S ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
А. К. Нисская
Представления современных родителей о дошкольном образовании. Как сделать детский сад привлекательным?
Нисская Анастасия Константиновна - кандидат психологических наук, научный сотрудник, Центр исследования современного детства Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)
Совсем недавно дошкольное образование стало ступенью общего. Данное изменение закреплено документально, отражается на организации работы и финансирования дошкольных отделений школ. Благосостояние дошкольных отделений территориальных образовательных комплексов (ТОКов) зависит от количества привлеченных родителей. Однако остается не ясным, что для них является приоритетом? Видят ли они дошкольное образование ступенью общего? Существует ли у родителей запрос к дошкольному образованию, и каков он? Исследование родительского запроса показало, что большинство родителей выбирают дошкольное отделение из-за его удобного расположения. Главной задачей дошкольного образования они видят присмотр и уход. Удовлетворенность родителей связана с доброжелательным и индивидуализированным отношением педагога к ребенку. Выделены три группы, отличные по причинам выбора, задачам и факторам удовлетворенности.
Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольное отделение, задачи дошкольного образования, причины выбора дошкольного отделения, удовлетворенность.
What do Modern Parents Think about Preschool Education? How to Make a Kindergarten Attractive?
Anastasia K. Nysskaya, PhD in Psychology, Researcher, Center for Modern Childhood Research, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics (Moscow, Russia)
The recent years have seen pre-school become part of general education. This change has been enshrined in law and is reflected in the way pre-school departments in primary schools are organized and financed. The wellbeing of preschool departments in territorial educational complexes depends on the number of parents involved. What remains to be seen however, is the priorities they have. Do they perceive early childhood education as part and parcel of general education? Do they really need pre-school education, and what exactly do they expect to get from it? Research into parental needs showed that most parents choose a pre-school department solely on the consideration of its convenient location. They see care and supervision as being the main goal of pre-school education. Parents' satisfaction is associated with the friendly and individualized attitude the teacher displays towards a child. Three groups of parents were identified in terms of choices, objectives and satisfaction factors.
Keywords: pre-school institution, pre-school educational objectives, reasons for the selecting a pre-school institution, satisfaction.
Теоретическое введение
В соответствии с государственной политикой в сфере образования, достижение высоких результатов подразумевает возникновение конкуренции и внутри самой системы образования (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р «Об утверждении Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы»), (Тарасова, 2013). Успешность дошкольного отделения зависит, в частности, от того, какое количество родителей примут решение о том, что их ребенок будет посещать данное учреждение. С введением нормативно-подушевого финансирования, каждая образовательная организация стала вести борьбу за воспитанника, а у родителей появилась возможность выбора организаций и условий, обеспечивающих то или иное качество образования (Остапенко, 2013). Кроме того, согласованность позиций родителей и представителей образования крайне важна для благополучного развития ребенка, в т.ч. в ситуации перехода ^а^а, 2002).
Дошкольное образование и отдельные дошкольные отделения имеют достаточно обобщенные и устойчивые представления о том, что нужно родителям и детям. Эти представления не всегда соотносятся с потребностями различных групп родителей, продиктованы в большой степени необходимостью обеспечивать максимально широкий доступ к образовательным ресурсам (Новикова, 2011). Формирование траектории развития во многом универсализировано. Задача дошкольного образования - обеспечить условия, подходящие наибольшему числу детей и родителей, удержать усредненную (в смысле, подходящей большинству) траекторию. Вместе с тем, постулируется необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов семьи ребенка (Асмолов, 2014) (ФГОС ДО, 2014. Пункт 2.11.2.).
Принято считать, что уникальную траекторию развития удерживает семья. Родители видят собственного ребенка как особенного, стремятся удовлетворить его индивидуальные потребности (Поливанова, 2015). Каждая семья руководствуется собственными представлениями о целесообразных путях развития, задает свою «идеальную форму» (Карабанова, 2002), (Лепин, Иванов, 2014). Для того чтобы реализовать выбранную траекторию развития, они могут обратиться в различные образователь-
ные институты. Рынок образовательных услуг для дошкольников и даже детей раннего возраста разнообразен и предоставляет широкие возможности для выбора (Акулова, Ивченко, Петрова, 2016).
