ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ
DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-4-31-37
УДК 378.6 ББК 74.489.0
Н.У. Ярычев
(Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия) Е.В. Гнатышина
(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
В статье основана актуальность применения инновационного методологического подхода к процессу проектирования теоретических оснований формирования цифровой культуры педагога. Становление исследуемого вида культуры на современном этапе цифровизации общества является одной из первоочередных задач профессиональной подготовки. В статье представлено авторское определение понятия. Выделены его элементы, обоснована их связь с предлагаемым методологическим подходом.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований в области теории деятельности и ее рефлексивных оснований удалось определить категории деятельности и рефлексии, выявить базовые принципы применения деятельностно-рефлексивного похода, установить деятельностный характер исследуемых процессов. S В обобщении результатов и обсуждении выводов предлагаются сформулированные £ принципы, применимые для проектирования ценностно ориентированной концепции формирования цифровой культуры педагога. о
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровая культура педагога, профес- | сиональная подготовка учителя, педагогическая деятельность, рефлексия, деятель- ф ностный подход, деятельнстно-рефлексивный подход.
N.U. Yarychev
(Chechen State University, Grozny, Russia) | s
E.V. Gnatyshyna *
(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)
THEORETICAL ASPECTS OF APPLICATION OF ACTIVITY AND REFLEXIVE APPROACH TO FORMATION OF DIGITAL CULTURE OF THE TEACHER
<u
О X
ь
о
J 2
5 a.
i ^
<u S
x g ф
Ci о
i= m
_ о
-û а.
Ё -&
<u s
1= IT
& 2
g i
2 го
о ¡5
* â.
The relevance of application of innovative methodological approach to a designing process of the theoretical bases of formation of digital culture of the teacher is discussed. g. o Formation of the studied type of culture at the present stage of digitalization of society
<u
is one of priorities of vocational training. Author's definition of a concept is presented. Its elements are allocated, their connection with the offered methodological approach is proved.
On the basis of the theoretical analysis of psychology and pedagogical researches in the field of the theory of activity and its reflexive bases activity and a reflection was succeeded to define categories, to reveal the basic principles of application of an activity and reflexive campaign, to establish the activity nature of the studied processes. In generalization of results and discussion of conclusions the formulated principles applicable for design of the value-oriented concept of formation of digital culture of the teacher are offered.
Keywords: education digitalization, digital culture of the teacher, vocational training of the teacher, pedagogical activity, reflection. activity approach, activity-reflexive approach.
a _0 H CO x l_
m uJ
CD <U T _0
К
>
I
В современной ситуации реализации национального проекта «Образование» в части становления системы подготовки и переподготовки образовательных кадров «Учитель будущего» особо актуальным становится вопрос определения методологических оснований для построения эффективных методик профессиональной подготовки учителя и повышения его квалификации. В условиях тотальной цифровизации общественных процессов и постоянной трансформации педагогического инструментария осмысление методологии, образующей векторы реализации изменений на практике [10], является первоочередной задачей.
Определенный и закрепленный в образовательных стандартах системно-дея-тельностный подход является обоснованным и дает возможность проектировать методики работы с современными учащимися, но не является исчерпывающим. Информационные потоки, в которые погружен современный учитель, отчасти формализованы, отчасти стихийны и не направленны, требуют высокого уровня цифровой культуры, позволяющей отбирать, обрабатывать, анализировать и преобразовывать информацию в специализированное знание [3]. Сущностные границы системно-деятельностного подхода в аспекте формирования цифровой культуры могут быть расширены возможностями предлагаемого нами дея-тельностно-рефлексивного [5].
Наблюдения за практикой реализации стандартов в общем образовании,
обобщения существующего учительского опыта по трансформации методической работы, а также анализ методологии педагогических исследований современного периода позволили нам сформулировать следующую цель представленного исследования: выявить возможности деятельностно-рефлексивного подхода к процессу формирования цифровой культуры учителя.
В нашем исследовании под цифровой культурой педагога мы понимаем сложное системное качество личности, характеризующееся информационным мировоззрением, ориентированным на ценности информационного взаимодействия в цифровой среде, совокупностью знаний, умений и практического опыта информационной деятельности, проявляющееся в организации предметного обучения и методического воздействия на становление обучающихся. Обозначенные в представленной трактовке составляющие в виде информационного мировоззрения и информационной компетентности педагога невозможно прибрести без расширения подходов к организации педагогического образования.
