УДК 351.74
Цындря Владимир Николаевич
Tsyndrya Vladimir Nickolayevich
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Крымского филиала Краснодарского университета МВД РФ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ ОХРАНЫ ПРИ УЧАСТИИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
PhD in Law, Senior Lecturer, Special Disciplines Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of International Affairs of Russia
THE PROBLEMS OF PUBLIC SECURITY SERVICES RENDERED BY THE EXTRA-DEPARTMENTAL POLICE GUARDS IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER
Аннотация:
Статья посвящена особенностям участия подразделений вневедомственной охраны полиции в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности. Проведен правовой анализ законодательного обеспечения изучаемой проблемы. Указаны направления возможного улучшения ситуации в рассматриваемой сфере деятельности в настоящее время.
Ключевые слова:
подразделения вневедомственной охраны полиции, рынок охранных услуг, государственные услуги охраны, общественный порядок, государственное управление.
Summary:
The article considers the peculiarities of participation of extra-departmental security service in maintenance of public order and security. The author carries out a legal analysis of the legislative support of the problem and considers the areas of possible improvement in this field at the moment.
Keywords:
extra-departmental security service, security services market, public security services, public order, public administration.
Одной из основных задач современного Российского государства является защита всех форм собственности от противоправных посягательств. Наряду с охраной личности как носителя всей совокупности предоставляемых законом прав, многообразие форм собственности являлось и является одной из фундаментальных основ существующего общественного развития.
В таких условиях деятельность подразделений вневедомственной охраны полиции занимает особое место среди общегосударственных мер, принимаемых в сфере обеспечения охраны собственности. Однако думается, что в настоящее время правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в том числе и в части, касающейся участия сотрудников службы в деятельности ОВД по охране общественного порядка.
Проблемы организационного, правового и тактического обеспечения охраны объектов собственности и общественного порядка вневедомственной охраной освещались в работах Д.Н. Бахраха, И.В. Голованева, И.И. Веремеенко, Л.М. Колодкина, Ф.Е. Колонтаевского, А.П. Коренева, A.B. Крысина, А.Ф. Майдыкова, В.Д. Малкова, В.А. Минаева, А.Х. Миндагулова, А.Л. Минина, A.C. Пиголкина, А.И. Пригожина, А.Н. Роши, Г.А. Туманова, Ю.П. Соловея, B.C. Чернявского, Г.Е. Шепитько и др.
В соответствии с Наставлением по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции установлена договорная форма отношений собственника имущества и подразделений вневедомственной охраны, что предусматривает предоставление услуг охраны имущества на возмездной основе [1]. Таким образом, вневедомственная охрана фактически превращена в один из субъектов рынка охранных услуг. Ее монопольное положение в этой сфере ушло в прошлое [2].
Полагаем, что в таком случае особенно остро стоит вопрос конкурентоспособности и, как следствие, стремления к максимальному удовлетворению потребностей граждан как потребителей на рынке охранных услуг, что и входит в число основных задач службы. Включение при этом нарядов вневедомственной охраны в систему единой дислокации подразделений полиции по охране общественного порядка и возложение на них дополнительной обязанности по предупреждению и пресечению, а на практике зачастую и выявлению преступлений и административных
правонарушений вне объектов охраны приводят к излишнему распылению сил и средств строевых подразделений, нерациональному их применению, что в дальнейшем создает препятствия к выполнению основных задач по охране собственности.
Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции», в обязанности полиции включено обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах [3].
Если под общественным порядком подразумевается система общественных отношений, урегулированных нормами права, морали, правилами общежития и направленных на обеспечение общественного спокойствия, труда, отдыха граждан, защиты чести и достоинства главным образом в общественных местах, а также создание условий для нормальной деятельности государственных органов, учреждений, организаций и предприятий, общественных организаций, акционерных обществ, частных предприятий, то становится очевидно, что обязанностью каждого сотрудника полиции является пресечение противоправных деяний, посягающих на указанные объекты государственного управления.
Помимо этого, кроме основных обязанностей, исполняемых вневедомственной охраной в соответствии с нормативными правовыми актами, каждое подразделение вневедомственной охраны принимает на себя особые обязанности непосредственно в отношении конкретного объекта охраны.
В своих исследованиях Я.Н. Родителева под охраной понимает создание условий безопасности на объекте с целью защиты от вероятных внешних и внутренних угроз и обеспечения должного его функционирования [4].
Государственные услуги охраны юридическим и физическим лицам оказываются при заключении договоров на охрану имущества. На государственном уровне сформирован перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. При этом обязательной физической охране подлежат только объекты, указанные в распоряжении Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р «О перечне объектов, подлежащих обязательной охране полицией».