Варианты обеспечения ребенку присмотра и ухода весьма широки: можно предпочесть частную или государственную организацию, обратиться к традиционному детскому саду или его семейной форме, можно попросить о помощи родственников или платных профессионалов (Хачатрян, 2009). Помимо формы организации, может различаться и содержание (авторские и общепринятые программы), условия содержания детей (размер группы, количество преподавателей), эмоциональная атмосфера и многое другое (Абанкина, Козьмина, Сивак, Филатова, 2016), (Собкин, Верясова, 2012). Факторами выбора здесь могут оказаться объективные характеристики образовательного пространства (микросреда и имидж-пространство, критерии оценки качества деятельности и образовательной услуги, методы продвижения образовательной услуги); мера соответствия дошкольного отделения запросу родителей; характеристики самого родителя (экономические и психологические характеристики, возраст, образ жизни, географическое положение, социальное окружение) (Щербова, 2004).
Представляется важным узнать, действительно ли современные родители осознанно выбирают конкретное дошкольное отделение? Каковы представления родителей о том, что дошкольное образование должно дать ребенку? Что родители готовы делать, чтобы получить доступ к этим возможностям? Какие особенности дошкольных отделений позволяют удовлетворить родительские запросы? Едины ли все родители в этих запросах или их представления различны? Действительно ли существует какой-то от-рефлексированный запрос, который необходимо учитывать?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, было проведено исследование, позволившее охарактеризовать отношение родителей к дошкольному образованию:
• выявить причины, по которым они выбирают дошкольные отделения (ДО);
• определить задачи, которые они считают важными для дошкольного образования;
• установить, какие характеристики образовательной среды влияют на удовлетворенность родителей ДО.
Методики исследования
Чтобы понять запросы родителей, была разработана анкета. В нее вошли вопросы, касающиеся причин выбора ДО, в котором воспитывается ребенок; важнейших задач дошкольного образования; степени удовлетворенности дошкольной организацией в целом. Кроме того респонденты указывали уровень образования отца и матери. Данный фактор был принят во внимание, в виду его значимости для развития детей дошкольного возраста (Платонова, 2014; Фотекова, 2015).
В анкете родители должны были указать пять причин, по которым они выбрали то ДО, которое посещает их ребенок. Список возможных ответов включал: детский сад расположен близко к дому, сюда нетрудно поступить, были места, ребенок посещал в этом детском саду группу краткосрочного пребывания, детский сад прикреплен к школе, в которую хотелось бы потом пойти, его посещали (посещают) дети родственников, знакомых или ваши старшие дети, квалифицированные воспитатели, доступная оплата, хорошая репутация, престиж, хороший набор дополнительных занятий для детей и т.д.
Также родители указывали три наиболее существенные, на их взгляд, задачи ДО. Они могли выбрать: задачи осуществления присмотра и ухода, развития умственных способностей, развития творческих способностей, коррекции физического и психического развития, охраны и укрепление здоровья, подготовки к школе, социализации, создания условий для интересного и приятного времяпрепровождения ребенка или указать свои. Родители получали анкету от воспитателя группы на бумажном бланке и заполняли на родительском собрании и дома.
В качестве источника данных об условиях воспитания ребенка в ДО были использованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание» (Харсмс, Клиффорд, Крайер, 2016).
Данная методика является инструментом, предназначенным для оценки качества образовательной среды. Ее авторы исходят из понимания ребенка как активного субъекта образования, включенного в образовательный процесс на равных правах со взрослым. Образовательный процесс при этом выступает как пространство проявления собственной активности детей. Следовательно, образовательная среда хороша настолько, насколько она позволяет ребенку быть активным, насколь-
ко разнообразны создаваемые возможности для развития. Оценивается характер общения персонала с детьми и родителями, атмосфера, царящая в группе, возможности получения ребенком разнообразного опыта.
Говоря конкретнее, выделяется шесть аспектов, по которым проводится оценка качества образовательной среды: пространственные условия, взаимодействие, планирование, применение и многообразие материалов, индивидуализация и мера вовлеченности детей. Перечисленные особенности легли в основу выделения подшкал, каждая из которых включает в себя несколько более частных показателей, приведенных в таблице ниже.
