Научная статья на тему 'Организационные аспекты патриотического воспитания студентов вуза с учетом ценностного типа личности'

Организационные аспекты патриотического воспитания студентов вуза с учетом ценностного типа личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЦЕННОСТНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENTS / VALUE TYPE OF PERSONALITY / ORGANIZATION OF PATRIOTIC EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко А. П., Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р.

Введение. Статья посвящена проблеме реализации задач патриотического воспитания в практике работы со студентами вуза. Результаты исследования позволяют обосновать подходы к организации мероприятий патриотической направленности в условиях вуза. Методология. Исследование проводилось в форме интернет-опроса с помощью специально разработанной анкеты и методики Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого. Результаты. Подтверждено предположение о наличии предпочтений патриотических мероприятий у студентов с разными ценностными типами личности. Заключение. Предложен подход к организации мероприятий в системе патриотического воспитания студентов вуза с учетом дифференциации предпочтений студентов разных типов ценностных ориентаций личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS, CONSIDERING THE VALUE TYPE OF A PERSONALITY

Introduction. The article is devoted to the problem of realization the tasks of patriotic education in the practice of working with university students. The results of the study are presented to substantiate the approaches to the organization of patriotic events in the conditions of the university. Methodology. The study was constructed as an online survey using a specially developed questionnaire and R. Inglehart’s methodology modified by M. S. Yanitskiy. Results. The assumption about the presence of preferences among different types of patriotic events among students with different value types of personality was confirmed. Conclusion. An approach to organizing events in the system of patriotic education of university students is proposed, considering the differentiation of preferences of students of different types of personal value orientations.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты патриотического воспитания студентов вуза с учетом ценностного типа личности»

14. Soloviev V. S. Sobraniye sochineniy i pisem [Collected Works and Letters]. Moscow, 1993, vol. 5. (In Russian).

15. Utyuganov A. A., Utyuganov A. A. Formirovaniye grazhdansko-patrioticheskikh tsennostey kursantov v usloviyakh realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v voyennom vuze [Formation of civil and patriotic values of cadets in the context of the implementation of the competence approach in a military university]. Scientific Opinion, 2013, no. 11, pp. 261-264. (In Russian).

16. Florovsky G. O patriotizme pravednom i grekhovnom na putyakh [About the righteous and sinful patriotism on the ways]. Book 2. Berlin, 1922. (In Russian).

17. Fomenko G. Yu. Psikhologiya bezopasnosti lichnosti: teoretiko-metodologicheskiye osnovaniya institutsionalizatsii [Psychology of security of a person: theoretical and methodological foundations of institutionalization]. Man. Community. Control, 2010, no. 1, pp. 83-99. (In Russian).

18. Shuvanov I. B. Perspektivy sub»yektnogo podkhoda k analizu elementnoy bazy psikhologicheskoy modeli bezopasnosti sub»yekta zhizni [Prospects for a subject approach to the analysis of the elemental base of the psychological safety model of the subject of life]. Vestnik Adygei State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2011, vol. 3, pp. 213-221. (In Russian).

19. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoj perspektivy lichnosti predstavitelej razlichnyh cennostnyh tipov massovogo soznaniya [Peculiarities of Personality Temporal Perspective among Representatives of Different Value Types of Mass Consciousness]. Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences, 2012, no. 2 (20), pp. 175-180. (In Russian).

20. Yanitsky M. S., Gray A. V., Utyuganov A. A., Pfetzer S. A., Ivanov M. S. Tsennostno-smyslovoye razgranicheniye etologicheskogo i resentimental'nogo patriotizma v kontekste zadach professional'nogo obrazovaniya [Value-semantic distinction between ethological and resentmental patriotism in the context of the tasks of vocational education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 57-62. (In Russian).

21. Robert J. Sternberg, Michael L. Barnes. The Psychology of Love. New Haven, Yale University Press, 1988, 383 p.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С УЧЕТОМ ЦЕННОСТНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS, CONSIDERING THE VALUE TYPE OF A PERSONALITY

Введение. Статья посвящена проблеме реализации задач патриотического воспитания в практике работы со студентами вуза. Результаты исследования позволяют обосновать подходы к организации мероприятий патриотической направленности в условиях вуза.

