15. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: уровни и методики диагностики. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г.Н. Волкова. Чебоксары, 2017: 278 - 281.
16. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management. International Journal of Cross Cultural Management. 2015; Vol. 22, № 3: 342 - 355.
17. Sue D.W., Rivera D.P., Watkins N.L., Kim R.H., Kim S. & Williams C.D. Racial dialogues: Challenges faculty of color face in the classroom. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 2011: 331 - 340.
18. Танзы М.В., Танова О.М., Кара-Сал Н.М., Монгуш А.С. Электронный словарь математических терминов как средство результативного обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях двуязычия. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017; № 4 (42): 12 - 21.
19. Кара-Сал Н.М., Танова О.М. Роль семьи в развитии интереса детей к математике. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 2 (69): 131 - 134.
References
1. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Koncepciya modernizacii obrazovaniya do 2020 g. Available at: http: //www.edu.ru/documents/view/1660/
3. Koncepciya razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v RF. Available at: http: //www.math.ru/conc/vers/conc-3003.
4. Professionally] standartpedagoga. Available at: http: //www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
5. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty. Available at: http: //www.fgos.ru
6. Arzamasceva N.G., Kondratenko E.V. Model' formirovaniya 'etnokul'turnoj kompetentnosti buduschih pedagogov v aspekte vuzovskogo obrazovaniya. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti sub'ektov pedagogicheskogo processa v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy: sbornik nauchnyh trudov. Joshkar-Ola, 2017: 110 - 115.
7. Grineveckaya T.N. Analiz sovremennyh teoretiko-metodologicheskih podhodov k issledovaniyu problemy 'etnokul'turnogo obrazovaniya pedagogov. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. 2017; № 5: 98 - 104.
8. Arzamasceva N.G. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' buduschih pedagogov v obrazovatel'noj srede universiteta. Konkurentosposobnost' buduschego specialista CCI veka: problemy poiski, resheniya: materialy kruglogo stola. Mariinsk, 2017: 5 - 9.
9. Afanas'eva A.B. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Available at: http: //www.lib.herzen.spb.ru/ afanaseva_8_30_77_89
10. Vanujto A.H. Formirovanie 'etnokul'turnoj kompetentnosti pedagogov. Available at: http: //www.multiurok.ru/blog/formirovanie-etnotui-turnoi-kompietientnosti-piedaghoghov.html
11. Gorshenina S.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'etnokul'turnoj kompetentnosti u buduschih pedagogov v processe osvoeniya dopolnitel'noj obrazovatel'noj programmy. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2016; № 1(5): 124 - 129.
12. Grineveckaya T.N. 'Etnokul'turnoe obrazovaniepedagoga vprocesse ih professional'nojpodgotovki: uchebnoe posobie. Novosibirsk: Izd-vo IPC NGMU, 2017.
13. Zhilyaeva M.S. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' kak 'element politicheskoj kompetentnosti regional'noj social'noj politike. Vestnik Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 10: 46 - 52.
14. Lebedeva N.M. 'Etnopsihologiya: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moskva: Izd-vo Yurajt, 2017.
15. Fedorova S.N. 'Etnokul'turnaya kompetentnost' pedagoga: urovni i metodiki diagnostiki. 'Etnopedagogikakakfaktorsohraneniyarossijskojidentichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G.N. Volkova. Cheboksary, 2017: 278 - 281.
16. Berry J. Global psychology: Implications for cross-cultural research and management. International Journal of Cross Cultural Management. 2015; Vol. 22, № 3: 342 - 355.
17. Sue D.W., Rivera D.P., Watkins N.L., Kim R.H., Kim S. & Williams C.D. Racial dialogues: Challenges faculty of color face in the classroom. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology, 2011: 331 - 340.
18. Tanzy M.V., Tanova O.M., Kara-Sal N.M., Mongush A.S. 'Elektronnyj slovar' matematicheskih terminov kak sredstvo rezul'tativnogo obucheniya matematike detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah dvuyazychiya. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2017; № 4 (42): 12 - 21.
