УДК 331.5: 378.663
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВАНИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
М. А.ШИБАЕВ11 Т.В. САВЧЕНКО21 К.А. БЕЛОЗЕРЦЕВА1
1), Воронежский государственный аграрный университет
e-mail:
2)Алексеевский сельскохозяйственный колледж Белгородской области
e-mail: usv@af bsu.eduru
3) Воронежский государственный аграрный университет
e-mail: [email protected]
Рассмотрены и критически оценены региональный опыт и проблемы кадрового обеспечения реформируемого агропромышленного производства. Показано, что сложившаяся система аграрного образования и структурные изменения в спросе на специалистов в условиях многоукладной экономики требуют существенной корректировки. Отмечено в связи с этим растущее значение теоретического осмысления и практической реализации мероприятий по интеграции образовательной, научной и производственной деятельности в региональных системах инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сельского хозяйства и его обслуживающих сфер. Сделаны выводы о том, что востребованность в современных специалистах следует теснее увязывать с их фактическим трудоустройством, рассматривать эти взаимосвязи важнейшими факторами реализации инновационных образовательных программ, развития процессов интеграции науки, аграрных вузов и производства.
Ключевые слова: Научное и кадровое обеспечение. Реформируемое сельское хозяйство. Кадровый потенциал. Востребованность и трудоустройство. Единые образовательные комплексы. Инновационные образовательные программы. Аграрный рынок труда. Мониторинг рынка труда выпускников аграрных вузов.
В основных направлениях современной агропродовольственной политики в качестве существенного отмечена необходимость новых подходов к научному и кадровому обеспечению, которые обусловлены переводом сельского хозяйства и его обслуживающих сфер на рыночные механизмы. В связи с новой структурой производства в агропродо-вольственном секторе назревшей является корректировка сложившейся системы образования, позволяющая адекватно реагировать на изменения структуры спроса на специалистов, учитывать тем самым, что современным предприятиям нужны, во-первых, не только специалисты-технологи, но и менеджеры, маркетологи, финансовые управляющие, специалисты-консультанты. Во-вторых, важно поднять роль и значение учебно-методических и консультационных центров, призванных осуществлять координацию работ по перестройке системы подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне. В-третьих, проводить такую политику социально-экономического развития сельских территорий, которая позволяла бы повысить уровень и улучшить условия жизни всего сельского населения Ч
Как показывают проводимые исследования, профессорско-преподавательский коллектив Воронежского государственного аграрного университета (ВГАУ) творчески подходит к реализации поставленных задач на основе концепции продвижения к реформированию и отработке региональной инновационной технопарковой системы аграрного образования. Для этого еще в начале 90-х годов минувшего столетия, когда произошло резкое сокращение государственного финансирования, по инициативе профессоров В.Е. Шевченко и В.И. Белоусова было создано подразделение стратегического прорыва -учебно-деловой центр агробизнеса на рыночных принципах.
Его целеполагание заключалось в создании точек экономического роста на перспективу, экспериментальной отработке методов конкурентоспособного развития ВГАУ на основе реализации современных проектов, программ и моделей развертывания аг-
1 Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы //Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства РФ.-2001. -№ 1-2.- С.10-11.
рарного образования и консалтинга в качестве гибкой реакции на пореформенную практику при многоукладных формах собственности и хозяйствования. Среди новаций-самообеспечивающийся центр аграрного бизнес-образования; экспоцентр «Агробизнес Черноземья», который стал успешно развиваться по типу агротехнопарка, выполнять, в частности, задачи освоения современных ресурсосберегающих и экологозащитных технологий; центр подготовки управленческих и финансовых кадров для регионального агропромышленного комплекса (АПК). Благодаря взаимодействию таких новаций стал возможным последовательный, в течение нескольких лет, переход вуза от стратегии выживания к стратегии инновационного технопаркового развития всех без исключения его факультетов.
В организационном отношении большое значение также имело создание на базе ВГАУ университетского округа аграрного образования с инновационными представительствами в сельскохозяйственных техникумах и колледжах 12 районов Белгородской, Воронежской и Липецкой областей. С главами администраций этих районов, техникумами и сельхозколледжами были заключены договора о творческом сотрудничестве. Тем самым определены на перспективу основные направления улучшения подготовки, переподготовки и повышения квалификации наиболее востребованных кадров для села, а именно: в области экономики, агрономии, ветеринарии, зоотехнии, агроинженерии, технологии переработки сельхозсырья.
