Педагогическая наука н практика
А.К. Жаркенов,
директор КГКП «Костанайский колледж автомобильного транспорта» Управления образования акимата Костанайской
He?i)?i свздер: жацгырту, циф-рландыру, аккредитациялау, ком-пьютерлт сауаттылъщ, модулъдт к,) Jbipemmi:iik\ халыцаралыц ынты-мацтастыц, WorldSkills чемпионаты, Competence Center, компьютер, Smart технологиялар, электрон-дыц жэне цашыцтыцтсш оцыту, «Moodle» бтм порталы.
Ключевые слова: модернизация, цифровизсщия, аккредитация, компьютерная грамотность, модуль-но-компетентностный подход, международное сотрудничество, чемпионат WorldSkills, Центр компетенций, компьютерные, Smart-технологии, электронное и дистанционное обучение, образовательный портал «Moodle».
Keywords: modernization, digi-talization, accreditation, computer literacy, module-competence approach, international cooperation, championship WorldSkills, competence center, computer, SMART technologies, e - learning and distance learning, educational website 'Moodle ".
ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Макалада «Сацдьщ Казаккстан -2020» Мемле-кетпк багдарламасын жузеге асыру аркылы колледж тулектершщ бэсекеге кабшеттшЫн жогары-лату мэселесш шешудщ езектшт карастырылган. К^останай автомобиль колт колледж! студенттер мен окытушылардыц цифрльщ сауаттылыгын арттыру максатында 2018-2019 оку жылында цифрландыруды дамыту багдарламасын эз1рледг Багдарлама жумыс берушшердщ, ецбек нарыгы-ньщ талаптарына сэйкес 6miM беру мазмунын жацартуды коздейдг Колледжде инновацияльщ педагогикальщ технологияларды енпзу аркылы сэтп жузеге асырылуда жэне бэсекеге кабшетп мамандарды даярлау уипн студенттер, окытушы-лар, шеберлер, кэсшорын мамандары арасындагы озара эрекеттест1кп жаксартуга ьщпал етед1
Аннотация
В статье представлена актуальность решения проблемы повышения конкурентоспособности выпускников колледжа посредством реализации государственной программы «Цифровой Казах- 5
стан -2020». В Костанайском колледже автомо- ^
<
бильного транспорта разработана программа раз- g вития цифровизации на 2018-2019 учебный год <
в целях повышения цифровой грамотности сту- ¡5
—'
дентов и преподавателей. Программа предусма- з
тривает обновление содержания образовательных «
программ в соответствии с требованиями работо- 3
дателей, рынка труда. Она успешно выполняется ~
посредством внедрения в колледже инновацион- w
ных технологий обучения и способствует совер- 2
—-
шенствованию взаимодействия между студента- й ми, преподавателями, мастерами, специалистами ?
предприятий для подготовки конкурентоспособ- ~
С
ных специалистов. сз
О н
UJ
Annotation S
The article considers the urgency of solving the ~
problem of increasing competitiveness of college §
graduates through the implementation of the state £
program "Digital Kazakhstan 2020". In Kostanay §
autocollege there is a program of digitalization ^
development for 2018-2019 academic year for z
^^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^ teachers and students. The program provides updating the education content in accordance with the requirements of employers and labor market. It is successfully implemented by using innovative technologies in the college educational process and contributes to interaction between students, teachers, masters, specialists of enterprises for preparation of competitive specialists.
Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. Сегодня время глобальных и стремительных изменений во всех сферах жизни, требующих новых знаний, иных технологий, других качеств человека. Перед Казахстаном поставлена задача по вхождению в число 30-ти самых развитых стран мира, которая требует нового инновационного развития и ускоренного обновления. Глава государства в Послании народу Казахстана от 31 января 2017 года объявил о Третьей модернизации, стержнем которой является цифровизация [1].
Система образования будет полностью обновлена в соответствии с лучшими мировыми практиками. Новое образование будет отвечать потребностям цифровой экономики с акцентом, прежде всего, на навыки в анализе информации и развитии креативности мышления [2].
Главной целью обновления содержания образования является совершенствование педагогического мастерства преподавателей в кон-^ тексте обновления образовательных программ, < внедрения системы критериального оцениваем ния, дистанционного и электронного управле-<: ния образовательным процессом.
