УДК 373.2 Б-82
Борисова Светлана Петровна
преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии высшего образования Кубанского государственного университета тел.: (952) 860-83-01
Современное дошкольное образование за рубежом
Аннотация:
В статье рассмотрены и проанализированы системы дошкольного образования зарубежных стран. Выделены особенности и направления дошкольного образования. Определены основные проблемы систем дошкольного образования в изученных странах. Дана характеристика основных типов и программ дошкольных учреждений.
Ключевые слова: дошкольное образование за рубежом, воспитание, учеба, детские сады, ясли, ясли-сады.
Во многих странах мира дошкольное образование является первичным звеном единственной системы воспитания и учебы. О ней заботятся местные органы власти, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, религиозные и общественные организации, частные лица. Как правило, в большинстве стран функционируют стационарные и сезонные ясли, садики с разной длительностью работы, дошкольные отделения при начальных классах, материнские школы, площадки. Воспитательная работа, целью которой является гармоничное развитие детей, формирования навыков жизни в обществе, осуществляется в соответствии с программами воспитания и учебы. Во всех странах существуют системы подготовки педагогических работников (курсы, средние специальные, высшие учебные заведения). Каждая национальная система дошкольного образования имеет свои особенности и собственный передовой опыт.
Целью данной статьи является изучение и анализ систем дошкольного образования в зарубежных странах.
Система общественного дошкольного воспитания в Болгарии была сформирована после Второй мировой войны. К ней принадлежат детские сады (полного дня, круглогодичные, сезонные, круглосуточные), ясли, ясли-сады с дневным и полудневным пребыванием детей (сады при школах). Дошкольные заведения посещают почти все дети. Существует государственная программа воспитания детей дошкольного возраста. Значительное внимание в дошкольных заведениях сосредоточивают на физическом воспитании (спортивные праздники, плавание, закаливание).
Для системы общественного дошкольного воспитания Болгарии характерно:
- широкая сеть дошкольных заведений, наличие специальных норм их проектирования и строительства;
- государственный характер системы дошкольного воспитания и подготовки педагогических кадров;
- признание дошкольного воспитания частью системы народного образования, ее первичным звеном;
- государственная программа воспитания детей в дошкольных заведениях.
На современном этапе длится реформирование общественного дошкольного воспитания, как и всей системы народного образования [6, а 44-47].
Длительное время в Великобритании функционировали заведения общественного досмотра детей из небогатых семей. В настоящее время они трансформировались в современные типы дошкольных заведений, которые обеспечивают дифференцированный подход к воспитанию детей. Формирование и развитие системы дошкольного воспитания происходило под воздействием идей Ф. Фребеля, М. Монтессори, Г. Штейнера, Ж. Пиаже, Дж. Брунера.
Дошкольных заведений в стране недостаточно для обеспечения досмотром всех детей к вступлению в школу, учеба в которой начинается с 5-ти лет. Основными их типами являются муниципальные и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей». По содержанию работы их можно объединить в три группы:
- дневные ясли, которые обеспечивают уход за детьми;
- ясельные классы и школы, которые работают как заведения интеллектуального развития детей, подготовки их к школе;
- игровые группы, клубы матери и ребенка, группы «возможностей».
132
Муниципальные дневные ясли открывают местные органы власти для детей в возрасте от нескольких месяцев до 4-х - 5-ти лет. Работают они на протяжении года с 8 до 18-ти часов и предназначены для воспитания детей, родители которых имеют не высокий уровень доходов.
Частные дневные ясли создают разные частные лица, организации, благотворительные общества, религиозные организации и тому подобное. К ним принадлежат церковно-общинные дневные ясли; ясли, которые открывают для детей своих работников фабрики, компании, корпорации, банки; коммерческие ясли; кооперативные ясли; ясли психолого-педагогического профиля при научно-исследовательских центрах. Их целью является предоставление матерям, которые имеют маленьких детей, несколько часов свободного времени в день.
В стране есть много частных воспитателей, которые по желанию родителей работают с детьми в возрасте от рождения до 5-ти лет в течение всего рабочего дня.
Особенно популярные бесплатные муниципальные ясельные школы и классы для детей
3-х - 5-ти лет. Преимущества имеют ясельные центры - своеобразные объединение дневных и ясельных школ - их немного. При начальных школах часто организуют ясельные центры, которые занимаются умственным, физическим, моральным, эстетичным, трудовым развитием детей, формированием их индивидуальности. Организуют их родители. Как правило, ясельные центры обеспечивают наивысший уровень всестороннего воспитания.
