5. Козлова, А.Э. Механизмы и причины спортивных травм у юных гимнасток / А.Э. Козлова // Спорт. Олимпизм. Гуманизм : межвузовский сборник научных трудов, посвященный 65-летию образования СГАФКСТ и 25-летию Олимпийской академии (Запада России) / под ред. Г.Н. Греца, К.Н. Ефременкова. - Смоленск, 2015. - Вып. 13. - С. 83-88.
REFERENCES
1. Arkaev, L. and Suchilin N. (2004), How to prepare champions, Physical culture and sport, Moscow.
2. Barshay, V., Kurys, V. and Pavlov, I. (2013), Gymnastics, KnoRus, Moscow.
3. Zaitsev V., Smirnova V. and Tkhapa K. (2004), "Mechanisms and causes of sport traumatism of young gymnasts at Smolensk sport school №1", Medical and biological aspects of physical training, Tambov, pp. 73-75.
4. Zaitsev V. (2011), Traumatism at gymnastic lessons and its prophylaxis, Smolensk State Academy of Physical education, Sport and Tourism, Smolensk.
5. Kozlova A. (2015), "Mechanisms and causes of sport damages of young woman-gymnasts", Sport. Olympism. Humanism, Vol. 13, pp. 83-88.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 378
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Екатерина Владимировна Капустина, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается электронная информационно-образовательная среда вуза, ее организационная структура, компоненты, из которых она состоит, правовые документы всех уровней, лежащие в основе ее функционирования и развития, дана классификация пользователей электронной информационно-образовательной среды вуза.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, вуз, структура среды, ее компоненты, организационная структура, правовые документы.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p83-89
ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT OF THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE
UNIVERSITY
Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ekaterina Vladimirovna Kapustina, the competitor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article discusses the electronic information and educational environment of the University, its organizational structure, the components of which it is composed, the legal instruments at all levels that underlie its functioning and development, the classification of users of the electronic information-educational environment of the University has been presented.
Keywords: electronic information-educational environment, University, structure of the environment, its components, organizational structure, legal documents.
Данное исследование проведено в рамках выполнения государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры» (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 года).
Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется активным внедрением информационных технологий. В этой связи проектирование информационного пространства, управление информационными ресурсами, их потреблением стали актуальными проблемами многих наук, в том числе и педагогики. С вступлением в 2012 году в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и последующих нормативно-правовых документов в сфере образования, о некоторых из которых речь пойдет в данной статье ниже, все образовательные организации были обязаны разрабатывать и внедрять электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС). Она призвана обеспечить каждому обучающемуся индивидуальный неограниченный доступ к информационным ресурсам той организации, где он обучается.
Научное обоснование периодов становления и развития ЭИОС для НГУ им. П.Ф. Лесгафта является насущной проблемой. Цель данной статьи раскрыть содержание организационно-правового обеспечения этой среды в университете на этапе становления.
Прежде чем рассмотреть заявленные вопросы, очень коротко определим ключевое понятие «электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС). Поскольку данная среда относится в группе социальных явлений, то в [1, с. 1271] энциклопедического словаря дается следующее определение социальной среды: «окружающие человека общественные и духовные условия его существования и деятельности». А в [2, с. 532] российской социологической энциклопедии социальная среда понимается как «совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности».
Таким образом, на наш взгляд, «электронная информационно-образовательная среда университета - это совокупность компонентов, содержащих электронные информационно-образовательные ресурсы, способствующие формированию компетенций обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий и функционирующая на основании нормативно-правовых документов». Как известно создание ЭИОС определяется требованиями к реализации программ бакалавриата / специалитета / магистратуры (Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 "О федеральных государственных образовательных стандартах") [3]. Таким образом, правовой базой ЭИОС являются требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и разработанные на их основе основные профессиональные образовательные программы (ОПОП).
Организационный аспект развития ЭИОС предполагает, во-первых, определение сущности рассматриваемой среды, во-вторых, ее компонентный состав, в-третьих, содержательное наполнение компонентов, в-четвертых, их взаимодействие, в-пятых, контроль формирования ее разделов и ряд других моментов.
В уже упомянутом документе [3] и, транслируемом в каждом ФГОС ВО по всем специальностям и направлениям подготовки, зафиксировано, что каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.
В нормативно-правовых документах специально не оговорено, из каких компонентов состоит ЭИОС. Но эти документы четко определяют, что она должна обеспечить:
- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
- фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
- проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
- формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет [3].
Поэтому сегодня в литературе можно встретить многообразие моделей ЭИОС для самых разнообразных образовательных организаций (от дошкольных учреждений до вузов), содержащих разное количество компонентов и их наименований. В этом многообразии достаточно наглядно проявляются диалектические связи единичного, особенного и всеобщего. На наш взгляд, количество компонентов ЭИОС и их конфигурация должны обеспечить решение соответствующих задач. На рисунке представлена авторская модель электронной информационно-образовательной среды НГУ им. П.Ф. Лесгафта.
