ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ш
последствия, такие как «утечка мозгов», особенно актуальная для развивающихся стран; неадекватная (заниженная) оценка уровня вузов и высшего образования в целом, поскольку в настоящее время эталоном служит в первую очередь англоамериканская образовательная модель. Несмотря на многие
организационные, правовые и иные проблемы, грамотно разработанные стратегии интернационализации образования могут обеспечить дополнительные выгоды не только получателям образовательных услуг, но и реальному сектору экономики, а также государству.
Литература
1. Селиванов А.А. Перспективы интеграции российской высшей школы в мировое образовательное пространство в контексте геополитических реалий современности // Российский научный журнал. — 2010. — №14. — С.142-148.
2. Зорников И.Н. Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия // Вестн. Воронеж. унта. Проблемы высшего образования. — 2002. — № 1. — С. 49-59.
3. Крылова И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации мировой экономики. — Минск: Изд-во БГУ. 2005. — С.101 —107.
4. Crowther P, Joris M., Otten M., Nilsson B., Teekens H., Wдchter B. Internationalisation at Home. A Position Paper // European Association for International Education. 2000. http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.123.3826&rep=rep1&tyty=pdf. Дата обращения: 20.10.2014
5. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР //Центр ОЭСР — ВШЭ, 2005. — С.8—14.
6. Henard F., Diamond L., Roseveare D. Approaches to Internationalisation and Their Implications for Strategic Management and Institutional Practice. A Guide for Higher Education Institutions // OECD Higher education programme IMHE. 2012. http://www.oecd.org/ edu/imhe/Approaches%20to%20internationalisation%20-%20final%20-%20web.pdf. Дата обращения: 20.10.2014
7. Virtual universities. // UNESCO. International institute for international planning. http://www.unesco.org/iiep/virtualuniversity/linksliste. php. Дата обращения: 20.10.2014
8. The international association for the exchange of students for technical experience. // http://www.iaeste.org/. Дата обращения:
20.10.2014
9. Academic cooperation association. // http://www.aca-secretariat.be/index.php?id=9. Дата обращения: 20.10.2014.
10. Елкина А.С. Интернационализация образовательных услуг вуза в современных условиях. // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер.3. Экономика. Экология. — 2009. — №1. — С.192—198.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИИ МОДЕЛИ «LAND-GRANT»
в условиях коммерциализации аграрных вузов1
Л.А. Крохмаль,
проректор по экономике Дальневосточного государственного аграрного университета (г. Владивосток),
кандидат экономических наук
Е.И. Старкова,
руководитель регионального консультационного центра при Дальневосточном государственном аграрном университете (г. Владивосток)
В статье рассматривается возможность внедрения нового организационного метода в деловую практику аграрного университета, основанного на совершенствовании модели информационно-консультационной поддержки в сфере сельского хозяйства. Доказывается, что предлагаемая организационная инновация становится одним из направлений коммерциализации деятельности аграрного вуза.
Ключевые слова: сельскохозяйственное консультирование, дополнительное профессиональное образование, экономическая эффективность образовательной услуги, коммерциализация деятельности аграрного вуза, инновация.
УДК 378.1
В сфере образования за последнее время происходят глобальные изменения. Нередко эти изменения вызваны и недостаточно продуманными решениями. При этом идеи, лежащие в основе предлагаемых перемен, зачастую основаны на лучших зарубежных практиках, учитывают особенности российской высшей школы, имеют многообещающие перспективы для экономики страны. Проблема заключается в том, что проекты остаются недофинансированными, механизмы внедрения трудно реализуемыми, а горизонты планирования изменений и контроля за их исполнением ограничиваются, в лучшем случае, среднесрочными перспективами. Так произошло и с практикой внедрения системы сельскохозяйственного консультирования в России. Это действительно хорошая практика постоянного совершенствования знаний для работников сельского хозяйства, особенно в условиях мелкотоварного производства. Одной из самых многообещающих моделей организации сельскохозяйственного консультирования является модель на базе аграрного университета (модель «land-grant»). Поэтому в
2009 г. и был организован Региональный центр по оказанию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовке специалистов для сельского хозяйства (далее-РКЦ) при Дальневосточном государственном аграрном университете (далее — ДальГАУ) с бюджетным финансированием в 4,5 млн руб. Развитие центров, аналогичных созданному при ДальГАУ, осуществлялось в рамках Государственной Программы по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008—2011 гг. Эта Программа была посвящена специально развитию сельскохозяйственного консультирования. Однако, даже в рамках этой Программы, допущено недофинансирование мероприятий (табл.1)
Собственно на этом специально сформированный канал организации финансирования центров сельскохозяйственного консультирования был закрыт.
