Организационно-правовые вопросы участия общественных советов при территориальных органах ФСИН России в деятельности уголовно-исполнительной системы
■ Е.О. ЛУКЬЯНЧУК - старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук
В статье рассматриваются правовые основы деятельности общественных советов, созданных при территориальных органах ФСИН России, раскрывается содержание основных направлений функционирования и полномочий указанных формирований, а также значение их деятельности в реализации уголовных наказаний, отдельных мер процессуального принуждения в России.
Ключевые слова: общественность в деятельности УИС; общественный контроль; основные направления деятельности и компетенции общественных советов при территориальных органах ФСИН России.
В настоящее время среди направлений реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы первостепенными являются развитие цивилизованных форм обращения с осужденными и совершенствование института условий отбывания ими различных видов уголовных наказания. В связи с этим возрастает потребность в привлечении к исправительно-воспитательному процессу представителей общественности1. Указанные и другие обстоятельства способствовали тому, что в 2007 г. при Федеральной службе исполнения наказаний был образован Общественный совет по проблемам деятельности УИС2, который является постоянно действующим совещательно-консультативным органом.
Деятельность Общественного совета подчинена основной цели - привлечению общественности к участию в решении задач, стоящих перед УИС, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах, и осужденных. В его компетенцию входит рассмотрение круга вопросов, которые возможно систематизировать по нескольким направлениям.
Первое направление - координация взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в работе по реформированию УИС и созданию условий для правовой и социальной защищенности сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах3.
Проблема общественного контроля за деятельностью персонала пенитенциарных учреждений связана с активным приведением в дей-
ствие всех инструментов и средств демократии. В этой связи возрастает роль различных институтов гражданского общества, и в первую очередь средств массовой информации4. Поэтому вторым направлением деятельности Общественного совета является информирование общественности и средств массовой информации о деятельности ФСИН России в целях формирования у населения объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания. В частности, всегда должна быть доведена информация о нарушениях прав и законных интересов осужденных в местах лишения свободы, обнародованы факты злоупотреблений и грубых упущений в деятельности персонала системы исполнения наказаний, а также сведения, поступившие от различных субъектов контроля, тем самым усиливая их контрольное воздействие5.
Третье направление - содействие в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, и социальной реабилитации лиц, освободившихся от отбывания наказания. Общее образование и профессиональная подготовка выступают мощным средством исправления осужденных, а учебно-педагогический процесс обладает исключительно высокими воспитательными возможностями6.
Серьезной проблемой является негативное влияние изоляции от общества на осужденного 7, его социально полезные связи с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы (учебы) и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут вновь подтолкнуть его к совершению преступлений. Особое беспокойство вызывает будущее молодых людей, освободившихся из воспитательных колоний8. Причины рецидива часто связаны с отсутствием у освобожденных жи-
Актуальные вопросы юриспруденции
31
лья, работы, средств к существованию и утратой родственных и иных связей. Поэтому закон возлагает на администрацию исправительного учреждения по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовить их к предстоящему освобождению. С осужденными проводятся беседы, в ходе которых выясняются их жизненные планы, даются необходимые рекомендации. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации отмечено воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер и помогать осужденному в принятии правильного решения9.
В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни в гражданском обществе, а также из соображений гуманности УИК РФ предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, а многие имеют низкие заработки, поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ10.
Четвертое направление - содействие в установлении взаимовыгодных отношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов для развития производства в учреждениях ФСИН России в целях совершенствования трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки.
В условиях реформирования производственно-технической базы УИС остро встал вопрос переориентации производства органов и учреждений, исполняющих наказания, на решение проблем трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных. В связи с этим в число приоритетных задач организации труда осужденных входит решение организационных и правовых вопросов трансформации производственного труда в адаптационный (учебный, реабилитационный)11.
В УИС в отличие от других социальных систем производственная деятельность имеет особую правовую природу, основой которой помимо экономических являются социальные, образовательные, воспитательные и другие цели, стоящие как перед руководством уголовно-исполнительной системы, так и перед администрацией исправительных колоний по отношению к привлекаемым к труду осужденным. Это позволяет вести речь о подчинении процесса производственной деятельности в ИУ функции осуществления правоохранительной деятельности в объеме, регламентированном положениями уголовного и уголовно-исполнительного права12.
Для выполнения возложенных на учреждения, исполняющие наказания, обязанностей по организации привлечения осужденных к труду, самообеспечения УИС необходимой продукцией создаются собственные производства данных учреждений, заключаются контракты на предоставление работы осужденным с предприятиями любой организационно-правовой формы, не входящими в систему исполнения наказаний, что в совокупности образует производство УИС в широком смысле слова.
Пенитенциарные цели производственной деятельности исправительной колонии состоят в трудовой адаптации и социальной реабилитации осужденных к лишению свободы путем накопления ими жизненно необходимого опыта сосуществования в социально-трудовом коллективе ИУ и производственной деятельности и (или) социально значимых для этого учреждения работ с последующим освоением профессии, необходимой осужденному и после освобождения13.