Таблица 1. Описание подшкал методики «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание»
Подшкала Показатель
Предметно-пространственная среда Внутреннее помещение, мебель для присмотра и ухода, игр, учения, мебель для отдыха и комфорта, обустройство пространства для игр, места для уединения, связанное с детьми оформление пространства, пространство для игр, развивающих крупную моторику, оборудование для развития крупной моторики
Присмотр и уход Встреча/прощание, прием пищи/ перекусы, сон/отдых, пользование туалетом/ пеленание, гигиена, безопасность
Речь и мышление Книги и иллюстрации, стимулирование общения между детьми, использование речи для развития мыслительных навыков, повседневное использование речи
Виды активности Мелкая моторика, искусство, музыка/движение, кубики, песок/вода, ролевые игры, природа/наука, математика/счет, использование ТВ, видео, компьютеров, содействие принятию многообразия
Взаимодействие Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей, общий присмотр и уход за детьми, дисциплина, взаимодействие персонала и детей, взаимодействие детей друг с другом
Структурирование программы Распорядок дня, свободная игра, групповые занятия, условия для детей с ограниченными возможностями
Родители и персонал Условия для родителей, условия для удовлетворения личных потребностей персонала, условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала, возможности для профессионального роста
По каждому из перечисленных показателей среда может быть оценена от 1 до 7 баллов (Харсмс, Клиффорд, Крайер, 2016).
Оценка проводилась сотрудниками территориального образовательного комплекса (ТОКа), не являющимися педагогами данного структурного подразделения (психологи школы, методисты других дошкольных отделений ТОК).
Полученные данные обработаны и проанализированы при помощи пакета статистических программ SPSS 21.
Выборка
Для участия в исследовании были приглашены московские школы, входящие в «Консорциум школ-лабораторий» Института образования Высшей школы экономики. Участие приняли 9 школ из различных округов г. Москвы, в каждой из которых было одно или несколько дошкольных структурных подразделений.
В исследовании приняли участие педагоги и родители детей, воспитывающихся в подготовительных группах данных ТОКов. Номера школ изменены для сохранения конфиденциальности данных.
Таблица 2. Количество школ, родителей и подготовительных групп, участвовавших в исследовании
Номер школы и район Количество родителей, принявших участие в анкетировании Количество обследованных групп
№1 ЮАО 34 3
№2СВАО 73 5
№3 ЮВАО 19 1
№4 САО 34 2
№5 ЦАО 87 7
№6 ЦАО 26 2
№7 ЮЗАО 23 1
№8 ЮВАО 36 3
№9 ЮВАО 29 5
Всего 361 29
Родители заполняли анкету о причинах выбора ДО, его задачах, результатах работы и т.д.
Семьи, принявшие участие в исследовании, различались по уровню образования. Так, 74,4% матерей и 69,0% отцов имели высшее образование, 25,6% матерей и 31,0% отцов не имели.
От разных школ участвовало разное количество групп, которые были обследованы по методике ECERS на предмет качества образовательной среды (всего 29 подготовительных групп).
Результаты исследования
Исследование включало два этапа. Первый этап был посвящен изучению запроса современных родителей к дошкольному образованию. В результате была дана характеристика причин выбора дошкольного отделения, задач дошкольного образования и меры удовлетворенности родителей в зависимости от созданных условий.
На втором этапе была предпринята попытка дифференцировать разные типы этих запросов. В результате были выделены три группы родителей, в зависимости от их ориентаций (причин выбора и задач дошкольной организации), проанализированы факторы, влияющие на их удовлетворенность, предпринята попытка сопоставить эти ориентации с уровнем образования отца и матери.
Этап 1. Причины выбора дошкольного отделения
Наиболее популярными причинами выбора дошкольной организации стали: близость к дому (для 68,7%), высокая квалификация воспитателей (66,7%), обеспечение хорошего ухода и внимание к детям (50,6%), хорошая репутация среди родителей и престиж (43,9%), то, что этот детский сад посещали либо старшие дети, либо дети родственников и знакомых(27,2%).
Близкими по важности явились такие показатели, как нежелание далеко возить ребенка и представление о важности квалификации педагогов.
Реже всего в качестве причин выбора ДО были указаны невозможность поступить в другое (2,8%), то, что ребенка были обязаны принять (4,4%), выбор по медицинским показаниям (5%) и доступность оплаты (6,1%). Посещение ГКП стало причиной выбора всего в 8,4% случаев. Интерпретация наиболее редких ответов дает основания говорить о том, что большинство родителей действительно имели возможность выбора, они не были ограничены особенностями здоровья ребенка, местом проживания, предыдущим опытом посещения кратковременных групп или оплатой.
