Раздел 1
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ОТРАСЛЯМИ, КОМПЛЕКСАМИ
УДК 368:629.78
Для цитирования: Паршина С. Л., Федорова Н. В. Анализ системы страхования рисков космических проектов в Российской Федерации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3. С. 5-12.
For citations: Parshina S. L., Fedorova N. V. Inshuararence risks of cosmics projects analysis system of Russian Federation // Social and economic systems management. 2017. No. 3. Рр. 5-12. (In Russ., abstr. in Engl.)
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ КОСМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С. Л. Паршина*, Н. В. Федорова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Современная космическая деятельность в России представляет собой одно из наиболее перспективных направлений развития экономики на ближайшее время. За долгие десятилетия ее существования успехи в космической отрасли превосходят достижения ведущих промышленно-развитых стран, а на мировых рынках по сей день сохраняется присутствие российских предприятий космической деятельности. Вопросы обеспечения безопасности страхования рисков космических проектов являются крайне актуальными, так как космическая отрасль относится к опасным видам человеческой деятельности, которая имеет множество космических рисков и связана с потенциальной возможностью нанесения ущерба жизни и здоровью людей, занимающихся космической деятельностью. Именно поэтому необходимо уделять большее внимание системе отечественного страхования рисков космической промышленности, а также отдельных проектов от различных неблагоприятных событий.
Целью статьи является разработка алгоритма организации страхования рисков космических проектов. Для решения этой цели, была проанализирована система отечественного страхования рисков космических проектов Российской Федерации, выявлены достоинства и недостатки данной системы страхования, рассмотрены основные этапы организации страхования, а также проведен анализ методологии управления риском космического проекта. В качестве примера представлена система защиты рисков космических проектов США. В ходе написания статьи, после проведенного анализа системы страхования, составлены задачи совершенствования отечественной системы страхования рисков космических проектов, а также предложены мероприятия для обеспечения указанных задач.
Научная новизна работы заключается в разработке экономически обоснованных решений проблемы совершенствования рисков космических проектов. В практическом отношении результаты написания статьи позволяют совершенствовать систему страхования космических рисков, уменьшить расходы государственного бюджета организаций рисков космических проектов на компенсацию ущербов при осуществлении космической деятельности, а также организовать страховую защиту на всех этапах осуществления космического проекта.
Ключевые слова: космический риск, космическая деятельность, страхование рисков космических проектов.
INSHUARARENCE RISKS OF COSMICS PROJECTS ANALYSIS SYSTEM
OF RUSSIAN FEDERATION
S. L. Parshina*, N. V. Fedorova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Modern space activities in Russia is one of the most promising areas of economic development for the near future. Over the long decades of its existence, advances in the space industry have surpassed the achievements of leading industrialized countries, and the presence of Russian space enterprises continues to exist in world markets to this day. The issues of ensuring the safety of insurance for the risks of space projects are extremely relevant, since the space industry is a dangerous type of human activity that has many cosmic risks and is associated with the potential for damage to the life and health ofpeople engaged in space activities. That is why it is necessary to pay more attention to the system of domestic insurance of risks of the space industry, as well as individual projects from various adverse events.
The purpose of the article is to develop an algorithm for organizing insurance of risks for space projects. To solve this problem, the system of domestic insurance of risks of space projects of the Russian Federation was analyzed. The advantages and disadvantages of this insurance system were revealed, the main stages of insurance organization were examined, and the methodology of risk management of the space project was analyzed. As an example, the system for protecting the risks of US space projects is presented. During the writing of the article, after the analysis of the insurance system, the tasks of improving the domestic system for insurance of risks of space projects were formulated, and measures were also proposed to ensure these tasks.
The scientific novelty of the work is to develop economically justified solutions to the problem of improving the risks of space projects. In practical terms, the results of the article's writing allow improving the system of insurance of space risks, reducing the expenses of the state budget of organizations of risks of space projects for compensation of damages during space activities, and organizing insurance protection at all stages of the space project.
Keywords: space risk, space activities, insurance of risks of space projects.
Введение. Космическая деятельность государств и реализация международных космических проектов непосредственно связаны с эксплуатацией космических устройств. В теории космического права космическая деятельность является деятельностью, которая всегда предоставляет высокую опасность для окружающих, а космическое устройство является источником этой самой опасности.
