Влияние длительной изоляции от общества на обеспечение режима отбывания наказания в местах лишения свободы
■ А.М. СМИРНОВ - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России;
Б.А. СПАСЕННИКОВ - профессор кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, доктор юридических наук, доктор медицинских наук, профессор
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). Данный порядок является обязательным атрибутом реализации любого уголовного наказания.
Всесторонне урегулированный и хорошо организованный порядок отбывания наказания в современных условиях способствует более эффективному достижению целей наказания, соблюдению прав,
свобод и законных интересов субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, обеспечению законности и правопорядка в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания1.
Бесспорно, эффективная реализация любой деятельности возможна только в случае уяснения ее сущности и содержания. Точки зрения ученых на понимание режима расходятся. Одни подразумевают под ним порядок деятельности мест лишения свободы (например, Н.А. Беляев), другие - порядок содержания осужденных (например, М.Я. Гинзбург),
Актуальные вопросы юриспруденции
29
третьи - порядок исполнения и отбывания наказания (например, А.И. Марцев, И.А. Сперанский и др.)2. Современные исследователи сущности и содержания режима отбывания наказания опираются на его законодательную регламентацию3.
Режим в системе средств воздействия на осужденных к лишению свободы занимает очень важное место, поскольку, с одной стороны, является одним из законодательно закрепленных средств исправления, стоящих на вершине их иерархии (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), а с другой - условием успешной реализации иных средств исправления.
Особую значимость для пенитенциарной науки в настоящее время приобрели вопросы отбывания лишения свободы лицами, приговоренными к длительным срокам изоляции от общества, как наиболее социально опасной и запущенной в педагогическом плане категорией осужденных, поскольку осуждены они за совершение тяжких и особо тяжких преступлений или же совершение преступлений при рецидиве. В связи с этим в настоящей работе мы уделим внимание исследованию современных возможностей режимных правоограничений для обеспечения исправительного процесса в случае реализации длительных сроков лишения свободы.
С одной стороны, обязательные правоограниче-ния, которые накладывает на осужденных исследуемой группы режим исправительных колоний (далее - ИК), имеет большое положительное социальное и социально-психологическое значение для их исправления. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, показали обществу, что они не могут самостоятельно развиваться в социальном пространстве и времени, уважать права и свободы законопослушных граждан, нарушают правила общежития. Поэтому помещение данных осужденных в учреждение, в котором в отношении лиц, в нем находящихся, действуют определенные правила и условия, способствует подготовке осужденного к жизни в обществе, нормальное существование которого невозможно без соблюдения установленных правил поведения4.
Однако, с другой стороны, осужденные на длительные сроки лишения свободы - это прежде всего лица, неоднократно судимые и ранее отбывавшие наказания в местах лишения свободы, а также напрямую или косвенно связанные с криминальным миром, знающие его обычаи и традиции. Поэтому режимные правоограничения и изоляция от общества на практике не всегда могут оказывать на них свое воспитательно-профилактическое воздействие5.
Изучение научной литературы и практики реализации наказания в виде лишения свободы позволяет сделать вывод о наличии как положительных, так и отрицательных для процесса исправления личности и закрепления его результатов в случае продолжительной изоляции от общества особенностей режима в ИК .
Негативное влияние режима отбывания наказания, по мнению отдельных ученых, значительно проявляется в отношении осужденных исследуемой группы. Это связано с неоправданно длительными сроками и излишним ужесточением порядка и условий отбывания наказания, что в конечном итоге никак не способствует достижению целей исполнения лишения свободы6.
В этой связи Л.В. Яковлева считает, что о положительном влиянии порядка и условий отбывания наказания на осужденных можно говорить в тех случаях, когда срок пребывания в местах лишения свободы не превышает восьми лет. За это время осужденный
может переосмыслить и переоценить совершенное им деяние, продумать, как будет дальше жить после освобождения. У осужденных, которые вынуждены находиться в местах лишения свободы свыше восьмидесяти лет, отсутствуют близкие перспективы освобождения, поэтому планирование свободной жизни также откладывается на будущее. Такие обстоятельства вызывают у осужденных озлобленность, недовольство окружающими и приводят к нарушениям требований режима, что неминуемо сказывается на общей оценке их поведения7.