Важным представляется отметить, что программа и методика работы с детьми интересует всего 9,4% родителей, наличие качественных дополнительных занятий - 10,6% родителей. Это дает основания усомниться в том, что дошкольное образование действительно представляется родителям значимой ступенью
образования ребенка. Напомним, что в опросе приняли участие родители детей старшего дошкольного возраста, которые уже имеют опыт пребывания в ДО. 80,00%
Рис. 1. Наиболее частые и редкие причины выбора дошкольного отделения
Задачи дошкольного образования
Характеризуя главные задачи, которые призвано решать дошкольное образование, большинство опрошенных родителей говорят о присмотре и уходе (61,0%), умственном развитии (52,3%) и социализации (51,1%).
Только незначительная часть родителей (10,7%) считают охрану здоровья важной задачей дошкольного образования. Эта цифра кажется интересной, поскольку она не согласуется с транслируемой ценностью здоровье-сбережения. По-видимому, мероприятия по
укреплению здоровья и физическому развитию детей не всегда заметны родителям или не значимы для них.
Резюмируя, можно говорить об устойчивой ориентации родителей на ДО, как на то место, где за ребенком, прежде всего, хорошо ухаживают, кормят, соблюдают режим дня. Только половина родителей видят задачи дошкольного образования в умственном и социальном развитии.
7056 60% 50* 40* 30% 20% 10* О*
51,10%
II
10.704
■ присмотр и уход
■ у№£шгмм«ргппитчс
■ оциимацип
охрана здоровья
Рис. 2. Наиболее важные задачи дошкольного образования, по мнению родителей
Удовлетворенность родителей
Подавляющее большинство родителей в основном удовлетворены ДО. Полностью удовлетворены 77,6%. Группы, где родители полностью удовлетворены качеством дошкольного образования, оценка образовательной среды имеет значимо более высокие баллы по таким шкалам ECERS, как организация внутреннего помещения, встреча и прощание педагога с ребенком, общий присмотр за детьми, взаимодействие персонала и детей, распорядок дня, свободная игра, групповые занятия, условия для родителей и персонала. Это значит, что в них достаточно обширное групповое пространство, каждого ребенка педагог лично приветствует и провожает, он имеет представление о том, что происходит с ребенком и группой в целом, отмечает успехи каждого ребенка, может поддержать и утешить, испытывает симпатию к детям. В таких группах распорядок дня соответствует детским потребностям, значительная часть дня посвящена игре. У детей есть возможность заниматься и играть в небольших группах, где учитываются их возраст и индивидуальные особенности.
Образовательное пространство открыто для взаимодействия с родителями.
Таблица 3. Связь удовлетворенности родителей дошкольным отделением и условий образовательной среды
Характеристика среды ДО Удовлетворенность ДО N Средн. знач. Уровень значимости
Внутреннее помещение Не удовлетв. 69 3,3188 ,049
Удовлетв. 247 3,6397
Встреча и прощание Не удовлетв. 69 3,5507 ,001
Удовлетв. 247 4,5749
Общий присмотр за детьми Не удовлетв. 69 5,1304 ,041
Удовлетв. 247 5,5992
Взаимодействие персонала и детей Не удовлетв. 69 5,5942 ,008
Удовлетв. 247 6,0891
Распорядок дня Не удовлетв. 69 5,4493 ,042
Удовлетв. 247 5,7692
Свободная игра Не удовлетв. 69 4,6957 ,001
Удовлетв. 247 5,3927
Групповые занятия Не удовлетв. 69 4,2174 ,010
Удовлетв. 247 4,9798
Условия для родителем Не удовлетв. 69 4,6957 ,047
Удовлетв. 247 4,9879
Личные потребности персонала Не удовлетв. 69 1,7391 ,043
Удовлетв. 247 2,0445
Рис. 3. Оценка условий образовательной среды в группах, удовлетворяющих и не удовлетворяющих родителей
Эти данные говорят о том, что родители дошкольников ценят, прежде всего, социальную составляющую повседневной жизни группы, внимание к ребенку и его потребностям.
Этап 2
По результатам кластерного анализа данных, который был проведен по таким параметрам, как причина выбора сада и представления о задачах дошкольного образования, было выделено 3 кластера (далее - группы) родителей.
Первая группа («Преодолевающие»)
Причина выбора сада
Большинство родителей из данной группы выбирали дошкольного отделения, ориентируясь на его материальную базу (79,2%), квалификацию воспитателей (75%). Более половины указали в качестве причины выбора сада его репутацию (56,3%) и высокое качество ухода за детьми (56,3%). Примечательно, что близость к дому не оказалась в числе наиболее популярных причин выбора дошкольного отделения.
