Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования'

Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1290
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕ СКИЕ УСЛОВИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / СОПРОВОЖДЕ НИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СРЕДА / METHODICAL CULTURE / FORMATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CONTINUITY / SUPPORT / INFORMATIONAL AND METHODICAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуляева Марина Анатольевна

В статье представлены организационно педагогические условия формирования мето дической культуры педагога профессионально го образования в рамках системы повышения квалификации, методической работы учрежде ния профессионального образования, самооб разовательной деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogical conditions for formation of methodical culture of educator for vocational training

The article presents the description of organizational and pedagogical conditions for formation of methodical culture of educators for vocational training in the system of improvement of professional skills, methodical work inside an educational organization and self-development activity of educators.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНцИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONTEMPORARY TENDENCIES IN PROFESSIONAL EDuCATION DEVELOPMENT

УДК / uDC 377 М. А. Гуляева

M. Gulyaeva

организационно-педагогические условия

ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF METHODICAL CuLTuRE of educator for VOCATIONAL TRAINING

В статье представлены организационнопедагогические условия формирования методической культуры педагога профессионального образования в рамках системы повышения квалификации, методической работы учреждения профессионального образования, самообразовательной деятельности педагога.

The article presents the description of organizational and pedagogical conditions for formation of methodical culture of educators for vocational training in the system of improvement of professional skills, methodical work inside an educational organization and selfdevelopment activity of educators.

Ключевые слова: методическая культура, формирование, организационно-педагогические условия, преемственность, сопровождение, информационно-методическая среда.

Keywords: methodical culture, formation, organizational and pedagogical conditions, continuity, support, informational and methodical environment.

Современные ориентиры развития образования обуславливают необходимость непрерывной профессиональной и методической подготовки педагога учреждения профессионального образования. Преподаватель должен

быть готов к деятельности в условиях внедрения инновационных процессов, реализации стандартов нового поколения. В связи с этим особое значение приобретает непрерывный процесс формирования методической культуры (МК) педагога учреждения профессионального образования.

Формирование как цель педагогического процесса заключается в создании и обеспечении оптимальных условий для приобретения субъектом тех или иных знаний, умений, психологических качеств, культурных ценностей.

Формирование методической культуры педагога мы понимаем как целостный процесс, специально организуемый извне и осуществляемый посредством самостоятельной деятельности педагога, направленный на становление мотивационно-ценностного отношения педагога к методической деятельности, освоение современных значимых норм методической культуры, развитие методической компетентности, личностных качеств.

Формирование методической культуры осуществляется в каждом компоненте непрерывного образования, то есть в процессе самообразования педагога, методической работы учреждения профессионального образования, в условиях системы повышения квалифика-

ции. Его эффективность возможна только при создании определенных организационно-педагогических условий. В справочной литературе понятие «условие» определяется как обстоятельство, от которого что-либо зависит; правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; обстановка, в которой что-нибудь происходит [2].

Мы разделяем точку зрения исследователей, связывающих педагогические условия с конструированием педагогической системы (Н. В. Ипполитова, М. В. Зверева и др.), когда они, выступая как один из компонентов педагогической системы, отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают ее эффективное функционирование и развитие [1, с. 13].

Основываясь на данной позиции, мы понимаем организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога как совокупность мер воздействия, взаимосвязанных возможностей, целенаправленно создаваемых в системе непрерывного профессионального образования, реализация которых обеспечит наиболее успешное протекание данного процесса и достижение поставленных целей.

Мы предположили, что формирование методической культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования будет осуществляться наиболее успешно, если:

— будет обеспечена преемственность компонентов системы непрерывного профессионального образования (самообразования педагога, методической работы в образовательных организациях СПО (ОО СПО), повышения квалификации (ПК) в образовательных организациях ДПО);

— организовано и функционирует сетевое взаимодействие педагогов в рамках специально созданной региональной информационно-методической среды, выполняющей нормативно-регулятивную функцию в формировании методической культуры педагога и обеспечивающей открытость методической среды профессиональной образовательной организации;

— методистами системы ПК и профессиональных образовательных организаций обеспечивается научно-методическое и экспертно-консультационное сопровождение методической деятельности педагога как основной формы проявления и реализации методической культуры педагога.

Рассмотрим более подробно содержание и возможности обеспечения каждого из перечисленных организационно-педагогических условий.

Преемственность компонентов системы непрерывного профессионального образования в формировании методической культуры педагога В контексте традиции и новаторства преемственность выступает как процесс сохранения и передачи педагогического знания и опыта, характерного для определенного исторического периода, при этом традиция выступает формой осуществления этого процесса [3].