Проведенный анализ свидетельствует о его успешной работе:
• подготовка выпускников общеобразовательных школ и сельского населения к предпринимательской деятельности в рамках краткосрочных учебных программ, позволяющих приобретать знания и навыки к открытию собственного дела, пользованию персональным компьютером, овладению бухгалтерским учетом и управлением финансами;
• востребованная переподготовка бухгалтеров, секретарей-референтов, пользователей персонального компьютера, риэлтеров, финансовых менеджеров по краткосрочным образовательным программам;
• организация семинаров-совещаний и конференций по вопросам бизнес-планирования, инвестиционного проектирования, управления финансами, оценки собственности, бизнеса, налогообложения, бухучета и отчетности.
Не менее востребованной стала углубленная подготовка кадров высшей квалификации по специальностям: «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит». На дневном и заочном отделении по названным специальностям обучается более 3,5 тыс. студентов, которые представляют практически все сферы агробизнеса, а также руководителей и специалистов сельхозпредприятий, предпринимателей.
Стратегические цели и задачи обучения на факультете агробизнеса состоят в коренном улучшении подготовки квалифицированных специалистов, способных творчески участвовать в реализации современной агропродовольственной политики, обеспечивать конкурентоспособное развитие отраслей, предприятий и организаций АПК региона, повышать качество производимого продовольствия и сельскохозяйственного сырья, выполняемых работ (оказываемых услуг), обеспечивать комплексное развитие сельских территорий. Для этого в вузовском компоненте государственного образовательного стандарта по специальностям факультета агробизнеса были введены и успешно освоены дисциплины, отражающие специфику организации и управления на отраслевом и межотраслевом уровнях сельского хозяйства: к примеру, гражданское, финансовое, земельное, трудовое, уголовное и налоговое право, финансовый и инвестиционный менеджмент, стратегический менеджмент; оценка бизнеса и собственности; реструктуризация предприятия и управление его эффективным развитием, финансы и международный бизнес.
Выявленные тенденции важны и тем, что их развитие содействовало преобразованию учебно-делового центра агробизнеса в областной центр консультирования сельхозтоваропроизводителей. В связи с новым статусом на этот центр был возложен ряд дополнительных задач. Среди них - научное и методическое обеспечение разработки программ социально-экономического развития сельских территорий Воронежской области в условиях многоукладной экономики; развертывание областной компьютерной социально-экономической библиотеки для предпринимателей; формирование современного банка
данных для информационно-консультационного и справочного обслуживания сельхозпроизводителей при различных формах собственности; проведение семинаров-совещаний, полевых дней и других массовых форм освоения самостоятельного товарного хозяйствования, совершенствования одновременно производственных и внутрипроизводственных отношений на рыночных принципах. Проводимая работа осуществлялась в рамках практической реализации областной программы поддержки предпринимательства и сразу же принесла положительные результаты в части создания на селе новых рабочих мест, расширения полезной информации для бизнес-процессов, обеспечения квалификационного роста сельскохозяйственных кадров разных уровней и т.д.
Результаты обсуждались на заседаниях регионального «круглого стола» Черноземья, результаты которых представлены научными докладами.
Полагаем, что значимость научных сборников по итогам работы «круглого стола» говорит сама за себя. Так, первый выпуск был посвящен научному обоснованию направлений и механизмов эффективной работы с кадрами регионального АПК2 ; второй выпуск - рассмотрению на системной, комплексной основе управления как науки, так и искусства 3; третий выпуск - анализу и оценке наиболее эффективных систем, форм и методов управления земельными ресурсами4; четвертый выпуск - опыту и проблемам комплексного развития сельских территорий5.
Добавим: на базе ВГАУ при большой поддержке ученых и специалистов организованно, по-деловому был проведен и ряд научно-практических конференций.
Изданные затем материалы этих конференций свидетельствуют об одном - об их актуальности и в настоящее время. Взять, к примеру, материалы конференции студентов, аспирантов и соискателей, проведенной при активном участии преподавателей вуза на тему: «Актуальные проблемы отечественного менеджмента» (1998 год) или, скажем, юбилейные конференции, посвященные 85-летию и 90-летию ВГАУ, тематика которых характеризовалась своей стратегической направленностью в интересах теоретического и практического осмысления опыта и проблем эффективных взаимосвязей современных форм управления, особенно антикризисного. То же самое следует сказать о выездной научно-практической конференции, проведенной в июне 2000 года на базе Алексеевского сельхозколледжа Белгородской области, где многие годы успешно работает филиал кафедры управления и маркетинга в АПК ВГАУ6.
С учетом сказанного несомненного внимания заслуживает практическая деятельность экспоцентра ВГАУ, где ежегодно проводится по 8-10 выставок. Одно это позволяет вузу экспонировать самое лучшее, что есть в агропромышленном производстве России и ее регионов, у наших соседей на Украине и в Белоруссии, а также в зарубежных странах. В то же время нельзя не видеть, что он стал надежной базой для практики студентов экономического, технологического и инженерного профилей.
