3
Л. В. Морозова L. V. Morozova
Л. А. Кирьянова L. A. Kiryanova
Фитнес как средство формирования у студентов моделей гендерного поведения и здорового образа жизни
Fitness as Tool of Formation with Students Models of Gender Behavior and a Healthy Lifestyle
Морозова Лада Владимировна Morozova Lada Vladimirovna
Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management —
филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) branch of the Russian Presidential Academy of National
Старший преподаватель кафедры физической Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)
культуры Assistant Professor of the Chair of Physical Training
[email protected] [email protected]
Кирьянова Людмила Александровна Kiryanova Ludmila Alexandrovna
Северо-Западный институт управления — филиал North-West Institute of Management — branch РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National Economy
Доцент кафедры физической культуры and Public Administration (Saint-Petersburg)
Кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor of the Chair of Physical Training
[email protected] PhD in Pedagogic, Associate Professor
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
фитнес, фитнес-технологии, валеология, гендерная социализация, гендерное поведение, феминность, маскулинность
KEY WORDS
fitness, fitness technology, valeology, gender socialization, gender behavior, femininity, masculinity
РЕФЕРАТ
В статье рассматривается проблема использования фитнес-программ на занятиях по физической культуре в РАНХиГС.
Тренировочные занятия, построенные на стандартных общеразвивающих упражнениях, не нравятся современным молодым людям, так как однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им эмоционального и физического удовлетворения. На сегодняшний день наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи имеют уроки с фитнес-направленностью.
Фитнес как дисциплина изучения в вузе представляет собой комплекс мероприятий. В нем используются силовые, аэробные тренировки; тренировки на развитие гибкости (стретчинг); для занятий характерны широкий спектр используемых физических упражнений, связь двигательной активности с музыкой. Кроме силовых тренировок общий фитнес включает формирование представлений о полноценном здоровом питании и ведении здорового образа жизни.
Спортивным центром «Виктория» совместно с кафедрой физической культуры СЗИУ РАНХиГС были введены в практику регулярные занятия фитнесом среди девушек-студенток во внеучебное время. Результаты трехлетней работы секции по фитнесу позволили сделать вывод о том, что фитнес-тренировки обладают высоким коэффициентом полезного действия.
О положительном эффекте фитнес-программ также свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного авторами статьи.
ABSTRACT 3
In article the problem of use of fitness programs on classes in physical culture in North-West Insti- J tute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and o Public Administration is considered. ®
The training occupations constructed on standard all-developing exercises, aren't pleasant to Q-modern young people as the monotonous physical activity not corresponding to their mental fea- ^ tures, doesn't bring them emotional and physical satisfaction. Today among student's youth lessons m with a fitness orientation have the highest rating. q
Fitness as the discipline of studying in higher education institution represents a complex of ac- ^ tions. In it power, aerobic trainings are used; trainings on flexibility development (stretching); for lq occupations the wide range of used physical exercises is characteristic; communication of physical 0 activity with music. Except power trainings, the general fitness includes formation of ideas of a good healthy nutrition and maintaining a healthy lifestyle.
The sports center «Victoria» together with chair of physical culture of North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration entered into practice regular occupations by fitness among girls students in nonlearn-ing time. Results of three years' work of section on fitness allowed to draw a conclusion that fitness trainings possess high efficiency.
Results of the questioning which has been carried out by authors of article also testify to a positive effect of fitness programs.
Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия, сидение за компьютером вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. Результатом негативного влияния фактора гиподинамии становится все возрастающий разрыв между достижениями студентов в освоении профессии и ухудшением состояния их здоровья. Поэтому для студента очень важно уделять своему физическому состоянию должное внимание и систематически заниматься спортом.
Однако тренировочные занятия, построенные на подвижных играх и стандартных общеразвивающих упражнениях, которые проходят по традиционной программе физического воспитания и напоминают уроки в средней школе, не нравятся современным молодым людям. Однообразная физическая нагрузка, не соответствующая их психическим особенностям, не приносит им двигательной радости. Это способствует негативно-скептическому отношению к такому предмету, как физическая культура, в вузе вообще и снижает посещаемость занятий. Зачастую студенты отрицательно оценивают подобные занятия, так как не получают физического удовлетворения от рутинных движений, которые не соответствуют их эмоциональному на-
строю. В связи с этим в работе со студентами становится особенно значимым поиск новых современных форм их оздоровления, приобщения к здоровому образу жизни, повышения уровня их физической активности.
