Научная статья на тему 'Организация дистанционного обучения дисциплине «История» студентов очной и заочной формы петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта'

Организация дистанционного обучения дисциплине «История» студентов очной и заочной формы петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СРЕДНЕСПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ловчикова Ирина Владимировна

В статье рассматриваются причины внедрения дистанционного обучения в Петрозаводском колледже железнодорожного транспорта, выстраиваемого с помощью системы moodle, позволяющие интегрировать информационные и педагогические технологии, обеспечивающие возможность внедрения принципов Федерального Государственного образовательного стандарта на примере дисциплины «История». Описываются противоречия, возникающие в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ловчикова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация дистанционного обучения дисциплине «История» студентов очной и заочной формы петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта»

Требования к преподавателю, использующему средства ИКТ в образовательной деятельности, должны складываться из традиционных требований, предъявляемых к любому педагогу, и специфических, связанных с использованием современных информационных технологий и средств практического использования ИКТ в процессе информатизации образовательной деятельности. К традиционным требованиям относятся:

• организаторские (планирование работы, сплочение обучаемых и т. д.);

• дидактические (конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, оборудование; доступное, ясное, выразительное, убедительное и последовательное изложение учебного материала; стимулирование развития познавательных интересов и духовных потребностей);

• перцептивные (проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявить особенности психики);

• коммуникативные (умение устанавливать педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, их родителями, коллегами, руководителями образовательного учреждения);

• суггестивные (эмоционально-волевое влияние на обучающихся);

• исследовательские (умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы);

• научно-познавательные (способность усвоения научных знаний в избранной отрасли);

• предметные (профессиональные знания предмета обучения) [8].

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению особенно необходимы в начальных классах, так как именно здесь наблюдаются резкие различия в подготовленности детей и в уровнях развития.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. иКт вовлекают учащихся в образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в образовательном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль и оценку результатов учебной деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления образовательным процессом. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результаты своих действий [6].

Каждый из нас должен помнить, что применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью Конфуция: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда». Библиографический список

1. Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. -Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.

2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. -с. 5-6.

4. Информационные технологии на сайте otherreferats.allbest.ru>

5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 21 с. - (Стандарты второго поколения) / http://www.eidos.ru/journal/1998/0425.htm

6. Использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе/ [www документ] на сайте logosha.com

7. Современные информационные технологии в образовании на сайте sgpu2004.narod.ru

8. Применения информационных и коммуникационных технологий...на сайте ido.rudn.ru

9. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения на сайте snfpo.ru

Ловчикова Ирина Владимировна,

преподаватель гуманитарных дисциплин Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта - филиала ФГОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщений», г. Петрозаводск [email protected] Организация дистанционного обучения дисциплине «История» студентов очной и заочной формы Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта Аннотация. В статье рассматриваются причины внедрения дистанционного обучения в Петрозаводском колледже железнодорожного транспорта, выстраиваемого с помощью системы moodle, позволяющие интегрировать информационные и педагогические технологии, обеспечивающие возможность внедрения принципов Федерального Государственного образовательного стандарта на примере дисциплины «История». Описываются противоречия, возникающие в данном процессе.

Ключевые слова: информационное образовательное пространство, дистанционное обучение, среднеспециальное учебное заведение, история.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной информатизации общества, необходимости широкого использования, постоянного развития и усложнения информационно-коммуникационных технологий возрастает значимость информатизации системы образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [1], нашедшая отражение в Федеральной программе развития единой информационной образовательной среды и получившая развитие в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы [2], акцентирует внимание на необходимости развития единого образовательного пространства, обеспечивающего эффективное использование научно-педагогического потенциала, создание условий для поэтапного перехода к новому уровню и качеству образования на основе новых информационных технологий. Одним из критериев ожидаемых конечных результатов Программы и показателем ее социально-экономической эффективности является внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, а также подготовка профессиональных кадров с учетов современных компьютерных технологий.

В 2011-2012 учебном году среднеспециальные учебные заведения перешли на Федеральный Государственный образовательный стандарт (ФГОС) [3], целью которого является формирование общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций студента. Среди которых: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В соответствии с новыми задачами, поставленными перед преподавателями, в Петрозаводском колледжа железнодорожного транспорта - филиала Федерального государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Петербургского государственного университета путей сообщений (ПКЖТ - филиал ФГОУ ВПО ПГУПС) были разработаны и внедрены новые рабочие программы, среди которых и программа по дисциплине «История», входящей в общегуманитарный, социально-экономический цикл.