Анализируемая научная и образовательная деятельность на базе университетского технопарка, как показывают ее результаты, в определенной мере важна и своими ежегодными доходами, которые выросли до 42 млн. рублей. Их частичное инвестирование в развитие вузовской системы учебного и научно-методического сервиса позволило сформировать принципиально новый региональный агротехнопарк, оснастить такие его структуры, как: центр бизнес-образования, компьютерный центр, экспоцентр «Агробизнес Черноземья», центр подготовки управленческих и финансовых кадров для АПК, региональный маркетинговый центр, а также центр инновационно-технологического развития.
В настоящее время в распоряжении учебно- делового центра агробизнеса находятся 26 учебных классов, 5 компьютерных классов по 12 рабочих мест, объединенных в сеть с выходом в Интернет через оптико-волоконный кабель, офисы деканатов и персонала выставки.Важно и то, что с 1996 года учебно-деловой центр агробизнеса ВГАУ входит в состав Морозовского
2 Кадры регионального АПК (направления и механизмы эффективной работы) 23 и 26 февраля 2001 года. Выпуск I. - Воронеж. - 2001.
3 Управление, наука и искусство. 30 ноября 2001 года. Выпуск II. - Воронеж. - 2002.
4 Управление земельными ресурсами. 30 января 2003 года. Выпуск III. - Воронеж. - 2003.
5 Край наш, Черноземный. Опыт, проблемы и пути развития сельских территорий. Воронеж, Алексеевка. 27 февраля 1 марта 2006 года. В 2-х ч. - Воронеж. - 2006.
6 Кооперация, интеграция и управление в АПК: Материалы научно-практической конференции (Воронеж - Алексеевка, июнь 2000 года). - Воронеж. - 2000.
проекта, что позволило за счет средств этого проекта переподготовить в ведущих научных и учебных центрах России и за рубежом более 60 преподавателей и консультантов по менеджменту и современному маркетингу, бизнес-планированию и инвестиционному проектированию, налогообложению, отечественным и международным системам бухгалтерского учета, современным информационным технологиям, муниципальному управлению и другим направлениям. Кстати, договора о творческом содружестве ВГАУ с ведущими зарубежными вузами стали важнейшей необъемлемой частью всей его научной и образовательной деятельности. Среди них - Пенсильванский университет и университет Ал-корн (США); университет Вайн Штефан из Баварии (Германия); университеты городов Гёделле и Капошвар (Венгрия); Высшая сельскохозяйственная школа города Анже (Франция); Голландский сельскохозяйственный университет города Ватенинген; университет города Тренто (Италия), Редингский университет (Великобритания).
Что касается отечественных вузов, то в первую очередь следует назвать Белгородскую сельскохозяйственную академию и Орловский государственный университет, которые получили свое самостоятельное развитие от Воронежского госагроуниверситета, а также Брянский, Курский и Мичуринский сельхозвузы, которым воронежцы оказывали активную помощь на стадии становления.
Выводы, имеющие общее значение, заключаются в том, что опыт создания стартовой материально-финансовой и кадровой базы Воронежского госагроуниверситета на принципах технопаркового развития получил поддержку в Минсельхозе РФ, что позволило распространить идею и сам опыт в масштабе всей страны. Это - первое.
Второе. В силу мощнейшего интеллектуального потенциала ВГАУ доказывает свою способность достаточно эффективно выступать в роли основного связующего звена, координатора и интегратора в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров для АПК Центрального Черноземья. Достаточно сказать, что из его аудиторий вышло более 70 тысяч специалистов сельского хозяйства. В настоящее время на десяти факультетах обучается свыше 15 тысяч студентов. Добавим, что за последние годы в вузе дополнительно открыты новые специальности и направления подготовки (всего их 25). На 58 кафедрах плодотворно работает 535 преподавателей и научных сотрудников. В их числе - 69 докторов наук, 27 член-корреспондентов и академиков различных академий, 23 заслуженных деятеля наук, заслуженных работников высшей школы и сельского хозяйства. Только в 20002005 годах научные исследования выполнялись в вузе по 17 госбюджетным темам, включающих в себя 113 разделов, имеющих государственную регистрацию.