Методология. Исследование проводилось в форме интернет-опроса с помощью специально разработанной анкеты и методики Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого.

Результаты. Подтверждено предположение о наличии предпочтений патриотических мероприятий у студентов с разными ценностными типами личности.

Заключение. Предложен подход к организации мероприятий в системе патриотического воспитания студентов вуза с учетом дифференциации предпочтений студентов разных типов ценностных ориентаций личности.

Introduction. The article is devoted to the problem of realization the tasks of patriotic education in the practice of working with university students. The results of the study are presented to substantiate the approaches to the organization of patriotic events in the conditions of the university.

Methodology. The study was constructed as an online survey using a specially developed questionnaire and R. Inglehart's methodology modified by M. S. Yanitskiy.

Results. The assumption about the presence of preferences among different types of patriotic events among students with different value types of personality was confirmed.

Conclusion. An approach to organizing events in the system of patriotic education of university students is proposed, considering the differentiation of preferences of students of different types of personal value orientations.

УДК/UDC 37.035.6

А. П. Левченко, Е. В. Григорьева, Н. Р. Хакимова

A. Levchenko, E. Grigoryeva, N. Khakimova

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенты, ценностный тип личности, организация патриотических мероприятий.

Keywords: patriotic education, students, value type of personality, organization of patriotic events.

Введение

Формирование ценностей гражданственности и патриотизма является трендом последнего десятилетия. Действующая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» определяет ведущие направления воспитательной работы на всех уровнях системы образования [10]. Актуальность проблемы стимулирует научные исследования, апробацию новых воспитательных технологий и внедрение их в педагогическую практику. В целом можно говорить о формировании в настоящее время патриотического дискурса в отечественном информационном пространстве, не всегда однозначного, но требующего внимания и изучения.

Сегодня в научной литературе представлено несколько направлений исследования патриотизма, среди которых важное место занимает аксиологический подход. Понимание патриотизма как значимой ценности и его изучение в системе ценностных ориентаций отражены в работах Ю. В. Гатен, М. С. Яницкого, А. В. Серого, М. С. Иванова и других авторов [2; 14]. Актуальным контекстом исследования патриотизма является определение соотношения ценности патриотизма и нравственных ценностей [8; 16]. Так, А. В. Юревич характеризует рост патриотических настроений россиян как маркер нравственного оздоровления нации [12]. Еще одним важным вектором исследования патриотизма стала взаимосвязь ценности патриотизма и характеристик личности. Г В. Лимонцева, рассматривая патриотизм как нравственную ценность, выявила соотношение патриотизма с нормативностью поведения, ориентацией на сотрудничество, потребностью в совместной деятельности, склонностью к сопереживанию, уровнем эмпатии, альтруизмом [8]. Ранее нами было проведено сравнительное исследование уровня патриотизма и гражданственности у студентов разных ценностных типов личности [6].

В психологической и педагогической литературе отражены результаты исследований патриотизма в рамках педагогического подхода, который сосредоточен на поиске эффективных методов и технологий гражданско-патриотического воспитания [1; 3; 5; 7]. Исследователи подчеркивают связь уровня патриотических настроений молодежи и практического опыта созидательной деятельности как в процессе профессионального обучения в вузе, так и в процессе участия в различных формах социальной активности в вузе и за его пределами. М. С. Джилкишиева в авторской педагогической модели формирования гражданско-патриотических качеств личности в условиях профессионального образования выделяет социально-деятельностный компонент, который нацелен на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности посредством вовлечения в социально значимую деятельность, творчество и общественную работу [3].

Актуальной темой научных исследований последних лет стало использование возможностей интернет-технологий в процессе формирования патриотизма и активной гражданской позиции молодежи [4; 9]. Л. А. Зятева, Е. В. Елисеева, И. И. Киютина, Г С. Исакова считают, что информационные технологии должны быть включены в практику гражданско-патриотического воспитания молодежи во всем многообразии средств — от веб-опросов до получения информации [4]. Изучение практических аспектов патриотического воспитания рассматривается нами как наиболее перспективное в работе со студенческой молодежью.