Организации технического и профессио-£ нальнош образования (далее -ТиПО) активно ^ стремятся к обновлению содержания образо-р вания. Необходимость обновления обусловле-= на требованиями современного рынка труда, = предъявляющего высокие требования к квали-
- фикации специалистов.
Сегодня мы должны формировать такие
т—
~ новые качества выпускника как инициатив-5 ность, инновационность, гибкость, динамизм, 7 конструктивность и мобильность. Образова-г тельные программы необходимо нацелить на ^ развитие способностей критического мышле-
~ ния и навыков самостоятельного поиска ин-
—
^ формации. Наряду с этим необходимо уделить большое внимание формированию 1Т-знаний, и компьютерной грамотности. Необходимо фор-
^ мировать у студентов навыки самомотивиро-
— ванности, увлечённости, уверенности, ответ-
ственности, развития креативности мышления, компетентности в цифровых технологиях.
В связи с этим, коллектив Костанайскош колледжа автомобильного транспорта активно включился в разработку Программы развития цифровизации на 2018-2019 учебный год, целью которой является повышения цифровой грамотности среди студентов и преподавателей
[3].
«Надо научить пользоваться смартфонами как следует. Поэтому здесь у нас огромное поле работы, и надо больше говорить, больше объяснять, больше учить грамотности население», - сказал Н.А.Назарбаев на республиканском совещании в ходе презентации государственной программы «Цифровой Казахстан-2020».
Исследователи дают следующее определение феномену "цифровизация" - это переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств [4].
Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet - вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой [5, с.1].
Сегодня Костанайский колледж автомобильного транспорта является одним из старейших и крупных организаций ТиПО Костанайской области. Колледж - учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров в автодорожной отрасли на севере Казахстана. Обучение ведется по 9 специальностям и 11 квалифика-
^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая циям. Колледж прошел институциональную и специализированную аккредитацию по всем специальностям, что является признанием общественности качества предоставляемых образовательных услуг. На базе колледжа создано республиканское учебно-методическое объединение, благодаря которому мы активно участвуем в обновлении содержания образовательных программ.
В колледже реализуется эксперимент по внедрению модульно-компетентностного подхода. В связи с этим, разработаны экспериментальные рабочие учебные планы, модульные рабочие учебные программы. Создаются инновационные учебно-методические комплексы. Совершенствуются материалы для самостоятельной работы обучающихся. Наполняются новым содержанием материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся.
Колледж реализует образовательный проект - Международное сотрудничество с Краевым многопрофильным техникумом г. Перми Российской Федерации. В рамках проекта организованы онлайн-конференции, совещания.
Студенты Костанайского колледжа автомобильного транспорта неоднократные победители и призеры областных, республиканских конкурсов профессионального мастерства, региональных и национальных чемпионатов WorldSkills. Оснащение колледжа позволяет являться площадкой национального чемпионата WorldSkills. При проведении конкурсов профессионального мастерства приметается новая система оценивания CIS NG - компьютерная информационная система конкурса нового поколения.
Как считает Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев «необходимо развивать центры компетенций, которые будут продвигать внедрение новых технологий (Из выступления в ходе презентации государственной программы «Цифровой Казахстан-2020»),
С 2018 года в колледже ведется работа по разработке проекта плана развития Центра компетенций по следующим направлениям: «Ремонт и об-служивание автомобилей», «Техническое обслуживание тяжелых транспортных средств», «Слесарное дело», «Сварочные технологии», «Сетевое и системное администрирование», «Сельскохозяйственный механик». В рамках реализации проекта плана развития Центра
компетенций в колледже запланированы мероприятия: оснащение учебным оборудованием и доступность его для колледжей - партнеров, внедрение инновационных технологий обучения, актуализация образовательных программ, повышение квалификации экспертов.
Подготовка специалистов техников-геодезистов, электрогазосварщиков, техников-механиков, слесарей по ремонту автомобилей, электриков по ремонту автомобильного электрооборудования, техников-электроников, техников-строителей и мехатроников ведется по образовательным программам, направленным на овладение знаний автоматизации и диагностирования электронных систем управления, ремонта электронного оборудования, электротехники, электроники, базовым цифровым навыкам.