Третье. Тем самым происходит повышение роли и значения новых подходов в поэтапном реформировании всей региональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сельского хозяйства, включая учебную и производственную практику студентов. Так, в рамках реализации программы «Достойные кадры -новой России» ВГАУ заключены договора о прохождении практики на передовых сельхозпредприятиях (Это - ОАО «Калачеевское», ЗАО «Павловская МТС», ЗАО «Острогож-сксадпитомник», СХА имени Ленина Аннинского, колхозы «Россия» Грибановского и имени Мичурина Терновского районов). Для тех студентов, которые обучаются за счет средств областного заказа совместно с Главным управлением аграрной политики Воронежской области для прохождения производственной практики определены еще 66 хозяйств. Базовыми хозяйствами также являются входящие в общероссийский клуб «Агро -300» такие высокоэффективные предприятия, как СПК «Воронежский тепличный комбинат», ОАО «Маяк» Лискинского района Воронежской области и Липецкая ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября».
Четвертое. При этом ценно, что ученые ВГАУ принимают активное участие в разработке и реализации мероприятий Главного управления аграрной политики Воронежской области по определению баланса трудовых ресурсов сельхозпредприятий на период до 2010 года, одновременному упорядочению перспективного и ежегодного планирования потребности в кадрах высшей, средней квалификации и массовых профессий. Существо дела в том, что пореформенная практика все более убеждает в необходимости рассматривать прогнозирование, программирование и планирование в качестве важнейших факторов коренного улучшения управления трудовыми ресурсами, более предметного анализа и учета состояния востребованности и трудоустройства выпускников аграрных вузов, техникумов и колледжей. Кстати, их положительный потенциал в общем остается
достаточно высоким.
Однако глубинная суть проблемы в другом - в исключительно низкой востребованности. В равной мере это относится не только к Воронежской, но и к другим областям Центрального Черноземья. Так, в Воронежской области силами ВГАУ за 2001-2003 годы было подготовлено 4153 специалиста, в техникумах и колледжах - 6112, в профтехучилищах-1153 рабочих массовых профессий (за счет бюджета обучалось менее половины всех студентов - 46,5%), остальные - 53,5% на коммерческой основе (аналогичное соотношение в техникумах и колледжах). Причем за указанный период времени только 5-7% выпускников ВГАУ были востребованы, то есть трудоустроены в качестве специалистов на селе. Иначе как расточительной такую кадровую политику не назовешь!
Неудовлетворительное пополнение аграрного сектора области молодыми специалистами привело к тому, что среди руководителей предприятий их доля (в возрасте до 30 лет) снизилась до 1,5, а инженерно-технических работников до - 6,9%. При этом проблема переподготовки руководителей хозяйств, специалистов и кадров среднего звена продолжает лишь только обостряться в условиях негативной динамики численности и качества использования всего кадрового потенциала. В частности, среди руководителей сельхозпредприятий Воронежской области дипломированных специалистов с высшим образованием стало менее 78% (в 1985 году - 100% среди председателей колхозов и 99% - среди директоров совхозов); среди главных экономистов - 76,7, главных ветврачей - 58,5, главных зоотехников - 55,3, главных бухгалтеров - 54,6, и главных инженеров -53,6% (в 1985 году их удельный вес составлял от 98 до 99%).
С учетом этих и других негативных тенденций объективно растет значение экспресс-мониторинга востребованности и трудоустройства специалистов высшей и средней квалификации. Для того, чтобы придать этой работе организованный, планомерный характер в агро-университете создан отдел мониторинга рынка труда и содействия по трудоустройству выпускников в составе университетского округа аграрного образования, руководимого профессором А.В. Белоусовым. Есть уже и первые результаты практической деятельности - обобщены данные экспресс-мониторинга, проведенного в разрезе областей ЦЧР, и характеризующие потребность в специалистах АПК региона (табл. 1).
Таблица 1
Потребность в специалистах АПК ЦЧР, по состоянию на 15 .05.2007 года
Наименование области Количество вакансий В т.ч. по специальностям
Агрономы Зооин-женеры Ветспе-циали- Инженеры Техники Бухгалтера Экономисты Руководители Другие
Белгородская 64 17 7 12 9 12 4 3
Воронежская 217 45 28 36 30 10 8 7 1 52
Курская 502 78 82 94 42 29 35 49 49 44
Липецкая 239 37 39 35 18 3 13 7 87
Тамбовская 67 20 6 6 16 3 7 8 1
ИТОГО: 1089 197 162 183 106 54 75 75 50 187
Из данных таблицы видно, что в сельскохозяйственном производстве одного их ведущих регионов страны недостает свыше одной тысячи специалистов. При этом вакансии специалистов с высшим образованием достигают 80%. Наибольшую, потребность испытывают сельхозпредприятия Курской, Липецкой и Воронежской областей (502, 239 и 217 специалистов соответственно).