На фоне очевидного интереса исследователей к изучению места патриотизма в системе ценностей россиян, отношения к патриотизму, гражданско-патриотическому воспитанию молодежи отметим данные, которые сохраняют актуальность обозначенной проблемы и требуют нашего внимания. Например, А. В. Юревич подчеркивает неоднозначность отношений нравственности и патриотизма, что повышает риск спорных проявлений патриотизма [12]. Другие авторы, считая социальную активность студенческой молодежи необходимым элементом формирования гражданственности и патриотизма, отмечают недостаточную вовлеченность молодежи в социально значимую деятельность [5; 7]. Данный факт мы связываем с дефицитом исследований по выявлению психологических основ организации патриотического воспитания молодых россиян, что инициировало проведение нами самостоятельного исследования в рамках обозначенной проблематики.

Методология

Исследование с целью обоснования подходов к организации мероприятий патриотической направленности в условиях вуза было проведено весной 2018 г. на базе социально-психологического института Кемеровского государственного университета (КемГУ). Данная работа является продолжением ранее начатых изысканий по изучению уровня патриотизма и гражданственности студентов с разными ценностными типами [6]. В данном исследовании проверялась гипотеза о наличии предпочтений патриотических мероприятий у студентов разных ценностных типов личности.

Выборку исследования составил 101 студент социально-психологического института КемГУ, обучающийся на 1 -4-м курсах трех направлений подготовки: «Психология», «Организация работы с молодежью» и «Специальное дефектологическое образование». Для определения специфики предпочтений студентами мероприятий той или иной направленности была использована авторская анкета, а для дифференциации респондентов на ценностные типы применялась методика Р. Инглхарта в модификации М. С. Яницкого [13; 15]. Исследование строилось как интернет-опрос в электронной форме Googl. Для обработки данных использовалась программа Microsoft Excel 2010.

Результаты

На основании результатов методики Р. Инглхарта, модифицированной М. С. Яницким, респонденты были разделены на 4 группы. Первую группу составили респонденты с адаптирующимся ценностным типом — 24,2 % выборки. Данный тип личности акцентирован на ценностях безопасности, материального благополучия, сохранения актуального уровня достижений, стабилизации положения. Во вторую группу вошли респонденты с социализирующимся типом, что составило 19,2 % выборки. Социализирующийся ценностный тип выделяется ориентацией на других людей, на интеграцию и принятие в социуме. В третью группу включены респонденты с индивидуализирующимся типом личности — 33,3 %. Индивидуализирующийся ценностный тип личности отличается автономным характером, выраженной потребностью самосовершенствоваться, готовностью работать на благо Родины, однако независим в оценках и суждениях. Оставшиеся 23,3 % выборки составили группу респондентов с промежуточным ценностным типом личности, который характеризуется неструктурированной системой ценностных ориентаций [13; 15].

Анализ ответов на вопрос о предпочтении студентами мероприятий различной направленности обнаружил, что 45 % респондентов от общей выборки отдают приоритет творческим делам. Вслед за мероприятиями творческой направленности респонденты выбирали мероприятия патриотической, спортивной, научной и другой направленности. В целом это подтверждает тенденцию, выявленную в предыдущих работах [5].

Анализ предпочтений студентов с разными типами личности выявил, что респонденты адаптирующегося ценностного типа выбирают в первую очередь мероприятия спортивной (46 %) и граж-данско-патриотической направленности (42 %). Студенты с социализирующимся ценностным типом личности участвуют в творческих (58 %) и спортивных мероприятиях (30 %), а индивидуализирующийся тип предпочитает события, ориентированные на творчество (36 %), науку (30 %), гражданственность и патриотизм (24 %). Группа студентов с промежуточным ценностным типом ориентирована на весь спектр мероприятий. Так как предпочтения данного типа личности не соотносятся с ценностной направленностью в силу неструктурированности системы ценностных ориентаций, мы исключили данную группу из последующего анализа.

