УДК 796.799
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.В. Смелкова
Аннотация. Внеаудиторные занятия фитнесом стимулируют двигательный потенциал студента, раскрывая его физические возможности и активизируя скрытые ресурсы. Отличительной особенностью занятий фитнесом является учет как индивидуальных физиологических, так и психологических особенностей студента, а также его состояние здоровья. Выявлено, что у студентов есть потребность в реализации своего физического потенциала, которая осуществляется благодаря получению удовольствия от занятий фитнесом. В связи с этим, актуализируется проблема формирования нового типа личности студента, ориентированного на поддержание своего физического здоровья за счет дополнительных занятий фитнесом. Для решения выявленной проблемы был определен спектр организационно-педагогических условий, необходимых для эффективного проведения подобных занятий. Согласно авторской позиции, решением данной проблемы является систематическое занятие студентов фитнесом в процессе дополнительных, внеаудиторных занятий, что гармонизирует студента в физическом аспекте.
Ключевые слова: фитнес, студенты, функциональное состояние, физиологические потребности, здоровый образ жизни, физическая культура.
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF STUDENTS' HEALTHCARE IN THE EXTRA-CURRICULAR ACTIVITY
E. Smelkova
Abstract. Extra-curricular fitness-classes stimulate motion potential of a student, revealing his physical abilities and actualizing concealed resources. Specific feature of fitness-classes is consideration both individual physiological and psychological specific features of a student as well as his current state of health. It was stated that students have a necessity to realize both psychological and physiological needs via getting a real pleasure from fitness. In accordance with this the problem of formation of a completely new type of student's personality, oriented on support of one's physical health with the help of extracurricular fitness-classes, for finding the solution of the problem, a system of organizational and pedagogical conditions, necessary for the constructive spending such kinds of classes, was defined. According to the author's position the possible solution of this problem may be systematic fitness-classes as extracurricular activities that are to harmonize physical state of a student.
Keywords: fitness, students, functional state, physiological needs, healthy lifestyle, physical culture.
Физическое здоровье нации является одним из стратегических ресурсов государства. Обеспечение права каждого гражданина на свободный доступ к занятиям физической культурой и спорту как к необходимому условию развития и совершенствования физических, духовных и интеллектуальных способностей личности; безусловное, равное право на занятия физкультурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; обеспечение безопасности жизни и здоровья занимающихся физической культурой и спортом; содействие развитию физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными возможностями и других групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите являются основными положениями Федеральной программы «Фитнес - здоровье нации».
Приведем определение феномена современности «фитнес», согласно которому это
общая физическая подготовка, основанная на выполнении физических упражнений. Фитнес - это система здорового образа жизни, сочетающая в себе отказ от вредных привычек, рациональное питание, питьевой режим, а также систему различных тренировок, которые эффективно воздействуют на основные мышечные группы, укрепляя и развивая их. Упражнения при индивидуальных занятиях фитнесом подбираются индивидуально - в зависимости от состояния здоровья, возраста, строения и особенностей фигуры и физической подготовки [2].
Фитнес решает задачу комплексного обучения студентов различным направлениям подготовки, в соответствии с рекомендациями медиков [4].
В процессе занятий фитнесом учитываются основные дидактические принципы - доступности, индивидуализации, систематичности,
постепенного повышения динамичности и др., которые способствуют наилучшему раскрытию физических возможностей студента [1]. Сравним отличительные особенности занятий физической культуры в вузе и дополнительные занятия фитнесом, проводящиеся на регулярной основе в целях определения актуальности проводимых занятий фитнесом.
1. Так, при посещении занятий физической культурой в вузе у студентов нет свободы выбора, занятия обязательны (принудительны) для всех. В ходе занятий фитнесом у студента всегда существует выбор: студент определяет тот вид фитнес-занятий, который максимально учитывает потребности и желания студента, раскрывает его индивидуальные и физиологические особенности.