Что касается предложений по оплате труда, то они также разнятся существенно. К примеру, в Липецкой области предложения по максимальной заработной плате для зоо-инженера составляют 17 тысяч рублей, в Курской - 15 тысяч рублей (при средней фактической зарплате в настоящее время до 7 тысяч и 8,5 тысяч рублей соответственно). Предложения же по минимальной заработной плате колеблются от 2,5 тысяч до 4 тысяч рублей, что, естественно, следует рассматривать в качестве важнейшего сдерживающего
фактора в практическом разрешении кадровых проблем в селах Центрального Черноземья. Особенно это касается молодых специалистов, которые, будучи выпускниками вузов, получали стипендии намного ниже прожиточного минимума. Следовательно, им необходимы такие стартовые условия, которые сполна восполняли бы прожиточный минимум, позволяли эффективнее использовать интеллектуальный потенциал выпускников аграрных вузов и других молодых специалистов.
Как видим, реальным взаимосвязям востребованности и трудоустройства молодых специалистов, включая выпускников аграрных вузов, присущи весьма крупные противоречия, устранить которые, что называется, одним махом вряд ли возможно. Поэтому считаем: со стороны вузов и структур управления сельскохозяйственным производством требуются неотложные, строго согласованные, меры по обеспечению целенаправленной инновационной многоуровневой подготовки квалифицированных кадров по новым и востребованным специальностям.
Тем самым считаем, что реализацию современной агропродовольственной политики невозможно представить без коренного улучшения научного и кадрового обеспечения реформируемого производства и развития сельских территорий, всестороннего внимания к молодым специалистам на основе повышения уровня и улучшения условий труда, культуры, быта и всей жизни на селе. В интересах эффективности данных взаимосвязей находим возможным, чтобы Минсельхоз, Россельхозакадемия и другие федеральные органы, заинтересованные структуры органов исполнительной власти субъектов РФ обеспечили четкую координацию, когда речь заходит, в частности, об уточнении мероприятий по организации и ведению мониторинга в сфере рынка аграрного труда и чтобы текущая деятельность созданных в связи с этим в аграрных вузах страны отделов мониторинга рынка труда и содействия по трудоустройству выпускников была деловой и целеустремленной. Такой, как ее организуют в том же Воронежском госагроуниверситете. В частности, по всем факультетам здесь создана и постоянно пополняется электронная база данных студентов 4-5 курсов очной и заочной форм обучения. Через Internet отдел устойчиво получает сведения о наличии вакансий по всем отраслям народного хозяйства Воронежской области и г. Воронежа. Периодически проводятся мониторинги рынка труда по каждой из областей ЦЧР. Нормой стали собеседования со студентами старших курсов ВГАУ, а также информационная и рекламная деятельность в части содействия по трудоустройству. Из данных анализа видно, что в настоящее время ВГАУ имеет адреса свыше 1 тысячи предприятий и организаций, нуждающихся в выпускниках вузов. Вне сомнений, таких адресов может стать намного больше если, к примеру, по предложению ректора ВГАУ, профессора А.В. Востроилова создать в ЦЧР межвузовский центр мониторинга рынка аграрного труда.
При этом общие методические подходы мы видим в том, чтобы сбор информации в интересах эффективности мониторинга был своевременным, достоверным и объективным. Чтобы полученная информация регулярно предоставлялась заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, а также субъектам РФ, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам. Чтобы своевременной и действенной была подготовка предложений по вопросам реализации продовольственной политики в области научного и кадрового обеспечения сельхозпроизводителей при комплексном социально-экономическом развитии сельских территорий.
С учетом вышесказанного общий вывод может быть таким. Всю систему организации и проведения мониторинга в сфере аграрного труда на рыночных принципах следует рассматривать одним из мощных организационных потенциалов в интересах коренного улучшения научного и кадрового обеспечения реализации современной агропродоволь-ственной политики, Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства», уточнения приоритетных направлений, проектов и программ, практических мероприятий и механизмов взаимодействия на основе новых форм интеграции инновационной, научной и образовательной деятельности аграрных вузов и укрепления их связей с производством.
Очевидно, и Воронежскому госагроуниверситету важно не останавливаться на достигнутом. Продолжать с еще большей настойчивостью освоение стратегических инновационных подходов к совершенствованию организации и управления аграрной наукой и образованием. В этом отношении несомненный интерес представляют перспективные наработки по дальнейшему развитию регионального университетского агротехнопарка, о
которых в 2006 году дважды, в мае и ноябре, на заседании ученого совета ВГАУ докладывал проректор по развитию университетского округа аграрного образования и повышению квалификации, доктор экономических наук, профессор В.И.Белоусов.
