3 Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. М., 2012. 244 с.
4 Жулев В.И. Общественность в борьбе с дорожно-транспортными происшествиями. М: Юрид. лит., 2014. 46 с.
5 Иванов Н.А. 3Б-доказательства: понятие и классификация // Российский следователь, 2013. № 15. С. 5-7.
6 Ренер Н.А. Тенденции развития криминалистики в XXI веке: об итогах некоторых научных дискуссий // Эксперт-криминалист, 2014. № 2. С. 15-17.
ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ С УЧЕТОМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Росицкая М.В. Email: [email protected]
Росицкая Мария Васильевна - магистрант, юридическая кафедра, Уральский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург
Аннотация: отражены основные аспекты организации бюджетного контроля в Российской Федерации с учетом риск-ориентированного подхода в рамках мероприятий, проводимых с целью реформирования контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации. Отсутствие единого кодифицированного законодательного акта, регулирующего осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, стимулирует на разработку единообразных адекватных механизмов контроля, закрепленных в определенном нормативно-правовом акте в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ключевые слова: бюджетный контроль, риск-ориентированный подход, контрольно-надзорная деятельность.
BUDGET CONTROL ORGANIZATION WITH A RISK-ORIENTED
APPROACH Rositskaya M.V.
Rositskaya Maria Vasilyevna - Undergraduate, LEGAL DEPARTMENT, URAL INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC SERVICE UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, YEKATERINBURG
Abstract: the main aspects of the organization of budgetary control in the Russian Federation are taken into account, taking into account the risk-oriented approach in the framework of measures taken to reform the control and supervisory activities in the Russian Federation. The absence of a single codified legislative act regulating the implementation of state (municipal) financial control stimulates the development of uniform adequate control mechanisms, fixed in a certain regulatory act in accordance with the requirements of the legislation of the Russian Federation.
Keywords: budget control, risk-oriented approach, control and supervision activity.
УДК 34.342.951
В настоящее время происходит масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Осуществляется системный переход от организации общего финансового контроля к контролю в отдельных сферах финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Большое внимание уделяется упорядочению бюджетных отношений, выработке и практическому внедрению оптимальной модели управления общественными финансами и, конечно, отдельно выделены вопросы совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в бюджетной сфере.
Несмотря на то, что Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам определен перечень видов государственного контроля (надзора) (актуализирован на 2018 и последующие годы), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» [2], на сегодняшний день, единый кодифицированный законодательный акт, регулирующий осуществление государственного (муниципального) финансового контроля в формате определенной приоритетной программы с учетом риск-ориентированного подхода, отсутствует.
Именно поэтому в Российской Федерации отсутствует централизованная система органов финансового контроля, соответственно не проработаны механизмы взаимодействия ее элементов и четко не определена компетенция контрольных органов. Как следствие возникает проблема координации деятельности органов государственного финансового контроля, относящихся к разным ветвям власти, находящимся в разном ведомственном подчинении. В своем большинстве государственный контроль в финансово-бюджетной сфере осуществляется органами, подчиняющимися различным ведомствам, на основании подзаконных нормативных правовых актов, действующих только для данной отрасли государственного управления, чаще всего не согласованных между собой и обладающих различными недостатками. Это приводит как к дублированию проверок, так и к отсутствию их систематичности, нерациональному распределению обязанностей, перекладыванию ответственности.
Бюджетный контроль является одним из основных видов государственного финансового контроля, призванный, в полной мере, обеспечивать соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения. Он направлен на определение результативности и рациональности использования государственных бюджетных средств.
Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в бюджетной сфере, является принципиально новым механизмом, который направлен на повышение эффективности деятельности органов государственной власти, уровня соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами, а также на минимизацию проверок, в частности, в отношении организаций, чья деятельность не связаны с высокими рисками причинения вреда.
Если рассматривать финансовый контроль с данной позиции, то необходима разработка единообразных адекватных механизмов контроля, позволяющих определять степень достижения поставленных целей в виде определенных результатов и, тем самым, предоставит возможность дать оценку эффективности использования государственных ресурсов участниками бюджетного процесса. При разработке данных механизмов необходимо опираться на уже существующий опыт применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности различных сфер деятельности государства.
При разработке нормативно-правового акта, регламентирующего деятельность контрольно-надзорных органов в бюджетной сфере Российской Федерации необходимо учитывать ряд параметров, которые будут способствовать снижению бюджетных рисков. Так, процесс финансового контроля должен включать следующие элементы:
- определение цели проверки и планирование процесса контроля (определение параметров/показателей контроля);
- выбор средств и способов контроля;
- сроки и периодичность контрольных мероприятий;
- определение возможности совмещения контрольно-проверочной работы разных уровней бюджетов по определенным объектам контроля;
- выбор исходных показателей и очередность взаимосвязей между ними для достижения поставленной цели проверки;
- выбор метода проведения расчетов и аналитики предоставленной информации;
- выбор способа обобщения информации (акт, справка, доклад и т.п.);
- подготовка рекомендаций для своевременной корректировки и совершенствования деятельности проверяемого объекта (заключение, представление, рекомендации и т.п.);
- принятие исчерпывающих мер к возмещению причиненного ущерба;
- передача материалов в необходимых случаях в правоохранительные органы. Кроме того, необходимо учитывать специфические условия функционирования
организаций различных отраслей бюджетной сферы, но при этом придерживаться единообразия в общих вопросах организации деятельности.
Нельзя забывать и о том, что особое значение имеет формат представления результатов, так при проверках результативности и рациональности использования государственных бюджетных средств на различных уровнях результат может быть представлен совершенно по-разному. Так, например, для федерального уровня вполне достаточно более общей картины освоения бюджетных ассигнований в соответствии с распределением предельных объемов расходов субъекта бюджетного планирования на соответствующие годы. Тогда как для уровня муниципальных образований очень важно получить результат использования бюджетных ассигнований в экономическом разрезе, как запланированный, так и фактически реализованный.
При соблюдении вышеуказанных критериев по результатам проверки можно будет судить об эффективности управления государственными ресурсами. Вносить коррективы в бюджетные планы и программы с целью более эффективно и рационального использования бюджетных средств. Представится возможность более жесткого контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований.
В целом, при таком подходе можно рассматривать деятельность организаций бюджетной сферы в рамках риск-ориентированного подхода, т.е. появится возможность объективного расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения и, соответственно, определение критериев отнесения деятельности организации к определенной категории риска [1].
Создание адекватной и действенной системы контроля в финансово-бюджетной сфере с учетом риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности является одним из ключевых элементов эффективного экономического развития страны.
Список литературы /References
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 05.04.2018).
2. Перечень видов государственного контроля (надзора), в отношении которых будут реализованы мероприятия приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утв. Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам) 31.01.2018 // ЭПС «Система ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.garant.ru/ (дата обращения: 05.04.2018).