УДК 347 © М.В. Буракова, 2013
М. В. Буракова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ
В данной статье рассматриваются правовые, организационно-методические, информационные и функциональные аспекты совершенствования организации деятельности вневедомственной охраны в области охраны прав и законных интересов граждан. Раскрываются правовые основы деятельности вневедомственной охраны, анализируется обеспечение общественного порядка в зонах расположения охраняемых объектов, инспектирование охраняемых объектов, предоставление услуг на договорной основе.
Ключевые слова: вневедомственная охрана, охрана имущества, объект, имущество граждан, пункт централизованной охраны, инспектирование, договорная основа, строевое подразделение.
при ОВД г. Омска. Государственную охрану обеспечивают также внутренние войска МВД России, ФСО России, подразделения «силовых» министерств и др.
-
I I ганах внутренних дел Российской Федерации
-
ле основных задач вневедомственной охраны следующие: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории России единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.
Непосредственная охрана имущества предприятий, учреждений, организаций в г. Омске со стороны ОВО представляет собой систему мероприятий по непрерывному наблюдению за объектом, на котором расположены материальные ценности (независимо от форм собственности), в целях предотвращения и пресечения их хищений и проникновения на объект посторонних лиц.
В результате утверждения новых форм хозяйствования, предоставления собственникам самостоятельности в обеспечении сохранности имущества, законодательного допуска на рынок охранных услуг негосударственных охранных предприятий и объединений, вневедомственная охрана утратила монополию на осуществление охранных функций в г. Омске. В настоящее время лишь ряд объектов, исчерпывающий перечень которых предусмотрен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»[3], подлежат исключительно государственной охране. К ним относятся здания органов представительной и исполнительной власти, судов; дипломатические и консульские представительства; денежные кассы государственных предприятий, учреждений и организаций; музеи, библиотеки, архивы, заповедники, телерадиокомпании государственного и регионального значения; гидротехнические сооружения; метрополитены; объекты ряда министерств, ведомств и некоторые другие. Но даже включение объекта в названный перечень не означает его обязательную охрану подразделениями вневедомственной охраны
Руководители же всех иных предприятий, учреждений и организаций вправе самостоятельно выбирать субъекта охраны: им может быть вневедомственная охрана при ОВД г. Омска, частное охранное предприятие или собственная служба безопасности.
Имевшая в последние годы тенденция к отказу от услуг вневедомственной охраны в г. Омске, сопровождавшаяся заметным ростом числа краж из неохраняемых и находившихся под ведомственной охраной объектов, в настоящее время приостановлена. Количество охраняемых батальоном полиции № 2 отдела вневедомственной охраной объектов возросло до 10 тыс. Причина - подтверждаемая практикой надежность работы вневедомственной охраны в сравнении с иными субъектами охраны. В среднем по г. Омску из 10 разбойных нападений только 1 приходится на охраняемые вневедомственной охраной объекты. При этом в расчете на 1000 таких объектов за год допускается не более одной кражи.
Сейчас наблюдается расширение не только объема, но и перечня услуг по непосредственной охране имущества предприятий, оказываемых вневедомственной охраной. Речь идет, в частности, об охране перевозимых грузов и денежных средств, организации платных автостоянок.
Непосредственная охрана личного имущества граждан в г. Омске на территории Октябрьского района осуществляется с помощью приборов, подключенных к пультам централизованного наблюдения, после заключения гражданином договора на охрану находящегося в квартире имущества. Под охрану принимаются преимущественно телефонизированные квартиры. В настоящее время на вооружении вневедомственной охраны имеются системы, позволяющие охранять нетелефонизированные квартиры, однако в связи с некоторыми техническими сложностями и относительно высокой стоимостью они широкого распространения пока не получили. Работы по оборудованию квартиры средствами сигнализации выполняются вневедомственной охраной за счет ее владельца. Стоимость охраны зависит от того, на какую сумму владелец квартиры оценил охраняемое
имущество.
При заключении договора вневедомственная охрана берет на себя обязательства принимать квартиру под охрану в любое время суток, на любой срок; в период охраны обеспечить полную сохранность имущества; осуществлять ремонт и эксплуатационное обслуживание сигнализации; возместить ущерб в результате кражи в пределах суммы договора, если проникновение в квартиру произойдет через заблокированные места и не будет пресечено. Указанным способом в настоящее время на территории Октябрьского района охраняется около 20 тыс. квартир. При этом свыше 70 % граждан заключают договор на длительное время, и только 30 % - на время отпусков и командировок.