В результате дискуссий сложились уточненные представления о концепции, миссии, принципах, стратегических целях и задачах более эффективного развития иннова-ционно-технопаркового вуза. Так, с учетом сказанного мы разделяем мнение профессора В.И.Белоусова о том, что взгляд на аграрный университет как на социальный институт, обеспечивающий одни образовательные услуги, отошел в прошлое. Сегодня - это интегрированное научно-образовательное сообщество, способное творчески, на инновационной основе генерировать новые знания и идеи, квалифицированно использовать их для подготовки специалистов нового поколения, превращать в готовый коммерческий продукт сформированную систему компетенций у выпускников, умеющих практически внедрять, к примеру, энергосберегающие и экологозащитные технологии, наиболее прогрессивные формы и методы организации и управления производством в условиях многоукладной агроэкономики, удовлетворять тем самым социально-экономические потребности страны и ее регионов, участвовать в общественном разделении труда, его специализации, кооперации, интеграции и т.д.7
Как показывают исследования, для этого важно иметь не только учебный комплекс и вести фундаментальные поисковые и прикладные научные исследования, но также выполнять при активном участии преподавателей, студентов, аспирантов и соискателей опытно-конструкторские работы, создавать образцы новой техники и технологий, обеспечивать их тиражирование, коммерциализацию результатов научных исследований, передачу (технологический трансферт) готовой продукции потребителю - непосредственно сельскому хозяйству и другим отраслям народного хозяйства, а также в социальную сферу.
В обобщенном виде инновационное развитие аграрного университета можно представить как сложный многоуровневый процесс на основе системного, взаимосогласованного и взаимоувязанного общими целями и задачами подхода к внедрению инноваций во всех сферах вуза - образовательной, научной, воспроизводства научно-педагогических кадров, организации и управления финансовыми потоками, а также основными и вспомогательными комплексами. При этом о необходимости четкого взаимодействия на базе системных принципов следует сказать в том плане, что они призваны обеспечивать, во-первых, функционирование сильного административного ядра; интегрированную периферию аграрного вуза; наличие дискретной многоканальной базы финансирования вуза и заинтересованности основных комплексов и сфер университета в образовании инновационных инфраструктур; создание условий для практической реализации идеи предпринимательства на базе исследований и разработок ученых, студентов, аспирантов и соискателей вуза, генерирующих научные знания, новую технику и технологии в интересах сельхозпроизводителей страны и ее регионов.
Во-вторых, содействовать в перспективном отношении формированию и поэтапной отработке таких отличительных особенностей, как:
• обеспечение инновационного образования на базе взаимодействия единого интегрированного учебного, научного и инновационного процессов, применения междисциплинарных проблемно - и проектно-ориентированных образовательных технологий;
• организация системы элитной подготовки специалистов на базе научных школ;
• интеграционных процессов образовательной, развитие научной и инновационной деятельности;
• формирование адекватных новым инновационным задачам организационных структур и методов управления университетом на основе сочетания государственного, государственно-общественного управления и самоуправления;
• становление и развитие инфраструктуры взаимодействия инновационного вуза с «внешней» российской и зарубежной средой;
• наличие диверсификационных источников финансирования университета и эффективных систем франчайзинга;
• обеспечение развитой корпоративной культуры и деловых конкурентных отноше-
7 Белоусов В.И. Инновационный университет: современные взгляды, стратегия, опыт. Обзор. - Воронеж.-200б.- С.7-8
ний на уровне внутривузовских сфер и комплексов.
