреждения, весьма разнообразные и многочисленные во Франции, относились прежде к Министерству здравоохранения, а с недавних пор - к Министерству солидарности и социального единства. Попробуем дать краткий перечень этих детских учреждений:
1. Ясли (crèche).
Дошкольное детское учреждение для детей от 3 месяцев до 4 лет, обычно на регулярной основе. Ясли бывают разных видов:
а) муниципальные;
б) ясли предприятий (для детей работников этих предприятий);
в) ясли общественных объединений (создаются независимой организацией, например, ассоциацией родителей и обычно имеют оригинальную педагогическую концепцию);
г) «семейные» ясли (в этих яслях работают официально признанные няни, которые принимают детей у себя на дому и дважды в неделю приводят детей в близраспо-ложенные муниципальные ясли для различных занятий. Работодателем этих нянь является муниципалитет).
2. Детский сад (jardin d'enfants).
Дошкольное детское учреждение,
муниципальное или частное, предназначенное для детей от 2 до 6 лет. По сути, детский сад является конкурентом государственной «материнской школы», о которой говорилось выше, и обычно работает по определенной методике, отличающей его от государственных школ. Иногда детский сад может относиться к какой-либо религиозной конфессии.
3. Детский сад временного пребывания (halte-garderie).
Дошкольное детское учреждение для детей от 3 месяцев до 6 лет, принимающее их на временной основе (например, три раза в неделю по 4 часа).
4. Дом ребенка.
Детское учреждение для детей от 2 до 16 лет, у которых родители временно лишены родительских прав.
5. Центр досуга (centre de loisir -эквивалент российского летнего лагеря).
Эти центры принимают детей от 3 до 12 лет во время каникул и по средам, когда во французских школах нет занятий.
В настоящее время в связи с ростом демографического показателя и катастрофической нехваткой мест в яслях апробируются новые формы детских дошкольных учреждений. Это так называемые «сады развития» (jardin d'éveil) для детей от 2 до 3 лет, призванные облегчить поступление в школу, и «дома нянь» (maison d'assistants maternels), которые представляют собой коллективную форму домашнего детского сада, когда три или четыре официальные няни сообща снимают помещение и принимают все вместе двенадцать детей (в индивидуальном порядке официальная няня может принимать у себя дома не больше трех детей). Однако эти новые формы подвергаются резкой критике со стороны профессиональных воспитателей, которые в таких попытках создать дополнительные места видят нарушение интересов детей и их нужд, оправданное лишь желанием правящей партии выиграть голоса избирателей.
Все эти детские учреждения финансируются частично из бюджета касс социальной помощи, частично из муниципального и/или регионального бюджетов, а также из бюджета родителей (в зависимости от их доходов).
Следует заметить, что сама профессия воспитателя достаточно (возникла в 1973 г.). До нее существовала профессия воспитательницы только детских садов, о которых говорилось выше. Однако с течением времени воспитатели с их знанием ребенка и особенностей детского развития стали востребованными и в других детских учреждениях: яслях, детских домах и детских больницах.
Сегодня профессия воспитателя относится к социальной области. Воспитатель может работать в любом учреждении, принимающем детей от 0 до 6 лет: яслях, детских садах, интернатах, приютах, больницах, лечебных центрах для детей с ограниченными возможностями и пр. Исключением их этого правила является школа, где
имеют право работать только учителя, прошедшие национальный конкурс. Так, в «материнских школах» для 3-6 лет и в начальных школах для детей от 6 до 11 лет работают преподаватели, получившие одну и ту же подготовку. Именно этот факт усиливает критику «материнских школ» как мало подходящих для приема детей 2-3 лет в силу недостаточности материальной базы (двое взрослых на 25 детей в классе, частое отсутствие спален), а также в силу отсутствия достаточной профессиональной подготовки учителей в сфере раннего детства.
Воспитатели считаются «экспертами по раннему детству», так как вся их профессиональная подготовка сконцентрирована на работе с детьми раннего возраста и их родителями, на знании особенностей развития ребенка, а также на умении организовывать функционирование детского учреждения.
Профессиональная подготовка воспитателя длится три года и проходит в региональном учебном центре с последующим получением государственного диплома по результатам сдачи серии экзаменов и после защиты дипломной работы. Подготовка включает в себя 1 500 аудиторных часов и 2100 часов практики, которая отвечает разным целям профессиональной подготовки и может проходить в совершенно разных детских учреждениях, в зависимости от выбора студента и направленности его дипломной работы.
