DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-2-63-69
УДК 378.147 ББК 74.489.0
Р.А. Шаухалова
(Ингушский государственный университет, г. Назрань, Республика Ингушетия, Россия)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
При переходе страны к цифровой экономике и образованию определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Поэтому необходимо формирование цифровой компетенции и цифровой культуры студентов, обучающихся в университете по различным специальностям. В статье рассмотрены понятия «цифровая грамотность», «цифровая компетентность», «цифровая культура» и выявлено их соотношение. Представлены подходы и практики развития цифровой культуры в различных вузах страны. Отмечается, что движущими силами формирования цифровой культу- н ры студента университета становятся принцип целенаправленного ее формирования и создание организационно-педагогических условий в вузе. Указывается, что органи- Ц зационно-педагогические условия создаются на основе достижения планируемых образовательных результатов по каждой специальности, использования модульной технологии обучения. Делается вывод о том, что информационно-образовательная среда вуза должна обладать заданными свойствами: подчиненностью мотивам и интересам личности; использованием разнообразных технических средств; включением в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использованием различных форм обучения, основанных на приближении к будущей профессиональной деятельности; организацией контроля знаний с использованием ИКТ. Сформированная цифровая культура личности студента активизирует обучение и самообразование, способствует развитию креативности и исследовательской самостоятельности.
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая культура студента, формирование цифровой культуры, информационно-образовательная среда общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции.
R.F. Shaukhalova
(Ingush State University, Nazran, Republic of Ingushetia, Russia)
THE ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DIGITAL CULTURE FORMATION AMONG UNIVERSITY STUDENTS
о m о
ü -&
s J к
CP
о -&
к s m
о ц
о
о ф
т
го
ч
ф
с
0
1
During a country's transition to a digital economy and education, the level of the digital jf
culture of society and the personal digital culture of its citizens become decisive for the development of the state. Therefore, it is necessary to form the digital competence and q
digital culture of students studying at the university in various specialties. The article considers the concepts of «digital literacy», «digital competence», «digital culture» and reveals their correlation. The approaches and practices of digital culture development in different higher education institutions of the country are presented. The driving force of digital culture formation of a university student is the principle of its purposeful formation and creation of organizational and pedagogical conditions in the university. Organizational and pedagogical conditions are created on the basis of achievement ofplanned educational results in each specialty, use of modular technology of training. The information and educational environment of the university should have the following properties: subordination to personal motives and interests; use of various technical means; inclusion of open and local educational resources in training; use of various forms of training based on approach to future professional activity; organization of knowledge control with using ICT. The formed digital culture of the student's personality activates learning and self-education, promotes creativity and research independence.
Keywords: digital competences, digital culture of a student, digital culture formation, information and educational environment, general cultural competences, general professional competences.
Цифровая трансформация экономики и социальной сферы России требует изменений в подготовке кадров, формировании цифровой культуры специалиста в процессе обучения в системе высшего образования. Важность данной задачи подчеркивается в национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации», в соответствии с которым на подготовку кадров для новой цифровой экономики выделяются значительные средства. В настоящее время цифровые технологии начинают использоваться как средства коммуникации и как средства обучения, при этом темпы цифровизации часто опережают навыки пользователей по их освоению. Будущих специалистов в вузе необходимо обучать не просто навыкам работы в цифровой среде, но и на основе ценностного подхода формировать цифровые компетенции, цифровую культуру, необходимые для жизни в цифровом обществе. Выпускники вузов, обладающие цифровой культурой, смогут стать конкурентно способными специалистами для цифровой экономики.
Понятийно-терминологический ап-2 парат для обеспечения однозначности ^ понятий «цифровая грамотность», «циф-^ ровые компетенции», «цифровая культура» в настоящее время не унифицирован. □ь Зарубежная модель информационной
подготовки граждан, международные стандарты базируются на понятиях «компьютерная грамотность» (computer literacy) и «цифровая грамотность» (digital fluency), последнее в буквальном переводе означает свободное владение цифровыми данными. Зарубежные специалисты к цифровой грамотности относят владение компьютерной грамотностью и широкий спектр этических и социальных навыков, в том числе цифровую безопасность и цифровой этикет. По Плану Евросоюза для развития цифрового образования (DEAP) «предпринимаются усилия по формированию нового видения цифровых компетенций, которые сосредоточены в трех ключевых направлениях: 1) совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении; 2) развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации; 3) опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании» [4, с. 12].
