Научная статья на тему 'Организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для раскрытия творческой индивидуальности студентов'

Организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для раскрытия творческой индивидуальности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ФГОС ВПО / PERSONALITY / PEDAGOGICAL RESOURCES / STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беличенко В. В.

В статье рассматривается понятие «индивидуальность человека», дается теоретический анализ феномена индивидуальности человека, раскрываются организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для развития творческой индивидуальности студентов вуза. Автор приходит к выводу, что ФГОС ВПО третьего поколения обладают неоспоримыми организационно-педагогическими резервами для раскрытия творческой индивидуальности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL RESOURCES OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION IN REALIZATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS

The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of human individuality, disclosed organizational and pedagogical resources of Federal State Educational Standard in Higher Education for development of creative individuality of students in a university. The researcher makes a conclusion that the educational standard of the third generation possesses huge organizational and pedagogical potential for actualization of creativity of students.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для раскрытия творческой индивидуальности студентов»

Библиографический список

1. Теория и организация АФК: учебник: в 2 т. / под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. - М., 2005. - Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК.

2. АФК: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000 - 2001. - №№ 1-2, 3-4.

Bibliography

1. Teoriya i organizaciya AFK: uchebnik: v 2 t. / pod obth. red. prof. S.P. Evseeva. - M., 2005. - T. 1: Vvedenie v specialjnostj. Istoriya, organizaciya i obthaya kharakteristika AFK.

2. AFK: Ezhekvartaljnihyj periodicheskiyj zhurnal. - 2000 - 2001. - №№ 1-2, 3-4.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 378

Belichenko V.V. THE ROLE OF ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL RESOURCES OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD IN HIGHER EDUCATION IN REALIZATION OF CREATIVE INDIVIDUALITY OF STUDENTS. The article gives a theoretical analysis of the phenomenon of human individuality, disclosed organizational and pedagogical resources of Federal State Educational Standard in Higher Education for development of creative individuality of students in a university. The researcher makes a conclusion that the educational standard of the third generation possesses huge organizational and pedagogical potential for actualization of creativity of students. Key words: personality, pedagogical resources, State Educational Standard in Higher Education.

В.В. Беличенко, соискатель ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФГОС ВПО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается понятие «индивидуальность человека», дается теоретический анализ феномена индивидуальности человека, раскрываются организационно-педагогические ресурсы ФГОС ВПО для развития творческой индивидуальности студентов вуза. Автор приходит к выводу, что ФГОС ВПО третьего поколения обладают неоспоримыми организационно-педагогическими резервами для раскрытия творческой индивидуальности студентов.

Ключевые слова: индивидуальность, педагогические ресурсы, ФГОС ВПО.

Для социально-психологического анализа феномена развития личности в психологии и педагогике часто используют цепочку: человек - индивид - субъект - личность - индивидуальность. Не вдаваясь в первые три понятия, остановимся на индивидуальности человека. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Словосочетание «индивидуальность человека» часто употребляется как в специальной литературе, так и на обыденном уровне. «Молчаливо при этом предполагается, что здесь нет никакой проблемы и все ясно: индивидуальность человека обусловливается его двойственной (биосоциальной) природой и выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Однако такая ясность иллюзорна: среди ученых по этой проблеме отсутствует единство взглядов, существует столько мнений, что перечислить их просто невозможно», рассуждают Кривых С.В. и Макареня А.А [1, с. 93].

Разумеется, индивидуальность человека не лежит на поверхности, она представляет собой столь богатое образование, что обусловливает возможность практически бесконечного разнообразия ее проявлений. «Индивидуальность - совокупность признаков, присущих отдельному организму и характерным образом отличающих его от других организмов, принадлежащих к тому же виду. В отличие от понятия личность понятие индивидуальность относится не только к человеку. Черты индивидуальности могут проявляться в любой структурной или функциональной, врожденной или приобретенной особенности организма... Говоря о ярко выраженной индивидуальности человека, обычно имеют в виду существенное своеобразие его интеллектуальных или моральных качеств, или редко встречающиеся волевые особенности, или какие-либо иные черты, заметно отличающие его от других людей», гласит Педагогическая энциклопедия [2, с. 208-209].

Сама по себе индивидуальность является многоуровневым образованием, в котором могут быть обнаружены более и менее глубокие слои. Индивидуальность есть личностно-природ-ное качество человека, которое развивается во взаимосвязи

унаследованных и приобретенных способностей. Индивидуальность позволяет личности удовлетворить ведущие потребности в самосознании, самовыражении, самоутверждении в деятельности и общении; организовать свое поведение и труд в соответствии со способностями.