Пятое направление - участие в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах14.
Таким образом, проведенный анализ действующего федерального и иного законодательства, отдельных научных публикаций по проблеме позволяет сделать вывод о том, что реализация каждого из направлений деятельности общественных советов при территориальных органах ФСИН России обеспечивает достижение целей применения уголовных наказаний, а также содействует решению проблем сотрудников, работников и ветеранов УИС.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Каннабих М.В. Без этой работы обществу обойтись нельзя // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 1. С. 2-6.
2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим министерствам» // СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3539; Приказ ФСИН России от 26. 01. 2007 г. № 32 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. № 9. С. 32-36.
3 См. подр.: Карташов В.Г. Взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальной право. 2007. № 19. С. 13-17; Петренко Е.Г. Конституционно-правовые аспекты взаимодействия России и Совета Европы в области контрольных механизмов и институтов по соблюдению прав и свобод человека: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Новикова Н.П. Конституционно-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
правовые основы взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов Российской Федерации: Авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
4 См. подр.: Томин В.Т., Горшенков Г.Н. Использование средств массовой информации в профилактике преступлений. М., 1981; Сибиряков С.Л. Место и роль СМИ в системе предупреждения девиантного поведения молодежи // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 171-175; Бахин В., Карпов Н. О некоторых проблемах использования средств массовой информации в борьбе с преступностью // Закон и жизнь. 2004. № 9. С. 28-35; Соч-нев Д.В. Роль средств массовой информации и правоохранительных органов в профилактике правонарушений молодежи // Российский следователь. 2003. № 8. С. 18-20; Желтова Н.В. Правовые и организационные основы взаимодействия уголовно-исполнительной системы со средствами массовой информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
5 См.: Горшенков Г.Н. Институт саморегулирования СМИ в системе предупреждения преступлений // Обеспечение прав личности и интересов государства в современном обществе. Муром, 2004. С. 249-254; Зубарев С.М. Участие средств массовой информации в контроле за деятельностью персонала пенитенциарной системы // Административное право и процесс. 2006. № 3. С. 6-9; Боровикова В.В. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации и профилактическая деятельность органов внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002; Рыков А.Н. Деструктивное воздействие средств массовой информации на правосознание граждан: Правовые проблемы формирования информационного общества: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2002.
6 См.: Тюгаева Н.А. Общее и профессиональное образование осужденных в воспитательной системе исправительных учреждений: Автореф. . д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1998; Актуальные проблемы деятельности воспитательных колоний ФСИН России: Материалы между-нар. науч.-практ. конф. М., 2008; Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации: Учеб. пособие. Рязань, 1994; Бутенко Т.П. Правовое регулирование образования осужденных к лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007; Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. 2009. № 2. С. 25.
7 См.: Панкратов Р.И. и др. Дети, лишенные свободы. М., 2003. С. 126-127; Климова С.В. Подростковая преступность в зеркале социологической экспертизы // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 114; Гумирова Г.Ф. Преступ-
ность несовершеннолетних как социальная проблема // Российская юстиция. 2008. № 6. С. 54.
8 См.: Жукова Т.В. Преступность и наркомания среди несовершеннолетних как внутренняя угроза национальной безопасности Российской Федерации // Российский следователь. 2006. № 4. С. 34-35
9 См. подр.: Лукьянчук Е.О. Правовые и организационные аспекты социальной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы: Дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2007.
10 См.: Пономарев С.Н. Освобождение осужденных от отбывания наказания из воспитательных учреждений - закрепление результатов исправления: Учеб. пособие. Рязань, 1992; Уссе А.В. Исправление осужденного: от «перековки» к помощи // Реализация нового законодатльства в сфере уголовных наказаний. М., 1995; Доклад директора ФСИН России А.А. Реймера // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2010. № 14. С. 12.
11 См.: Шамсунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Моногр. Самара, 2005; Он же. Современные проблемы организации труда и социальной реабилитации осужденных с учетом требований международных стандартов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 5. С. 7-11; Шлыков В.В. Производственная деятельность как основа трудовой адаптации осужденных к лишению свободы // Там же. 2007. № 4. С. 21-24.
12 См.: Емельянова Е.В. Организация трудовой адаптации осужденных к условиям реформирования уголовно-исполнительной системы: Учеб.-метод. пособие. М., 2006.
13 См.: Жумабаев К.А. Принципы и формы организации труда осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 1. С. 14-18.
14 См. подр.: Беляев Н.А. Общественный контроль за деятельностью исправительно-трудовых учреждений и воспитательных колоний. М., 1962; Матвеева О.В. Законотворчество законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: Моногр. СПб., 2004; Лукин Д.Г. Право законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005; Цгоев Т.В. Правотворческая инициатива как стадия правотворческого процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Гала-нина Л.А. Организационно-правовое обеспечение контроля за исполнением нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации: Моногр. М., 2001; Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Моногр. Волгоград, 2000.