Вся профессиональная подготовка делится на четыре основных модуля:
1. Ребенок и его семья: прием и сопровождение.
2. Воспитательная деятельность.
3. Профессиональная коммуникация.
4. Динамика партнерских организаций.
Если первые два модуля напоминают
«классические» функции воспитателя, то два последних отражают эволюцию этой профессии во Франции, Действительно, декрет 2007 г. [2] позволяет воспитателю занимать руководящие должности в детских учреждениях, рассчитанных не более, чем на 40 детей (в противном случае, эту должность займет медицинский работник). Конечно, для того чтобы управлять командой, заниматься бюджетными вопросами
и устанавливать партнерские отношения с другими структурами, мэрией, библиотекой и прочими, воспитателю понадобились новые навыки, связанные с менеджментом и профессиональной коммуникацией.
Интересно заметить, что во французских детских учреждениях работают не только воспитатели, но и представители многих других профессий, связанных с ранним детством. Кроме воспитателей, обычно довольно малочисленных, следует отметить детских медсестер, а также помощников медсестры (auxiliaire de la puériculture). Уровень профессиональной педагогической подготовки последних ниже, чем у воспитателей, и направлен больше на санитарно-гигиенический аспект раннего детства, чем на воспитательный. Воспитатели и помощники медсестры обычно работают вместе, что делает возможным обмен знаниями и взглядами на педагогические ситуации, центром которых всегда является ребенок. Кроме того, с недавних пор в целях создания рабочих мест и сокращения безработицы детские дошкольные учреждения принимают на работу обладателей сертификатов о профессиональной подготовке в области раннего детства (CAP Petite Enfance), которые могут заниматься как уборкой помещения, так и присмотром за детьми под ответственность воспитателя.
Другие специалисты в области раннего детства (педиатр, логопед, психолог, специальный воспитатель, работающий с детьми с ограниченными возможностями, музыкальный педагог) работают по нескольку часов в неделю. К сожалению, в последнее время, в связи с ограничениями бюджета, эти специалисты становятся все более редкими гостями во французских детских учреждениях.
После подробного описания системы французского дошкольного образования и содержания профессиональной подготовки воспитателя хотелось бы на конкретном примере показать, в чем заключается работа воспитателя. В силу того, что воспитатель может работать в совершенно разных по своим задачам учреждениях, его функции будут различны.
Итак, я работаю воспитателем в яслях для детей персонала крупной лионской
больницы. В связи с особенностями рабочих часов родителей ясли открыты всю неделю, включая выходные, с 6 до 22 часов. Всего воспитателей трое, по одному на группу: группа малышей от 3 месяцев до 1 года, средняя группа для детей от 1 года до 2 и старшая от 2 до 3 лет. Мы все работаем по «скользящему» графику в дневное время, а ранним утром и поздним вечером в яслях остаются помощники медсестры.
В обязанности воспитателей входит организация функционирования вверенной нам группы, воспитательного процесса, участие в разного рода совещаниях, отчетность по группе, а также обучение персонала (например, при организации игровой деятельности у детей).
В данные ясли записаны 120 семей, но в день мы имеем право принять лишь 90 детей, то есть не все дети посещают ясли на регулярной основе. Родители имеют право записать ребенка на те дни и часы предстоящего месяца, которые их устраивают, даже если это всего три часа в день. Многие совмещают посещение яслей с услугами официальной няни или же «материнской школы» и яслей (во время школьных каникул и по средам, когда во французских школах нет занятий).
Кроме того, касса социальной помощи, финансирующая большую часть яслей, требует наибольшей «заполняемости» детских учреждений: если в группе можно принять 28 детей, то дирекция должна стремиться именно к этой цифре, в противном случае ясли могут лишиться части годового бюджета. Соответственно, некоторые дети посещают ясли на регулярной основе, а некоторые - время от времени.
Разумеется, этот факт накладывает свой отпечаток на стабильность группы и организацию воспитательной деятельности, так как персонал вынужден ежедневно адаптироваться к новой ситуации, к новым детям. Для того чтобы оптимальным образом передавать информацию о ребенке родителям или коллегам, мы используем ежедневные записи, отражающие день каждого ребенка в группе: его аппетит, сон, игровую деятельность, самочувствие, иногда какие-то забавные факты. Кроме того, на каждого ребенка заведена тетрадь,
в которую взрослый - референт ребенка (воспитатель или помощник медсестры), который проводил адаптацию этого ребенка и «курирует» его пребывание в яслях и общение с его родителями периодически заносит наблюдения о его развитии согласно предложенным подробным критериям. Затем эти тетради передаются родителям, которые тоже заполняют отведенные им страницы. Таким образом, письменные средства коммуникации позволяют наладить контакт с родителями и улучшить качество индивидуальной работы с ребенком и его семьей.