Основываясь на определении, данном А. К. Орешкиной, где преемственность понимается как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого как системы, мы будем понимать преемственность как связь между компонентами непрерывного образования, при которой сохраняются цели, задачи, происходит принятие и трансляция ценного, качественного методического знания и умения, в нашем случае методической культуры педагога.

В педагогической литературе преемственность рассматривается в разном понимании: как преемственность программ на разных уровнях образования («вертикальная», «горизонтальная»); преемственность образовательных целей, преемственность в использовании форм и методов обучения и другое [4, с. 106].

В целях обеспечения преемственности рассматриваемых нами компонентов системы непрерывного образования, повышения уровня владения педагогами методическими умениями и знаниями, задания определенных методических норм в системе повышения квалификации (СПК) имеет ценность разработка и параллельная реализация программ курсов ПК для профессионально-педагогических и методических работников.

На базе ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГОУ «КРИРПО») для профессионально-педагогических работников была реализована программа курсов ПК «Информационно-методическая компетентность профессионально-педагогических работников», цель которой — повышение уровня информационной, методической компетентности преподавателей учреждений профессионального об-

разования, оказание им помощи в овладении умениями применять современные информационно-коммуникационные технологии в профессионально-педагогической деятельности, составлять комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплины, профессионального модуля, разрабатывать дидактические и методические материалы по обеспечению образовательного процесса в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), обобщать и представлять педагогический опыт, использовать современные подходы к процессу обучения. Данная программа ПК позволила педагогам сформировать знания и умения, необходимые в методической деятельности при реализации стандартов нового поколения.

Разработка и реализация программ курсов ПК для методистов способствовали обеспечению качественного формирования методической культуры педагога не только в процессе обучения на курсах, но и в межкурсовой период. С целью осуществления преемственности, создания и определения единых норм методической культуры, требований к методической деятельности педагога как в СПК, так и на рабочем месте были разработаны программы ПК для методических работников. Для этого было выстроено параллельное обучение педагогов и методистов.

Программы курсов ПК для методистов разрабатывались таким образом, чтобы полученный в результате их освоения уровень методической культуры методиста соответствовал современным требованиям и условиям реализации стандартов нового поколения.

В результате освоения программы ПК «Методическая служба учреждения профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения» была разработана программа повышения квалификации профессионально-педагогических работников в условиях профессиональной образовательной организации (ПОО), обеспечивающей преемственность и пролонгированность формирования МК педагога в его профессиональной деятельности.

Таким образом, СПК задала вектор в формировании методической культуры педагога, направленный на определение тематики и организацию процесса самообразования педагога, а также обеспечивающий поддержку со стороны методической службы ПОО.

Методическая работа ПОО важна для обеспечения непрерывности педагогического

образования: взаимозависимости, взаимодополнения и последовательности самообразования, методической деятельности в ПОО, курсовой подготовки в системе ПК.

В связи с активной перестройкой образовательного процесса в ПОО, внедрением инноваций возникает потребность в четко организованной, системной деятельности. Методическая служба должна быстро, четко и качественно реагировать на возникающие затруднения педагогов. Это возможно в том случае, когда методическая работа четко спланирована, обозначены цели, перспективы в деятельности МС. Составляющей такой работы является создание программы ПК педагогов ПОО, обеспечивающей преемственность программ СПК.

Программы повышения квалификации педагогов разрабатываются, учитывая запросы и затруднения педагогов, методическую тему образовательного учреждения, направлены на совершенствование, создание необходимых условий в ОУ для повышения квалификации педагогов.

Методисты в своей профессиональной деятельности часто используют те формы и методы, которые были проработаны ими на курсах ПК. В этом также выражена преемственность. Чаще всего используются следующие формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная. Коллективные формы работы включают участие педагогов МО в педагогических советах, семинарах, семинарах-практикумах, всевозможных конкурсах. Групповые формы работы — это в первую очередь заседания МО, работа творческих групп. Индивидуальные формы работы — самостоятельное совершенствование педагогами своего профессионального мастерства. Каждый педагог работает над темой самообразования, раскрывающей определенный аспект методической темы образовательного учреждения.

Для самообразования педагоги выбирают темы, основываясь на оценке собственной деятельности, видении своих затруднений, умении корректно формулировать цели и последовательно их решать, умении проектировать и контролировать свою деятельность и согласуя их с темой ПОО. Судя по опросам, в большей мере эти темы связаны с информационными технологиями. Но в последнее время тематика стала несколько изменяться. Большее распространение получают темы, направленные на реализацию ФГОС, связанные с разработкой учебнометодического обеспечения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС, с обеспечением самостоятельной работы и др.