Известно, что реализация космических программ - весьма дорогостоящий вид деятельности. И это касается не только размера финансовых вложений, но и тех финансовых потерь, которые могут произойти на каждом этапе реализации космического проекта. Не существует гарантии того, что аварийная ситуация не приобретёт такое последствие, при которой размер средств, требуемый для его ликвидации, будет сопоставим или даже превысит затраты на реализацию космического проекта [1].
Как отмечалось выше, при освоении космического пространства всегда имеется риск, который заключается в возможности значительного ущерба нанесения жизни и здоровью людей занимающихся космической деятельностью. К числу таких людей относятся: космонавты, обслуживающий персонал космической инфраструктуры и третьи лица, а также опасность космического риска распространяется и на окружающую среду в целом [2].
Современная отечественная система страхования рисков космических проектов к настоящему времени находится на стадии формирования уже долгое время. Вред, причиненный космическим устройством, имеет важное значение для всех участников космической деятельности. В этом и заключается актуальность исследования системы страхования космических проектов, ведь именно страхование позволяет обеспечить защиту, компен-
сировать материальные и финансовые потери при возникновении неблагоприятных событий, а также дает возможность продолжить работу по эксплуатации космических устройств и совершенствованию объектов инфраструктуры и ракетно-космической техники.
Известно, что страхование как метод управления космическими рисками начало использоваться только в 1990-х годах. Только после начала рыночных реформ появились предпосылки для развития космического страхования. Имеется немного страховых компаний-лидеров, такие, как «Ингосстрах», СОГАЗ, «Военно-страховая компания», «Русский страховой центр», «Мегарусс» [3].
Зарубежная система страхования рисков космических проектов США. Для исследования системы страхования, в качестве примера возьмем зарубежную систему страхования рисков космических проектов США. Данная система страховой защиты разрабатывает план управления риском на этапе бизнес-планирования космического проекта, в котором особое внимание направлено на организацию страховой защиты [4]. Также в системе страховой защиты США строго оговариваются санкции (это условие необходимо для того, чтобы избежать невыполнение условий и сроков выполнения проекта). Все расходы, включенные на страхование рисков космических проектов, включены в структуру цены космических устройств. В основу определения страховой стоимости включены: стоимость самого космического устройства, средства выведения и издержек по организации запуска [5]. При орбитальном функционировании космических устройств, страхование рисков космических проектов проводится в основном сроком в 1 год. Кроме того, обязательным условием данной страховой защиты
является выполнить страхование объектов и оборудования стартового комплекса, которые являются федеральной собственностью правительства США, на сумму порядка 80 млн долларов.
США на период запуска космического устройства страхует все перерывы и остановки при осуществлении космической программы. Правительство США выступает де-факто в роли страхователя своих коммерческих операторов в случае исков к ним третьей стороны в соответствии с международными обязательствами США, как в пределах имеющейся у них страховой суммы, так и в том случае, если сумма иска третьей стороны превышает страховую сумму. Известно, что большинство американских страховых компаний, которые предоставляют услуги по запуску космических устройств, из-за огромной суммы ставок страховых организаций договариваются между собой о самостраховании запусков. В США разрабатывается схема гарантии повторного запуска космического устройства, согласно которой клиент, который оплатил определенный процент на период запуска, будет иметь возможность повторно, бесплатно запустить космическое устройство в случае неудачи [6].
Недостатки отечественной системы страхования. Для проведения анализа отечественной системы страхования рисков космических проектов, рассмотрим недостатки данного вида страхования. Самым значительным недостатком является отсутствие у государственных предприятий целевых средств на обеспечение страхования рисков космических проектов. В отечественной системе страхования не совершенная нормативно-правовая база страхования, а также низкий уровень доверия к достоверности показателей надежности отечественных изделий ракетно-космической техники со стороны зарубежного страхового рынка. Системность страхования рисков космических проектов отечественной системы страхования, также отсутствует. Наиболее известными (основными) страховыми организациями являются: «Авикос» и «Русский страховой центр» (РСЦ).
Несмотря на достаточное количество недостатков данной системы страхования, в ней присутствуют и положительные черты, к примеру, заинтересованность и поддержка со стороны Федеральных органов исполнительной власти. Происходит значительный рост страхуемых космических проектов. Стабильные взаимоотношения между участниками рынка страхования, в том числе с банковскими и кредитными организациями.
Процесс страхования рисков космических проектов в РФ. Данный процесс включает в себя несколько следующих последовательных этапов.