В тех случаях, когда гражданин не желает или не имеет возможности сдать имущество под централизованную охрану, он может заключить договор с подразделением вневедомственной охраны на монтаж сигнализации. Охрана без участия вневедомственной охраны может быть солидарной или автономной. При солидарной охране в случае проникновения посторонних лиц в одну из заблокированных квартир сигнал тревоги поступает в квартиру соседа. При автономной охране световая и звуковая сигнализация извещает о проникновении в квартиру, садовый домик, дачную постройку, гараж и т.п. места окружающих. И в том, и в другом случаях вневедомственная охрана не берет на себя обязательства по обеспечению сохранности имущества, а только по желанию граждан и за их счет блокирует помещения средствами сигнализации.
Батальон полиции № 2 отдела вневедомственной охрана (по Октябрьскому району) по договору с гражданами оборудует их квартиры (так же, как, например, уличные киоски, диспетчерские места автозаправочных станций и другие объекты) средствами экстренного вызова полиции (тревожными кнопками). Они устанавливаются вблизи от входных дверей или в местах возможной изоляции хозяев квартиры (в ванной комнате, туалете, кладовой и т.п.).
В последнее время вневедомственная охрана начала оказывать и такую услугу, как организация специальных технически укрепленных и оборудованных средствами сигнализации хранилищ, куда все желающие могут сдать на хранение документы, ценности, личные коллекции, другие дорогостоящие вещи. Ряд подразделений вневедомственной охраны развернул активную работу по установке и организации эксплуатационного обслуживания на договорной основе переговорно-замочных устройств (домофонов) и видеофонов, а также установке дополнительных деревянных, металлических, раздвижных, решетчатых входных дверей, оконных решеток, замков повышенной прочности и секретности.
Инспектирование ведомственной охраны на территории Октябрьского района и организация проверок состояния сохранности материальных ценностей на неохраняемых объектах (их техническая
экспертиза) реализуется службой вневедомственной охраны в соответствии с Инструкцией о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД от 5 августа 1993 г. № 371 [4], на договорной основе. Периодическое инспектирование ведомственной охраны, которую имеют предприятия, учреждения и организации ряда министерств и ведомств», а также проверки неохраняемых объектов преследуют цель повышения надежности охраны, устранения причин и условий, способствующих совершению краж, выявления и приема под охрану органов внутренних дел новых объектов. В инспектировании и проверках принимает участие инспекторский состав вневедомственной охраны. При этом проверяются организация охраны объектов, технические и другие средства усиления охраны, вопросы несения службы, служебная подготовка личного состава ведомственной охраны, состояние хранения оружия и боеприпасов и другие вопросы. О результатах инспектирования составляется акт, в котором делается вывод о соответствии или несоответствии охраны задачам обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Обеспечение общественного порядка на территории Октябрьского района г. Омска в зонах расположения охраняемых объектов осуществляют в первую очередь полицейские подразделения вневедомственной охраны. Нарядам полиции данной службы вменяется в обязанность обеспечение охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в зоне своих постов и маршрутов патрулирования. При выполнении указанных задач их права, обязанности и тактика действий определяются Приказом МВД РФ от 29.01.2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности» [5]. Несмотря на то, что рассматриваемая функция для вневедомственной охраны является как бы «дополнительной», вклад полиции вневедомственной охраны на территории Октябрьского района г. Омска в дело обеспечения общественного порядка весьма значителен.
Строевые подразделения вневедомственной охраны созданы в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе, более эффективного использования личного состава полиции в борьбе с преступностью, охране общественного порядка, улучшения руководства нарядами полиции, повышения уровня воспитательной работы и профессиональной подготовки сотрудников.
Выполнение договорных обязательств строевые подразделения вневедомственной охраны обеспечивают путем: оперативного реагирования нарядов милиции на срабатывания средств охранно-пожарной сигнализации, подключенных к пультам централизованного наблюдения; патрулирования охраняемых объектов или выставления на них постов; осущест-
30
вления пропускных (внутриобъектовых) режимов на охраняемых объектах и их территориях; сопровождения грузов и материальных ценностей.
