УДК 378.172 ББК 74.480 Р31
Ю.А. Джаубаев
Кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физической культуры Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Ф.Д. Джирикова
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ физической культуры и туризма Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
А.-З. Х.-М. Узденов
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
P.C. Джириков
Старший преподаватель кафедры физического воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Ю.В. Бессарабова
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Кубанского государственного университета; E-mail: yulianab@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕКРЕАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ФИЗКУЛЬТУРНО-
ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
( Рецензирована )
Аннотация. Рассматриваются основные положения авторского подхода к организации развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях рекреационной среды вуза. Данные педагогического эксперимента позволяют сделать вывод, что реализация воспитательного потенциала рекреационной среды вуза на основе выявленных организационно-педагогических условий и учёта функций рекреационной среды вуза позволяет значительно повысить эффективность проводимой в вузе физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности студентов с ОВЗ, способствуют успешности процесса их профессиональной социализации. Это проявляется в позитивной динамике развития показателей отношения студентов к профессиональной деятельности, процессов самореализации, самовоспитания и самосовершенствования; развития ряда личностно и социально значимых качеств будущего специалиста: толерантности, эмпатии, оптимизма, формирования оптимистического морально-психологического климата в студенческой среде.
Ключевые слова: воспитательный потенциал, физкультурно-оздоровительная работа, рекреационная среда образовательного учреждения, студенты с ограниченными возможностями здоровья, организационно-педагогические условия, социальная и профессиональная социализация.
Yu.A. Dzhaubaev
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Faculty of Physical Culture, Karachay-Cherkess State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
F.D. Dzhirikova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of
Theoretical Fundamentals of Physical Culture and Tourism, Karachay-Cherkess
State University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
A.-Z.H.-M. Uzdenov
Senior Teacher of Department of Physical Training, Karachay-Cherkess State
University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
R.S. Dzhirikov
Senior Teacher of Department of Physical Training, Karachay-Cherkess State
University; E-mail: Prur.kcsu@mail.ru
Yu.V. Bessarabova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Physical
Training, Kuban State University; E-mail: yulianab@mail.ru
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL POTENTIAL
OF THE RECREATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN SPORTS HEALTH-IMPROVING WORK WITH PHYSICALLY DISABLED STUDENTS
Abstract. The paper presents basic provisions of the author's approach to the organization of development of the personality of physically disabled students in the conditions of the recreational environment of higher education institution. Data from a pedagogical experiment allow us to draw a conclusion that educational potential realized in the recreational environment of higher education institution taking into account the revealed organizational and pedagogical conditions and functions of its recreational environment can increase efficiency of the sports, health-improving and recreational activity of physically disabled students and promote success of their professional socialization. This is displayed in positive dynamics of development of indicators showing the attitude of students to professional activity, processes of self-realization, self-education and self-improvement; development of personally and socially important qualities of future expert: tolerances, empathy, optimism, formation of optimistic moral and psychological climate in the student's environment.
Keywords: educational capacity, sports health-improving work, the recreational environment of educational institution, physically disabled students, organizational and pedagogical conditions, social and professional socialization.
Процесс реформирования российской системы профессионального образования актуализировал поиски путей гуманизации, одним из которых является организация рекреационной и физкультурно-оздоровительной работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидами. Особую значимость это направление деятельности вуза приобретает в настоящий период времени, характеризующийся необоснованным сужением цели высшего профессионального
образования до уровня профессиональной подготовки без учёта необходимости организации целостного процесса профессионального воспитания, комплексного развития здоровой личности и дифференцированного подхода в обучении студентов [1]. В этой связи перспективным направлением деятельности кафеды физического воспитания вуза становится использование воспитательного потенциала рекреационной среды вуза в организации спортивной, рекреационной
и физкультурно-озоровительной работы со студентами различных категорий.