1. Выбор координатора пула страховщиков с учетом условий страхования, который выбирается головным исполнителем проекта головной отечественной страховой организации.
2. Выбор международного брокера, который необходим для оказания консультационных услуг
российскому страхователю (выбирается головным исполнителем).
3. Предстраховая экспертиза космического проекта международным брокером и головной отечественной страховой компанией.
4. Разработка программы страхования рисков космических проектов.
5. Организация пула головной отечественной страховой организацией из отечественных страховых организаций для сострахования и перестрахования рисков космического проекта.
6. Разработка, согласование и заключение договоров страхования между головным исполнителем (участниками) космического проекта, головной отечественной страховой компанией, отечественными состраховщиками и перестраховщиками, международным брокером и международными перестраховщиками [7].
7. Размещение международным брокером договоров перестрахования рисков космического проекта на международном страховом рынке.
8. Сопровождение международным брокером и головной отечественной страховой компанией выполнения договоров страхования: обслуживание страхователя после заключения договора страхования. Исполнение страховщиками обязательств [8].
Этап эксплуатации ракет космического назначения состоит из транспортирования элементов ракет космического назначения, их запуска и хранения, а также функционирования орбитальных судов. Риски повреждения космических устройств присущи этапу хранения. Размер страховых тарифов составляет 1-3 % от стартовой суммы. Основополагающим фактором при оценке риска выступает надежность средства выведения. Размер страхового тарифа составляет 12-20 %. При оценивании готовности космического устройства (основным фактором которого является надежность космического устройства и качественное выполнение предыдущих фаз запуска), страховой тариф составляет 8-12 %. Риск, связанный с полной гибелью космического устройства колеблется от 9-12 до 20-25 %. Страхование космического устройства на орбите обеспечивает защиту от частичных или полных отказов аппаратуры космического объекта. Ставки страховых взносов в этом случае устанавливаются в размере 3-10 % [9].
Задачи совершенствования отечественной системы страхования рисков космических проектов. Проанализировав вышесказанное, можно составить следующие задачи:
- повышение степени государственного регулирования и организация аппарата управления системой страхования;
- установление паритетных отношений с иностранными страховыми (перестраховочными) организациями;
- формирование долгосрочных взаимовыгодных отношений между страхователями и страхов-
щиками, укрепление партнерских связей и организация взаимообмена опытом между страховыми компаниями;
- повышение активности потенциальных страхователей.
Для того чтобы обеспечить указанные задачи, необходимо составить комплекс организационно-технических мероприятий, который включает в себя:
- формирование общества взаимного страхования (в обеспечение обязательного страхования рисков);
- страхового пула (в обеспечение добровольного страхования рисков);
- страхового аналитического центра (информационное и методическое сопровождение системы) [10].
Очевидно, что наиболее перспективным методом страхования рисков космических проектов при осуществлении космической деятельности (риск гибели участников и работников космической деятельности, риск ответственности по обязательствам, которые могут возникнуть вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц) является страхование в рамках общества взаимного страхования, который объединяет федеральные органы исполнительной власти в области космической деятельности.
Если рассматривать систему страхования с точки методологии, то страхованием можно назвать систему мероприятий по созданию денежного фонда за счет взносов его участников, из средств которого возмещается ущерб, который причинен неблагоприятными событиями, такими как: стихийное бедствие или какой-либо произошедший несчастный случай. Также в случае наступления неблагоприятного события выплачиваются иные денежные суммы.
Важно знать отличия страхования от резервирования, так как страхование перераспределяется между участниками (непосредственно между страховщиком и страхователем), а в резервировании снижение степени неблагоприятного события достигается за счет создания резервов, на которые требуются необходимые дополнительные затраты денежных средств.
Методологические виды страхования. В настоящее время при страховании крупных рисков космических проектов используются следующие методологические виды страхования, такие как:
1. Взаимное страхование. Данный вид страхования заключается в том, что все участники, занимающиеся реализацией космического проекта, непосредственно заинтересованы в его успехе. При этом, возможный ущерб может произойти с реализацией космического риска с любым из них. Исходя из этого, в стоимостном выражении космический риск ограничен стоимостью космического проекта, а в самом страховом тарифе учитывается степень участия в его покрытии.