19. Kara-Sal N.M., Tanova O.M. Rol' sem'i v razvitii interesa detej k matematike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 131 - 134.
Статья поступила в редакцию 05.10.19
УДК 378+007
Shaukhalova R.A., Senior Lecturer, Department of Mathematics and Computer Science, Ingushetia State University (Nazran, Russia), E-mail: s-rakhmat@list.ru
Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy, Psychology), Professor, Professor of Department of Theory and Technology of Social Work,
Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru
DIGITAL CULTURE OF UNDERGRADUATE STUDENTS AS A COMPETITIVE ADVANTAGE OF A MODERN SPECIALIST. The article considers a relevant question connected with the necessity of confident possession of modern technologies by representatives of any profession. It examines social trends that point to the importance of digital technology in various aspects of human life. The government initiatives that determine the importance of the development of digital processes and economy in our country are presented. The national project "Digital Economy of the Russian Federation" is analyzed. The conclusion is made about the importance of the development of digital culture of future specialists for effective professional activity. A review of research on digital culture is discussed. A survey of students aimed at revealing their awareness of digital technologies, which should be introduced by 2024 in accordance with the national project "Digital Economy of the Russian Federation". Future educators, health professionals and lawyers have been found to be more aware of the technologies of the near future. Future mathematicians and computer scientists already know some of these technologies. It is noted that, it is necessary to develop the value basis of activities for the development of digital culture. It is concluded that it is necessary to create an educational environment rich in information, communication and values at a university.
Key words: digital culture, undergraduate students, competitive advantage, specialist, digital economy.
Р.А. Шаухалова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: s-rakhmat@list.ru
Н.У. Ярычев, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА
КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье рассматривается актуальный вопрос, связанный с необходимостью уверенного владения современными технологиями представителями любых профессий. Рассматриваются социальные тенденции, указывающие на важность применения цифровых технологий в различных аспектах жизни человека. Представлены правительственные инициативы, детерминирующие важность развития цифровых процессов и экономики в нашей стране. Анализируется национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». Делается вывод о значимости развития цифровой культуры будущих специалистов для эффективной профессиональной деятельности. Проводится обзор научных исследований, посвященных цифровой культуре. Представлен опрос студентов, направленный на выявление их осведомленности о цифровых технологиях, которые необходимо внедрить к 2024 году согласно национальному проекту «Цифровая экономика РФ». Обнаружено, что будущие педагоги, медицинские работники и юристы в большей степени осведомлены о технологиях ближайшего будущего. В то время как будущие математики и информатики уже владеют некоторыми из данных технологий. Отмечается, что несмотря на это, для развития цифровой культуры необходимо развивать еще ценностные основы деятельности. В заключение делается вывод о необходимости создания образовательной среды в вузе, насыщенной информационно-коммуникационными и ценностными аспектами.
Ключевые слова: цифровая культура, студенты бакалавриата, конкурентное преимущество, специалист, цифровая экономика.
Современный мир сложно представить без цифровых технологий. Они сегодня применяются во всех сферах жизни: образовании, медицине, политике, экономике. Производство товаров или оказание услуг сопровождается использо-
ванием различных компьютерных и виртуальных средств. Данные реалии указывают на необходимость обучения студентов овладением цифровыми технологиями. Однако некоторые студенты считают себя достаточно компетентными
в данном направлении. Сегодня любой ребенок более разборчив в цифровых технологиях, чем люди старшего поколения. Несомненно, что и студенты представляют собой в большинстве ситуаций уверенных пользователей. Вместе с тем, мы считаем, что такое владение в основном заключается в умении создавать документы в цифровом формате, общаться в социальных сетях и находить необходимую информацию в интернете. Данные компетенции мы считаем достаточными для бытового пользования компьютерными и другими цифровыми продуктами. Однако для осуществления профессиональной деятельности этого может быть недостаточно.
