УДК 378
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТА
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Павел Григорьевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Анатольевна Заварухина, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования готовности студентов вуза к работе в электронной информационно-образовательной среде. Полученные результаты свидетельствуют, что студенты обладают необходимой технической базой для этого. Они знают, какая информация им необходима. Апробированная анкета может быть использована для массовых исследований студентов в этом направлении.
Ключевые слова: вуз, студенты, электронная информационно-образовательная среда, наличие компьютеров, выход в Интернет, учебная информация.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p176-180
ASSESSMENT OF STUDENTS' READINESS TO WORK IN ELECTRONIC INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
Sergey Sergeevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Pavel Georgievich Bordovskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Larissa Anatolievna Zavarukhina, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the results of studying the university students' readiness to work in the electronic informational and educational environment. The results show that students have necessary technical base for this purpose. They know what information they need. The approved questionnaire can be used for the studying a large number of the students in this direction.
Keywords: higher education institution, students, electronic informational and educational environment, presence of computers, Internet connection, educational information.
Реформирование системы высшего образования в настоящее время связано с активно идущими процессами формирования электронной информационно-образовательной среды вузов страны. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1], нормативно-правовые документы Минобрнауки РФ, федеральные стандарты высшего образования, которые регламентируют образовательный процесс, предусматривают создание условий, обеспечивающих возможность индивидуального неограниченного доступа обучающихся из любой точки к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и к электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза.
Становление ЭИОС в вузе сопряжено с проведением научных исследований разных проблем этой среды. Среди них ведущей, по нашему мнению, является проблема изучения различных категорий пользователей среды. В работе [2] было показано, что одним из основных пользователей ЭИОС образовательной организации являются обучающиеся - студенты, магистранты, аспиранты.
В соответствии с требованиями федеральных стандартов высшего образования по всем реализуемым направлениям каждый вуз должен обеспечить доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее. На сегодняшний день в НГУ им. П.Ф. Лесгафта согласно материалам статистических наблюдений ВПО за 2015 год
имеется 90 компьютеров для самостоятельной работы студентов, которые размещены в 4 компьютерных классах и 3 залах библиотеки. То есть для студентов созданы условия доступа к ресурсам. Однако студенты могут самостоятельно, вне вуза, с помощью своей техники, пользоваться информационными материалами ЭИОС, что значительно расширяет их возможности получать необходимые учебные материалы.
В статье приведены результаты исследования готовности НГУ им. П.Ф. Лесгафта самостоятельно осуществлять доступ к ЭИОС с использованием собственных технических средств. Данное исследование является пилотажным [3]. Его цель - проверить качество инструментария для сбора первичной информации при организации массового исследования в рамках выполнения указанного в начале статьи государственного задания.
В качестве респондентов были выбраны студенты заочной формы обучения, проходивших подготовку по двум направлениям «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура». Выбор студентов 4 курса определялся следующими соображениями. Во-первых, обучение на этом курсе является периодом, когда половина обучения уже позади. У студентов, с одной стороны, накоплен определенный учебный опыт, а, с другой -им предстоит еще полтора-два года обучения и необходимость обращаться к материалам ЭИОС. Во-вторых, у студентов существует опыт работы с компьютерной техникой. Поэтому, на наш взгляд, это та категория студентов, которая может оценить и достаточно объективно ответить на поставленные в анкете вопросы.
Анкетный опрос проводился в 2007 и 2016 годах. Их результаты приведены в таблице. Как видно из содержания таблицы суммарные данные за 2016 год свидетельствуют о том, что приблизительно половина респондентов работает по специальности. За исследуемый период доля опрошенных студентов, работающих по специальности, увеличилась по обоим направлениям подготовки.
Результаты исследования показали, что подавляющее большинство респондентов имеют возможность работать на компьютере, а также у них есть возможность выхода в сеть «Интернет». Таким образом, студенты имеют возможность самостоятельного доступа к ЭИОС. Анализ результатов изучения, где могут работать с компьютером студенты, показали следующие результаты (таблица).