2. Коммерческое страхование. В данном страховании, в обязательном порядке присутствует коммерческая (в некоторых случаях и государственная) страховая организация, которая занимается страхованием или перестрахованием космических рисков. Данные страховые организации будут на себя ответственность полного возмещения ущерба или частичного, который нанесен страхователю в результате страхового случая, за счет страховых взносов.
3. Перестрахование. В данном виде страхования перестрахование является системой экономических отношений, в которой страховщик, принявший страхование риска, передает его другим страховщикам на определенных условиях, чтобы обеспечить устойчивость страховых операций и создать сбалансированный портфель страхования [11].
Составлены задачи, на решение которых направлено соответствующее методическое обеспечение деятельности страховых организаций, которые сводятся к следующему:
1) определение страховых взносов, которые определяются при проведении анализа распределения величины возможного ущерба;
2) первоначальное распределение фондов и их перераспределение;
3) определение системы выплат.
Страхование, с одной стороны является средством защиты деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой стороны оно относится к коммерческой деятельности, которая непосредственно связана с инвестированием временно свободных денежных средств в объекты материального производства в непроизводственной сфере, акций предприятий, а также банковские депозиты.
Известно, что крупные риски производственно -го и экологического характера передаются в перестрахование перестраховочным организациям (иногда на международный рынок). Сложность такой системы обусловлена в согласовании зарубежных и российских норм и правил страхования.
На сегодняшний день, по итогам проведенных исследований известно, что ни одна страховая компания (организация) России не в состоянии обеспечить самостоятельно страхование всех страховых операций, свойственных космической деятельности, и в связи с чем вынуждена использовать перестрахование. Суть перестрахования заключается в том, что страховая компания, заключившая договор о защите имущественных интересов страхователя, рискует в пределах своих имеющихся собственных средств (оставляя при этом некоторую долю риска и соответствующую часть страховой премии) [12]. Часть риска, непокрытая страхованием передается другим страховщикам (перестраховщикам) на обговоренных условиях. Данные перестраховщики, которым передался договор страхования, должны нести ответственность по данному договору за оговоренную долю страховой премии.
Основу ресурсного обеспечения деятельности страховых организаций составляют собственные средства, которые введены Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью. Они включают в себя:
- оплаченный уставной капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года;
- фонд накопления;
- фонд потребления, уменьшенный на величину нематериальных активов и непокрытых убытков [13].
Формирование собственного капитала вытекает из двух источников. Первый источник - за счет прибыли, а второй источник - за счет взносов учредителей. Данные собственные средства принято называть «свободными резервами» или «резервами платежеспособности», так как они не зависят ни от каких внешних обязательств. Для целей обеспечения платежеспособности величина свободных резервов должна быть тем больше, чем больше объем операций страховой организации.
В случае если по каким-либо видам страхования происходит прекращение деятельности, то у страховщика два пути выхода: полный отказ от данного вида страхования (т. е. сразу) или частичный отказ от данного вида страхования (т. е. постепенно).
К первому случаю относится ситуация, когда взносы по данному виду страхования больше не поступают, несмотря на то, что ответственность существует и данные требования продолжают действовать.
Во втором случае будет постепенно происходить понижение объёма страховых взносов и снижение требований будет более медленное, но при таких обстоятельствах в любом случае наступит момент, когда взносы перестанут поступать, а страховщик так и будет нести ответственность, и возможность предъявления требований будет существовать.
Страховая организация, в обязательном порядке должна определить размер денежных средств, необходимых для оплаты требований по всем оставшимся договорам и расходам на их урегулирование и соответствие расчетного значения сформированным страховым резервам. В случае если сформированные резервы окажутся меньше расчетной величины, то обязательным условием будет являться определение источников финансирования для осуществления страховых выплат: имеются ли у организации достаточные собственные ресурсы или необходимо привлечение денежных средств со стороны [14]. В случае если собственные ресурсы по каким-либо обстоятельствам отсутствуют или недостаточны, то возможно принятие решения о продолжении проведения данного вида страхования по более высоким тарифам. Кроме того, более высокий тариф будет неконкурентным, что приведет к уменьшению количества заключаемых договоров, а уменьшение количества заключаемых договоров приведет к увеличению разброса выплат, что, в свою очередь, приведет к увеличению тарифа.
С учетом вышеизложенного, управление страхованием рисков космических проектов предполагает необходимость методического обеспечения решения следующих задач, представленных на рисунке.