Проектирование методологии заявленного подхода к процессу формирования цифровой культуры основано на трудах целого ряда педагогов и психологов: от классического понимания категорий «деятельность» и «рефлексия» до аналитических исследований по особенностям применения методологических подходов к педагогическим процессам в профессиональном образовании.
В классических исследованиях [4; 6] авторы определяют феномен рефлексии как способность человека к самоанализу, самопознанию, осмыслению своих взаимодействий с окружающим миром, представляющую собой часть развитого интеллекта человека.
В нашем исследовании под деятельностью мы понимаем осознанную активность, в которой обучающийся является субьектом, действует активно и осознанно.
Рефлексия в данном контексте была определена нами исходя из концепции Ю.В. Зарецкого как «процесс осознания и изменения оснований, способов, средств (в широком смысле слова) осуществляемой деятельности, всего того, что может ей содействовать или мешать» [4, с. 12].
Выбор деятельностно-рефлексивного подхода к исследуемому процессу в первую очередь основан на специфике понятия «цифровой культуры будущего педагога», которое мы представили выше. На современном этапе трансформации целей образовательного процесса в целом - от приобретения готового знания к формированию высокой мотивационной готовности к овладению им, развитию способности к самоорганизованной образовательной деятельности, к постоянному саморазвитию - вопрос о внедрении психолого-ориентированного рефлексивного подхода становится особенно актуальным. Современный образовательный результат профессиональной подготовки в вузе - это индивид, способный не только реализовывать на практике полученные компетентности, но и обладать готовностью создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности в современном обществе [8]. Одним из механизмов, позволяющих достичь подобного результата, является организация процесса на основе рефлексии [7].
Применительно к нашему исследованию цель деятельностно-рефлексивного подхода состоит в переосмыслении роли объекта образовательного процесса, в своеобразном переводе его в субъект
познания, что невозможно без планирования деятельности, ее регулирования, контроля и самоанализа.
В ходе теоретического исследования [1; 3; 8] и эмпирических наблюдений за процессом становления цифровой культуры, нам удалось установить деятель-ностный его характер, о чем свидетельствуют следующие его характеристики:
- отражает поэтапно выполняемые субъектом действия;
- представляет собой форму личностной активности;
- ориентирован на выполнение строго определенной цели;
- трансформирует объективную реальность;
- требует применения определенных методов и средств; основан на творческом подходе к активности;
отличается непрерывностью и целостностью.
Сформулируем основные принципы деятельностно-рефлексивного подхода применительно к процессу формирования цифровой культуры:
1. Все виды человеческой деятельности связаны с трудом (игра, учеба и т.д.) и направлены на конструирование нового знания, способа действия. Процесс формирования цифровой культуры рассматривается как специфический вид деятельности. Информационная деятельность, входящая в структуру цифровой культуры, является составляющей любого вида профессиональной деятельности педагога, что позволяет ее отнести к подвидам трудовой деятельности. Под информационной деятельностью в нашей работе мы понимаем процесс активного взаимодействия педагога с информационной средой, направленный на получение, накопление, преобразование информации в предметной, психолого-педагогической среде.
2. Рефлексия как процесс направляется представлением о результате, который должен быть достигнут личностью, и заключается в соотнесении всех
го ч
о
X
ч
о
ф -& ф
0
1
13
о
I *
5 £
к ф
ч к
_0
а. О
1= ш
_ о
-О а.
Ё
ф ^
с ^
® =1
2 ГО
О ш
£ &
& £
о °
ф ■&■
элементов, составляющих содержание конкретной деятельности с ее целью. Цель - это системообразующий компонент системы деятельности. В процессе формирования цифровой культуры выделяется целевой компонент, состоящий в определении основного ориентира развития составляющих компонентов цифровой культуры. Объект деятельности -культура цифровая, представленная различными уровнями сформированности у будущих педагогов. Субъектом деятельности, который характеризуется способностью осваивать эту деятельность и творчески ее преобразовывать, выступают педагог высшей школы, работающий в системе высшего педагогического образования, студент, обучающийся по педагогическим направлениям подготовки, студенческая группа. Принципиально важными личностными качествами субъекта деятельности становятся творческое мышление, обладание системой информационных ценностных ориентаций, высоким уровнем информационной компетентности, профессионализмом, проектировочными умениями. Средствами деятельности по формированию цифровой культуры являются нормативно-правовые акты и законодательные документы, компьютерные и всевозможные технические средства, схемы, таблицы и т.д., а также духовные средства - социальный заказ, результаты научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук. Методы формирования цифровой культуры достаточно широки. К ним мы относим проектирование, моделирование, эксперимент, проблемное обучение, опытно-поисковую деятельность и т.д. Результат формирующей | деятельности - это, прежде всего, вы-| сокий уровень цифровой культуры бу-го дущего педагога, на который указывает полифункциональный, многофакторный ш характер информационной деятельности, $ он связан со способностью и готовностью
т
£ к стратегическому планированию своей к
. ■ деятельности и адекватному ее проявле-I нию в цифровой среде.
