sports complex of the RLD", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 177182.
3. Spirina, I.K. and Ushakova O.E. (2015), "Study of the ability of preschoolers to perceive and accurately assess the magnitude and variation of motion parameters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 182-185.
4. Federal state educational standard of preschool education. M.: Education, 2013, available at: http://www.edu.ru/dbmon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.
Контактная информация: dmitry1@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 06.06.2017
УДК 796.96
АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
КЁРЛИНГА
Дмитрий Александрович Свищев, Президент, Федерация кёрлинга России, Москва, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики кёрлинга, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты анализа показателей развития кёрлинга в России за 2010-2016 гг. В качестве анализируемых показателей выбраны подготовка спортивного резерва, уровень спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов, характеристика тренерского состава, спортивные результаты сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших международных соревнованиях. Анализ этих показателей свидетельствует о том, что за рассмотренный временной период достигнуты положительные результаты, которые говорят о высоких темпах развития отечественного кёрлинга.
Ключевые слова: кёрлинг, показатели развития, спортивный резерв, тренерский состав, спортивные результаты, сборные команды страны, положительные тенденции в развитии отечественного кёрлинга.
ANALYSIS OF SOME INDICATORS OF RUSSIAN CURLING DEVELOPMENT Dmitry Alexandrovich Svishchev, President, Russian Curling Federation, Moscow, Yury Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the results of the analysis of indicators of development of Curling in Russia in 2010-2016. As analyzed indicators the authors selected the sports reserve training, the level of sports skill of curlers-athletes, the characteristics of coaches, the sports performance of the national teams of Curling at major international competitions. The analysis of these indicators shows that for the considered time period there have been achieved the positive results, which has showed the high rates of development of the Russian Curling.
Keywords: Curling, development, sports provision, coaching staff, sports performance, national teams, positive trends in the development of Russian Curling.
Введение.
Последние четверть века породили небывалое количество новых для нашей страны видов спорта, которые буквально ворвались в отечественное физкультурно-спортивное движение, привлекая к занятиям значительные группы населения. Среди них
есть летние и зимние олимпийские виды спорта, такие, например, как пляжный волейбол, тхэквондо, кёрлинг, фристайл, сноуборд и ряд других видов спорта. Появление новых видов спорта привлекло внимание, как организаторов спорта, так и ученых. Последние, наряду с вопросами тренировочного процесса и соревновательной деятельности, стали изучать проблемы становления новых видов спорта в социальном, правовом, организационном и других аспектах [11]. Не остался без внимания ученых и кёрлинг [1, 5]. В работе [7] были показаны основные результаты деятельности на этапе становления кёрлин-га в стране.
Современный этап для большинства новых видов спорта в нашей стране характерен переходом из стадии становления в стадию развития [2]. Учитывая значимость этих процессов для отечественного спортивного движения и в первую очередь для спорта высших достижений, Минспорт России утвердил «Порядок разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями программ развития видов спорта [6]. Этим документом определены основные направления развития видов спорта. Следует отметить, что ежегодно осуществляется отчет общероссийских федераций на экспертном совете Министерства спорта России о выполнении программных мероприятий. Таким образом, программы становятся эффективным инструментом управления развитием конкретного вида спорта.
Анализ научных работ, в которых рассматриваются различные грани данной проблемы, дают основания вычленить качественные и количественные показатели, отражающие разные направления развития вида спорта. Эти данные можно получить при помощи различных научных методов: анализ сведений статистических наблюдений; анализ официальных протоколов соревнований по видам спорта разного уровня; анализ сайтов спортивных организаций; контент-анализ материалов средств массовой информации; наблюдение; опрос и ряд других. Использование названных методов позволяет получить достоверную информацию по реализации программ развития вида спорта.
Цель исследования. Определить динамику развития кёрлинга в России. Методы исследования - анализ и обобщение научной литературы; анализ обобщенных сведений статистических наблюдений Форма № 5 ФК (сводная) за 2010-2016 гг. [8]; анализ официальных протоколов соревнований по кёрлингу; анализ материалов сайта Федерации кёрлинга России.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Для анализа качественных и количественных показателей развития отечественного кёрлинга были выбраны следующие группы данных:
первая группа - показатели, отражающие динамику подготовки спортивного резерва и уровень спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов;
вторая группа - показатели, характеризующие тренерско-преподавательский состав в спортивных школах на отделении кёрлинга;
третья группа - показатели, характеризующие спортивные результаты сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших международных соревнованиях.