Выбор объектов и предметов страхования;
Формализация страховых случаев;
Формирование страхового портфеля;
Оценка рационального объема страхового фонда превентивных мероприятий;
Оптимизация перестрахования;
Формирование страхового полиса;
Оценка страховой суммы;
Определение размера страхового взноса;
Установление страхового тарифа;
Текущее управление деятельностью страховой организации.
Задачи, необходимые для методического обеспечения космической деятельности
Хотелось бы отметить, что методы решения этих задач должны учитывать специфику очередного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса, прежде всего сужение количества организаций, участвующих в деятельности при усилении их финансовых возможностей по страхованию космических рисков, а также следствие этого - повышение качества и надежности образцов космической техники.
Основные методы оценки страховых рисков космических проектов. Данные методы чаще всего предусматривают использование специальных таблиц, но в некоторых случаях оценщики вынуждены обходиться без подобного подспорья.
Первый метод оценки космического риска - это метод процентов. Данный метод заключается в расчете суммы по среднему показателю (которые базируются из специальных таблиц) с учетом скидок, бонусов и прочих коэффициентов, которые могут применяться единовременно. Такой метод более подходит для средних рисков космических проектов.
Второй метод - метод средних величин. Данный метод заключается в разбиении всех рисков по определенному объекту на подгруппы. При таком распределении формируют рисковую базу, в которой указывается тип риска, возможность наступления рискового события и ориентировочную сумму покрытия ущерба от возможного рискового события. Она берется за основу всех дальнейших расчетов. Данный метод оценки страховых рисков также подходит для средних рисков, которые могут быть связаны с предпринимательской деятельностью (кража, пожар и т. д.) [15].
Метод индивидуальных оценок - третий метод. Данный метод применяется только тогда, когда аналитические таблицы не могут дать точный результат при прогнозировании неблагоприятного события. Такой метод обычно применяется к новым технологиях, крупномасштабным уникальным проектам. При данном методе оценка рисков космических проектов осуществляется страховщиком субъективно, чаще всего, исходя из личного опыта. Метод индивидуальных оценок менее точен, нежели два предыдущих, но в условиях технического прогресса фактически незаменим.
Все вышеперечисленные методы не являются универсальными и подбираются страховщиком исходя из особенностей объекта страхования, перечня рисков прописываемых в договоре и других важных факторов.
Инструменты управления космическими рисками. Как отмечалось выше, одним из основных инструментов управления рисками в современных условиях является страхование. С помощью страхования можно возместить ущерб при возникновении инцидента во время производства, каких-либо испытаний космической техники, который наносит ущерб собственности других лиц (фи-
зических или юридических и т. д.). Иными словами, страхование рисков космических проектов является одним из условий гарантий инвестиций в космические проекты.
Страхование космических рисков необходимо, но главный вопрос, который стоит перед организациями, заключается в том, как снизить появление неблагоприятных рисковых событий и наиболее максимально повысить возможность оперативного управления рисками. Разрабатывается новый инструмент снижения неблагоприятных событий: испытание космических проектов в виртуальной реальности.
Данная система испытаний представляет собой программно-аппаратный комплекс, который выполняет следующие функции:
1) данные, которые описывают состояние объектов реальной среды;
2) преобразование параметров состояния объектов реальной среды в параметры объектов виртуального окружения;
3) изменение состояния объектов виртуального окружения в соответствии с поступающими значениями параметров;
4) геометрические вычисления;
5) визуализация объектов виртуальной сцены в режиме реального времени [16].
Объединение нескольких технологий виртуальной реальности позволяет инженерам и техникам создавать и проверять устройства и процессы без необходимости физической сборки моделей и стендов. В результате снижаются технические риски, экономятся время и деньги.
Система представляет собой специальное программное обеспечение, перчатки и очки, погружающие в виртуальную реальность. Это оборудование позволяет инженеру «прикоснуться руками» к еще несуществующему аппарату, пройтись по нему, разобрать и собрать виртуальный агрегат. Причем все это можно сделать не одному, а с коллегами по проекту. Кроме того, программа позволяет устроить своеобразную виртуальную презентацию для заказчика, что дает возможность создавать продукт, максимально соответствующий требованиям заказчика.
Виртуальная реальность может использоваться при разработке различных космических систем, в том числе спутников, разведывательных аппаратов и ракет-носителей.
