Институциональные условия взаимодействия местного самоуправления и бизнеса: на примере Воронежской области
Русанов Игорь Александрович,
аспирант 3 курса очной формы обучения, МОАУ ВО «Воронежский институт экономики и социального управления»
E-mail: [email protected]
Для успешного развития российского государства, регионов, районов, отдельных территорий необходимо одно важное условие: взаимодействие всех структур власти, представителей экономики и населения. Социально-экономическое развитие отдельных территорий во многом зависит от сотрудничества органов местного самоуправления и представителей среднего и малого предпринимательства. Данный алгоритм может быть реализован за счет совместного и партнерского участия в развитии территорий. На территории Воронежской области имеется реальная практика такого сотрудничества, причем ее основу составляют совместные договоры Правительства Воронежской области и органов местного самоуправления по взаимодействию с предпринимательским сектором и совместная разработка на единой основе стратегических планов социально-экономического развития области, городов, районов, поселков, сел, других территорий. Особое внимание уделяется такой форме как муниципально-частное партнерство. В статье рассматривается как положительный опыт, так и имеющиеся нерешенные проблемы.
Ключевые слова: территория муниципального образования, предпринимательство, концессионные соглашения, формы муниципально-частного партнерства, стратегия социально-экономического развития, правовые акты.
В современной политической науке существует многообразие подходов к дефиниции «бизнес и власть». Одни исследователи трактуют данное взаимодействие только с точки зрения лоббизма, другие - с точки зрения согласования взаимных интересов, но детального анализа совместной деятельности с органами местного самоуправления практически не было.
Для структур муниципальной власти крайне важно определять стратегию и тактику использования всех бизнес структур для развития конкретной территории.
Отсюда возникает необходимость не только внедрения предложений, сформированных и инициированных бизнесом на уровне муниципальных образований в практику, но и формирование такой экономической среды, в которой развиваются и институты бизнеса.
Поэтому очень важно в данной статье проанализировать имеющийся опыт в этом направлении, определить основные пути совершенствования данной работы, и здесь хотелось бы уточнить, что во взаимодействии бизнеса и власти местному самоуправлению принадлежит особая роль.
На конкретной территории власть реально принадлежит местному самоуправлению. Население формирует и избирает данные структуры в расчете на то, что они будут реально влиять на экономическое и социальное развитие данных территорий. И здесь имеющиеся бизнес структуры, будь то средние или мелкие предприятия, фермерские хозяйства, определяют и экономическую, и налоговую базу города, поселения или села.
Выступая на заседании Совета по местному самоуправлению 20 апреля 2024 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что «надо актуализировать показатели эффективности органов местного самоуправления и поддерживать тех, кто стимулирует экономический рост, привлекает инвестиции, создает благоприятные условиях для малого и среднего бизнеса» [1].
Воронежская область является крупным регионом по численности представителей среднего, малого предпринимательства, фермерских хозяйств и занятых в нем работников. Еще в 2016 году область заняла следующие позиции по развитию малого бизнеса в ЦФО и РФ:
- по числу малых предприятий (без учета микропредприятий) область занимала 3-е место в ЦФО и 19-е -в России;
- по численности занятых на малых предприятиях (без учета микропредприятий) - 3-е место в ЦФО и 15-е -в России;
- по обороту малых предприятий (без учета микропредприятий) - 3-е место в ЦФО и 14-е - в России;
- по объему инвестиций в основной капитал - 1-е место в ЦФО и в России [2].
В современных условиях Правительство Воронежской области ставит задачи повышения клада бизнеса в валовой региональный продукт. В связи с этим в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области до 2035 года, в таком же документе муниципальных образований города, районов, поселков определяются следующие задачи:
- в каждом органе местного самоуправления должны быть приняты конкретные нормативные документы
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
по развитию различных форм предпринимательства;
- совместно органы местной власти с имеющимися бизнес структурами на данной территории должны определить конкретные точки развития территории и, по возможности, составить бизнес проекты;
- особое место должно занять участие фермерских хозяйств в социально-экономическом развитии территории, поскольку в большинстве случаев владельцы таких хозяйств несут ответственность только за оплату арендуемой земли;
- при разработке совместных форм деятельности в поле зрения, в первую очередь, должно быть развитие объектов социальной сферы.
Решение поставленных задач позволит обеспечить к 2035 году:
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. населения в 2035 году до 48 ед.;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. чел. населения в 2035 году до 48 ед.;
- увеличение доли занятого населения в секторе малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения до 35%;
- увеличение к 2035 году доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем совокупном годовом объеме закупок для государственных и муниципальных нужд области до 40% [3]. Тем более, на муниципальном уровне управления
именно администрация, чаще всего района, устанавливает взаимодействие со структурами бизнеса через муниципальные закупки, аренду, совместное участие в программах социально-экономического развития территории, содержание и ремонт бюджетной сферы и другие, а также определяет позицию для администраций поселений.
Более того, в Воронежской области имеется практика муниципально-частного партнерства (МЧП), за счет которого тесно взаимоувязываются публичные и частные интересы. В 2015 году был принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты» [4].
И в области, практически в каждом муниципальном районе сложились следующие формы такого партнерства:
- подписание совместных договоров по реализации конкретных проектов;
- заключение различных концессионных соглашений на ремонт, строительство различных муниципальных объектов;
- сдача в аренду муниципального имущества.
В 2012 году Воронежская область стала первым субъектом в России, где было заключено концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов.
Сейчас в регионе заключены 32 различных соглашения, и общий объем по данным объектам превышает 35 млрд рублей. 11 концессионных соглашений приходится на городской округ г. Воронеж, выделяются Но-„ воусманский, Павловский, Россошанский и Хохольский, £2 Семилукский районы.