Конечно, этими данными не ограничивается вся система показателей, характеризующих развитие кёрлинга. Сюда следует отнести показатели развития материально-технической базы кёрлинга, развитие данного вида спорта в регионах, состояние финансового, научно-методического, медицинского обеспечения, пропаганда кёрлинга и т.д. В данной статье мы ограничились указанными показателями.
Анализ данных первой группы, представленных в таблице 1, позволяет заключить, что за рассматриваемый временной период количество отделений кёрлинга в спортивных школах увеличилось в два раза. Также увеличилось число занимающихся на этих отделениях - как в целом, так и по всем этапам спортивной подготовки.
Таблица 1 - Распределение занимающихся в спортивных школах на отделении кёрлинга по этапам спортивной подготовки (абсолютные значения) ___
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Характеристика спортивных школ по кёрлингу
Число отделений 7 9 10 8 16 17 18
Специализированных - - 5 4 8 2 2
Этапы подготовки
Спортивно-оздоровительный 43 - 5 31 51 - -
Начальной подготовки 129 119 40 162 314 360 327
Учебно-тренировочный 58 110 261 104 135 275 339
Совершенствование спортив- 25 34 87 78 82 85 85
ного мастерства
Высшего спортивного мастер- 4 24 43 54 89 91 97
ства
всего 259 287 476 429 671 811 848
Пол и возраст занимающихся
6-15 лет 211 179 251 209 358 445 483
Женщин 126 166 318 242 311 499 506
Спортсмен-инструктор - 4 6 12 46 52 57
Количество спортсменов-кёрлингистов, выполнивших спортивные разряды и звания
Разряды 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Массовые разряды 85 117 77 64 146 226 277
Первый разряд 20 29 46 66 78 74 77
KMC 29 52 69 69 95 89 101
МС 3 17 30 31 55 70 54
МСМК 1 1 8 6 10 8 15
ЗМС - - 1 6 7 11 18
всего 138 216 231 242 391 478 455
Из содержания таблицы, следует постоянное повышение уровня спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов и, что особенно важно отметить, этот рост зафиксирован на уровне высшего спортивного мастерства - подготовке мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Уверенный рост числа спортсменов, имеющих массовые спортивные разряды, в совокупности с ростом числа кандидатов в мастера спорта, является результатом формирования в виде спорта кёрлинг системы подготовки и отбора талантливых спортсменов и в конечном итоге указывает на эффективно функционирующую систему подготовки спортивного резерва в виде спорта кёрлинг.
Вторая группа показателей, характеризующая уровень развития отечественного кёрлинга, отражает состояние тренерского состава, работающих на отделении кёрлинга в спортивных школах - см. таблицу 2.
Таблица 2 - Тренерский состав в спортивных школах на отделении кёрлинга (абсолютные значения)_
Показатели 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
всего тренеров 2 18 25 26 44 50 53
в том числе штатных 2 15 17 18 35 37 40
высшее образование 2 14 15 17 32 33 35
среднее - 1 2 1 3 3 5
в том числе: высшее 2 11 13 15 27 29 32
физкультурное обра-
зование
среднее физкультур- - - 1 - 1 3 4
ное образование
Квалификационная категория т] ренеров
высшая 2 6 7 9 9 9 8
первая - 2 4 6 13 9 9
вторая - 1 - - 2 1 -
звание «Заслуженный 1 - 1 2 3 4 6
тренер России»
Из материалов таблицы 2 следует постоянное увеличение числа тренеров в спортивных школах, а также, что очень важно, повышаются их профессионально-квалификационные характеристики: растет число тренеров, имеющих квалификационные категории. Следует особо подчеркнуть, что растет число тренеров, имеющих почетное звание «Заслуженный тренер России», полученное за достигнутые их спортсменами высокие спортивные результаты.
Третья группа показателей включает спортивные результаты сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших международных соревнованиях, они приведены в таблице 3. Анализируя приведенные в таблице материалы, можно констатировать следующее.