На сегодняшний день в теории и практике педагогики высшей школы психо лого-педагогические особенности развития студентов рассмотрены в следующих аспектах: организации воспитательной работы (Н.М. Борытко, И.П. Иванов, В.А. Караковский,
A.И. Кочетов, Н.Л. Селиванова,
B.А. Сластёнин); в контексте гуманистических подходов к развитию личности (Ш.А. Амонашви-ли, В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Т.А. Власова, М.Б. Берулава); теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); теории физического воспитания (Б.А. Ашма-рин, Б.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, К.Д. Чермит и др.). Однако исследований, посвящённых специфике организации профессионального обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультур-но-спортивной и рекреационной деятельности, в настоящее время недостаточно. Анализ имеющихся научных работ показал, что российская система профессионального образования до сих пор остаётся слабо ориентированной на развивающую и профилактическую работу с такими категориями студентов, «как лица, имеющие физический недостаток»; «лица по состоянию здоровья, освобождённые от занятий по физической культуре», «лица с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, нервной систем и др.» и др. [2]. Изучение содержания перечисленных научных трудов позволило нам выявить особенности организации продуктивного педагогического взаимодействия субъектов образовательной деятельности вуза, выявить перспективные направления развития студентов с ограниченными возможностями
здоровья в условиях рекреационной среды вуза. Следует отметить имеющую место в практике учебной деятельности кафедр физического воспитания явную недооценку места и значимости воспитательного и развивающего потенциала рекреационной среды вуза в подготовке студентов с ОВЗ, который обладает значительными возможностями для организации профессионального воспитания, комплексной физической подготовки и коррекци-онно-развивающей работы с такой категорией студентов.
Для обеспечения полноценного развития личности студента с ОВЗ в условиях рекреационной среды вуза необходима организация педагогического сопровождения процесса сохранения оптимального уровня здоровья, формирования навыков, самопознания, самовоспитания, саморазвития, самоконтроля психофизиологических и функциональных возможностей своего организма, опыта организации физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий (М.Я. Виленский, В.И. Дубровский, В.И. Осик, К.Д. Чермит и др.), а также формирования у студентов с ОВЗ мотивационно-ценност-ного отношения к своему здоровью, собственной телесности, физической культуре, спорту.
Нами было принято в качестве базового понятие «рекреационная среда вуза», введенное в научный оборот рядом исследователей [2, 3, 4]. Это понятие включает совокупность пространственных характеристик, обеспечивающих целостное социокультурное развитие субъектов образовательного процесса вуза и способствующих удовлетворению у студентов потребностей в физическом саморазвитии, активном отдыхе, смене вида деятельности, получению удовольствия в движении, общении, восстановлению работоспособности с использованием технологий повышения двигательной активности, оздоровления, отдыха и педагогической коррекции [2].
В ходе исследования нами установлено, что воспитательный потенциал рекреационной среды образовательного учреждения представляет собой педагогическую систему, интегрирующую сферы профессионального образования и воспитания, физической культуры, спорта и активного отдыха обучающихся. Его реализация обеспечивает не только процессы самореализации, самовоспитания и самосовершенствования, но и развитие ряда личностно и социально значимых качеств будущего специалиста: толерантности, эм-патии, доброты, оптимизма и др.
Анализ теории и опыта организации рекреационной деятельности вузов региона показал, что воспитательный потенциал рекреационной среды вуза выполняет следующие функции:
- социокультурную, раскрывающую рекреационный потенциал стеденческих молодёжных объединений, клубов и организаций для полноценной рализации потребности в физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности, дающих возможность студентам проявить социальную активность и приобрести социокультурный опыт;
- социальной адаптации, обеспечивающей формирование у студентов социально значимых качеств, способствующих полноценной интеграции студента в социокультурную и профессиональную сферы;
- психофизической адаптации, позволяющей достигнуть оптимального уровня психических и физических возможностей организма, необходимых для предстоящей трудовой деятельности;
- ценностно-ориентационную, раскрывающую совокупность интересов, мотивов, ценностей, ориентирующих на использование возможностей рекреации в предстоящей профессиональной деятельности и в профессиональном саморазвитии;
- развивающую, обеспечивающую формирование таких
личностных качеств, как самопознание, самоконтроль, самовоспитание, саморазвитие, являющихся основанием духовно-нравственного, интеллектуального, физического и профессионального развития.
- коммуникативную, предоставляющую возможность студенту в процессе рекреационной деятельности успешно осваивать навыки профессионального общения в соответствии со сложившимися вербальными и невербальными правилами общения, характерными для профессиональных сообществ;
- креативную, характеризующую рекреационную деятельность как стартовую площадку, на которой модулируются и реализуются творческие возможности личности.