Индивидуальность не только результат, это и сам процесс саморазвития индивида, это неповторимое своеобразие индивида, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта общества. Неповторимость индивидуальности определяется органической целостностью процесса развития его потребностей и способностей, интересов и склонностей, формирующихся в деятельном общении с другими носителями культуры.

Таким образом, индивидуальность человека не может быть замкнута на его внутреннем мире, равно как и не может быть отчуждена от него, передана общественным отношениям, условиям его социального бытия. Индивидуальность человека -в промежутке между его наличным, актуальным бытием и никогда неутолимым голодом по-иному, грядущему.

Высшие проявления человеческой индивидуальности обычно фиксируются в виде наиболее значимых результатов в различных сферах человеческой жизнедеятельности: в виде произведений литературы и искусства, философских и научных концепций, религиозных текстов и т.п. Интегрированность индивидуальных характеристик человека не исключает доминирования одних над другими. Это создает неисчерпаемое многообразие проявлений индивидуальности, что и обнаруживается в результате творчества. Индивидуальные характеристики человека структурируют его внутренний мир, делая его уникальным, неповторимым. Особенно важно развитие индивидуальности студентов творческих вузов. Откуда брать ресурсы, где содержатся резервы индивидуального развития в образовательном процессе вуза?

В последнее время часто говорят и пишут о педагогических резервах или ресурсах, например, «Педагогические резервы внедрения гуманитарного знания в процессе подготовки будущих архитекторов» (Вавилова Т.Я. [3]), «Резервы оптимизации

модульного обучения на основе мотивационного программно-целевого управления и педагогической фасилитации» (Лаврентьева Н.Б. [4]), «Педагогический резерв XXI века» (Хабаровск [5]), «Новые педагогические ресурсы» (Лодаткин Е. [6]), «Педагогические ресурсы и педагогическая деятельность школьной библиотеки» (Зуева Е.М. [7]), «Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности» (Ковальчук А.С. [8]), «Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики (Титкова М.С. [9]) и т.д.

Резерв (фр. réserve от лат. reservare - сберегать, сохранять) понимается как запас чего-либо на случай надобности или источник, откуда черпаются новые средства, силы. [10, с. 672]. Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. [10, с. 676]. Ресурс -количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Общее свойство ресурсов - потенциальная возможность их участия в чем-либо.

ФГОС ВПО третьего поколения обладает богатыми организационно-педагогическими резервами или ресурсами обогащения образовательного процесса вуза для раскрытия творческой индивидуальности студентов.

Во-первых, определены требования к результатам освоения основных образовательных программ (ООП), к которым относятся не только соответствующие знания, умения и навыки, но в первую очередь компетенции (общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК)) выпускника вуза. Важным приобретением стала ориентация на личностную составляющую подготовки в виде общекультурных компетенций - совокупности социально-личностных качеств выпускника. Так при подготовке бакалавров по направлению 071500 «Народная художественная культура» в стандарте обозначены следующие социально значимые общекультурные компетенции:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- владеть основными методами, способами и средствами получения информации, переработки информации... (ОК-12)» и т.д.

Во-вторых, внесены изменения в минимум содержания основной образовательной программы: сокращен перечень обязательных к изучению предметов, при этом существенно расширена (до 50%) вариативная часть, состоящая из вариативных дисциплин (модулей), устанавливаемых вузом в соответствии с выбранным профилем, и дисциплин по выбору студентов (не менее 30% от вариативной части). Это дает возможность наполнить вариативный компонент учебного плана разнообразными дисциплинами для развития творческой индивидуальности студентов, сочетание дисциплин вариативной части учебного плана дает возможность «нелинейной» организации образовательного процесса. Кроме того, вузу предоставляется право определить виды учебных практик и наполнить их содержание (цели и задачи, программы и формы отчетности). Дана большая свобода в определении форм, объема и структуры выпускной квалификационной работы, в которой студенты также могут раскрыть свои творческие потенциалы.

Библиографический список

В-третьих, скорректированы формы обучения:

- установлено соотношение удельного веса занятий лекционного типа - занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий, что дает возможность насытить учебный процесс разнообразными формами, в том числе креативными, проведения занятий;

- предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения (фестивалей, конкурсов, экспедиций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов и т.д.), в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями национальной культуры, мастер-классы художественных коллективов, экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий.