Пункты централизованной охраны (ПЦО) - это подразделения вневедомственной охраны, обеспечивающие непосредственную охрану объектов от краж и пожаров при помощи пультов централизованного наблюдения (ПЦН), концентрируемых в одном помещении. Централизованная охрана - не только наиболее надежный, но и экономически выгодный вид охраны. В настоящее время задействованная емкость ПЦО составляет более 1 млн. номеров.
В задачи ПЦО кроме непосредственной охраны объектов входят оперативное руководство и контроль за несением службы всеми нарядами вневедомственной охраны, а также контроль за своевременным устранением неисправностей сигнализации, установленной на охраняемых объектах.
Основой организации охраны имущества юридических и физических лиц является договор, заключенный меяеду вневедомственной охраной при органах внутренних дел и предприятием, учреждением, организацией, в ведении которых находится это имущество, а также гражданами. По договору об охране объектов вневедомственная охрана обязуется организовать и обеспечить охрану имущества собственника, осуществлять установленный на объектах пропускной режим и проводить другие мероприятия в целях сохранности материальных ценностей, а собственник обязуется создавать надлежащие условия для обеспечения сохранности этих ценностей, осуществлять определенные договором мероприятия по оборудованию объектов техническими средствами охраны, содействовать охране при выполнении ею своих задач и производить оплату за охрану по установленным тарифам.
По каждому случаю краже охраняемых объектов производится служебная проверка, по результатам которой принимается решение о привлечении соответствующих сотрудников вневедомственной охраны к дисциплинарной и материальной ответственности.
Организация охраны подразделениями сторожевой и военизированной охраны в зависимости от расположения объектов, оснащенности их средствами сигнализации обеспечивается путем: установления стационарных, обходных постов (протяженность -от 150 до 1500 м); патрулирования на автомобилях в сочетании с применением технических средств и служебных собак. Посты охраны выставляются на КПП, непосредственно у охраняемого объекта, на особо важных участках предприятия, по периметру ограждения территории объекта. Протяженность маршрутов патрулирования определяется временем, затраченным на осмотр охраняемых объектов: при первом объезде (обходе) - не свыше 1 час 30 мин, а при последующих - 30-45 мин, с учетом своевременного прибытия к объекту при срабатывании сигнализации.
Практика показывает, что неквалифицирован-
ный осмотр («перезакрытие») объекта, на котором сработала сигнализация, а также несвоевременное прибытие нарядов являются причиной каяедой третьей из числа допускаемых по вине охраны краж.
По получении сигнала тревоги из охраняемой квартиры дежурный ПЦО также направляет туда группу задержания. Группа должна скрытно блокировать дом, выход из подъезда (черного хода, балкона, если они имеются), тщательно осмотреть лестничные пролеты, лифты, подвальные и чердачные помещения, где могут скрыться преступники. С соблюдением мер предосторожности группа должна проверить исправность дверей квартиры, через дверь прослушать, что в ней происходит. Для определения наличия в квартире людей при возможности используется служебная собака.
При отсутствии явных следов проникновения при помощи ключей, сданных владельцем квартиры на хранение в ПЦО, квартира в присутствии понятых вскрывается и осматривается дежурным ПЦО. При осмотре квартиры устанавливаются причины срабатывания сигнализации. Об этом составляется акт и сообщается владельцу квартиры. При обнаружении на охраняемом объекте после срабатывания сигнализации посторонних лиц производится их задержание, после чего с ними проводится разбирательство. Практика показывает, что задержание в квартире с поличным позволяет в ходе дальнейшего расследования раскрывать серийные, исчисляемые порой десятками, кражи.
Статистика свидетельствует, что в 40% случаев краж имели место разбитие окон, витрин; в 31% -взлом дверей, замков, подбор ключей; в 15% - пролом потолка, стены; в 14 % - укрытие на объекте перед закрытием, проникновение через люки, вентиляционные отверстия. В 54 % случаев кражи совершаются из торговых залов охраняемых объектов, в 25% - из подсобных и складских помещений, в 7% -из витрин магазинов, в 7 % - из металлических ящиков и сейфов. Около 40 % общего числа краж связано с такими недостатками в работе ПЦО по внедрению технических средств охраны и их эксплуатационному обслуживанию, как неисправность сигнализации и недоблокировка уязвимых мест объектов.
Серьезной проблемой в работе ПЦО являются ложные срабатывания охранной сигнализации. По причине плохой технической укрепленности объектов, неисправности сигнализации, телефонной и электросети, безответственности руководителей объектов в стране ежегодно происходит более 50 000 ложных срабатываний сигнализации. А ведь каждый такой сигнал - это обязательный выезд группы задержания и зачастую - вскрытие и осмотр объекта. Ложные сигналы не только причиняют таким образом материальный ущерб, но и снижают надежность работы ПЦО, притупляют бдительность сотрудников милиции.