Для того чтобы заинтересовать студентов, заставить их целенаправленно заниматься физической культурой, необходимо идти в ногу со временем: использовать современные направления физической культуры, применять новые методики ведения занятий. Представляется, что универсальным видом двигательной активности, привлекательной для современной молодежи, является фитнес. Уроки с фитнес-направленно-стью на сегодняшний день имеют наиболее высокий рейтинг среди студенческой молодежи, регулярные же занятия им позволяют увеличить эмоциональный фон, плотность и эффективность процесса обучения в целом.
Само понятие «фитнес» происходит от английского глагола ^ be fit ^г — «быть в форме, быть бодрым, здоровым». В современном фитнесе существует множество направлений: аэробика, степ-аэробика, фитбол, слайд-аэробика, тай-бо, пилатес, йога, аква-аэробика, шейпинг и т. д. Термин «фитнес» в различных источниках трактуется по-разному и имеет
з несколько значений. В специальной ли-о_ тературе разделяют понятия физическо-§ го и общего фитнеса. Физический фит-£ нес — это «оптимальное состояние по-^ казателей здоровья, дающих возможность ° иметь высокое качество жизни» [4, с. 10]. о Он подразделяется на фитнес оздоро-^ вительный, направленный на достижение ш и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболеваний, и на спортивно-ориентированный фитнес, направленный «развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне» [Там же]. Кроме того, выделяют общий фитнес — «оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты» [Там же], который более всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Таким образом, в русском языке слово «фитнес» приобрело целый ряд значений.
Не умаляя значимости спортивного фитнеса, так привлекающего молодых людей сегодня, представляется, что в учебных заведениях основной упор необходимо делать именно на фитнес общий, обеспечивающий разностороннее физическое развитие человека, укрепление и поддержание его здоровья.
Фитнес как предмет преподавания и дисциплина изучения в вузе представляет собой некий комплекс мероприятий. В нем используются силовые тренировки (как правило, с отягощениями или на тренажерах), которые направлены на укрепление и формирование мышечного корсета; аэробные или кардио-тренировки, улучшающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем; тренировки на развитие гибкости (стретчинг) [2]. Для занятий фитнесом характерны широкий спектр используемых физических упражнений (с предметами, с отягощениями, на тренажерах и т. д.), функциональная связь двигательной активности с музыкой, высокая эмоциональность занятий. Кроме силовых тренировок, общий фитнес включает основы валеологии — формирование
у студента представлений о полноценном здоровом питании и ведении здорового образа жизни [См.: 1]. Фитнес, как никакое другое направление, дает молодому человеку возможность творческого самовыражения, а также способствует приобретению им специальных знаний и умений по самоконтролю.
Важен фитнес и еще в одном аспекте — гендерном. Известно, что пол человека является его важнейшей природной характеристикой,которая определяет не только особенности физического функционирования индивида, спектр его возможностей в процессе осуществления жизнедеятельности, но и его социальную роль, модели его поведения в обществе. Между тем сегодня специалисты с тревогой констатируют негативную тенденцию к нарастанию у подрастающего поколения противоположных их полу качеств: развития феминности (женских качеств) у мужчин и мускулинности (мужских качеств) у женщин. Поэтому сегодня от преподавателя физической культуры, помимо всего прочего, требуется еще и выработка таких методик преподавания, которые бы способствовали формированию стереотипов мужского и женского поведения. Физическая культура, безусловно, достаточно мощное средство гендерной социализации; с помощью подбора средств физкультурной деятельности закрепляются модели поведения и личностные качества молодого человека, формирующие гендер [3, с. 129-130].
Фитнес, безусловно, способствует формированию моделей мужского и женского поведения: силовые тренировки и занятия на тренажерах популярны среди юношей, между тем как аэробика, фит-бол, степ-аэробика, пилатес, аквааэро-бика, шейпинг являются типично женскими направлениями.
По данным психологов, у юношей потребность в двигательной активности выше, чем у девушек; они хотят быть сильными, мужественными, выносливыми, при этом их интересует то, что углубляет и развивает уже имеющиеся у них навыки и имеет выраженную конкретную
о
ш
ш
О
Скорее да, чем нет
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос о введении фитнес-программ
в учебный процесс
направленность. Девушки более эмоциональны, у них ярче выражена потребность в эстетической направленности занятий физической культурой, они предпочитают упражнения, связанные с музыкой, пластикой, артистичностью. Учитывая гендерные особенности при выполнении одних и тех же движений, у юношей следует обращать внимание на четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий, а у девушек на пластичность, выразительность, грациозность.