Самым распространенным типом дошкольных заведений являются игровые группы, объединенные в Ассоциацию дошкольных игровых групп. Финансируются они частично из государственного бюджета, за счет благотворительных взносов, а больше всего - родителями детей. У них воспитывается до 70 % детей в возрасте 2-3 лет. Группы насчитывают от 6 до 40 детей, работают 2-3 часа от двух до пяти дней в неделю. Руководители игровых групп (часто ими являются матери воспитанников группы) обязательно должны иметь специальную психоло-го-педагогическую подготовку.
Больничные игровые группы предназначены для воспитания детей, которые находятся на лечении. «Группы возможностей» имеют целью воспитание детей с отклонениями в развитии. Работают они по образцу игровых групп, однако в их составе гораздо меньше детей. На занятиях используют специальный игровой и учебный материал. Клубы матери и ребенка предусматривают обязательное присутствие матерей в течение всего пребывания детей в группе, работа которой мало чем отличается от работы игровой группы [5, с. 67-69].
Поскольку английская система образования предусматривает получение разрешения на прием трех-четырехлетних детей в начальную школу, органы образования организуют подготовительные классы (группы) и для пятилетних детей.
Разнообразие типов дошкольных заведений и программ отображает особенность концепции дошкольного воспитания в Великобритании: ребенок является активным субъектом, познающим окружающую среду. Поэтому воспитание имеет целью развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности в овладении разными видами деятельности. Программы воспитания и учебы детей направлены на целостное виденье личности ребенка, ориентируют на использование мотивационных факторов к учебе, развитие инициативы. В дошкольных заведениях на одного взрослого приходится не более трех малышей и пяти детей от 3-х до 5-ти лет. Для облегчения адаптации к детскому садику ребенок в первые дни посещает его вместе с мамой.
Самыми распространенными типами заведений общественного дошкольного воспитания Дании являются дневные ясли, садики, ясли-садики, игровые площадки и круглосуточные дошкольные заведения, предназначенные для воспитания и лечения детей с проблемами физического и психического развития, предоставления им психолого-педагогической помощи и осуществления коррекции изъянов. Педагогический персонал получает трехлетнюю подготовку по психологии, физиологии, педагогики. Каждый пятый работник датских дошкольных заведений является мужчиной.
В Дании находится центр Международной Монтессори-ассоциации.
Детские сады в Израиле находятся на содержании муниципалитетов, религиозных и женских организаций. Работают круглогодично, за исключением небольших каникул в августе. Действуют платные частные сады и группы по 5-10 детей раннего (с 3-х месяцев) и дошкольного возраста. Открывать частные детские сады разрешено лишь специалистам с педагогическим образованием.
Как и муниципальные, частные детские сады контролируются Министерством образования. Все дети обязательно должны посещать старшую группу в детском саду, которая бесплатно готовит их к школе. Они овладевают разными видами художественной деятельности, слушают рассказы и сказки, учатся читать и считать, работают на компьютере, знакомятся с народными традициями [1, с. 17-19].
Дошкольные заведения в Китае очень большие (270 воспитанников и 60 педагогов и обслуживающего персонала). Группы насчитывают 25-26 детей преимущественно дневного пребывания, 5 процентов групп дошкольных заведений - круглосуточные, из которых родители за-
133
бирают детей в среду и субботу. Воспитатели и их помощники должны быть разного возраста, уметь четко организовывать поведение детей, не предоставлять много время на свободную деятельность, воспитывать привычку к порядку, прививать навыки коллективной жизни, избегая наказаний, воспитывать трудолюбие, настойчивость, ответственность перед родителями, воспитателями и страной. Патриотическое воспитание является основой учебно-воспитательного процесса. Значительное внимание уделяется развитию музыкальных способностей.
Традиции общественного дошкольного воспитания в Германии являются одними из самых давних. С 1957 г. действует закон о свободном посещении детских садов, 20 % из которых содержит государство, 80 % принадлежат церковным общинам, профсоюзам, немецкому Красному Кресту, службе молодежи и другим благотворительным обществам. Родители оплачивают 50 % содержания детей, другие расходы возмещает владелец дошкольного заведения.
В Германии существуют следующие типы дошкольных заведений:
- детские садики с полным или неполным днем, предназначенные для детей 3-х - 6-ти
лет;
- одногрупповые дошкольные заведения (преимущественно для старших дошкольников);
- пришкольные группы (для пятилетних детей);
- подготовительные классы основной школы, которые воспитывают и учат пятилетних
детей;
- круглосуточные интернаты для здоровых детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет;
- интернаты для детей с проблемами здоровья и развития;
- материнские центры. В них матери вместе с детьми занимаются интересной и полезной деятельностью, общаются между собой и специалистами по педагогики и психологии [3, с. 9-12].