Данные переписи говорят, что количество осужденных, положительно относящихся к режимным требованиям, динамично возрастает до 5-8 лет изоляции, в дальнейшем доля таких лиц заметно сокращается. На протяжении всего срока лишения свободы под воздействием негативных сторон порядка и условий отбывания наказания сокращается количество лиц, нейтрально относящихся к ним, и возрастает количество отрицательно настроенных осужденных и злостных нарушителей режима8.
Рост числа подобных осужденных является одной из основных причин возникновения групповых неповиновений осужденных, массовых беспорядков как способа влияния осужденных на однообразную организацию их жизнедеятельности9.
Согласно исследованиям отдельных авторов современные процессы демократизации управления УИС, гуманизации мест лишения свободы и, как следствие, нестабильность режимных требований создают атмосферу вседозволенности и негативно влияют на безопасность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России10.
По нашим наблюдениям, среди осужденных исследуемой группы только 78%, находясь в ИК, осознали утрату свободы и испытали на себе карательную и воспитательную функции режима. 17% осужденных индифферентно относятся к требованиям порядка исполнения и отбывания наказания, они были готовы к ним и смогли адаптироваться в процессе отбывания наказания. Только 5% в момент помещения в ИК, а также за все время отбывания наказания ощущали резкое ограничение в правах и законных интересах.
В динамике данный процесс выглядел следующим образом. В первые годы нахождения в изоляции практически все осужденные переживают недостаток свободы и чувствуют установленные правоограничения. В дальнейшем фактор адаптации к условиям изоляции приводит к тому, что часть осужденных привыкает и приспосабливается к жизни в Ик. В этих обстоятельствах снижается функциональное влияние режима и условий отбывания наказания. Более ускоренно процесс протекает после 5-8 лет нахождения в ИК.
Таким образом, можно говорить о том, что длительная изоляция от общества в определенной степени снижает функциональные возможности режима отбывания наказания в ИК. Все это свидетельствует о целесообразности проведения научных исследований в данном направлении.
Возможными путями решения обозначенной проблемы могут стать:
- повышение требований к осужденным со стороны администрации ИК в целях неукоснительного соблюдения правил внутреннего распорядка и условий отбывания наказания;
- преобладание в воспитательной работе с осужденными, систематически нарушающими требования режима, методов убеждения и принуждения с конструктивной дисциплинарной практикой;
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
- рассмотрение возможности усиления контроля и надзора за лицами, находящимися на территории ИК без права передвижения без конвоя и сопровождения более пяти лет, в случае негативных результатов индивидуальных психологических исследований, говорящих о возможности потери самоконтроля, развития агрессивности.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Уголовно-исполнительное право: Учеб. / Отв. ред. А.С. Михлин. М., 2007. С. 229.
2 См.: Васильев А.И., Маслихин А.В., Фефелов В.А. Режим в исправительно-трудовых учреждениях. Рязань, 1978. С. 3-8.
3 См.: Громов М.А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Рязань, 2000. С. 6-7.
4 См. подр.: Сундуров Ф.Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. Казань, 1980. С. 12-14.
5 См. подр.: Коломытцев Н.А. Особо опасные рецидивисты в колониях и тюрьмах: Учеб. пособие. Рязань, 1994. С 43-56; Колева-тов П.И. Организация режима, обеспечение изоляции осужденных, условий и безопасности отбывания наказания в исправительных учреждениях УИС // УИС: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 35-40; Антонян Е.А. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы // Там же. № 2. С. 11-15.
6 См.: Личность преступника и применение наказания / Под. ред. Б.С. Волкова и В.П. Малкова. Казань, 1980. С. 180-181.
7 См.: Яковлева Л.В. Режим в исправительных учреждениях. Дисциплинарная практика, условия отбывания наказания // Характеристика осужденных к лишению свободы. М., 2001. С. 121.
8 См.: Характеристика осужденных к лишению свободы. М., 2001. С. 121-125.
9 См.: Громов В.Г. Предупреждение и пресечение массовых беспорядков в исправительно-трудовых колониях (организационный, правовой и тактический аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 15.
10 См.: Ширшов С.Р., Казак Б.Б., Савихин А.М. Функционирование отделов безопасности исправительных колоний (организационно-правовые аспекты). Псков, 2006. С. 4-5.