УДК 378
Сомова Валерия Юрьевна
Волжский государственный инженерно-педагогический университет, г. Нижний Новгород
v.somova@pochta. vgipu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются подходы к развитию информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза. Предлагается систематизация организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета.
Ключевые слова: информатизация учебного процесса, информационные технологии, организационно-педагогические условия.
В условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования учебный процесс немыслим в отрыве от новейших образовательных технологий.
Информационные технологии необходимы современному вузу как воздух и, прежде всего, для учебного процесса. Информационные технологии сегодня - это и дистанционное обучение, и развитие системы непрерывного образования, и использование интерактивных технологий обучения, и применение бизнес-программ для профессиональной подготовки студентов и т.д. Применение информационных технологий позволяет интенсифицировать учебный процесс, проводить обмен опытом, знаниями, а обуча-щимся интегрироваться в окружающую современную 1Т-среду. Однако, несмотря на все достоинства, новые технологии работы со знаниями и информацией пока еще не достаточно широко распространены в российском образовании. Уровень информатизации учебного процесса сильно отличается от вуза к вузу Это связано с целым рядом проблем, одна из них - отсутствие системности информатизации учебного процесса.
Формирование и проявление фактора информатизации обусловлено тем, что среди современных социально-педагогических проблем современной образовательной среды ведущее место занимает противоречие между темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения отдельным индивидом. Одним из наиболее перспективных направлений его разрешения стало расширенное использование в учебном процессе разнообразных технических средств обучения, что в последующем стало рассматриваться как его информатизация.
Информатизация учебного процесса в настоящее время трактуется как процесс реализации комплекса материальных и социально-педагогических инноваций, связанных с использованием в учебном процессе информационной продукции на аудио-, видео- и цифровых носителях с помощью соответствующей техники и необходимых педагогических технологий. Считается, что это часть процесса информатизации современного российского общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов поворота к высокоорганизованной стадии его цивилизации. Наиболее широкие масштабы это явление в нашей стране приняло во второй половине 90-х годов прошедшего века в связи с увеличением количества электронно-вычислительных машин (ЭВМ), видео-, аудио- и телевизионной техники в образовательных учреждениях и расширением сферы их применения. Это позволило в начале XXI века вести речь о так называемых «новых информационных технологиях обучения» [4].
Система подготовки студентов в инженернопедагогических вузах постоянно совершенствуется. Во многом нововведения связаны с внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в систему высшего инженернопедагогического образования. Это не является случайностью, поскольку требуемого качества подготовки специалистов невозможно достичь без соответствующего уровня информатизации учебного процесса. Сегодня вузы осознают актуальность и перспективность современных медиатехнологий. При использовании информационных технологий очень важно сделать так, чтобы они давали новое качество учебному процессу, а не просто переносили его в иную среду. Бурное развитие современных информационных тех-
© Сомова В.Ю., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
77
нологий в последние десятилетия привело к тому, что больший объем информации обучающиеся получают за пределами системы образования (Интернет, средства СМИ и т.д.). Поэтому формальное нахождение студента в системе образования не гарантирует получение качественного образования, его эффективности. В современном обществе очень важно внедрение в процесс образования современных педагогических методов и средств обучения с учетом стремительного развития научно-технического прогресса, в условиях меняющейся внешней среды и модернизации системы образования.
В то же время, информатизация учебного процесса ориентируется на ряд организационнопедагогических условий.
К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С.И. Ожегов). Педагогическими условиями принято считать внешние обстоятельства, которые обеспечивают функционирование и развитие процесса, что требует определенного упорядочения - организации. Организация понимается как процесс достижения определенности во внешних и внутренних отношениях систем, необходимой для обеспечения устойчивости систем в изменяющейся среде обитания [1].
Сам термин «организационно-педагогические условия» нередко встречается в педагогических исследованиях. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее время существуют различные подходы к определению термина «организационно-педагогические условия». В частности, Е.И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т.К. Клименко, Н.А. Перело-мова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагоги-зация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами са-мосозидательной деятельности). Н.Н. Кузина обращается к инновационному методическому обеспечению как одному из организационно-
педагогических условий в профессиональном образовании. Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач [2; 3].