Главные концептуальные принципы воспитания детей реализуются в детских садах свободного и открытого типов. Самый распространенный тип свободного детского сада - штейне-ровские детские сады и детские сады Монтессори.
Открытый детский сад организован на ситуативно-ориентированной концепции дошкольного воспитания, для которого характерны: открытое планирование с участием детей; учеба на базе реальных жизненных связей; единство игры и учебы; разновозрастная организация жизни и деятельности; связь с общественностью; сотрудничество родителей и дошкольного заведения.
Воспитатель должен быть способным к систематическим и длительным наблюдениям, анализу результатов педагогической деятельности, прогнозированию.
Систему дошкольного воспитания в Польше образуют детские сады, ясли-садики с полным (города) и неполным (сельская местность) днем пребывания детей. Действуют также круглосуточные двухнедельные ясли-сады и временные детские сады типа семейных микросадов, расположенных в квартирах многоквартирных домов.
США. На развитие американской системы дошкольного воспитания повлияла реализация программы «Хад Старт» (1965), которая предусматривала увеличение ассигнований на создание дошкольных заведений (прежде всего для детей из малообеспеченных семей). Если в 1965 г. детские сады посещали 10 % трех-четырехлетних детей, то в 1985 г. - 40 %, а 5-6-летних детей - 96 %. В настоящее время в США посещение дошкольных учебных заведений является нормой подготовки к школе.
Потребности семей повлекли за собой формирования разнообразных типов заведений дошкольного образования:
- группы детей 4-х - 5-ти лет при школах. Эти государственные детские сады работают 2-3 часа утром, заботясь, прежде всего, об интеллектуальном развитии ребенка;
- школы-ясли для детей раннего возраста (с 3-х лет). Отдельные из них действуют при научных центрах и педагогических колледжах, используя развивающие учебные программы;
- частные центры, функционируют на протяжении дня преимущественно при предприятиях и организациях для детей рабочих и служащих.
Каждый штат США имеет свои образовательные стандарты, а каждое заведение работает по собственной программе.
В обычных группах занимается 1 -2 дошкольника с проблемами в развитии. С ними работают специальный педагог на основе индивидуальной программы и воспитатель, чьи полномочия распространяются на всю группу. Отстающие в развитии дети принимают участие в общей жизни группы, при необходимости им оказывают соответствующую помощь. Совместная деятельность со здоровыми детьми должна содействовать развитию их умений и навыков. Как правило, это обеспечивает позитивные результаты как для отсталых детей, так и для здоровых их одногодков. Дети учатся жить в интегрированном обществе, с детства добывая социальнокоммуникативный опыт, воспитывая в себе милосердие и гуманность.
134
Концепция дошкольного воспитания в США заключается в развитии личности ребенка через приобретение им опыта. Значительное внимание уделяется развитию детского творчества и одаренности. В процессе привлечения к искусству у детей развиваются способности к общению.
Помещение групповой комнаты, как правило, разделенное на зоны (уголки) для организации разных видов деятельности: центр социодрамы (сюжетно-ролевой игры), кукольного театра, искусства, кулинарии, научно математический центр, уголок строительства и конструирования и тому подобное. Это создает условия для самостоятельной работы детей по их желаниям. Система дошкольного воспитания учит ребенка быть свободной, независимой личностью. При этом идет речь о равенстве возможностей, а не равенстве способностей, которое нуждается в создании в процессе обучения и воспитания условий для соотношения свободы и порядка, требовательности и снисходительности относительно каждого ребенка.
В Турции в известной мере на дошкольное воспитание влияют традиционные для ислама ценности многодетного семейного воспитания и роли женщины в семье. В системе общественного дошкольного образования (ясли, частные, фабричные, экспериментальные детские садики) воспитывается 10 % детей от рождения до шести лет. Однако ее материальная, научно методическая базы нуждаются в существенном улучшении.
Цель и содержание дошкольного образования отвечают общему направлению национального образования: физическое, умственное, эмоциональное развитие детей; формирование социальных навыков поведения; развитие речевой компетенции; подготовка к учебе в школе.
Дошкольные заведения в Финляндии существуют с 50-х гг. XIX ст. Определенное время они работали по фребелевской системе. В поисках рациональных моделей работы дошкольных заведений апробировались американская, шведская системы и система Монтессори.