Самообразование является одним из основных способов повышения квалификации в современных условиях непрерывного профессионального образования. Самообразование педагогов интегрировано во все компоненты как методической работы, так и системы повышения квалификации педагога, обеспечивая при этом преемственность этих компонентов, более высокий уровень функционирования каждого.

Успешность и качество реализации преемственности как условия обеспечения непрерывного формирования методической культуры определяются заинтересованностью, согласованностью, активностью и продуктивностью всех компонентов системы непрерывного образования (системы ПК, методической работой в ПОО, самообразования педагога). Преемственность процесса формирования методической культуры педагога обеспечивается целостностью связи образовательных программ (программ ПК в СПК и в ПОО, самообразования), а также принятием используемых форм и методов обучения каждым компонентом системы непрерывного образования.

Сетевое взаимодействие педагогов в рамках специально созданной региональной информационнометодической среды

В современных образовательных условиях, когда четко не определены требования к методическим знаниям, не регламентированы методические действия педагогов, особое значение имеет создание единой региональной информационно-методической среды. Именно она играет роль транслятора нормативных методических знаний.

Под понятием «информационно-методическая среда» будем понимать организованную систему информационно-методических ресурсов и инструментов, обеспечивающих формирование методической культуры педагога. Информационно-методическая среда является частью информационно-образовательной среды. Сетевое взаимодействие участников осуществляется как с помощью такой среды, так во время специально организованных встреч. В рамках информационно-методической среды создается необходимая система мероприятий для формирования методической культуры педагога:

— проведение СПК серии вебинаров методической тематики (для трансляции и освоения культурных норм методической деятельности). В ходе вебинара, несмотря на то, что все участ-

ники физически находятся на удаленном расстоянии друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», которая обеспечивает сетевое общение профессионального сообщества. На вебинарах, организованных в рамках формирования методической культуры педагога в ГОУ «КРИРПО», особое внимание уделяется теоретическим и практическим аспектам учебно-методического обеспечения образовательного процесса, разработке контрольно-оценочных средств в условиях реализации ФГОС, использования технологии портфолио для распространения педагогами своего педагогического опыта.

— Организованы конкурсные мероприятия (для трансляции, творчески преобразованного методического опыта, осознания и переосмысления педагогом собственного опыта методической и педагогической деятельности). Так, для трансляции методического опыта педагогов на базе ГОУ «КРИРПО» был проведен конкурс «Инновационный учебно-методический комплекс дисциплины специального цикла». Целью конкурса являлось стимулирование научного, методического и творческого потенциала преподавателей для создания условий, обеспечивающих инновационное развитие системы профессионального образования в Кемеровской области за счет совершенствования, обновления и пополнения учебных методических комплексов с учетом использования последних научных достижений и современных информационных технологий. В конкурсе участвовали преподаватели специальных дисциплин учреждений НПО, СПО, реализующих программы начального профессионального образования Кемеровской области.

— Сетевое взаимодействие в рамках деятельности творческих, рабочих групп педагогов по созданию методических продуктов (учебно-программных, учебно-методических, оценочных). Исходя из практической деятельности ПОО, творческие и рабочие группы создаются чаще на базе одного из них, что некоторым образом ограничивает методические и творческие возможности педагогов. В условиях активно развивающегося информационного пространства при решении конкретных методических задач эффективно сетевое взаимодействие в рамках деятельности творческих, рабочих групп педагогов, независимое от места нахождения и места работы педагогов. В такие группы объединяются педагоги, имеющие общую методическую цель (например, создание методического обеспечения

образовательного процесса по конкретной дисциплине, междисциплинарному курсу, профессиональному модулю и др.). Деятельность рабочей группы курируется руководителем.

— Сетевое взаимодействие в рамках специализированных форумов педагогических работников осуществляется для взаимообмена результатами и продуктами методической деятельности, их обсуждения, взаимооценивания, взаимоанализа в соответствии с существующими требованиями, нормами методической культуры. Форум для педагога является одним из способов организуемого профессионального общения, возможность сотрудничества с коллегами вне учебного заведения.

— Работа методических сайтов, методических блогов, методических интернет-страниц для методических работников и преподавателей обеспечивает педагогическую общественность возможностью трансляции, освоения, принятия, переосмысления культурных норм методической деятельности, распространения собственного опыта, дает возможность узнать мнение коллег по интересующему вопросу. Структура таких сайтов и блогов может быть разнообразной и разрабатываться в зависимости от профессиональных интересов педагогов.

В процессе сетевого взаимодействия совершенствуется профессиональное и методическое мастерство педагогов, методические достижения преподавателей становятся известными профессиональному сообществу. Поэтому создание соответствующей информационно-методической среды является необходимым условием формирования методической культуры педагога.