Можно сказать, что современные студенты отличаются в большей мере цифровой грамотностью. Для некоторых профессий этого вполне может быть достаточно на сегодняшний день. Однако мир не стоит на месте и будущее в основном представляется в совершенствовании его различных сфер. Причем такое изменение в плане качественного развития связывается именно с активным внедрением цифровых технологий во все процессы.
Так, национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [1] ориентирована на совершенствование цифрового пространства в нашей стране. Ее целью является создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, доступной для всех и применение преимущественно отечественного программного обеспечения во всех организациях. В данную программу входит множество проектов, среди которых можно назвать такие как «Кадры для цифровой экономики», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии» и другие. К примеру, в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» одной из задач является обучение к 2024 году по компетенциям цифровой экономики до 270 тысяч работающих специалистов. Также в качестве задач этого проекта выделяется принятие на программы высшего образования в сфере информационных технологий до 120 тысяч человек к этому же сроку. Исходя из чего, можно сделать вывод, насколько важно сегодня формировать не только цифровую грамотность, но и более высокий уровень компетентности в области цифровых технологий у выпускников вузов. Такой уровень мы рассматриваем в качестве цифровой культуры.
Полагаем, что цифровая культура включает в себя более осознанное и компетентное применение цифровых технологий. Это в свою очередь позволит выпускнику вуза быть востребованным на рынке труда. Однако важно разобраться более глубоко с вопросом, касающимся содержания понятия «цифровая культура». Поэтому вполне уместно будет проанализировать исследования, посвященные данной теме.
Н.А. Соколова говорит о таких понятиях, как «цифровые (новые) меди», «киберкультура», «киберпространство» и «цифровая культура». Причем акцент делается именно на цифровой культуре, которая, по мнению исследователя, характеризуется не только цифровыми технологиями, различными виртуальными форматами и современными гаджетами [2]. Наоборот, такая культура затрагивает различные стороны жизни человека, практики и продукты человеческой деятельности. Н.А. Соколовой рассматривается цифровая культура в широком смысле, как новая эпоха распространения цифровых технологий, влияющих на культуру в целом.
В подобном ключе рассуждает и И.Л. Сергеева, говоря о «цифровой массовой культуре». Причем цифровая массовая культура рассматривается в двух форматах: а) как электронная форма для классических, «аналоговых» культурных объектов и б) как электронные по форме и сущности объекты культуры, которые уже созданы в цифровой среде [3]. Интерес представляют выделенные авторами черты такой культуры:
- партисипативность: возможность аудитории быть не только потребителями, но производителями контентов (производопотребители);
- конвергентность: способность архивировать, комментировать и распространять культурные артефакты;
- мультиплатформенность: выход цифровой среды, массовой культуры за рамки одного носителя;
- параллельность: транслирование культурных кодов из режима онлайн в реальную жизнь и наоборот;
- безграничность: отсутствие границ между элитарной и массовой культурами, трансляция информации на максимально дисперсное и различное (географически, этнически и расово) количество пользователей в сети Интернет.
Д.В. Галкин рассматривает цифровую культуру в двух ракурсах: ценностном и материальном. В ценностном аспекте он делает акцент на значимости для общества артефактов и символических структур, закодированных на цифровых носителях и включенных в институциональную систему, поддерживающую определенные ценности. В материальном аспекте данные артефакты и технические системы рассматриваются как способствующие социальной и экономической эффективности институциональной системы [4]. Также ученый выделяет различные уровни цифровой культуры: материальный, функциональный, символический, ментальный и духовный.
В представленных выше исследованиях цифровая культура рассматривается как новый этап развития общества, который определяет практически все аспекты жизнедеятельности как государства, так и личности. Однако во многих работах говорится и об огромных рисках такой цифровой культуры. В научных исследованиях по экономике, медицине, педагогике можно обнаружить рассмотрение данных вопросов.