Особое внимание уделяется «навыкам XXI века»: умение работать в команде, нетворкинг, критическое мышление, творческий подход, креативность, предприимчивость. Все это позволит студентам получать комплексную информацию, общаться с коллегами и клиентами, решать проблемы, составлять долгосрочные планы и быстро адаптироваться в быстро изменяющемся мире [6].
Для реализации Программы развития циф- _ ровизации в Костанайском колледже автомо- Е бильнош транспорта на 2018-2019 учебный год < имеется современная материально-техническая 5 база для обучения: учебные кабинеты, совре- á менные лаборатории, компьютерные классы, О станция технического обслуживания, токарные ~ и слесарные цеха, сварочные мастерские, де- ~
ta
монтажно-монтажные мастерские, мастерская о
ремонта двигателей, автомобильный парк и парк с
дорожно-строительнои техники, оснащенные s
компьютерами, ноутбуками, интерактивными у
досками. В рамках реализации цифровизации Е
оборудована лаборатория цифровой диагности- 3
ки технического обслуживания и ремонта авто- о мобилей.
:_,
Во
всех кабинетах имеется доступ к безли- £
митному интернету. Все компьютеры объедине- —
ны в высокоскоростную локальную сеть. Адми- g
нистрацией колледжа используется внутреннее rj
средство связи - современная программа Link, х
Имеется свой web сервер, с помощью програм- -
мы OutlookExpress осуществляется передача и §
прием почты. Неотъемлемым атрибутом кол- ~
Педагогическая наука и практика
m <
CL.
из
м s
и
s
и о
s
леджа является видеокамеры для видеонаблюдения. С нового 2018-2019 года в колледже будет использована система автоматической подачи звонков.
Главное условие успеха цифровизации образования - это новая позиция преподавателя (знание приемов работы с новой компьютерной техникой и умение эффективно использовать эти знания для решения педагогических задач). Цифровизация системы ТиПО вносит изменения в квалификационные требования преподавателей колледжа, которые требуют освоения преподавателями новых специфических знаний, связанных с цифровыми технологиями.
Образовательную деятельность колледжа осуществляют более 100 преподавателей и мастеров производственного обучения. Преподаватели колледжа проходят курсы повышения квалификации по республиканским программам НАО «Холдинг «Кэсткор» по теме «Внедрение IT - технологий в образовательный процесс организаций ТиПО». Для освоения новых знаний и совершенствования на постоянной основе при колледже ведется обучение в школе компьютерной грамотности по новым цифровым технологиям. В процессе проведения уроков преподаватели используют компьютерные, Smart-технологии, методы проблемного, развивающего обучения, критического мышления, которые призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. На уроках используются современные компьютерные технологии с помощью планшетов, мобильных телефонов и Интернета, применяются прикладные программы AutoCAD, CREDO, Компас.
Используются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука: универсальный проигрыватель (Microsoft Media Player); аудио-проигрыватели (WinAmp, Apollo); видеопроигрыватели (WinDVD, Zplayer); программы для просмотра изображений (ACD See, PhotoShop, CorelDraw,); программы для создания схем, чертежей, графиков (MS Visio, MS Excel, FutoCAD идр) [7, с. 129].
Внедрение новых компьютерных, Smart-технологий в сферу образования ведет за собой пе-
реход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей [5, сЗ].
В целях развития и поддержки талантливой молодежи в колледже преподавателями организованы кружок по робототехнике, олимпиады по ЗО моделированию, конкурсы по информационным технологиям.
В настоящее время в колледже учебно-воспитательный процесс сопровождается следующими технологиями и инновационными подходами:
• система сетевого тестирования, основанная на использовании Интернет-технологий и предназначенная для оценки знаний студентов методом тестирования;
• портал для онлайн-обучения «Moodle» - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда.
Портал для онлайн-обучения «Moodle» был создан для организации дистанционного обучения. Все разработанные информационные ресурсы по курсам обучения преподаватели размещают в «Moodle», после чего студенты, имея соответствующие права доступа, могут записаться на курс и работать с ним: изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д.
Работа в данном портале позволяет проводить обучение в любом кабинете, оснащенном мультимедийным оборудованием (по колледжу более 75%), при этом преподавателю нет необходимости переносить материал на бумажных или электронных носителях. Кроме того данная система позволяет работать дистанционно, студент может выполнять домашние задания через портал при наличии Интернета.
