ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2006 З.А. Литова
кандидат пед. наук, доцент e-mail [email protected] Курский государственный университет
В статье даётся определение технологической деятельности, рассматривается сущность творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, раскрываются организационно-педагогические условия развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности.
Прежде чем перейти к рассмотрению педагогических условий развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности, рассмотрим сущность этих понятий.
Технологическая деятельность - это целенаправленная организованная и упорядоченная человеческая деятельность (и изучение этой деятельности), включающая определённый способ, этапы, последовательность действий и операций, связанная с процессом природосообразного и культуросообразного изменения окружающего мира в различных областях: материальной, духовной, социальной, опирающаяся на научные знания, опыт, интуицию.
Творческая активность старшеклассника в технологической деятельности - это интегративное качество личности, которое проявляется в ценностном отношении к творчеству в технологической деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творческой деятельности, развивается в поисково-исследовательской деятельности и находит выражение в её результатах.
Оно объединяет признаки, свойственные творческой активности, и человеческую инновацию в технологической деятельности. Основные из них:
1) устойчивый интерес к творческой технологической деятельности;
2) технологическая грамотность;
3) технологическая культура;
4) изобретательность;
5) гибкость мышления;
6) нестандартность мышления;
7) сообразительность;
8) находчивость;
9) зоркость в поисках проблемы;
10) лёгкость в генерировании идей.
Под педагогическими условиями понимаются такие зависимости, которые обеспечивают с необходимой и достаточной полнотой отбор специфического содержания форм и методов обучения и воспитания для решения конкретной педагогической задачи.
Педагогические условия конструируются как система, состоящая из трёх логически взаимосвязанных блоков: организационно-
педагогического, социально-педагогического, психолого-педагогического.
Организационно-педагогические условия заключаются в выработке оптимальных путей и средств по развитию творческой активности старшеклассников в технологической деятельности. Наше исследование проводилось в общеобразовательных школах, где должна быть создана система обучения, которая базируется на основном педагогическом процессе, но дополняется некоторыми формами организации учебной деятельности, которые способствуют развитию творческой активности старшеклассников в технологической деятельности (далее РТАС в ТД).
Традиционно процесс обучения представляют чаще всего как формирование знаний, умений и навыков учащихся. Объясняется это тем, что данные качества легко поддаются проверке с помощью внешних средств -тестов, контрольных работ, статистических замеров. Для процесса развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности более адекватной характеристикой является сама деятельность. Деятельность - более широкое понятие, так как кроме знаний, умений и навыков предполагает мотивационный, оценочный и другие субъективные аспекты обучения.
Процесс развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности мы относим к продуктивному образованию, в котором широко используемые в области образования понятия “изучение” и “усвоение” не отражают его специфики, поскольку не предполагают индивидуальной продуктивной деятельности ученика по созданию собственного образовательного результата. Продуктивной творческой деятельности более соответствуют понятия «освоение», «исследование», «познание», «развитие», «создание», «разработка», «разрешение противоречия», «испытание» и др.
Творческая деятельность осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями каждого. Учитель стоит перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному. В связи с этим возникает проблема организации образования учеников по их индивидуальным творческим траекториям. Наиболее успешно решать эту про-
блему может тот педагог, который знает и владеет набором разных форм и технологий обучения.
Организация обучения по индивидуальной творческой траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике можно двумя способами: дифференциацией обучения, согласно которой изучаемый материал распределяется по степени сложности, направленности или другим параметрам, для чего учеников обычно делят на группы по разным признакам; созданием собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин для каждого ученика.
В нашем исследовании мы опираемся на первый и второй способ одновременно. Сущность нашего метода в том, что развитие творческой активности старшеклассников в технологической деятельности проводится с дифференциацией учеников, а индивидуальная творческая траектория для каждого ученика проектируется уже в рамках определённой для него группы. Это даёт возможность более гибко и плодотворно организовать работу со старшеклассниками, тогда личное творческое приращение школьника будет слагаться из личного приращения, полученного в дифференцированной группе при работе педагогов, и личного приращения при индивидуальной работе с каждым старшеклассником.