Таблица
Результаты анкетного опроса по использованию компьютерной техники
Опрос 2007 года Опрос 2016 года
Параметры Факультеты Факультеты
АФК ФК Всего АФК ФК Всего
N=31 N=121 N=152 N=33 N=63 N=96
Работа студентов по специальности
Работают по специальности 35,5 46,3 44,1 72,7 60,3 46,2
Не работают по специальности 64,5 53,7 55,9 24,2 39,7 49,0
Наличие возможности работать с компьютером
Возможности нет 3,2 4,1 3,9 12,1 3,2 5,8
Возможность есть 96,8 95,9 96,1 87,9 96,8 94,2
Место работы студентов с компьютером
Работа на компьютере дома 87,1 87,6 87,5 45,5 54,0 51,0
Работа на компьютере на работе 12,9 24,8 22,4 3,0 25,4 17,3
Работа в компьютерном клубе 6,4 3,3 3,9 0 3,2 1,9
Другие возможности 3,2 7,4 6,8 0 0 0
Наличие возможности выхода в сеть «Интернет»
Есть возможность 87,1 96,7 94,7 97,0 100 96,2
Нет возможности 12,9 2,5 4,6 3,0 0 1,0
Что следует, по мнению студентов, разместить на сайте Университета
Расписание учебных сессий; 90,3 95,9 94,7 54,5 49,2 50,0
Списки рекомендованной литературы по изуча- 80,6 78,5 78,9 48,5 41,3 44,2
емым предметам
Расписание консультаций преподавателей кафедр 93,5 96,7 96,1 66,7 66,7 65,4
Опрос 2007 года Опрос 2016 года
Параметры Факультеты Факультеты
АФК ФК Всего АФК ФК Всего
N=31 N=121 N=152 N=33 N=63 N=96
Телефоны кафедр 77,4 71,9 73,0 51,5 34,5 39,4
Другие вопросы 29,0 35,5 34,2 0 4,8 3,8
Из полученных материалов следует, что в первую очередь респонденты работают с компьютером дома. Второе по значимости место - это использование компьютера на работе. Причем полученные данные в 2016 году показывают уменьшение доли респондентов работающих с компьютером в домашних условиях. Незначительная часть опрошенных студентов для этого используют компьютерные клубы.
Важная часть исследования связана с мнением респондентов о том, какую информацию следует размещать на сайте Университета. Здесь необходимо отметить следующий момент. В федеральном законе об образовании [1], утвержденном в 2012 году, и в документе [4] приведены требования и правила размещения на официальном сайте образовательной организации соответствующей информации касающейся различных сторон образовательного процесса. Выполняя эти требования, вузы размещают на своих сайтах эту информацию.
Реализацией указанного требования в Университете можно объяснить разницу в полученных результатах анкетных опросов в 2007 и 2016 годах, так как во время первого опроса студентов этих требований к сайту еще не было в нормативных документах.
Вместе с тем, значительная часть респондентов считает, что необходимо размещать на сайте Университета расписание учебных сессий. В 2007 году таких студентов было на АФК - 90,3%, а на ФК - 95,9%. Опрос 2016 года показал, что так считают 54,5% студентов АФК и 49,2% студентов ФК. Результаты последнего опроса вызывают некоторое недоумение, поскольку Учебный центр Университета уже несколько лет вывешивает на сайте расписания занятий и экзаменационных сессий. Возникает естественный вопрос: почему эту информацию студенты не смогли найти на сайте вуза?
Наиболее востребованной информацией у студентов является расписание консультаций преподавателей кафедр.
Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, о необходимости соблюдать требования нормативных документов и размещать на сайте предписанную информацию в полном объеме. С другой стороны, студентам нужно более внимательно работать с информацией на сайте вуза.
Определенный интерес вызывают ответы респондентов на открытый вопрос анкеты. Таких студентов, из числа опрошенных, оказалось чуть больше трети опрошенных. В дополнении к предложенным ответам на вопрос, что следует разместить на сайте Университета, после обработки анкет получены следующие предложения студентов. Наибольшее количество ответов связано с размещением на сайте Университета «Вопросов к экзаменам и зачетам». Это пожелание высказали почти четверть студентов. 14,5% респондентов хотели бы видеть на сайте «Темы контрольных работ» по различным учебным дисциплинам. И, наконец, 5,3% опрошенных студентов высказали просьбу размещать на сайте «Темы курсовых работ».
Остальные предложения респондентов носит единичный характер. Их можно сгруппировать в три тематических блока: 1) информационно-методическое обеспечение учебного процесса; 2) организационные вопросы; 3) прочие вопросы.
В первую группу предложений вошли следующие пожелания студентов по размещению их на сайте Университета: методическая литература по учебным дисциплинам, курсовым и контрольным работам; адрес сайта библиотеки Университета; литература и методические рекомендации в электронном виде.