Рабочая программа учебной дисциплины «История» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы специальностям 140409 Электроснабжение (по отраслям), 190623 - Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 270835 - Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, 230111 - Компьютерные сети, 220415 Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте, 190701 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

Программа и включает в себя следующие разделы: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия реализации учебной дисциплины, контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Программа предусматривает изучение разделов

- «Россия на рубеже веков (ХХ-ХХ1 века)»,

- «Мир на рубеже веков (ХХ-ХХ1 века)».

Таким образом, программа разработана в соответствие с требованиями Федерального государственного стандарта, включает в себя изучение зарубежной и отечественной истории. Затрагиваются основные проблемы современной истории: формирование постиндустриальных обществ, кризис современной демократии, нации и межнациональные проблемы, современная культура и СМИ, глобальные проблемы человечества, при этом соблюдается принцип системности изучения истории зарубежных стран и истории России.

В связи с тем, что из 48 часов аудиторной нагрузки для очной формы обучения - 44 часа -практических занятия, то увеличивается нагрузка на самого студента, его личную ответственность за качество изученного материала. Преподаватель становится координатором действий, который обязан четко представлять: как и каким образом формировать компетенции (или их элементы).

Так как дисциплина «История: конец ХХ - начало ХХ1 века» новая, то еще довольно мало хорошо проработанных и апробированных учебников по данному периоду истории. Преподавателю приходится самому отбирать материал в соответствии с ФГОС, учитывая все его требования по формированию компетенций, знаний и умений. Что увеличивает его нагрузку, осложняет процесс подготовки к занятиям. А так же усиливает ответственность за качество предлагаемого материала.

Еще одна сложность: это пропуски занятий студентов по болезни или участия в соревнованиях. Им приходится самостоятельно компенсировать пропущенный материал, что при отсутствии учебников осложняет данный процесс.

Однако наибольшую сложность в реализации новых стандартов образования представляет на заочной форме обучения.

Студентами заочной формы средне-специального учебного заведения является взрослый человек. Данная категория людей охватывает работающую молодежь, и людей среднего возраста,

проходящих переподготовку по специальности. Обозначим некоторые особенности, которые отличают взрослого учащегося от студента-очника:

- взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им;

- взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию;

- мотивация взрослого к учению заключается в стремлении с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (прежде всего карьера);

- взрослый стремиться к безотлагательному применению полученных знаний [4, с.8].

Учитывая выше изложенное, а так же условия обучения студентов заочного отделения: со-

кращенность часов на изучение курса (из 56 часов максимальной нагрузки только 8 часов аудиторной работы, а все остальное - самостоятельная работа студентов); удаленность от учебного заведения библиотек, занятость на производстве, наличие семьи, необходимость изучения предметов общегуманитарного, социально-экономического блока, которые (на их взгляд) не имеют прямого отношения к выбранной ими профессии, - создают определенные трудности в процессе обучения. В связи с этим, у преподавателей и студентов создается потребность поиска новых форм и методов обучения. Одним из вариантов является дистанционное обучение.

Технология дистанционного обучения применительно к преподаванию учебных дисциплин в образовательном учреждении СПО представляет собой совокупность психолого-педагогических, организационных и процедурных компонентов (методов, средств, приемов и т.п.) дистанционного обучения и контроля, которые обеспечивают достижение заданного результата в усвоении студентами содержания дисциплины, а также формирование компетенций будущих специалистов.

Содержание дистанционного обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Преподаватель взаимодействует индивидуально с каждым обучаемым как опосредованно, так и непосредственно в прямом контакте. Каждый обучаемый большую часть времени работает самостоятельно в удобном для него темпе.

Дистанционное обучение ориентированно на применение новых информационных технологий и хорошо приспособлено для использования современной вычислительной техники, что позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения.

Разработка информационных блоков базируется на методологии, использующей системный подход, который гарантирует полноту и непротиворечивость выявляемых функций, элементов и связей. Однако качество прохождения дистанционного курса зависит: от качества разработанного курса (полнота представленного материала, наглядность, уровень разработанности тестовых и иных форм контроля и т.д.); от личной заинтересованности преподавателя, т.к. при дистанционном обучении на преподавателя ложится большая нагрузка; от качества работы Интернета.

