5. Yakimovich, V.S. (2002), Design of system of physical training of children and youth on the basis of personally focused education, thesis of doctor of sciences dissertation, All Russia Research Institute of Physical Culture and Sport, Moscow, Russian Federation.
6. Godina, E., Khomyakova, I., Zadorozhnaya, L., Gundegmaa, L. and Burlykov, V. (2014), "Somatic development of Mongolian and Kalmykian children and adolescents", Bulletin of Moscow University, Series XXIII - Anthropology, No. 3, pp. 52-53
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.08.2017
УДК 377
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА
Михаил Анатольевич Гусаков, декан, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности образовательного процесса в колледже олимпийского резерва, которые определяют развитие и функционирование информационно-образовательной среды. Обосновано создание единой информационно-образовательной среды колледжа. Приведена структура, раскрыто содержание компонентов единой информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: колледж олимпийского резерва, образовательный процесс, информационно-образовательная среда, структура, компоненты среды.
SOME PECULIARITIES OF FORMING THE INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE COLLEGE OF OLYMPIC RESERVE
Mikhail Anatolyevich Gusakov, the dean, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The features of educational process, which define the development and functioning of the information-educational environment in the college of Olympic reserve, are considered in the article. The creation of the unified information and educational environment in the college is justified. The structure is given, the content of the components of the unified information and educational environment is disclosed.
Keywords: college of the Olympic reserve, educational process, information and educational environment, structure, components of the environment.
ВВЕДЕНИЕ
Современное отечественное образование вступило в новую стадию своего развития. Такие понятия как «информационное общество», «открытое образование», «виртуальный университет», «дистанционные образовательные технологии», «электронная библиотека» и другие служат наглядными характеристиками протекающих в обществе процессов. В этой связи, очевидно, что информатизация образовательных организаций всех типов является неизбежным процессом, несущим значительные изменения в организацию и содержание образовательной деятельности. Причем эти процессы принимают глобальный характер. Ответом на эти вызовы в стране были приняты крупные государственные программы, к последним из них относятся: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», «Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы»; Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)»; Федеральная целевая программа «Электронная России (2002-2010 годы)». Поэтому образовательные организации определяют для себя стратегические направления своего развития в новых условиях информационного
общества.
Цель. Определение структуры и содержания компонентов информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Организация обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий закреплена в нормативно-правовых документах, начиная с Федерального закона об образовании [7], заканчивая федеральными государственными образовательными стандартами [4, 5, 6]. Этими нормативными документами образовательным организациям предписано самостоятельно разрабатывать, внедрять и эксплуатировать информационно-образовательную среду, на базе которой осуществлять поиск наиболее эффективных средств и методов обучения. Ее функционирование должно обеспечить каждому обучающемуся возможность доступа к разнообразным информационным ресурсам образовательной организации, где он получает образование.
Вполне естественно, что сложившаяся ситуация потребовала научного осмысления происходящих процессов в образовании. Начиная с 2000-х годов, выполнено большое количество диссертационных исследований в этом направлении. Самостоятельное место в этих исследованиях занимают работы по изучению различных аспектов информационно-образовательной среды образовательных организаций всех уровней - от дошкольного до профессионального образования. Проводятся научные исследования в этом направлении и в образовательных организациях в области физической культуры и спорта [2, 9].
Совершенствование информационно-образовательной среды Санкт-Петербургского колледжа олимпийского резерва № 1 требует учета некоторых особенностей, характерных для этой образовательной организации. К таким особенностям, на наш взгляд, следует отнести следующие обстоятельства. Во-первых, наличие в колледже двух уровней образования - среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования. Во-вторых, сочетание образовательной и спортивной деятельности обучающихся. В-третьих, в связи с постоянной занятостью тренировочной и соревновательной деятельностью на уровне высшего спортивного мастерства, обучающиеся часто отсутствуют в колледже и пропускают учебные занятия.
Наличие первой особенности предполагает формирование информационно-образовательной среды колледжа на основе двух федеральных государственных стандартов образования: среднего (полного) общего образования [4] и среднего профессионального образования [5].
Следующая особенность, связанная с сочетанием образовательной и спортивной деятельности обучающихся в колледже олимпийского резерва, проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, спортивная подготовка и участие в спортивных соревнованиях является для них основными видами деятельности, ради этого они и приходят в колледж олимпийского резерва, хотя есть и другая точка зрения. Во-вторых, спортивная деятельность, включающая ежедневные тренировочные занятия, а зачастую и два раза в день, занимает значительное время обучающихся. Поэтому необходимо не только должным образом организовывать и спланировать образовательный и тренировочный процесс, но и с учетом этих обстоятельств формировать учебные материалы, включаемые в ЕИОС. В-третьих, рассматриваемая особенность предъявляет требования к формированию информационных ресурсов, отражающих не только учебную, но и спортивную деятельность обучающихся, что не требуется в нефизкультурных образовательных организациях.
И, наконец, третья особенность, характерная для колледжа олимпийского резерва, требующая в рамках функционирования информационно-образовательной среды обеспечить для обучающихся условия по получению учебной информации, в случаях, когда они
находятся вне колледжа на тренировочных сборах или на спортивных соревнованиях.