Далее респондентам было предложено выбрать из списка мероприятий патриотической направленности те, в которых они участвовали чаще всего. Респонденты могли делать выбор нескольких мероприятий. Оценка предпочтений студентов разных ценностных типов включала две первые позиции рейтинга ответов респондентов. Выявлено, что студенты с адаптирующимся ценностным типом предпочитают исторические квесты (50 %) и сюжетно-ролевую игру «Сто шагов к Победе» (48 %). Студенты социализирующегося типа личности чаще принимают участие в шествии 9 Мая (62 %) и исторических квестах (36 %). Представители индивидуализирующегося типа охотнее участвуют в Межрегиональном молодежном научно-образовательном форуме «RE: ПОСТ» (55 %) и других научных конференциях и конкурсах (34 %).

В целом результаты исследования отразили соответствие предпочтений студентами разных ценностных типов тех мероприятий патриотической направленности, организация и содер-

жание которых совпадают с ценностной направленностью личности. Студенты адаптирующегося типа личности ориентированы на активные, сюжетно-динамические и в то же время ясно структурированные в организационном плане мероприятия. Студенты социализирующегося типа предпочитают мероприятия группового характера, отражающие сплоченность, единство, историческую память и преемственность поколений. Предпочтения студентов индивидуализирующегося типа личности связаны с потребностью в саморазвитии и познании. Студенты данного ценностного типа выбирают мероприятия предполагающие обучение, дискуссии, творческую самореализацию. Например, участие студентов индивидуализирующегося типа в образовательном форуме «ЯБ: ПОСТ» позволяет им активно обучаться на различных площадках, заниматься социальным проектированием, публиковать результаты научных исследований.

На основе полученных данных мы делаем вывод о необходимости учитывать ценностный тип личности в организации мероприятий в системе патриотического воспитания студентов в вузе. Опираясь на методологию динамического подхода, мы предлагаем выделить ряд организационных аспектов на подготовительном этапе мероприятия, позволяющих повысить эффективность патриотического воспитания в условиях вуза.

В настоящее время организация крупных мероприятий (форумов, фестивалей, научно-практических конференций гражданско-патриотической проблематики) предполагает на этапе подготовки онлайн-регистрацию. В целом подобные мероприятия собирают значительную аудиторию, нередко различающуюся социально-демографическими и социально-психологическими характеристиками. Процедура онлайн-регистрации, кроме традиционной заявки на участие, может также содержать диагностический компонент, помогающий участнику сориентироваться в выборе площадок и форм участия в мероприятии. Диагностика должна носить характер скрининга и состоять из двух последовательных шагов — непосредственной диагностики и рекомендаций участнику. С нашей точки зрения, задачи подобной скрининг-диагностики возможно решить с помощью методики Р. Инглхарта, модифицированной М. С. Яницким. После определения ценностного типа личности участник получает емкое диагностическое заключение, а также рекомендуемый маршрут участия в мероприятии.

Так, адаптирующемуся типу личности можно рекомендовать принимать участие в различных исторических квестах, мастер-классах по самообороне и в работе площадок организаций с военным уклоном. Мы считаем, что эти формы работы будут наиболее интересны представителям данного типа в связи с тем, что его ценностная система формируется на основе защитных механизмов и ориентирована на ценности комфорта, безопасности и защиты себя и своих родных.

Ориентация социализирующегося типа на общество дает основание рекомендовать ему участие в творческих мастер-классах, работе воркшопов и открытых площадок, предполагающих взаимодействие групп людей, а также участие в дискуссиях, посвященных проблемам связи поколений, истории страны, волонтерской деятельности, социального взаимодействия в целом.

Индивидуализирующемуся типу можно предложить участие в творческих конкурсах, выступление с докладами на круглых столах и секциях конференций, а также участие в работе площадок, направленность которых связана с творчеством и раскрытием своих талантов, так как ценности самоактуализации и самореализации являются ведущими для представителей данного ценностного типа личности.

Заключение

В качестве заключения еще раз подчеркнем важность психологического основания организационных форм воспитательной работы со студентами. Ценностная направленность личности является ресурсом патриотического воспитания и формирования гражданской позиции при условии возможности выбора студентами той или иной формы социальной активности. Результаты исследования подтверждают предположение о наличии предпочтений патриотических мероприятий у студентов с разными ценностными типами личности. Итогом исследования стало обоснование важных аспектов организации мероприятий в системе патриотического воспитания студентов в условиях вуза. Диагностика потенциальных участников как организационный компонент на этапе подготовки мероприятий, а также последующие рекомендации с учетом дифференциации предпочтений студентов разных ценностных типов позволят повысить уровень и степень вовлеченности молодых людей в процесс формирования гражданина и патриота своей страны.