3. Рефлексии характерны сущностные свойства деятельности: целенаправленность, преобразующий характер, предметность, осознанность. Представленные сущностные свойства задают основные направления проектирования формирования цифровой культуры. Целенаправленность на высокий уровень сформированности цифровой культуры отражает результат, который должен отражаться в педагогической деятельности преподавателя. Преобразующий характер должен проявляться в качественных изменениях в структуре информационного функционирования будущего специалиста. Предметность состоит в активизации поиска, отбора, анализа информации. Осознанность актуализируется в процессе представления информации, который являет собой синтез нового знания.
Результатом всестороннего исследования проблемы формирования цифровой культуры современного учителя в рамках его профессионального роста становится проектирование и последующее внедрение в практику ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры педагога, цель которой теоретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение ценностно-ориентированного формирования цифровой культуры педагога, как целостного специфического процесса, направленного на становление культурной личности в цифровой среде, обеспечивающего постоянное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование. Принимая во внимание методологическое значение деятельностно-рефлексивного подхода, выделим некоторые положения, которые будут использованы нами в процессе разработки теоретических оснований проектируемой концепции:
- организованный процесс формирования цифровой культуры представляет собой систематизированную смену различных видов деятельности как объектов, так и субъектов, а также смену методов их взаимодействия;
- деятельность в рамках формирования цифровой культуры носит системный, творческий, целенаправленный, рефлексивный характер, определяющийся индивидуальными особенностями, вовлеченным в процесс формирования уровнем информационной культуры, сформированным ранее;
- деятельность преподавателя по формированию цифровой культуры у будущих педагогов направлена на раскрытие потенциала студентов, активизацию всесторонней информационной деятельности, формирование информационных ценностей, повышение уровня самопознания;
- формирование цифровой культуры основано на активности студента и его готовности использовать приобретаемые навыки в рамках учебной и практической деятельности по различным дисциплинам как теоретического, так и практико-ориентированного обучения, что оказывает прямое воздействие на его профессиональное становление.
Таким образом, деятельностно-реф-лексивный подход в многообразии своих проявлений позволяет говорить о характерных особенностях исследуемого процесса, определить структуру этой деятельности, изучив ее типологические составляющие: цель, объект, субъект, средства, методы и результат. В нашем исследовании подход выступает в качестве практико-ориентированной тактики и отражает особенности проектирования содержания, выбора форм, методов, средств формирования цифровой культуры будущего педагога.
Перспективы развития данного подхода в практической плоскости педагогического образования мы видим в расширении возможностей его применения в аспектах организации внеаудиторной самостоятельной работы на основе рефлексивных техник, интенсификации
информационной деятельности на базе специального методического инструментария, позволяющего осмысленно регулировать деятельность в цифровой среде, которая зачастую спонтанна. Библиографический список:
1. Гнатышина Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 4. С. 71-77.
2. Гнатышина Е.В. Основные этапы становления проблемы формирования информационной культуры педагога профессионального обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2009. - № 2. С. 48-53.
3. Гнатышина Е.В. Социокультурная трансформация инструментария профессиональной подготовки педагогов в условиях цифровизации / Ворожей-кина А.В., Цилицкий В.С., Салавату-лина Л.Р., Резникова Е.В. // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма: сборник научных трудов II Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора Х.И. Ибрагимова. - 2019. - Том 3. С. 143-146.
4. Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. - 2013. - Том 21. - № 2. С. 8-37.
5. Осипова Т.П. Рефлексивно-деятель-ностный подход в процессе профессиональной подготовки студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012. -Том II. - № 1. С. 163-166.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.
7. Ушева Т.Ф. Реализация рефлексивного подхода в педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - №5. С. 66-70.