В статье А.А. Петрова говорится о том, что сегодня наблюдается четвертая промышленная революция (ЧПР) и формируется ее продукт - цифровая экономика (ЦЭ). Им подчеркивается, что такие явления цифровой культуры, как цифровизация, чипизация и робототехника делают человека зависимым от цифровых технологий. Если раньше культура определяла развитие человечества, то сейчас ЧПР-ЦЭ «все переворачивает». Сегодня техника определяет поведение человека и его поступки, то есть цифровые технологии формируют культуру [5]. Ученый говорит о психологической зависимости и угрозе деградации навыков в результате повсеместного применения киберпроцессов. Также им выделяются различные риски внедрения цифровых технологий (кадровые, экономические, политические, идеологические). Кроме прочего А.А. Петровым подчеркивается, что такой новый мир изменит личность человека, сформирует новые принципы этики, морали и ценностей. Дигитализация (оцифровывания общества) приведет к оцифровыванию индивидуального поведения человека, исказит его психику.
Е.Ю. Загарских и Ю.А. Загарских затрагивают вопросы кибербезопасности в медицине. Исследователями рассматриваются вопросы осуществления диагностики болезней с использованием искусственного интеллекта. В их работе подчеркивается, что важно радиологам и клиницистам, применяющим методы искусственного интеллекта, оценить возможные последствия таких практик [6]. При выделении рисков такой диагностики говорится об этических аспектах данного вопроса. Отмечается, что таким технологиям могут обучаться и обходить законные этические и юридические требования. Т.В Скрыль, А.С. Парамонов отмечают недостаточный уровень развития интеллектуальности экспертных медицинских систем [7].
Вместе с тем применение цифровых технологий дает и множество преимуществ. К примеру, в образовании применяются технологии для повышения мотивации к обучению как учеников [8], так и педагогов [9]. Но в работе Е.В. Гна-тышиной и А.А. Саламатова выделяются педагогические риски цифровизации: а) представление у большинства обучающихся, в частности студентов, об Интернете как источнике абсолютного знания; б) полное отсутствие смыслового и содержательного контроля открытых информационных пространств с разнообразным контентом; в) доступность и простота осваивания различных культурных полей разных народов и времен, что облегчает интеллектуальный труд; г) оско-лочность, клиповость, фрагментарность восприятия информации обучающимися [10]. Ученые подчеркивают, что изменения в системе коммуникаций провоцируют трансформацию в системе ценностей целого поколения. Мы согласны с позицией данных авторов, что это вызывает необходимость обновления принципов и методов работы в вузе, направленных на подготовку будущего специалиста цифровой эпохи.
Также данными учеными предлагается трактовка интересующего нас понятия - «цифровая культура», но в более узком смысле, применительно к студентам - будущим педагогам. Цифровая культура педагога понимается как принятые им ценности цифровизации, не противоречащие гуманистическим ценностям. В такую культуру авторами включаются: цифровая компетентность; владение технологиями ориентирования в цифровой реальности, а также продуктивное общение в информационном пространстве. Учеными определены векторы формирования исследуемого вида культуры у студентов. Одним из них является обучение различным моделям поведения в цифровом пространстве на основе морально-этических норм.
Мы полностью разделяем позицию описанной выше работы и считаем, что цифровая культура особенно важна студентам, выросшим в мире цифрового пространства. Соглашаемся с содержанием рассматриваемого понятия «цифровая культура будущего специалиста», предложенного Е.В. Гнатышиной и А.А. Саламатовым.
Таким образом, можно отметить, что цифровые технологии используются в экономических процессах [1], [2], здравоохранении [6], [7], образовании [8 - 10] и других сферах деятельности человека [3 - 5].
Далее обоснуем, почему цифровая культура выступает конкурентным преимуществом современного специалиста. Для этого еще раз обратимся к национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации». В проектах этой программы встречается ряд терминов, которые еще мало знакомы обычным пользователям цифровых технологий. К примеру, в документе можно встретить термин «сквозные» цифровые технологии. Причем перечисляется масса мероприятий по их внедрению, но не поясняется, что это такое. Хотя к 2024 году они должны быть внедрены во многие аспекты жизни человека. Также говорится о крипографических средствах, криптовалюте, технологиях дополненной реальности, туманных, облачных и квантовых технологиях.