Все эти принципы легли в основу формирования дистанционного курса по дисциплине «История». Первичное анкетирование студентов (очной и заочной формы обучения) показало следующие результаты:

1. Подавляющее число студентов имеют дома компьютер с доступом к Интернет-ресурсам (91,5%);

2. В основном студенты имеют опыт работы только с программой WORD (78%), тогда как с другими ресурсами показатели гораздо ниже: Excel- 52,5%, Power Point - 47,5%, Office Access -11,9%, Office Publisher - 6,8%;

3. Почти все студенты умеют работать с поисковыми системами Интернета - 93,2%;

4. 17% студентов не имеют электронной почты;

5. Только 20,3% студентов проходили ранее обучение с помощью Интернет-технологий;

6. Большинство студентов готовы изучать материал с помощью дистанционной формы обучения, но есть студенты, которые категорически против данной формы обучения (1,7%);

Учитывая все выше изложенное, В ПКЖТ - филиал ФГОУ ВПО ПГУПС в сентябре 2012 года началась апробация курса, которая будет проходить в течение 2012-2013 учебного года на базе дистанционной оболочки MOODLE.

Основой курса является модульная система, которая характеризуется:

- четким описанием модуля и его цели;

-распределение материала, которое позволяет самому студенту спроектировать собственную программу обучения;

-доступность материала;

- наполнением содержания современными научными идеями.

Каждый модуль состоит из опорного конспекта, рекомендуемой литературы, Интернет-сносок по данной теме. Студент сам выбирает удобный носитель информации, поскольку каждый из них в отдельности несет информацию по теме в полном объеме, а также выбирает различные формы контроля знаний: тесты, задания с прикрепленным файлом, где требуется развернутый ответ, эссе, заполнения таблиц и т.д. Стоит отметить, что тестовые задания проверяются автоматически и

обучающийся знает свой результат сразу по завершению теста. Итоговый контроль осуществляется во время сессии в виде дифференцированного зачета.

Хотя эксперимент только начался, однако, уже имеется опыт проведения дистанционных курсов ранее. Работа в данной области мною осуществляется с 2008 года. Можно отметить три направления деятельности на примере некоторых разработок: -учебный курс («Основы социологии и политологии»);

-Внеклассная деятельность (Олимпиада «65 лет Победы в Великой Отечественной войне», станция «История Великой Отечественной войны» в гражданско-патриотической игре «Орленок»); -работа с родителями («Классное собрание группы Э-265»). Описание опыта было представлено мною в следующих статьях:

«Организация дистанционного обучения студентов Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта» [5], «Опыт использования дистанционной оболочки MOODLE в образовательной среде железнодорожного колледжа» [6], «Ипользование дистанционной оболочки MOODLE в учебной и внеучебной деятельности студентов петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта» [7], «Историко-философский турнир / Методика и педагогическая практика» [8], «Использование дистанционной формы обучения студентами железнодорожного колледжа» [9], «Формы и методы использования дистанционной оболочки MOODLE»[10].

В процессе работы с курсами были выявлены следующие противоречия:

- между существующей потребностью в системе дистанционного обучения гуманитарных дисциплин в среднеспециальных учебных заведениях и неразработанностью совокупности методических средств реализации дистанционного обучения гуманитарным дисциплинам;

- между потребностью в сетевых преподавателях гуманитарных дисциплин для системы дистанционного обучения и отсутствием средств повышения уровня готовности преподавателей к реализации этого вида профессиональной деятельности;

- между необходимостью формирования гуманитарной деятельности в процессе обучения истории, философии, права и т.д. в среднеспециальном учебном заведении и отсутствием научно-обоснованных принципов создания учебных материалов, ориентированных на развитие соответствующей деятельности для системы дистанционного обучения гуманитарных дисциплин;

- между потребностью в информации о процессе усвоения студентами гуманитарных знаний и умений и формирования гуманитарной деятельности и отсутствием соответствующего инструментария диагностики, предназначенной для системы дистанционного обучения в среднеспециальном учебном заведении.

Наличие этих противоречий и отсутствие целостной концепции построения методической системы дистанционного обучения гуманитарных дисциплин в среднеспециальном учебном заведении, различные степени разработанности целей, содержания, методов, организационных форм в существующей практике дистанционного облучения, обусловливает актуальность исследования, проблемой которого стал поиск путей совершенствования процесса дистанционного обучения гуманитарных дисциплин в среднеспециальном учебном заведении как для очной, так и для заочной формы обучения.

В связи с чем, апробации курса «История» должна решить данные противоречия и способствовать улучшению качества образования в ПКЖТ - филиале ФГОУ ВПО ПГУПС, А так же способствовать эффективному вхождению образовательного учреждения в открытое образовательное пространство, определить четкую педагогическую позицию по отношению к новым технологиям и Интернет-ресурсам в данном учебном заведении. Библиографический список

1. Национальная доктрина образования РФ / http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm

2. Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы / http://www.fcpro.ru/

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт / http://standart.edu.ru/

4. Технология образования взрослых. Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под общей редакцией О. В.Агаповой, С. Г.Вершловского, Н. А.Тоскиной. - Спб.: КАРО, 2008. - 176 с.