Таблица 3 - Результаты выступления сборных России на международных соревнованиях по кёрлингу___________
Наименование соревнований 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Итого
Чемпионат мира (муж.) 0
Чемпионат мира (жен.) 1-6 1-6 1-6 3
Чемпионат мира (смешанные пары) 1-3 1-е 1-3 3
Чемпионат мира (микст) 1-3 1
Первенство мира (юниоры) 1-3 1
Первенство мира (юниорки) 1-6 1-6 1-3 1-6 4
Чемпионат Европы (муж.) 0
Чемпионат Европы (жен.) 1-6 1-3 1-е 1-3 1-3 5
Всемирная зимняя универсиада (муж.) 1-е 1
Всемирная зимняя универсиада (жен.) 1-6 1-е 1-3 1-3 4
Итого: 1 1 4 2 3 3 4 4 22
Примечание: з - золотая медаль; с - серебряная медаль; б - бронзовая медаль
Во-первых, учитывая, что Федерация кёрлинга России организована в 1991 году, и большого соревновательного опыта на крупных международных соревнованиях у спортсменов-кёрлингистов пока недостаточно, то результаты выступлений сборных команд страны в целом можно считать успешными. Для сравнения приведем результаты выступлений сильнейшей сборной мира - сборная Канады: мужская команда за все годы участия в чемпионатах мира завоевала 36 золотых, 9 серебряных и 7 бронзовых медалей, а женская, соответственно - 16, 8 и 9 медалей [10].
Во-вторых, сравнивая выступления женской сборной и мужской нашей страны на международных соревнованиях - таблица 3, не трудно заметить значительный разрыв в спортивных результатах, где доминируют женские сборные, в том числе студенческая и юниорская команды.
В-третьих, важно отметить следующий факт. К участию в чемпионате мира по кёрлингу допускается 10 команд, с 2004 - 12 сборных разных стран мира из 57 национальных ассоциаций (федераций) кёрлинга, входящих в Международную федерацию кёрлинга. Сборные нашей страны принимали участие в чемпионатах мира: мужская сборная 4 раза, женская - 15 раз [5]. Поэтому в условиях постоянного усиления конкуренции на международных соревнованиях по кёрлингу представительство на этих соревнованиях отечественных спортсменов-кёрлингистов уже можно считать высоким достижением.
В-четвертых, обращают на себя внимание спортивные результаты, характеризующие стабильность выступлений женской студенческой сборной на Всемирных Зимних Универсиадах. В таблице не показаны результаты предыдущих Универсиад 2003 и 2007 гг. (в 2005 году кёрлинг не был включен в программу соревнований на Зимней Универсиаде): в 2003 году, когда кёрлинг был впервые включен в программу XXI Всемирной Зимней Универсиады, женская сборная нашей страны завоевала первое место, в 2007 г. -
второе место.
Успехи студенческих команд по кёрлингу подтолкнуло отечественное студенчество к созданию Студенческой лиги по керлингу, которая была организована 7 августа 2015 года [9]. Эту инициативу поддержала Федерация кёрлинга России, которая видит в этом движении большой потенциал в развитии как массового кёрлинга среди молодежи, так и в подготовке спортсменов-кёрлингистов для спорта высших достижений. В 2017 году состоялся Чемпионат Студенческой лиги по кёрлингу среди мужских и женских команд, организованный при поддержке Федерации кёрлинга России, Российского студенческого спортивного союза и ряда других организаций.
27 марта 2017 года Министр спорта России Павел Колобков, принимая женскую сборную России впервые в истории, завоевавшую серебро чемпионата мира, отметил, что выход в финал, серебряные медали - это очень достойный результат. Но важнее не столько сам выход в финал, сколько стабильность в результатах на протяжении последних чемпионатов мира. В России кёрлинг стал тем видом спорта, который регулярно приносит медали, у которого есть большой потенциал для развития, хороший тренерский состав и спортсмены. Конечно, после такого результата кёрлинг можно расценивать как одну из надежд на Олимпийские игры [3].
Поэтому Федерации кёрлинга России нужно сделать еще много в развитии своего вида спорта, чтобы оправдать эту высокую оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует отметить следующее.
1. Выбранные количественные и качественные показатели развития отечественного кёрлинга оказались информативными и адекватно отражают рассматриваемые процессы.
2. Обсуждение полученных данных, характеризующих динамику подготовки спортивного резерва, уровень спортивного мастерства спортсменов-кёрлингистов, дает основание утверждать, что эти показатели демонстрируют уверенный рост за анализируемый временной период.