В моей группе 8 взрослых: воспитатель, шесть помощников медсестры и две «няни», обладающие сертификатом о профессиональной подготовке в области раннего детства. По французским законам на одного взрослого не должно приходится больше шести детей. Так, если в группе 25 детей, то должно быть по меньшей мере пять взрослых, поэтому состав команды часто меняется, в особенности если персонал работает не на полную ставку, а на 50 или 80%, что не запрещается законом.
В отличие от российской системы во Франции нет планирования занятий: все виды деятельности и ателье, предлагаемые ребенку, исходят из потребностей ребенка на данный момент. Например, если я вижу, что детям хочется побегать и порезвиться, то я предлагаю им подвижные игры или специальные спортивные модули (коврики, туннели, горки и пр.) для развития общей моторики. Параллельно с подвижными играми будет подготовлена мастерская, например, по лепке из пластилина или глины, еще одна группа детей пойдет в сад, а другая займется приготовлением кекса, который мы съедим на полдник. Конечно, некоторые мастерские, требующие долгой подготовки или задействую-щие другие организации, будут запланированы заранее, как, к примеру, приходящий раз в неделю сказочник из городской библиотеки, просмотр диафильмов или музыкальные сеансы. Однако ни один вид деятельности не может быть принудительным для ребенка: если ребенок не хочет нанизывать бусины или разукрашивать, то он всегда сможет себе найти игру по душе,
а главное, всегда найдется взрослый, который сможет с ним поиграть.
Все функционирование детского дошкольного учреждения, а также педагогические концепции, используемые в нем, подробно описаны в так называемом Образовательном проекте (Projet Educatif). В нем указаны также цели и задачи детского учреждения, описывается роль родителей в жизни этого учреждения (например, совет родителей), коммуникация с семьями и внешними партнерами (библиотека, бассейн, спортивная ассоциация, служба защиты материнства и детства и пр.), возможность приема детей с ограниченными возможностями, а также средства, направленные на достижение этих целей. Разработкой и регулярным обновлением этого документа занимается не только дирекция, но и весь профессиональный коллектив, который вносит свои предложения и поправки через своих представителей.
Таким образом, Образовательный проект каждого французского дошкольного детского учреждения уникален. Он не «спускается сверху», а создается каждым профессиональным коллективом, учитывая специфику семей, посещающих учреждение, их нужд, социопрофессионального профиля. Многие ассоциативные дошкольные детские учреждения включают в свой Образовательный проект, например, про-
блематику двуязычия, интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, углубленное музыкальное развитие или группы смешанного возраста...
Детские учреждения абсолютно свободны в выборе своего Образовательного проекта. Единственный орган контроля, служба защиты материнства и детства, проверяет лишь соответствие материальной базы и гигиенических норм заявленному проекту, а также соблюдение квоты дипломированных специалистов (воспитатели и помощники медсестры).
Подводя итог, хочется заметить, что профессия воспитателя во Франции стремительно развивается: всего за несколько лет увеличился срок обучения для будущих воспитателей, которые стали многофункциональными специалистами в области раннего детства и смогли занимать руководящие посты и даже открывать собственные оригинальные детские дошкольные заведения. В то же время именно в этот момент становления и развития профессии французские воспитатели могли бы очень многое позаимствовать у своих российских коллег, например, в области организации обучающей деятельности. Хотелось бы верить, что когда-нибудь регулярное общение и обмен опытом воспитателей Франции и России станет реальностью.
Литература
1. БернадеттМусси. Школа и детский сад: параллельная история // EJE-Journal. 2010.
2. Décret n 2007-230 du 20 février 2007 relatif aux établissements et services d'accueil des enfants de moins de six ans et modifiant le code de la santé publique (dispositions réglementaires) (Декрет 2007-230 от 20 февраля 2007 года об учреждениях для детей меньше 6 лет).
Сведения об авторе
Основина Майя Юрьевна, воспитатель яслей «Les Diablotins» (Лион, Франция). E-mail: [email protected].
Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63. Телефон: 333-27-27.