С течением времени острота проблемы организации сельскохозяйственного консультирования снята под гнетом общих
367
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 1
Финансирование мероприятий Государственной программы по созданию системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в 2008—2011 гг.
Показатели 2008 2009 2010 2011
Объемы финансирования в соответствии с Госпрограммой, (млн рублей) 572,2 1 002,2 1 021,2 1 050,1
Фактически профинансировано, (млнрублей) 572,2 899,8 261,0 467,02
Выполнение, % 100% 89,8 % 25,6 % 44,4 %
проблем развития отрасли, а организованные центры сельскохозяйственного консультирования практически остались на бюджете вузов. И задача таких центров сегодня — найти новые источники финансирования и стать для вуза структурой, обеспечивающей процесс коммерциализации деятельности. В Дальневосточном государственном аграрном университете этот вопрос решался исходя из анализа текущих и стратегических задач в образовании.
Основные проблемы в высшем профессиональном образовании, которые необходимо решить в ближайшей перспективе, связаны с недостаточностью ориентации на перспективные и текущие потребности рынка труда, не удовлетворяющими работодателей компетенциями подготовленных работников, качественным разрывом между спросом и предложением рабочей силы. В конечном счете, речь идет о том, что изменившиеся за годы перестройки потребности работодателей, стали основой политики государства в области подготовки кадров. Идеи удовлетворения работодателей качеством образовательных услуг и легли в основу развития центра сельскохозяйственного консультирования.
Распоряжением № 487-р от 31 марта 2014 года Дмитрием Медведевым обозначены основные направления политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций. Внесены изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации, появилась новая статья 195-1, которая регламентирует понятие квалификации работника, профессионального стандарта.
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Исторически сложилось так, что университет уже в течение 50 лет готовит специалистов в области бухгалтерского учета. Это направление выбрано в качестве одного из перспективных направлений развития дополнительного профессионального образования.
24 июня 2014 года завершилось общественное обсуждение проекта приказа Минтруда об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер», разработанного некоммерческим
партнерством «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (НП «ИПБ России»). Сфера действия профстандарта — экономические субъекты: коммерческие и некоммерческие организации, государственные (муниципальные) учреждения, индивидуальные предприниматели. Профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления
[8]. Предлагается 7 уровневая градация квалификаций профессионального стандарта «Бухгалтер» [17]:
Как видим, для всех уровней квалификации необходимо дополнительное профессиональное образование. Если раньше под успешной карьерой бухгалтера подразумевался, прежде всего, рост от позиции рядового до главного, то сейчас возможности развития значительно расширились. Получив опыт работы в одном направлении, можно отправиться на долгосрочную программу профпереподготовки и «добрать» недостающие знания по специализированным программам в сферах методологии бухучета, налогового учета, налогового консультирования, управления финансами, эксперта по международной финансовой отчетности. Такие программы становятся интересными с точки зрения профессионального роста и для студентов университета.
Кроме того, в последнее время в мире наблюдается ярко выраженная тенденция к усилению международной стандартизации бухгалтерского образования2. План деятельности Минфина России до 2018 г. — окончательный переход системы бухгалтерского учета и аудита на международные стандарты [16].
Кроме того, профессия бухгалтеров и аудиторов относится к числу тех, по которым, как известно, установлены конкретные международные требования к профессиональному мастерству лиц, занимающихся данной работой3.