Добавим к рассмотренному: даже краткая характеристика отличительных особенностей позволяет яснее и четче представлять миссию в целом, стратегические цели и задачи инновационного вуза в частности. Во исполнение постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №676 «Об университетских комплексах» важно повышать качество и эффективность образовательного процесса, более полно использовать при этом информационно-консультационые ресурсы, положительный потенциал ранее накопленного опыта в интересах высокопрофессиональной подготовки молодых специалистов, способных к новациям в практической деятельности, а также проведения научных исследований по приоритетным направлениям интегрированного развития образования, науки, техники, технологий, культуры и социальной сферы. Для усиления именно таких взаимосвязей и взаимодействия необходимы, естественно, надлежащие условия и возможности. Проводимые исследования показывают, что в важной мере они заложены в крупных целевых программах и проектах, интегрированных, в одних случаях, в учебные научно-инновационные комплексы или в других случаях, - в университетские образовательные округа с разной степенью их структурных и бюджетных изменений. Но при всем этом зависят от уровня государственной и общественной поддержки вышеназванных формирований как открытых образовательных и научно-инновационных (статических и динамично развивающихся) систем и их подсистем. Содействуют инновационному воздействию вуза на разрешение обострившихся процессов кадрового и социально-экономического обеспечения развития сельских территорий ЦЧР, преодоления тем самым кризисного отставания в их обустройстве по таким перспективным направлениям, как научное, техническое, технологическое, информационное, культурное, инженерно-гуманитарное и т.д. С учетом сказанного положительной оценки, по нашему мнению, заслуживают инновационная стратегическая программа и проекты ВГАУ, общее назначение которых-обеспечивать устойчивое развитие сельских территорий на период 2007-2015 годов в научном и кадровом отношениях. О реальности поставленных задач убедительно свидетельствует уже имеющийся опыт, творчески обобщенный в ряде монографий8. Ценно, что конкретные предложения авторов, адресованные производству, уточняют методические основы укрупненных организационно-технологических схем для последовательного выполнения прогнозно-аналитических разработок с учетом региональных особенностей и накопленного опыта. Позволяют видеть главное в усилении научного, кадрового и информационного обеспечения стратегических планов социально-экономического развития на муниципальном уровне региона. Для этого, в частности, авторами (А.В. Белоусовым и другими) были апробированы в частности, авторами (А.В. Белоусовым и другими) были апробированы в Рамонском и Нижнедевицком районах Воронежской области методические основы формирования типовых макетов стратегического социально-экономического планирования комплексного развития сельских территорий. Что касается концепции адаптирования кадровой работы к современным требованиям управленческой деятельности на региональном уровне, то она была дополнена рекомендациями по обеспечению непрерывной и гибкой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров, уточняющими и развивающими методические положения в интересах упорядоченного воспроизводства и использования трудовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях Воронежской области, раскрывающими степень влияния профессионально-квалифицированных факторов на качественный потенциал трудовых ресурсов9.Как показывает анализ, именно эти взаимосвязи в современных условиях приобретают особую значимость. Известно, что квалифицированный работник обладает большими объемами знаний и информации, лучшими профессиональными навыками, инициативным и творческим отношением к общественному труду по сравнению с работником простого труда. Квалификация к тому же - это определенная совокупность черт личности, знаний, опыта, мастерства и сноровки. Вот почему объективной является необходимость постоянного повышения квалификационного уровня сельскохозяйственных работников
8 Белоусов А.В. Инновационное обеспечение социального и кадрового развития на селе: Теория и практика./ А.В. Белоусов.- Воронеж; Белоусов В.И., Шевченко В.Е., А.В. Белоусов, А.Ф. Демченко. - Воронеж. - 262 с.; Управление в АПК региона: Кадровый и социальный аспекты. Теория и практика: Колл. Монография/ Н.К. Анисимов Е.А. Яковлева, Т.В. Савченко, А.Ф. Демченко; под ред.проф. А.Ф. Демченко.- Воронеж: ВГАУ - 2003.- 312с.
9 Например, Рекомендации по воспроизводству и использованию трудовых ресурсов в сельскохозяйственных предприятиях. - Воронеж: ГНУ НИИ ЭО АПК ЦЧР РФ. - 2003. - 36с.
всех уровней, стремления не к одной освоенной специальности, а выработке у каждого способности к непрерывному развитию, саморазвитию и самореализации, постоянному дополнительному обучению и переобучению, к смене типа занятости. Как установлено расчетами специалистов, регулярное повышение квалификации работников любой отрасли снижает потребность в специалистах с высшим и средним специальным образованием в среднем на 25%. В росте же производительности труда удельный вес фактора квалификации кадров достигает 30%.Считаем, что в Воронежском агроуниверситете всему этому в важной мере содействует образование в текущем году совета по качеству, который, являясь коллегиальным совещательным органом, стал обеспечивать координирующую разработку и функционирование системы менеджмента качества. По определению ректора, профессора А.В. Востроилова, политика ВГАУ в области качества призвана содействовать тому, чтобы агроуниверситет занял достойное место на отечественном и мировом рынках образовательных услуг, а также научно-технической инновационной продукции. В этих стратегических целях важнейшими принципами, направлениями и факторами являются:
• обеспечение постоянного и квалифицированного мониторинга качества учебного процесса и научно-исследовательской продукции;
• содействие требованиям государственных и международных стандартов в практической реализации образовательных программ;
• приобщение к культуре качества, обучение в области качества и вовлечение в эти процессы всего коллектива ВУЗа;
• постоянное совершенствование материально-технической базы обучения студентов и условий для работы персонала;
• интеграция образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности;
• непрерывное творческое совершенствование содержания и рассмотрения номенклатуры образовательных услуг с учетом инновационного развития науки, практики и изменения конкурентных запросов в рыночных условиях;
• сбалансированность теоретической и практической подготовки студентов;
• создание индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся;
• изучение и внедрение в образовательный процесс лучших достижений российских и зарубежных специалистов.