Рисунок. Модель электронной информационно-образовательной среды
Опишем кратко включенные в модель компоненты.
Информационно-образовательные ресурсы: собственные электронные образовательные ресурсы; ресурсы электронных библиотечных систем; электронные образовательные ресурсы зарегистрированных СМИ; информационно-поисковые системы.
Образовательные технологии: дистанционные; электронное обучение; взаимодействие посредством сети Интернет.
Аппаратурное обеспечение: выделенный сервер; компьютеры (компьютерные классы, компьютеры в библиотеке, на кафедрах, персональные у студентов и преподавателей и т.д.); оборудование периферийное и проекционное (сканеры, принтеры, проекторы и т.д.); телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.); локальная вычислительная сеть; системное программное обеспечение.
Организационно-управленческий компонент: ответственность за функционирование электронной информационно-образовательной среды; организация наполнения основных разделов; проектирование различных компонентов ЭИОС для совершенствования учебного и научного процессов.
Пользователи ЭИОС (внутренние): библиотека; учебно-методический центр; профессорско-преподавательский состав; обучающиеся (студенты, магистранты, аспиранты); обучающиеся (в случае применения электронного обучения; дистанционных образовательных программ); слушатели курсов повышения квалификации по направлению ДО; слушатели ФПК.
Регламент действий ЭИОС включает: локальные акты, составленные на основании федеральных нормативно-правовых документов. Что касается внешней среды, то она включает информационные ресурсы, которыми пополняется ЭИОС по разным каналам (подписка на электронные периодические издания, приобретение электронных копий у издательств, подписка на электронные ресурсы электронных библиотечных систем и т.д.). В частности, по договорам с вузами в области физической культуры и спорта, осуществляется обмен соответствующими информационными ресурсами. По мере принятия вышестоящими организациями соответствующих нормативно-правовых документов ими пополняется база университета.
Бесспорно, основная категория пользователей, для которой создается ЭИОС - это студенты, магистранты и аспиранты вуза. Но кроме них информационными ресурсами могут и пользуются другие категории. В таблице приведены категории потенциальных пользователей, которые могут обратиться к ЭИОС и цели, ради которых возможно их обращение к информационным ресурсам среды.
Таблица
Классификация пользователей информационными ресурсами ЭИОС
Пользователи Полнота доступа Цели
Руководители ВУЗа Все разделы электронной информационно-образовательной среды Контроль функционирования электронной информационно-образовательной среды
Учебно-методический центр Все разделы электронной информационно-образовательной среды Управление образовательным процессом
Библиотека Все разделы электронной информационно-образовательной среды Наполнение контента разделов электронной информационно-образовательной среды
Профессорско-преподавательский состав Все разделы электронной информационно-образовательной среды Использование контента в учебной и научной деятельности
Обучающиеся (студенты, магистранты, аспиранты) Все разделы электронной информационно-образовательной среды Самостоятельная работа и подготовка к аудиторным занятиям
Абитуриенты - Доступ к учебным планам; - Доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик; - Доступ к разделу о взаимодействии между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет. Получение информации об образовательном процессе университета
Специалисты сторонних организаций в сфере физической культуры. Работодатели - Доступ к учебным планам; - Доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик; - Доступ к электронно-образовательным ресурсам Получение информации при разработке рабочих программ
Родители обучающихся - Доступ к учебным планам; - Доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик; - Доступ к информации о фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; - Доступ к разделу о взаимодействии между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет. Получение информации о ходе процесса обучения
Обучающиеся (в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных программ) Все разделы электронной информационно-образовательной среды Самостоятельная работа и подготовка к аудиторным занятиям
Слушатели курсов повышения квалификации по направлению «Дистанционное, электронное обучение» - Доступ к учебным планам; доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик; - Доступ к электронно-образовательным Подготовка учебно-методических материалов
Пользователи Полнота доступа Цели
ресурсам, к профессиональным базам данных и информационным справочным системам; - Доступ к информации о проведении всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных технологий; - Доступ к разделу о взаимодействии между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет.
Слушатели ФПК - Доступ к учебным планам; - Доступ к методическому обеспечению дисциплин (модулей), практик; - Доступ к электронно-образовательным ресурсам; - Доступ к разделу о взаимодействии между участниками образовательного процесса посредством сети Интернет. Самостоятельная работа и подготовка к аудиторным занятиям
Кроме этого, в таблице приведены различные уровни доступа к ЭИОС. Согласно Федеральному Закону [5], доступ к информации - это возможность получения информации и ее использования. Этот закон устанавливает ограничение доступа к информации, которая составляет государственную или профессиональную тайну. В нашем случае ограничения к информационным ресурсам ЭИОС связано с категорией пользователей: доступ к определенным разделам предоставляется по паролю только зарегистрированным пользователям библиотеки.
Взаимодействие между пользователями и ЭИОС осуществляется при помощи информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Правовой аспект развития рассматриваемой среды отражает содержание пакета нормативно-правовых документов регулирующих функционирование ЭИОС. В первую очередь необходимо назвать федеральные законы и те правовые нормы, которые относятся к исследуемой проблеме.
