Е. В. Баранова
СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ *
Нормативные документы Министерства образования и науки, ФГОС ВПО, ФГОС ВО регламентируют новые требования к организации электронной информационно-образовательной среды организации, в частности, для обеспечения открытости информации об осуществляемых вузом образовательных программах. Для решения этой задачи в РГПУ им. А. И. Герцена разработаны электронные ресурсы, как составляющие интегрированной информационной среды вуза для организации и управления образовательным процессом: «Электронные учебные планы ФГОС ВО (3+)», «Личный кабинет студента», «Электронный индивидуальный план преподавателя». Разработанные ресурсы базируются на программных средствах, имеющих свидетельства о государственной регистрации, полномасштабно внедрены в университете, обеспечивают выполнение указанных требований, что учитывается различными процедурами внешнего мониторинга, направленными на оценку качества образовательного процесса в вузе.
Ключевые слова: интегрированная информационная система вуза, электронные образовательные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда, корпоративная база данных.
E. Baranova
COMPREHENSIVE IT UNIVERSITY ENVIRONMENT FOR REALIZATION NEW EDUCATIONAL STANDARDS REQUIREMENTS
The new educational standards require the publication by the University on the Internet current information concerning all ongoing educational programs. We offer a comprehensive kit of educational online resources for the applicants, students and teachers of our University. The resources contain detailed information on the educational process: summaries to programs and disciplines, curricula, study schedules, teachers, and students' grades. All resources are based on the information from a corporate database. Thus, the information always stays up-to-date: changes in the curriculum, study schedule or students' grades are automatically adjusted. On average, 7,000 users per month use our online resources.
Keywords: integrated information system of the University, educational online resources, electronic information-educational environment, corporate database.
Информационная открытость деятельности вуза в сфере реализации образовательных программ — один из показателей, учитываемых при определении рейтингов в рамках различных процедур внешнего мониторинга, направленных на оценку качества образовательного процесса в вуз е . В усло виях р еализ ации нов ых
образовательных стандартов ФГОС ВПО, ФГОС ВО (3+) нормативные документы Министерства образования и науки формулируют новые требования к организации электронной информационно-образовательной среды. Для обеспечения информационной открытости образователь-н о г о п ро ц е сс а в в уз е регламентируется
* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-14115 «Высокотехнологичная информационная образовательная среда»
необходимость публикации в открытом доступе в сети Internet актуальной, постоянно обновлявшейся информации [2] об основных образовательных программах (ООП) и различных аспектах их реализации (учебные планы всех ООП; персональный состав педагогических работников; результаты освоения студентами программ с фиксацией отметок по промежуточной и итоговой аттестации; формирование электронного портфолио обучающегося и т. д.).
Для решения этой задачи группой информационного обеспечения учебно-методического управления РГПУ им. А. И. Герцена разработаны модели электронных ресурсов, как составляющих информационно-образовательной среды современного университета, схемы информационных потоков, технологии формирования информационного наполнения ресурсов. На основе моделей разработаны структурные элементы базы данных и программные модули, обеспечивающие функционал ресурсов. Электронные ресурсы полномасштабно внедрены в университете.
Уникальность ресурсов состоит в том, что информационное наполнение формируется на основе распределенной корпоративной базы данных университета. Актуальность информации обеспечивается оперативным формированием в базе данных целостной, без дублирования информации, основанной на многопользовательской, сетевой работе подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным процессом, с распределением прав доступа в соответствии с их функционалом. В ресурсах автоматически обновляются данные после отработки приказов в отделе кадров преподавателей и студентов; изменении учебных поручений кафедр и преподавателей, расписании занятий; внесении отметок в деканате [3] и т. д.
Формирование наполнения базы данных осуществляется с использованием более 20 информационных систем, приложений к базе данных, установленных в подразделениях университета. В общей сложности пользователями корпоративной сети являются более 500 сотрудников (учебно-методического управления, управления кадров и социальной работы, планово-финансового управления, деканатов, кафедр) и все преподаватели университета.
Инновационный ресурс «Электронные учебные планы ФГОС ВО (3+)» обеспечивает эффективное создание учебных планов образовательных программ ФГОС ВО в условиях совместной работы отдела образовательных стандартов, институтов, факультетов. Реализованная в ресурсе модель основана на выделении дискретных точек, «статусов» учебного плана, обеспечивающих поэтапное формирование планов в условиях многопользовательской работы. Специальный программный модуль осуществляет автоматическую сверку учебных планов па соответствие требованиям ФГОС ВО по следующим критериям: кредиты по циклам и годам обучения, компетенции по видам деятельности, сроки видов деятельности студентов, ограничения на количество форм контроля, часов трудоемкости и аудиторных и т. д. WEB-модуль ресурса обеспечивает представление в открытом доступе актуальной информации о реализуемых ООП: аннотации к программам, графики учебного процесса, учебные планы, аннотации к дисциплинам и т. д. [4].
Ресурс «Электронный индивидуальный план преподавателя» [5] обеспечивает внешним и внутренним пользователям оперативный доступ к информации о профессорско-преподавательском составе: квалификационные характеристики (степень, звание), кафедра, должность,
область научных интересов, тематика выпускных работ, выполненных под руководством преподавателя, повышение квалификации, перечень реализуемых дисциплин.