Исходя из вышеизложенного, сформулируем первое педагогическое условие: организация обучения, развивающего творческую активность старшеклассников в технологической деятельности, происходит с дифференциацией учащихся по группам в зависимости от уровня развития творческих способностей и одновременно с выстраиванием индивидуальной творческой траектории для каждого.
Период педагогически управляемого развития творческой активности учащихся ограничивается соответствующим периодом пребывания в учебном заведении. Включение в творческую деятельность предполагает, что уровень творческой активности старшеклассника должен с течением времени возрастать, обеспечивая возможность участия в высших формах её проявления. Для того чтобы осуществлялся рост творческой активности учащихся, нужно, чтобы процесс педагогического воздействия не прерывался, был поступательным. Необходимо, чтобы педагог управлял им, создавал благоприятные условия, правильно согласовывал начальные акты творчества с последующими, добивался их соответствия индивидуальным особенностям ученика, учебной нагрузке и т.п. Педагог обеспечивает творческое становление старшеклассников творческими средствами. Творческое развитие личности в этом случае выступает как продукт не отдельного акта, а целостной взаимосвязанной системы педагогических действий.
Поиски путей развития творческой активности учащихся и повышения их эффективности предполагают необходимость учёта всех её многообразных проявлений. В первую очередь, для этого необходимо не ограничиваться пониманием творческой активности только как саморазвиваю-щейся деятельности учащихся. Важно при этом учитывать неразрывную и многоплановую связь деятельности учащихся с организующей и направляющей деятельностью педагогов.
Немаловажное значение в организации творческой деятельности школьников имеет доступность предлагаемых технических задач и заданий. Сложность их должна быть согласована с «шагом» творческого развития школьников. Психологией установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития. Замедление развития, а тем более ускорение приводят к нежелательным последствиям.
Для каждого учащегося в отдельности даже самый сложный и длительный период активности в творчестве выступает как отдельный акт, частное проявление более сложного процесса творческой активности, соответствующего последовательности творческих актов, обеспечивающих творческое становление личности и соотносящееся с ним как части и целого. Такое понимание развития творческой активности предполагает педагогическое обеспечение смены одного этапа становления активности другим, последовательное продвижение от простых актов творческой активности к сложным, обеспечивающим приобретение новых знаний, обогащение индивидуального опыта творческой деятельности, образование, закрепление и развитие творческих качеств личности.
В качестве педагогического условия, способствующего развитию творческой активности в технологической деятельности, отметим: педагогическое обеспечение смены одного этапа становления творческой активности старшеклассника другим, последовательное продвижение от простых актов творческой деятельности к сложным.
Для того чтобы творческая деятельность состоялась, необходимо кроме самого творческого процесса по созданию образовательной продукции пройти предварительно познавательные процессы для воспроизведения процесса творчества и его сопровождения. Нужны организационные, методологические, психологические и иные процессы, обеспечивающие познавательную и творческую деятельность.
Процесс выявления, реализации и развития способностей учащихся происходит в ходе их движения по индивидуальным творческим траекториям, причём индивидуальное творческое приращение для каждого ученика определяется только его личными качествами, способностям, уровнем предварительной подготовки и т.д. Задача учителей, работающих в педагогической системе РТАС в ТД, обеспечить, с одной стороны, посильность
решения задачи для каждого, а с другой стороны, подобрать их на максимальной высоте сложности, но с таким расчётом, чтобы у учащегося хватило сил взять эту высоту.
Таким образом, обеспечение доступности решения технологических задач для каждого на максимальном уровне сложности является одним из педагогических условий.
В нашем исследовании разработаны определение творческой активности в технологической деятельности и её составляющие, одной из которых является технологическая грамотность.
Развитию технологической грамотности и технологического мышления способствуют уроки технологии или трудового обучения.
Необходимость передачи технических знаний из поколения в поколение привела людей к мысли об использовании задач не только для открытия знаний, но и для обучения детей технике, формирования их технического мышления. По мере овладения трудовой деятельностью развиваются новые его формы: техническое, практическое и вероятностное мышление.
Техническое мышление проявляется при решении технических задач. Для него характерно постоянное обращение к теории и практике, оперирование пространственными и другими представлениями и соотношениями, сопровождающими умственную деятельность в процессе труда, оперативность в принятии решений. Практическое мышление имеет место главным образом при решении практических задач с нагляднодейственным содержанием. Особенно сложным является вероятностное мышление, при котором учащийся опирается на учёт вероятности ожидаемых событий, например, в полеводстве при контроле качества посевного материала, планировании урожая и т. д.