Модель информационной подготовки граждан в России традиционно базируется на понятии «информационная культура», которое в настоящее время становится основой понятия «цифровая культура», в связи со смещением экономики и образования в цифровую среду. Поэтому, говоря о цифровой культуре
личности, будем выделять следующие ее компоненты: базовый набор знаний и умений работы с информацией и коммуникации в цифровой среде (цифровая грамотность), способность и готовность к использованию этих знаний (цифро-
вые компетенции); мировоззренческий и эмоционально-ценностный компонент, как база цифровой культуры.
В табл. 1 отражена взаимосвязь понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции», «цифровая культура».
Таблица 1. Взаимосвязь понятий «цифровая грамотность», «цифровые компетенции»,
«цифровая культура»
Уровень информационной подготовки Смысл понятия
Цифровая грамотность Базовый набор знаний и умений, необходимых для работы с информацией и коммуникации в цифровой среде
Цифровые компетенции Цифровая грамотность дополнена способностью и готовностью использовать критическую оценку информации, средства коммуникаций, умение создавать цифровые ресурсы и соблюдать информационную безопасность
Цифровая культура Цифровые компетенции дополнены мировоззренческим аспектом, ориентирована на ценности взаимодействия в цифровой среде, новые этические принципы.
га н ф
н ^
о ф
СО
Отметим, что в условиях цифровой экономики определяющим для развития государства становится уровень цифровой культуры общества в целом и личная цифровая культура граждан этого общества. Будем понимать под цифровой культурой студента «сложное системное качество личности, включающее совокупность знаний, умений, и навыков работы с информацией и коммуникацией; готовность к эффективной информационной деятельности в цифровой среде; информационное мировоззрение, ориентированное на ценности взаимодействия в цифровой среде» [2, с. 52]. Подобное определение с дополнительной ориентацией на предметное обучение и методическое воздействие на обучающихся, характеризуя цифровую культуру будущего педагога, дает Е.В. Гнатышина.
Считаем, что такое понятие цифровой культуры задает уровень, необходимый для любого выпускника вуза. Цифровые навыки студентов могут различаться в зависимости от сферы будущей деятельности: образования, экономики, здра-
воохранения и др. При этом цифровая культура должна стать базовым, неотъемлемым качеством будущего конкурентоспособного специалиста.
Существует два подхода к развитию цифровой культуры студента: выделение соответствующих дисциплин в отдельный блок и включение необходимых модулей в другие дисциплины. Сравнить эффективность обучения по каждому из подходов пока не представляется возможным, так как вузы начали работать по развитию цифровой культуры с 2019 года.
Пока лишь в отдельных вузах России начато системное формирование цифровой культуры студентов на основе выделения отдельного блока дисциплин: в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ, Москва) и в Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО, Санкт-Петербург). В НИИ ВШЭ создан «Центр цифровых культур и медиаграмотности» для просветительской, научной и консультаци-
ш
0 н
1
ф
5
.0 £
о со
0
к
1
го со о
о -&
к ^
со
о ц
о
о ф
т
го
ч
ф
с
0
1
го
I
го О
го со
о Ц
го
X ^
го
3
<
Оь
онной работы по цифровой культуре, цифровым медиа, медиаэкологии и транс-медиаграмотности. Разработан курс «Цифровая культура», который является курсом по выбору для магистрантов вуза (https://www.hse.ru/ma/public/ courses/219899688.html).
В Университете ИТМО введен блок дисциплин «Цифровая культура», обязательных к изучению для всех студентов, начиная с первого курса, включая тех, кто не получает профильное образование в области информационных технологий.
Цифровая культура в ИТМО формируется как ключевая и надпрофессио-нальная компетенция, поддерживается «универсальным модулем дисциплин, включающим историю, философию, введение в цифровую культуру, креативные технологии, психологию и экономику предпринимательства» и др. [6, с. 12]. Данный блок дисциплин считается фундаментальным, определяет основные компетенции, которыми должны обладать как выпускники вуза, так и его сотрудники. Все дисциплины блока «Цифровая культура» входят в учебный план по любому направлению подготовки, полученные знания оцениваются в стандартной форме зачета или экзамена. Блок дисциплин рассчитан на шесть семестров, в каждом семестре будет изучаться одна дисциплина.