Ни один из родителей не указал, что сад был выбран из-за того, что не удалось поступить в другой. Эти результаты говорят в пользу того, что выбор был скорее осознанным, чем вынужденным.
Задачи сада
В качестве главных задач большинство родителей из этой группы назвали умственное развитие ребенка (85,4%), творческое развитие ребенка (64,6%), реже всего в качестве основных задач ДО они называли коррекцию психического и физического развития (6,3%) и охрану и укрепление здоровья (8,3%).
Удовлетворенность
Удовлетворенность родителей из группы «Преодолевающие» связана с тем, насколько хорошо организована встреча и прощание с ребенком при его приходе и уходе из группы (0,332*).
В группу вошло 27,3% родителей. Интересно, что в данной группе оказались родители, среди которых 66,0% матерей и 71,4% отцов с высшим образованием. Сравнивая со средними результатами для данной выборки, можно сказать, что матери в этой группе реже имеют высшее образование (в среднем -74,4%). Отцы имеют высшее образование приблизительно так же часто, как и в среднем по выборке (в среднем- 69,0%).
Сочетание относительно менее благополучных условий (образования матери) и готовности прилагать усилия для получения качественного дошкольного образования оказалось больше, чем в других группах. Это побудило нас назвать данную группу родителей «преодолевающей».
Вторая группа («Ориентированные на ребенка»)
Причина выбора ДО
Для большинства родителей из данной группы основной причиной выбора дошкольного отделения является его близость к дому (76,4%), квалификация воспитателей (63,6%), что повторяет общую тенденцию, и репутация (58,2%).
Задачи сада
Все родители, вошедшие в эту группу, в качестве основной задачи назвали подготовку ребенка к школе (100%). Большинство указало на социализацию ребенка (83,6%), приятное времяпрепровождение ребенка (74,5%) и на присмотр и уход (63,6%).
Реже всего в качестве основных задач отмечается умственное развитие (5,5%) и коррекция психического и физического развития (5,5%).
Удовлетворенность
Из группы родителей «Ориентированные на ребенка» значимой оказалась связь между удовлетворенностью и условиями для свободной игры детей (0,457**), качеством общего присмотра и ухода (0,339*), а также с качеством взаимодействия персонала с детьми (0,313*). Это означает, что для родителей этой группы важно, чтобы свободная игра проходила в течение значительной части дня, и в группе, и на улице, чтобы детям были доступны разнообразные игрушки; чтобы педагог помогал им и поощрял, когда необходимо, чтобы он знал, что происходит в группе в целом и с отдельными детьми; чтобы педагог сочувствовал и помогал воспитанникам, уделял каждому внимание, проявлял теплое отношение.
В группу вошло 31,3% родителей. В данном кластере 74,5% матерей и 72,5% отцов имеют высшее образование. Напомним, что во всей выборке 74,4% матерей и 69,0% отцов имеют высшее образование. Таким образом, родители в данной группе имеют высшее образование так же часто, как в среднем по выборке.
Группа условно названа «Ориентированные на ребенка» в связи с тем, что для них важно, чтобы ребенок испытывал эмоциональный комфорт в детском саду, чтобы он мог много играть и общаться со сверстниками и с симпатизирующими ему взрослыми.
Третья группа («Противоречивые»)
Причина выбора ДО
Почти все родители данной группы указали в качестве причины выбора дошкольного отделения его близость (98,6%). Многие также учитывали квалификацию воспитателей (65,8%),
что в целом повторяет общую для данной выборки тенденцию. Ни для одного родителя из данной группы не была важна программа и методика преподавания. Напомним, что для всей выборки доля родителей, привлеченных именно программой, составила 10,6%. Это обращает на себя внимание в контексте представления большей части этой группы об умственном развитии как о центральной задаче дошкольного образования (см. ниже).
Задачи сада
В данной группе можно говорить о большом разбросе задач, которые родители считают важными для дошкольного образования. Одни (69,9%) называют умственное развитие, другие (68,5%) - присмотр и уход, третьи (58,9%) - творческое развитие, четвертые (52,1%) - социализацию.
Почти никто из этой группы не считает приятное времяпрепровождение ребенка важной задачей ДО (2,7%). Также в данной группе родителей в качестве задачи детского сада почти не упоминается подготовка ребенка к школе (8,2%).