В указанных выше федеральных стандартах определены требования к информационно-образовательной среде, которая призвана обеспечить реализацию основной образовательной программы и программы подготовки специалистов среднего звена, а также доступ каждому обучающемуся к информационно-образовательным ресурсам. Согласно этим требованиям необходимо обеспечить:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Принимая во внимание тот факт, что колледж олимпийского резерва организует образовательную деятельность по двум уровням образования, то информационно-образовательная среда, на наш взгляд, должна быть единой. Ее содержательное наполнение должно отвечать требованиям соответствующих федеральных государственных стандартов образования и образовательных программ.
Основываясь на вышеизложенном, модель единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) колледжа олимпийского резерва имеет следующий вид (рисунок).
В рамках приведенной модели осуществляются все возможные взаимодействия педагогов и обучающихся (как непосредственно, так и опосредовано через различные компоненты ЕИОС), которыми определяется протекание образовательного процесса в колледже.
Кратко рассмотрим содержание компонентов предложенной модели.
Информационно-образовательные ресурсы: цифровые образовательные ресурсы; ресурсы на бумажных носителях; интернет-среда ЕИОС; ресурсы на CD, DVD; ресурсы электронных библиотечных систем; информационно-поисковые системы.
Система педагогических технологий: широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и т. д.
Современные средства коммуникации: доступ в Интернет: сайт КОР - 1; сайт школы; сайт СПО; сайты учителей, преподавателей.
Выполняя требования федеральных государственных стандартов образования, ЕИОС должна обеспечить доступ и взаимодействие колледжа не только со всеми участниками образовательного процесса обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, физической культуры и спорта, общественности, но и с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Эффективность работы ЕИОС колледжа не в последнюю очередь зависит от правового обеспечения ее деятельности.
Рисунок - Модель «Единой информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва»
Некоторые документы уже были указаны выше. К основным нормативно-правовым документам, регулирующим функционирование ЕИОС, следует отнести федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [8], Постановление Правительства страны [3] и ряд других документов. Каждая образовательная организация конкретизирует названные и другие нормативно-правовые документы в своих локальных актах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило обосновать, с учетом специфических особенностей образовательного процесса, построение единой информационно-образовательной среды колледжа олимпийского резерва. Включенные в ЕИОС компоненты позволят обеспечить обучающихся необходимым контентом, сделать доступным информационные ресурсы для всех участников образовательного процесса независимо от места их нахождения. Дальнейшее развитие ЕИОС колледжа связано с изучением потребностей разнообразных ресурсов, активность обучающихся и педагогов в наполнении среды информационными материалами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Власенко, В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы / В.А. Власенко, Е.В. Якушина // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 124-128.
2. Закревская, Н.Г. Организационно-правовое обеспечение развития электронной информационно-образовательной среды университета / Н.Г. Закревская, С.С. Филиппов, Е.В. Капустина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 83-89.
3. Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 20.10.2015) "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" [Электронный ресурс] // URL :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149242/. - Дата обращения 14.02.2017.
4. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/7072c886a599d14eef1eb2b1d80cd99f096ae f82/#dst100057. - Дата обращения 14.02.2017.
5. ФГОС среднего профессионального образования по специальности [Электронный ресурс] / URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/a0c355c6ed25887dfbc36ffe8e85b2d7a27c9 6a1/. - Дата обращения 14.02.2017.
6. ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/7072c886a599d14eef1eb2b1d80cd99f096ae f82/#dst100057. - Дата обращения 14.02.2017.
7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Дата обращения 14.02.2017.
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/. - Дата обращения 14.02.2017.
9. Хадиуллина, Р.Р. Виртуальная образовательная среда в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 68-70.
REFERENCES
1. Vlasenko, V.A. and Yakushina, E.V. (2012), "Interrelation of the components of the information and educational environment of the school", Public education, No. 5, pp. 124-128.
2. Zakrevskaya, N.G., Filippov, S.S. and Kapustina, E.V. (2016), "Organizational and legal support for the development of the electronic information and educational environment of the university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 83-89.
3. Decree of the Government of the Russian Federation No. 582 of 10 July 2013 (Edited on 20.10.2015) "On approval of the Rules for posting and updating the information on the educational organization on the official website of the educational organization in the information and telecommunication network at "Internet", available at: http: // www .consultant.ru / document / cons_doc_LAW_149242.
4. FSES of secondary (complete) general education, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/a0c355c6ed25887dfbc36ffe8e85b2d7a27c9 6a1/.
5. FSES of secondary vocational education in the specialty, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/a0c355c6ed25887dfbc36ffe8e85b2d7a27c9 6a1/.
6. FSES of higher education in the field of training 49.03.01 Physical Education, available at: ttp://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/7072c886a599d14eef1eb2b1d80cd99f096aef 82/#dst100057.
7. Federal Law No. 2273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
8. Federal Law of July 27, 2006, No. 149-FZ "On Information, Information Technologies and Information Protection", available at: http: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
9. Hadiullina, P.P. and Galyautdinov, M.I. (2014), "Virtual educational environment in higher schools of physical education", Physical culture: education, education, training, No 3, pp. 68-70.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.05.2017