3. Рассмотренные показатели, отражающие профессионально-квалификационные характеристики тренеров, работающих на отделении кёрлинга в спортивных школах, свидетельствуют о количественном и качественном росте этих показателей.
4. Оценка спортивных результатов сборных команд страны по кёрлингу на крупнейших международных соревнованиях позволяет зафиксировать рост этих результатов и их стабильность. Развитие кёрлинга среди студентов рассматривается как важное направление в подготовке спортсменов-кёрлингистов для спорта высших достижений и массового кёрлинга среди молодежи.
5. Полученные данные, характеризующие динамику развития отечественного кёрлинга, позволяют сделать вывод о положительной динамике развития отечественного кёрлинга. Однако для полной картины этого процесса необходимо включить в анализ показатели, характеризующие условия, в которых функционируют данный вид спорта (развитие материально-технической базы кёрлинга, развитие данного вида спорта в регионах, состояние финансового, научно-методического, медицинского обеспечения, пропаганда кёрлинга и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Задворнов, К.Ю. Структура и содержание деятельности Федерации кёрлинга России: Лекция / К.Ю. Задворнов, Е.В. Егоркина. - С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 38 с.
2. Задворнов, К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта / К. Ю. Задворнов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 12. - С. 17-22.
3. Колобков: в России кёрлинг стал тем видом спорта, который регулярно приносит
медали [Электронный ресурс] // http://www.curling.ru/news/5177. - Дата обращения 29.03.2017.
4. Концептуальные особенности проблемы формирования интереса к занятиям кёрлингом / Ю.М. Макаров, К.А. Кожемякин, К.Ю. Задворнов, А.А. Никитин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 5 (27). - С. 66-69.
5. Наши медали [Электронный ресурс] // URL : http://www.curling.ru/medals/ - Дата обращения 19.04.2017.
6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 995 «Об утверждении порядка разработки и представления общероссийскими федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта» [Электронный ресурс] // URL: http:// http://docs.cntd.ru/document/420320166 /. - Дата обращения 19.04.2017.
7. Свищев, Д.А. Структурно-функциональная модель кёрлинга как объекта развития // Д.А. Свищев, Ю.В. Шулико // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 225-229.
8. Сводные статистические наблюдения Форма № 5 ФК (сводная) за 2010-2016 годы // https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/. - Дата обращения 19.04.2017.
9. Студенческая лига по керлингу [Электронный ресурс] // URL: http://studentcurling.ru/. -Дата обращения 19.04.2017.
10. Чемпионаты мира по кёрлингу [Электронный ресурс] // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/4eMnH0Har_MHpa_n0_KepTHHry. - Дата обращения 19.04.2017.
11. Эпов, О.Г. Тхэквондо: проблемы становления / О.Г. Эпов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 2. - С. 43-44.
REFERENCES
1. Zadvornov, K.Yu. and Egorkina, E.V. (1998), the Structure and content of activities of the Curling Federation of Russia: Lecture, SPb GAFK, St. Petersburg.
2. Zadvornov, K.Yu. (1999), "Study of the process of formation of new (non-traditional) sports", Theory and practice of physical culture, No. 12, pp. 17-22.
3. Kolobkov: Russia's Curling has become a sport that regularly brings medals, available at: http://www.curling.ru/news/5177.
4. Makarov, Yu.M., Kozhemiakin, K.A., Zadvornov, K.Yu., and Nikitin A.A. (2007), "Conceptual features of the problem of the formation of interest in Curling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 27, No.5, pp. 66-69.
5. Our medals, available at: http://www.curling.ru/medals/.
6. Order of the Ministry of sport of the Russian Federation from October 30, 2015 № 995 "On approval of procedure of development and submission of national federations in the Ministry of sports of the Russian Federation of programs of development of sports", available at: http:// http://docs.cntd.ru/document/420320166 /.
7. Svishchev, D.A. and Shuliko, Yu.V. (2017), "Structural-functional model of Curling as the object of development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 225-229.
8. The summary of statistical observation Form No. 5 FC (consolidated) for 2010-2016, available at: https://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/.
9. Student Curling League, available at: http://studentcurling.ru/.
10. The world Championships in Curling, available athttps://ru.wikipedia.org/wiki/4eMnH0HaT_MHpa_n0_KepTHHry
11. Epov, O.G. (1999), "Taekwondo: problems of formation", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 43-44.
Контактная информация: uvs08@mail.ru
Статья поступила в редакцию 31.05.2017