В-четвертых, дана возможность разрабатывать несколько учебных планов в рамках одного профиля с учетом особенностей программы подготовки. Это позволяет расширить спектр направлений подготовки с учетом индивидуальных запросов студентов.

В-пятых, предлагается использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ, что позволяет учитывать и оценивать внеаудиторную и творческую работу студентов.

Еще один способ индивидуализировать образовательный маршрут студента, соотнести его с индивидуальными запросами и потребностями - учебные, творческие и иные практики. Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Конкретные виды практик определяются ООП вуза, что особенно важно в творческих вузах для развития индивидуальности студентов. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Практики проводятся в сторонних организациях, обладающих необходимым кадровым и творческим потенциалом. Аттестация по итогам практики заключается в представлении выполненных заданий, предусмотренных программой, в форме отчетов, концертов, зарисовок, копий, исполнения проекта в материале. Разделом учебной практики может являться художественно-творческая работа обучающегося.

Факультативные дисциплины, также позволяющие индивидуализировать процесс обучения в вузе, предусматриваются в учебном плане направления, однако они не являются для студентов обязательными, но этот фактор вместе с тем предоставляет неограниченные возможности для диверсификации содержания факультативных курсов. Общая трудоемкость факультативных дисциплин не входит в суммарную трудоемкость ООП и может составлять до 10 зачетных единиц для бакалаврских программ и самостоятельно определяться разработчиком для магистерских программ.

Таким образом, ФГОС ВПО третьего поколения обладают неоспоримыми организационно-педагогическими резервами для раскрытия творческой индивидуальности студентов.

1. Кривых, С.В. Педагогическая антропоэкология: учебно-методическое издание / С.В. Кривых, А.А. Макареня. - Новокузнецк, 2000. -Ч. 1. Теоретические основы.

2. Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т. 2.

3. Вавилова, Т.Я. Педагогические резервы внедрения гуманитарного знания в процессе подготовки будущих архитекторов [Э/р]. -

Р/д: http://konferenciyasgasu2012.narod.ru/11.pdf

4. Лаврентьева, Н.Б. Резервы оптимизации модульного обучения на основе мотивационного программно-целевого управления и педагогической фасилитации [Э/р]. - Р/д: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_11 /rom.htm

5. Педагогический резерв XXI века [Э/р]. - Р/д: http://khabarovsk.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegrib/page2.htm

6. Лодаткин, Е. Новые педагогические ресурсы [Э/р]. - Р/д: http://khabarovsk.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegrib/page2.htm (Ь^:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2384&level1=main &level2=articles

7. Зуева, Е.М. Педагогические ресурсы и педагогическая деятельность школьной библиотеки [Э/р]. - Р/д: http://bibl-systema.narod.ru/ Ped_UMK.pdf

8. Ковальчук, А.С. Педагогические ресурсы образования в системе социально-культурной деятельности [Э/р]. - Р/д: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-pedagogicheskie-esursy-obrazovaniya-v-sisteme-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti

9. Титкова, М.С. Психолого-педагогические ресурсы музейной педагогики [Э/р]. - Р/д: http://festival.1september.ru/articles/550113/

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 1990.

Bibliography

1. Krivihkh, S.V. Pedagogicheskaya antropoehkologiya: uchebno-metodicheskoe izdanie / S.V. Krivihkh, A.A. Makarenya. - Novokuzneck, 2000. - Ch. 1. Teoreticheskie osnovih.

2. Pedagogicheskaya ehnciklopediya. - M., 1965. - T. 2.

3. Vavilova, T.Ya. Pedagogicheskie rezervih vnedreniya gumanitarnogo znaniya v processe podgotovki buduthikh arkhitektorov [Eh/r]. -R/d: http://konferenciyasgasu2012.narod.ru/11 .pdf

4. Lavrentjeva, N.B. Rezervih optimizacii moduljnogo obucheniya na osnove motivacionnogo programmno-celevogo upravleniya i pedagogicheskoyj fasilitacii [Eh/r]. - R/d: http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_11 /rom.htm

5. Pedagogicheskiyj rezerv XXI veka [Eh/r]. - R/d: http://khabarovsk.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegrib/page2.htm