8. Ярычев Н.У., Самбиева Л.И. Развитие профессиональной мобильности
го ч
о
X
ч
о
ф -& ф
а
0
1
13
о
i * 5 £
к ф
ч к
_0 ср
Ü. о
1= ш
_ о
-О а.
£ -&
ф S
1= IT
% 2
® I
2 го
о ш
? а.
<D £
о °
ф ■&■
учителя современной школы: монография. - Кисловодск: Учебный центр «Магистр», 2016. - 232 с.
9. Ярычев НУ Формирование информационно-технологического мышления будущего педагога // Современные педагогические технологии профессионального образования: Материалы Международной заочной научно-практической конференции; под ред. Ф.Н. Алипхановой. - 2017. - С. 66-69.
10. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Ne-mudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing pedagogical university master students' empathic training // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - T. 8. - No. 5. P. 14-25.
Поступила 06.11.2019
Об авторах:
Ярычев Насруди Увайсович, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (Россия, Чеченская республика, г. Грозный), доктор педагогических наук, доктор философских наук, профессор, nasrudiny@mail.ru
Гнатышина Екатерина Викторовна, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Россия, Г. Челябинск), gnatyshinaev@cspu.ru
Для цитирования: Ярычев Н.У, Гнатышина Е.В. Теоретические аспекты применения деятельностно-рефлексивного подхода к формированию цифровой культуры учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 31-37. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-31-37
References:
1. Gnatyshina E.V. The axiological bases of information preparation in professional education // Contemporay Higher Education: Innovative Aspects. - 2015. - No. 4. P. 71-77. [in Russian]
2. Gnatyshyna E.V. Basic Station of Formation of Information Culture of the Teacher of Vocational Training // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2009. -No. 2. P. 48-53. [in Russian]
3. Gnatyshina E.V., Vorozheykin A.V., Tsilitsky V.S., Salavatulina L.R., Reznikova E.V. Sociocultural transformation of tools of vocational training of teachers in the conditions of Digitalization // Sotsialnye i kulturnye transformatsii sovremennogo globalisma. Proceedings of the II International scientific conference devoted to the 85 anniversary of professor H.I. Ibragimov. - 2019. - Vol 3. P. 143-146. [in Russian]
4. Zaretsky V.K. Formation and essence of reflexive and activity approach in rendering advisory psychological assistance // Konsutativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. -2013. - Volume 21. - No. 2. P. 8-37. [in Russian]
5. Osipova T. P. Reflexive and activity approach in the course of vocational training of students // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. - 2012. - No 1. - Volume II. P. 163-166. [in Russian]
6. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology. - SPb, 2000. - 720 p. [in Russian]
7. Usheva T.F. Realization of reflexive approach in pedagogical education // Siberskii pedagogicheskii zhurnal. - 2014. - No. 5. P. 66-70. [in Russian]
8. Yarychev N.U., Sambiyeva L.I. Development of professional mobility of the teacher of modern school. - Kislovodsk: «Magistr», 2016. - 232 p. [in Russian]
9. Yarychev N.U. Formation of information and technological thinking of future
teacher // Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii v professionalnom obrazovanii. Proceedings of the International correspondence scientific and practical conference. Ed. by F.N. Alipkhanova. - 2017. - P. 66-69. [in Russian] 10. Bolshakova Z.M., Gnatyshina E.V., Nemudraya E.Yu., Tsiulina M.V., Shkitina N.S. Managing pedagogical university master students' empathic training // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Vol. 8. - No. 5. P. 14-25.
About the authors:
Yarychev Nasrudi Uvaysovich, Academic title of Professor, Vice Rector for Academic Work, Chechen State University (Grozny, Chechen republic, Russia), Doctor of Pedagogy, Doctor of Philosophy, nasrudiny@mail.ru
Gnatyshyna Ekaterina Viktorovna, Head, Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), gnatyshinaev@ cspu.ru
For citation: Yarychev N.U., Gnatyshyna E.V. Theoretical aspects of application of activity and reflexive approach to formation of digital culture of the teacher // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. P. 31-37. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-31-37
ro
о
X
о
<u <u
О X
ь
0
! *
£ -s £
* 3
5 ср
1 ^ <u S
x с
ф
CP о
1= ш
_ о
-О CP
Ё
<U S
1= IT
& 2
® =1
2 го
О ш
£ £
& и
о °