Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования'

Организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мардеев Р. Ю.

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования. Раскрыты основные понятия исследования, потенциал дополнительного образования, здоровьесберегающие образовательные технологии, организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мардеев Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования»

2. Разработка и внедрение новых технологий и форм взаимодействия с волонтерами для отбора, обучения и подготовки их к деятельности в статусе наставников детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организация совместной деятельности наставников и детей-инвалидов по наиболее значимым направлениям работы: психолого-педагогическому, логопедическому, лечебная физкультура, досугово-творческому.

4. Профессиональное систематическое сопровождение взаимодействия пар «ребенок-наставник» и мониторинг его эффективности.

5. Развитие кадрового потенциала специалистов реабилитационного центра для повышения эффективности исполнения социальной практики наставничества в работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

6. Распространение эффективных результатов внедрения наставничества в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Огромное количество неравнодушных людей высказали желание принять активное участие в реализации данного проекта: сотрудники ГБУК «Белгородская государственная филармония», члены молодежной организации «Новое поколение», студенты старших курсов социально-теологического факультета, факультета психологии, кафедры специальной педагогики и психологии ПИ БелГУ, факультета физической культуры ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИИ БелГУ).

Для более близкого знакомства, достижения и укрепления взаимопонимания были проведены обучающие тренинги «Искусство быть вместе», «Организация группового взаимодействия», «Творческая мастерская», «Формы занятий по ЛФК для детей с ОВЗ.

Были созданы целевые группы реализации проекта, изучены потребности детей-инвалидов и разработаны индивидуальные планы совместных мероприятий.

Первые полгода внедрения проекта в жизнь показали, что наставники, волонтеры, дети и их родители (или законные представители) активно включились в совместную деятельность.

Участвуя в таких проектах, начинаешь совершенно по-иному оценивать жизнь. Делая что-то полезное для тех, кто нуждается в помощи сам становишься более счастливым. Главная цель нашей деятельности-поддержка, общение и дружба с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Стремление помочь детям-инвалидам идет от сердца, это стремление души. Мы проводим увлекательные занятия, ориентированные на развитие их физических и психологических возможностей, которые пригодятся детям во взрослой жизни, и надеемся, помогут им адаптироваться в нашем непростом современном обществе.

© Корякина Л.А., Бессонова Т.В., Логвинова Н.С., 2018

УДК37

Р.Ю. Мардеев

магистрант ЧелГУ, г. Челябинск, РФ E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации к здоровому образу жизни

воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования. Раскрыты основные понятия исследования, потенциал дополнительного образования, здоровьесберегающие образовательные технологии, организационно-педагогические условия формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников.

Ключевые слова:

Формирование, мотивация, здоровье, здоровьесбережение, дополнительное, условия.

В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников» (статья 51) [1].

Мотив здорового образа жизни - это система стремлений и побуждений к ведению здорового образа жизни[3].

Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих укрепление здоровья, повышение работоспособности, продление творческого долголетия [4].

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что в последнее время резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.

На формирование мотивации ребёнка к здоровому образу жизни большое влияние оказывают образовательные учреждения, задачей которых является приобщение к культуре здорового образа жизни.

Формирование мотивации здорового образа жизни рассматривается как целенаправленный процесс содействия в осознании здоровья как высшей ценности, в формировании ответственного отношения за него и во включении в здоровьесбережение в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Данный процесс строится на принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья.

Обобщение опыта деятельности различных видов образовательных учреждений по формированию мотивации детей к здоровому образу жизни показало, что недостаточно полно раскрыты вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования.

Большой вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление детей вносит дополнительное образование. Занятия в спортивных объединениях, творческих клубах, кружках по интересам, секциях служат основой в формировании здорового образа жизни ребёнка.

В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей и интересов [2].

Дополнительное образование в этой связи имеет следующий педагогический потенциал:

1) выступает как средство формирования мотивации развития ребёнка;

2) создаёт ситуации успеха для каждого ребенка, что положительно сказывается на воспитании и укреплении собственного достоинства;

3) построенное на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству;

4) интенсивно и целенапраленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;

5) дополнительные образовательные программы содействуют воспитанию «культурной одаренности» ребёнка.

Ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребенка принадлежит здоровьесберегающим технологиям и дополнительное образование имеет для этого большие возможности. Для этого дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать применение полученных знаний в любимом деле, для самореализации личности ребенка.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от

неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья [3].

Культура здоровья - это критерий личностного роста человека, условие и фактор его нормальной жизнедеятельности, коммуникабельности, творческого потенциала [4].

Целью работы педагогического коллектива по здоровьесбережению является создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии по характеру действий делятся на 4 группы:

1) физкультурно-оздоровительные технологии (мероприятия на свежем воздухе, дни здоровья, спортивные соревнования и эстафеты и т.п);

2) экологические здоровьесберегающие технологии (экскурсии, походы, прогулки и т.п.);

3) технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (викторины, конкурсы, инсценировки по ПДД и противопожарной безопасности и т.д.;

4) информационно-обучающие технологии, обеспечивающие всем участникам воспитательно-образовательного процесса уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье. К ним можно отнести образовательные, просветительные и воспитательные программы, для детей и их родителей, а также для педагогов [3].

Успешное формирование мотивации к здоровому образу жизни воспитанников образовательных учреждений дополнительного образования зависит от специально созданных условий.

Организационно-педагогические педагогические условия - это совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды.

Организационно-педагогическими условиями формирования мотивации к здоровому образу жизни воспитанников в учреждении дополнительного образования являются:

1) разработка активных методов и форм оздоровительно-воспитательных мероприятий, направленных на формирование культуры здорового образа жизни воспитанников;

2) взаимодействие с родителями воспитанников с целью формирования у них знаний и умений по сохранению и укреплению здоровья детей;

3) формирование ценностных представлений воспитанников о здоровом образе жизни и приобретении опыта сохранения и укрепления здоровья.

Для оценки динамики состояния здоровья детей в учреждениях дополнительного образования можно использовать карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы. Затем на основании полученных данных, определить направления дальнейшей работы для сохранения здоровья воспитанников.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. - Режим доступа: static.government.ru.

3. Козин А. М. О некоторых подходах к здоровьесбережению в системе общего образования / А. М. Козин // Вестник института психологии и педагогики / под общ. ред. С. А. Репина ; Челяб. гос. ун-тВып. 2. — Челябинск: изд-во "Урал ЛТД", 2003. — С. 168-174. — (Содержательно - методические аспекты общего образования).

4. Пискунов, В.А Здоровый образ жизни: Учебное пособие [Текст] / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына, Т.И. Егорова, Э.В. Айриян. - Прометей, 2012. - 86с.

© Мардеев Р.Ю., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.