6. Lodatkin, E. Novihe pedagogicheskie resursih [Eh/r]. - R/d: http://khabarovsk.news-city.info/docs/sistemsc/dok_oegrib/page2.htm (http:// www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2384&level1=main &level2=articles

7. Zueva, E.M. Pedagogicheskie resursih i pedagogicheskaya deyateljnostj shkoljnoyj biblioteki [Eh/r]. - R/d: http://bibl-systema.narod.ru/ Ped_UMK.pdf

8. Kovaljchuk, A.S. Pedagogicheskie resursih obrazovaniya v sisteme socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti [Eh/r]. - R/d: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-05/dissertaciya-pedagogicheskie-esursy-obrazovaniya-v-sisteme-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti

9. Titkova, M.S. Psikhologo-pedagogicheskie resursih muzeyjnoyj pedagogiki [Eh/r]. - R/d: http://festival.1september.ru/articles/550113/

10. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 1990.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 378

Vikulin P.V. CONDITIONS FOR FORMING A SYSTEM OF E-LEARNING IN MILITARY TRAINING SCHOOLS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA. The article considers the conditions for creation of departmental e-learning systems. The author describes the urgency of the problem and the objective of improving the quality of education of students. The author highlights the ways of increasing the quality of education of students. The research shows the necessity for students to work directly with sources that provide information, to have an opportunity of interactive communication with students and professors of other universities.

Key words: educational process, information, cadets, electronic resources, digital technology.

П.В. Викулин, военнослужащий ФГКУ «В/ч 45187», Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

В статье рассматривается условия создания ведомственной системы электронного обучения. Автор описывает актуальность и задачи повышения качества образования курсантов, выделяет направления повышения качества образования курсантов. Обосновывается необходимость обращения курсантов к открытым источникам информации, возможность интерактивного общения с обучающимися и преподавателями других вузов.

Ключевые слова: образовательный процесс, информация, курсант, электронные ресурсы, цифровая техника.

По сложившемуся в научном мире определению, использование информационных ресурсов, размещенных в сети общего пользования, - это обобщающее понятие технологий доступа и поиска различных электронных данных, а именно различных способов и алгоритмов, направленных на получение конкретной информации. Информация (от латинского тюгтайо - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Из определения этого слова по советскому философскому словарю следует, что информация предполагает существование двух объектов взаимодействия: источника и потребителя, а передача информации определяется сообщением, содержащим сведения о чём-либо [1].

Введение на территории РФ государственных программ развития образования и поддержка федеральных государственных образовательных стандартов определяет направления по созданию единой информационной образовательной среды, что обеспечивает повышение качества и индивидуального подхода в обучении. Для этого необходимо реализовать базовый принцип построения единой системы информационного обеспечения образования и создать систему для эффективного управления объектами и процессами образования. Это достигается путем применения в современном образовательном процессе электронного и дистанционного обучения, информационно-коммуникативных технологий и др. Созданные в рамках государственных образовательных программ и стандартов концепции развития электронного обучения в различных субъектах РФ определяют подходы к построению и использованию систем электронного обучения, а также дистанционных образовательных технологий. При этом, в соответствии действующим законодательством РФ, образовательные учреждения могут самостоятельно использовать и совершенствовать научно-методическую базу

образовательного процесса и образовательных технологий. Использование данной возможности направлено на получение качественного образования гражданина РФ в любом высшем учебном заведении, в том числе и в военном.

В настоящее время перед системой высшего образования военных вузов внутренних войск МВД России стоит главная задача - повышение качества образования курсантов, что заставляет использовать новые технологии в области науки и техники непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Для педагогического состава становится особенно важным быть не только в курсе современных методик преподавания, но и уметь использовать и применять современные технологические решения при осуществлении проектирования педагогической деятельности [2]. Актуальность данной задачи обусловлена переходом высшего военного профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты, а также применение концепций и методик развития электронного обучения в различных субъектах РФ. Развитие образовательного процесса в военных вузах внутренних войск МВД России также связано с использованием научно-технических достижений в области информационных технологий. На сегодняшний день развитие образовательного потенциала военного вуза, а именно, уровень знаний курсантов, в большей степени зависит от объема полученной информации из современных электронных источников. Благодаря широкому развитию телекоммуникационных сетей стало возможным обращение к информационным порталам, электронным библиотекам и базам данных по любому тематическому направлению. Но объем, и уровень знаний курсантов связан не только с обращением к открытым источникам информации, но и с возможностью интерактивного общения с обучающимися и преподавателями дру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.