В группу вошел 41,5% родителей. Среди них 80% матерей и 73,8% отцов имеют высшее образование. Сопоставляя с количеством родителей с высшим образованием в выборке в целом, можно сказать, что данная группа -наиболее образованная. Напомним, что в среднем у 74,4% матерей и 69,0% отцов есть высшее образование.
Для родителей из группы «Противоречивые» не удалось выявить надежных корреляций между степенью удовлетворенности и качеством образовательной среды.
Похоже, что родители этой группы ориентированы на детский сад - «камеру хранения». Основным критерием выбора является удобство. Позиция эта расходится с их представлением о задачах разнообразных развивающих задача дошкольного образования. Это побудило нас условно назвать эту группу родителей «противоречивыми».
Анализ результатов
Наше исследование показало, что выделенные группы родителей по-разному относятся к дошкольному образованию, выбирают ДО по разным основаниям, ставят перед ними разные задачи, их удовлетворенность связана с разными условиями среды. Сопоставим наиболее популярные (> 50%) причины выбора ДО и задачи ДО, характерные для всей выборки и для отдельных групп родителей.
Таблица 4. Сопоставление представлений о дошкольном образовании во всей выборке и по отдельным группам родителей
Вся выборка Прео-доле-ваю-щие Ориен-тированные на ребенка Про-тиво-речивые
Близость 68,7% — 76,4% 98,6%
« а Квалификация педагогов 66,7% 75% 63,6% 65,8%
ш Уход и внимание 50,6% 56,3% — —
.а X Репутация 43,9% 56,3% 58,2% —
г у г а О Материальная база — 79,2% — —
Умственное развитие 52,3% 85,4% — 69,9%
Присмотр и уход 61,0% — 63,6% 68,5%
Творческое развитие 44,4% 64,6% — 58,9%
Социализация 51,1% — 83,6% 52,1 %
г У Подготовка к школе — — 1 00% —
и го Приятное время — — 74,5% —
Группа «Предолевающие» демонстрирует наибольшую заинтересованность в высокой квалификации педагогов, материальной базе учреждения и качестве ухода за ребенком. Они «делают ставку» на умственное развитие ребенка в ДО чаще, чем родители в других группах. Важными являются характеристики, позволяющие преодолеть дефицит доступа к материальным (бассейну, игрушкам, спортивному инвентарю) и образовательным ресурсам (хорошим педагогам, качественному уходу). Для этой группы более, чем для выборки в целом, важно мнение сообщества об учреждении (его репутация).
Группа «Ориентированные на ребенка» при выборе ДО опирались на его близость к дому чаще, чем в среднем по выборке, но реже, чем «Противоречивые». Квалификация педагогов и качество ухода за ребенком повлияли на выбор ДО в меньшей степени, чем у остальных групп и по выборке в целом. Это единственная группа, где задача приятного времяпрепровождения ребенка ставится перед ДО. Реже, чем родители других групп, они ждут от ДО умственного развития ребенка. При этом у них гораздо популярнее, чем у других - задача подготовки к школе.
Группа «Противоречивые» чаще других выбирает ДО по причине его близости к дому. Квалификация педагогов их интересует мень-
ше, чем в среднем по выборке. Качество ухода за ребенком и материальная база крайне редко влияет на предпочтение дошкольного отделения. Чаще, чем все остальные участники исследования, они считают, что главная задача ДО - присмотр и уход, и ждут от ДО развития умственных и творческих способностей ребенка, социализация.
Таким образом, можно говорить о том, что общая картина представлений родителей о дошкольном образовании хотя и отражает основные тенденции, но не является универсальной и требует дифференцированного подхода.
Заключение
Полученные данные дают возможность сориентироваться в причинах выбора, представлениях о задачах дошкольного образования и мере удовлетворенности родителей в зависимости от особенностей образовательной среды.
Сочетание высокой значимости близости ДО, хорошего ухода за ребенком и низкой значимости образовательного содержания (программы) может свидетельствовать о том, что дошкольное образование зачастую не воспринимается как значимая ступень общего. Данное предположение подтверждает представления родителей о задачах дошкольного образования, наиболее важными из которых они считают уход и присмотр за ребенком. Удовлетворенность родителей посещением ДО связана, в первую очередь, с комфортностью пребывания ребенка, условиями для игры и общения.