Вторую группу составили предложения студентов, которые, с их точки зрения, целесообразно разместить на сайте: список экзаменов и зачетов на зимнюю и летнюю сес-
сии; порядок перезачетов, пересдач, досрочных сдач экзаменов и зачетов; перечень платных образовательных услуг; списки отчисленных студентов, а также тех, у кого есть задолженности.
К группе прочих вопросов относятся предложения студентов, связанных с информацией о мероприятиях, проводимых в Университете (конференции, спортивные соревнования, дискотеки и т.д.).
Таким образом, не трудно заметить, что предложения, высказанные студентами в ходе анкетного опроса довольно разнообразны и, бесспорно, заслуживают внимания, а целый ряд из них и реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведенное пилотажное исследование позволило отработать инструментарий для массового изучения потребителей ЭИОС, уточнить вопросы которого следует расширить с учетом новых нормативных документов в области образования.
2. Результаты исследования показали, что в вузе созданы условия для доступа студентам в сеть «Интернет». Студенты Университета обладают необходимыми личными техническими средствами для работы в сети «Интернет» с целью получения информации в ЭИОС. Такая индивидуальная обеспеченность компьютерной техникой вместе с техническими средствами вуза обеспечивает доступ студентов к материалам ЭИОС.
3. Студенты четко представляют свои потребности в учебной информации, но не всегда умеют найти ее на сайте Университета.
4. Исследование показало, что кафедрам Университета следует более полно представлять организационно-методическую информацию для студентов на своих страницах официального сайта вуза.
Данное исследование проведено в рамках выполнения государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы «Совершенствование системы профессионального образования в области физической культуры» (Приказ Минспорта России от 07 апреля 2015 года).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения 01.01.2016.
2. Закревская, Н.Г. Организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды университета / Н.Г. Закревская, С.С. Филиппов, Е.В. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 83-89.
3. Краткий словарь по социологии / сост. З.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. - М. : Политиздат, 1988. - 479 с.
4. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации : постановление правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 [Электронный ресурс] // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/. - Дата обращения 01.01.2016.
REFERENCES
1. The federal law of Russian Federation from December 29, 2012 No. 273-FZ "About education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Zakrevskaya, N.G., Filippov S.S. and Kapustina E.V. (2016), "Organizational and legal support of the development of electronic informational and educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 83-89.
3. Ed. Korzheva, Z.M. and Naumova, N.F. (1988), The short dictionary on sociology, Politizdat, Moscow.
4. Rules for posting on the official website of the educational organization in the information-telecommunication network "Internet" and update of information about the educational organization: the RF government Decree dated 10 July 2013 No. 582, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313268/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.2016
УДК 796.011
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В ФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВИДАХ СПОРТА
Юлия Максимовна Черничкина, аспирант, Гжельский Государственный университет, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №29, г. Раменское, Виктор Данилович Чепик, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
Целью настоящего исследования является проектирование и реализация программы дополнительного образования с задачами создания благоприятных условий для воспитания у дошкольников устойчивых интересов к занятиям физическими упражнениями; повышения эффективности процессов формирования здоровья и гармоничного физического развития дошкольников; создания условий усвоения начальных представлений о видах спорта и практики тренировочно-соревновательной деятельности.
Ключевые слова: социокультурная роль дополнительного образования, образовательная среда дошкольной образовательной организации, начальные представления о видах спорта.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.06.136.p180-186
ADDITIONAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN OF THE SENIOR AGE GROUPS IN FORMATION OF INITIAL IDEAS OF SPORTS
Yulia Maksimovna Chernichkina, the post-graduate student, Gzhel State University, Municipal preschool Kindergarten of the Combined No. 29 Educational
Institution, Ramenskoye, Victor Danilovich Chepik, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian state social university, Moscow
Annotation
The purpose of this study is the design and implementation of the program of additional education with the task of creating favorable conditions for the education of preschool children have sustained interest to employments by physical exercises; improve the efficiency of processes of formation of health and harmonious physical development of preschool children; create conditions for the assimilation of the initial ideas about the types of activities and practices training and competitive activities.
Keywords: socio-cultural role of additional education, educational environment of preschool education institution, elementary ideas about sports.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации повышаются требования к системам образования и социализации детей, подростков и молодёжи. В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей и участия детей дошкольного возраста, вовлечённых в дополнительные общеобразовательные программы, в том числе в программы спортивной направленности. Актуальность проблемы