Преподаватели университета по паролю могут перейти к своему индивидуальному плану, расписанию занятий и экзаменов в текущем семестре. Требования ФГОС ВПО, ФГСС ВО регламентируют вариативную составляющую ООП, как существенную для формирования студентами индивидуальных образовательных маршрутов, в том числе вариативные модули, дисциплины и курсы по выбору. В этих условиях, а также в связи с переходом от аудиторных часов (в неделю) к системе зачетных единиц расписание занятий преподавателей часто имеет сложную структуру, связанную с различными сроками и временем проведения занятий. Ресурс обеспечивает для каждого преподавателя университета автоматическое формирование детального расписания, которое в любой момент доступно в личном кабинете.
Преподаватели университета, кроме этого, имеют доступ к информации о всех актуальных ООП: аннотациям, учебным планам, страницам преподавателей, реализующих дисциплины ООП. Наполнение ресурса позволяет преподавателям уточнить место своей дисциплины в образовательной программе в целом, связи с другими дисциплинами программы; способствует разработке междисциплинарных модулей коллективами преподавателей — специалистами в различных предметных областях.
Электронный web-ресурс «Личный кабинет студента» (http://guide.herzen.spb. ги) включает несколько разделов, доступных студентам университета после соответствующей идентификации. Во-первых,
это учебная информация и приказы, в том числе касающиеся стипендий. В ресурсе представляется актуальная информация, формируемая автоматически после отработки приказов в базе данных сотрудниками отдела кадров студентов. При возникновении недоразумений студенты могут оперативно обратиться в деканат, стипендиальный отдел, другие подразделения университета.
В разделе освоения образовательного маршрута представлены оценки, кредиты, баллы, полученные студентом, сводная количественная оценка (процент оценок «отлично»), рейтинг студента в группе, что позволяет студенту оценить итоговые результаты освоения индивидуального образовательного маршрута. В целом ресурс обеспечивает для студентов открытость информации в аспекте условий и результатов обучения.
Через личный кабинет студент получает доступ к расписанию занятий и экзаменов, в том числе через мобильный сервис: по двумерному штрих-коду на распечатке можно скачать на телефон расписание своей группы, перейти к дисциплине и страничке преподавателя, который эту дисциплину преподает в текущем семестре.
Для студентов, обучающихся по договору об образовании на обучение, реализован режим распечатки счетов он-лайн из личного кабинета. Это освобождает сотрудников отдела платных образовательных услуг от дополнительной работы и позволяет студенту отчетливо представить свои «долги», если они есть, и из любой точки оперативно распечатать счет. На странице, связанной с образовательным маршрутом студента, представлены: учебный и рабочий планы в упрошенном виде; информация об общеуниверситетских дисциплинах по выбору, тематике ВКР по
направлению подготовки и руководителях. Студент может перейти из личного кабинета в Атлас образовательных маршрутов (ИПр://а1;1ав. herzen.spb.ru) для получения уточненной информации по своей ООП (аннотации к дисциплинам, практикам, преподаватели, реализующие дисциплины) или к образовательным программам для продолжения обучения в магистратуре.
Анализ обращений к web-ресурсам в текущем году показал, что в среднем в месяц регистрируется более 7000 пользователей, включая абитуриентов, студен-
тов и преподавателей университета. В период приемной кампании количество пользователей увеличивается в 1,5-2 раза, что свидетельствует о востребованности ресурса внешними пользователями, абитуриентами.
Разработанные ресурсы базируются на программных средствах, имеющих свидетельства о государственной регистрации [3; 4, 5], полномасштабно внедрены в университете, направлены на обеспечение требований ФГС ВПО, ФГОС ВО к условиям информационного сопровождения образовательного процесса в университете.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранова Е. В., Симонова И. В. Модели инновационных информационных образовательных ресурсов и их реализация в лузе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2014. № 167. С. 147-158.
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2014 г. № АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах».
3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Информационная система "Деканат"» № 2014616014 от 9 июня 2014 г. Авторы: Баранова Е. В., Елизарова И. К., Слепухина Н. В.
4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Электронное аннотирование основных образовательных программ» № 2014616012 от 9 июня 2014 г. Авторы: Баранова Е. В., Елизарова И. К., Харитонова О. В., Демидов М. В., Слепухина Н. В.
5. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ «Электронный индивидуальный план преподавателя» № 2014616013 от 9 июня 2014 г. Авторы: Баранова Е. В., Елизарова И. К., Демидов М. В.
REFERENCES
1. Baranova E. V., Simonova I. V. Modeli innovatsionnyh informatsionnyh obrazovatel'nyh resursov i ih realizacija v vuze // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2014. № 167. S. 147-158.
2. Pis'mo Ministerstva obrazovanija i nauki RF ol 20 avgusta 2014 g. № AK-2612/05 «O federa'nyh gosu-darstvennyh obrazovatel'nyh standartah».
3. Svidetel'stvo о gosudarstvennoj registratsii programmy dlja ЕУМ «Informatsionnaja sistema "Dekanat"» № 2014616014 ot 9 ijunja 2014 g. Avtory: Baranova E. V., Eltzarova I. K., Slepuhina N. V.
4. Svidelel'stvo о gosudarstvennoj registratsii programmy dlja ЕVM «Elektronnoe annotirovanie osnovnyh obrazovatel'nyh programm» № 2014616012 ot 9 ijunja 2014 g. Avtory: Baranova E. V., Elizarova I. K., Hari-tonova O. V., Demidov M. V., Slepuhina N. V.
5. Svidetel'stvo о gosudarslvennoj registratsii programmy dlja ЕVM «Еlektronnyj individual'nyj plan prepodavatelja» № 2014616013 ot 9 ijunja 2014 g. Avtory: Baranova E. V., Elizarova I. К., Demidov M. V.