2. В ходе занятий физической культурой в вузе действует внешняя мотивация на получение зачета. В процессе занятий фитнесом наиболее значимой для достижения цели является внутренняя мотивация (получение удовольствия от занятий любимым видом двигательной активности).
3. В ходе занятий в вузе у студентов появляется «обреченность» от занятий физической культурой, поскольку они имеют принудительный характер. В то время как занятия фитнесом вырабатывают осознанное отношение к здоровьесберегающим технологиям (к которым, безусловно, они относятся), возникает повышенная заинтересованность проблемой здоровьесбережения как в глобальном, широком понимании, так и в индивидуально-личностных аспектах.
Таким образом, относительно занятий фитнесом в вузе прослеживается дихотомия: «высокий и имеющий тенденцию к росту процент студентов, имеющих ограничения по здоровью к занятиям физической культурой, с одной стороны, и недостаточная мотивация самих учащихся, и, в особенности, из числа занимающихся физподготовкой в специальных медицинских группах (СМГ), к этим занятиям, их слабая заинтересованность в них, с другой» [7, с.279]. Данные проблемы могут быть решены при грамотной организации дополнительных занятий фитнесом в вузе, которые будут способствовать раскрытию физического, духовного и индивидуально-личностного потенциала
студента.
В ходе исследования были проведены опросы, анкетирования студентов Казанского кооперативного института (РУК) с целью выявления актуальности дополнительных, внеаудиторных занятий по фитнесу для студентов. В ходе проведения исследования было
установлено, что студенты с удовольствием посещают различные фитнес-клубы. В связи с этим, мы рассмотрели определенные виды занятий, проводимые на базе культурно-спортивного комплекса клуба «Уникс» при Казанском Федеральном (Поволжском) Университете, где в учебное время проходят занятия физической культурой, а во внеучебное проводятся занятия фитнесом (аэробика, шейпинг, танцевальные классы, йога, пилатес, бодифлекс, тайбо, спортивное скалолазание, занятие в тренажерных залах). Ежедневно занятия фитнесом посещают 2500 человек, примерно 80% из них студенты [5]. Программы по фитнесу регулярно обновляются, вводятся новые направления фитнеса. Согласно авторской позиции Курмаевой Е.В., «многообразие фитнес -программ не означает произвольность их построения - использование различных видов двигательной активности должно соответствовать основным принципам физического воспитания» [6; с.38]. В структуре любой фитнес-программы выделяют: разминку, аэробную часть, силовую часть, компонент развития гибкости (стретчинг), заключительную часть.
В медицинской лаборатории проводится компьютерное тестирование здоровья студентов с выдачей рекомендаций. Проанализировав данные, полученные в студенческом фитнес-клубе, иерархически выделены основные направления, выбираемые студентами: 1) фитнес - аэробика; 2) хахта - йога; 3) силовая подготовка в тренажерном зале. Выбор наиболее актуальных форм занятий, подходящих для студентов, определяется следующими положениями:
- предложенные виды занятий вызывают интерес у студентов, активизируя их скрытые ресурсы и мотивируя на поддержание активной жизненной позиции;
- данные виды занятий обладают комплиментарным характером, целостны, предполагают развитие определенной жизненной философии студента (соединение физической и духовной составляющих);
- во всех предложенных занятиях студент становится активным участником занятий, в них прослеживается большая степень вовлеченности в то дело, которым он занимается.
В ходе исследования было проведено анкетирование студентов 4 учебных групп первого курса направления подготовки «Таможенное дело» в количестве 107 человек (из них 64 человека посещают различные фитнес-клубы). Из числа студентов, не посещающих фитнес-клуб, 19 человек выразили желание посещать фитнес-тренировки в Казанском
кооперативном институте. Из числа студентов, посещающих сторонние фитнес-клубы, 23 человека по окончании клубной карты могли бы заниматься в фитнес-клубе вуза, так как это более удобно.
Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что существуют:
- естественная потребность студентов в дополнительных (к учебной программе по физической культуре) занятиях фитнесом, которые призваны обеспечить баланс между наличием оптимальных физических нагрузок с учетом индивидуальных и физиологических особенностей студентов и их физических возможностей, между поддержанием интереса к дополнительным, внеаудиторным физическим занятиям и степенью вовлеченности в процесс реализации дополнительных занятий фитнесом;
- особенно острая потребность студентов, относящихся к подготовительной и специальной медицинским группам в организованных занятиях упражнениями в положении лежа и сидя (упражнения по системе «пилатес» (система упражнений в медленном темпе), применяется при занятиях фитнесом;
- важное условие улучшения функционального состояния студентов, имеющих небольшие отклонения в состоянии здоровья - выполнение специально-подобранного комплекса физических упражнений;
- желание заниматься в группе чирлидинга (группа поддержки спортивных команд, современный вид спорта, который сочетает элементы шоу и зрелищных видов спорта, использует элементы гимнастики, а композиции напоминают современный спортивный танец) у студентов, имеющих специальную хореографическую подготовку и ранее занимавшихся спортом.
Также, проведенное исследование позволило зафиксировать общие тенденции развития фитнеса у студентов:
- несмотря на наличие некоторых осложняющих, дестабилизирующих факторов (сложный временной график, отсутствие финансовых средств у студентов, слабая физическая подготовка современной молодежи и др.), занятия фитнесом начали популяризироваться на территории России, что свидетельствует о тенденции повышения уровня «фитнес-грамотности» студентов;
- пропаганда фитнеса в средствах массовой информации служит дополнительным и существенным аргументом в пользу занятий фитнесом;
- студентам, имеющим желание участвовать в соревнованиях, подходят спортивные дисциплины, являющиеся разновидностями соревновательного бодибилдинга;
- выявлена необходимость в качественном материально-техническом оснащении занятий фитнесом, что безусловно способствует грамотной организации фитнес-тренировок в соответствии с базисными принципами здоровьесбережения, основанного на безопасном подходе.
Основываясь на отличительных особенностях занятий фитнесом, в исследовании определен спектр организационно-педагогических условий, необходимых для конструктивной реализации занятий фитнесом со студентами, к которым относятся:
1. Наличие мотивации обучающихся для посещения регулярных занятий фитнесом (наличие дополнительных, внеаудиторных занятий фитнесом определяет потребность студентов в физическом совершенствовании и обретении физической и духовной гармонии). Мотивация студентов при занятиях фитнесом появляется в случае регулярного, систематического посещения занятий при переходе от неосознанного выполнения упражнений за фитнес-инструктором к более высокому уровню, характеризующемуся наличием творческой инициативы при выполнении занятий, повышенным желанием выполнять упражнения качественно, для собственного развития и самосовершенствования, а также импровизационными навыками в ходе работы над упражнением. В таком случае, выполнение упражнений перестает быть исключительно рутинным занятием и превращается в творческий поиск, «путешествие к истокам себя».
2. Вариативность посещения (студенты могут сами выбирать и корректировать индивидуальный маршрут тренировок с учетом их временных возможностей). Вариативность посещения и комбинирование различных видов упражнений являются необходимыми и достаточными условиями для популяризации занятий фитнесом в связи с достижением оптимальной степени комфортности в ходе фитнес-тренировок, что обеспечивает большой приток студентов в фитнес-индустрию. При этом, построение индивидуального маршрута тренировок основывается на индивидуальных и физиологических особенностях студентов, их флексивности, умении быстро адаптироваться к все более возрастающим физическим нагрузкам,
что является неоспоримым достоинством групповых и индивидуальных занятий фитнесом.
3. Выбор оптимальных физических нагрузок, отражающих индивидуальные и физиологические особенности студента (в результате консультации с профессиональным фитнес-тренером (фитнес-инструктором) подбирается тот комплекс упражнений, который нацелен на укрепление физического здоровья). В современном глобализирующемся мире динамика жизни настолько интенсифицируется, что студент не успевает адаптироваться к новым условиям жизни, что отрицательно сказывается на состоянии его здоровья. Многие студенты относятся к специальной медицинской группе здоровья, что требует особого, бережного отношения со стороны фитнес-инструктура. В связи с этим, возникает диверсификация программ тренировок и тренировочных курсов, учитывающих потребности студента в проведении качественного, безопасного фитнес-занятия.