Новые задачи и содержание образования требуют, чтобы наряду с усвоением новой информации учащиеся самостоятельно познавали мир, давали оценку изучаемым явлениям, решали познавательные и проблемные задачи, творчески переносили знания в новые условия. Повышению технологической грамотности способствует решение технических и технологических задач.
Технологические задачи в большинстве случаев являются многовариантными. Это объясняется тем, что в каждом конкретном случае одну и ту же деталь можно изготовить, используя различное оборудование, режим обработки, приспособления, инструменты.
При разработке учащимися технологии изготовления изделия, задачи возникают перед ними самопроизвольно, но педагог может их создавать и преднамеренно. Например, можно составить систему задач на обсуждение технологии изготовления изделия, на умение пользоваться техниче-
ской документацией, на разработку и использование специальных приспособлений, на применение прогрессивных форм изготовления изделий и др. Задачи на обсуждение технологии изготовления изделий оказываются очень ценными не только в начальный период обучения, но и на любом этапе технической деятельности. Это объясняется тем, что в каждом конкретном случае школьник сталкивается с новой задачей, причем задача становится тем сложнее, чем на более высоком профессиональном уровне она решается.
Одним из путей повышения технологической грамотности старшеклассников является повторное решение творческих задач, т.е. тех задач, рационализаторских предложений, изобретений, которые уже были ранее выполнены. Этот приём позволяет решить целый ряд педагогических проблем. На основе его использования можно руководить ростом творческой подготовки на протяжении всего периода обучения и обеспечить производственную направленность творчества учащихся. Важнейшая особенность творческих задач производственного содержания - их сходство с творческими задачами учебного содержания по одному из важнейших признаков - субъективной новизне получаемых результатов. Производственные задачи решаются учащимися в процессе производительного труда, непосредственно связанного с выпуском продукции, соответствующей техническим требованиям, с рационализацией трудовой деятельности, основанной на повышении производительности труда и его научной организации.
Большое значение в подготовке учащихся к технологической деятельности, повышении технологической грамотности имеет умение пользоваться технологической документацией - не только знание условных обозначений, умение читать чертежи, определять режим работы оборудования, но и умение представлять себе настоящее производство, механизмы, машины, процессы превращения заготовок в детали, находить взаимосвязь между операциями, рабочими местами, цехами, предвидеть все до мельчайших подробностей.
Таким образом, при подготовке школьников к творческой деятельности по разработке технологии изготовления изделий педагог в каждом конкретном случае может использовать необходимый уровень сложности технологических задач на обсуждение технологии изготовления изделия.
В педагогике установлено, что наиболее эффективно способности к технологической деятельности развиваются у школьников в процессе конструкторской деятельности. При решении конструкторских задач учащийся развивает творческое мышление, умение в каждом конкретном случае выдвигать предложения, выбирать среди них гипотезу, подтверждать или опровергать её, делает соответствующие выводы. В ходе овладения тем
или иным видом деятельности перед учащимися ставятся практические задачи, например уметь подобрать и осуществить необходимые приёмы обработки деталей, учитывая требования к изделию, свойства материала. Выполняя трудовое задание, связанное, как правило, с конкретным трудовым действием, школьнику приходится решать много частных практических задач: по выбору оптимальной рабочей позы, координации движений, контролю за работой, соблюдению правил техники безопасности и т.д. В результате у него формируются двигательные, сенсорные, умственные навыки, являющиеся основой успешного выполнения соответствующего трудового приёма.
Конструирование как приём стимулирования творческой активности в технологической деятельности и профессиональных успехов учащихся, как специфичный вид их трудовой деятельности имеет свои закономерности, методы и формы организации. Цель, стоящая перед конструктором, реализуется путём решения ряда последовательных задач: по составлению проектного задания, разработке эскизов, технического и рабочего проектов и т.д. Решение задач зависит от успешного выполнения всех действий в процессе конструирования.