Все чаще речь идет о применении искусственного интеллекта и робототехники в деятельности человека. Если раньше такие термины больше относились к области фантастики, то сегодня они рассматриваются как нормальные процессы во многих отраслях. Вообще стоит отметить, что XXI век называют цифровым. Поэтому цифровая культура выступает неотъемлемым качеством любого человека, особенно специалиста определенной профессии, составляет его конкурентоспособность.
С целью выявления осведомленности студентов о цифровых технологиях, нами был проведено опрос. Были выделены некоторые виды технологий, описанных в программе национального проекта «Цифровая экономика в РФ». Необходимо было отметить уровень осведомленности студентов о данных технологиях
по 5-бальной шкале, где 1 означает «впервые слышу об этом», 2 - «слышал, но не знаком», 3 - «знаком теоретически с такими технологиями», 4 - «имею опыт практического применения данных технологий» и 5 - «хорошо владею указанной технологией». В опросе приняли участие 130 студентов (будущие медицинские работники, педагоги и юристы) первого курса ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет».
Таблица 1
Осведомленность студентов о некоторых цифровых технологиях
Таким образом, можно сделать вывод, что с некоторыми цифровыми технологиями студенты достаточно хорошо знакомы. Это облачные и виртуальные технологии. В основном осведомлены будущие бакалавры о квантовых технологиях, технологиях искусственного интеллекта и дополненной реальности. В меньшей степени студенты имеют представление о туманных технологиях. Еще раз напомним, что данные технологии планируется внедрять в Российской Федерации к 2024 году во многие процессы жизнедеятельности людей. Поэтому несомненно, что будущим специалистам важно владеть ими не только в теоретических представлениях, но и в практическом применении.
В данном опросе приняли участие и студенты 1 курса, обучающиеся на кафедре «Математика и ИВТ» в количестве 30 человек по направлению подготовки бакалавров 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Им также необходимо было оценить уровень собственной осведомленности или практического овладения вышеуказанными технологиями. Стоит отметить, что они показали несколько иные результаты (табл. 2).
Таким образом, можно заметить, что у студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.02 «Информационные системы и
Библиографический список
Таблица 2
Осведомленность будущих бакалавров по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» о некоторых цифровых технологиях
№ п/п Уровень осведомленности и владения
Название технологии технологией
1 2 3 4 5
1 Облачные технологии 0% 7% 23% 30% 40%
2 Туманные технологии 6% 16% 29% 35% 14%
3 Квантовые технологии 0% 13% 64% 17% 6%
4 Виртуальные технологии 0% 0% 0% 46% 64%
5 Технологии искусственного интеллекта 0% 14% 57% 17% 12%
6 Технологии дополненной реальности 4% 13% 36% 23% 24%
Среднее значение 1,7% 10,5% 34,8% 28% 26,6%
технологии», в большей степени представлены практические навыки владения представленными технологиями. Если рассмотреть уровень «5 - хорошее владение указанной технологией», то можно обнаружить расхождение в двух группах на 19%. Получается, что будущие педагоги, врачи и юристы в большей степени теоретически знакомы с такими технологиями. А математики и информатики - практически. Этот вывод вполне закономерен, так как на направление «Информационные системы и технологии» поступают выпускники, имеющие предрасположенность к точным наукам и, соответственно, к различным цифровым процессам. Вместе с тем напомним, что мы рассматриваем цифровую культуру не только в плане владения цифровыми технологиями, но и учитываем ценностное отношение к их применению. В данном анкетировании оно еще не рассматривалось. Поэтому владение такими технологиями еще не говорит о сформированности цифровой культуры у студентов.