В качестве основных способов охраны имущества и объектов коммерческой охраны можно обозначить вневедомственную охрану квартир с подключением на пульты централизованного наблюдения (ПЦН) и вневедомственную охрану объектов (банков, комнат хранения оружия, ювелирных секций, офисов, складов, магазинов, торговых центров, административных зданий) с помощью технических средств, подключенных также на пульты централизованного наблюдения. Выбор конкретного способа защиты объекта, подлежащего пультовой охране, осуществляется после его обследования в соответствии с требованиями нормативных документов МВД России. При поступлении на ПЦН тревожного извещения обеспечивается прибытие к охраняемому объекту мобильного наряда полиции. Производится наружный осмотр объекта на предмет обнаружения явных следов проникновения посторонних лиц [5].
Так, например, документирование нарядом противоправного деяния может создать препятствия при необходимости реагирования на вызов объекта охраны, в частности при срабатывании сигнала «тревога» или ином вызове наряда на объект. В случае возникновения подобных ситуаций наряд бывает лишен возможности оперативного маневра, а соседние наряды задействованы на другом объекте охраны в своей зоне ответственности, что уже автоматически исключает их взаимодействие.
Кроме того, существующая в настоящее время на практике так называемая «палочная» система показателей полиции (вневедомственная охрана полиции не является исключением) не может являться объективным критерием оценки работы. Планирование возможного количества совершаемых правонарушений на маршруте патруля по охране объекта и последующее требование выполнения ежесуточной «нормы» составления протоколов об административных правонарушениях с каждого сотрудника, заступившего на охрану, не только деструктивно сказываются на работе структуры в целом, но и являются предпосылками для совершения в будущем должностных проступков сотрудниками строевых подразделений. По нашему мнению, критерием оценки работы полиции должно быть не количество составленных протоколов об административных правонарушениях или лиц, привлеченных к тому или иному виду юридической ответственности, а минимизация количества нарушений общественного порядка, в том числе и на улицах, а также правонарушений в других сферах жизни общества.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что нацеливание подразделений вневедомственной охраны полиции непосредственно на охрану общественного порядка при охране объекта на местности, в том числе вне установленного Плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах
маршрута патрулирования (зоны обслуживания), в значительной мере приводит к удалению от приоритетов работы, а именно главных целей функционирования самой службы.
Сложности в реализации функции охраны общественного порядка заключаются и в отсутствии единого устава, регламентирующего деятельность службы в указанной сфере, по примеру устава патрульной службы. Разработка такого документа, на наш взгляд, помогла бы обобщить и систематизировать весь многолетний практический опыт ветеранов вневедомственной охраны, тем самым одновременно избежав возможных жертв среди личного состава и повысив качество предоставляемых государственных услуг конечному потребителю.
Для усовершенствования предоставления рассматриваемого вида государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел, следует:
- определить правильное назначение данных услуг;
- разработать и принять документ, содержащий тактические основы действий нарядов, а именно устав вневедомственной охраны полиции;
- считать приоритетным направлением работы охрану имущества и (или) объектов организаций и граждан при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью последних;
- укрепить взаимодействие строевых подразделений охраны между собой, с иными правоохранительными органами и общественностью;
- проводить дальнейшую специализацию сотрудников по борьбе с преступлениями в сфере охраны собственности;
- улучшать профессиональную подготовку личного состава;
- внедрять в работу новейшие технические средства.
Полицейский вневедомственной охраны, как и любой другой полицейский, в первую очередь должен думать об уровне оценки его действий гражданами и о том, чтобы самому получить удовлетворение от выполненной работы.
Ссылки:
1. Об утверждении наставления по организации деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции : приказ МВД РФ № 900 от 21.09.2015.
2. Горин Е.В. Понятие, цели и функции управления службами и подразделениями вневедомственной охраны : лекция. Домодедово, 2000.
3. О полиции : федер. закон РФ № З-ФЗ от 07.02.2011.
4. Родителева Я.Н. Некоторые вопросы расследования преступлений в форме дифференцированного (сокращенного) дознания // Альманах современной науки и образования. 2015. № 2 (92). С. 105-108.
5. Административная деятельность полиции : учебник / Ю.Н. Демидов, В.В. Кардашевский, Г.Н. Суслова и др. ; под ред. Ю.Н. Демидова. М., 2014.
References:
1. On approval of the instructions on the organization of front-line divisions of private police protection: the order of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation no. 900 from 09.21.2015 2015.
2. Gorin, EV 2000, The concept, objectives and service management functions and private security units: lecture, Domodedovo.
3. Police: feder. RF Law no. 3-FZ of 07.02.2011 2011.
4. Roditeleva, YN 2015, 'Some questions of investigation of crimes in the form of differential (reduction) inquiry', Almanac of modern science and education, no. 2 (92), p. 105-108.
5. Demidov, YN, Kardashevskiy, VV & Suslova, GN et al. 2014, Administrative policing: the textbook, Moscow.