Конструирование оказывает огромное положительное влияние на все без исключения психологические факторы - восприятие, память, мышление, воображение. Оно является также стимулом для развития волевых усилий учащегося, так как обычно бывает связано с условиями, необходимыми для преодоления препятствий и трудностей.
Кроме конструкторских задач, учащиеся должны решать и задачи технологического характера. Как известно, в производстве большое значение имеют различные приспособления. Их значение велико для повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества и т.д. Разработка и изготовление технологических приспособлений, так же как и моделирование, вполне может быть самостоятельным видом технического творчества, которое способствует развитию технологической грамотности.
Таким образом, следующим педагогическим условием, выделенным нами, является повышение технологической грамотности старшеклассников.
Доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность, этому помогает проблемное обучение, которое эффективно воздействует на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование у них нестандартных подходов к решению проблем. Это влияние обеспечивается созданием специальных ситуаций интеллектуального затруднения, проблемных ситуаций, и их разрешения.
Поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач обеспечивается эвристическим методом.
При эвристической беседе учитель направляет поиск учащихся, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия, создаёт конфликтные ситуации, сам строит шаги этой беседы, а ученики самостоятельно ищут решения возникающих в каждом звене проблем.
Школьники должны владеть разнообразными способами выполнения технологических процессов, диагностикой неисправностей наладочных и регулировочных работ. Все они, как правило, выполняются в соответствии с чёткими производственными установками - алгоритмами. В ходе учебного процесса наряду с развитием мышления, смекалки, сообразительности учителя технологии должны вооружить учащихся знаниями строго регламентированных, алгоритмических по содержанию и последовательности правил, способов, процессов. Для того чтобы привить учащимся навыки творческой деятельности, важно научить их не только владеть определёнными алгоритмами, но и самостоятельно строить новые, когда в них возникает необходимость.
Одним из путей развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности является проведение дискуссии, диспута. С их помощью можно научиться не только правильно спорить, а ещё формировать у учащихся творческое отношение к изучаемому материалу -уметь разглядеть в нём проблему, динамику идей, раздвоение подходов к объяснению одних и тех же фактов. Всё это возможно только для педагогов, работающих над собой, повышающих свой творческий потенциал.
Исходя из вышеизложенного, в качестве педагогического условия можно выделить повышение профессиональной компетентности педагогов, увеличение их личного творческого потенциала, овладение формами и методами развития творческой активности учащихся в технологической деятельности. Широкие возможности для развития творческой активности школьников в технологической деятельности содержатся во внеклассной деятельности, которая представляет собой органическую часть и важный элемент всей учебно-воспитательной деятельности общеобразовательных школ. Она является продолжением и дальнейшим развитием той работы, которая проводится на уроках в соответствии с обязательными для всех учащихся программами, и подчинена учебновоспитательным задачам, решаемым школой.
Среди мероприятий по технике и труду, способствующих развитию технического мышления, творческой активности школьников, можно выделить недели науки и техники, предметные недели, тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в истории науки и техники, выставки
технического творчества, конкурсы профессионального мастерства, школьные олимпиады по технологии, устные журналы и т.д.
В последние годы по аналогии с известными телепередачами в школе появляются соревнования в форме КВН, брейн-ринга, игры «Поле чудес». При использовании в них вопросов научно-технической тематики они становятся современными средствами, способствующими развитию творческой активности школьников в технологической деятельности.
Кружки технического, декоративно-прикладного творчества, народных промыслов могут стать эффективной формой развития творческого интереса школьников, приобщения их к труду, истокам народного творчества, развития их творческой инициативы.
Таким образом, еще одним важным условием развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности является
организация внеурочной и кружковой деятельности технической направленности.
Экономическая реформа, переход страны к рыночной экономике вызвали необходимость в новом подходе к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности как в личных интересах, так и в интересах общества. В русле нашего исследования профессиональная ориентация рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Цель её - не только ознакомление с профессиями, но и развитие способностей учащихся, выявление их склонностей к тому или иному виду деятельности.