Перечисленные функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы и обеспечивают равитияе у студентов с ОВЗ компетенций в сфере рекреационной деятельности. Эффективность реализации потенциала рекреационной среды вуза обеспечивается учётом особенностей развития личности студентов с ОВЗ, соблюдением выявленных нами организационно-педагогических условий, а также запросов социума и работодателей. Учёт особенности развития личности студентов с ОВЗ, их задатков, способностей и склонности позволяет рассматривать процесс их подготовки в контексте индивидуализации профессионального и общекультурного развития личности. Для этого в рекреационной среде вуза создаются предпосылки для формирования профессиональных и общекультурных компетенций посредством организации профессиональной направленности физического воспитания и формирования культуры профессионального здоровья специалиста.
Как было установлено нами в процессе педагогического эксперимента, ориентация образовательного процесса вуза на выявленные организационно-педагогические условия позволила более эффективно управлять процессом поэтапного
развития личности студента в образовательном процессе. Раскроем содержание выявленных условий.
Целевые условия, связанные с определением стратегических целей подготовки студентов с ОВЗ, уточнением образовательных задач и механизмов целеполагания, направленности формирующих воздействий, а также принятие и осознание этих целей студентами и преподавателями.
Содержательные условия представляют собой способы совместной деятельности преподавателя и студента по разработке и реализации содержания образовательной и рекреационной деятельности. Результатом реализации этих условий является уровень освоения специальных знаний, умений и навыков, а также сформированность компетенции в сфере рекреационной деятельности.
Процессуальные условия раскрывают особенности поэтапного построения процесса развития личности студента с ограниченными возможностями здоровья в условиях рекреационной среды вуза.
Диагностические условия включают подходы к организации поэтапной диагностики, коррекции, контроля уровня сформированное™ физических кондиций, состояния здоровья и самоконтроля студента с ОВЗ в физкультурно-оздоровительной, спортивной и рекреационной деятельности.
Учёт в учебно-воспитательной деятельности вуза результатов
развития личности обучающихся с ОВЗ функциональных возможностей их организма, организация поэтапной диагностики результатов их развития, а также контроль за уровнем развития коммуникативных личностных качеств дают возможность объективно оценить степень сформированности развивающего и воспитательного потенциала рекреационной и профессиональной среды» [5].
Проведённый на базе Карачаево-Черкесского и Кубанского государственных университетов в 2015-2018 гг. педагогический эксперимент показал, что реализация потенциала рекреационной среды вуза на основе учёта организационно-педагогических условий и выявленных функций рекреационной среды вуза позволяет значительно повысить эффективность проводимой в вузе физкультурно-спортивной, оздоровительной и рекреационной деятельности студентов с ОВЗ, способствует успешности процесса их профессиональной социализации. Это проявляется в позитивной динамике развития показателей отношения студентов к профессиональной деятельности, процессов самореализации, самовоспитания и самосовершенствования; развития ряда личностно и социально значимых качеств будущего специалиста: толерантности, эмпатии, оптимизма, формирования позитивного морально-психологического климата в студенческой среде.
Примечания:
1. Демкина Е.В. Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества // Вестник Адыгейскогогосударственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 2 (136). С. 19.
2. Бессарабова Ю.В., Петьков В.А. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2014. Вып. 4 (146). С. 22-27.
3. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 139-141.
4. Balissander О. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots // International journal of physical education. 1987. № 3. P. 29-31.
5. Технология проектирования рекреационно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении / Ю. А. Джаубаев, Р.В. Бальба, Г. А. Лундина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 4 (169). С. 94-99.
References:
1. Demkina E.V. Methodology of the creation of the educational process in higher education institution on the basis of the mental characteristics of modern Russian students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and psychology. 2014. Iss. 2 (136). P. 19.
2. Bessarabova Yu.V., Petkov V.A. Recreational environment as a means of formation of readiness to activity of students with disabilities // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 4 (146). P. 22-27.
3. Petkov V.A., Bessarabova Yu.V. Technology of physical education of students with disabilities and invalids // Theory and practice of social development. 2015. No. 5. P. 139-141.
4. Balissander O. Institute of Scandinavian physical culture sport studies. A new development of old roots. 1987. No. 3. P. 29-31.
5. Technology of design of the recreational and health improving activity in an educational institution / Yu. A. Dzhaubaev, R.V. Balba, G. A. Lundina [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2015. Iss. 4 (169). P. 94-99.