С помощью технологий виртуальной реальности конструкторы могут оптимизировать и проверить технологический процесс перед запуском в производство - обнаружить «узкие места» и трудности в производстве, еще до их реального возникновения - обеспечить экономное использование ресурсов и технологий - избежать серьезных переделок проекта после тестирования реальных прототипов. Использование технологий виртуальной реальности дает возможность исследовать каждый процесс в любой момент времени.
На стадии проектирования система позволит проверить совместимость изделий и узлов, производимых или разрабатываемых на разных предприятиях отрасли.
Просмотр процесса производства в виртуальной реальности позволяет на стадии подготовки производства обосновать правильный выбор станков и варианты их размещения.
На стадии подготовки производства и самого производства использование виртуальной реальности определит возможность изготовления и обработки на выбранных станках негабаритных деталей, а также возможность их перемещения в рабочей зоне и по территории производственных цехов. Если эти процессы будут затруднены в виртуальной реальности, то разработчики внесут изменения в технологию и это позволит избежать трудностей в реальном производстве.
Таким образом, испытания космического проекта в виртуальной реальности, как инструмент снижения космических рисков, позволяет сэкономить финансовые ресурсы, избежать вредного воздействия на экологию и вреда здоровью и жизни людей.
Страхование космических рисков проектов при осуществлении космической деятельности в рамках общества взаимного страхования сможет увеличить число застрахованных рисков и их возможности обеспечения полноценной финансовой защиты Федеральных космических программ; реализовать гибкую и эффективную страховую политику; установить наиболее оптимальные условия страховании, которые бы отвечали всем требованиям участников космической деятельности; снизить затраты на страхование.
Если учитывать объем всех страховых сумм по договорам на страхование рисков космических проектов (до 15 млрд руб. по каждому запуску) и сложность оценивания вероятности наступления рискового события, которое обусловлено спецификой рассматриваемого сегмента страхования, для обеспечения страховой защиты, в первую очередь -рискам гибели и причинения вреда устройствам ракетно-космической промышленности на этапах запуска и эксплуатации, то предлагается формирование страхового пула.
Государственное регулирование в формировании страхового пула будет осуществляться, в первую очередь, лицензированием страховых компаний, заинтересованных в работе в данном сегменте страхования. Получение лицензии на осуществление страховой космической деятельности должно быть основанием для обязательного вхождения данной страховой организации в состав страхового пула с некоторой минимальной долей принятия на себя страхуемых рисков.
Заключение. Проанализировав систему страхования рисков космических проектов России и США, можно сделать вывод о том, что необходимо совершенствовать систему страхования в нашей
стране на всех этапах его реализации. Отечественная система страхования космических рисков в условиях рыночной экономики обусловлена, прежде всего, отсутствием реальных механизмов финансовой поддержки предприятий ракетно-космической промышленности в кризисных ситуациях. В основном эти предприятия являются юридически самостоятельными хозяйствующими субъектами, что дает им возможность определять свою финансовую политику, а с другой стороны - лишает обязательств со стороны государства по определению поддержки в случае неблагоприятного события.
Библиографический список
1. Орлова К. В. Испытания космического проекта в виртуальной реальности как инструмент снижения космических рисков // Космические риски. 2012. № 7. С. 46-49.
2. Мельникова А. Ю. Критерии отбора в космонавты. Космические туристы. Справка [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/spravka/20100428/ 227827425.html (дата обращения: 28.04.2010).
3. Медведчиков Д. А. Рынок страхования космических рисков [Электронный ресурс] // Страхование сегодня. URL: http://www.insur-info.ru/ analysis/ 263/ (дата обращения: 28.01.2005).
4. Мироненко М. Методика оценки страховых ставок для отдельных операций, выполняемых изделиями ракетно-космической техники // Новости космонавтики. 2013. № 12. С. 26.
5. Шахов В. В. Страхование. Основы классификации страхования [Электронный ресурс] // Наша учеба. URL: http://nashaucheba.ru/v34 (дата обращения: 24.08.2012).
6. Тарасов А. Страхование помогает космонавтике // Новости космонавтики. 2013. № 2. С. 47.
7. Владимиров В. В., Коробейникова Е. В., Полякова М. В. Страхование в системе международных экономических отношений : учеб. пособие. Оренбург : ГОУ ОГУ. 2010. С. 383.
8. Медведчиков Д. А. Организационные основы страхования [Электронный ресурс] // Космическое страхование. URL: http://www.space-ins.ru/index. php/o/147-2010-06-20-16-16-42.html (дата обращения: 09.12.2006).