При исследовании направлений, тенденций развития теории социально-профессионального становления личности наиболее отчётливо прослеживаются три основных направления. Для одного из них характерны приоритеты личности в решении профессионального становления и преобладание в основном гуманистических тенденций (Дж. Мид, Б.Д. Парыгин, К. Роджерс, Р.С. Немов, Р. Бернс и др.). Для второго характерны приоритеты общественных интересов, усиление роли воздействующих на личность факторов, развитие тенденции к нивелированию личности, что было обусловлено существованием тоталитарной государственности в нашем обществе. В третьем направлении делается попытка интегрировать гуманистический подход к личности с конструктивным. Сущность подхода заключается в необходимости освоения общественно выработанного опыта в сочетании с установкой на развитие индивидуальности (А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, Е.А. Климов, К.А. Абульханова-Славская и др.).
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда - специальности и профессии, характеризуемых высокой мобильностью: предусматривает широкую ориентировку в мире профессий. Самоопределение личности в труде и профессии осуще-
ствляется в едином контексте жизненного и личностного самоопределения. Профессиональное самоопределение имеет динамический длительный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.
Одним из средств формирования профессионального самоопределения является раздел технологии «Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение является сложным по своей структуре. На него оказывает влияние ряд факторов. Для его осуществления необходимо использовать не только специальные средства системы профессиональной ориентации (профессиональная информация; развитие интересов и склонностей школьников в практической деятельности, приближённой к профессиональной; профессиональная консультация; профессиональный отбор и профессиональная адаптация), но и смежные области знаний в процессе преподавания основ наук, экономической, трудовой и профессиональной подготовки.
Одним из наиболее современных и эффективных методов проведения профконсультационной работы с учащимися старших классов общеобразовательной школы является метод профессиональных проб. При использовании этого метода создаются необходимые условия для достижения комплексного профориентационного эффекта, включающего в себя наряду с основным профориентационным содержанием (оказание школьнику действенной помощи в выборе сферы приложения своих профессиональных возможностей) также обучающий (практическая подготовка к будущей профессиональной деятельности путём освоения основных видов работ по интересующей специальности), развивающий эффект (раскрытие и самореализация школьником в практической деятельности своих способностей к труду в самых разнообразных сферах профессиональной деятельности, на основе первичных трудовых навыков работы по нескольким специальностям) и диагностический эффект (выявление и оценка способностей школьника к профессиональной деятельности).
При реализации профессиональных проб для учащегося создаются оптимальные условия для выбора интересующих его специальностей и программ, удобной для него последовательности ознакомления с технологическим циклом работ по специальности, индивидуального темпа их выполнения, распределения рабочего времени между поисковыми и исследовательскими этапами работы, чередования периодов труда и отдыха, а также перехода от проб по одной специальности к пробам по другим специальностям.
Большую роль в оказании помощи учащимся в профессиональном самоопределении оказывают педагоги, психологи по профориентации, которые работают в крупных школах. Наряду с вышеуказанными формами проводятся групповые, профессиональные, психологические, медико-
психологические корректирующие, развивающие (формирующие) консультации.
Формы работы по профессиональной ориентации общеизвестны. Хо -рошо организованное информирование, проведение многочисленных мероприятий по профессиональной ориентации не умаляют значения индивидуальной работы с учащимися. Она остаётся решающей, помогая школьникам проявить интересы и склонности, выявить способности. Окончательное право выбора тем не менее остаётся за учениками.
Укрепить свои знания и трудовые навыки учащимся помогает работа в учебных комбинатах. Знакомству с производственной деятельностью на предприятиях способствуют экскурсии, укрепление шефских связей с базовыми предприятиями.
В последние годы профориентационная работа в школах была ослаблена. Это способствовало тому, что уменьшился приток рабочей силы в отрасли промышленности, молодёжь устремилась в сферу нематериального производства. Сегодня труднее найти рабочего-станочника, чем экономиста, юриста, бухгалтера. Для развития производственной сферы в нашей стране, подъёма промышленности и экономики важно усилить профессиональную ориентацию молодёжи на материальную область деятельности, на производство товаров народного потребления, продуктов питания. Это касается и учебных планов, в которых сокращается число часов на технологию. Это ослабляет практическую направленность обучения, порождает неспособность выпускника собственными руками зарабатывать себе на жизнь.
Таким образом, последним педагогическим условием развития творческой активности старшеклассников в технологической деятельности является профессиональная ориентация на профессии технического профиля, укрепление материальной базы предмета «технология», развитие связи с предприятиями, профессиональными училищами, учебными комбинатами.