Литература

1. Асланов Я. А. Патриотическое воспитание молодежи: современные тенденции и технологии формирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4. С. 18-21.

2. Гатен Ю. В. Патриотизм в ценностном сознании студенческой молодежи // Аспирантский вестник Поволжья. 2015. № 3-4. С. 45-52.

3. Джилкишиева М. С. Структурно-содержательная модель гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи Казахстана // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 3. С. 128-134.

4. Зятева Л. А., Елисеева Е. В., Киютина И. И. Воспитательные возможности современных интернет-технологий // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-4. С. 69-76.

5. Григорьева Е. В., Михеева О. А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: анализ проблем и поиск новых форм работы в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 30-35.

6. Григорьева Е. В., Хакимова Н. Р., Левченко А. П. Патриотизм и тип ценностных ориентаций личности студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 201-208.

7. Гудкова Т. В., Матвеева Н. С., Матвеев К. А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности у студенческой молодежи // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 4. С. 52-57.

8. Лимонцева Г. В. Взаимосвязь ценности патриотизма с личностными характеристиками студенческой молодежи // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).27.

9. Ляукина Г. А., Ефимов Е. Г. Формирование патриотизма студентов в социальных интернет-сетях // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 347-351.

10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (дата обращения 6.11.2018).

11. Шилова В. С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: педагогика и психология образования. 2015. Т. 1, № 1 (3). С. 75-78.

12. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168-179.

13. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012. 237 с.

14. Постнеклассическая педагогическая психология: ценностно-смысловой тренд / М. С. Яницкий, А. В. Серый, М. С. Иванов и др. Кемерово, 2017. 202 с.

15. Яницкий М. С., Серый А. В., Проконич О. А. Особенности временной перспективы личности представителей различных ценностных типов массового сознания // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (20). С. 175-180.

16. Yurevich A. V. Morality as a psychological problem // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. Vol. 5. P. 50-66.

References

1. Aslanov Y. A. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: sovremennye tendentsii i tekhnologii formirovaniia [Patriotic education of youth: current trends and technologies of formation]. Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2015, no. 4, pp. 18-21. (In Russian).

2. Gaten Yu. V. Patriotizm v tsennostnom soznanii studencheskoi molodezhi [Patriotism in the value consciousness of student youth]. Postgraduate Bulletin of the Volga, 2015, no. 3-4, pp. 45-52. (In Russian).

3. Dzhilkishieva M. S. Strukturno-soderzhatelnaia model grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniia studencheskoi molodezhi Kazakhstana [Structural and substantial model of civil-patriotic education of student's youth of Kazakhstan]. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 3, pp. 128-134. (In Russian).

4. Ziateva L.A., Eliseeva E.V., Kiiutina I. I. Vospitatel'nye vozmozhnosti sovremennykh internet-tekhnologii [Educational opportunities of modern Internet technologies]. Problems of Modern Teacher Education, 2017, no. 54-4, pp. 69-76. (In Russian).

5. Grigoryeva E. V., Mikheyeva O. A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoi molodezhi: analiz problem i poisk novykh form raboty v vuze [Patriotic education of students: analysis of the problem and the search for new forms of working in high school]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 30-35. (In Russian).

6. Grigoryeva E. V., Khakimova N. R., Levchenko A. P. Patriotizm i tip tsennostnykh orientatsii lichnosti studentov vuza [Patriotism and the person's value orientations type of higher education institution's undergraduates]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 201-208. (In Russian).

7. Gudkova T. V., Matveeva N. S., Matveev K. A. Sotsial'naia aktivnost' kak faktor formirovaniia grazhdanskoi identichnosti u studencheskoi molodezhi [Social activity as factor of formation of civil identity of student's youth]. Siberian Pedagogical Journal, 2016, no. 4, pp. 52-57. (In Russian).

8. Limontseva G. V. Vzaimosviaz' tsennosti patriotizma s lichnostnymi kharakteristikami studencheskoi molodezhi [Interrelation of patriotism value with personal characteristics of student youth]. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).27. (In Russian).