Естественно, во взаимоотношениях структур мест-^ ного самоуправления и бизнес-структур имеется очень
много нерешенных проблем. ^ Для выяснения практики реального состояния работы ^ органов местного самоуправления с бизнес-структурами
социологический центр Воронежского института экономики и социального управления (при участии автора) в 2022 году провел специальное исследование в 10 районах, при котором были опрошены 300 респондентов от бизнес-структур и 300 респондентов - представителей работающего населения. Некоторые результаты мы приводим в данной статье.
В некоторых районах Воронежской области на местном уровне фактически только сейчас формируется практика согласования интересов различных социальных групп с предпринимательским сообществом, в стратегических планах социально-экономического развития появились специальные разделы по конкретным направлениям поддержки бизнес структур.
С точки зрения респондентов, для преодоления проблем взаимодействия муниципальных властей с малым бизнесом и его сообществом необходимо:
- реальное участие органов местного самоуправления, депутатов различных уровней советов, прежде всего, в обсуждении проблем развития бизнеса конкретной территории (30%);
- широкое информирование населения о результатах деятельности бизнес структур и власти по социально-экономическому развитию данного муниципального образования (40%);
- проведение совместных курсов обучения, как представителей власти, так и представителей предпринимательских структур по проблемам стратегического планирования и совместной деятельности (50%);
- широкое привлечение крупных, средних, мелких фермеров к обсуждению конкретного положения состояния социальной сферы, дорог, собственности муниципалитетов с целью выработки общих подходов и усилий по их развитию (45%).
К сожалению, в реальности многие органы местного самоуправления взаимодействие с представителями средних, малых предприятий, фермерами сводят только к подведению определенной статистики. Реальное формирование совместных проектов не ведется по причине крайне слабой экономической составляющей самих предпринимательских структур.
К сожалению, население не имеет информации о бизнес-потребностях на своей территории, о правах, обязанностях и возможностях по реальной организации своего дела. Более 70% населения не готово участвовать в бизнес проектах.
С точки зрения населения, проблемы бизнеса их практически не волнуют. Около 90% вообще не имеют представления о роли этих структур в развитии территорий их проживания. Более 30% имеют определенные претензии, особенно к представителям фермерства за неполное выполнение обязательств по договорам аренды перед владельцами земельных паев. 75% населения (особенно сельского) не планируют своего участия в поддержке бизнес структур даже при их реальном участии в социально-экономическом развитии территории их проживания. 60% населения не готовы поддерживать и органы местного самоуправления, и даже участвовать в их мероприятиях. Но 10% готовы активно участвовать (для Воронежской области - это 250 тыс.) и еще 30% выражают свое согласие на совместную деятельность, при условии адекватной оплаты их труда.
Таким образом, в условиях муниципальных (особенно сельских) районов малое и среднее предпринимательство, если и находит определенную поддержку со стороны органов власти, то она зачастую носит разовый характер и не направлена на перспективу.
Население мало информируется о деятельности бизнес структур, как со стороны власти, так и со стороны самих структур.
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что в Воронежской области сложилась определенная практика взаимодействия органов местного самоуправления с бизнес-структурами, однако в этом направлении сохраняется очень много проблем, и здесь необходимы конкретные подвижки в деятельности как структур местного самоуправления, так и всего бизнес-сообщества.
Литература
1. Селютин В.И. Местное самоуправление: история развития и современность / В.И. Селютин. - Воронеж: Изд-полиграф. центр «Научная книга», 2023. -154 с.
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сборник // Росстат. - М., 2017. -С. 592-595.
3. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года // СПС КонсультантПлюс. - Режим доступа: https://www. consultant.ru (дата обращения: 10.11.2024).
4. О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные акты РФ: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 204-ФЗ // СЗ РФ. - 2015. - № 29 (Ч. 1). - Ст. 4350.
INSTITUTIONAL CONDITIONS FOR INTERACTION BETWEEN LOCAL GOVERNMENT AND BUSINESS: THE EXAMPLE OF THE VORONEZH REGION
Rusanov I.A.
Voronezh Institute of Economics and social management
For the successful development of the Russian state, regions, districts, and individual territories, one important condition is necessary: the interaction of all government structures, representatives of the economy and the population. The socio-economic development of individual territories largely depends on the cooperation of local governments and representatives of medium and small businesses. This algorithm can be implemented through joint and partner participation in the development of territories. There is a real practice of such cooperation in the Voronezh Region, moreover, it is based on joint agreements between the Government of the Voronezh Region and local governments on interaction with the business sector and joint development on a single basis of strategic plans for the socioeconomic development of the region, cities, districts, towns, villages, and other territories. Special attention is paid to such a form as municipal-private partnership. The article examines both the positive experience and the existing unresolved problems.
Keywords: the territory of the municipality, entrepreneurship, concession agreements, forms of municipal-private partnership, socioeconomic development strategy, legal acts.
References
1. Selyutin V.I. Local self-government: the history of development and modernity / V.I. Selyutin. Voronezh: Publishing House-polygraph. Scientific Book Center, 2023. - 154 p.
2. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2017: stat. collection // Rosstat. - M., 2017. - pp. 592-595.
3. Strategy of socio-economic development of the Voronezh region for the period up to 2035 // SPS ConsultantPlus. - Access mode: https://www.consultant.ru (date of application: 10.11.2024).
4. On Public-private partnership, municipal-private Partnership in the Russian Federation and Amendments to Certain Acts of the
Russian Federation: Federal Law No. 204-FZ of 07.13.2015 // NW RF. - 2015. - No. 29 (Part 1). - Article 4350.