9. Крупинин С. Организация страхования рисков космических проектов. М. : Анкил, 2013. С. 45-47.
10. Жилкина М. Перестрахование - фактор повышения финансовой устойчивости страховых компаний [Электронный ресурс] // Финансовая газета. URL: http://www.insur-info.ru/press/45256/ (дата обращения: 27.04.2000).
11. Тукмакова Д. П. Финансовые риски и их страхование [Электронный ресурс] // Финансовый журнал. URL: http://nashaucheba.ru/ (дата обращения: 12.09.2009).
12. Трошин А. Н., Мазурина Т. Ю., Фомкина В. И. Основы страхования : учеб. пособие. М., 2019. С. 259.
13. Четырбок К. В. Учет собственного капитала организации [Электронный ресурс] // Бухгалтерский учет и аудит. URL: http://works.doklad.ru/view/ 0CpwsyJ2GE8/all.html (дата обращения: 02.11.2010).
14. Адамчук Н. Г., Асабина С. Н., Клоченко Н. H. Теория и практика страхования : учеб. пособие. М. : Анкил, 2003. С. 243.
15. Хохлов Н. В. Управление риском [Электронный ресурс] // Учебный материал. URL: http:// nashaucheba.ru/v436 (дата обращения: 13.09.1012).
16. Лавлинский В. В. Основа метода проектирования информационных объектов автоматизации для систем технологической подготовки производства на основе синтеза виртуальной реальности в условиях нечеткого представления контролируемых параметров // Экономика и бизнес. 2012. № 8. С. 46.
References
1. Orlova K. V. Tests of a space project in virtual reality as a tool to reduce risks of space // Space risks.
2012. No. 7. P. 46-49.
2. Melnikova A. Y. Criteria for selection of astronauts. Space tourist. Help [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/spravka/20100428/227827425.html (accessed: 28.04.2010).
3. Medvedchikov D. A. Space risks insurance Market [Electronic resource] // Insurance today. URL: http://www.insur-info.ru/analysis/263/ (accessed: 28.01.2005).
4. Mironenko M. Methodology of assessment of insurance rates for individual operations carried out by rocket and space technology // News of cosmonautics.
2013. No. 12. P. 26.
5. Shahov V. V. Insurance. Fundamentals of classification of insurance [Electronic resource] // Our study. URL: http://nashaucheba.ru/v34 (accessed: 24.08.2012).
6. Tarasov A. Insurance helps space // News of cosmonautics. 2013. No. 2. P. 47.
7. Vladimirov V. V., Korobeynikova E. V., Polyakova M. V. Insurance in the system of international economic relations : textbook. Orenburg : GOU OGU. 2010. P. 383.
8. Medvedchikov D. A. Organizational basis of insurance [Electronic resource] // Space insurance. URL: http://www.space-ins.ru/index.php/o/147-2010-06-20-16-16-42.html (accessed: 09.12.2006).
9. Krupinin S. organization of insurance of risks of space projects. M. : Ankil, 2013. P. 45-47.
10. Zhilkina M. Reinsurance-the factor of increase of financial stability of insurance companies [Electronic resource] // Financial Gazette. URL: http://www.insur-info.ru/press/45256/ (accessed: 27.04.2000).
11. Tukmakov D. P. Financial risk and insurance [Electronic resource] // Financial magazine. URL: http://nashaucheba.ru/ (accessed: 12.09.2009).
12. Troshin A. N., Mazurina T. Y., Fomkina, V. I. Fundamentals of insurance : textbook. M., 2019. P. 259.
13. Chetyrbok K. V. Accounting of the organization's equity [Electronic resource] // Accounting and audit. URL: http://works.doklad.ru/ view/0CpwsyJ2GE8/all.html (accessed: 02.11.2010).
14. Adamchuk N. G., Asabina S. N., Klochenko N. H. Theory and practice of insurance : textbook. M. : Ankil, 2003. P. 243.
15. Khokhlov N. B. Risk management [Electronic resource] // Training material. URL: http:// nashaucheba. ru/v436 (accessed: 13.09.1012).
16. Lavlinsky V. V. The Basis of the method of design of information objects of automation for systems of technological preparation of production on the basis of synthesis of virtual reality in the conditions of fuzzy representation of the controlled parameters // Economy and business. 2012. No. 8. P. 46.
© Паршина С. Л., Федорова Н. В., 2017