Каждый электронный дистанционный курс, размещенный в Moodle, реализует следующие функциональные возможности:
• круглосуточный доступ студентов и пре-
^ Педагогическая
подавателей к учебному контенту по изучаемым дисциплинам;
• наличие учебного контента по дисциплине, который основан на материалах электронного УМКД и визуально структурирован в соответствии с тематическим разделением дисциплины;
• поддержка общения преподавателя и студента в режимах on-line (чат) и off-line (форум, отзывы на выполненные задания, обмен сообщениями по внутренней почте Moodle);
• возможность осуществления текущего и рубежного контроля знаний посредством автоматизированных тестирующих комплексов, проверки и оценки индивидуальных заданий.
В межсессионный период студенты занимаются по электронным курсам на портале в режимах off-line и on-line, выполняют контрольные задания, консультируются на форумах портала, а также используют программы WhatsApp, Skype.
Глобальный Интернет, развитие цифровых технологий и социальных сетей привели к изменению ценностей в обществе, к сетевой идентификации человека. Появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самоактуализацию и саморазвитие, соединяющих вместе учебу, работу и личностное развитие.
Будущее (и настоящее) за образовательными технологиями, обеспечивающими персонали-зацию образовательного процесса, академическую свободу обучающихся в выборе форм и методов, места и времени обучения.
Только в условиях обучения (учения) в информационно-образовательной среде происходит одновременное формирование личностных качеств человека (системы духовно-нравственных ценностей, нацеленности на результат, лидерство и др.), компетенций (критическое мышление, креативность, мультикультурность и др.), и базовых знаний и навыков, которые называют навыками и компетенциями XXI века [8].
Правомерна наша точка зрения, что готовим профессионально-мобильных, конкурентоспособных, успешных выпускников, обладающих системным мышлением, навыками межотраслевой (междисциплинарной) коммуникации и сотрудничества, управления проектами и процессами, работы с ИТ-системами, мульти-
_Ш
наука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ культурности и открытости, работы индивидуальной и в команде, деятельности в условиях сложности и неопределённости, эффективной коммуникации, осознанной и ответственной деятельности.
Цифровизация - это долгий процесс, который требует постоянного обновления, новых инноваций. Благодаря цифровизации система ТиПО станет более прозрачной, а успешное внедрение цифровизации подготовит систему ТиПО к следующим вызовам научного, технического и социального развития.
ЛИТЕРАТУРА
1.Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»; [Электронный ресурс] http://www.akorda.kz/ ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-31 -yanvarya-2017-g
2.Государственная программа «Цифровой Казахстан - 2020», утвер-жденная Постановлением Правительства Республики Казахстан №827 от 12.12.2017 года; [Электронный ресурс] https:// primeminister.kz/rupage/view/gosudarstvennaya_ programmadigitalkazahstan _
3.Программа развития цифровизации в Ко- S станайском колледже автомобильного транспор- < та на 2018-2019 учебный год ог 30.06.2018 гада; £
4.Цифровизация [Электронный ресурс]: % https://ru.wiktionary.org/wiki/, https://dictinary.ru
5.Захарова И.Г. Информационные техноло- ~ гии в образовании. Учебник /И.Г. Захарова. М.: ~ «Академия».2010.-192 с.
г
6.Цифровые навыки для жизни и рабо- —
м
ты, доклад совместной комиссии ЮНЕСКО и s МСЭ; [Электронный ресурс] http://d-russia.ru/ О vyshel-doklad-sovmestnoj -komissii-yunesko-imse- Е o-tsifrovyh-navykah-neobhodimyh-dlya-zhizni-i- 3 raboty.html
7.Киселев Г.М. Информационные технологии о в педагогическом образовании. Учебник / Г.М. w Киселёв, РВ. Бочкова. М.: М.: Издательско-тор- -швая корпорация «Дашков и К».2014. -304 с.
8.Кондаков A.M. Цифровое образова- ~ ние: матрица возможностей; [Электрон- х ный ресурс] http ://sk.ru/net/l 12103 5/b/news/ ^ archive/2017/03/28/specialnyy-proekt-mmso- E cifrovoe-obrazovanie-matrica-vozmozhnostey.aspx ~