9. Liaukina G. A., Efimov E. G. Formirovanie patriotizma studentov v sotsial'nykh internet-setiakh [Formation of patriotism of students in social networking service]. Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 6-2, pp. 347-351. (In Russian).

10. O gosudarstvennoi programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody": Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabria 2015 g. N 1493 [About the state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020 years": Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2015 no. 1493]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/#ixzz4OjkKwUxy (accessed 6.11.2018). (In Russian).

11. Shilova V. S. Patrioticheskoe vospitanie studentov: sushchnost', tseli i zadachi [Patriotic education of students: essence, goals and tasks]. Scientific Result. Series: Pedagogy and Psychology of Education, 2015, vol. 1, no. 1 (3), pp. 75-78. (In Russian).

12. Yurevich A. V. Empiricheskie otsenki nravstvennogo sostoianiia sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Empirical Estimates of Modern Russian Society's Morals]. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, pp. 168-179. (In Russian).

13. Yanitskiy M. S. Cennostnoe izmerenie massovogo soznaniya [Value measurement of mass consciousness]. Novosibirsk, 2012, 237 p. (In Russian).

14. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakimova N. R. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psihologiya: cennostno-smyslovoj trend [Post-nonclassical pedagogical psychology: the value-semantic trend]. Kemerovo, 2017, 202 p. (In Russian).

15. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoj perspektivy lichnosti predstavitelej razlichnyh cennostnyh tipov massovogo soznaniya [Peculiarities of Personality Temporal Perspective among Representatives of Different Value Types of Mass Consciousness]. Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences, 2012, no. 2 (20), pp. 175-180. (In Russian).

16. Yurevich A. V. Morality as a psychological problem. Psychology in Russia: State of the Art, 2012, vol. 5, pp. 50-66.

УДК/UDC 378.183 Т. Н. Мартынова, Е. А. Гавло, К. А. Цвеклинская

T. Martynova, E. Gavlo, K. Tsveklinskaya

СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL VOLUNTEER ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Введение. Актуальность изучаемой проблемы объясняется необходимостью расширения практики студенческого социального волонтерства в решении задач инклюзивного образования в вузе. Авторами обсуждаются вопросы, связанные с организацией социальной волонтерской деятельности студентов вуза, психолого-педагогическим сопровождением этой деятельности, вовлечением в различные добровольческие проекты студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Методология. Методологическая основа исследования строится в совокупности социального и психолого-педагогического подходов к решению обозначенной проблемы. На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы обобщены, конкретизированы и уточнены понятия «волонтерство», «социальное волонтерство», «социальная волонтерская деятельность студентов в вузе»; охарактеризованы подходы и научные взгляды на социальное волонтерство студентов вуза, определена его роль в практике инклюзивного образования.

Результаты. Представлены основные направления психолого-педагогической работы, результаты психодиагностических исследований, описаны формы и методы работы по подготовке студентов-волонтеров к деятельности в условиях инклюзивного образования в вузе.

Заключение. Современное состояние инклюзивного образования в вузе позволяет говорить о необходимости и возможности расширения практики социальной волонтерской деятельности студенческой молодежи. Существует актуальная потребность в подготовке студенческой молодежи к социальной волонтерской деятельности, а также привлечении к этой деятельности новых добровольцев, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Introduction. The urgency of the problem being studied is explained by the need to expand the practice of student social volunteering in solving the problems of inclusive education at the university. The authors discuss issues related to the organization of social volunteering activities of university students, psychological and pedagogical support of this activity, and involvement of students with disabilities into various voluntary projects.

Materials and Methods. The methodological basis of the study is built on the unity of the social and psychological-pedagogical approaches to solving the designated problem. In the article, on the basis of a theoretical analysis of foreign and domestic literature, the concepts of "volunteering", "social volunteering", "social volunteer activity of students in high school" are summarized, specified and clarified; the approaches and scientific views on social volunteering of university students, its role in the practice of inclusive education are characterized.

Results. The main directions of psychological and pedagogical work, the results of psychodiagnostic studies are presented, the forms and methods of work on preparing volunteer students for activities in an inclusive education environment are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.