Предполагаем, что использование фит-нес-программ повысит интерес к занятиям по физической культуре, а также улучшит основные показатели физической подготовленности. Спортивным центром «Виктория» совместно с кафедрой физической культуры СЗИУ РАНХиГС были введены в практику регулярные занятия фитнесом среди девушек-студенток во внеучебное время. При этом была поставлена задача исследования возможностей использования различных направлений оздоровительной аэробики для студентов, а также задача оценки эффективности использования фитнес-про-грамм при организации учебного процесса. По результатам трехлетней работы секции по фитнесу уже можно сделать вывод о том, что фитнес-тренировки обладают высоким коэффициентом полез-
ного действия. У студенток, занимающихся в секции, были выявлены повышение иммунитета (снижение заболеваемости), улучшение функционирования сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем; также занятия положительно повлияли на развитие физических качеств: общую выносливость, силу, ловкость, гибкость.
Авторами статьи было проведено исследование в форме анкетирования среди студентов с целью определения их отношения к введению фитнес-про-грамм на занятиях по физической культуре. В исследовании приняло участие 128 человек, ограничением при выборе респондентов стала гендерная характеристика (только девушки). Анкетирование показало, что студентки с большим удовольствием посещают занятия, получают положительные эмоции и оптимальную физическую нагрузку.
На рис. 1 изображена диаграмма, характеризующая отношение студенток к введению в учебный процесс фитнес-программ. Распределение мнений очевидно: 64% респондентов безусловно хотели бы, чтобы на занятиях по физической культуре использовались фитнес-программы, так как занятия способствуют нормализации жизненно важных функций организма, развивают и укрепляют
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос о выборе фитнес-программ в рамках учебной программы
все мышечные группы, формируют правильную осанку и повышают мотивацию к регулярным физическим занятиям.
На рис. 2 видно, какие направления фитнеса более привлекательны для девушек и вызывают в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» наибольший интерес. Лидирующую позицию (48%) заняла танцевальная аэробика. Занятия аэробикой привлекают девушек тем, что они проходят под современную музыку, развивают пластику и гибкость, формируют красивую фигуру и характеризуются повышенным эмоциональным фоном. На второе место студентки поставили фитбол (42%). Занятия на специальных мячах в щадящем для позвоночника режиме укрепляют весь мышечный корсет и тренируют вестибулярный аппарат. 34% респондентов хотели бы заниматься степ-аэробикой. Эти занятия характерны высокой интенсивностью, способствуют развитию координации, выносливости, укреплению мышц ног и ягодичных мышц. На тренажерах предпочитают заниматься 25% девушек — те, которые более физически подготовлены. Стретчингом и йогой готовы заниматься 23% и 18% соответственно. Эти фитнес-программы позволяют познавать свое тело, чувствовать его. Занятия проходят под спокойную, медитирующую музыку.
В процессе анкетирования были названы и другие позитивные черты фитнеса. Выяснилось, что систематические занятия им помогают студенткам успешно преодолевать физическое напряжение и стрессы; повышать творческую активность и работоспособность; формировать и совершенствовать физические качества, умения и навыки; развивать гибкость и формировать правильную осанку; гармонично развивать основные мышечные группы; контролировать вес; преодолевать страх и стеснительность, беспокойство за свой внешний вид, повышая при этом самооценку. Также было отмечено, что во время занятий никто не сидит на скамейке с освобождением, так как занятия по аэробике, фитболу, степ-аэробике, шейпингу, стретчингу проводятся в формате нон-стоп с музыкальным сопровождением.
Таким образом, мы пришли к выводу, что ведение занятий с использованием фитнес-программ внесет разнообразие в учебный процесс, а это, в свою очередь, повысит уровень физической подготовленности студентов и интерес к занятиям в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» СЗИУ. Кроме того, использование фит-нес-технологий в учебном процессе поможет студентам в правильном вы-
боре досуга с использованием столь популярных сегодня средств фитнеса. Ну и, конечно, фитнес как современная форма физического воспитания в СЗИУ должен быть направлен на выработку
здорового образа жизни, формирование правильных моделей гендерного поведения, воспитание активной позиции личности в достижении ею гармоничного развития.
Литература
1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. М.: Флинта; Наука, 2005.
2. Девис Б. Фитнес: Мини-энциклопедия / Пер. с англ.; Под ред. Т. Казьминой. М.: Олимп, 2000. 79 с.
3. Слепова Л. Н., Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 5. С. 129-130.
4. Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. Киев, 2004.
о
ш
ш
О
References
1. Viner E. N. Valeology. The textbook for higher education institutions. M.: Flint; Science, 2005.
2. Devis B. Fitnes: Mini-encyclopaedia / Translation from English; Under the editorship of. T. Kazmina. M.: Olympus, 2000. 79 p.
3. Slepova L. N., Hairova T. N., Dizhonova L. B. Gender approach to physical training of students // Modern knowledge-intensive technologies. 2010. N 5. P. 129-130.
4. Howley E. T., Franks B. D. Guide of the instructor of health fitness. Kiev, 2004.