Заметное место в структуре данной среды отводится электронному обучению. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6] закрепил понятие «электронное обучение», под которым понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействия обучающихся и педагогических работников и «дистанционные образовательные технологии», под которыми в законе понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В перечне федеральных законов, как уже указывалось, определенное место в рассматриваемой теме отводится федеральному закону об информации [5]. В нем не только приводятся основные понятия, но и регулируется целый ряд процессов, связанных с информацией.
В соответствии со ст. 91 Закона об образовании и п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации [10] указывается, что при лицензировании образовательной деятельности лицензированные требования и условия должны учитывать особенности осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционного. Кроме этого, устанавливаются дополнительные требования к наличию условий к функционированию ЭИОС.
В приказе [6] изложен порядок применения организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Содержание этого документа конкретизирует соответствующие нормы, приведенные в законе об образовании. Выше в тексте уже упоминались правовые документы [3, 4], в которых фиксируются требования к ЭИОС.
Важное место для разработки и развития ЭИОС имеют документы [5], (ст. 29 «Информационная открытость образовательной организации»), Постановление Правительства РФ [8]. Реализация вышеназванных правовых документов, носящий обязательный для выполнения характер, осуществляется в университете через разработку локальных актов, которые выставлены на сайте университета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды вуза имеет несколько направлений развития:
- совершенствование содержательных компонентов электронной информационно-образовательной среды для повышения качества учебного и научного процессов университета;
- мониторинг правовых документов всех уровней, предполагающих соответствие функций электронной информационно-образовательной среды учебным и научным целям университета;
- изучение спроса пользователей электронной информационно-образовательной среды для удовлетворения их учебных и научных потребностей;
- совершенствование локальных актов по регулированию отношений в процессе функционирования ЭИОС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М. : Сов. энциклопедия, 1979. - 1600 с.
2. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Г.В. Осипова ; Рос. акад. наук, Ин-т соц.-полит. исслед. - М. : Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - 666 с.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 "О федеральных государственных образовательных стандартах" [Электронный ресурс] // URL : http: // www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70631470/. - Дата обращения 25.03.2016.
4. ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура [Электронный ресурс] // URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/a192ca7fD4462321b7d8b446134226efff515 84с/. - Дата обращения 25.03.2016.
5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 /. - Дата обращения 25.03.2016.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http:// www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174 /. - Дата обращения 25.03.2016.
7. Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" [Электронный ресурс] // URL : http://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html/. - Дата обращения 25.03.2016.
8. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации: Постановление правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 [Электронный ресурс] // URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/. - Дата обращения 25.03.2016.
9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс] // URL : http: // base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=61801/. - Дата обращения 25.03.2016.
10. О лицензировании образовательной деятельности : постановление правительства РФ от 28.10. 2013 г. № 966 // http://base.garant.ru/70488492/. - Дата обращения 25.03.2016.
REFERENCES
1. Ed. Prokhorov, A.M. (1979), Soviet encyclopedic dictionary, Soviet encyclopedia, Moscow.
2. Ed. Osipov G.V. (1999), The Russian sociological encyclopedia, publishing house NORM-INFRA-M, Moscow.
3. Letter of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 20 August 2014 N AK-2612/05 "About the Federal state educational standards", available at: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631470/
4. FSES of higher education in field of study Physical education 49.03.01, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/a192ca7f04462321b7d8b446134226efff515 84c/
5. Federal law of July 27, 2006№ 149-FZ "On information, information technologies and about information protection", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
6. Federal law of 29 December 2012 № 273-FZ "On education in Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
7. Order of the Ministry of education and science from 09.01.2014 N 2 "About approval of the Procedure for application by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in realization of educational programs", available at: http://rg.ru/2014/04/16/obuchenie-dok.html
8. Rules for posting on the official website of the educational organization in the information-telecommunication network "Internet" and update of information about the educational organization: the RF government Decree dated 10 July 2013 № 582, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/
9. Federal law of 27 July 2006 No. 152-FZ "On personal data", available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=61801.
10. About licensing of educational activity: Resolution of the Russian government dated 28.10. 2013 No. 966, available at: // http://base.garant.ru/70488492/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2016
УДК 796.412.2
МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ВЫВОРОТНОСТИ СТОП У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ СРЕДСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент,
Леонид Александрович Лопатин, кандидат педагогических наук, доцент, Лилия Рафаильевна Фатхутдинова, тренер, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(ПГАФКСиТ), Казань
Аннотация
В статье представлена методика повышения выворотности стоп у девочек, занимающихся художественной гимнастикой средствами классической хореографии. Повышение выворотности стоп доказано за счет внедрения в тренировочный процесс комбинаций классической хореографии в хореографической подготовке у девочек 10 лет занимающихся художественной гимнастикой.
Ключевые слова: художественная гимнастика, выворотность стоп, классическая хореография, гибкость.