5. Ловчикова И. В., Янюшкина Г. М. Организация дистанционного обучения студентов Петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта. / Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - № 3. - 2011 г. - Кисловодск: Изд-во УЦ «МАГИСТР», 2011 г. - С 46-49.

6. Ловчикова И. В., Янюшкина Г. М. Опыт использования дистанционной оболочки MOODLE в образовательной среде железнодорожного колледжа. / Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 26 декабря 2011 г.: в 7 частях. Часть 3; М-во образования и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. - С.159-161.

7. Ловчикова И. В. Ипользование дистанционной оболочки MOODLE в учебной и внеучебной деятельности студентов петрозаводского колледжа железнодорожного транспорта. / Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во Лемма, 2012. - С.27-29.

8. Ловчикова И. В. Историко-философский турнир / Методика и педагогическая практика / 1пПр://т^-it.ru/konf_zal/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=5#3

9. Ловчикова И. В.Использование дистанционной формы обучения студентами железнодорожного колледжа / Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации / http://ulspu.ru/

10. Ловчикова И. В. Формы и методы использования дистанционной оболочки MOODLE / Педагогический вестник Карелии № 1 (36) 2012. С.71-74

Малиновская Юлия Владиславовна,

гандидат педагогических наук, учитель химии, ГБОУ «СОШ № 89», г. Санкт-Петербург [email protected]

Креативный подход к применению современных педагогических технологий

на уроках химии

Аннотация. В работе представлен опыт использования таких образовательных технологий как: технология мастерских, игровые технологии на уроках химии в средней и старшей школе. Предложены сценарии уроков, описаны методические находки и приемы, позволяющие сделать современный урок «креативным».

Ключевые слова: креативность, технология мастерских, игровые технологии.

Современный урок химии. Каким он должен быть, что бы это был урок «которого ждут»? Конечно, невозможно однозначно ответить на этот вопрос. Каждый из нас ответит на него по-своему.

Наверное, все мы понимаем, что урок должен быть интересным. Ведь если ребенку скучно, он не станет слушать, а если его заставить, то он все равно ничего не поймет и не запомнит.

На уроке должна царить особая атмосфера сотворчества и взаимопонимания. Дети не должны уставать, а должны испытывать радость общения и познания, т.е. современный урок должен быть «креативен», должен позволять детям раскрыть и проявить свои творческие способности.

Сделать урок «креативным» позволяют такие педагогические технологии как: технология мастерских и игровые технологии. Однако, мало использовать саму технологию, необходимо, чтобы при отборе содержания урока учащимся предлагался «креативный» материал в чем и заключается креативный подход.

Креативность - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а так же способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем [2].

В креативном подходе к применению технологий, креативным должен быть, прежде всего, сам учитель. Он должен уметь придумывать, разрабатывать нетрадиционные, оригинальные задания для учащихся.

Рассмотрим креативный подход на примере использования технологии мастерских.

Технология мастерских чаще используется педагогами при преподавании предметов гуманитарного цикла или классными руководителями для проведения классных часов. Однако, опыт показывает, что эта технология успешно может быть использована и на уроках химии.

Ведь мастерская создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, посредством творческой (креативной) деятельности каждого.[1]

Целесообразно использовать технологию мастерских для проведения уроков повторения и систематизации знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Креативный подход в использовании технологии мастерских заключается в применении на мастерской оригинальных и нетрадиционных для урока химии заданий.

Например, для обобщения и систематизации знания по темам: классификация, номенклатура и свойства неорганических веществ в 8 классах проводится мастерская «Материк неорганических веществ».

Перед началом мастерской дети делятся на 3 группы.

Индуктор: задается «ключ общения» - слово-образ «КАРТА». Учитель записывает его на доске и предлагает собрать круг ассоциаций, которые связаны с картой у каждого из участников мастерской.

Вместе с детьми, учитель выясняет, что карты бывают: игральные, местности (географические), пластиковые и т. п. Останавливается на картах географических. Что изображают на географических картах? Какие географические карты вам известны? (карты мира, материков, районов, городов и т. п.)

Создание творческого продукта Учитель предлагает каждой группе выполнить задание:

Группа 1: изображает (рисует) на листе ватмана МАТЕРИК СЛОЖНЫХ ВЕЩЕСТВ

Группа 2: заготавливает таблички с названиями объектов, которые будут находиться на территории материка

Группа 3: рисует «фотографии» жителей, называет их.

Социализация

После завершения работы, группы предъявляют «продукт». И результатом работы на этом этапе является КАРТА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.