В вузах, где цифровая культура не выделена в отдельный блок обучения, возможно моделировать ее развитие на основе достижения планируемых образовательных результатов по каждой специальности. Во ФГОС высшего образования результаты предполагают обладание общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, в которые имплицитно включены цифровые компетенции. При подготовке будущих юристов, медицинских работников и педагогов компетенции в области ИКТ входят в общекультурные компетенции: ОК-1 - способность использовать знания для формирования научного мировоззрения, ОК-4 - способ-
ность к коммуникации в устной и письменной формах, ОК-6 - способность к самоорганизации и самообразованию, а также в общепрофессиональные компетенции ОПК-1 - готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, мотивация к осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции у названных специальностей различаются. В педагогическом образовании профессиональная компетенция ПК-2 - это способность использовать современные методы и технологии обучения.
Названные компетенции могут быть последовательно декомпозированы в зависимости от будущей профессиональной деятельности обучающихся до дисциплин и курсов, выделены в отдельные модули для формирования цифровой компетенции и цифровой культуры студентов.
ИКТ-компетенции являются формирующими качествами, они могут стать движущими силами развития цифровой культуры, обеспечить ценностно-мотива-ционные и информационно-технологические компоненты цифровых компетенций и цифровой культуры. Однако, результаты исследований ИКТ компетенций в различных вузах показывают их развитие на низком (до 42%) и среднем (до 28%) уровнях [3; 5; 7]. Даже студенты, показавшие высокий уровень владения ИКТ-компетенциями, крайне редко применяют свои знания для самообразования, творческой деятельности. Следовательно, необходимо целенаправленно развивать данные компетенции, создавая для этого организационно-педагогические условия.
Под организационно-педагогическими условиями мы понимаем потенциальные возможности образовательной среды вуза, реализация которых обеспечит ее целенаправленное эффективное функционирование и развитие.
Анализ исследований по формированию информационных компетенций специалистов, например, по обучению будущих педагогов [1; 5] приводит к выводу, что одним из условий эффектив-
ного формирования цифровой культуры является создание информационно-образовательной среды вуза, обладающей заданными свойствами. Среди свойств информационно-образовательной среды можно выделить: подчиненность мотивам и интересам личности; использование разнообразных технических средств; включение в обучение открытых и локальных образовательных ресурсов; использование различных форм обучения - активных и интерактивных, формальных и неформальных; активное использование дистанционного обучения. К необходимым качествам информационно-образовательной среды относится организация контроля знаний с использованием ИКТ, возможность студента постоянно анализировать успешность своего обучения, вносить необходимые коррективы. Данное качество является важным фактором анализа реального уровня подготовки и развития навыков самообразования студента.
В качестве организационно-педагогического условия развития информационно-образовательной среды вуза назовем возможность формирования профессиональной цифровой компетентности на основе модульной технологии, с ориентацией на ФГОС ВО и профессиональные стандарты. Могут быть разработаны как общие модули, так и различающиеся для различных специальностей будущих выпускников. К общим модулям относятся те, в ходе изучения которых формируются общекультурные компетенции ОК-1, ОК-4 и ОК-6. Это ценностно-ориентированные компоненты, включающие особенности цифровой экономики и образования, современные проблемы информатизации и цифровизации и др. К вариативным модулям могут быть отнесены ОПК-1 - готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии и ПК-2 - это способность использовать современные методы и технологии в профессиональной деятельности.
Отметим также, что условиями повышения эффективности обучения яв-
ляются методы обучения, основанные на приближении к профессиональной деятельности. Это смешанное обучение, технологии дополненной реальности, образовательные события, направленные на организацию особых условий для эмоционального проживания и осмысления заданной темы, в результате чего создается информационный продукт и накапливается опыт деятельности в условиях цифровой эпохи. Таким образом, новые педагогические технологии способствуют индивидуализации обучения, повышению его эффективности. В ходе изучения различных предметов и на неформальных тренингах возможно развитие учебных действий с использованием ИКТ, знакомство со способами эффективной навигации в глобальной сети и вариантами коммуникаций для образования и самообразования (видеоконференции, вебинары, стримы и т.д.) [5, с. 310].
Выделенные нами принципы и организационно-педагогические условия развития информационно-образовательной среды вуза и будут образовывать движущие силы формирования цифровой культуры личности студента. В свою очередь, сформированная цифровая культура мотивирует и активизирует учебный процесс и самообразование. Появляется нацеленность на решение необычных, творческих задач, развиваются креативные качества личности. Цифровая культура способствует развитию креативности, которая лежит в основе развития исследовательской деятельности, основанной на исследовательской самостоятельности.