Научно-методическое и экспертно-консультационное сопровождение методической деятельности педагога

Научно-методическое и экспертно-консультационное сопровождение методической деятельности педагогов осуществляется как в ходе курсовой подготовки педагогов в системе ПК, обеспечиваемое специалистами системы ПК, так и в профессиональной деятельности педагогов, обеспечиваемое методистами ПОО.

Для качественного научно-методического сопровождения методической деятельности педагогов, а также для обеспечения преемственности самообразовательной педагогической деятельности, деятельности ме-

тодических служб ПОО, для трансляции норм методической культуры педагога на базе ГОУ «КРИРПО» была разработана и издана серия пособий в электронном и печатном виде.

Методические пособия «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения», «Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях профессионального образования» (Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева) разработаны для методистов, руководителей методических объединений, преподавателей учреждений профессионального образования. Содержат материалы, раскрывающие современные методические основы организации образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС. Особое внимание уделено разработке нормативной, учебно-программной и учебно-методической документации дисциплины и профессионального модуля, планированию и проведению современного учебного занятия на основе компетентностного и деятельностного подходов, учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы обучающихся, методам и средствам оценивания образовательных достижений обучающихся, вопросам разработки комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в целом в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Пособие «Технологическая деятельность методиста» (Л. Н. Вавилова, М. А. Гуляева, Н. В. Павельева) разработано для методистов и педагогов профессиональных образовательных учреждений с целью оказания им помощи в развитии умений в описании педагогического опыта. Представленная информация, выполнение практических заданий, примеры позволяют получить не только более полное представление о технологии изучения, обобщения и распространения педагогического опыта, но и отработать некоторые практические умения, связанные с этим направлением деятельности методиста. В структуру модуля включены упражнения для самостоятельной работы и тест самопроверки усвоения содержания.

Перечисленные пособия обеспечили информационную и методическую поддержку формирования методической культуры педагога, раскрыли основные содержательные методические требования, нормы.

Консультационный подход в непрерывном образовании педагога специализируется на сопровождении профессионального развития, оказании аналитической, организационно-управленческой, научно-методической поддержки формирования нового педагогического профессионализма, в том числе и методической культуры педагога.

Экспертно-консультационное сопровождение необходимо в курсовой подготовке, в деятельности организуемых творческих и рабочих групп. В ходе курсовой подготовки такое консультационное сопровождение чаще оказывается кураторами курсов повышения квалификации, специалистами института. Результатом подготовки является методическое обеспечение дисциплин, профессиональных модулей.

На базе ГОУ «КРИРПО» были организованы рабочие группы по разработке учебно-программных материалов профессий и специальностей в соответствии с ФГОС. В качестве экспертов выступали специалисты, прошедшие соответствующую подготовку. Эксперты оценивали материалы, обсуждали с разработчиками недостатки и достоинства выполненных ими учебно-программных материалов. Результатом такой работы стало учебно-программное обеспечение образовательного процесса по профессиям, специальностям.

Представленные организационно-педагогические условия обеспечивают качественное формирование методической культуры педагога, объединяя возможности системы ПК, методической работы ПОО, самообразования педагога, организуя единую информационнометодическую среду, обеспечивая преемственность перечисленных компонентов непрерывного профессионального образования.

Таким образом, организационно-педагогические условия формирования методической культуры педагога могут быть общими и создаваться совместно всеми компонентами непрерывного профессионального образования, обеспечивая единый подход, и частными, создаваемыми каждым компонентом (системой повышения квалификации, методической службой ПОО, самообразовательной деятельностью педагога) в отдельности.

1. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация. — URL: http:// genpnoedu.com / paper / 2012-01 / full_008-014.pdf.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 2007. — 640 с.

3. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — М., 2009. — 417 с.

4. Ховов О. Б. Преемственность в непрерывном образовании // Мир образования — образование В МИРЕ. — 2008. — № 1. — С. 103-112.

УДК / uDC 377 Л. Л. Сорокина

L. Sorokina

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО

self-study as a factor of effective learning activities of students in secondary professional educational establishments

Статья посвящена проблемам организации самостоятельной работы студентов в связи с переходом на новые образовательные стандарты и внедрением компетентностного подхода. Автор предлагает основные определения понятия «самостоятельная работа», ее классификацию и результаты опроса студентов по поводу их отношения к самостоятельной работе.

This article is devoted to the problems of organization of students self-study in connection with the transition to the new educational standards and the introduction of the competence based approach. The main definitions of students self-study and its classification are given and the results of students survey on their attitude to self-study are presented in it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.