Один из Стандартов — IES (МСО) 7 «Постоянное профессиональное развитие: программа обучения на протяжении всей жизни и постоянное развитие профессиональной компетентности» основан на принципе, согласно которому профессиональный бухгалтер должен отвечать за развитие и поддержание уровня своей профессиональной компетентности, необходимого для оказания услуг высокого уровня клиентам, работодателям и другим заинтересованным сторонам. Стандарт предписывает, что «...ответственность за повышение и поддержание уровня своей компетентности несет, в первую очередь, сам профессиональный бухгалтер»; «...на все секторы влияют быстрые изменения условий деятельности и, вследствие этого, возникает необходимость адаптировать стратегические или тактические бизнес-планы организаций, которые полагаются на профессиональную компетентность профессионального бухгалтера»; «...принимая на работу профессионального бухгалтера, работодатели в любом секторе полагаются на профессиональное звание как доказательство профессиональной компетентности» [15].
Таблица 2
Уровневая градация квалификаций профессионального стандарта «Бухгалтер»
Должность Уровень квалификации Обобщенная трудовая функция Требования к уровню образования
Бухгалтер 5 Ведение бухгалтерского учета Достаточно среднего или дополнительного профессионального образования.
Главный бухгалтер 6 Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
Профессиональный главный бухгалтер 6 Внутренний контроль в экономическом субъекте.
Профессиональный главный бухгалтер 6 Налоговое консультирование в экономическом субъекте
Профессиональный главный бухгалтер 6 Управление финансами в экономическом субъекте
Профессиональный главный бухгалтер 7 Составление финансовой отчетности группы организаций (консолидированной отчетности) Необходимо высшее образование, дополнительное профессиональное образование по специальным программам.
Источник: составлено авторами
368
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Вступление Дальневосточного государственного аграрного университета в корпоративные члены ИПБР (Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России) и его аккредитация по подготовке профессиональных бухгалтеров предопределило дальнейшее развитие Регионального консультационного центра в новом качестве и направлении4. Ведь Центр становится ведущим звеном ДальГАУ, как консультационной фирмы, в которую обращаются руководители любого ранга. А следовательно, через Центр, учебное заведение постоянно имеет доступ к информации о действительном положении дел в бухгалтерской профессии, что позволяет своевременно предлагать актуальные на сегодняшний день учебные программы дополнительного профессионального образования. Все эти особенности изначально определяют деятельность Центра как инновационного, в том смысле, что инновационной будет являться сама концепция развития университета как единого многофункционального научно — образовательно — консультационно — информационного комплекса. Профессиональное образование, предоставляемое на базе консультационного центра в рамках конкретных программ, будет соответствовать актуальным требованиям работодателей и рынка труда, профессиональным стандартам и отраслевым требованиям, национальным и международным рамкам квалификаций и способно поддерживать достигнутое качество образования и уровень обеспечения гарантий качества образования.
Вместе с тем, основным источником финансового обеспечения, как сельскохозяйственного консультирования, так и дополнительного образования сегодня становится не государство, а потребители услуг, заинтересованные в повышении профессионального мастерства, навыков, позволяющих существенно улучшить свои позиции на рынке труда.
Все эти изменения происходят на фоне кардинальных изменений в организации финансирования высших учебных заведений [2].
Университетом предписано осуществлять свою деятельность в рамках концепции коммерциализации. В университетской среде стали говорить о производстве образовательных услуг, о стоимости этих услуг и результативности деятельности учреждения.
Однако проблема эффективности образовательной услуги в отечественной экономике остается недостаточно изученной. Это связано с тем, что в России долгое время эту проблему вообще не обозначали, поскольку все инвестиции в человеческий капитал в СССР осуществлялись исключительно государством, а образовательные учреждения осуществляли свою деятельность в рамках государственного финансирования. Исключение составляли репетиторские услуги, которые оказывались преподавателями в частном порядке. С изменением условий, порядка и правил в системе образования на фоне рыночных реформ привело к тому, что образовательная услуга стала рассматриваться с точки зрения её стоимости: сформирован ведомственный перечень услуг, базовый норматив финансирования, определен порядок финансирования вузов на основе этого норматива. Вузам доведены государственные задания на реализацию государственных услуг.
Кроме того, не все образовательные услуги включены в ведомственный перечень услуг Министерства образования и науки. К таким услугам относится, например повышение квалификации. Поэтому этот вид образовательной деятельности должен рассматриваться с точки зрения возмещения всех затрат по оказанию услуги. Только в том случае, если затраты
учреждения образования будут возмещаться за счет потребителей этого вида услуг, их реализация может считаться экономически оправданной.