Развитая информационно-образовательная среда вуза, модульная система обучения, новые педагогические технологии, приемы обучения и контроля знаний способствуют формированию у студентов умения самостоятельно прокладывать маршруты обучения, эффективно искать необходимую информацию, участвовать в исследовательских проектах.
го н ф
н ^
0 ф
со ^
1
^
со
0 н
1
ф
5
.0 £
о ш
0
:т к
1
го ш о
О
к ^
ш
о ц
о
о ф
т
го
ч
ф
с
0
1
го
I
го О
Библиографический список:
1. Гнатышина Е.В. Педагогический инструментарий формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2018. - № 3. С. 46-54.
2. Гнатышина Е.В. Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1. С. 50-58.
3. Карташова И. В. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры студентов вуза: автореф. дисс. ... к.п.н. -М.: Московский гос. Гуманитарный ун-т. - М., 2007. - 30 с.
4. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки», Корпоративный университет Сбербанка. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. - 122 с.
5. Сэкулич Н.Б. Формирование ИКТ-компетенций студентов университета в условиях цифровой революции // Педагогический журнал. - 2017. -Том 7. - № 2А. С. 302-314.
6. Шехонин А.А., Вознесенская А.О., Бахолдин А.В., Гаврилина О.А. Подготовка конкурентоспособных выпускников международного уровня на основе образовательного стандарта Университета ИТМО // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. -№5. С. 9-17.
7. Шаухалова Р. А., Ярычев Н.У Цифровая культура студентов бакалавриата как конкурентное преимущество современного специалиста // Мир науки, культуры, образования. - 2019. -№ 5. С. 348-350.
Поступила 08.04.2020
го ш
0 с; го
X ^
го
ЕЗ <
Об авторе:
Шаухалова Разия Алаудиновна, старший преподаватель кафедры «Математика и ИВТ» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», (Россия, Республика Ингушетия, г. Назрань), raziashauhalova@yandex.ru
Для цитирования: Шаухалова Р.А. Организационно-педагогические условия формирования цифровой культуры студентов университета // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 2. С. 63-69. DOI: 10.7442/2071-96202020-12-2-63-69
References:
1. Gnatyshina E.V. Pedagogical tools of the future teacher digital culture formation // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2018. - No. 3. pp. 46-54. [in Russian]
2. Gnatyshina E. V. Sociocultural approach as a general scientific basis for the future teacher digital culture formation // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2018. -No. 1. pp. 50-58. [in Russian]
3. Kartashova I.V. Organizational and pedagogical conditions of formation of information culture of university students. Author's transcript kand. ped. Nauk. - Moscow State University of Humanities, 2007. - 30 p. [in Russian]
4. Digital learning: global challenges and best practices. Analytical Report for the III International Conference «More than Learning: How to Develop Digital Skills», Sberbank Corporate University. - Moscow, 2018. - 122 p. [in Russian]
5. Sekulich N.B. Formation of the ICT-competencies of the university students in conditions of the digital revolution // Pedagogicheskii zhurnal. - 2017. - Vol. 7. - No. 2. pp. 302-314. [in Russian]
6. Shekhonin A. A., Voznesenskaya A. O., Baholdin A. V., Gavrilina O. A. Training of the competitive international level graduates on the basis of the ITMO University educational standard // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2019. - Vol. 28. - No. 5. pp. 9-17. [in Russian]
7. Shaukhalova R.A., Yarychev N.U. Digital culture of bachelor students as competitive advantage of a modern // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. - 2019. - No. 5. pp. 348-350. [in Russian]
About the author:
Shaukhalova Raziya Alaudinovna, Senior lecturer, Department of Mathematics and IT, Ingush State University (Nazran, Republic of Ingushetia, Russia), raziashauhalova@yandex.ru
For citation: Shaukhalova R.F. The organizational and pedagogical conditions of digital culture formation among university students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 2. P. 63-69. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-2-63-69
0
Ci ф
m s
1
^
m
0
H
1
ф
Sî
.D Ci
о m
0
Ci -&
s :t
к s
1 ro m о
Ci
Ci
о -&
a: s m
о ç
о
о Ф T
ro
Ф с
о x
J
го
х
го 1_ Ci
О