Здесь мне бы хотелось еще раз отметить, что деятельность ОВО по Октябрьскому району г. Омску
осуществляется в соответствии с требованиями приказов МВД РФ №№ 609-2006 г.; 80-2008 г.: 937-2006 г.; 737-2008 г.; 174 дсп-2002 г.; директивой МВД РФ №3 дсп-2008 г.
В отчетном периоде (января- март 2013 года) усилия подразделения были нацелены на активизацию работы по приоритетным направлениям деятельности, находящимся на контроле руководства УМВД: обеспечение охраны имущества собственников; стабилизация финансового положения отдела; профилактика правонарушений, выявление и раскрытие преступлений.
В целях стабилизации финансового положения отдела с 01 января 2013 г. были пересмотрены тарифы на оказание услуг по охране имущества физических и юридических лиц в сторону их увеличения. В связи с этим, ряд организаций расторгли договоры на охрану, мотивируя недостаточным финансированием, а некоторые учреждения сократили часы охраны объектов.
Под охраной ОВО на начало года находится 158 (к А11111-187; - 15 %) объектов различных форм собственности. Охраняется 241 (к АППГ-241) квартира и 37 (к АППГ-37) иных мест хранения личного имущества граждан.
Проводились организационно-технические мероприятия, направленные на усиление надежности охраняемых объектов, качественного проведения работ по эксплуатационно-техническому обслужи-
ванию технических средств охраны, снижению количества ложных срабатываний охранной и тревожной сигнализации. В целях повышения надёжности защиты имущества и развития централизованной охраны группой по организации охраны объектов с помощью технических средств, проведено 17 обследований на предмет технической укрепленности и оснащенности средствами сигнализации, осуществлено 33 оперативных контроля.
Продолжена работа по переводу комплекса средств сигнализации охраняемых объектов и квартир граждан на использование автоматической тактики постановки-снятия. В настоящее время количество ключей с автоматической тактикой достигло 620, что составило 71,3 % по отношению к задействованной емкости СЦН.
Продолжается работа по наращиванию объектов и квартир, охраняемых при помощи радиосистемы.
В заключение следует указать на пути совершенствования службы вневедомственной охраны при органах внутренних дел на территории Октябрьского района г. Омска. К ним относятся: максимальное внедрение централизованной охраны при одновременном сокращении численности сторожей и замене их милицейскими подразделениями; оснащение всех охраняемых объектов новейшими средствами сигнализации в несколько рубежей защиты; повышение мобильности нарядов милиции вневедомственной охраны.
Библиографический список
1. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 589.
2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ.
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.1994 № 1453 «О частичном изменении Постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» // Собрание законодательства от 09.01.1995, №2, ст. 154.
4. Приказ МВД РФ от 05.08.1993 № 371 «Об утверждении Инструкции о порядке инспектирования ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел».// Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 5, часть II, М., 1993.
5. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 (ред. от 13.01.2010) «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 27, 07.07.2008.
6. Безденежных, В. М. Организация охраны объектов собственности: лекция / В. М. Безденежных. - М.: МВД России //Техника охраны. - 2008. - № 1. С. 12-19.
7. Бородин, С. Организация охраны общественного порядка на основе комплексного использования сил и средств органов внутренних дел: автореф. дис... канд. юрид. наук / С. Бородин. - СПб., 2005. - С. 35-39.
ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE ACTIVITIES OF PRIVATE SECURITY
Marina V. Burakova,
undergraduate, Omsk State Pedagogical University
Abstract. This article examines the legal, organizational, methodological, informational and functional aspects of improving the organization of private security in the protection of rights and legal interests of citizens. Disclosed legal framework for private security, maintenance of public order in the areas where the protected objects, inspection of protected sites, provision of services on a contractual basis.
Keywords: private security, property protection, object, property of citizens, centralized point of, supervision, contractual basis, drill unit.
Буракова Марина Вячеславовна - специалист группы кадров батальона полиции № 1 ОВО по г. Омску -филиала ФКГУ УВО УМВД России по Омской области, магистрант Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: byrakova_mv(@,mail.ru.
Статья поступила в редакцию 26.02.2013.