В Финляндии существуют следующие типы дошкольных заведений:
- народные детские сады. Они возникли давно и были призваны помогать в воспитании детей семьям, в которых родители работают. Распространенным является дневной уход за детьми в семьях, открыты детские сады, передвижные детские сады (вроде сезонных), дошкольные заведения для детей с проблемами физического и психического развития;
- семейные детские сады, назначение которых заключается в организации семейного ухода за детьми. Воспитатели должны иметь специальную подготовку;
- открытые детские сады, которые работают по типу игровых площадок, куда родители приводят детей для прогулок, общих игр с однолетками;
- дошкольные детские дома, работа которых разворачивается по принципу жизни большой семьи.
Общественное дошкольное воспитание в Финляндии осуществляется в тесной связи с семьей. Каждый третий ребенок до 3-х лет и почти все дети дошкольного возраста (за год до школы) воспитываются в заведениях системы дошкольного образования. Родители имеют широкие возможности относительно непосредственного участия в работе дошкольных заведений. Количество детей в группах имеет четкие ограничения: в возрасте до года - не больше 6-ти детей, от года до 2-х лет - не больше 12-ти, после 3-х лет - не больше 20-ти воспитанников. График работы педагогического персонала построен так, чтобы днем с детьми работали все воспитатели и няни. Запрещена продажа игрушек военной тематики. В воспитательной работе значительное внимание уделяют проведению праздников: Дня ООН, Дня независимости Финляндии, Дня папы, Дня мамы, Рождества, Пасхи, Дня финского языка, Дня «Калевали» (карельско-финского национального эпоса).
Воспитателями могут работать лица, которые получили специализированное высшее образование.
По количеству детей, вовлеченных в систему общественного дошкольного воспитания (история достигает до 200 лет), Франция занимает одно из первых мест в мире. Ее дошкольная педагогика вобрала лучшие теории воспитания отечественных (П. Кергомар, С. Френе) и зарубежных педагогов (М. Монтессори, Же.-О. Декроли, Же. Пиаже).
Основными типами дошкольных заведений, в которых воспитывают детей от 2-х до 6-ти лет, являются материнские школы, классы для малышей при начальных школах, детские сады.
Главной формой занятий в материнской школе является игра. В 1975 г. во Франции был принят закон о школе, который предусматривал мероприятия по обеспечению преемственности между дошкольным воспитанием и школьным обучением. Действует единственная, обязательная для всех учебных заведений государственная образовательная программа. Обучает детей в материнской и начальной школах один педагог, который осуществляет тесную связь между дошкольным и школьным обучением. Благодаря этому в материнских школах и классах для малышей при школах учатся все дошкольники 5-6-ти лет, а младшие дети обеспечены дошкольными заведениями на 75 % [7, с. 15-22].
135
Общей целью дошкольного воспитания является развитие физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для формирования умения жить в современном обществе. Преимущество предоставляют не накоплению знаний, а развитию детской инициативы, воспитанию социальной компетенции. Работа дошкольных заведений направлена на то, чтобы ввести ребенка в жизнь коллектива, развить навыки разных видов деятельности, сформировать стремление к знаниям, научить выстраивать отношения с другими детьми. Дошкольники должны приобрести соответствующие проворные навыки, получить определенный уровень интеллектуального и речевого развития, овладеть рисованием и другими видами изобразительной деятельности.
Роль воспитателя заключается в направлении развития, в создании развивающей среды, в изучении поведения и психологии детей, организации их досуга. Воспитание младших детей имеет целью развитие игровой деятельности, органов чувств, моторики. В работе с
4-5-летними детьми сенсорное воспитание усложняется, для чего используют разные виды ручного труда (рисование на ткани, витраже, изготовление декораций для инсценировок и тому подобное). В графике занятий много времени отводится физкультуре, музыке. Дети шестого года жизнь готовятся к школьной учебе на обязательных для них занятиях по чтения, письму, графике, математике, однако распорядок их проведения определяется на основе свободного выбора ребенка.
Дошкольные заведения Швейцарии (детские сады или детские школы) предназначены для воспитания детей 4-6-ти лет. Кроме государственных, существует много частных дошкольных заведений, которые в течение пяти дней в неделю работают по несколько часов в день и размещаются преимущественно в одноэтажных коттеджах с площадками для прогулок и занятий физической культурой. Исторически сложились две концепции воспитания детей дошкольного возраста: в немецкой части страны концепция основана на идеях Ф. Фребеля, в романской - женевского направления (Е. Клапаред, А. Ферьер, Же. Пиаже) и типа «Монтессори». Немецкоязычные и романоязычные детские сады работают по разным программам. Швейцарские дошкольные заведения хорошо оборудованы, в них много дидактического, игрового материала для занятий и самостоятельной деятельности детей.