Основные организационно-педагогические условия развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза, по нашему мнению, представляют собой совокупность:
- технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающих оперативный доступ к педагогической информации и осуществляющих образовательные научные коммуникации, актуальные для реализации целей и задач педагогического образования и развития педагогической науки в современных условиях;
- структуры и содержания учебно-методического обеспечения нового поколения;
- инновационного образовательного пространства;
- непрерывности развития информационной компетентности профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения;
- возможности социального и коммуникативного взаимодействия участников образовательного процесса.
Представляется возможность изучить влияние выделенных организационно-педагогических условий на развитие информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза на примере Волжского государственного инженерно-педагогического университета.
В данной статье рассматривается первое условие, которое, по нашему мнению, является одним из важнейших организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде инженерно-педагогического вуза. Его выполнение обеспечивает эффективность всей совокупности выделенных организационно-педагогических условий развития информатизации учебного процесса в современной образовательной среде вуза. Без достаточного количества современного технического оборудования и программного обеспечения, оперативных средств коммуникаций и связи, обеспечивающих подготовку, организацию и проведение учебного процесса, не-
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
возможно обеспечить достойное качество образования. В этой связи, в 2007 году администрацией вуза был составлен план и определён перечень основных мероприятий по оснащению университета техническими и программными средствами до 2012 года. Так же были выделены основные направления информатизации образовательного процесса ВГИПУ:
- информатизация образовательного, научного и административного процессов вуза;
- формирование современной технической и программной базы университета и ее обслуживание;
- использование информационных технологий в управлении вузом;
- поддержка и сопровождение основных процессов вуза;
- обеспечение доступа к информационным ресурсам;
- организация работ по развитию телекоммуникационной и информационной среды университета;
- обеспечение информационной безопасности основных процессов вуза;
- создание, развитие и поддержка сетевых информационных ресурсов;
- разработка нормативно-правовой документации по вопросам информатизации;
- информационная и консультационная поддержка пользователей;
- интеграция университета в единую глобальную информационно-коммуникационную платформу системы образования.
В соответствие с планом развития информатизации университета до 2012 года и указанными направлениями за последние 5 лет произведена существенная модернизация компьютерного парка, технической и программной оснащенности университета. Общее количество компьютеров выросло более чем в 2 раза и составляет около 600 единиц, из них более 80% имеют доступ в сеть Интернет. 15 компьютерных классов оснащены современным видео и мультимедийным оборудованием, что позволяет использовать методы телеобучения, организовывать вебинары, транслировать видеоконференции. Пользовательский центр, действующий при университетской биб-
лиотеке, предоставляет свободный высокоскоростной доступ в сеть Интернет с 20 рабочих мест преподавателям и студентам. В целях организации бесперебойной и безопасной работы структур и подразделений организовано несколько выделенных высокоскоростных Интернет-каналов, развернута сеть Wi-Fi. В 2010 году оснащена и запущена в работу лаборатория дистанционного образования, обеспечивающая преподавателям возможность разработки учебно-методических материалов нового поколения. В образовательном процессе используются стационарные и мобильные медиакомплексы, интерактивные доски, плазменные панели, плоттер, принтеры, сканеры, документ-камеры, многофункциональные устройства.
Ежегодно в соответствии с требованиями организации образовательного процесса закупается и обновляется лицензионное программное обеспечение. Активно используются системы «Кон-сультантПлюс», «1С», Гранд-Смета, Профессиональная ГИС карта, языки программирования, графические пакеты, тестирующие комплексы и многое другое. В результате выполнения первого организационно-педагогического условия осуществляется системное и своевременное пополнение и обновление технической и программной базы университета. Что, в свою очередь, обеспечивает выполнение всей совокупности организационно-педагогических условий и формирует мотивацию к развитию инновациий и внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс вуза.
Библиографический список
1. Карпичев В. С. Организация и самоорганизация социальных систем: Словарь. - М.: Изд-во РАГС, 2004.
2. Клименко Т.К. Теоретические основы становления будущего учителя в инновационном образовании. - Чита: Изд-во ЗабГПУ 1999.
3. Переломова Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход // Наука и практика воспитания и доп. образования. -2007. - №> 1. - С. 7-14.
4. http://www.libpsyx.ru/?Article=76. Дата обращения 15.07.11.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
79