Таким образом, еще раз подчеркнем, что на сегодняшний день очень важно специалистов любого направления подготовки обучать навыкам не только цифровой грамотности, но и формировать у них цифровую культуру. Для этого необходимо выстроить насыщенную информационно-коммуникационными и ценностными аспектами образовательную среду вуза. Данный вопрос является предметом рассмотрения дельнейших исследований и может получить воплощение в практических решениях, ценных для преподавателей вуза.
№ п/п Уровень осведомленности и владения
Название технологии технологией
1 2 3 4 5
1 Облачные технологии 2% 7% 43% 35% 13%
2 Туманные технологии 39% 26% 18% 15% 2%
3 Квантовые технологии 3% 53% 29% 11% 4%
4 Виртуальные технологии 0% 1% 15% 71% 13%
5 Технологии искусственного интеллекта 9% 34% 57% 6% 0%
6 Технологии дополненной реальности 14% 13% 36% 23% 14%
Среднее значение 11,1% 22,3% 33% 26,8% 7,6%
1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г № 16). Available at: https://base.garant.ru/72190282/
2. Соколова Н.А. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху? Международный журнал исследований культуры. 2012; № 3 (8): 6 - 9.
3. Сергеева И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде. Культура и цивилизация. 2016; Т. 6, № 6: 55 - 65.
4. Галкин Д.В. Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей. Международный журнал исследований культуры. 2012; № 3: 11 - 12.
5. Петров А.А. Цифровизация экономики: проблемы, вызовы, риски. Торговая политика. 2018; № 3 (15): 9 - 31.
6. Загарских Е.Ю., Загарских Ю.А. Применение кибербезопасности и использование искусственного интеллекта в медицине. Системный анализ в проектировании и управлении. 2019:425 - 429.
7. Скрыль Т.В., Парамонов А.С. Цифровая трансформация сферы здравоохранения: российская и зарубежная специфика. Карельский научный журнал. 2017; Т. 6, № 3 (20): 137 - 140.
8. Минасян Н.А. ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017; № S8: 34 - 38. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470104.htm
9. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018; № 2 (35): 5 - 15.
10. Гнатышина Е.В., Саламатов А.А. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 8: 19 - 24.
References
1. Pasport nacional'noj programmy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam 24 dekabrya 2018 g. № 16). Available at: https://base.garant.ru/72190282/
2. Sokolova N.A. Cifrovaya kul'tura ili kul'tura v cifrovuyu 'epohu? Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2012; № 3 (8): 6 - 9.
3. Sergeeva I.L. Transformaciya massovoj kul'tury v cifrovoj srede. Kul'tura i civilizaciya. 2016; T. 6, № 6: 55 - 65.
4. Galkin D.V. Digital Culture: metodologicheskie voprosy issledovaniya kul'turnoj dinamiki ot cifrovyh avtomatov do tehno-bio-tvarej. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury. 2012; № 3: 11 - 12.
5. Petrov A.A. Cifrovizaciya 'ekonomiki: problemy, vyzovy, riski. Torgovaya politika. 2018; № 3 (15): 9 - 31.
6. Zagarskih E.YU., Zagarskih YU.A. Primenenie kiberbezopasnosti i ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v medicine. Sistemnyj analiz v proekíirovanii i upravlenii. 2019: 425 - 429.
7. Skryl' T.V., Paramonov A.S. Cifrovaya transformaciya sfery zdravoohraneniya: rossijskaya i zarubezhnaya specifika. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2017; T. 6, № 3 (20): 137 - 140.
8. Minasyan N.A. IKT kak sredstvo povysheniya motivacii uchaschihsya na urokah inostrannogo yazyka. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017; № S8: 34 - 38. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470104.htm
9. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Populyarizaciya nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi pedagogov obscheobrazovatel'nyh organizacij s ispol'zovaniem metoda kinopedagogiki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2018; № 2 (35): 5 - 15.
10. Gnatyshina E.V., Salamatov A.A. Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul'tury: social'nye i obrazovatel'nye aspekty. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 8: 19 - 24.
Статья поступила в редакцию 05.10.19