Речь идет об экономической эффективности от оказания конкретного вида услуг с точки зрения учреждения образования, а, в конечном счете, об эффективности деятельности вуза. Вместе с тем, образовательная услуга может быть реализована на рынке только в том случае, если она будет иметь экономический смысл для конкретного потребителя этой услуги, т.е. если покупатель будет уверен, что, вкладывая деньги, он сможет иметь экономическую выгоду после её приобретения. Выгода эта может быть, например, связана с повышением по службе, сокращению собственных затрат при выполнении своей профессиональной деятельности и т.д.
Таким образом, образовательная услуга, с точки зрения её эффективности имеет как минимум две стороны: эффективность образовательной услуги в рамках дополнительных образовательных программ с позиции интересов образовательного учреждения и эффективность образовательной услуги в рамках дополнительных образовательных программ с позиции интересов получателя услуги.
Вероятнее всего, что следует говорить и о социальной эффективности услуги, потому что со стороны вуза реализация услуг дополнительного образования приводит, в том числе к повышению доходов преподавателей, а со стороны потребителя услуги приводит к повышению доходов населения.
Мы не ставим своей целью оценить все виды эффективности. Задача наша заключается в том, чтобы определить экономическую эффективность образовательной услуги в рамках дополнительных образовательных программ с позиции интересов образовательного учреждения.
Мы разбили решение задачи на два этапа. На первом этапе мы определяли возможность населения оплатить услуги дополнительного образования в регионе. На первом этапе с учетом результатов деятельности университета по реализации услуг дополнительного образования мы определяли экономическую эффективность реализации этих услуг.
1-й этап. Возможность населения оплатить услуги дополнительного образования в регионе можно проверить с помощью анализа социально-экономических индикаторов уровня жизни населения.
По данным Амурстата фактическое конечное потребление домашних хозяйств за 2011 год составило 150 022, 7 млн рублей.
Анализируя основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, а в частности фактическое конечное потребление домашних хозяйств и денежные доходы, можно сделать вывод о существующей тенденции роста этих показателей в течение всего рассматриваемого периода лет и в 2012 году они соответственно составили 168025,4 млн рублей и 21575,4 рублей в среднем на душу населения в месяц. Из структуры потребленных населением услуг в 2012 году видно, что оплата образовательных услуг из суммы конечного потребления домашних хозяйств составляет 1,9%.
Таким образом, общие расходы на образование населения Амурской области в год по данным 2011 года составляют 2 850,4 млн рублей, в 2012 году — 3 192,5 млн рублей.
На этом этапе решалась еще одна задача. Необходимо было определить, какую долю из всей суммы потребленных образовательных услуг составляют услуги дополнительного профессионального образования. По данным ГУ-ВШЭ, 15,6%
Таблица 3
Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
Показатели 2000 г. 2005 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млн рублей 19483,1 54804,9 107105,2 121995,3 150022,7 168025,4
в % к ВРП 74,0 71,3 70,9 68,3 67,1 —
на душу населения, тыс. рублей 21,0 62,0 124,2 146,7 181,8 —
Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц), рублей 1825,2 5987,7 13196,4 14334,6 17789,7 21575,4
Источник: Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат-Б., 2013.- 369 с.
369
№
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Таблица 4
Прогноз улучшения финансового состояния ДальГАУ в условиях ориентации на потребности рынка услуг профессионального обучения и дополнительного профессионального образования
Наименование показателя 2011 год 2012 год 2013 год Прогноз 2014 года Прогноз в условиях ориентации на потребности рынка
Внебюджетные доходы от реализации оказанных услуг РКЦ, тыс. рублей. 1789,0 1487,0 4753,0 10000.0 173490,0
Эффект от реализации услуг (прибыль вуза) — — 2376,5 5000,0 86745,0
Объем потенциального рынка, тыс. рублей 427600,0 478900,0 525800,0* 578380,0* 578380,0
Реализация потребностей рынка в услугах дополнительного образования ДальГАУ,% 0,4 0,3 0,9 1,7 30,0
* Прогноз
учившихся российских взрослых в качестве мотивации указали «из собственного интереса» и «для семейных нужд» [11]. Аналогичный показатель американских взрослых, отметивших исключительно личный интерес участия в учебных программах, в 2005 году составил как минимум 20% [12]. При этом степень участия американских взрослых в формальной и неформальной образовательной деятельности превышала соответствующий российский показатель почти в 3 раза.