4. Наличие необходимого материально-технического обеспечения в ходе занятий фитнесом (оснащение зала профессиональным оборудованием, грамотное использование которого существенно улучшает качество занятий). Поскольку фитнес-тренировки являются коммерческим проектом, следовательно, развитие фитнес-индустрии ориентировано на качественное материально-техническое сопровождение, создающее зону максимального комфорта на занятиях, что выгодно отличает фитнес-тренировки от аудиторных занятий в вузе. Однако, диверсификация мест и условий занятия фитнесом предопределяет повышенные
требования к материально-техническому оснащению, в связи с чем возникает определенная конкуренция в фитнес-индустрии.
В заключении, хочется отметить, что изучение и анализ научно-методических материалов и последующее их обобщение позволяют заключить, что, занимаясь фитнесом, человек решает следующие задачи [3]:
- оздоровительную - поддержание физической формы, укрепление иммунной системы;
- спортивную - достижение спортивных результатов (развитие различных физических качеств, повышение уровня работоспособности организма);
- эстетическую - формирование пропорциональной фигуры;
- психотерапевтическую - релаксация, борьба со стрессом.
Приведенные основные задачи и функции фитнеса открывают путь к пониманию его основной цели - оздоровлению и получению физиологического удовольствия. Однако, самым важным является изменение физического состояния студентов после занятий фитнесом. Разнообразие форм занятий фитнесом делают его привлекательным как для студентов, занимающихся физической культурой для собственного удовольствия, так и для студентов специальной медицинской группы, для которых занятия способствуют сохранению здоровья. Таким образом, необходимы дополнительные занятия по фитнесу, организуемые и поддерживаемые вузом, направленные на поддержание физического здоровья каждого студента.
1. Гилев Г.А. Актуальность двигательной активности студентов вне сетки учебного расписания / Г.А. Гилев, А.И. Попков, С.К. Романовский // Культура физическая и здоровье. - Воронеж. - 2014. - № 1. - С. 59-62.
2. Смелкова Е.В. Использование фитнеса в школе как фактора повышения мотивации к занятиям физической культурой / Е.В. Смелкова, И.Е. Коновалов // Культура физическая и здоровье. - 2014. - №1. - С. 36-38.
3. Смелкова Е.В. Некоторые вопросы внедрения дополнительных услуг по фитнесу в высшем учебном заведении / Е.В. Смелкова, А.Н. Гарипова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 6. - С. 48-51.
4. Билецкая В.В. Особенности внедрения технологий фитнеса в процесс физического воспитания школьников / В.В. Билецкая, В.П. Семененко // Проблемы развития физической культуры и спорта в
новом тысячелетии / Материалы 2-ой международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 7 марта 2013 г.; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф. - пед. унта). - Екатеринбург, 2013. - С. 72-75.
5. Официальный сайт КФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/unics/fitnes
6. Курмаева Е.В. Фитнес-программы как средство формирования физической культуры личности студентов / Е.В. Курмаева // Физическое воспитание студентов. - 2013. - № 1. - С. 37-39.
7. Привалова И.М. О становлении общего понимания направлений совершенствования преподавания физической культуры в высшей школе / И.М. Привалова // Материалы XIV Международной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях» (Белгород, 19-20 апреля 2018г.). - Белгород: Белгородский государственный технический университет им. В.Г. Шухова. - 2018. - С. 279-286.
Сведения об авторе:
Смелкова Елена Владимировна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Казанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Smelkova (Kazan, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of physical culture and sports Department, Kazan cooperative Institute (branch) of ANO in the Central Union of the Russian Federation "Russian University of Cooperation", e-mail: [email protected]