Кластерный анализ позволил выделить три группы родителей, отличающихся причинами выбора дошкольного отделения и представлением о задачах дошкольного образования. Условно они были названы «Преодолевающие», «Ориентированные на ребенка» и «Противоречивые».
«Преодолевающие» родители готовы водить ребенка в дошкольное отделение, находящееся дальше от дома, чтобы обеспечить ему доступ к более богатой среде и более квалифицированным педагогам, и преодолеть возможные ограничения, связанные с относительно более низким уровнем формального образования родителей.
Для «Ориентированных на ребенка» родителей важен эмоциональный комфорт ребенка, удовлетворение его потребностей в игре, информированность и теплое отношение педагога. При этом они не уделяют большого внимания образовательному потенциалу сада.
«Противоречивые» родители предъявляют высокие требования к детскому саду, при этом осуществляют выбор по принципу территориальной доступности, не обращая внимания на содержание образовательной программы.
Полученные результаты могут помочь педагогам более дифференцированно и обоснованно организовать работу с родителями.
Важно суметь продемонстрировать родителям высокий уровень педагогического мастерства, доброжелательное и индивидуализированное отношение к ребенку, способность учитывать их потребности и интересы в организации повседневной жизни группы. Для родителей важно, чтобы ребенок был в безопасности, чтобы его радостно встречали в группе, знали и отмечали его успехи, давали время и организовывали пространство для игры, предоставляли возможность находиться в небольшом коллективе сверстников. Родители хотят, чтобы взаимодействие между ними и педагогами носило уважительный и позитивный характер. ■
Литература
1. Абанкина И.В., Козьмина ЯЯ, Сивак Е.В., Филатова ЛМ. Динамика расходов семей на дошкольное образование, присмотр и уход. Информационныйбюллетень. -М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. - 44 с. (Мониторинг экономики образования. - №3 (92).
2. Акулова О.В., Ивченко ТА., Петрова ЕА. Вариативный образовательный маршрут как форма поддержки разнообразия детства в дошкольной образовательной организации // Детский сад: теория и практика. -2016. - №4 (64). - С. 30-45.
3. Асмолов А.Г. Навигатор в мире детства. Образование: ребенок и ученик // Обруч. -2014. - №2. - С. 51-52.
4. Карабанова ОА. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. ... д-ра. психол. наук / О.А. Карабанова. - М., 2002. - 360 с.
5. Лепин А.П., Иванов С.Ю. Повышение роли семьи в формировании образовательных траекторий современной молодежи // Управление мегаполисом. - 2014. - №5 (41). - С. 64-67.
6. Новикова Г.П. Актуальные задачи и направления совершенствования дошкольного образования // Педагогическое образование и наука. - 2011. - №3. - С. 9-19.
7. Остапенко АА. Новый закон, нормативно-подушевое финансирование, учительская
нагрузка и качество образования // Народное образование. - 2013. - № 9. - С. 9-13.
8. Поливанова К.Н. Современное ро-дительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование. - 2015. Т. 7. - № 3. - С. 1-11.
9. Платонова М.С. Влияние образования матери на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2014. - №4 (98). - С. 37-39.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №2765-р «Об утверждении Концепция ФЦП развития образования на 2016-2020 годы».
11. Собкин В.С. Социокультурные проблемы современного образования / Социология образования. Труды по социологии образования. Под ред. В.С. Собкина. - М., 2012. -С.9-21.
12. Собкин В.С., Верясова Е.С. Тенденции изменений состояния системы дошкольного образования.
13. Тарасова Т.И. Услуги дошкольных учреждений и закон об образовании в Российской Федерации // Советник в сфере образования. -2013. - №1. - С. 80-85.
14. Фотекова ТА Взаимосвязь уровня материнского и отцовского образования с состоянием высших психических функций сыновей и дочерей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2015. - №4. - С. 62-71.
15. Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание. - М.: Национальное образование, 2016. - 136 с.
16. Хачатрян Л.С. Современная ситуация на российском рынке дошкольных образовательных услуг // Практический маркетинг. -2009. - №9. - С. 24-38.
17. Щербова Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2004. - 80 с.
18. Pianta, R.C., Cox, M. Early Childhood Research and Policy Beliefs; Transition to kindergarten. University of North Carolina at Chapel Hill: National Center for Early Development and Learning. 2002.
Статья поступила в редакцию 27.08.2016 г.