Таким образом, можно считать относительно устойчивой долю потребительских расходов на образование в диапазоне 15-20%, а инвестиционных вложений — 80-85%. Согласно теории человеческого капитала, предположение об инвестиционной сущности образовательных товаров, сконцентрировало интерес ее сторонников-экономистов на изучении этих 80-85% образовательного рынка, но практически оставило за рамками их внимания остальные 15-20% этого рынка, также способствующие накоплению интеллектуального и социального капитала общества [13]. Таким образом, можно утверждать, что 15% от всех затрат населения на образование приходится на оплату услуг по дополнительному образованию.
Учитывая данные Амурстата о фактическом конечном потреблении домашних хозяйств, потенциальный объем средств, которые возможно было привлечь в регионе в 2011 году на финансирование программ дополнительного образования, составляет 427,6 млн рублей, а в 2012 году — 478,9 млн рублей.
2-й этап. На втором этапе мы определяли с учетом результатов деятельности университета по реализации услуг дополнительного образования экономическую эффективность реализации этих услуг.
Потенциальный объем финансовых ресурсов, который могли задействовать высшие учебные заведения Амурской области в 2012 году на реализацию услуг дополнительного профессионального образования, составляет 478 млн рублей. Чтобы определить этот объем для Дальневосточного государственного аграрного университета, мы рассчитали удельный вес профессорско-преподавательского состава вуза в общей численности ППС региона. По данным Амурстата в 2012/2013 учебном году было зарегистрировано 1504 преподавателей вузов5. В ДальГАУ в этом учебном году численность преподавателей составила 462 человека. Таким образом, удельный вес ППС ДальГАУ составляет 30,7%. Логично полагать, что университету может реально принадлежать 1/3 рынка услуг дополнительного образования. Будет или нет реализован грандиозный для Дальневосточного государственного аграрного университета
проект, зависит от многих факторов, однако при условии его реализации вузом может быть привлечено дополнительно 173 млн рублей на организацию финансирования своей деятельности, а это 1/4 часть от сегодняшнего бюджета университета. Сегодня, в 2014 году ДальГАУ задействовано лишь 5,8% от потенциально возможного объема средств региона.
Поиском новых зон роста Региональный консультационный центр при ДальГАУ занимается с 2010 года, как только закончилось бюджетное финансирование Центра на цели сельскохозяйственного консультирования, не успев начаться. Сегодня работа Центра направлена на коммерциализацию деятельности университета, в частности на развитие направлений по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию. Это не только подготовка и аттестация профессиональных бухгалтеров, но и направления ранее даже не рассматриваемые университетом ввиду своей сельскохозяйственной специфики. В рамках сотрудничества с Автономной коммерческой организацией «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» Центр при университете осуществляет подготовку кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Кардинальные изменения в системе дополнительного профессионального образования позволили Центру выйти на рынок образовательных услуг по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. И многие другие направления подготовки профессионалов, выпуск которых за полугодие 2014 года составил 677 человек, а удельный вес доходов в общем объеме источников финансирования вуза от внебюджетной деятельности приближается к 4%.
Осуществляя диверсификацию образовательных программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в целях создания большего разнообразия и расширения ассортимента предлагаемых образовательных услуг, университет может существенно улучшить свою финансовую устойчивость, увеличив доходы от внебюджетной деятельности до 25%.
Таким образом, используя организационные инновации, мы не только совершенствуем модель информационно-консультационной поддержки в сфере сельского хозяйства, но и обеспечиваем условия для коммерциализации деятельности аграрного вуза.