В целом же о политике в области менеджмента качества следует сказать в том плане, что в своей основе она стратегически нацелена на дальнейшее первоочередное ресурсное обеспечение устойчивого развития университетской инновационно-технопарковой системы единого округа аграрного образования. В этих целях объективно растет значение как ресурсо-накопляющих, так и фондообразующих для округа и всего региона комплексных мероприятий, освоения при этом новых образовательных направлений; создания и совершенствования дистанционной образовательной системы (обучения и консультирования) на основе оснащения стандартным набором оборудования информационных технологий представительств в каждом из периферийных звеньев Воронежской и Липецкой областей. (Это - кейс-технологии, Интернет-технологии, учебно-методические комплексы на электронных и бумажных носителях, мультимедийные комплексы и спутниковые терминалы, оптико-волоконные линии в видеорежиме и реальном времени). По нашему мнению, первоочередного внимания одновременно заслуживают:
• активизация работы по интеграции на базе агроуниверситета сельскохозяйственных колледжей, техникумов, профессиональных лицеев, других учебных заведений и НИИ;
• укрепление материально-технической базы интегрированных учебных формирований для непосредственного участия в инновационном обеспечении развития сельских территорий;
• создание на базе ВГАУ факультета «Инженерное, информационное и социальное обеспечение развития сельских территорий»;
• обеспечение многоуровневой подготовки кадров для АПК региона по новым и востребованным специальностям;
• качественное совершенствование системы целевой подготовки специалистов по договорам с сельхозпредприятиями и Главным управлением аграрной политики Воронежской области;
• разработка и реализация целевых программ послевузовского образования, адекватных потребностям органов управления и бизнес-структур;
• программно-целевой подход для обеспечения планомерной переподготовки и повышения квалификации сельскохозяйственных кадров;
• создание на базе ВГАУ факультета подготовки кадров среднего звена и кадров массовых профессий;
• профильное обучение и профориентация молодежи на базе «Школьного агроуни-верситета» по специализации: социально-экономический профиль; растениеводство, животноводство, технологический профиль, агроинженерный;
• реализация международных образовательных программ, таких, как программа магистратуры «Международный агробизнес» и ряда других.
Как видим, творческое решение поставленных задач способно оказывать важнейшее воздействие на дальнейшее развитие инновационных образовательных услуг. При этом считаем, что научно-образовательный комплекс на базе ВГАУ должен осуществлять опережающую профессиональную подготовку по сравнению с развитием производства на основе рационального сочетания кооперации и интеграции всех образовательных подсистем, при сохранении приоритета государства в управлении кадровым обеспечением АПК.
Общий вывод может быть таким. На региональном уровне требуют коренного улучшения условия и факторы, способствующие формированию высокопрофессиональных сельскохозяйственных кадров всех звеньев. Именно высокая образованность и культура, мастерство и опыт должны превратиться сегодня в базовые характеристики для работников сельского хозяйства и его обслуживающих сфер. При такой стратегической нацеленности востребованность и трудоустройство выпускников станут на деле важнейшими факторами не только успешной реализации инновационных образовательных программ аграрных вузов, но и коренного улучшения в научном и кадровом обеспечении реформируемого сельского хозяйства и его обслуживающих сфер с учетом целей и задач современной агропродовольственной политики.
DEMAND AND EMPLOYMENT OF GRADUATES AS THE MAJOR FACTORS OF REALIZATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAMS OF AGRARIAN HIGH SCHOOLS
Are considered and critically estimated regional experience and problems of personnel maintenance of reformed agroindustrial manufacture. It is shown, that the developed system of agrarian formation and structural changes in demand for experts in conditions of multistructure economy demand essential updating. It is noted in this connection growing value of theoretical judgment and practical realization of actions on integration of educational, scientific and industrial activity into regional systems of innovative preparation, retraining and improvement of professional skill of experts of an agriculture and its serving spheres. Are drawn conclusions that the demand in modern experts should be coordinated more closely to their actual employment, to consider these interrelations the major factors of realization innovative programs, development of processes of integration of a science, agrarian high schools and manufacture.
Keywords: Scientific and personnel maintenance. A reformed agriculture. Personnel potential. A demand and employment. Uniform educational complexes. Innovative educational programs. An agrarian labour market. Monitoring of a labour market of graduates of agrarian high schools.
M.A. SHIBAEV11 ^ V.SAVZENKO21 KA BELOSERZEVA31
1) Shibaev Michael Andree-vich
2) Savchenko Tatyana Va-silevna, Аlekseevsky agricultural college of the Belgorod area
e-mail: ysv@af bsu.eduru
3) Beloserzeva Kira Aleksan-drovna
e-mail: [email protected]