Постоянно длится поиск эффективных путей взаимодействия дошкольных заведений и начальной школы, организуются комплексы «детский сад - школа» для подготовки детей к школе [4, с. 87].
Японская система воспитания сориентирована на раннее выявление задатков и естественное развитие способностей. Группы в детских садах достаточно многочисленны - в среднем по 40 детей. Воспитательная среда бережно, со вкусом организована. Дети участвуют в создании уюта и красоты помещения: они выращивают и аранжируют цветы, конструируют, изготовляют панно и гобелены и тому подобное. Участие детей в художественном труде является обязательным, поскольку, по мнению японцев, лишь рукотворная красота подводит человека к философскому пониманию прекрасного как целесообразности бытия.
Задача педагогов заключается и в том, чтобы научить детей общаться, заботиться, чтобы каждый ребенок чувствовал комфорт, равноправие, а группа развивалась на основе дружбы и сотрудничества. Педагог не делает детям замечаний.
Основой воспитания являются национальные ценности японского народа, которые сказываются даже в организации индивидуального питания. Утверждается, что судьба человека зависит не настолько от одаренности, насколько от терпения, работоспособности, усидчивости, старательности. В связи с этим важная роль отводится соблюдению режима жизни и деятельности (рано вставать, быть аккуратным, много работать, правильно питаться, владеть формами вежливости, приветствия, благодарности). Одобряются уважение к старшим, умение понимать другого человека, подчиняться общим правилам, быть толерантным. Детям раскрывают суть понятия «смерть», их приучают к миролюбию.
Процесс воспитания детей строится на тесном сотрудничестве воспитателей и родителей. Традиционными являются посещения детей родителями, спортивные дни, дни наблюдений, общие записывания интересных мнений педагогов и родителей о развитии ребенка, родительские собрания.
Многие дошкольные заведения опираются в своей работе на опыт известного японского скрипача и педагога Судзуки («Система воспитания таланта»), который считал талант максимальным уровнем развития способностей ребенка, а возраст до 6-ти лет - периодом, когда решается его судьба. Раннее развитие музыкальных и речевых способностей постепенно становится системой целостного развития личности, а музыка и родной язык - ведущими ее средствами. О популярности детских садов Судзуки свидетельствует то, что заявления о приеме ребенка родители подают за 3-4 года до его рождения. Сюда принимают детей без любой проверки задатков. Воспитатели работают с разновозрастными (от 3,5 до 5-ти лет) группами детей (до 60-ти детей). Их роль заключается в создании среды для саморазвития личности ребенка.
136
Идет речь о развитии памяти, восприятия (визуального, слухового, тактильного), комплексных видов художественной деятельности детей. С двух лет ребенка учат игры на скрипке, для чего компания «Судзуки» изготовляет маленькие скрипки на 1/32 полного размера. Воспитание в этих садиках имеет гуманистическое содержание (подчеркивается красота природы, искусства) и форму (ребенка ни к чему не принуждают, а создают для него развивающую педагогическую среду) [2].
Проблемами развития детских талантов проникаются не только педагоги и родители. Ощутимо влияют на функционирование системы дошкольных заведений Ассоциация раннего развития, организация «Учебы талантов». Слова автора популярных трудов о воспитании способностей у детей, основателя фирмы «Сони», Масари Ибуки о том, что основой развития умственных способностей ребенка является его личный опыт познания в первые три года жизни, когда активно развивается структура мозга, что ни один ребенок не рождается гениальным или отсталым, каждый может учиться хорошо - все зависит от метода учебы, который должен быть гуманным и учитывать возможности, наклонности и интересы ребенка, исчерпывающе и метко характеризуют особенности японской системы дошкольного воспитания и обучения.
Какими бы своеобразными, оригинальными не были национальные системы образования и воспитания детей дошкольного возраста, все они имеют в своей основе универсальные принципы, представляют единственную и целостную систему дошкольного воспитания и обучения как общецивилизационный феномен.
Ссылки:
1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003.
2. Детский сад в Японии: Опыт развития детей в группе. М., 1987.
3. Масару И. После трех уже поздно. М., 1991.
4. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001.
5. Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1990.
6. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. М., 2000.
7. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. М.,
1998.
137