Литература
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 208 «О консолидированной финансовой отчетности» // http://base.garant. ru/12177506/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // http://base.garant.ru/2162858/
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 157 «О создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства» // http://www.alppp.ru/law/informacija-i-informatizacija/2/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-07-03-2008-157.pdf
6. Приказ от 31 марта 2008 г. № 183 «Об утверждении целевой программы ведомства «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008- 2010 годы)» // http://base.garant.ru/2166953/
370
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Ш
7. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2014 г. N 487-р «О комплексном плане мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 гг.» // http:// www.rg.ru/2014/04/04/standarty-site-dok.html
8. Постановление правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» // http://base.garant.ru/70304190/
9. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации // http://base.garant.ru/12183402/
10. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации // http://www. rg.ru/2011/12/09/finansi-dok.html
11. Затраты домохозяйств на учебу взрослых в 2003/2004 учебном году // Информационный бюллетень ГУ-ВШЭ. — М., 2005. — С. 24. http://isek.hse.ru/docs/infbul18.pdf.
12. Расчет на основе: O’Donnell K. Adult Education Participation in 2004-05 (NCES 2006-077). U.S. Department of Education. Washington, DC: National Center for Education Statistics, 2006. P. 2, 7. — http://nces.ed.gov/pubs2006/2006077.pdf.
13. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. — 2001. — № 3. — С.121-139. http://ecsocman .edu.ru: 8100/images/pubs/2003/12/13/0000139417/011 kOULMAN.pdf.;http://www.socialcapitalgateway.org.
14. Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат. — Благовещенск, 2013. — 369 с.
15. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC). Электронный ресурс: online.zakon.kz>Параграф-www>?doc_id=30123624
16. План деятельности Минфина России на 2013-2018 гг. Электронный ресурс: minfin.ru>ru/ministry/planMF/Plani/
17.Электронный ресурс: https://mail.yandex.ru/neo2/#message/
1 В большинстве стран мира информационно-консультационная служба (или служба «extension») зарождалась в системе высшего образования, как правило, на базе крупных региональных многопрофильных или аграрных университетов. И хотя такая форма организации службы впервые появилась в Англии, свое название она взяла из американской практики — модель «land-grant» Университетов, — где нашла наиболее широкое распространение и развитие.
2 Механизм признания МСФО на территории РФ полностью реализован. Приняты: Закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 — об утверждении Положения о признании МСФО; Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н — о введении в действие МСФО и разъяснений к ним на территории РФ.
3 Эти требования закреплены в Международных стандартах образования для профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) — (IFAC).
4 В 2001 г. действительным членом МФБ (IFAC) стал Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), который объединяет более 100 тысяч профессиональных бухгалтеров и аудиторов страны. При разработке системы повышения квалификации бухгалтеров ИПБР учитывались положения, изложенные в рекомендациях Международной федерации бухгалтеров (IFAC) по вопросам международного образования. С 01 мая 2014 года программы подготовки и аттестации, программы повышения профессионального уровня профессиональных бухгалтеров актуализированы.
5 Амурская область в цифрах: Краткий статистический сборник / Амурстат-Б., 2013. — 369 с.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ
А.Ю.Баранова,
начальник управления научных исследований, доцент кафедры экономической теории и финансов
Сочинского государственного университета, кандидат экономических наук [email protected]
В XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов инновационного развития муниципалитета и региона. В современных условиях уделяется внимание интеграции вузовской науки и реального сектора экономики, в результате чего формируется непрерывная система образования. В статье данная система рассмотрена в рамках научно-образовательного кластера, где представлен финансовый механизм связей между его субъектами.
Ключевые слова: финансы, инновации, научно-образовательный кластер, непрерывная система образования
УДК 336.6 ББК 65.2/4
Важнейшими источниками финансирования отечественной системы высшего профессионального образования являются средства, выделяемые из федерального бюджета в виде ассигнований и грантов, а также средства за счет оказания платных образовательных услуг. В настоящее время перед Россией стоит задача развития экономики знаний, а это значит, что одним из приоритетных направлений совершенствования современного профессионального образования является сотрудничество научно-образовательных организаций с реальным сектором экономики на инновационно-предпринимательской основе.
В современных условиях особенностью инновационных процессов является нелинейность. Устаревшая линейная схема: фундаментальные и прикладные исследования ^ опытно-конструкторские разработки ^ производство ^ маркетинг и сбыт, уже не отражает в полной мере всю многогранность данного процесса. Нелинейность инновационных процессов определяется следующими основными чертами:
— возникновение новой идеи на любом этапе инновационного цикла;
— генерация знаний на протяжении всего инновационного цикла;
37 1